корабль удк что это
Корабли проекта 23900: универсальные десантные собственной разработки
Несколько лет назад ВМФ России мог получить свои первые универсальные десантные корабли совместной российско-французской постройки. Однако сделка сорвалась, и нашей стране пришлось самостоятельно развивать это направление. Проектирование успешно завершено, и 20 июля состоялась закладка сразу двух УДК собственной разработки.
От проекта к строительству
На протяжении нескольких последних лет, после завершения истории с «Мистралями», на отечественных выставках регулярно появлялись материалы по собственным проектам УДК. Также звучали заявления о способности нашей промышленности строить такие корабли и о скором начале строительства. Однако до определенного времени реальные работы откладывались.
В ноябре прошлого года стало известно, что Зеленодольское проектно-конструкторское бюро, входящее в состав корпорации «Ак Барс», разработает новый проект УДК. Уже в начале января 2020-го материалы по этому проекту, получившему номер «23900», продемонстрировали руководству страны. Также стало известно, что в ближайшие месяцы на заводе «Залив» в Керчи (тоже входит в состав «Ак Барс») состоится закладка сразу двух новых УДК.
Изначально сообщалось о закладке кораблей в мае, но в связи со сложной обстановкой эти мероприятия перенесли. Также сместилось подписание контракта на строительство. По данным отечественных СМИ, министерство обороны и завод «Залив» подписали такое соглашение 22 мая. За два УДК исполнитель получит ок. 100 млрд руб.
20 июля в Керчи состоялась торжественная церемония с участием президента Владимира Путина, представителей правительства и Минобороны. Закладные доски установлены на секциях будущих кораблей «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко».
Будущие корабли
К настоящему времени опубликован как облик, так и некоторые характеристики перспективных УДК пр. 23900. Это позволяет оценить их возможности и потенциал, а также сравнить с зарубежными образцами своего класса.
Пр. 23900 предусматривает строительство корабля длиной ок. 220 м с полным водоизмещением 25 тыс.т. Корпус имеет традиционные обводы и особую компоновку, характерную для УДК. Так, значительная часть внутренних объемов отдается под кубрики для десанта и палубы для размещения амфибийной, сухопутной и авиационной техники. В корме организована доковая камера, в которой транспортируются десантные катера пр. 11770 «Серна» или иные плавсредства. Носовая аппарель, характерная для отечественных БДК, не предусматривается.
Надстройка корабля сдвинута к правому борту, за счет чего организуется крупная полетная палуба шириной 33 м с шестью взлетными позициями. С ее помощью обеспечивается работа вертолетов различного назначения – ударных Ка-52К, транспортно-боевых Ка-29 или противолодочных Ка-27. Возможно, в перспективе их дополнят самолеты укороченного или вертикального взлета.
УДК пр. 23900 сможет перевозить до 1000 человек десанта и до 75 ед. бронетехники – в зависимости от ее типа. Доковая камера вместит до шести катеров. На палубе и в ангаре предусматривается место для 20 вертолетов разных типов.
Известно, что новые корабли получат различное вооружение для самообороны, но его состав остается неизвестным. По разным оценкам, корабль нуждается в артиллерийских и ракетно-артиллерийских системах ПВО, противоторпедных комплексах и т.д. Также на борту должно присутствовать развитое радиоэлектронное вооружение, в т.ч. средства РЭБ. При этом развитые ударные системы кораблю не нужны.
Экипаж новых УДК будет включать 320 человек. Автономность – 60 суток. Полная скорость будет достигать 22 узлов, дальность плавания – 6 тыс. морских миль. В составе корабельных групп новые УДК смогут действовать на большом удалении от баз и решать задачи высадки десанта, участвовать в гуманитарных операциях и т.д.
В сравнении
Главной причиной появления пр. 23900 следует считать отказ Франции передавать два готовых УДК. При разработке российского проекта учитывались зарубежные опыт и наработки, но они реализовывались иначе. В итоге проекты «23900» и Mistral существенно отличаются друг от друга – и имеет смысл их сравнение.
