копанина что это такое
Конина-копанина
Детали и украшения конской упряжи и как их использовали
Считалось чтобы уберечь коня от нечистого на конской сбруе непременно должна быть медь. Блестящие и звенящие украшения берегли и украшали и крестьянских и дворянских коней. Источник этого поверья неизвестен, но люди действительно верили в это и увешивали свою лошадь украшениями-оберегами. И всегда начищали их до блеска, и прилаживали, сколько могли себе позволить. Со временем все эти предметы попали в землю, потерянные или брошенные.
Вещи хоть и простые, но красивые и даже сегодня смотрятся элегантно. Подобные предметы в копарьской среде зовутся ёмким словом «конина».
Изготавливалось все это многообразие в деревенских кузницах из меди, бронзы, луженой меди или латуни. Примерно со второй половины 19 века стали появлятся штампованные предметы промышленного производства. Все медные и латунные элементы упряжи начищались хозяевами до блеска.
В конской упряжи использовались предметы одновременно выполнявшие практические функции, украшавшие и оберегающие лошадь от сглаза.
1. Ременные разделители – на груди у лошади и боковые одноременные. Чаще всего выполнены методом литья из латуни и бронзы, нагрудные
бывали позолочены и являлись одновременно украшением.
2. Ручки для чересседельника и других элементов – латунные и медные, различного размера. Крупные выполнены методом литья, небольшие – штамповка.
3.Кольца разного диаметра и цепи на ремни – медные и латунные, использовались для затяжки ремней, для разделения ремней в упряжи, а также для украшения и звона.
4. Пряжки – на узде и постромках, на креплениях седла и т.д. Встречаются самых разных размеров, изготавливались также различными методами – более древние литьём, с конца 19 века – штамповкой. Материал медь, латунь, лужёная медь, бронза. Формы пряжек самые разнообразные и кроме утилитарного значения они служили украшением коня.
4. Заклёпки, накладки, наконечники и т.д – большое множество разнообразных предметов, которые украшали и берегли лошадку от сглаза. Выглядели такие обереги очень разнообразно – стреловидные и овальные накладки, пластинки с ушками для закрепления бубенцов и колокольчиков, «трилистники», заклёпки с вставками из цветных стёкол и т.д.
5. Колокольчики и бубенцы – привешивались на ременные накладки, под дугу и на упряжь. Своим звоном радовали хозяина и уберегали лошадь от порчи. Иногда на колокольчиках встречаются надписи или номера, обозначающие мастеров или места производства
Копанина что это такое
Суровые природные условия крайнего Севера Евразии и Америки выработали у коренных народов совершенно своеобразную кухню. Она характеризуется исключительно высоким содержанием животных жиров и белков в рационе, почти полным отсутствием клетчатки и молочных продуктов. Есть и весьма экзотические блюда. Всем хорошо известна строганина – сильно замороженная рыба, которая строгается ножом на небольшие ломтики. Но это-то как раз то северное кушанье, на которое есть много охотников и среди русских. Правда, многие предпочитают эту строганину обжаривать.
Олень-кормилец
Северный одомашненный олень – главный кормилец северных народов. От оленя идёт в пищу буквально всё, не только мясо, печень, почки, сердце, лёгкие и костный мозг. Северные народы едят также головной мозг оленя, глаза, уши, молодые рога (панты)… Оленину предпочитают парную – сырую, только что зарезанного оленя, ещё тёплую. Это пристрастие обще для ненцев, ханты, чукчей, да практически для всех народов, у которых разведение северного оленя это основа хозяйства.
Приготовляют северные народы и такие части оленя, которые вряд ли станут добровольно есть люди других национальностей, разве только если будут помирать с голоду. Одним из деликатесных национальных блюд чукчей, коряков и эскимосов является каныга. Это полупереваренное содержимое желудка только что забитого оленя. Его едят ложками, как кашу, сдабривая для вкуса свежей тундровой ягодой – шикшей, голубикой, брусникой, морошкой.
