корги кусается что делать
Корги кусается что делать
Черный список методов дрессировки, коррекции поведения и обращения с собаками.
Обучение и содержание собак часто строятся на мифах и заблуждениях — о происхождении, социальной сущности, породных особенностях и прочем. Иногда это происходит от недостатка информации, иногда намеренно. Проблема в том, что многие советы, основанные на этих мифах, ведут к серьезным негативным последствиям: разрушают отношения, причиняют вред физическому и ментальному здоровью собаки и даже убивают.
Люди любят наказывать. У нас есть множество способов наказаний, а чтобы пользоваться ими было психологически комфортно, в наших культурах есть различные инструменты, например, «свобода воли», демонизация врага и т.д.. Люди нередко считают наказание хорошим способом обучения, а одним из наиболее эффективных видов наказания — физические, причиняющие боль.
Наказание как вид обучения животных используется в оперантном обуславливании — виде обучения, который был открыт и изучался в прошлом веке психологами-бихевиористами. Позднее сами бихевиористы признали наказания (любые стимулы, причиняющие вред и вызывающие желание их избегать — аверсивные стимулы) неэффективным методом обучения.
Эпоха бихевиоризма закончилась, взгляд на собак и методы их обучения значительно расширились Было показано, что наказания не только не эффективны, но разрушают отношения с собакой и могут приводить к серьезным проблемам — физическим и психологическим травмам [2].
Однако физические наказания до сих пор используются незнающими владельцами и особенно тренерами из устаревших школ для собак. Использование наказаний часто оправдывается мифом о попытках собаки доминировать над людьми ] и происходит в таких формах:
Побои (в том числе с помощью поводка, газеты, рукой), шлепки, щипания и т.п.
Физические наказания, причиняющие боль, могут приводить к психологическим травмам, которые оказывают глубокое влияние на поведение собаки. Велика вероятность ответной агрессии — собака просто защищает себя, видя в побоях угрозу своей жизни. Регулярные физические наказания могут снизить пороговый уровень агрессии — доверие к людям будет утрачено, они будут казаться собаке непредсказуемыми, поэтому собака будет быстрее прибегать к использованию зубов, чем раньше. Кроме того, регулярные физические наказания приводят собаку к хроническому стрессу, который «съедает» здоровье собаки: у собаки появляется неприятный запах изо рта, нарушается пищевариение, появляется перхоть, собака чаще заболевает инфекционными болезням, например, болезнями ушей и т.д.
В экстремальных случаях, когда сила наказаний нарастает (это происходит, например, потому, что наказание не может обучать, и человек решает, что он действует недостаточно усердно), собака может оказаться в состоянии так называемой выученной беспомощности. Такая собака уже не будет отвечать на побои агрессией. Она вообще перестанет быть функциональным членом общества и, вероятнее всего, очень скоро погибнет — от какой-либо вызванной хроническим стрессом болезни.
Конечно, не все сторонники физических наказаний доходят до крайностей. Кто-то считает, что физические наказания должны быть минимально болезненными и очень ловкими. Но здесь упускается из виду несколько моментов:
Стимул (в том числе боль) может начать ассоциироваться с совершенно не тем, что планировалось — самим хозяином, каким-то предметом окружающей среды и т.д. Предвидеть это, а тем более отточить достаточную ловкость, чтобы избежать нежелательных ассоциаций, невозможно — жизнь гораздо сложнее, чем ящик Скиннера!
После десятилетий экспериментов бихевиористов и работы их популярных толкователей может показаться, что собаки способны только на простейшие виды ассоциативного обучения, что еда — единственная награда, боль — лучшее наказание, а единственная реакция на наказание — избегание того, что это наказание влечет. Но все это, разумеется, не так. Жизнь гораздо сложнее лабораторных условий, и животное выучивает (или имеет с рождения) разные стратегии поведения с аверсивными стимулами. Например, собаку наказывают за то, что она гоняется за кошками. В теории, чтобы избежать аверсивного стимула, собака должна перестать гоняться за кошкой. На деле может получиться с точностью до наоборот: собака будет пытаться прогнать кошку, появление которой означает наказание. Аналогично, например, с со строгими ошейниками и корректирующими шлейками — вместо того чтобы перестать тянуть за поводок, может оказаться, что собака будет пытаться убежать из ситуации, которая причиняет ей физическую боль, и будет тянуть еще больше. Кроме того, нужно помнить, что в стрессе (а боль — это стрессор) животное не может учиться и не может выбирать оптимальные стратегии поведения. Это физиология.