Прежде всего необходимо отметить, что российский корабль крупнее и тяжелее французского аналога. «Мистраль» имеет длину менее 200 м и полное водоизмещение 21,3 тыс. т. Разница в главных размерениях и водоизмещении приводит к серьезным различиям в площадях и объемах, доступных для размещения десанта и техники.
В зависимости от продолжительности плавания, французский УДК способен взять на борт 450 или 900 десантников. Грузовые палубы вмещают до 59 ед. техники, в т.ч. до 13-15 основных танков. В доковой камере помещается четыре десантных катера CTM или два LCAC. Ангары и летная палуба способны принять до 16 вертолетов тяжелого класса или 35 легкого. Российско-французский заказ предусматривал доработку увеличение высоты ангарной палубы в соответствии с габаритами наших вертолетов. Авиационная группа российских УДК должна была включать 30 машин нескольких типов.
Для самообороны «Мистрали» несут два ЗРК Simbad, два зенитных 20-мм автомата NARWHAL, а также набор пулеметов нормального и крупного калибра. Корабли для ВМФ России должны были получить усиленное вооружение российского производства. Предлагалось применение двух артустановок АК630 и двух зенитных систем «Гибка». Системы управления огнем – российского производства.
УДК типа Mistral способны развивать скорость до 19 узлов. Экономическая скорость в 15 узлов обеспечивает дальность плавания более 10 тыс. морских миль. При этом автономность ограничена 30 сутками.
Нетрудно заметить, что почти по всем основным тактико-техническим характеристикам пр. 23900 обходит французский Mistral. Из этого следует, что российские военные и кораблестроители изучили зарубежный опыт, но не стали перенимать готовые решения и конструкции. Результатом этого стал более крупный, более скоростной и более вместительный корабль со всеми необходимыми возможностями.
В ожидании новинки
Еще весной, до подписания контракта, в отечественных СМИ появились сообщения о сроках завершения планируемого строительства. Головной УДК пр. 23900 планировалось передать заказчику в 2026 г., второй – в 2027-м. Таким образом, спуск на воду стоит ожидать после 2023-24 гг., и после достройки корабли выйдут на испытания.
Таким образом, текущее положение дел располагает к сдержанному оптимизму. Долгожданное строительство первых полностью отечественных УДК начато и будет завершено через несколько лет, благодаря чему ВМФ получит принципиально новые корабли. Пока нельзя исключать те или иные сложности на разных этапах, обусловленные недостатком необходимого опыта, но поводы для негативных прогнозов отсутствуют.
Следует отметить, что сдача двух кораблей «Мистраль» планировалась еще в 2014-15 гг. Но из-за сомнительных действий французских властей были нарушены планы российского ВМФ, и развитие десантных сил затормозилось. Первые желаемые УДК удастся получить только через 10-12 лет после дат, оговоренных российско-французским соглашением.
Однако это время не было и не будет потрачено впустую. В течение нескольких последних лет российские научные и проектные организации изучали перспективную тематику и прорабатывали новые проекты, а заводы готовились к строительству. В итоге ВМФ России получит желаемые универсальные десантные корабли, причем лучше зарубежных и без каких-либо рисков политического характера. Их строительство уже началось.
Строительство универсальных десантных кораблей для ВМФ России
В текущем году российский ВМФ ждет радостное событие: должна состояться закладка и начаться строительство двух УДК проекта «Прибой» на заводе «Залив» в Керчи. Во второй половине 2020-х годов ВМФ должен получить два УДК: «Севастополь» и «Владивосток».
Новость действительно хорошая. Судостроительная промышленность получает новый крупный заказ, также будет работа и для производителей вертолетов. Впервые с советских времен отечественное судостроение получает заказ на строительство таких крупных судов для ВМФ.
В данной статье рассматриваются как отечественные проекты УДК, так и иностранный опыт, осмысливается концепция применения таких кораблей в составе ВМФ России и иностранных государств.
УДК: иностранный опыт
У США как главной морской державы на сегодня самый большой флот УДК, равно как и опыт их проектирования, строительства и эксплуатации. К настоящему времени в ВМФ США применялись 3 типа УДК.