Из этого содержимого в те сезоны, когда олень питается почти исключительно ягелем, чукчи приготавливают также опангу. Она напоминает густой суп. В опанге к полупереваренному ягелю из оленьего желудка добавляются его кровь, жир (иногда используется моржовый жир) и рубленые кишки.
Весной, когда олени питаются свежей зелёной травой, чукчи, ненцы и другие народы тундры употребляют в пищу их свежий кал. Олений кал смешивается с травами и рубленой оленьей печенью. Печень перед этим должна хорошенько протухнуть.
Человек питается… паразитами
Кожный овод – злейший паразит северного оленя. Появляется он в разгар короткого тундрового лета, нападает на оленей, откладывая им под кожу яйца, из которых развиваются личинки. Оленеводы мстят за это оводу по-своему. К тому же личинки овода – тоже животный белок, ценный в пищевом отношении. Созревшие личинки овода достигают трёх сантиметров в длину при толщине до полутора сантиметров. Если олень истощён от этих паразитов, тем более погиб, то… Одно мясо заменяет другое.
Большинство народов Севера ест личинок овода в сыром виде. Чукчи предпочитают их жарить, как делает это большинство индейцев Канады. В жареном виде, уверяют они, личинки овода замечательно вкусны.
Согласно одному из сообщений начала ХХ века, чукчи употребляли также… собственных вшей. Это же засвидетельствовано для этого времени путешественником В.К. Арсеньевым у удэгейцев Дальнего Востока. Разумеется, в данном случае речь не шла о целенаправленном сборе с себя паразитических насекомых. Обнаруживая их, аборигены не давили и выбрасывали, а съедали их.
Смертельная копанина
Всё вышесказанное представляет собой просто экзотику, однако, при всех неприятных для других людей вкусовых и прочих качествах данных продуктов, не грозит отравлениями с летальным исходом. Последнее относится уже к другого рода еде – «тундровым консервам».
Эта история описана Андреем Ломачинским в «Рассказах судмедэксперта». Вертолёт с командой военных топографов и ненцем-проводником потерпел крушение на Таймыре. Все шесть человек выжили в аварии, но остались без продовольствия, без средств связи, с двумя единицами тёплых вещей. На сотни километров вокруг – безлюдная тундра. Понятно, что, потеряв с ними связь, на их поиски уже выслали другие вертолёты. Но когда их найдут?
Питаясь только грибами да ягодами, долго не проживёшь. На третье утро местный предложил найти копальхем – дар Духа Большого Оленя. Что это такое, топографы не вникли, но одобрили идею ненца отправиться на его поиски. В самом деле, какая разница умирающему от голода человеку, что съесть? Вечером ненец пришёл в лагерь тундровых робинзонов и принёс с собой отрезанную полуразложившуюся ногу оленя. Несмотря на отвратительный запах, неприятный вкус и непривычную студёнистую консистенцию, топографы поели. Сперва они почувствовали приятную сытость и легли спать у костра.
Ночью у всех проявились симптомы сильнейшего отравления, и к утру трое из пятерых топографов умерли. Двое других находились без сознания. После того, как их на следующий день обнаружила поисковая партия, спасти удалось только одного, другой также умер, уже в больнице. Самое удивительное, что ненец, съевший больше всех этого копальхема, не обнаруживал ни малейших симптомов недомогания.
Копальхем (копальхен), или копанина, как её иногда называют русские, это оставленный гнить в болоте труп специально подготовленного оленя. Время от времени северные народы приносят вожака оленьего стада в жертву духам. Оленю сперва два дня не позволяют есть, чтобы у него очистился кишечник, затем отводят к болоту, душат арканом так, чтобы не повредить шкуру, погружают в болото, присыпают сверху торфом и оставляют на сколь угодно долгое время. Место отмечают какими-нибудь вешками.
Таких «консервов», многие из которых были заготовлены ещё десятки и даже сотни лет назад, в тундре разбросано множество. Они нередко, как в описанном случае, служили для местных источником пропитания, если тем приходилось заблудиться в тундре. При температуре болотной воды в тундре, близкой к нулю, процесс гниения туши происходит очень медленно и своеобразно. Бактериям туда почти нет доступа, мясо же и жир переходят в состояние, для которого придуман термин «жировоск». При распаде органических тканей в трупе накапливается огромное количество трупных ядов, самым опасным из которых является нейротоксичный нейрин. Его летальная доза для человека (не северных народностей) составляет 11 миллиграмм на килограмм веса.
