конвергентный бизнес что это

Немного о конвергентной (и гиперконвергентной) ИТ-инфраструктуре

конвергентный бизнес что это. Смотреть фото конвергентный бизнес что это. Смотреть картинку конвергентный бизнес что это. Картинка про конвергентный бизнес что это. Фото конвергентный бизнес что это

На прошлой неделе мы постарались разнообразить ленту Хабра парочкой материалов по нашим профильным темам:

Конвергентная инфраструктура

Что же такое конвергентная инфраструктура? Такой тип инфраструктуры представляет собой готовое решение от производителя, задача которого – ускорить развертку инфраструктуры. Основная идея состоит в том, чтобы обеспечить одну точку входа для технической поддержки и упростить обслуживание компонентов.

Термин конвергентная инфраструктура предложила компания Hewlett-Packard шесть лет назад. В терминологии Gartner этот тип инфраструктуры называется интегрированной системой, а в Cisco Systems – системой унифицированных вычислений (UCS) (смотрите анбоксинг Cisco UCS в нашем блоге на Хабре).

Но каким бы ни было название, за ним кроется одна и та же идея: объединение памяти, вычислительных и сетевых ресурсов в пул, заранее сконфигурированный для работы в дата-центре. Такой подход сокращает время развертки инфраструктуры с нескольких месяцев до нескольких дней.

Создание конвергентной инфраструктуры в корпоративной среде – это нечто большее, чем простая замена пары сетевых устройств. В неконвергентной инфраструктуре, реализуя виртуальный сервер, на физических серверах запускается гипервизор, управляющий виртуальными машинами, а хранилище данных представляет собой DAS, NAS или SAN. В конвергентной инфраструктуре хранилище совмещено с физическими серверами, а для работы высокопроизводительных приложений и кеширования данных используется флеш-хранилище.

В качестве примера конвергентной инфраструктуры можно привести решение от компаний Cisco и NetApp – FlexPod. За серверную и сетевую сторону отвечает компания Cisco (сетевое оборудование серии Nexus и серверное оборудование UCS), а за хранение данных – компания NetApp (серия FAS). В итоге получилась гибкая масштабируемая и отказоустойчивая система.

Решением FlexPod пользуется швейцарская команда Sauber Motorsport AG, которая выступает в гонках «Формулы-1». Еще в 2007 году ребята столкнулись с необходимостью организации мобильного дата-центра, чтобы запускать приложения для анализа информации о гонке, а затем передавать собранные данные в хранилища стационарных ЦОД.

Компания развернула двухузловой кластер, состоящий из NetApp FAS2040 и NetApp SyncMirror для репликации данных. Мобильный центр данных содержит 8 блейд-серверов Cisco UCS и свитч Cisco Nexus.

конвергентный бизнес что это. Смотреть фото конвергентный бизнес что это. Смотреть картинку конвергентный бизнес что это. Картинка про конвергентный бизнес что это. Фото конвергентный бизнес что это

Полученные во время гонки данные с помощью NetApp SnapMirror реплицируются на MetroCluster в дата-центрах города Хинвиль. Средняя задержка при передаче данных с гоночной трассы в головной офис составляет около 15 минут. Вот так выглядит облачная инфраструктура дата-центров в Хинвиле:

конвергентный бизнес что это. Смотреть фото конвергентный бизнес что это. Смотреть картинку конвергентный бизнес что это. Картинка про конвергентный бизнес что это. Фото конвергентный бизнес что это

С помощью платформы FlexPod происходит сбор данных о болидах. Информация об использовании топлива, температуре, двигателях поступает с сотен сенсоров. Команда использует телеметрические показатели вместе с данными о состоянии трассы, запуская симуляции в FlexPod, чтобы сравнить, как виртуальная модель соотносится с текущими настройками автомобиля. Это помогает инженерам команды реагировать на изменения в ходе гонки.

Гиперконвергентная инфраструктура

Гиперконвергентные системы переводят концепцию конвергентности на новый уровень. Важным отличием между двумя технологиями является то, что в конвергентной инфраструктуре каждый компонент в строительном блоке является дискретным и может использоваться отдельно. Что касается гиперконвергентной инфраструктуры, то это программно-определяемая технология, потому все компоненты интегрированы.