Первыми из них стали УДК типа «Тарава» построенные в 1971–1978 годах. Эти корабли имели полное водоизмещение около 40 000 тонн; двигатели – паротурбинная установка мощностью 70 000 л.с.; скорость до 24 узлов; дальность хода – 10 000 морских миль; экипаж – 1067 человек; десант – 1903 человека морской пехоты. Штатный состав авиационной группы предусматривает наличие на борту кораблей типа «Тарава» 16 вертолётов CH-46D Sea King, 6 вертолётов CH-53D Sea Stallion и 4 вертолётов UH-1N. Максимально возможное число летательных аппаратов на борту — 43 ед.
Следующими в составе американского флота стали УДК типа «Уосп». Эти корабли строили с 1987 по 2009 годы. Всего было построено 8 кораблей. Характеристики УДК «Уосп»: полное водоизмещение – 40 532 тонны; двигатели – 2 паровые и 2 газовые турбины мощностью 70 000 л.с.; максимальная скорость – 24 узла; дальность хода – 9500 морских миль; экипаж – 1147 человек и 1893 человека морской пехоты; авиакрыло – 30 – 32 вертолёта CH-46, 6 – 8 самолётов AV-8B или до 46 вертолётов CH-46 или 20 самолётов AV-8B.
Последний проект, строящийся сейчас, – УДК типа «Америка», который обладает следующими характеристиками: полное водоизмещение – 45 700 тонн; двигатели – 2 ГТУ General Electric мощностью 70 000 л.с.; максимальная скорость – более 22 узлов; дальность хода – 9500 морских миль; экипаж – 1059 человек; десант – 1871 солдат морской пехоты; авиакрыло – до 29 вертолетов и самолетов, либо 22 истребителя F-35B.
На вооружении японских ВМС находятся 2 типа УДК (здесь они называются эскадренными миноносцами-вертолетоносцами). Первый тип – эсминцы-вертолетоносцы «Идзумо». Полное водоизмещение – 27 000 тонн; двигатели – 4 ГТУ General Electric мощностью 112 000 л.с.; скорость хода – 30 узлов; экипаж – 470 человек и 500 человек десанта; авиагруппа – до 28 летательных аппаратов (вертолетов, конвертопланов, истребителей).
Второй тип – эсминцы-вертолетоносцы «Хюга». Полное водоизмещение – 18 000 тонн; двигатели General Electric мощностью 100 000 л.с.; максимальная скорость – 30 узлов; экипаж – 370 человек; десант – 100 человек; авиакрыло – 11 вертолетов.
Французские ВМС располагают широко известными нам УДК типа «Мистраль». Эти корабли имеют полное водоизмещение в 32 300 тонн; двигатели: 3 дизель-генератора Wärtsilä 16V32 (6,2 МВт), 1 дизель-генератор Wärtsilä 18V200 (3,3 MВт), 2 винторулевые колонки Alstom Mermaid (7 MВт); суммарная мощность двигателей – 20 400 л.с.; скорость хода – 19 узлов; дальность хода – 10 700 морских миль; экипаж – 160 человек; десант – до 900 человек морской пехоты; авиакрыло – 16 тяжелых либо 32 легких вертолета.
Вертолетно-десантный корабль-док HMS Albion (L14). Полное водоизмещение – 18 500 тонн; двигатели – 4 дизеля суммарной мощностью 21 213 л.с.; скорость хода – 18 узлов; дальность хода – 8 600 миль; экипаж – 325 человек; авиакрыло – 3 вертолета «Си Кинг» Мk 4.
УДК проекта 071 типа «Циньчэньшань». Стандартное водоизмещение 19 000 тонн; двигатели – 4 дизеля суммарной мощностью 47 200 л.с.; максимальная скорость – 20 узлов; дальность хода – 11 000 км; десант – 1000 человек; авиакрыло – 4 вертолета Z-8.
УДК Хуан Карлос I. Водоизмещение – 27 079 тонн; двигатели – дизель-электрическая двигательная установка суммарной мощностью 30 000 л.с.; скорость хода – 21 узел; дальность хода – 9000 морских миль; экипаж – 900 человек; десант – 1200 морских пехотинцев; авиагруппа – до 30 самолетов и вертолетов.
