кордовое кружево что это такое
Ажур (кружево) это отдельный вид искусства: описание всех видов и техник плетения
Испокон веков представительницы прекрасного пола стремились выглядеть модно и женственно. Модницы давно поняли, что даже практичный наряд может быть красивым, и что для усовершенствования внешнего вида одежды как нельзя лучше подходит ажурная ткань (или кружево). Принцип кружевоплетения заключается в переплетении множества нитей в виде изящного узора, что позволяет превратить даже самую неприметную вещь в настоящее произведение искусства.
Общее описание кружевных материалов
Кружево – это текстиль, не имеющий тканой основы, с узором, который создается за счет переплетения нитей. Благодаря такой технологии ткань получается воздушной и эластичной.
Кружевная ткань обладает следующими свойствами:
Важным качеством ажура также является отсутствие необходимости в отделке его краев обметочным швом в силу того, что срез не осыпается. При этом для выполнения выкройки не требуется определение долевой нити.
Составы
Для изготовления кружева применяются как натуральные нити (хлопок, шелк, лен), так и синтетические.
Факт. Ценность натуральной кружевной ткани на порядок выше синтетической, несмотря на строгие правила по ее уходу и носке.
Способ изготовления
Существуют две основные классификации видов ажура – по технике выполнения и месту ее зарождения. Согласно первому принципу, кружево делится ручное и машинное.
Текстиль, сплетенный на станке, может иметь ровный срез (для последующего соединения с другой тканью) или волнистый край, для итогового оформления готового изделия. Машинная программа содержит данные о том, какой узор, структура, плотность должны быть у материала. При этом устройства способны плести разноцветные кружева и даже с добавлением металлических волокон, а также приклеивать декоративные элементы.
Ажур, изготовленный вручную, может представлять собой просто полотно, используемое в дальнейшем для оформления изделий, или готовую вещь, например, одежду, салфетки или аксессуары. Ручное кружево может иметь в качестве основы ткань (шитье или вышивку) или не иметь основы в принципе.
Инструмент и техника плетения
Существует множество техник ручного исполнения ажура. Ниже приведены различные виды кружева, их названия, фото и описание.
Плетение коклюшками
Коклюшки – это специальные деревянные палочки, на которые наматывают нити, а затем в определенном порядке перебрасывают их с одной коклюшки на другую. За счет такой техники получается длинная мерная полоска, от которой при необходимости можно отрезать кусок нужной длины. Участки рисунка плетутся сцепным способом, а затем соединяются между собой при помощи крючка.
Игольное
Этот старинный способ напоминает вышивку. Ткань крепится к бумаге с предварительно нанесенным рисунком. После этого сначала вышивается толстой иголкой контур, а затем заполняется стежками внутреннее пространство рисунка. Чаще всего для плетения используются льняные нити, а в качестве основы подходит любой тонкий материал, например, органза.
Хардангер
Кружево в технике хардангер выполняется на белом льне светлыми нитями (белого или бежевого цвета). Очертания узора вышиваются гладью, после чего необходимые участки материала удаляются маленькими ножницами. Рисунок заполняют стежками разной длины. Такой винтажный декор отлично подходит для украшения одежды, домашнего текстиля.
Узелковое
Существует два основных вида узелкового кружева – фриволите и макраме. Первая техника предполагает плетение нитями, закрученными особым способом, при помощи специальных челноков и иглы. Узелковый ажур – это идеальная основа для будущих салфеток, полотенец, покрывал, постельного белья, бижутерии, одежды и многих других изделий.
Для исполнения макраме требуются толстые плетеные нити, тесьма, бечевка. В данной технике вяжут модные шарфы и шали, предметы бижутерии и особенно популярные в наше время элементы декора интерьера.
Вязаное
Вязаный ажур изготавливают с помощью крючка или спиц. По сути, это то вязание, которым так любят заниматься тысячи российских женщин, даже не догадываясь, что создают настоящее кружево.