Обучение не ограничивается оперантным обуславливанием. Собака — социальное существо с явно недооцененными интеллектуальными способностями. Все, что происходит в социальном контексте (в том числе обучение), модулируется социальными эмоциями, чувствами, желаниями, ожиданиями. Наказывающий хозяин — социально некомпетентный, непредсказуемый человек, даже если наказание не вызывает сильной боли. Негативное влияние непредсказуемости показал в своих экспериментах еще Иван Павлов (эксперимент с изменением формы светового сигнала). Современные исследования (в том числе нейробиологов) показывают, что непредсказуемость может быть причиной сильного социального стресса.
Любое поведение (даже то, которое нам не нравится) имеет какую-то причину. Причины всех видов нежелательного поведения можно свести до биологической или психологической основы. Если это сделать, окажется, что наказывая нежелательное поведение, человек наказывает собаку за выражение естественной потребности (как, например, потребность в питательных веществах у собаки, подбирающей мусор на улице; или потребность в стимулах для мозга у собаки, лающей за забором от скуки и т.д.) Наказание не может решить проблемы потребности, оно направлено на борьбу с внешним выражением этой потребности. Именно поэтому положительный эффект наказания (если он вообще есть) быстро проходит, и проблема возобновляется. Неудовлетворенные потребности ведут к потере внутреннего равновесия организма, стрессу, со всеми вытекающими отсюда последствиями — новым проблемам поведения, болезням
Гораздо проще разобраться в причинах поведения и удовлетворить потребности собаки. Даже в случае конфликта интересов можно найти компромисс, который устраивал бы всех (например, дать скучающей собаке возможность копать в саду ямы не на грядках, а там, где это не помешает людям). Нужно только помнить, что у разных биологических видов одни и те же потребности могут проявляться по-разному: например, там, где мы боремся со скукой, читая книгу, собаке нужны поисковые и развивающие игры.
_____________________________________________________________________________________
Строгие ошейники (ошейник с шипами), электрошоковые ошейники, ошейники-удавки, корректирующие шлейки и т.п.
Все эти инструменты в теории должны решить проблему своевременности наказания. На практике этот «плюс» затмевается вышеописанным множеством негативных явлений: случайными ассоциациями, психологическими травмами, разрушением отношений с хозяином, а в долгосрочной перспективе — хроническим стрессом и связанными со стрессом болезнями
Рывки за поводок не просто бесполезны, они еще и очень вредны для здоровья собаки. В своем исследовании шведский зоопсихолог Андерс Халлгрен обнаружил, что у многих собак, которых пытались учить рывками за поводок, существуют проблемы с позвоночником. Эти проблемы, вызывая боль, в свою очередь, приводят к проблемам поведения — в том числе повышенной раздражительности, агрессии
Запугивание и другие аверсивные стимулы
Аверсивные стимулы — это все то, что вызывает неприязнь, желание избегать эти стимулы. Это не обязательно боль, но так же все то, что пугает, раздражает, отторгает.
Ошейники «антилай», кольца Фишера, камни в банке и другие средства так называемого анонимного наказания
Эти средства — следующий этап эволюции наказаний. Они пытаются решить проблему своевременности наказаний, последствий наказаний болью для физического здоровья, а также в виде негативных ассоциаций с хозяином. Однако все обсуждавшиеся выше проблемы мягких наказаний остаются без решения. Пугающие, неприятные события не могут обучать, поскольку являются стрессовыми, и не предоставляют собаке альтернативного поведения, которое устраивало бы и ее, и хозяина.
Трепка за шею, хватание за морду, пристальный взгляд в глаза, альфа-бросок (или альфа-переворот) и т.п.
Эти методики «воспитания» базируются на представлении о том, что волчьи стаи организованы в жесткие иерархии, где происходит борьба за власть и ресурсы. Согласно этим предствлениям, аналогичным образом воспринимают свою семью близкие родственники волков — домашние собаки. Все проблемы поведения сторонники так называемой «теории доминирования собак» списывают на стремление собаки к доминированию, попыткам занять высшую ступень иерархической лестницы. Для решения и даже предупреждения проблем поведения владельцам рекомендовались действия, запугивающие собаку и/или претендующие на копирование поведения волков (трепка за шею, хватание за морду, альфа-переворот).
И хотя представления об отношениях в волчьей стае были коренным образом пересмотрены, а теория доминирования собак была признана совершенно не состоятельной советы по «понижению ранга» собак раздают до сих пор. Эти советы в лучшем случае глупые, бессмысленные и бездейственные, в худшем — опасные. Так, например, трепка за шею, выдаваемая за имитацию поведения волчицы в отношении непослушных щенков, на самом деле используется при убийстве жертвы. Такое поведение может вселить в собаку страх смерти и вызвать естественную для такого случая реакцию — агрессию.