УДК типа «Роттердам»
Корабль имеет нормальное водоизмещение в 12 750 тонн. Основой силовой установки являются четыре дизельных генератора Stork Wärtsilä 12SW28 общей мощностью 14,6 МВт. Генераторы подают электроэнергию на четыре электромотора общей мощностью 12 МВт. Электродвигатели связаны с двумя гребными винтами, по два на каждый винт. В носовой части корабля имеется подруливающее устройство. Подобная силовая установка позволяет десантному кораблю развивать скорость до 19 узлов.
Дальность плавания на экономической скорости 12 узлов – до 6000 миль. Экипаж – 128 человек. Десант – 600 морских пехотинцев. При необходимости этот десантный корабль может перевозить свыше 30 танков или до 170 бронетранспортеров. Авиакрыло – от 4 до 6 вертолетов.
УДК: отечественный опыт
СССР не строил УДК, однако проектировал как ответ американскому УДК «Тарава». Речь идёт об УДК проекта 11780. Эти корабли должны были иметь нормальное водоизмещение в 25 000 тонн; в качестве двигателей предполагалась котлотурбинная установка мощностью 180 000 л.с.; максимальная скорость – 30 узлов; дальность хода – 8000 морских миль; десант – 1000 человек, до 40 танков; авиакрыло: десантный вариант – 12 Ка-29 или противолодочный вариант – 25 Ка-27.
Также стоит сказать несколько слов о пошедших в серию БДК проекта 1174 «Носорог». Эти корабли строились для ВМФ СССР в 1973-1978 годах. Они имели полное водоизмещение в 14 060 тонн; двигатели – 2 ГТУ суммарной мощностью 36 000 л.с.; скорость – 20 узлов; дальность хода – 7500 морских миль; экипаж 239 человек; десант – до 500 человек, до 50-ти танков ПТ-76, либо 80 БТР и БМП, либо до 120 автомашин; авиакрыло – 4 вертолета Ка-29.
Строительство УДК: подводные камни
Как видно из международного опыта и из опыта СССР, УДК широко применялись и применяются во флотах по всему миру. Вполне понятно в этом контексте стремление российского ВМФ иметь такие корабли на вооружении.
УДК могут использоваться:
• для высадки десанта на побережье противника;
• в качестве командного корабля;
• в качестве легкого авианосца;
• в качестве госпитального судна;
• в качестве корабля стратегической проекции силы;
• в качестве плавучего аэродрома для противолодочных вертолетов.
Подобная многофункциональность вызывает симпатию к кораблям подобного типа, однако в строительстве подобных судов для ВМФ России есть подводные камни.
1. Способна ли промышленность осилить строительство этих кораблей? Готов ли ССЗ «Залив» построить такие крупные корабли в приемлемый срок? С учетом новизны проекта десять лет на строительство кораблей выглядит вполне реалистичным сроком.
2. На каких двигателях будут ходить эти корабли? Тут кандидат только один – рыбинский «Сатурн», где только-только разворачивается производство ГТУ для фрегатов проекта 22350. Сможет ли предприятие обеспечить своевременную поставку двигателей для УДК? Не возникнет ли при этом задержка поставок двигателей для фрегатов?
3. УДК в море требует надежных ПВО и ПЛО. Это значит, что каждый УДК в боевых условиях должны сопровождать корабли с современными и дальнобойными системами ПВО, противолодочные корабли, а также несколько подводных лодок. Способен ли наш ВМФ предоставить такой эскорт для УДК «Прибой»?
4. В условиях нехватки кораблей 1-2 ранга оправданно ли строительство УДК, которые требуют двигателей, с которыми и так дефицит, занимают место на стапеле, поглощают денежные средства? Не лучше ли заказать дополнительные фрегаты проекта 22350 или 11356Р или корветы проекта 20380?
5. Каково тактическое применение этих кораблей в российском ВМФ? Где мы собираемся высаживать десант? Какими группами кораблей руководить? Где проецировать силу нашего ВМФ?