Кордовое
Техника корд предполагает использование сутажной (кордовой) нити, жесткость которой зависит от состава: полиэфирная нить с метанитом в составе придает волокну жесткость, в то время как вискозный и полиамидный сутаж более мягкий. Также кордовая нить может содержать шелк, полиэстер или люрекс. Главным отличием представленного вида кружева является выразительный блеск и объемность рисунка, из-за чего его часто применяют для украшения свадебных и вечерних нарядов.
Вилочное
При вилочном вязании мастера используют вспомогательный инструмент – вязальную вилку, в комплекте с крючком и нитками. Такой способ хорош для выполнения шарфов, палантинов, иных предметов гардероба. При этом результаты мастеров, выполняющих одни и те же изделия на одинаковом материале, могут кардинально разниться – многое зависит от соотношения ширины связанных на вилке лент и толщины пряжи.
Ришелье
Кружево ришелье отличается особой нарядностью. Оно вышивается преимущественно на льняной ткани или льняном батисте. Ришелье – это прорезная техника – сначала создается узор, затем он обшивается нитками, после чего промежутки между очертаниями рисунка вырезаются.
Еще одна важная особенность такой вышивки – бриды, своего рода «мостики» между крупными частями узора. Принцип их создания прост – необходимо обметать основную соединительную нить путем обвивки или обработки петельным или штопальным швом.
Ленточное
Ленточная техника предполагает вплетение в узор ленты и дополнение игольным кружевом или ажуром на коклюшках. Из такого материала получаются красивые воротнички, манжеты, другие вставки для одежды. Плести его можно как вручную, так и машинным способом. Второй способ быстрее, но при нем ленточные изгибы получаются не такими изящными, а само полотно – недостаточно высокого качества.
Филейное
За основу в филейном кружеве берется сетка с отверстиями в виде ромбов или квадратов. Необходимыми инструментами для его изготовления являются челнок, на который наматывают нити (предпочтительно натуральные), и палочки, которыми непосредственно плетут.
Кроше
Традиционные для определенных регионов
Как мы уже отмечали ранее, кружева классифицируются также по географическому принципу, т.е. в зависимости от места, где техника плетения того ил иного узора зародилась и была наиболее распространена во все времена.
Французское
Первой разновидностью французского ажура считается алансонское. Это подвид традиционного игольного кружева, появившийся в городе Алансон в середине XVII в. При помощи иглы на сетке с шестигранными ячейками или тюле вышивается мелкий растительный узор. Рисунок предварительно чертят на плотной бумаге, после чего линии обводят плотной нитью, получается выпуклый орнамент. Затем мастер разрезает мелкие стежки для освобождения готового изделия.
Время придало алансонскому кружеву особую легкость. Основной узор сдвинулся к краю, а фон заполнили крохотные мушки, цветы, бабочки.
Факт. В наше время алансонские кружева, сплетенные вручную, признаны всемирным наследием ЮНЕСКО.
Не менее известно кружево Шантильи, зародившееся в одноименно французском городке. Его плетут черными шелковыми нитями на специальной сетчатой основе, ячейки которой имеют форму сот. Способ исполнения узора тоже не совсем обычный – частота переплетения нитей периодически меняется, что в результате позволяет создать объемный узор. Края орнамента обшиваются плотной нитью, что придает рисунку еще большую выразительность.
Итальянское
Италию справедливо считают родиной кружева, ведь именно ее мастера впервые познакомили мир с орнаментом ретичелла, сплетенного и сшитого иглой. Первое время рисунок выполнялся на ткани, позднее его начали повторять прямо на нитях. Чаще всего на таком ажуре можно было увидеть простейшие геометрические фигуры, которые со временем преобразовались в орнамент, получивший название «стежки в воздухе».
Особую популярность обрел венецианский гипюр, который считается классическим во всем мире. Сегодня его рельеф практически незаметен, а сам узор можно назвать довольно лаконичным. На заре своего становления венецианское кружево, напротив, поражало воображение сложными узорами в виде растительных побегов с бутонами, соединенными между собой.