Использование наказаний — это глупая и ничем не оправданная мера. Но попытка имитировать наказания других животных — вдвое большая глупость. Во-первых, потому что мы очень мало знаем о поведении животных (как ни удивительно, волки и собаки в их числе). Во-вторых, даже обладая полными знаниями о коммуникации животных, мы не могли бы ими полноценно пользоваться в силу разницы наших тел. В-третьих, мы почти ничего не знаем о «наказаниях» у животных кроме человека и, вероятно, ничего и не узнаем, если будем смотреть на это сквозь призму человеческих культур (с понятиями вины, мести, свободы воли и т.д.). Попытка наказывать «по-волчьи» или «по-собачьи» — это перевоплощение хозяина в убийцу, который кричит на варварском языке.
Методы обучения, использующие игнорирование, изоляцию, голод, лишение ментальной стимуляции и другие виды депривации, тоже имеют несколько точек опоры: открытия в области оперантного (инструментального) обуславливания (кондиционирования), теорию доминирования и, как обычно, проекции из опыта наказаний людей.
В бихевиористкой психологии обучения наказание снижает вероятность повторения поведения, которое наказывается. Наказание бывает двух видов — положительным (когда «прибавляют» аверсивные стимулы) и отрицательным (когда «отнимают» награждающие стимулы). Положительные наказания и их последствия мы уже разобрали — это побои, электрошоковые ошейники и тому подобное. В отрицательном наказании нежелательное поведение наказывается лишением чего-то приятного (награждающего стимула). Например, чтобы отучить собаку рычать на хозяина, когда та грызет кость, предлагалось использовать отрицательное наказание — отнимать кость. Конечно, это не научит собаку не рычать во время лакомства косточкой, а кроме того, может быть опасно. Проще научить собаку обменивать что-то вкусное на что-то более вкусное, научить доверять хозяину (для этого достаточно просто быть хорошим хозяином!), чтобы забрать что-то опасное в экстренном случае, и, конечно, помнить о естественном праве собаки на личное пространство и личный кусок.
Бихевиористская картина слишком узка и не учитывает внутренние состояния животного (эмоции, чувства, представления, желания), а также врожденные виды поведения животных. Сегодня на поведение животных смотрят с другого ракурса, и картина получается гораздо более завершенной и красочной. Если собака перевозбудилась во время игры с мячом и начинает прикусывать руки, можно забрать мяч, отвернуться и уйти. В бихевиористкой трактове это пример успешного отрицательного наказания. В современной — межвидовая коммуникация, плюс учет стресса. Но если отрицательное наказание работает далеко не всегда (потому что не обращается к причинам поведения, а работает только с внешними проявлениями этих причин), то современный взгляд на собаку дает гораздо более практичные решения.
Второй момент из оперантного обуславливания, который привел к появлению глупых и жестоких методов «воспитания собак» через лишения, это явление удовлетворения/депривации. Если животное удовлетворило свои аппетиты до какого-то стимула (например, лакомства), то его эффективность положительного подкреплении (когда поведение закрепляют «прибавлением» приятного стимула) поведения падает. Поэтому, говорили бихевиористы, чтобы повысить эффективность подкрепления лакомством, нужно, чтобы животное испытывало голод.
Как обычно, этот взгляд совершенно не учитывает стресс и тот факт, что животное в стрессе не может учиться. Его главной мотивацией будет насыщение, а не поиск решения той задачи, которую ставит перед ним человек. В лучшем случае это сделает обучение очень долгим, в худшем — даст большое количество сбоев (которые могут стоить жизни, например, служебным поисковым собакам) или вообще сорвет занятия Проблему пресыщения легко разрешить разнообразием, когда награды чередуются (например, используется несколько разных видов лакомств), используются «джекпоты» (суперприз за хорошую работу) и т.п.
Другие формы «воспитания» через лишения часто связаны с ошибочной теорией доминирования и попытками «понизить собаку по рангу»
Корги кусается что делать
Подростковая агрессия
Очень, очень важная тема. Именно в этом возрасте щенков чаще всего отдают, не справившись с ними. В этом возрасте щенок уже может нанести серьезный покус, т.к. зубы сменились. Постоянные зубы не такие острые, как молочные зубки-иголочки. Но где молочные зубы царапали – постоянные могут сделать дырку. Так как же быть с подростковой агрессией? Как поступать, если щенок в этом возрасте вас кусает? Можно ли этого избежать?
