кораблестроение специальность что сдавать
Кто такой инженер-кораблестроитель
Инженер-кораблестроитель – это специалист, от которого зависит, как будет выглядеть и какими характеристиками будет обладать судно. Профессия судостроителя – одна из перспективных и востребованных, так как судоходство в России и мире сейчас активно развивается.
История возникновения
Судостроение – одна из самых древних отраслей промышленности. Первыми инженерами-кораблестроителями условно можно считать первобытных людей, которые научились выдалбливать внутренность древесного ствола и делать челноки. В период античности изготовление средств для передвижения по воде обрело признаки профессии: регулярность производства, определенная система обучения ремеслу и получение дохода.
Развитие кораблестроения привело к зарождению еще во времена Средневековья нового типа инженера-промышленника, который, по сути, был всего лишь высококвалифицированным мастером. Прогресс в машинной индустрии дал возможность этой профессии усовершенствоваться и сформироваться окончательно.
В середине XIX столетия суда уже представляли собой сложные технические системы. Соответственно, появилась острая необходимость в увеличении количества профессиональных инженеров-судостроителей, которые умели бы проектировать водный транспорт, качественно ремонтировать его, а также улучшать имеющиеся и создавать новые корабельные механизмы. В ответ на такой запрос в 1860 году в Англии открылся Институт морских архитекторов, где начали готовить будущих инженеров-кораблестроителей.
Характеристика профессии
Инженер-судостроитель занимается конструированием кораблей, их механизмов и узлов. Его основная задача – спроектировать технически безукоризненное судно с учетом всех требований к его эксплуатационным характеристикам. Кроме того, такой специалист отвечает за внешнюю эстетику корабля.
Профессия предполагает целый ряд узких направлений. Суть и объем работы инженера зависят от выбранной им специализации. Он может заниматься:
В зависимости от выбранной специализации инженер-кораблестроитель может работать в институте (проектном или НИИ), на судостроительном или судоремонтном заводе, в профильном вузе преподавателем, а также подписать контракт на службу в ВМФ. Благодаря серьезной общей и узкоспециализированной подготовке специалист с легкостью адаптируется к работе как в государственной, так и в коммерческой организации.
Обучение и ЕГЭ
Вузов, в которых можно получить довольно редкую, но очень востребованную профессию инженера-кораблестроителя, в России полтора десятка:
Каждый из этих вузов достоин внимания тех, кто хочет получить профессию кораблестроителя. К примеру, Санкт-Петербургский морской технический госуниверситет ведет подготовку инженеров мирового класса, которые могут проектировать, строить и технически обслуживать гражданские суда, военные корабли и субмарины, средства для разведывания и добычи месторождений газа, нефти и прочих полезных ископаемых с морского дна. Северодвинский филиал САФУ по системе «завод – ВТУЗ» готовит инженеров-кораблестроителей и океанотехников для «Севмаша» и ЦС «Звездочка». Уже на первом курсе будущие судостроители официально трудоустраиваются на базовые предприятия и по специально разработанной образовательной программе вместе с теоретическими знаниями получают на производстве практические навыки. Результат такого подхода к подготовке инженеров-кораблестроителей – показатель ежегодного трудоустройства выпускников на уровне не ниже 90 %.
Для поступления в вуз на инженера-кораблестроителя понадобится сдать три предмета ЕГЭ:
Как и на большинство технических специальностей, проходные баллы на программы подготовки инженеров-судостроителей невысокие. Например, в Морском университете им. Невельского за последние 7 лет планка не поднималась выше 158, минимум был на уровне 125.
Готовиться к тому, чтобы стать инженером-кораблестроителем в России можно прямо в средней общеобразовательной школе. Летом 2019 года СОШ № 79 им. Н. Зайцева подписала соглашение об открытии инженерно-судостроительных классов с Объединенной судостроительной корпорацией, Нижегородским техническим госуниверситетом им. Р. Алексеева и заводом «Красное Сормово». Старшеклассников будут обучать специальным компетенциям, которые пригодятся им при поступлении в вуз, во время учебы и даже на роботе после окончания профильного вуза.