Брюггское
Вязаное кружево родом из бельгийского города Брюгг очень схоже с плетением на коклюшках и создается на основе ажурных лент, соединяемых между собой при помощи крючка. По сути, это тесьма, выложенная узором с плавными, округлыми очертаниями. В настоящее время мастера дополняют ленту петлями по бокам, с помощью которых она вплетается в общий рисунок прямо в процессе вязания.
Венецианское
Венецианский ажур – это невероятное сочетание нежности, изящества и роскоши, которое сопровождается контрастом между объемными линиями и мелкими элементами на сетчатых участках.
Факт. Для придания объемности конкретным деталям мастера вплетали внутрь строчек конские волосы, которые в дальнейшем плотно обшивались нитью с целью маскировки.
Румынское
В наши дни рукодельниц, плетущих румынское кружево, встретишь нечасто – им на смену давно пришли механизированные станки. Несмотря на это румынский ажур не утратил своей красоты и продолжает быть востребованным среди ценителей высокого искусства.
Узор складывается из вязаных шнуров, которые закрепляют на тканой основе и обвязывают по схеме. При этом исполнено румынское кружево может быть в разных техниках – оно может быть сплетено челноком, сшито, связано (на спицах или крючком) или создано в узелковой технике.
Елецкое
Представленный вид ажура по праву считается одним из самых сложных – для его создания могут быть задействованы до полутора тысяч коклюшек, благодаря чему кружево получается многопарным. Преимущественно на таком кружеве встречаются растительные орнаменты.
В качестве основы берутся лен и шелк в светлых и темных оттенках. Для плетения используется специальная хлопковая нить, она бывает разной толщины и цветов. Конечное полотно отличается тонкостью, нежностью миниатюрного рисунка, разнообразием композитных решений, плавностью переходов от плотного орнамента к ажурному фону.
Ирландское
Речь пойдет о стариной технике кружевоплетения, которая зародилась в Ирландии и по праву считается королевской. Ее характерной особенностью является поочередное выполнение отдельных элементов и последующее их соединение в одно полотно.
Факт. Традиционный вариант ирландского стиля вязания предполагает использование коклюшек и иглы на муслине. Осознавая неоправданную трудоемкость этого процесса, ирландцы немного усовершенствовали технику, заменив иголку крючком.
Вологодское
Ажур, пришедший из Вологодской области, испокон веков плетут на коклюшках. Это сцепной вид кружева, для создания которого используется непрерывная тесьма из плотного льняного полотна, одинаковая по всей длине и создающая узор за счет плавных изгибов. В получившихся орнаментах можно разглядеть образы природы Крайнего Севера, узоры с морозных окон, а также мотивы северного деревянного зодчества. Универсальность таких изделий поражает – ими декорируют одежду, постельное белье, столовой текстиль, даже сумочки с валенками.
Выбор кружева для пошива изделий
Если вы хотите выбрать правильное кружево и не разочароваться, советуем обратить внимание на следующие моменты:
Достоинства и недостатки
Приобретая вещь с ажурными элементами, важно иметь объективное представление о ее плюсах и минусах.
Достоинства | Недостатки |
---|---|
Эстетичный, оригинальный внешний вид | Высокая стоимость |
Универсальность | Необходимость соблюдения ряда правил по уходу и эксплуатации кружевных вещей |
Приятная фактура | |
Экологичность | |
Гипоаллергенность | |
Воздухопроницаемость |
Применение изящного материала
Чтобы вспомнить все возможные варианты использования ажурного полотна, придется постараться. Чаще всего оно применяется при создании одежды для женщин и детей – свадебных и вечерних нарядов, повседневных блузок, рубашек и кофточек, нижнего белья, чулок, шарфов и многого другого.
Хорошо подходит кружево для оформления отдельных декоративных элементов, например, манжет или воротничков.
Нельзя забывать и о более бытовом применении кружева – любые предметы домашнего текстиля, оформленные кружевом, обретают особое изящество и стиль. Наиболее часто декорируют ажуром скатерти, салфетки, занавески, полотенца, постельное белье.
