корабельная фанера что это такое
Что такое бакелитовая фанера и в чем она превосходит обычную?
. Звучит анекдотично. А ведь именно на истребителях с фанерными крыльями и фюзеляжем побеждали наши летчики в небе Второй мировой. И по сей день фанера поднимается в воздух в составе легких планеров. А еще, служа материалом для изготовления деталей кораблей и яхт, бороздит моря и океаны.
Разумеется, речь идет не об обычной, а о так называемой влагостойкой корабельной фанере (или, иначе, дельта-древесине), которая сегодня активно осваивается в сфере строительства и отделки интерьеров.
В основе этого композита лежит спрессованный березовый или сосновый шпон, прошедший под давлением термическую обработку, ошлифованный и покрытый бакелитовым лаком (раствор резольной формальдегидной смолы) — полимером, который структурно связывается с древесиной. При производстве фанеры древесные пластины промазывают (или пропитывают) пластифицирующим клеевым составом на основе того же формальдегида и складывают так, чтобы волокна в смежных слоях располагались перпендикулярно, что придает материалу особую плотность и прочность. Помимо этого, для него характерна отличная сопротивляемость воздействию влаги и различных химических соединений (масел, слабых кислот, щелочи и др.), огнестойкость, нечувствительность к перепадам температур.
Благодаря своим свойствам бакелитовая фанера может по праву претендовать на звание универсального материала. Она не выделяет вредных веществ и безопасна, как натуральное дерево (при этом не склонна к растрескиванию и не гниет); прочна, как твердый полимер; износостойка, как сталь (но легче нее и не коррозирует), а по плотности (1200 кг/м³) превосходит древесину дуба и сопоставима со щебнем и керамзитобетоном.
Бакелитовая фанера долговечна, может эксплуатироваться при температурах от –50 до +50°С, спокойно переносит ультрафиолет, атмосферные осадки и высокую влажность
Разновидности материала и цены
Бакелитовую фанеру подразделяют на материал нескольких категорий в зависимости от сортности применяемого шпона, вида клеящих смол (водо- или спирторастворимые) и способа их нанесения (частичное промазывание или полная пропитка древесных слоев). Марка наибольшей прочности — ФБС, дальше, по мере ее снижения, идет ФБС-1 и ФБС-1А. Изделия марки ФБВ в целом имеют средние показатели прочности и отличаются пониженной влагостойкостью, поэтому при использовании на внешних поверхностях или в помещениях с высокой влажностью нуждаются в дополнительной отделке. Для улучшения защитных характеристик такую фанеру ламинируют.
Материал выпускают согласно стандартам ГОСТ 11539-83 в виде листов с размерами 5770 (2850, 2500) × 1250, 2440 × 1220 и 1500 × 3000 мм, толщина — от 4 до 40 мм. Прочность на изгиб, к примеру, у 18-миллиметровых ФБС составляет поперек волокон 108 МПа, вдоль волокон — 88,2 МПа; тот же показатель у ФБВ — 98 и 78,5 МПа соответственно. Вес такого листа достигает 64,2 кг, а 24-миллиметрового — уже 85 кг.
Именно «весомость», собственно, и является одним из двух недостатков корабельной фанеры, который, впрочем, можно считать весьма относительным. Однако его необходимо учитывать, выбирая несущую основу для монтажа бакелитовых листов.
Основной же минус — это высокая цена. Зависит она от марки изделий, материала изготовления планок (береза обходится дороже), толщины и формата панелей, а также от фирмы-производителя. Высококачественную бакелитовую фанеру выпускают многие зарубежные (Италия, Финляндия, Израиль) и отечественные предприятия, но есть на рынке и привлекающая своей сравнительной дешевизной продукция из Китая, которая не всегда отвечает стандартам качества и может не иметь сертификата.
Примерная стоимость материала на основе березового шпона от российских производителей: листы ФБС-1А 2440 × 1220 × 8/18 мм — 2400/5600 руб./шт.; ФБВ-1 того же формата и толщины — 1700 и 2900 руб./шт. соответственно.