Почему же аборигены Севера питаются копальхемом без вреда для себя? Откуда у них такая толерантность к трупному яду? Этот вопрос ещё досконально не изучен. Обычно предполагают, что главную роль играет постепенная выработка толерантности к этим ядам через употребление их в небольших дозах начиная с младенческого возраста. Однако не исключено, что предрасположенность тут – генетическая.
Подобным же образом – гнилостное ферментирование мяса под прессом – приготовляется копальхем также у чукчей, хантов, нганасан, энцев и эскимосов. Эскимосы ещё готовят похожий на него кивиак. В шкуру тюленя с невычищенными кишками помешают несколько сотен забитых, не ощипанных и не потрошённых чистиковых птиц (кайр, топорков и т.п.), выпускают из шкуры воздух, заклеивают её салом и закапывают в землю. Сверху приваливают большой камень и оставляют так на год-полтора. За это время ферменты, содержащиеся в трупах птиц, успевают разложить тюленьи кишки. Уверяют, что кивиак не столь токсичен, как копальхем.
Но и некоторая наша еда порой опасна для северных народов. Рассказывают, что известного советского нанайского певца Кола Бельды однажды едва выходили после того, как он поел в гостях салата из свежей зелени и огурцов.
Что делать с убитыми монетами и прочими находками? Создаём панно из копанины
Всем привет! Что-то захотелось мне рассказать про ответвление от кладоискательства, которое ещё имеет творческое начало.
Занимаясь поисками с металлоискателем, попадается большое количество монет в плохом сохране, которые называются какалики. Эти монеты не положишь в коллекцию. Да даже чистить их нисколько неохота. И вот, ещё зимой я начал использовать монеты в плохом сохране и некоторые другие находки для создания панно.
Первая моя работа была посвящена просто монетам 19-20 веков. В качестве фона решил использовать почвенную карту, которую обработал в фотошопе, чтобы получился хороший и контрастный отпечаток на чёрно-белом принтере. Именно такой у меня и имеется. Сами монеты я чистил шлифовальным волокном, которое мне как-то раз попалось в ФиксПрайсе. Подумав, что оно мне может пригодиться, положил сей товар в корзину. И не ошибся. По сравнению с наждачной бумагой, волокно после себя оставляет ровную и гладкую поверхность, без царапин.
Рамка куплена самая обычная, которую используют для разных грамот и сертификатов. В комплекте шли липучки-самоклейки, которые оказались очень кстати. Благодаря им можно не сверлить стену и не вбивать дюбель. Фон приклеил на двухсторонний скотч. Начищенные монетки я прикреплял к фону на термоклей. Их также можно клеить и двухсторонним скотчем. Почищенные монетки смотрятся очень красиво. Темное поле и светлый рельеф. Думаю, медяки именно так и выглядели в то время, когда ходили по рукам.
Кстати, забыл сказать, что перед тем, как приделывать монеты к фоновой картинке, необходимо разложить примерную композицию, поэкспериментировать с расположением монет. Это необходимо для того, чтобы составить наиболее красивую картинку.
После того, как найдено нужное расположение объектов панно, можно их уже клеить. После наклейки я намазал начищенные монетки вазелиновым маслом, чтобы они со временем не потемнели и изделие на протяжении многих лет сохраняло презентабельный вид. Также благодаря маслу монетки приобретают красивый тёплый оттенок.
Другое панно у меня сделано на тематику 18 века. Тут я использовал в качестве фона обработанную в фотошопе ПГМ. Помимо монет, среди которых есть и петровские, использовал конину и одну кафтанную застёжку. Хотел сделать с двумя, но стекло бы не приложилось. Поэтому пришлось ограничиться лишь одной.