Выбирая уход для кружевного изделия, необходимо определить способ его изготовления – ручной или машинный. Материал, созданный вручную, можно стирать только в прохладной или теплой воде. Не рекомендуется выжимать такую вещь – просто дайте лишней воде стечь естественным образом. Для сушки подойдет горизонтальная поверхность. Глажка должна осуществляться исключительно через марлю или тонкую ткань, в то время как изделия с объемным рисунком вообще не допускают применения утюга.
Машинное кружево стирают вручную или на деликатном режиме в стиральной машине без отжима. При этом добавлять можно только жидкие средства для стирки. Постиранное изделие ни в коем случае не разрешается выкручивать – только промокнуть махровой тканью. Правила сушки и глажки машинного кружева аналогичны рекомендациям касательно полотна, сотканного вручную.
Хранить вещи из такого «капризного» материала следует в сложенном виде, т.к. плечики могут привести к растягиванию изделий и потере формы.
Заключение
Кружево – это не стареющая классика. Какой бы вид ажура вы ни выбрали, он всегда будет смотреться актуально и элегантно, а грамотный уход даст вам возможность наслаждаться этими достоинствами максимально долго.
Первые ажурные изделия
История кружева ведется с конца 15 века, когда в странах Западной Европы существовали разновидности ажурной вышивки, выполненной в технике вязания. К 17 веку появился более совершенный вид, который сохранился до сегодняшних дней – punto in aria (стежок в воздух).
Особенность его в том, что для производства не использовалась текстильная основа. Мотивы нашивались петельным швом на пергамент, повторяя изображенный на нем орнамент. Русский аналог данной техники назывался «вологодское стекло». В дальнейшем punto in aria послужило основой самого известного шитого итальянского гипюра и элитных французских сортов.
Виды современного кружева
По технике исполнения делят на ручное и машинное. Самое дорогое – эксклюзив, сделанный вручную. Однако современная промышленность производит оригинальные кружевные ткани, которые по качеству превосходят ручную работу, а по цене значительно дешевле.
По технике изготовления:
Опишем подробнее самые популярные типы.
Шитое
Это вид петельной вышивки на тонкой ткани. Сначала на основу наносится контур рисунка, после чего различными стежками вышивается середина. Популярны сегодня орнаменты на органзе и других тончайших прозрачных материалах. Нити используют разной толщины и состава.
Названия игольных кружев:
Коклюшечное
Ажурный узор плетется по схеме, ранее нанесенной на бумажную (тканевую) основу. Для удобства плетения кружевницы используют коклюшки со множеством нитей. Чтобы получить узор, надо минимум 4 коклюшки.
В зависимости от техники плетения выделяют виды кружева:
Шантильи – тонкое и прозрачное французское кружево, выполненное из черного шелка методом парного коклюшечного плетения «сеточка». Узор преимущественно цветочный, обведенный кордоне из толстой шелковой нити. Шантильи подчеркивает роскошь шелка и блестящего атласа яркого цвета (синего, красного, изумрудного).
Макраме, фриволите
Этот вид отчасти можно считать плетеным. Отличие в том, что узоры создаются путем перевязывания (плетения) узлов в нужном порядке при помощи крючок и булавки. Толстые нити можно плести и без вспомогательных инструментов. Опытные мастерицы воссоздают элементы макраме по фото, даже без схемы.
Фабричное кружево, доступное в магазинах
Тесьма – это самый распространенный вид кружева. Как правило, производится из льна или хлопка. Узоры в основном геометрические, но встречаются и цветочные мотивы. Бывает разной ширины и цвета, и применяется для декора хлопковых моделей или отделки края изделия.
Бордюры – похожи на тесьму мерные полоски, только более тонкие и широкие. Имитация сложного плетения на коклюшках. Витиеватый рисунок можно использовать для отделки в качестве манжета и планок.
Гипюры полноценной ширины. В общем понимании гипюр – это рисунок на сетчатой основе. По обеим сторонам полотна располагается фестончатый край с тонкими короткими «ресничками». Узоры на гипюре обычно растительной тематики.