Первое, что хочу сказать всем владельцам щенков-подростков. Дорогие люди, забудьте, что еще совсем недавно, буквально пару недель назад, у вас был малыш – веселый такой, милый, слушался вас… Сейчас у вас – подросток. Можете считать его другой собакой. Чтобы не расстраиваться и не искать в нем безуспешно прежние милые черты. Ваш щенок становится умнее, он понимает обращенную речь (если вы с ним беседовали, учили названия предметов, и ваша речь была эмоционально окрашена). В хорошем настроении он может продемонстрировать выполнение довольно многих команд. Но в таком настроении он бывает все реже. Его все больше интересует окружающий мир, и все меньше – вы. В принципе, я уже написала – что с этим делать и как себя вести. А повторяюсь только затем, чтобы сказать – в такой ситуации у вас может появиться раздражение и даже обида на щенка. И при каком-то его проступке вы поведете себя грубее, чем обычно, чем спровоцируете агрессию. И в своем раздражении еще и неадекватно на эту агрессию ответите. Что же делать?
Для начала – понять, что в подростковой агрессии ничего страшного нет. Только не надо понимать мои слова так, что я предлагаю вам забить на то, что щенок вас кусает, и ждать, когда оно само пройдет! Нет, действовать необходимо. Просто не надо думать, что подросток, проявивший агрессию, становится потенциально опасной собакой, которой нельзя доверять. Себя подростками вспомните, друзей своих – жуть ведь что творили порой, да? Итак, вы вдохнули-выдохнули. Приняли тот факт, что у вас теперь не милый малыш, а мотающий вам нервы подросток. Еще раз перечитали мой пост про то, что в этом возрасте щенка надо загрузить физически и умственно – чтобы меньше думал о глупостях. А теперь читайте – как справляться с подростковой агрессией.
Первое – это то, как вы наказывали щенка за плохое поведение. Я в ужасе от рекомендаций прижимать к полу или трясти за шкирку щенка в возрасте 3-4 месяцев. Почему? Вовсе не потому, что я ванильный кинолог и вообще против насилия над собаками. Ха ха. Я могу очень по-разному работать, и ситуации разные бывают. Но щенок в возрасте ДО смены зубов просто не может сделать ничего, достойного столь сурового наказания! Даже если 3-4-месячный щенок утащил из мусорного ведра куриную кость и страшно рычит на вас при попытке забрать, а то и кусает. Если вы в этой ситуации примените грубую силу, вы научите щенка, что силовой способ решать конфликты – это нормально. Вы покажете ему одну единственную модель поведения. И он может заучить ее на то время, пока он мал и слаб. Но будьте уверены – отрастив постоянные зубы, он попробует переиграть ситуацию в свою пользу! Ну а что? Вы ж ему показали, что правда на стороне силы. Если у вас маленькая собачка – вы, вероятно, справитесь. А вот подростков средних и крупных пород в этом возрасте начинают активно отдавать, выбрасывать, усыплять. Потому что вдруг оказывается, что драться с 5-7 месячным щенком вовсе не прикольно.
Именно поэтому я так много писала о переключении щенка на другую деятельность, недеструктивную! В ситуации, когда надо у щенка отобрать сворованную еду, можно попытаться ее обменять на вкусняшку. Можно залезть щенку в пасть и достать оттуда еду. Но нельзя после этого щенка трясти за шкирку и пр.! Даже если он покусал вас в процессе (ну в этом случае можете его шлепнуть, отругать коротко и эмоционально и включить игнор минут на 15).
А лучше всего – тут же показать щенку альтернативу, отвлечь его игрой, вкусной погрызушкой, прогулкой. Иначе в его голове останется образ мусорного ведра, с которым ему так и не дали поближе познакомиться. Переключение внимания – вот лекарство от деструктивного поведения! И, пока у щенка не сменятся полностью зубы, вы не должны применять силовые методы воздействия, типа тряски за шкирку и прижиманий к полу.
Еще один важный момент, который позволяет профилактировать подростковую агрессию – это приучение собаки к механическому воздействию с вашей стороны. Про это я тоже писала – это делается в игре, во время груминга, еды, бытового общения, а также на дрессировке (в моих группах с первого занятия такие упражнения ввожу). Ваша цель – показать собаке, что механическое воздействие (нажали на круп, на холку, взяли за лапы, залезли в пасть и пр.) не несет в себе угрозы. Да, это не всегда приятно, но после этого она получит награду.