Гиперконвергентные решения выделяются улучшениями на уровне программного контролера, что дает возможность легко их масштабировать. Чтобы увеличить емкость и производительность, нужно добавить новый блок. Вместо наращивания мощности за счет увеличения числа дисков, количества памяти или процессоров, производительность увеличивается за счет добавления большего числа модулей.

Таким образом, гиперконвергентная инфраструктура – это инфраструктура, в которой вычислительные мощности, хранилища, серверы, сети объединяются в одно целое с помощью программных средств, а управление ими происходит через общую консоль администрирования. По этой причине вместо команды ИТ-специалистов для управления хранилищами данных и серверным оборудованием порой достаточно одного системного администратора.

Среди минусов гиперконвергентных систем стоит отметить невозможность гранулярного апгрейда. Увеличение объема хранилища и повышение производительности являются критически важными пунктами для любой компании, но, если место на СХД-кластере подходит к концу, а вычислительных ресурсов более чем достаточно, вам все же придется увеличить общую вычислительную мощность, добавив новый модуль.

Крупным поставщиком гиперконвергентной инфраструктуры является компания VMware. Комплексным решением VMware EVO:RAIL пользуется японский банк Fukuoka Hibiki Shinkin. Атсуши Йошида (Atsushi Yoshida), представитель банка, изначально обратил внимание на EVO:RAIL в силу гибких возможностей интеграции с имеющимися серверами, системами хранения данных, гипервизором и виртуальным программным обеспечением.

конвергентный бизнес что это. Смотреть фото конвергентный бизнес что это. Смотреть картинку конвергентный бизнес что это. Картинка про конвергентный бизнес что это. Фото конвергентный бизнес что это

Использование гиперконвергентного решения позволило банку снизить эксплуатационные расходы до 10% и уменьшить показатель TCO (total cost of ownership) на 40%. Все время реализации, с учетом создания виртуальных машин, заняло 15 минут.

Как в случае с традиционными инфраструктурами, стоимость гиперконвергентной инфраструктуры может варьироваться в зависимости от используемого гипервизора. Инфраструктура на VMware vSphere или Microsoft Hyper-V может стоить достаточно дорого, а вот Nutanix поддерживает «опенсорсный» KVM.

Для тех, кто ищет способ использовать уже существующее оборудование для построения гиперконвергентной инфраструктуры, несколько компаний предлагают программные технологии, повышающие производительность существующей инфраструктуры. Одной из таких компаний является Atlantis of Mountain View, чье решение превращает DAS в массив, увеличивая число ВМ, работающих с хранилищем.

Подводя итоги, можно сказать, что конвергентные и гиперконвергентные решения, предлагаемые различными компаниями, помогают экономить время на внедрении и технической поддержке инфраструктуры; пропадает необходимость в большом количестве администраторов, осуществляющих данную поддержку. Компания, внедрившая такие решения, повышает эффективность ИТ-отдела и своего бизнеса.

Источник

Конвергенция: сети, продукты, услуги

Что есть конвергенция? Есть множество определений, существенно различающихся между собой. Необходимо понимать — на сегодняшний день какого-то единообразного толкования нет. На мой взгляд, конвергенция — это процесс и тенденция к сближению технологий, продуктов и услуг, разных по своей изначальной природе. Результатом конвергенции становится некий новый продукт, объединяющий функционал своих родителей, обладающий каким-то новым качеством, предлагающий потребителю что-то новое. Принципиально важно — конвергенция не есть технология, это не конкретный сервис. Конвергенция — это либо идея, возникающая в умах людей, причастных к телекому, например, производителей оборудования, о том, что если например, объединить фиксированную и мобильную связь, это будет выгодно и удобно потребителям. Это либо тенденция, существующая независимо от чьих-либо субъективных желаний, к тому, что телекоммуникационные услуги как-то объединяются, скрещиваются, опыляются между собой. И, наконец, очень часто конвергенция — это элемент маркетингового позиционирования каких-то продуктов и услуг. Т.е. неинтересно просто сказать, что технология Х — это просто новая технология. Лучше сказать, что технология Х — это конвергентная технология, что как бы прибавляет ей веса в глазах потенциальных заказчиков и потребителей.