Гипюр имеет разнообразное применение. Он может использоваться цельно (например, для шитья халатов) или отдельными элементами декора. При выборе полотна обращайте внимание на наличие фестонов: если они отсутствуют, то изделие по краю придется обрабатывать.
Все кружевные ткани производятся из льна, шелка и хлопка. Чтобы добиться блеска и долговечности в нить добавляется нейлон, полиэстер, лайкра, эластан и другие искусственные волокна. Качественные полотна долго сохраняют форму и не деформируются.
Кружево – особенности и интересные факты о кружевной ткани
Пришив к любимой блузе ажурный воротник или манжеты, можно подарить ей новую модную жизнь. Кружевная отделка строгого платья превратит его в праздничный наряд. Кружево – неотъемлемая часть роскошного женского нижнего белья. Милый шарфик с воздушными узорами подчеркнет женственность, а изысканная шаль добавит образу шарма.
Для свадебных и вечерних нарядов кружево — мастхэв. И это не только платья. Ажурные перчатки – милый свадебный аксессуар, и необходимая часть дресс кода, действующего на торжественных приемах. Кружевную пелерину можно накинуть на плечи прохладным вечером.
Кружевные панно, занавески, скатерти, накидки на подушки были весьма популярны в ХХ веке. Сегодня кружево в интерьерах встретишь редко.
Кружевные вставки украшают постельное белье, салфетки для сервировки стола, кружевом декорируют светильники и даже подстаканники.
История кружева такая же замысловатая, как и кружевные узоры.
ИНТЕРЕСНО!
Не смотря на то, что кружево часто ассоциируется с Францией, местом его рождения считают Италию.
Началось все в XV веке с незамысловатой «ретичеллы» (сеточки). Со временем узоры становились сложнее. Простые геометрические рисунки стали заменять сложные цветочные мотивы и даже орнаментальные композиции.
На небывалую высоту искусство кружевоплетения подняли мастерицы Фландрии.
А вот Францию надо благодарить за невероятную популярность, которую получило кружево. Кружевные полотна, не смотря на дороговизну, закупались в невероятных количествах. Ажурная ткань украшала одежду не только женщин, но и мужчин.
Еще немного о свойствах и секретах ришелье
Бриды
Наверное, самой главной отличительной особенностью вышивки ришелье считаются бриды. Этот элемент выглядит как мостик между крупными частями узора кружева. Создаются бриты путем обметывания основной соединительной нити, делать это можно несколькими способами: обвивать рабочую нить, обрабатывать ее петельным или штопальным швом. Иногда, для придания изделию более праздничного, нарядного вида бриды делают с петельками или, как их иногда называют, «усиками», это усложненная технология, она требует особенной сноровки и опыта.
Прорези
Ришелье — это прорезная вышивка, что считается еще одной характерной особенностью. Такой необычный способ создания кружева довольно непрост, зато результат действительно завораживает. Чем-то процесс создания этой вышивки напоминает вырезание новогодних снежинок, технология действительно похожа: сначала создается определенный узор, потом он обшивается специальными швами, а после промежутки вырезаются. Существует несколько видов создания прорезей: вручную, с помощью прорезной глади, технологии, где сначала в ткани делается надрез крестом, а после его края как бы обшиваются изнутри, и посредством специального вещества, которое растворяет ткань.
Основные швы:
Гладьевой валик — это главный шов, используемый в вышивке ришелье. Выглядит этот шов как плотно прилегающие друг к другу стежки. Он может быть узким или широким, однако в ришелье преобладает первый тип. Белая гладь с настилом — тоже разновидность гладьевого шва, выполняется тонкими белыми нитками по белому фону. Шов вперед иголку — классический шов для любого вида вышивки, используется для того, чтобы обозначить контуры узора. Для этой же цели используется шов «назад иголку». Петельный шов накладывается на контур для придания рисунку объема, часто этим швом обрабатывают края готовых изделий. Также в вышивке ришелье широко используются декоративные швы. Например, шов «козлик», шов «шнурочек», тамбурный шов, французский узелок и так далее.