Третье панно посвящено медным монеткам 1924 года, которые частенько попадаются поисковикам на полях и урочищах. В качестве фона снова взял карту, но 1907 года, так как в 1924 году все же Кирова не было, а город назывался еще Вяткой.
Третье панно сделал в подарок в рамке 10х15. Тематика тоже сборная солянка из царских монет 19-20 веков. Самоделка очень понравилась человеку.
Очередное панно я решил сделать из чешуек Петра I, которые мы нашурфили в однодворке-восемнахе. На обеде я сходил в магазин канцтоваров и купил набор бархатной бумаги. Рамку выбрал небольшую и квадратную, размером 10х10 сантиметров. Чтобы серебряные монетки контрастировали, выбрал лист чёрного цвета. Прикрепил фон к подложке из древесных волокон, разложил чешуйки и приклеил их на мелкие кусочки двухстороннего скотча. В итоге получилось, на мой взгляд, довольно сносно.
Вот так я и оформляю свои находки. В голове есть новые идеи, которые хочется в будущем воплотить.
Конина и прочая копанина. Находки копателей.
Идёте по полю, слышите вполне копаемый сигнал, конечно же, копаете. А там!?
Правда мой собственный опыт общения, на разных сайтах любителей приборного поиска, говорит о том, что иногда вещи из таких металлов как бронза или медь, не поддающиеся определению, объявляют кониной только потому, что сами не могут понять – что это.
Как же мы распоряжаемся с такими находками? Кто- то выносит и оставляет на краю поля, вместе со всяким другим, ненужным металлическим хламом. Я забираю домой и там это добро, валяется годами где-нибудь в дальнем, не особенно заметном моим близким, углу сарая. Потому как, после « крайнего, китайского предупреждения», тысячного по счёту, всё это добро накопленное нелёгким, копательским трудом, посредством милых ручек жены, полетит на свалку.
Кто-то подкапливает всевозможную, цветную копанинку и, набрав несколько килограмм, сдаёт в пункт приёмки металла.
О тех, кто позволяет себе бросать прямо на поле подобные находки и упоминать не хочется.
Но есть среди нас, людей увлечённых поисками старины и натуры творческие. Такие собирают различный, цветной «шмурдяк», ту же конину, например и оформляют во всевозможные композиции. Это может быть панно, как со стеклом, так и без него. Существуют разные способы интересного оформления, вроде бы ненужных вещичек. Мне доводилось слышать о человеке, который варит композиции из своих находок, говорят, получается весьма интересно и необычно.
Конечно же, на копе попадается много интересного, перечислить всё, просто не реально. Ну, например, так называемая «самоварщина», понятно, речь идёт о деталях или просто частях самоваров. Одна из частых находок кладоискателей, топоры. Речь конечно не о древних, боевых топорах. Как раз о самых обычных, которые до сих пор используют крестьяне, да и не только, в различных работах. А подковы. Этот символ удачи попадает не редко, причём не только те, которыми подковывали лошадей, обувь для людей то же снаряжалась иногда подковками.
А ведь бывают ещё и обломки нательных крестиков, иконок, капоушек в общем, той самой мелкой пластики, и всё это в немалом количестве. Из этих обломочков можно создать что-нибудь весьма привлекательное. Кроме того есть один момент, весьма не маловажный. Оказывается, подобное творчество имеет свою цену и совсем неплохо продаётся. Я понимаю, абсолютное большинство из нас занимаются поисками артефактов совсем не ради заработка, но разве плохо если интересная работа украсит чей- то дом, дачу. Многим будет не плохим подспорьем, если получится таким образом отбить, хотя бы бензин. Да и в качестве оригинального подарка друзьям будет кстати. Сам я как то не задумывался о том, как попробовать сделать что-нибудь своими руками, из того, что привезено с копа и ссыпано по укромным углам. Но как представлю, что впереди ещё уйма длиннющих, зимних вечеров с морозом и воем вьюги за окном, наверное, стоит попробовать. Ещё и те из моих камрадов кто увлекается подобным творчеством, рассказывали, это занятие весьма способствует снятию так называемой зимней, копательской ломки.