При покупке материала, обратите внимание, обработаны ли торцы листов. Если это ФБС, на них, как и на поверхности, должен быть нанесен защитный слой бакелитового лака, а в случае ФБВ — особая эмаль
Применение
Высокие эксплуатационные свойства бакелитовой фанеры, прежде всего устойчивость к ударным нагрузкам и атмосферным факторам, позволяют использовать ее в строительстве как для внутренних, так и для наружных работ. Из жестких влагостойких плит ФБС можно возводить легкие садовые постройки (летние кухни, беседки), навесы и подиумы, собирать настилы открытых площадок, основы перекрытий и кровель. Также их применяют для фасадной обшивки каркасных домов и сооружения перегородок. Для отделки потолков, полов и стен внутри помещений достаточно более тонких ламинированных листов ФБВ, которые отлично покажут себя в том числе и во влажных зонах.
«Выносливая» корабельная фанера — отличный вариант для изготовления предметов мебели, а также для облицовки «подставленной всем ветрам» входной двери. Поскольку материал поддается фрезеровке, поверхности можно дополнительно декорировать.
Производители позиционируют бакелитовую фанеру, в частности, как материал для строительства опалубки. Но, учитывая ее стоимость, это может быть оправданно только при многоразовом использовании
Дизайн
Изделия предлагаются в разных цветовых оттенках — от светло-бежевого до шоколадного, красновато-кирпичного и даже черного. Покрытая лаком фанера имеет шероховатую текстуру натуральной древесины, ламинированная — абсолютно гладкая. Специально для укладки на пол в местах, где требуется противоскользящий эффект, выпускают панели с рифленой поверхностью. Особый вариант декора — отделка шпоном различных пород дерева. Используют его обычно для дверных полотен и фасадов мебели.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен, чтобы ничего не пропустить!
Что такое морская фанера и чем она отличается от обычной
Морская фанера — это особая разновидность материала. Главное его отличие от обычной фанеры заключается в водонепроницаемости листов. Они не разбухают в воде и могут находиться в ней без потери качества сколь угодно долго. Поэтому их применяют для строительства судов: лодок, яхт и кораблей.
Разновидности
Когда говорят о морской, или как ее еще называют — корабельной, фанере, обычно подразумевают фанеру бакелитовую. Она изготавливается из лущеного шпона березы, склеенного бакелитовой смолой. Различают несколько марок такой продукции:
ФБС и ФБС1 — корабельная фанера, используемая в судостроении для наружных работ. Она прочная и водостойкая. Материал ФБС1-А предназначен для автомобилестроения. Листы марки ФБВ менее влагостойкие, а потому применяются они в кораблестроении исключительно для внутренней отделки судов.
Внимание! В судостроении кроме бакелитовой применяются и другие виды влагостойкой продукции. Это может быть ламинированная фанера или листы марок ФСФ и ФСФ-ТВ.
Основные характеристики
От обычных ФСФ и ФК листов морскую фанеру отличают:
На материале не появляется грибок даже в условиях постоянной влажности. А срок его эксплуатации может достигать 15 лет. Купить бакелитовую фанеру по низкой цене можно у нас. Мы гарантируем быструю доставку заказа в Москве и Подмосковье.
Разновидности и дизайн корабельной фанеры
Подготовка поверхности
Перед пропиткой фанеры от влаги ее поверхность необходимо подготовить. Данный процесс состоит из нескольких этапов:
Осуществляется просушка плиты. Она должна быть таковой, чтобы защита фанеры производилась качественно.
Далее следует шлифовка поверхности. Прежде чем пропитывать фанеру для влагостойкости, необходимо хорошо её зачистить. Для этого следует использовать мелкозернистую наждачную бумагу
Для удобства работы её крепят на деревянный брусок, и таким устройством шлифуется поверхность.
Особенное внимание уделяется торцам листа. Удаляются все сколы и заусенцы
Если сколы довольно большие, можно использовать шпаклёвочный материал по дереву.
Желательно провести акклиматизацию фанеры, как долго будет проходить этот процесс, зависит от показателей температуры. Если материал предназначен для работы в помещении, то для сушки достаточно одних суток, на улице при температуре 80С и ниже – 3 дня.