Это швы, которые накладываются вручную, но существуют также и машинные швы. Простая строчка — выполняет такую же функцию, как и шов «вперед иголку». Сновка — это то же самое, что и брид. Строчка для соединения орнамента, выполненная как бы на весу.Декоративные швы: зигзаг, насыпь, «чешуйки».
Машинное производство кружевоплетения
Почти всё кружево, которое продается в магазинах – промышленного изготовления.
Плетение кружев многие годы оставалось ручной работой. Специальный станок появился в начале XIX века, в Англии. Его механизмы повторяли движение рук кружевницы. Позднее, Джон Ливерс объединил жаккардовый и кружевной станок, создав знаменитый станок Ливерса, имитирующий ручное переплетение нитей.
Станки Ливерса работают до сих пор. На них производят знаменитые французские кружева. Используют натуральные (хлопок, шерсть, шёлк) и синтетические материалы.
В основе действия ливерсных станков – перфокарты. Узор записывается специальным кодом. Для производства сложных рисунков требуются тысячи перфокарт.
ВЕНЕЦИАНСКИЕ РУКОДЕЛЬНИЦЫ
Простая крестьянка и дама из общества каждую свободную минуту посвящали рукоделию. Этот вид творчества дал европейской женщине первые уроки достоинства, развивая таланты одних и давая другим возможность приобщиться к прекрасному. Посмотрите как венецианских кружевниц изобразил художник А. Паолетти.
Венецианцы — баловни судьбы, безошибочно доверившиеся великим граверам, печатавшим альбомы для вышивок и кружев, использовали как основу пергамент (сколок) с узором и нанесенными на него точками для вкалывания булавок (если мастерица предпочитала работать на коклюшках), но и этот вид кружева казался венецианцам слишком простым. Они достигли немыслимого совершенства в сложном игольном кружеве. К холсту пришивался пергамент с рисунком, прямо по нему шили узор, после чего нитки между пергаментом и холстом подрезались и узор повисал в воздухе. Он так и назывался — «стежок в воздух «.
Игольное кружево, 1620-1640, Италия
Машинный тюль появился в конце 30-х годов 19 века, а изготавливаемое на станках кружево — только к концу века. И хотя люди, даже судя по названиям, смутно представляли себе, откуда произошли эти кружева, не было в Европе женщины, не слышавшей о них.
Со временем старинные кружева станут предметом коллекционирования и музейного соперничества. Появятся знатоки с лупой в руках, отличающие подлинные кружева от поздних и многочисленных подделок. Потом все это перестанет интересовать публику и знатоков почти не останется. Но очаги кружевного дела не погаснут. Славная брюссельская школа, центр ремесел в Брюгге и, конечно же, на острове Бурано в Венеции, на острове Тенерифе в Испании.
Кружевные платья в женском гардеробе всегда занимали особое место. Витиеватые узоры привлекают внимание всех и создают ауру волшебства и изысканности. Модные дизайнеры никогда не обходят их стороной и постоянно используют их в своих коллекциях.
Сверкает и переливается вереница платьев, высокие, стройные девушки показывают модели, выполненные вручную специально для дефиле лучшими кутюрье мира, и как весточка из давних времен — кружево. Гипюры, тюлевое кружево, машинные копии музейных образцов…Выдающиеся Дома моды из коллекции в коллекцию утверждают славу французского, русского и итальянского прикладного искусства. Кружевные вещи никогда не выйдут из моды, потому что по женственности, соблазнительности и обаянию им нет равных. Хитроумные переплетения всегда будут завораживать наши взоры и проковывать к себе взгляды. Достаточно добавить кружевную аппликацию на платье и оно заиграет по-новому.
А Вы любите кружева?
Поделитесь с читателями своими мыслями!
Расскажите друзьям об истории кружева!
Подписывайтесь на новости, чтобы узнать еще больше интересного!