Обязанности
Спектр должностных обязанностей и рабочих задач инженера-судостроителя весьма широк. Они могут отличаться в зависимости от его специализации. Работая по разным профилям, кораблестроитель может:
Знания, умения и навыки
Инженер-кораблестроитель – профессия, которая требует серьезной теоретической подготовки. Для успешной работы судостроителю обязательно нужно знать:
Одной теории инженеру-судостроителю, конечно же, недостаточно. Приобретенные им знания должны быть конвертированы в следующие умения:
Навыки работы с персональным компьютером – обязательное условие при трудоустройстве. Кроме стандартного пакета программ, инженеру рекомендуется уметь пользоваться специализированным ПО для 3D-проектирования и моделирования («Компас 3D», AutoCad 3D, RFEM, RSTAB, RWIND Simulation).
Личные качества
Успехи и достижения в работе, взаимопонимание с сотрудниками и продвижение по карьерной лестнице инженера-кораблестроителя зависят от его личных качеств. Представителю этой профессии желательно обладать:
Если вы приняли решение обучаться конструированию судов и плавательных средств, оцените свой характер и подумайте, каких качеств вам не хватает. При особом желании каждое из них можно развить, но трудиться над этим нужно начинать, не дожидаясь поступления в вуз. Помните, что нехватка хотя бы одного может существенно осложнить работу, а в некоторых случаях даже стать причиной увольнения.
Заработная плата
Профессия инженера-судостроителя в России относится к востребованным и вполне достойно оплачиваемым. По информации сайтов с вакансиями, сегодня ежемесячная зарплата кораблестроителя составляет от 30 до 100 тысяч рублей. На предприятиях в Москве и Санкт-Петербурге платят от 90 до 140 тысяч рублей.
Большинство кораблестроительных заводов принадлежит государству. Это значит, что инженер может рассчитывать на официальное трудоустройство и полный социальный пакет, включающий своевременный оплачиваемый предприятием отпуск, оплату больничного, а также премии и компенсации.
Как строить карьеру
Карьерный рост инженера-кораблестроителя, как правило, сопровождается чередой аттестаций, присвоением категорий и проверками профессионального уровня. Чтобы получить повышение, потребуются амбициозность и терпение. Для этой сферы стремительные карьерные взлеты не характерны, поэтому стоит быть готовым потратить годы на достижение желаемой цели.
Первая ступень лестницы для судостроителя – должность главного инженера или конструктора. После нее можно нацелиться на пост заместителя, а затем – руководителя отдела (цеха) или проекта. Следующий уровень – топ-менеджмент предприятия. Вершина карьеры – место директора завода.
Есть и альтернативный путь. Вместо продвижения в пределах одного предприятия, при наличии деловой хватки и немалых финансовых средств, можно выбрать бизнес и открыть собственную верфь.
Перспективы профессии
По информации Минпромторга, в Российской Федерации сегодня официально ведут деятельность более 180 судостроительных компаний. Общее количество занятых на них работников составляет примерно 200 тысяч человек. Кораблестроительная отрасль уверенно наращивает объемы производства и выручки от продажи готовых плавсредств и судов. Немало способствует этому поддержка государства, которая выражается в федеральных целевых программах, направленных на развитие и модернизацию.
На уровень востребованности инженеров-судостроителей в России сейчас влияет не только состояние экономики, но и политическая ситуация в мировом масштабе. Из-за введения санкций против Российской Федерации страна была вынуждена перейти на импортозамещение. Следовательно, государству понадобились новые заводы и линии производства, которые смогли бы обеспечить судостроительную промышленность отечественными аналогами импортных товаров. В результате российские предприятия начали осваивать проектирование и внедрение новой продукции, привлекая для этого грамотных и опытных специалистов.
В прошлом году в России было завершено строительство 104 кораблей гражданского назначения и прочих плавучих сооружений. Среди самых значимых называют 2 танкера проекта RST27 М и 5 сухогрузов проекта RSD59, которые сошли со стапелей завода «Красное Сормово». Все это свидетельствует о том, что у профессии инженера-кораблестроителя определенно есть будущее и спрос на ее представителей будет стабильно высоким.
Автор: Юлия Заблоцкая
Специальность «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры» (26.04.02) в вузах России 2021, магистратура: где учиться?
* Набор учебных дисциплин и уклон обучения зависит от профиля, на который вы поступите
средняя цена обучения (год)
Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры — специализации в вузах России
Варианты обучения
Преподается в 1 вузе
Где учат на специальность «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры»: вся Россия
Специальности Отзывы Факультеты Задать вопрос
Специальность Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры в вузах России
Направление ФГОС Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры (26.04.02) в вузах (университетах, институтах) России. Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры в нашем каталоге специальностей представлена 1 вариантом обучения. Перейдите по ссылке, чтобы посмотреть эти варианты. Узнайте больше о будущей карьере и зарплате выпускников, посмотрите специализации, чтобы выбрать нужный профиль обучения по специальности. Посмотрите профессии, которые вам будут доступны после окончания этого направления в вузе России.