Теперь вам понятно, чем обработать фанеру, чтобы повысить ее влагоустойчивость и гидрофобные качества в домашних условиях, и необязательно покупать продукцию дорогих марок. Можно воспользоваться довольно эффективными способами обработки, представленными выше.
Особенности
Вариантов подобного материала множество, все они отличаются своей шириной, особенностями покрытия и изготовления
Для того чтобы подобрать оптимальное изделие, нужно пристальное внимание уделить именно изучению характеристик. Фанера представляет собой обычный лист, который создан при помощи древесины
В свою очередь, она проходит несколько стадий обработки, что и придает изделию его уникальные свойства.
Процесс склеивания слоев происходит благодаря использованию специальных составов, которые обычно получены на основе смол. На выходе получается легкий материал, который также может похвастать своей стойкостью к перепадам температур.
Среди основных преимуществ подобного изделия можно выделить следующие.
Отличительной особенностью влагостойкой ламинированной фанеры является то, что в процессе изготовления она обрабатывается намного дольше, а также покрывается при помощи более плотной бумаги. Данная бумага пропитана особым составом, что делает готовое изделие прочным и позволяет ему длительное время не лишаться своих свойств. Кроме того, это обеспечивает стойкость к воздействию воды.
Ламинированная фанера от других материалов отличается тем, что она почти не восприимчива к перепадам температуры, поэтому может использоваться даже в бане. Специальный слой также защищает от воздействия чистящих средств, включая агрессивные абразивные вещества. Еще одна особенность подобной фанеры в том, что она содержит минимальное количество фенола. Благодаря этому получается более упругий и прочный материал, обладающий также лакированным защитным слоем полимера.
Набор корпуса
Конструкция фанерной лодки.
Если в результате эксплуатации лодки из фанеры были повреждены шпангоуты, то их тоже нужно подвергнуть ремонту. Их можно не менять, но потребуется установить специальные накладки, которые будут их дублировать. При этом подразумевается, что они будут иметь то же самое сечение. Обычно такие накладки крепятся посредством заклепок. Дефектный участок обязательно должен быть перекрыт. Для этого делается запас при подготовке детали в 200 мм.
Если шпангоуты находятся в плохом состоянии, то их следует заменить. Не стоит пользоваться обычными накладками.
Шпангоуты являются достаточно сложными деталями конструкции. При их подготовке обязательно нужно подержать некоторое время заготовку в горячей воде, которая заливается в специальную трубу. Если говорить о деталях, которые имеют незначительный размер, то можно использовать мокрые тряпки для обертывания. В итоге нужно получить древесину, которая без проблем будет подвергаться деформации. Ее нужно изгибать по обводу корпуса.
Иногда для крепления нового шпангоута используются специальные рейки. Их тоже придется изгибать. Для этого понадобится горячая вода. Они могут сажаться как на клей, так и на саморезы.
Какую фанеру используют для опалубки?
Фанера делится на виды в зависимости от того, какой клей используется при её производстве. Для сооружения опалубки используют следующие виды этого материала: фанера ФБА, ФСФ, бакелизированная.
Это вид фанеры, в которой слои шпона склеены альбуминоказеиновым клеем. Это делает её экологически чистой и ставит в ряд натуральных материалов. Её можно стелить в жилых помещениях. Однако для многократного использования в качестве материала для опалубки она не лучший вариант, поскольку не устойчива к воздействию влаги.
Экологически чистая фанера ФБА используется внутри помещений, но не практична как многоразовый материал для опалубки
Эта разновидность фанеры влагостойкая. Слои в ней склеены фенолформальдегидной смолой, что и определяет её влагозащитные качества. Её рекомендуется использовать при наружных работах, в том числе создании опалубки. Она выдержит много циклов применения. Фенолформальдегидная смола отличается токсичностью, поэтому применять такую фанеру внутри помещений не экологично.
Опалубку из этого вида фанеры можно использоватьмногократно
Ламинированная фанера
Ламинирующий слой на поверхность фанеры улучшает её влагоустойчивость. Обычно ламинируют фанеру ФСФ из лиственных пород, чаще из берёзы. Такая фанера может иметь гладкую или рифлёную поверхность, придающую ей противоскользящие свойства. Именно ламинированную фанеру часто используют для опалубки.