Очень жаль бывает, когда груды находок, не представляющих ценности в качестве коллекционного материала, пылятся по углам, как в моём сарае. Всё- таки, как ни крути, а очень приличное количество времени, да и средств уходит на занятие нашим увлечением.
А такая вот работа, с кажущимися совсем бесполезными находками, позволит не только с интересом и пользой провести время, но и вспомнить прекрасные часы, проведённые с металлодетектором на природе.
Металлоискатели в России / Только белая техника!
КОМПАНИЯ
УСЛУГИ
РЕСУРСЫ И СЕРВИСЫ
Конинка и прочая копанинка.
Идёте по полю, слышите вполне копаемый сигнал, конечно же, копаете. А там!?
Правда мой собственный опыт общения, на разных сайтах любителей приборного поиска, говорит о том, что иногда вещи из таких металлов как бронза или медь, не поддающиеся определению, объявляют кониной только потому, что сами не могут понять – что это.
Как же мы распоряжаемся с такими находками? Кто- то выносит и оставляет на краю поля, вместе со всяким другим, ненужным металлическим хламом. Я забираю домой и там это добро, валяется годами где-нибудь в дальнем, не особенно заметном моим близким, углу сарая. Потому как, после « крайнего, китайского предупреждения», тысячного по счёту, всё это добро накопленное нелёгким, копательским трудом, посредством милых ручек жены, полетит на свалку.
Кто- то подкапливает всевозможную, цветную копанинку и, набрав несколько килограмм, сдаёт в пункт приёмки металла.
О тех, кто позволяет себе бросать прямо на поле подобные находки и упоминать не хочется.
Но есть среди нас, людей увлечённых поисками старины и натуры творческие. Такие собирают различный, цветной «шмурдяк», ту же конину, например и оформляют во всевозможные композиции. Это может быть панно, как со стеклом, так и без него. Существуют разные способы интересного оформления, вроде бы ненужных вещичек. Мне доводилось слышать о человеке, который варит композиции из своих находок, говорят, получается весьма интересно и необычно.
Конечно же, на копе попадается много интересного, перечислить всё, просто не реально. Ну, например, так называемая «самоварщина», понятно, речь идёт о деталях или просто частях самоваров. Одна из частых находок кладоискателей, топоры. Речь конечно не о древних, боевых топорах. Как раз о самых обычных, которые до сих пор используют крестьяне, да и не только, в различных работах. А подковы. Этот символ удачи попадает не редко, причём не только те, которыми подковывали лошадей, обувь для людей то же снаряжалась иногда подковками.
А ведь бывают ещё и обломки нательных крестиков, иконок, капоушек в общем, той самой мелкой пластики, и всё это в немалом количестве. Из этих обломочков можно создать что-нибудь весьма привлекательное. Кроме того есть один момент, весьма не маловажный. Оказывается, подобное творчество имеет свою цену и совсем неплохо продаётся. Я понимаю, абсолютное большинство из нас занимаются поисками артефактов совсем не ради заработка, но разве плохо если интересная работа украсит чей- то дом, дачу. Многим будет не плохим подспорьем, если получится таким образом отбить, хотя бы бензин. Да и в качестве оригинального подарка друзьям будет кстати. Сам я как то не задумывался о том, как попробовать сделать что-нибудь своими руками, из того, что привезено с копа и ссыпано по укромным углам. Но как представлю, что впереди ещё уйма длиннющих, зимних вечеров с морозом и воем вьюги за окном, наверное, стоит попробовать. Ещё и те из моих камрадов кто увлекается подобным творчеством, рассказывали, это занятие весьма способствует снятию так называемой зимней, копательской ломки.
Очень жаль бывает, когда груды находок, не представляющих ценности в качестве коллекционного материала, пылятся по углам, как в моём сарае. Всё- таки, как ни крути, а очень приличное количество времени, да и средств уходит на занятие нашим увлечением.
А такая вот работа, с кажущимися совсем бесполезными находками, позволит не только с интересом и пользой провести время, но и вспомнить прекрасные часы, проведённые с металлодетектором на природе.