Выводы
УДК – широко распространенный тип корабля в разных флотах мира. Разнообразны применяемые при их проектировании конструкционные решения и ТТХ кораблей. По размерам они могут варьироваться от сравнительно небольших: УДК типа «Роттердам» или БДК проекта 1174 до размеров легкого авианосца, как, например, УДК «Америка». Двигательные установки на этих кораблях также отличаются разнообразием: дизельные, дизель-электрические, газотурбинные.
Сомнений в том, что наша промышленность сможет построить такие корабли, немного. Скорее всего, при должном финансировании лет через десять мы эти корабли получим. Двигатели для них может построить рыбинский «Сатурн», вполне возможно, на основе агрегатов для фрегатов проекта 22350.
Что до тактического применения этих кораблей, то оно не вполне ясно. Нам, по большому счету, негде высаживать десант, более того, в случае конфликта с серьезным противником 900 человек десанта и пара десятков вертолетов погоды не сделают, зато сами окажутся в очень уязвимом положении. Американцы могут обеспечить своему десанту мощнейшее прикрытие с моря, мы же этого сделать не в состоянии.
УДК в море – очень уязвимая цель и требует мощного прикрытия с воздуха и от ПЛ противника. Для российского флота выделить такой эскорт для УДК — сейчас сложная задача.
Единственная функция, которую УДК «Прибой» смогут однозначно выполнять, – это функция плавучего аэродрома для вертолетов ПЛО.
Пожалуй, наиболее оптимальным решением было бы отложить строительство УДК лет на десять и сейчас сосредоточить силы на насыщении флота кораблями 1-2 рангов, многоцелевыми АПЛ и ДЭПЛ и лишь по решении этой задачи переходить к строительству крупных авианесущих кораблей. Однако мы не ищем легких путей.
Остается только добавить, что проект строительства УДК «Прибой» имеет и свои плюсы: судостроительная промышленность получает крупнейший за последнее время заказ и возможность обрести новые компетенции в строительстве крупных надводных кораблей. Новый заказ также получают производители вертолетов, что также хорошо для нашей промышленности.
Все о зарубежных универсальных десантных кораблях
И начнем рассказ мы не с всемирно известных Мистралей, а с американских УДК типа «Тарава», «Уосп» и «Америка».
США: ТИП «ТАРАВА»
УДК типа «Тарава» строились в период 1971 по 1980 годы на крупнейшем судостроительном заводе США Ingalls Shipbuilding, расположенном в Паскагуле. По плану серия состояла из девяти единиц, но построили только пять.
Корабли были созданы для обеспечения транспортировки морем и высадки на необорудованное побережье полностью укомплектованного экспедиционного батальона морпехов в составе около 1900 человек, управления силами десанта и оказания ему авиационной поддержки силами самолетов с системой вертикального взлета и посадки, которые могли базироваться на борту этих УДК.
Корабли обладали водоизмещением 33 536 тонн, длиной 254 метра и шириной 40. На борту находился экипаж, состоящий из 1 067 человек и имелась возможность взять около 2 000 морпехов. Авиагруппа состояла из 16 вертолетов CH-46, 6 вертолетов CH-53 и 4 вертолетов UH-1N.
В настоящий момент три корабля серии, включая головной корабль «Тарава» из которого планируется сделать музей, находятся в резерве. Остальные утилизированы и утоплены во время учений в море.
США: ТИП «УОСП»
Корабли обладают водоизмещением 28 233 тонн, длиной 257 метра и шириной 42. На борту находился экипаж, состоящий из 1 147 человек и имеется возможность взять на борт около 2 000 морпехов. Авиагруппа состоит из 32 вертолетов CH-46 и шести самолетов Harrier II.
США: ТИП «Америка»
Авиагруппа состоит из 12 конвертопланов MV-22, шести самолетов вертикального взлета и посадки F-35B, четырех ударных вертолетов ΑH-1Z, четырех вертолетов ΜΗ-53 и трех UH-1.
До 2049 года планируется построить 12 кораблей данного типа. Два уже в составе флота.