Ламинирование повышает влагостойкость фанеры
Не ламинированная фанера может быть нешлифованной и шлифованной с одной и с двух сторон. Основная цель шлифовки — улучшить эстетические качества материала. Также она устраняет мелкие дефекты поверхности и вследствие этого делает материал более устойчивым к механическим повреждениям — сколам и короблению.
Бакелизированная фанера
Бакелизированную (бакелитовую) фанеру используют в экстремальных климатических условиях
Российская или китайская фанера?
На отечественном рынке представлена фанера российского, финского и китайского производства. Первые две практически не отличаются друг от друга по качеству, фанеру некоторых финских марок даже производят на заводах в России. При этом стоимость российской существенно ниже. Китайскую фанеру можно использовать при малоэтажном строительстве как эконом-вариант. Качество её невысоко. Для многократного использования при многоэтажном строительстве она непригодна.
Материалы
Большую часть таких листов изготавливают из шпона. Он может быть разных сортов. Наиболее дорогостоящими и качественными считаются модели из шпона, сделанного из экзотических пород дерева (в первую очередь, окуме или керуинг).
Материалы, созданные из такой основы, отличаются особым уровнем долговечности и надежности. Но производятся эти модели исключительно за рубежом, поэтому приобрести их довольно проблематично. За один квадратный метр такой фанеры толщиной около 3-х миллиметров придется заплатить около 1200-1300 рублей.
В качестве отечественного аналога выступает фанера, сделанная из березового шпона. Такие материалы являются доступными, их стоимость примерно в 2 раза меньше, чем стоимость предыдущего варианта. Но и уровень прочности и долговечности у них будет гораздо ниже.
Производители
В России изготовлением финской фанеры занимается несколько предприятий. Технологический процесс основан на применении отечественного сырья. Обработка его вед ется с использованием финского оборудования.
Финская фанера предусматривает использование сложного дорогостоящего оборудования и относится к высокому классу древесных строительных материалов. По этой причине ее цена за лист несколько выше, чем у других видов.
В таблице представлены цены дистрибьютеров на ламинированную финскую фанеру в зависимости от толщины и формата листов.
Огород-365
Корабельная фанера: обзор морской влагостойкой фанеры
В настоящее время во многих областях строительства применяют разнообразные породы древесины. Такой материал обладает целой массой важных достоинств и свойств. Отдельно можно отметить такой вид, как корабельная фанера. Рассмотрим основные особенности данного материала и требования, которые должны предъявляться к нему.
Что это такое?
Корабельная фанера представляет собой листы со слоистой структурой из шпона. При этом направление волокон меняется от одного слоя к другому. Для пропитки отдельных слоев материала используется специальный бакелитовый состав, поэтому нередко такие изделия называются именно бакелизированной фанерой.
Такие древесные листы обладают высоким уровнем прочности, они довольно твердые.
Данный материал преимущественно используют в авиационной отрасли и при строительстве маломерных водных судов. Но иногда ее приобретают и для стандартных строительных работ.
Морская фанера обладает рядом важных свойств.
Кроме того, можно отметить, что этот материал обладает высокой стойкостью к образованию грибка и плесени. Специальная тщательная обработка изделий при изготовлении не позволяет им появляться на поверхности.
Материал отличается хорошей стойкостью к ударам и значительным нагрузкам. Кроме того, он почти не подвергается вредным атмосферным воздействиям, поэтому его можно использовать для отделки мебельных конструкций, которые будут размещаться на открытом воздухе. Нередко из такого дерева сооружают целые садовые кухни, беседки.
Для укладки напольных, настенных и потолочных покрытий в помещении корабельные модели тоже можно использовать. Но в этом случае рекомендуется отдать предпочтение тонким листам с ламинированным нанесением. Для изготовления палубной части для лодок берется корабельная фанера специальной марка ФБС.
Толщина таких деревянных листов может варьироваться в пределах от 4 до 40 миллиметров. Длина изделий может достигать 1500, 4400, 4900 мм (но существуют и удлиненные варианты – 5600, 5700 и 7700 мм). Ширина одного листа фанеры может составлять 1250, 1500, 1550 мм.