Если ориентироваться на рекомендации авторитетных международных органов, у конвергенции как у идеи, процесса и тенденции, в телекоммуникациях есть несколько составляющих. Это, во-первых, конвергенция сетей доступа. Т.е., например, конвергенция сетей фиксированной и мобильной связи. У этого элемента конвергенции движущей силой являются операторы сетей. От них напрямую зависит, будет ли реализована конвергенция мобильной и фиксированной связи, т.н FMC (Fixed Mobile Convergence) в данном конкретном случае, или не будет. Вторая составляющая — это конвергенция сервисов. В данном случае движущими силами являются поставщики услуг. И, наконец, третья составляющая конвергенции — это конвергенция устройств. В данном случае решающее слово за производителями: будет устройство Х реализовывать конвергенцию или нет.

Поговорим немного об истоках появления конвергенции как идеи и тенденции. Появление идеи конвергентных услуг принято относить к середине девяностых, когда в первую очередь в европейском телекоме проявились некоторые следующие тенденции. Первое — это замещение фиксированной связи мобильной — FMS (Fixed Mobile Substitution). Именно в середине 90-х стал достаточно значимым процесс перетока трафика, абонентов, и самое главное — денег из сетей фиксированной связи в мобильные. Выяснилось, что мобильность сама по себе настолько привлекательна, что люди готовы даже априори по несколько большим тарифам звонить по мобильному, не бегая к обычной трубке. И даже радиоудлинитель или DECT не помогает. Операторы фиксированной связи столкнулись с тем, что им нечего противопоставить. Оказалось, что они столкнулись перед глобальным вызовом их бизнесу, и с этим нужно что-то делать. Вторая тенденция —становление в середине 90-х Всемирной Сети как принципиально нового альтернативного способа доступа к информации и способа коммуникации. Интернет стал достаточно заметным, зримым и весомым и начал заметно влиять на поведение пользователей. И наконец ближе к концу 90-х в телекоме появилась новая категория участников рынка, те же операторы IP-телефонии, которые начали оттягивать на себе все большую часть денег, при чем уже как от операторов фиксированной, так и мобильной связи. И уже не только операторы фиксированной, но и мобильной связи, осознали, что с этим нужно что-то делать.

Теперь углубимся еще дальше в ретроспективу, чтобы вспомнить, откуда есть пошел весь телеком, и куда он идет.

Весь современный телекоммуникационный бизнес вырос из сетей обычной телефонии. И даже операторы мобильной связи по своему менталитету, по своим подходам, все равно являются продолжателями дела фиксированных операторов.

Что характеризует фиксированную телефонию как этап эволюции телекоммуникационных сетей и телекома в целом? Долгое время телефония была титульной и, по большому счету, единственной услугой. С большим опозданием появилась услуга факса как способ передачи текста в виде изображения. При чем в силу своей сложности и дороговизны факсимильная связь никогда не была популярной, это всегда было уделом бизнеса. Набор услуг в сети фиксированной связи минимален и негибок, потому что реализация любой новой услуги предполагает вмешательство на физическом уровне. Кроссовое оборудование, колодцы, коммутаторы — нужно очень много предпринять действий на физическом уровне, что всегда дорого и, в конечном счете, неинтересно. Оператор сам строит, сам контролирует, т.е. имеет право собственности на всю сеть. Вплоть до права собственности на конечное оборудование.

Наш телефонный номер (квартирный), и точно также номер мобильной связи, не является нашей собственностью. Это собственность оператора, который нам предоставляет его в пользование на некоторых условиях, оставляя за собой право в любой момент забрать. В любом случае оператор и только оператор на сто процентов решает и контролирует, что происходит в сети. Идентификатор пользователя, в данном случае телефонный номер, мало того, что является собственностью оператора, сами принципы администрирования телефонных номеров очень негибкие. В случае с фиксированной телефонией во-первых телефонный номер привязан географически к определенному региону, кроме того существуют операторские ограничения. Номера выделяются определенным операторам и не могут между ними мигрировать. Таким образом, сети отдельных операторов получаются отдельными царствами, в каждом из которых оператор — хозяин-барин.

Поскольку во власти оператора и сетевые идентификаторы, и номенклатура услуг, и конечное оборудование, и условия присоединения к другим сетям, то в его распоряжении вся цепочка добавленной стоимости. Все деньги, которые тратятся в этой сети, остаются у оператора. И это приводит к тому, что «всё дорого и плохо».

