конвиниенс что это магазин
Дорогой дешевый ритейлер. Обобщение
Параметры сделки
Продающим акционером выступает Mercury Retail Group Limited, она реализует до 10% акций ритейлера в виде GDR. Соответственно, эффективные доли в компании нынешних акционеров, которыми они владеют через Mercury Retail Group Limited, сократятся на 10%.
Формирование книги заявок планируется завершить 9 ноября, старт торгов GDR Mercury Retail на Московской бирже под тикером MRHL намечен на 10 ноября.
Быстрее, прибыльнее
По итогам 2021 года Mercury Retail прогнозирует рентабельность EBITDA в размере около 9%, а в среднесрочной перспективе рассчитывает поддерживать показатель на сопоставимом уровне и видит потенциал для улучшений за счет эффекта масштаба и роста операционной эффективности.
Целевой уровень рентабельности EBITDA X5 на ближайшие годы составляет более 7%. «Магнит» к 2025 году планирует повысить рентабельность до 8%.
Однако, в отличие от «ВинЛаба», в магазинах «Красное и белое» и «Бристоль» значимая часть продаж приходится на продукты питания (хотя Mercury Retail является крупнейшим в России продавцом алкогольной и табачной продукции).
Сеть неалкомаркетов
По данным на июнь, на долю продуктов питания приходилось 27% в структуре продаж «Красного и белого» в денежном выражении. В сентябре-октябре этот показатель вырос до 33%, сообщил Кациев. В структуре продаж в штучном выражении на долю продуктов приходилось 46% (в «Бристоле» доля продаж продуктов составляет 14% в деньгах и 23% в штуках).
Отличия видят и представители классической алкогольной розницы: у сети «ВинЛаб» совсем другое позиционирование и фокус на основных категориях вина и крепкого алкоголя, говорил основной владелец, председатель правления ПАО «Белуга Групп» Александр Мечетин.
Последняя стометровка вместо последней мили
Сегмент ultra-convenience имеет огромный потенциал в долгосрочной перспективе и высокий входной барьер, считает Mercury Retail. По прогнозам GfK, этот сегмент будет развиваться со среднегодовым темпом роста (CAGR) 27,8% и к концу 2025 года достигнет 5,4 трлн рублей или 23,4% российского продуктового ритейла (по сравнению с 1,8 трлн рублей или 10,2% российского продуктового ритейла на 30 июня этого года). Темпы роста сегмента более чем в четыре раза превышают показатели для российского рынка продуктового ритейла в целом: по прогнозам GfK, CAGR всего рынка за тот же период составит 6,3%.
По оценкам GfK, общее количество магазинов ultra-convenience в России может увеличиться примерно на 51 тыс.: с приблизительно 37 тыс. до около 88 тыс. (включая незанятые локации, существующие магазины Mercury Retail и существующие магазины ее конкурентов).
Больше магазинов
Весь этот прирост может обеспечить Mercury Retail: компания видит потенциал для открытия около 50 тыс. новых магазинов в будущем.
На конец сентября группа объединяла 14 039 магазинов, в том числе 9 843 магазина «Красное и белое» и 4 196 магазинов «Бристоль».
К концу 2021 года количество магазинов превысит 15 тыс., отметил Кациев.
У Mercury Retail большой потенциал, и ее доля на рынке продовольственного ритейла в России будет расти, поскольку потребители ценят удобство совершения покупок, считает Макеев из Райффайзенбанка.
В «Бристоль», друзья
Mercury Retail была создана в 2019 году в результате объединения сетей «Красное и белое», основанной Студенниковым, с сетями «Бристоль» и «Дикси», принадлежащих Кесаеву и Кациеву (ранее холдинговая структура называлась DKBR Mega Retail Group).
В июле 2021 года Mercury Retail продала группу «Дикси» ритейлеру «Магнит» за 97 млрд рублей (выручка «Дикси» за III квартал 2021 года составила 53,3 млрд рублей, по данным «Магнита»).
Mercury Retail является единственным федеральным ритейлером, представленным во всех округах, включая Дальний Восток.
Продуктовый магазин у дома — как открыть бизнес с нуля
Читатели IQR просили сделать материал про обычные продуктовые магазины в нашей рубрике “Бизнес”. Сегодня мы сделаем расчет, сколько в среднем зарабатывает маленький магазин продуктов. На Западе этот формат известен как “convenience store”, у нас — продуктовый магазин у дома или мини-маркет шаговой доступности. В этом материале мы расскажем, какая примерно выручка, маржа и прибыль у такого формата бизнеса, от чего зависит успех такого малого предприятия, и какие идеи можно перенять у сетевых западных гигантов.