Требования
При производстве морской фанеры необходимо учитывать некоторые важные требования, предъявляемые к качеству материала. Их можно найти в британском стандарте British Standard 1088/66. А также все они закреплены и в отечественном документе ГОСТ 11539-83 от 1985 года.
В стандарте предусмотрено несколько отдельных марок корабельной фанеры.
Корабельную фанеру можно разделить на 2 крупные группы – это классическая и неклассическая марки. К этим видам предъявляются разные требования. Так, первый вариант изготавливается из особого шпона окуме. Изделия отличаются относительно маленькой массой, высоким уровнем гибкости и долговечностью.
Классическая разновидность имеет ламинированную поверхность, обработанную водостойкими составами. Нередко материал используется в сочетании с эпоксидной смолой и стекловолокном. Данная фанера по своей прочности сравнима с углеродными изделиями. Она отличается особыми декоративными свойствами, что обуславливает ее высокую стоимость.
Чаще ее используют при строительстве палубы для яхт, обычных лодок.
Неклассическая фанера производится из различных лиственных пород дерева, в том числе из бука, березы, тополя. Иногда используются кедр и сосна. Эта фанера может быть комбинированного типа. В этом случае верхний слой изделий делают из специального лущеного шпона, а внутреннюю часть уже изготавливают из лиственной древесины.
Такую разновидность не следует использовать для конструкционных задач – чаще всего ее применяют для внутренней отделки помещений или производства мебели.
Стоимость таких материалов будет немного ниже по сравнению с предыдущим вариантом.
Кроме вышеперечисленных требований, существуют и другие важные нюансы, которые стоит учитывать при изготовлении и монтаже материалов. Наружные слои листов могут изготавливаться только из цельных полос шпона. Во внутренней структуре допустимы сращивания разных элементов между собой. При этом ширина каждой полосы должна быть не менее 400 мм для марки ФБС или 200 мм для всех остальных разновидностей.
При этом продольные ряды внутреннего сращивания не должны совпадать. Только в этом случае изделие будет максимально прочным и твердым. Внешняя поверхность фанеры не должна иметь участки, не покрытые прозрачными лаками и другими специальными составами.
На поверхности листа не должно иметься даже мелких пузырей и непропрессованных зон. Запрещены и нахлесты или неровности с высотой более 1 миллиметра. Все листы могут обрезаться только под прямым углом. При этом отклонение на погонный метр должно составлять не более 2-х миллиметров.
Торцы всех листов должны быть тщательно обработаны.
На моделях марки ФБС концы обрабатываются дополнительным слоем бакелитового состава. На образцах марки ФБВ они покрываются специальной защитной эмалью.
Материалы
Большую часть таких листов изготавливают из шпона. Он может быть разных сортов. Наиболее дорогостоящими и качественными считаются модели из шпона, сделанного из экзотических пород дерева (в первую очередь, окуме или керуинг).
Материалы, созданные из такой основы, отличаются особым уровнем долговечности и надежности. Но производятся эти модели исключительно за рубежом, поэтому приобрести их довольно проблематично. За один квадратный метр такой фанеры толщиной около 3-х миллиметров придется заплатить около 1200-1300 рублей.
В качестве отечественного аналога выступает фанера, сделанная из березового шпона. Такие материалы являются доступными, их стоимость примерно в 2 раза меньше, чем стоимость предыдущего варианта. Но и уровень прочности и долговечности у них будет гораздо ниже.
Дизайн
Как правило, модели такой фанеры обладают хорошими декоративными характеристиками. Они могут изготавливаться в разных расцветках начиная от светло-бежевого цвета и заканчивая шоколадным и красным окрасами. Некоторые модели производят в черной гамме.
Морская фанера покрывается специальным лаком. Такие образцы имеют слегка шероховатую поверхность. Полностью ламинированные изделия обладают абсолютно гладкой поверхностью. Сегодня выпускают также рифленые листы. Их используют для укладки напольного покрытия, так как они считаются наиболее безопасными для человека – на них практически невозможно поскользнуться.
Иногда внутреннюю часть помещений отделывают влагостойкой фанерой, изготовленной из разных пород шпона. Такие сочетания позволяют создавать красивый и оригинальный дизайн. А также их можно использовать для внешней отделки мебельных конструкций.