Можно ли вообще применять силовые методы воздействия? Да, конечно, порой даже нужно. Но они не должны быть вашей целью. Идеал – когда вы один раз наказали собаку таким образом за действительно серьезный проступок (агрессию на вас, на членов семьи или животных) – и она запомнила на всю жизнь. Если вам приходится регулярно бороться со своей собакой – значит, что-то с вашими воспитательными методами не так.
Но предположим, что вы все делали правильно. Вы старались переключить внимание щенка, когда он вел себя плохо. Вы планомерно приучали щенка к тому, что вы не опасны, вас не надо бояться и сражаться с вами тоже не надо, наоборот – общение с вами несет радость, а подчинение всячески премируется. И вот у щенка поменялись зубы. Половые гормоны и гормоны роста бушуют в крови. Он чувствует себя большим и сильным. И наступает тот день, когда в ответ на ваш запрет щенок-подросток показывает зубы. Или даже кусает вас. (Не от страха кусает, что его в угол загнали, не в стрессе ужасном, а в ответ на обычную бытовую ситуацию). Что делать?
Пришло время силовых воздействий. Ваша реакция должны быть ОЧЕНЬ бурной. Орать на щенка надо так, чтобы страшно было всем в округе. Не бойтесь повредить его нежную психику – она уже не нежная.
Небольшое, но очень важное отступление. Вы не повредите психику собаки, если эмоционально и бурно отреагируете на ее плохой поступок. Более того – вы ДОЛЖНЫ реагировать на все, что вам не нравится – как иначе собака узнает, ЧТО вам не нравится? Но реакция ваша должна быть короткой и соразмерной проступку. Чем вы действительно можете навредить собаке – это долгими разговорами с ней на тему «Кто маму укусил?». Дуться на собаку глупо. Запирать собаку в комнате одну не надо. Ходить за ней полдня, показывая забинтованный палец или разорванные носки – тоже фу.
Если наглый подросток вас кусает – вы орете (зачастую не только от возмущения, но и от боли), хватаете его за шкирку и трясете, приподняв передние лапы над полом. Можно и целиком его в воздух поднять, но не обязательно. Можно потрясти, а потом прижать к полу, не прекращая при этом ругаться. Идеальный вариант – если щенок примет позу подчинения и перестанет огрызаться. Но не все могут эту позу правильно опознать.
Поэтому важно соблюсти 2 правила:
— не затягивайте процесс
— отпустив щенка, включите игнор на 30 мин – 1 час
Если вы не успели отреагировать. Например, щенок укусил вас и ускакал резвиться, и вы его еще полчаса ловили. Или он укусил кого-то из членов семьи, кто не смог дать ему отпор, и вы узнали о ситуации минут через 5-15. Орать и применять силовое воздействие здесь уже глупо, очень глупо. Но оставлять покус без внимания нельзя. Поэтому – выскажите голосом свое недовольство. Орать уже не надо, а вот отругать – вполне можно. И – игнор, более продолжительный, на 1-3 часа.
А теперь о том, что такое игнор (игнорирование собаки), почему это наказание и как его правильно делать.
Собаки – очень социальные создания. Они не могут жить вне стаи (семьи), для нормальной жизни им необходимо общение. Поэтому игнорирование собаки нужно использовать очень дозировано и только в случае серьезных проступков, типа покуса членов семьи. Игнор означает, что вы с собакой не общаетесь, не называете ее по имени, не трогаете руками и не кормите. Если нужно погулять – выводите на короткую гигиеническую прогулку. Если нужно, скажем, убрать собаку из комнаты, – стараетесь сделать это, не называя собаку по имени («Иди отсюда»). Очень важно соблюдать правило «не кормить», иначе в вашем игноре нет смысла. Если щенок укусил вас после вечерней прогулки – он идет спать без ужина, т.е. не надо вставать среди ночи, чтобы его покормить. Если безобразно вел себя с утра, а вам убегать на работу – ничего, посидит до вечера, не позавтракав. Мы говорим о подростке, для него пропустить кормление даже полезно.
А еще очень важно правильно заканчивать игнор. Примерную продолжительность я указала выше (да, есть куча ситуаций, когда речь идет, скажем, о взрослых агрессивных собаках, когда игнор может длиться гораздо дольше; но мы здесь говорим о воспитании щенка). И по окончании игнора вы уже не обижаетесь на щенка. Все забыто, все как прежде.
Милая Эмма – вообще та еще штучка. В 5 месяцев прокусила мне кисть, когда я ей лапы вытирала. Так что не думайте, что у меня изначально примерные собаки. И также не думайте, что подростковая агрессия — это нечто ужасное и необратимое. Это обычная вещь, неприятная, но часто встречающаяся. И она пройдет без следа, если вы отреагируете правильно.