Альтернативой этому стало появление Всемироной Сети и Интернета как её технологической основы, который строится на совершенно других принципах. Во главу угла поставлены так называемые сетевые ресурсы, которыми могут быть html-страницы, адреса электронной почты, службы мгновенных сообщений. У каждого ресурса есть свои идентификаторы, и что принципиально, в мире интернета можно реализовать право собственности на идентификатор. Можно оформить свой адрес электронной почты, номер ICQ, домен.

Таким образом, реализован очень важный принцип: разделены доступ к сети и доступные в ней услуги. Потому что услугами и сетью, в общем случае, занимаются абсолютно разные лица, которые никак между собой не пересекаются. Таким образом, получается открытая, совершенно иная среда. Идентификаторы, номенклатура услуг и условия их предоставления, оконечное оборудование, и соответственно, все более увеличивающаяся часть добавочной стоимости вышли из под контроля операторов сетей. И это есть глобальный вызов их бизнесу, на который они никак не могут найти ответа.

В настоящее время услуга телефонии может быть реализована как в фиксированной проводной сети, так и посредством сетей подвижной связи, а еще есть IP-телефония в сетях передачи данных. Номенклатура услуг очень сильно расширилась. И самое главное — расширились границы нашей свободы. Принципы предоставления услуг во многом стали совершенно другими.

Что можно сказать о конвергентных услугах и продуктах на украинском рынке в настоящее время? Для меня наиболее ярким примером является деятельность операторов CDMA-сетей, которые по факту предоставляют услугу местной связи (местные номера с географической привязкой), тарификацией фиксированных сетей, но при этом с качеством мобильности. Т.е. «местная» плюс «мобильная» телефонная связь. Эта услуга предоставляется на всей территории страны.

Все большее распространение на рынке получают конвергентные устройства: смартфоны, персональные медиапроигрыватели, с поддержкой беспроводных локальных сетей (Apple iTouch). В ближайшие два-три года начнется экспансия совершенно нового класса устройств, пока представленных всего двумя девайсами от Nokia — так называемые интернет-планшеты. Устройства, ориентированные в первую очередь на доступ в интернет через сети беспроводной связи. Все время растет доля смартфонов с поддержкой WiFi.

И, наконец, широко анонсированные FMC-проекты операторов. К сожалению, они пока не получили достаточной популярности, которую, без сомнения, заслуживают. Что это за проблемы? Это в первую очередь неадекватное регулирование. В частности, когда мы говорим о тех возможностях, которые успешно используют CDMA-операторы, предоставляя местные номера в мобильном варианте, сразу возникает вопрос: «Почему это не могут делать операторы GSM-сетей»? Им просто не дают. При том что GSM-щики могли бы прекрасно на этом поле работать, но пока не имеют возможности в силу отсутствия дееспособного регулятора.

Для операторов когвергентные устройства — это в первую очередь потеря привычной для них власти над абонентов, которая является краеугольным камнем их бизнес-модели. Ну и существует проблема взаимоотношения операторов с поставщиками сервисов, которая в свое время в украинских реалиях выливалась в войну с IP-телефонией. Можно понять оператора. Для него IP-оператор — это паразит, который присосался, не вкладывая ничего в сеть, демпингует, разрушает его бизнес-модель. По крайней мере, в том, что касается очень дорогих международных звонков.

Большинство этих проблем относится к фундаментальному противоречию. Пока операторы контролируют и доступ к сети, и услуги, которые в них предоставляются, они себя прекрасно чувствуют. И получают хорошую рентабельность. Как только с технологической революцией доступ к услугам начал разделяться, возникли проблемы что старая бизнес-модель устарела, и что-то с ней нужно делать.

Теперь спрогнозируем куда движется отрасль. В идеале та модель организации бизнеса, которая характерна для интернета, должна стать всеобъемлющей. Для нас нет разницы, куда мы направим письмо электронной почты — в соседний офис или на другой конец света. От этого тарифы никак не меняются. Чем хорошо Интернет? Там ценовые барьеры практически сведены до нуля.