Магазин у дома vs. Convenience store
Почему в России нет магазинов шаговой доступности — экскурс в экономическую историю
Самое любопытное в этой сфере бизнеса, с чего следует начать — в России абсолютно не развита система магазинов шаговой доступности! Исторически сложилось так, что по всей стране были только магазины с названием “Продукты”. Качеством сервиса они не отличались.
Продуктовый магазин советского образца
“Я не настолько старая, чтобы помнить Советский Союз, но хорошо помню, как мы в пятом классе ходили на большой перемене в один магазинчик рядом со школой. Продавщица там была “советской закалки”. Покупатель для нее был врагом и раздражителем. Стоило замешкаться, выбирая шоколадный батончик, как раздавался поток брани, сводящийся кратко к фразе: “ Чего приперлись? Или покупайте, или проваливайте! ”
Меня всегда поражало, как можно получать зарплату за такую работу, и почему ее не выгонял хозяин. Никакого понятия сервиса в девяностых не было — надо полагать, такое отношение к покупателям сформировалось из опыта работы времен СССР, раз это было для старой продавщицы нормой. Иначе как ее не выгнали за столько лет? Магазин этот потом разорился, разумеется. Но в тот момент выбора у нас не было, мы продолжали ходить в этот магазин — единственный рядом со школой — при этом старались выбирать побыстрее и проваливать. Монополистическая конкуренция, однако.
Поскольку эти торговые точки не отличались качеством обслуживания и выбором, как только появились первые супермаркеты, люди стали ходить туда, как на экскурсии. Первые супермаркеты были очень тесными, но в конце девяностых казались людям вершиной торгового совершенства. Поэтому поток покупателей в магазинах у дома с откровенно паршивым сервисом быстро иссяк.
Формат продуктового магазина шаговой доступности в России — как получилось
Рынок мелкого ритейла в России фактически поделен между X5 Retail Group (“Пятерочка, “Перекресток”) и сетью “Магнит”. Первая сильнее представлена в Москве, вторая — в регионах. “Х5 Груп” года три пыталась «разродиться» сетью магазинов шаговой доступности. И вот в 2015 году в Москве и области стали открываться точки формата « Перекресток Экспресс ».
Как открыть магазин
“При подготовке этого материала я специально отправилась поглядеть, что же за чудо такое — неужели наконец-то сделали нормальный формат маленького магазина? Зашла, прошла по кругу… и ничего не нашла. Ничего, что там должно быть! Просто маленький супермаркет с круговой схемой прохода и неадекватно высокими ценами. “Доширак” по 37 рублей, и его негде даже заварить за эти деньги, они там обезумели что ли?
У группы Х5 столько денег, и они не могли послать людей на обучение, чтобы посмотреть, как должен выглядеть нормальный минимарт? Это просто позорище уровня поселкового “Магнита”, больше никогда туда не зайду.
Естественно, ребята из X5 Retail Group уже пиарят свой маркетинговый пшик под видом суперприбыльного и надежного бизнеса. С условиями франшизы на «Перекресток Экспресс» вы можете ознакомиться здесь, но, во-первых, они грабительские, во-вторых, любой Вася с тремя извилинами может сделать магазин лучше и ничего не платить за франшизу.
Стоимость франшизы Х5
Расчет здесь – только на бренд “Перекрестка” в названии, больше никаких преимуществ франчайзи за свои деньги не получит”.
Convenience store — как должно быть
Если сравнивать с российскими точками, больше всего магазины сети “Севен-Элевен” похожи на маленькие магазинчики для дальнобойщиков Как и на что живут дальнобойщики? на федеральных трассах. Там можно купить нескоропортящуюся еду, заварить “Доширак”, съесть тост, пиццу, сосиску и еще кучу дешевой продукции быстрого приготовления и запить колой из автомата. Наполнение магазинов дополнительными “фишками” различается и зависит от площади.
Холодильник с мороженым
Приличный 7 – Eleven снабжен*:
*Мы выделили жирным шрифтом минимальное наполнение, которое поставляется в каждый магазин сети.