ФРАНЦИЯ и ЕГИПЕТ: ТИП «МИСТРАЛЬ»
Корабли данного типа строились в период с 2003 по 2016 годы на верфи в Бресте, Сен-Назере и кормовые блоки корпусов последних двух единиц в Санкт-Петербурге. Всего было построено пять кораблей, два из которых планировались для России, но в итоге были проданы Египту.
Корабли обладают водоизмещением 21 300 тонн, длиной 199 метров и шириной 32. На борту находился экипаж, состоящий из 160 человек и имеется возможность взять на борт около 1 000 человек десанта.
Авиационная группа первых трех кораблей проекта отличается от двух последних, на которых базируется авиационная группа российского производства. На французских УДК могут разместится 16 многоцелевых вертолетов класса NHI NH90 или ударных вертолетов класса Eurocopter Tiger. Также помимо авиагруппы можно разместить 4 десантные баржи; до 60 БТР, до 70 грузовиков, до 13 основных танков типа AMX-56 Леклерк.
ЮЖНАЯ КОРЕЯ: ТИП «ТОКТО»
Состав ВМС Южной Кореи обладает всего одним универсальным десантным кораблем, построенным в 2007 году на верфи в Пусане. Планировалось три, но что-то пошло не по плану и решили ограничится одним.
В ближайшем будущем планируется использовать как носитель самолетов вертикального взлета и посадки F35B.
ЯПОНИЯ: ТИП «ИДЗУМО»
Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров.
2. Для достижения цели, указанной в предыдущем абзаце, никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признается. пп. 1-2 Статьи 9 Конституции 1947 г.
Собственно, в чем же хитрость? Ответ простой. В 2009 и 2011 годах Япония заложила на верфи корпорации Джапан Марин Юнайтед два универсальных корабля, которые, по факту являются полноценными авианосцами. Кроме того на борту кораблей расположен значительный объем противолодочного и минно-торпедного вооружения, благодаря которому эти корабли можно назвать даже эсминцами.
КНР: ТИП «075»
В настоящее время в Китае ведется постройка трех вертолетоносцев. По размерам они занимают промежуточное положение между вышеупомянутыми Мистралями и Америкой.
АВСТРАЛИЯ: ТИП «КАНБЕРРА»
В период с 2009 по 2015 годы на австралийских верфях было построено два универсальных десантных корабля, получивших имена «Канберра» и «Аделаида». В их разработке и постройке принимала участие Испания. Эти корабли способны выполнять целый ряд задач, включая крупномасштабные десантные операции и гуманитарные миссии при стихийных бедствиях.
ИСПАНИЯ: ТИП «ХУАН КАРЛОС»
В 2010 году в состав ВМС Испании вступил первый универсальный десантный корабль-авианосец, получивший имя в честь Хуана Карлоса I, бывшего короля Испании. Корабль имеет водоизмещение 27 079 тонн, длину 230 метров и ширину 33 метра. На борту УДК размещены 8 посадочных площадок для самолетов Harrier II и F-35. Впрочем, здесь могут разместится и вертолеты с конвертопланами типа Chinook и Osprey. Ангар испанца вмещает авиагруппу до 30 самолетов и вертолетов.
ТУРЦИЯ: ТИП «АНАДОЛУ»
Корабль получивший имя «Анадолу» строится по проекту испанского судостроительного объединения Navantia и является фактически аналогом упомянутого выше Хуана Карлоса.
Данных о новом корабле мало, но известно, что во время резки стали для УДК президент Турции Эрдоган заявил, что данный корабль станет первым шагом в создании собственного турецкого авианосца, и что «Анадолу станет первым кораблем флота, который будет использовать американские самолеты вертикального взлета и посадки F-35B.
ИТОГ
Как можно заметить, постепенно универсальность и так универсальных десантных кораблей становится все выше и если раньше на них базировались только вертолетоносцы, то теперь корабли данного типа постепенно превращаются в настоящие авианосцы, но с более широким функционалом. Возникает вопрос, а будет ли такая возможность у отечественных УДК, которые были заложены в Крыму? Этот вопрос мы рассмотрим в одном из следующих материалов.