И поэтому в идеале весь телеком — телефония фиксированная, подвижная — должна стать более похожей на Интернет. Что этому поспособствует? Прежде всего MNP — переносимость номера. При чем не только между сетями мобильной связи, но и фиксированной и мобильной. ENUM (tElephone NUmber Mapping) — за этой аббревиатурой скрывается инициатива по отображению традиционной телефонной нумерации на адресное поле Интернета. То есть, грубо говоря, чтобы можно было свой телефонный адрес использовать для электронной почты, ICQ и т.п. Вместо множества номеров, вместо громоздких машрутизаций должен быть один-единственный идентификатор — универсальный номер, собственность на который может оформить каждый человек.

Рынку также придётся пережить структурное разделение операторского бизнеса, заявленное как один из приоритетов регулирования в Евросоюзе. Речь идет о том, чтобы принудительно на законодательном уровне заставить нынешних операторов, которые реализуют по факту вертикальную модель (сеть и все услуги), разделить эти направления. Одни компании занимаются сетями, другие — предоставлением услуг. Только после этого откроется возможность для развития тех же виртуальных операторов. Тогда появятся правовые основания для доступа к сетевым ресурсам. Только после этого появится также шанс у контент-провайдеров, когда они из нынешней роли «приживалок» тоже смогут на что-то претендовать. Потому что в нынешней модели контент-провайдеры находятся в полной зависимости от прихоти операторов.

Безусловно, будет расти популярность конвергентных устройств и услуг на их базе. В течение двух-трех лет большинство продаваемых телефонов, планшетов будут поддерживать по несколько беспроводных сетей, как минимум две: сотовую сеть и WiFi или WiMax. Все поймут, что это выгодно, дешево, интересно.

Ну и безусловно то направление, о котором в частности заявляет МТС, это мобильный широкополосный доступ, будет непрерывно развиваться. Потому что по мере того, как все большая часть украинцев будут узнавать и пользоваться социальными сетями, дневниками, у них объективно будет возникать потребность в интернет-доступе как можно чаще. В идеале — 24 часа в сутки.

Уже сейчас мы наблюдаем, что традиционные операторы сетей мигрируют от просто сетевого бизнеса в направлении гораздо более сложного, комплексного предоставления — к информационно-комуникационным технологиям. Операторы начинают выполнять роль интеграторов, потому что есть задачи, которые сложно реализовать из двух рук. Бизнес будет все более усложняться, и те услуги, которые будут предоставляться, будут все более и более сложными, в первую очередь структурно. И в то же время с точки зрения абонента они будут становится все проще.

Источник

Конвергентные тарифы: если это выгодно, почему ими пользуются не все

Конвергентные тарифы появились в России около четырех лет назад — в 2016-м. Однако, судя по опросу, проведенному на iXBT, — это все еще не самый популярный способ организации подписок на услуги операторов. До 75% людей, которые активно пользуются интернетом, пока не считают такие тарифы оптимальными. В то же время, они могут быть значительно выгоднее — это чистая математика.

Конвергентный тариф — это такой тариф, в котором оператор предлагает одновременно больше одного вида услуг: мобильной связи, проводного интернета, телевидения, места в облачном хранилище и пр. Например, вы можете оплачивать один счет сразу за мобильный интернет и домашний. Или проводной интернет и доступ к сотне ТВ-каналов.

В нашем опросе о проникновении конвергентных тарифов поучаствовало более 1000 человек. Почти у половины из них работа так или иначе связана с интернетом. Около 15% считают, что вообще «живут в нем». А более, чем у половины дома даже есть резервный мобильный канал для выхода в Сеть.

Естественно, среди читателей iXBT большинство уделяет огромное внимание выбору надежного роутера. Почти 80% опрошенных скрупулезно выбирали модель, исходя из поддерживаемых стандартов и наличия необходимых портов для подключения сетевых и периферийных устройств.

Около 2/3 опрошенных наряду с выходом в интернет смотрят телевизор. Самый популярный способ просмотра — через приставку на большом экране. Следующий по популярности — дисплей ноутбука, а затем идут смартфоны и планшеты.

Проводной домашний интернет большинство респондентов использует для просмотра фильмов и сериалов (так ответил каждый пятый). Самыми популярными стриминговыми сервисами оказались Кинопоиск HD, YouTube Premium и IVI. Далее идут Netflix, Okko, MeGoGo, Амедиатека, Apple TV+, Premier, More.TV и Старт.