Суть в том, что в магазине можно полноценно перекусить. И стоит это очень дешево. В Таиланде, например, мини-маркеты такого формата стоят через каждые 300-500 метров. В последнее время их там открыли столько, что уже есть сомнения, зарабатывают ли они что-то. На одно только электричество такой магазин может тратить больше тысячи долларов в месяц. Но проходимость все равно достаточно высокая.
Открытие сети магазинов такого типа, безусловно, обречено на успех, ничего подобного нет ни у одной сети в России. Большой плюс такого минимарта для собственника — малое количество скоропортящихся продуктов (нет овощей и фруктов как в “Пятерочке”, которые создают грязь и вонь, и требуют дополнительные ресурсы для взвешивания). Почти ничего не списывается.
Бизнес-план продуктового магазина
Технические моменты
Открыть продуктовый магазин с нуля довольно просто при наличии денег. Лучше, конечно, иметь помещение в собственности. Когда вкладываешь деньги в ремонт чужого помещения под свой бизнес, “капает” аренда, поддержки крупного бренда нет, а результат неизвестен, хорошего сна не дождешься.
В принципе, основных технических моментов два:
Сколько стоит открыть продуктовый магазин
Давайте прикинем, сколько надо вложить денег в открытие магазина формата convenience store (без учета стоимости помещения). Примерная площадь, которая нас интересует — 100 квадратных метров.
Это очень грубый минимум без детальных подсчетов и разбивки сметы. Итого получаем 3,6 миллиона плюс стоимость помещения. Таким образом, с покупкой помещения открытие магазина обойдется от 10 миллионов рублей. Что делает порог входа в розничную торговлю достаточно высоким, чтобы отсечь от этого бизнеса всех случайных людей.
Действительно, это скорее надежная инвестиция “на старость” с прогнозируемыми выручкой, прибылью и сроком окупаемости для состоявшихся бизнесменов, чем стартап для молодых.
Выручка и прибыль среднего магазина продуктов
Мы посмотрели предложения о продаже готового бизнеса — небольших продуктовых магазинов у дома в спальных районах Москвы. Продавцы заявляют примерно такие цифры:
При этом магазин может продаваться за 500-1500 тысяч. Понятно, что никакой прибылью там на самом деле и не пахнет, кто-то просто хочет спихнуть убыточную точку. Адекватные предложения о продаже бизнеса начинаются от 3,5 миллионов рублей, что эквивалентно вложениям в открытие новой розничной точки с арендуемым помещением.
Нетрудно заметить, что при заявленных цифрах средняя торговая наценка должна быть не менее 100%. Отдельно взятая торговая точка не имеет возможности закупать товары по ценам сети, поэтому закупочная цена, которую мы бегло прикинули, посмотрев оптовые цены, в среднем будет на 80% ниже розничной.
Расчет на примере реальной точки
“У меня около дома на автобусной остановке есть круглосуточная палатка. Ну как палатка, они забетонировали пол, как положено по закону, но суть не поменялась. Я наблюдаю за ней годами. Очень много соседних магазинов на первых этажах разорилось за несколько лет, а они прекрасно работают. Площадь с учетом склада – метров 60-70.
Помимо удачного расположения на перекрестке, у них два преимущества: круглосуточный режим работы и очень сбалансированный ассортимент. Это не “Севен-Элевен”, конечно, но там есть все, за чем лень ехать в гипермаркет — от кошачьего корма до чипсов.
Там три или четыре продавщицы, которые работают посменно годами и получают не знаю сколько, но вряд ли больше 45 тысяч. Там всегда есть клиенты. Средний чек навскидку – рублей 200-300, но за час магазин обслуживает порядка 40-50 покупателей. В ночные часы – 5-10 человек, в основном это местные алкаши, у которых есть личная договоренность о покупке алкоголя ночью в обход закона о запрете его продажи после 11 вечера.
Ну вот и считаем. Цены там выше, чем в “Пятерочке”. При этом там чище и быстрее обслуживают, хотя касса всего одна. Расчет простой. Магазинчик этот делает порядка 4-5 миллионов оборота, и даже если он полностью «по-белому» платит все налоги, то «лимон» чистыми несет минимум хозяину в месяц”.
Выводы
Чтобы преуспеть в этом бизнесе, вам надо:
Если вы хотите открыть успешный мини-маркет, обязательно продумайте ассортимент со снеками и едой быстрого приготовления, используйте передовой западный опыт и поставьте микроволновку. Народ быстро оценит сервис и потянется к вам.
The Convenience Store — японская хоррор-игра стоимостью 2 доллара о магазине с привидениями
The Convenience Store — это сдержанная хоррор-игра о девушке, работающей в позднюю смену в магазине небольшого японского городка. Большинство инди-хорроров разворачиваются в скрипучих старых домах, мрачных больницах и других подобных местах. Но это происходит в ярко освещенном магазине, что сразу привлекло мое внимание. Вы проводите большую часть игры, просто работая: обслуживая клиентов, пополняя полки, вынося мусор и принимая поставки. Он медленный и повторяющийся, идеально отражает утомительное занятие розничной торговлей.
Если это звучит скучно, это так. Вы стоите за прилавком и наблюдаете, как покупатель медленно блуждает по проходам, берет лапшу быстрого приготовления и картофельные чипсы, а затем подает их, когда они готовы. Но это делает моменты, когда начинает происходить страшное дерьмо, более эффективными. Это игра с длинными, растянутыми участками ничего такого, затем короткие резкие взрывы сдержанного ужаса. Вы удивитесь, почему автоматические двери продолжают открываться и закрываться, когда никого нет. Затем вы посмотрите на них через нечеткую ленту видеонаблюдения и …
(The Convenience Store: Chilla’s Art)
Понятно, что это малобюджетная игра, но лоу-файный характер визуальных эффектов добавляет ей жуткой, тревожной атмосферы. Комбинация простых 3D-моделей, текстур на основе фотографий и грязных искажений VHS является эффективной, с отголосками оригинальной серии Silent Hill и Siren. С художественной точки зрения это далеко не качество этих игр, но атмосфера есть, и иногда этого достаточно. Аудиодизайн также великолепен, особенно то, как он использует пронзительные звуковые сигналы дверных датчиков, чтобы грызть вам нервы. Это покупатель или … что-то другое.
Я искренне удивлен тем, насколько страшен The Convenience Store. Я играл во много инди-хорроров, и очень мало действительно вывели меня из себя. Здесь есть несколько страхов, которые являются такими клише J-ужастика, что я даже не вздрогнул. Но другие, более тонкие моменты действительно проникли мне в кожу. Chilla’s Art, два японских брата, которые разработали это и библиотеку других игр ужасов, как Night Delivery, обладают реальным знанием, когда нужно сдерживаться, и вызывать предвкушение, прежде чем отпугнуть. И тот факт, что все происходит в большой, светлой комнате, освещенной флуоресцентными лампами, вызывающими головную боль, впечатляет.
Конвиниенс что это магазин
Отлично сделано! Пятёрочки кстати же shop=supermarket? Было бы идеально, чтобы потом по фильтру «Пятёрочка» конвиенсы менять на супермаркет. 🙂
НЕЕЕЕЕТ
supermarket — это лента, окей, ашан, рамстор, карусель
convinience — пятёрочка, полушка, дикси, перекрёсток, магнит
разница в размере, ассортименте, особенно по части не-еды.
вот это я и имел в виду под не надо ломиться делать ботов. Сразу захочется one step further.
Last edited by zverik (2010-09-30 10:12:22)
#2 2010-09-30 10:16:52
Re: Типы магазинов
supermarket — это лента, окей, ашан, рамстор, карусель
convinience — пятёрочка, полушка, дикси, перекрёсток, магнит
разница в размере, ассортименте, особенно по части не-еды.
А всякие ленты и океи уже давно себя величают гипермаркетами. Может для них как раз стоит продвигать что-то типа shop=hypermarket?
#3 2010-09-30 10:20:57
Re: Типы магазинов
Отлично сделано! Пятёрочки кстати же shop=supermarket? Было бы идеально, чтобы потом по фильтру «Пятёрочка» конвиенсы менять на супермаркет.
НЕЕЕЕЕТ
supermarket — это лента, окей, ашан, рамстор, карусель
convinience — пятёрочка, полушка, дикси, перекрёсток, магнит
разница в размере, ассортименте, особенно по части не-еды.
вот это я и имел в виду под не надо ломиться делать ботов. Сразу захочется one step further.
#4 2010-09-30 10:21:41
Re: Типы магазинов
Имхо, магазины одной и той же сети могут быть как convinience, так и supermarket. Зависит же не от названия, а от размера, ассортимента и много чего ещё. Почти у каждой сети есть отдельные магазины класса кагбе Люкс, они обычно на уровень выше в классификации.
#5 2010-09-30 10:27:54
Re: Типы магазинов
А всякие ленты и океи уже давно себя величают гипермаркетами. Может для них как раз стоит продвигать что-то типа shop=hypermarket?
нет.
то, что некоторые магазины отказались от принципа «по продавцу в каждый отдел» и перешли на корзиночный тип обслуживания, не означает, что другие магазины понизились в статусе, а большие — повысились.
Термин «гипермаркет» маркетинговый и никак не отражает тип магазина, как и другие типы маркетов у нас.
«Please note that many small shops will call themselves supermarkets in their name. Please choose based on the size of the shop, not its name».
Что касается разницы: мне это казалось очевидным (супермаркеты всегда занимают либо целый этаж торгового центра, либо всё здание, плюс основной вид корзинок — это тележки (часто корзинки вообще отсутствуют). В вики написано «Suggested distinction: Large enough to justify having push trolleys». «Justify having». Я ещё не видел мелкого «супермаркета», где могут разойтись две тележки. Или вообще где есть в них необходимость (в близлежащих дикси, пятёрочках, полушке тележки есть, но ими пользуются только сотрудники магазина для перемещения товара со склада на полки). Так что наш супермаркет — это convinience, наш гипермаркет — supermarket.
#6 2010-09-30 10:29:12
Re: Типы магазинов
Имхо, магазины одной и той же сети могут быть как convinience, так и supermarket. Зависит же не от названия, а от размера, ассортимента и много чего ещё. Почти у каждой сети есть отдельные магазины класса кагбе Люкс, они обычно на уровень выше в классификации.
Last edited by Amigo (2010-09-30 10:34:03)
#7 2010-09-30 10:34:03
Re: Типы магазинов
Please choose based on the size of the shop, not its name
Магазин мог раньше обслуживаться продавщицами в каждом отделе, потом, для экономии, перейти на корзинки. Его размер и ассортимент не изменились. (пример был перед окнами пару лет назад) Могли для рекламы дописать «супермаркет» в название. Менять convinience на supermarket? Бред.
#8 2010-09-30 11:31:49
Re: Типы магазинов
Please choose based on the size of the shop, not its name
Магазин мог раньше обслуживаться продавщицами в каждом отделе, потом, для экономии, перейти на корзинки. Его размер и ассортимент не изменились. (пример был перед окнами пару лет назад) Могли для рекламы дописать «супермаркет» в название. Менять convinience на supermarket? Бред.
Тогда граница стала ещё более размытой. Как определить конвиенс или супермаркет? Что должно продаваться в магазине, чтобы попасть в категорию супермаркет? Как определить где Пятёрочка конвиенс, а где супермаркет? По площади? По кол-ву товаров? Кол-ву касс?
имхо с такой трактовкой магазины будут делится на категории по субъективным признакам осмера.
Last edited by tmprec (2010-09-30 11:32:38)
Алкоголь и дешевые продукты: что Mercury Retail Group предложит инвесторам
Лидер алкогольного рынка и одна из крупнейших продовольственных сетей в России, группа Mercury Retail Group (MRG), начала встречи с инвесторами в рамках так называемого investor education — такие встречи проходят накануне IPO. О намерении разместить свои акции на бирже компания объявила 27 октября. Продающим акционером будет Mercury Retail Group Limited, говорится в сообщении. Другие параметры, такие как количество акций и ценовой диапазон, не разглашались.
Почему Mercury Retail Group может стоить дороже конкурентов?
Причина 1. Магазин у дома
По оценкам BofA, доля Mercury Retail Group на российском розничном рынке составляет 4,6%. Компания владеет двумя розничными сетями, «Красное & белое» и «Бристоль». Она бесспорный лидер среди розничных сетей, работающих в формате ultra-convenience — это сеть из небольших торговых объектов площадью до 200 кв. м вблизи жилых домов. Магазины ориентированы на быстрые небольшие повседневные покупки. В этом сегменте, оценивает BofA, доля Mercury Retail Group достигает 43%.
Сегмент ultra-convenience в последнее время рос в среднем на 16% ежегодно, а к 2025 году темпы роста достигнут 28% в год, пишут аналитики BofA со ссылкой на исследовательскую компанию GfK. «Ожидается, что сегмент ultra-convenience, в котором работает компания, будет расти опережающими темпами в ближайшее время по сравнению с темпами всего розничного рынка. И Mercury Retail, как крупнейший игрок этого формата, конечно, имеет хорошие шансы воспользоваться этим ростом», — говорит аналитик Райффайзенбанка по потребительскому сектору Егор Макеев.
По оценке Infoline, доля «ВкусВилла», ближайшего конкурента Mercury Retail Group в формате ultra-convenience, составляет 6,8%, у остальных представителей формата — от 1,8% до 2,6%. Слабая конкуренция в сегменте на руку Mercury Retail, говорит Бурмистров.
Причина 2. Бурный рост
По прогнозам GfK, которые приводит Bofa, сейчас в России 37 000 магазинов формата ultra-convenience, но к 2025 году их будет около 88 000. Две сети MRG насчитывают сейчас 13 498 магазинов, однако в 2021 году компания надеется открыть 2000 новых точек, в 2022-м — 2500, а начиная с 2023-го открывать не меньше 3000 магазинов в год.
Средние капитальные затраты на открытие одного магазина «Красное & белое» или «Бристоль» составляют около 1,9 млн рублей, а срок окупаемости — до 10 месяцев, сказано в презентации компании. «Такими показателями не может похвастаться ни один российский ретейлер», — говорит Бурмистров. По его оценке, средние инвестиции в открытие «Пятерочки» или «Магнита» составляют 10–15 млн рублей, средний срок их окупаемости — не менее двух лет. У «ВкусВилла» — 4–6 млн рублей и полтора года окупаемости.
Все помещения под магазины MRG арендует, а не покупает.
Причина 3. Финансовые показатели
По прогнозу BofA, выручка компании в 2021-2023 годах будет расти на 26% ежегодно, EBITDA и чистая прибыль — на 33% и 44% ежегодно. 50% чистой прибыли компания обещает направлять на дивиденды.
Причина 4. Низкие цены
И «Красное & белое», и «Бристоль» начинали как алкомаркеты. Но сейчас 51% ассортимента составляют продукты (правда, по данным BofA, алкоголь приносит 75% выручки).
Аналитики BofA провели собственное исследование цен в магазинах MRG и других сетей с невысокими ценами — «Пятерочке», «Магните», «Дикси», «Ашане», «Ленте». В продуктовую корзину для анализа вошли молоко «Простоквашино», сок «Сады Придонья», селедка «Русское море» и т. д. В алкогольную — водка «Русский стандарт», пиво Bud, виски Jack Daniels. Оказалось, что продукты и алкоголь в «Бристоле» и «Красном & белом» на 40–45% дешевле, чем у конкурентов. Аналитики Bofa пишут, что более 70% россиян зарабатывают менее 45 000 рублей в месяц и «имеют тенденцию экономить».
«Уровень цен в магазинах «Красное & белое» и «Бристоль» является одним из лучших на рынке за счет эффекта масштаба и фокусе на эффективность процессов: сети MRG — крупнейшие по продажам алкоголя и табака, — говорит Бурмистров. — Квалифицированная работа с поставщиками обеспечивает лучшие закупочные цены особенно в сочетании портфелем собственных и эксклюзивных марок. Играет роль развитая сеть логистических центров и собственный автопарк».
Около 26% товаров MRG закупает у группы «Мегаполис», одной из крупнейших в России оптовых компаний, принадлежащей акционерам MRG Игорю Кесаеву и Сергею Кациеву.
Причина 5. Управляют собственники
Из презентации MRG следует, что доли владельцев компании распределены следующим образом: председатель совета директоров Игорь Кесаев владеет 37%, исполнительный директор и основатель сети «Красное & белое» Сергей Студенников — 45% акций, исполнительный директор Сергей Кациев — 8%. У каждого из них более чем тридцатилетний опыт работы в оптовой и розничной торговле.
«Фактор, что сами бенефициары MRG управляют бизнесом, обеспечивает дополнительную эффективность сети. Это серьезное преимущество, — считает Михаил Бурмистров. — На рынке давно не было таких игроков. Это уровень «Магнита» при Сергее Галицком до 2015 года».
Риски
Среди главных факторов риска аналитики Bofa упоминают макроэкономическую нестабильность, непредсказуемое государственное регулирование алкогольной отрасли, с одной стороны, и наличие теневого рынка алкоголя — с другой. Кроме того, в России уже 10 лет подряд снижается потребление алкоголя на душу населения. Помешать компании может возросшая конкуренция, если дискаунтеров станет больше. К тому же, 26% товаров, которые поставляет фирма Кесаева «Мегаполис», ставит компанию в некоторую зависимость от него.