Специальность «кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры» – 26.04.02
Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры (магистратура)
26.04.02 Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры
Куда пойти учиться
Пройти магистратуру по специальности «кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры» предлагают несколько вузов:
Стоимость обучения: 80–250 тысяч рублей в год.
Какие экзамены нужны для поступления
Зачисление на курс происходит после успешной сдачи междисциплинарного вступительного экзамена. По усмотрению вуза он может проходить в письменной или устной форме. В программу испытаний входит проверка знаний по нескольким векторам:
Список вопросов с перечнем рекомендуемой литературы для подготовки можно скачать на сайте интересующего вуза.
Чем занимаются выпускники
Магистры могут работать на судостроительных предприятиях или заниматься исследованием моря. Студенты учатся создавать энергетические комплексы, информационные системы для жизни плавучих инженерных сооружений, налаживать технологические процессы, обслуживать установки и оборудование. Выпускники снабжают электричеством и теплом суда и океанотехнику, разрабатывают, собирают, испытывают машины и другие объекты морской инфраструктуры. Кроме того, специалисты проектируют сооружения и подводные средства для освоения моря.
Навыки
Согласно паспорту компетенций студенты за время учебы осваивают общие и узкопрофессиональные навыки. Что умеют магистры:
Дисциплины
Теоретический блок состоит из общих и профильных дисциплин. Студенты обязательно изучают философские проблемы науки и техники, моделирование, научную методологию, инженерную графику, управление человеческими ресурсами и т. д. В соответствии с рабочей программой составляется курс, дающий узкоспециализированные знания, необходимые для выполнения служебных обязанностей. Магистранты осваивают:
Преподаватели дают знания в области конструирования и эксплуатации объектов морской инфраструктуры. Пройдя теоретический курс, студенты будут знать, как использовать информационные технологии и компьютерные программы для решения рабочих задач.
Практика
Магистранты проходят производственную (технологическую) практику на предприятиях машиностроения, приборо- и судостроительных заводах. Этот блок курса относится к вариативной части учебного плана. Осуществляется в два этапа: во втором и четвертом семестре по два месяца. За время стажировки студенты знакомятся с особенностями организации производства и работы проектно-конструкторского бюро. Магистранты учатся использовать современное оборудование, программное обеспечение, приборы.
Программы
Профили связаны с разработкой приборов, машин, энергетических систем судов. Студенты учатся проектированию, конструированию, сборке, эксплуатации оборудования. Примеры образовательных программ:
Формы обучения
По государственному стандарту возможны три формы обучения. Очный курс длится два года, очно-заочный и заочный – до 2,5 лет. В срок включены каникулы, экзамены, практики. Всего за время учебы осваивается 120 зачетных единиц.
Кем работать
Выпускники устраиваются инженерами, конструкторами, технологами в области судостроения. Магистров принимают заводы, строящие корабли, подводные лодки, морское оборудование, приборы. Также специалисты по океанотехнике могут устроиться в порты, на маяки, рыболовецкие хозяйства.
Морской инженер
Морской инженер – инженер, специализирующийся на построении кораблей, их инженерных узлов или на их обслуживании. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Особенности профессии
Морской инженер может работать не только на морской, но и на речной флот. Содержание работы морского инженера определяется его специализацией.
Специальности морского инженера
Рабочее место
Морской инженер в зависимости от специальности может работать в проектных и научно-исследовательских институтах, на судостроительных и судоремонтных предприятиях, в профессиональных образовательных учреждениях, работать по контракту в службах ВМФ. Он может занимать должности: инженер, инженер-конструктор, инженер-технолог, инженер по подготовке производства, инженер-программист и др.
Оплата труда
Зарплата морского инженера на ноябрь 2021
Информации о зарплатах предоставлена порталом hh.ru.
Важные качества
В профессии инженера важен аналитический, технический склад ума, творческое мышление, внимательность, пунктуальность. И конечно, любовь к технике, кораблям и воде.
Знания и навыки
Морскому инженеру нужно знать и понимать:
Однако набор знаний и навыков конкретного инженера зависит от его специализации.