Вместе с тем, 21% опрошенных ответили, что используют домашний интернет не только для развлечений, чтения новостей и общения, но и для работы.

Люди решают с помощью интернета массу задач: от развлечений до профессиональных. Некоторые с помощью доступа к Сети даже зарабатывают. Но большинство опрошенных считает, что стоимость услуг провайдеров могла бы быть и ниже — каждый третий хотел бы платить меньше. При этом почти половина по-прежнему считает, что покупка отдельных услуг все равно выгоднее, нежели конвергентный тариф.

Но давайте посчитаем. Делать это будем на примере Московского региона, раз уж большинство участников опроса отметили именно его. У Мегафона для Москвы есть несколько вариантов тарифа «Объединяй!»: Два Интернета, Эконом, Хит и Для своих.

До недавнего времени у Мегафона не было собственного проводного интернета. Он появился недавно благодаря новой дочерней компании Wifire. Теперь каждый вариант тарифа включает в себя обязательный минимум: мобильный и домашний интернет.

Тариф «Два интернета» подойдет тем, кто не смотрит телевизор. Клиенту предлагают мобильный и домашний интернет (200 Мбит/с) безо всяких лимитов. Кроме того, в тарифный план входят 900 минут голосовой связи. А стоит все это 750 ₽/мес или даже 375, если успеете воспользоваться акцией.

План «Эконом» включает 700 минут звонков и 30 ГБ мобильного трафика. Но доступ в интернет из дома на скорости в 50 Мбит/с — безлимитный. Кроме того, в пакет входит 61 ТВ-канал, семь из которых доступны в HD-качестве, а на одном из них показывают кино и сериалы. Цена вопроса по акции — 325 ₽/мес. Плюс 99 рублей за аренду ТВ-приставки. Но и стандартные 650 ₽ — это примерно цена только мобильной связи. Получается, что фиксированный интернет и ТВ абонент получает «в нагрузку».

Тарифный план «Хит» рассчитан на тех, кто говорит по телефону много. В него входят 1300 минут и безлимитный интернет — как мобильный, так и домашний. Причем последний уже на скорости 300 Мбит/с. Плюс к этому 188 ТВ-каналов: 36 в высоком разрешении и 17 с сериалами и кино. Приставку предоставляют бесплатно. Все это оценивают в 425 ₽/мес по акции и 850 ₽ в стандартных условиях.

Самый прокачанный тариф называется «Для своих». В него входят 2100 минут разговоров, мобильный + домашний интернет (500 Мбит/с), а еще абоненту бесплатно предоставляют Wi-Fi-роутер. Доступных ТВ-каналов уже 250, из которых в HD-разрешении будет 57, 41 с кино и сериалами, а также восемь каналов для взрослых. ТВ-приставка, так же как и на«Хите» не стоит ничего.

Если понадобится, на трех первых тарифах можно доплатить 55 или 88 ₽/мес и получить роутер: 100-мегабитный — подешевле или гигабитный — подороже. Получается, на отрезке в три года они будут стоить от 1980 до 3168 ₽. Это точно не дороже сравнимых по характеристикам устройств, которые можно найти в розницу. А кроме того, платить всю сумму сразу не придется. Профит!

Даже если не пытаться оценить в деньгах время и силы, которые тратит абонент на подбор тарифов и оплату счетов у разных провайдеров, получается, покупать услуги у одного оператора выгоднее. Если подключать услуги по-отдельности, в месяц набегает около двух тысяч рублей: 700 ₽ за безлимитный мобильный интернет у того же Мегафона, примерно 600 ₽ на домашний интернет и около 500 ₽ за ТВ. Плюс нужен будет роутер (это около 3000 ₽ однократно или по 83 ₽/мес.) и какая-то ТВ-приставка. А конвергентный тариф со всеми девайсами и удобствами обойдется меньше, чем в тысячу. И это даже без учета акций и бонусов вроде бесплатного доступа к Амедиатеке для новых клиентов.

Вот и получается парадокс: пользоваться услугами одного оператора на таких условиях — это сплошная выгода, а делают это почему-то не все. Возможно, одна из причин — это неосведомленность. Но мы только что попытались это исправить.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *