коридор бессмертия о чем
Фильмы и Сериалы 12+
Пять интересных фактов о военно-историческом фильме «Коридор бессмертия»
В основе сюжета — история подвига, долгое время остававшегося тайной
Уникальная железнодорожная ветка Шлиссельбург — Волховстрой была построена в первые дни после прорыва блокады Ленинграда зимой 1943 года. 33 км путей были проложены силами вчерашних школьниц всего за 17 дней. При этом фашисты располагались на Синявских высотах и буквально невооруженным взглядом могли следить за прокладкой узкого коридора путей. В результате обстрелы были постоянными: до сих пор неизвестно, сколько человек из 5000, участвовавших в строительстве, погибло.
Из-за близости вражеской артиллерии технику и машины использовать было невозможно, материалы доставляли вручную, в тяжелейших условиях северной зимы. Особенно тяжело далось наведение моста через Неву в районе Староладожского канала: сильное течение постоянно сносило сваи. Мост длиной 1300 м построили полукругом, выгнутой стороной навстречу течению. Рельсы вмораживали прямо в лед.
Для обслуживания построенной с таким трудом ветки не хватало состава и машинистов. В срочном порядке из выпускниц железнодорожных училищ была сформирована 48-я паровозная колонна особого резерва Народного комиссариата путей сообщения. Опытных машинистов собирали по всем фронтам и доставляли в окруженный Ленинград самолетами. Сами себя они называли «колоннистами».
Поезда ходили только ночью, с приглушенными огнями. Роль семафоров исполняли девушки, сутки проводившие в заснеженном лесу у путей. К весне 1943 года под непрекращающимися обстрелами было налажено регулярное сообщение. В осажденный город доставлялись тонны продовольствия, за сутки по «Дороге Победы», которую сами железнодорожники называли «коридором смерти», проходило до 35 поездов, каждый из которых перевозил груза столько же, сколько тысяча «полуторок». Дорога обеспечивала 75% всех доставок грузов в Ленинград (остальные 25% шли по «Дороге жизни» через Ладожское озеро).
Фашисты разрушали ветку Шлиссельбург — Поляны 1200 раз. Из 600 железнодорожников, которые несли службу в «коридоре смерти», погибли две трети.
О подвиге «коллонистов» стало широко известно относительно недавно. Фронтовым корреспондентам запрещено было писать о железнодорожной ветке на «большую землю», строительство и эксплуатация велись в строжайшем секрете.
автор идеи, режиссер и продюсер фильма
Меня поразило, что дорога была построена в столь невероятных условиях и в такие сжатые сроки, во многом женскими руками. Поезда, которые ходили по Шлиссельбургской ветке, обслуживали и вовсе вчерашние школьницы. Я ставил целью себе и съемочной группе показать войну через судьбы этих девчонок.
Создателей картины консультировал Даниил Гранин
История картины началась с сотрудничества режиссера, автора идеи и продюсера «Коридора бессмертия» Федора Попова и писателя Дмитрия Каралиса. Именно Каралис разрабатывал вопрос участия железнодорожников в снятии блокады Ленинграда в статьях, одна из которых привлекла внимание Попова. Каралис — сын начальника поезда и политрука 48-й колонны, поэтому тема для него практически личная. Он написал сценарий для документального фильма «Коридором бессмертия» 2005 года. В 2012 году подступался к истории о железнодорожной ветке из блокадного Ленинграда на «большую землю» и Попов. Тогда ему удалось снять документальный фильм, но идея о полном метре не выходила у режиссера из головы.
В итоге за эти годы была проделана колоссальная подготовительная работа. Консультантом по вопросам железнодорожного транспорта выступил Борис Лапидус, председатель совета директоров ЗАО «ТТК», старший советник президента ОАО «РЖД». Кстати, Лапидусу досталась и небольшая роль в фильме — он сыграл одного из пожилых машинистов.
Но самую важную помощь оказал создателям Даниил Гранин, его участие — большая честь и ответственность для всей съемочной группы. Писатель-фронтовик, автор «Блокадной книги», почетный гражданин Санкт-Петербурга выступил литературным консультантом картины, побывал на съемках, но готовый фильм увидеть, к сожалению, не успел.
Я читал сценарий, он бесспорно достоин своего экранного воплощения. То, что уже отснято, выглядит многообещающе и честно. Девчонки настоящие. Я знал таких.
Прототипами персонажей стали реальные люди, участники событий
В фильме два главных персонажа: машинист, политрук и командир поезда Георгий Федоров по прозвищу Жора Полундра и юная Маша Яблочкина, которая поступила на железнодорожные курсы, чтобы получить постоянный источник питания, а в итоге участвовала в строительстве Шлиссельбургской дороги, а затем водила по ней поезда. У обоих героев есть реальные прототипы: политрук Георгий Иосифович Федоров и кондуктор Мария Ивановна Яблонцева.
Во время работы над картиной я общался с сыном и внуком Георгия Федорова, а правнучка легендарного машиниста даже снялась в нашей картине в роли девочки, которую эвакуировали из блокадного Ленинграда на «большую землю». У Марии Ивановны Яблонцевой мы тоже брали интервью, ее рассказ о строительстве железной дороги вошел в документальный фильм «Колоннисты». К большому сожалению, она не дожила до премьеры фильма.
» data-role=»image» src=»https://static.1tv.ru/uploads/photo/image/2020/01/20/11302/large/11302_large_b79598fee0.jpg»> Изображение © Творческая студия «Стелла»
В главных ролях не актеры первого эшелона, но подбор новых, «незамыленных» лиц был одной из задач режиссера. Машу сыграла Анастасия Цибизова, для которой это первая главная роль в кино, а Жору — Артем Алексеев, которого зрители помнят по ролям в других исторических фильмах и сериалах: «Золотая орда», «Последний янычар», «Дорога на Берлин».
Лучшую подругу Маши, вечно опекающую главную героиню сокурсницу Соню, сыграла Светлана Смирнова («Тест на беременность», «Серебряный бор»). Она же читает стихи Ольги Берггольц, звучащие в трейлере фильма.
Настоящим открытием стала для меня петербургская актриса Светлана Смирнова-Кацагаджиева, сыгравшая роль Сони Вишневской. На эту роль претендовали две артистки, и обе на пробах великолепно прочитали стихи Ольги Берггогльц. Я не знал, кого из них утвердить, посоветовался со съемочной группой и остановил свой выбор на кандидатуре Светланы. Я рад, что принял именно такое решение. Светлана очень органична в своей роли, ей близка тема блокады: ее семья пережила блокаду, хотя без трагических потерь, к сожалению, не обошлось.
Снялись в фильме и настоящие звезды: Александр Яценко («Оттепель», «Аритмия», «Ненастье», «Отличница»), Дарья Екамасова («Жила-была одна баба», «Влюбленные женщины», «Американцы»), Игорь Ясулович («Гардемарины, вперед!», «Гостья из будущего», «Обратная сторона Луны»), Александр Обласов («Мажор», «Ланцет», «Галка и Гамаюн»), Анатолий Горячев («Орда», «Сладкая жизнь», «Штрафбат», «Господа-товарищи»).
» data-role=»image» src=»https://static.1tv.ru/uploads/photo/image/2020/01/22/11316/large/11316_large_3898a3cc51.jpg»> Изображение © Творческая студия «Стелла»
На роли иностранных участников железнодорожного состава пригласили актеров из-за рубежа: эстонка Саара Кадак (исполнительница одной из главных ролей в номинированной на «Оскар» драме «Класс») сыграла проводницу Катю Березку, а испанец Хавьер Кальво, впервые снимающийся не у себя на родине, исполнил роль юноши-эмигранта Родригеса, специально для которой актер выучил русский.
Все масштабные сцены были сняты на натуре с возведением уникальных декораций
Основные съемочные локации находились в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Новгородской областях. Для воссоздания атмосферы и эпохи использовалась компьютерная графика, но масштаб натурных съемок потрясает: строительство путей, наводка моста через Неву и проход по рельсам поездов снимались в специально возведенных декорациях. Основной метраж сняли на военном полигоне под Лугой.
Несколько сцен снимали в подмосковной Щербинке на экспериментальной кольцевой железной дороге, на аэродроме в Кубинке, в депо Санкт-Петербург Сортировочный Московский на Октябрьской железной дороге. Причем депо не только сохранилось в практически неизменном виде со времен блокады, но и может похвастаться небольшим музеем, который посвящен Шлиссельбургской ветке. Одно из фото в экспозиции — портрет начальника 48-й колонны особого резерва НКПС Кошелева, которого играет Тагир Рахимов. Работники депо сразу признали в нем Кошелева, а внешнего сходства не смог отрицать и сам актер.
Самыми сложными и масштабными были съемки в Шимске Новгородской области, где на берегу озера Ильмень был воссоздан процесс строительства моста через Неву. А из неожиданных препятствий съемочная группа называет погодные условия — морозную зиму приходилось снимать практически при плюсовой температуре и отсутствии снега.
Искусственный снег можно было использовать не всегда. Порой нам приходилось прибегать к сложным манипуляциям. Мы собирали лежавший в низинах снег и на машинах перевозили его к месту съемок. Там вручную рассыпали лопатами. За день все это превращалось в грязную жижу, что причиняло большие неудобства актерам и съемочной группе.
» data-role=»image» src=»https://static.1tv.ru/uploads/photo/image/2020/01/22/11317/large/11317_large_28a14c72bb.jpg»> Изображение © Творческая студия «Стелла»
Проект удалось завершить, несмотря на финансовые проблемы
Бесснежная зима, 16-часовые смены и сложные инженерные задачи оказались не главными препятствиями для создателей проекта. За три месяца до начала съемочного периода у банка, где хранились выделенные Министерством культуры на работу деньги, отозвали лицензию, и счета были заморожены. Средства вернуть так и не удалось, тем не менее, было принято решение продолжать съемки. Деньги собирали самыми разными способами: вносили из личных сбережений, обращались в различные государственные и частные инстанции, объявили сбор средств в социальных сетях. Простые люди живо откликнулись на призыв киношников: через краудфандинговую платформу была собрана половина суммы, необходимая для строительства декорации железнодорожного моста на озере Ильмень. Пожертвования шли и по другим каналам: люди переводили от совсем маленьких сумм до крупных сумм, вплоть до 300 тыс. рублей.
Не желая экономить на воссоздании достоверных декораций, съемочная группа смогла сократить траты на зарплату массовке: в массовых сценах снялись более 600 человек, среди них более 50 детей. В основном они работали на волонтерских началах, при этом испытали на себе те же сложности, что и профессиональные актеры. При этом все с радостью делились впечатлениями от работы в социальных сетях.
Титры у картины будут отличаться от обычных. В них обязательно будет благодарность огромному количеству неравнодушных людей. Тем, кто бескорыстно участвовал в массовых сценах, тем, кто решал организационно-административные вопросы, тем, кто жертвовал средства, силы, время на производство картины.
Активно включились в создание картины и крупные организации и учреждения: Министерство обороны бескорыстно предоставило для съемок действующие военные объекты, Российское военно-историческое общество поддерживало проект с момента появления идеи, РЖД оказывало посильную поддержку с подвижным составом и профессиональной экспертизой. На административном уровне фильм поддерживали в руководстве Новгородской и Ленинградской областей, в Российском союзе ветеранов и движении «Бессмертный полк».
Мы не могли и не имели права остановить запущенный процесс. Сил придавала сама тема фильма и наши мужественные герои, на долю которых пришлись намного более тяжелые испытания, которые ни в какое сравнение не могли идти с нашими проблемами. В то время тоже хватало фактов несправедливости, предательства, трусости и даже мародерства. Но, мы же не об этом. Нам пришлось собирать средства для продолжения работы. Влезли в долги, привлекли личные средства, объявили сбор в социальных сетях. И многие люди откликнулись. Тема фильма очень многих не оставила равнодушными.
» data-role=»image» src=»https://static.1tv.ru/uploads/photo/image/2020/01/22/11318/large/11318_large_45c8dc534c.jpg»> Изображение © Творческая студия «Стелла»
Слева направо: Светлана Смирнова, Федор Попов и Анастасия Цибизова
Дмитрий Каралис, Федор Попов
Анастасия Цибизова, Артем Алексеев, Светлана Смирнова, Александр Яценко, Анатолий Горячев, Александр Обласов, Дарья Екамасова, Игорь Ясулович, Тагир Рахимов, Хавьер Кальво, Саара Кадак
«Коридор бессмертия»
На российские экраны выходит новая драма о Великой Отечественной войне.
Вчерашняя ленинградская школьница Маша Яблочкина после лютой блокадной зимы 1941–1942 года приходит на железнодорожные курсы в надежде выжить и набраться сил. Оттуда девушку отправляют на строительство Шлиссельбургской магистрали, соединяющей город с Большой землёй и находящейся в прямой видимости немецкой артиллерии. Так героиня попадает в 48-ю паровозную колонну особого резерва НКПС, которой ценой смертельного риска предстоит доставить в Ленинград 75% всех грузов и военного снаряжения.
Жизнь, как известно, лучший сценарист. История — лучший поставщик сюжетов, нужно только уметь их замечать. Всем была известна Дорога жизни через Ладогу, но мало кто знал про Дорогу Победы, Коридор смерти, Коридор бессмертия. Все три названия относятся к одной железнодорожной ветке, по которой в 1943–1944 году в Ленинград доставляли три четверти всего продовольствия. Факты выдающиеся, но мало кому известные, потому что Дорога Победы была засекречена. Режиссёр Фёдор Попов нашёл их и написал сценарий в соавторстве с писателем Дмитрием Каралисом.
После фильмов-блокбастеров о Великой Отечественной войне на просмотр «Коридора бессмертия» идёшь очень настороженно: чем нас оглушат на этот раз — скандалом, экшеном, развесистой клюквой? Но оглушат, как ни странно, целомудрием; очень трогательной любовной историей, которая едва-едва наметилась и (как это, наверное, часто происходило на войне) погибла вместе с главным героем, а также лирической музыкой и стихами. Самые трогательные моменты фильма связаны с образами главных героинь: Маши Яблочкиной (Анастасия Цибизова) и Сони Вишневской (Светлана Смирнова) — вчерашними школьницами, которые идут на железную дорогу, чтобы получить карточки и как-то прокормить себя.
В самом начале фильма, после авианалёта фашистов на строящийся железнодорожный мост через Неву, Соня достает из пробитого осколком вещмешка свою флейту проверить, не разбило ли. И играет на ней «Сулико» по просьбе пожилого грузина-солдата, чей сын воюет неподалеку на Синявинских высотах — вдруг услышит родную мелодию? Соня читает стихотворение Ольги Берггольц на торжественном вечере железнодорожников — и у зрителей стискиваются зубы, стоит ком в горле и подступают слезы. По силе и яркости характера Соня, безусловно, в большей степени главная героиня, чем её подруга, тихоня Маша.
Хорошо известные актёры отходят от своих амплуа. Так, Александр Яценко выходит за пределы образов рефлексирующего врача в «Аритмии» и тихого свидетеля эпохи 90-х — водителя «барбухайки» из «Ненастья». Здесь он — Альфред Багдадский, из приблатнённых лиговских: образ придурковатый, но геройский. Татьяна Лялина играет девушку-ребёнка, оказавшуюся в самом пекле «коридора смерти», возле паровозной топки, оглушённая жестокостью происходящих событий. Среди звёзд фильма — Игорь Ясулович, Александр Обласов, Дарья Екамасова.
Для некоторых создателей «Коридор бессмертия» — личная тема, поэтому у многих героев есть реальные прототипы. Сценарий «вырос» из статьи, при подготовке которой Дмитрий Каралис узнал подробности службы на железной дороге своего отца — политрука и начальника поезда 48-й паровозной колонны особого резерва НКПС. Сам отец Каралиса при жизни не любил об этом рассказывать. Консультантом был писатель-фронтовик, один из авторов «Блокадной книги» Даниил Гранин.
«Коридор бессмертия» в российских кинотеатрах с 8 мая.
Коридор бессмертия о чем
Фильм Федора Попова «Коридор бессмертия» о Шлиссельбургской железной дороге вышел на экраны накануне Дня Победы, это история двух вчерашних школьниц из Ленинграда, которым в качестве кондукторов поезда предстоит не только спасать город от голода, но и вывезти самый ценный груз из блокады.
В основе сюжета реальные события: в январе 1943 года после прорыва блокады за каких-то 17 дней под обстрелом противника была проложена 33-километровая магистраль от станции Шлиссельбург до станции Поляны. Особенность «Коридора смерти», как его называли в свое время, заключалось в том, что поезда на некоторых отрезках пути проходили в 3-4 километрах от немецких артиллерийских позиций — то есть подвергались атакам не только с воздуха. В опасные рейсы наравне с закаленными бойцами выходили железнодорожники, те, кто выжил в блокадное время, кто не отправился на фронт — а это в основном женщины и буквально дети. Вчерашние школьницы бесстрашно шли в опасные рейсы до большой земли и обратно, одна из них, Мария Яблонцева, работавшая кондуктором на Шлиссельбургской магистрали, и стала прототипом для киногероини Маши Яблочкиной.
В работе использовались реальные документы, публикации, воспоминания железнодорожников и знаменитые на весь мир исследования советского военного историка и писателя Валентина Ковальчука, получившего ученую степень за труды по теме строительства и эксплуатации Шлиссельбургской железнодорожной магистрали.
Автор сценария и режиссер попытались оживить эту «окопную правду» любовной линией, историей дружбы, товарищества и аутентичной лексикой, но все равно фильм оставляет впечатление в некоторой степени научно-популярного кино, что, может быть, и неплохо в преддверии 9 мая. По всей видимости, фильм сделан так аккуратно с учетом критики современных картин про войну, где постоянно встречаются исторические «ляпы» и главный упор делается на «борьбу героя с тоталитаризмом у себя в стране и немножечко с фашизмом», а также часто зрители старшего поколения ругают «стрелялки про войну» за излишнюю «киношность», по их мнению, современные работы ради зрелищности теряют дух времени, и атмосферу Великой Отечественной не передают. Многим кажется, что современный кинематограф опошляет советскую историю, снимая «на западный манер».
600? ‘600px’: ‘100%’ ); width:100%;» title=»Коридор бессмертия(2019)|Фото: kinopoisk.ru» />
Стоит отметить, что сюжет этого фильма развивается неспешно, в каком-то смысле медитативно, что, возможно, роднит «Коридор бессмертия» с советской классикой, хотя именно поэтому может показаться старомодным и давящим слезу, особенно когда с первых же кадров на нас обрушивается сентиментально-трагическое музыкальное сопровождение. Надо сказать, что музыка — простите за каламбур — один из главных мотивов в фильме. Подруга и будущий любимый героини Яблочкиной (читающей авторский закадровый текст) играют на инструментах, возможно, это важная отсылка к легендарной истории, о которой не говорят в фильме прямо, но обозначают ценность для культурной столицы музыки, как символа непобедимости духа — исполнение ленинградским оркестром «Симфонии №7» Шостаковича. Это, конечно, эпизод, достойный отдельного фильма. Возможно, историчность «Коридора бессмертия» обусловлена и тем, что отец соавтора сценария Дмитрия Каралиса был политруком-начальником поезда на Шлиссельбургской магистрали, а также тем, что литературным консультантом выступил писатель-фронтовик Даниил Гранин.
Несмотря на то, что «Коридор бессмертия» сложно назвать шаблонным, а повороты сюжета предсказуемыми, но и тут не обошлось без обязательной программы «психологического» клише — борьба одного «маленького» человека с «бездушной системой государственной безопасности». Две девочки проходят курс и становятся «проводницами» поезда, машинистов в блокадном городе почти не осталось, их выписывают со всей страны и везут будущих командиров, один из них архитипичный для кинодела персонаж-«бунтарь» — человек, который не привык подчиняться общим правилам.
После первой опасной переправы под обстрелом фашистов складывается то, что на американском сленге можно назвать «командой мечты», а по-советски — дружный коллектив, где царит дух товарищества и неловких попыток ухаживания.
Однажды команда получает задание — перевезти самый важный в их жизни груз. В вагоне с обозначением «красный крест» на крыше в эвакуацию отправляются дети, но не шумная и напуганная ватага ребят является тем самым «ценнейшим грузом», а нечто заколоченное деревянными досками с табличкой «имущество детского дома», короб сопровождают товарищи в светлых дубленках и двое интеллигентского вида господ — ученые.
Ключевой момент фильма — когда перед главным героем — политруком и машинистом (тем самым «правильным» мужиком) встает вопрос: спасти таинственный, но государственно важный ящик и оставить детей на железной дороге или вернуться за оставленным вагоном с детьми обратно в зону обстрела, не подчиняясь размахивающему пистолетом дубленочному командиру государственной безопасности, который, конечно, по правилам пьесы пугает всех «трибуналом».
600? ‘600px’: ‘100%’ ); width:100%;» title=»Коридор бессмертия(2019)|Фото: kinopoisk.ru» />
Герои борются с бездушной системой и побеждают, в итоге, несмотря на потери — из пункта А в пункт Б прибывают дети в полном составе и таинственный заколоченный аппарат. Все-таки в титрах нам объяснят, что вывезти его из Ленинграда было необходимо — это ведь первый в Европе циклотрон, ускоритель заряженных частиц был необходим для научных исследований самого Курчатова, и без него Советский Союз вряд ли бы смог защитить себя «ядерным зонтиком», до сих пор гарантирующим военную безопасность нашей стране. И все это благодаря тем людям, которые не пожалели своих жизней для общего дела.
И все же, заметим, что железная дорога не построила себя сама, и без воли главнокомандующего вряд ли было бы возможно вывезти циклотрон, обеспечить будущую безопасность и эвакуировать детей. Но, как и везде, руководитель СССР — фигура умолчания, Сталин здесь только белесый бюст в затемненном углу кабинета, где проходят совещания высших чинов. Стоит ли тогда удивляться, что сегодня находятся персонажи, называющие его «пособником» Гитлера в деле блокады города, который на самом деле так отчаянно пытались спасти лютой зимой 1942 года?
«Коридор бессмертия»: как снимали картину о самом секретном подвиге советских железнодорожников
К празднику Великой Победы на экраны кинотеатров вышел фильм «Коридор бессмертия», сценарий которого основан на реальных событиях. Он рассказывает о строительстве железной дороги, которой никогда не было на картах. Ее построили под Ленинградом за 17 дней под огнем противника. Строили вчерашние школьницы. А опытные машинисты перевозили спецрейсы. Один состав доставлял в город столько же, сколько 1000 полуторок по Ладожской дороге жизни. За сутки в Ленинград прибывало до 35 поездов. Работать в «Коридоре смерти» — так окрестили эту дорогу железнодорожники — было так же опасно, как воевать на передовой.
«Творческая студия «Стелла» и режиссер Федор Попов уже представили свою картину в Музее Победы. Накануне премьеры корреспондент ИА «Столица» поговорил с исполнителем главной мужской роли Артемом Алексеевым о его работе в этом проекте.
— Артем, вы знали до начала съемок о том, что была засекреченная дорога, которая помогла выстоять Ленинграду?
— Я абсолютно ничего не слышал о железнодорожном «коридоре» и том подвиге, который совершили обычные люди. Как и все, знал о Дороге жизни, которая проходила через замерзшую Ладогу. То есть владел информацией на уровне школьного учебника. Но про специальную железную дорогу под Питером, как оказалось, вообще мало кто знает, даже уточнить какие-то подробности особенно не у кого было. Собирал по крупицам информацию, копал в интернете — сейчас многое доступно, некоторые архивы оцифрованы. Стал углубляться в тему — и многое узнал о роли железнодорожников в нашей общей Победе. Это героические люди! Часто они уходили из города последними, подрывая за собой железнодорожное полотно, чтобы по нему не прошли немцы. Первыми принимали самые жестокие бои. К стыду своему, для меня это было открытием…
мая вышла в прокат военная драма «Коридор бессмертия» режиссера Федора Попова. В основе ее сценария лежат реальные события. Первоначальную версию сценария прочитал писатель-фронтовик Даниил Гранин, его комментарии учтены в финальной версии сценария
— Выходит, это тоже в каком-то смысле подвиг неизвестного солдата…
— Так оно и есть. И я счастлив, что мы рассказываем о нем.
— Расскажите о вашем герое — Жоре Полундре. У него есть прототип?
— Да, был такой реальный человек — Георгий Федоров по прозвищу Жора Полундра. Но у нас не документальное кино, поэтому образ его собирательный. Однако я встречался с внуком Георгия Федорова — Максимом Федоровым и постарался узнать по максимуму все, что он знает или слышал о деде.
— Что в итоге взяли для создания образа?
— Максим рассказал, что дед много шутил, у него было отменное чувство юмора, он вообще был очень жизнерадостным человеком. И это дало мне какое-то понимание этого человека. Что-то взял от своего героя Дугина из спектакля «Рядовые», что-то подметил, когда читала дневники наших солдат — сейчас в интернете можно и их найти тоже.
— А что фирменного придумали для Жоры Полундры?
— Что он играет на мандолине и умудряется ее сохранять в этом аду. В жизни Георгий Федоров, конечно, на мандолине не играл.
— Ваш герой — совсем молодой человек, и рядом с ним — вчерашние школьницы, которые тоже каждый день рискуют жизнями. Есть сведения, что из Паровозной колоны особого резерва погиб каждый третий. На съемках успеваете осознать масштаб человеческих трагедий?
— Мне кажется, все об этом задумываются. Поэтому даже возраст героя трудно определить. Ведь уходили на фронт мальчишками, а старились в считанные дни. И возвращались, кому повезло, седыми… Душа старилась.
— Что вас потрясло больше всего из тех фактов, которые узнали во время съемок?
— Максим Федоров дал почитать мне книгу про блокадный Ленинград. Я все еще ее читаю, потому что невозможно просто пробежать по страницам. Бери каждую историю — и снимай кино. Запомнился случай, когда в одной семье родители не знали, как поздравить дочь с днем рождения. Ведь раньше они всегда накрывали стол с угощениями. А тут — никакой еды, ни крошки хлеба. И девочка, видя, как расстроены родители, сказала: «Не переживайте, сейчас мы покушаем!» Взяла детскую книгу, которую случайно еще не сожгли в печи, и начала вырезать из нее картинки — пирожок, яблоко, еще что-то. Пригласила маму с папой за стол и стала раскладывать перед ними эту «еду». Я рассказываю, а у самого ком в горле. Это так страшно!
— Особенно, когда есть свои дети…
— Да, у нас с женой растет дочка, ей чуть больше двух лет. Для меня тема войны вообще болезненная… У меня дед всю войну прошел. У нас по папиной линии большая семья. Моя бабушка, папина мама, родила и сохранила в годы войны девятерых детей, у папы — четыре брата и четыре сестры. А бабушкин муж, Василий Орефьевич, ушел на войну в 41-м, а вернулся в 43-м, по ранению — лодыжку разорвало. Ногу, к счастью, удалось сохранить. На фронте он был старшиной и политруком. Но об этом я совсем недавно узнал. Потому что в доме отца запрещено было говорить о войне, дед никогда ничего не рассказывал. Документы фронтовые мы нашли, когда его уже не было. Я два года уже играл в спектакле «Рядовые» старшину и политрука и вдруг узнаю, что мой дед тоже был именно старшиной и политруком. Сведений о нем в интернете, к сожалению, не нашел. Как мне объяснили, так бывает, если человек вернулся с фронта живым. Но сейчас мне обещали помочь люди, которые связаны с проектом «Коридор бессмертия». У них есть свои выходы на разные военные архивы. Может быть, что-то еще удастся о деде узнать…
— Вы, наверное, после съемок в «Коридоре бессмертия» и к железнодорожникам по-другому относитесь?
— Я бесконечно уважаю этих людей! У нас на площадке были два машиниста, которые научили меня управлять паровозом, я там сам все трюки делал. Приехал на съемки дня за три, чтобы разобраться, где какие рычаги, клапаны, подача воздуха, давление. Мне важно было это знать самому. А потом машинисты говорили уже: «Тёма, мы пошли покурим, а ты давай!» И я даже один на паровозе катался…
С режиссером Федором Поповом и съемочной командой на площадке. Фото «Творческой студии «Стелла»
С режиссером Федором Поповом и съемочной командой на площадке. Фото «Творческой студии «Стелла»
— Но какие-то сложности наверняка были?
— Сложными были ночные смены — дней двадцать их выпало. Холодно было. Но ничего — мы в паровоз бегали греться у котла. Он стал нашим вторым домом, в какой-то момент уже воспринимали его как живой организм. А так я не люблю, когда актеры рассказывают, как им тяжело было, например, играть шахтера. Быть шахтером — да, тяжело. А мы просто играем, и в любой момент можно сказать: «Ребята, извините, мне нужен перекур». И война на экране — это только война на экране. Да, были какие-то непростые моменты, травмы. Однажды подо мной загорелась шашка, и я на ходу паровоза должен был сбросить ее ногой вниз. А дыма столько набралось, что я ничего не видел, не мог нащупать ее ногой. В итоге начал вдыхать дым шашки, а он очень горячий и ядовитый. Вдохнул, а выдохнуть не могу — что-то как заклинило, зажало в груди. Спрыгнул с паровоза, отбежал в лес и стал пытаться выдохнуть.
К стыду моему, подвиг железнодорожников на войне был открытием.
— Это правда, что съемочную группу писатель Даниил Гранин консультировал?
— Да, он помогал нам непосредственно на площадке, что-то подсказывал. Это человек-легенда, и ты, конечно же, осознаешь это. Но у нас была только работа, поэтому, конечно, не было такого момента, чтобы можно было посидеть за чашкой чая и что-то спросить, пообщаться. Мы были всегда в паровозе, а Даниил Гранин с режиссером — вдалеке от нас…
— В любом случае — он вас благословил, что называется.
— Да, и это приятно и очень важно.
— Как 9 Мая проведете?
— Пойду в первый раз с семьей в Бессмертном полку. Раньше у меня даже фотографии деда военной не было, я не знал, как и где он воевал. Теперь что-то стало известно. А фотографию нашли в деревенском доме, где семья деда раньше жила. Специально поехали, перевернули все, обыскали все углы, чердак, все подняли и нашли фотографию, на которой он в военной форме. А после шествия поедем в Парк Победы лично поздравить ветеранов Великой Отечественной. Это самое лучшее, что можно сделать в этот день.
Подвиг железнодорожников увековечен скромной стелой и теперь — художественным фильмом «Коридор бессмертия». Фото «Творческой студии «Стелла»
— Что желаете героям при встрече?
— Долгих лет жизни! Года два назад мы играли для ветеранов спектакль «Рядовые». И в конце кто-то благодарил, кто-то плакал, а один строго спросил нас: «Вы зачем мне это все показали? Я там был, я это все сам видел!» И я извинился перед ним. Он по-своему был прав. Наш спектакль — замечательный, и пьеса пропитана правдой жизни, он безо всяких «режиссёрских решений» — такой, как сама жизнь, это и подметил ветеран. Но, наверное, настало время молодых, которые должны смотреть эти спектакли и фильмы. Чтобы знать, как все это было, чтобы помнили и ценили подвиг старшего поколения. А героям нашим нужно спокойно жить и радоваться мирному небу, благополучной жизни. И они очень стараются жить именно так — с достоинством и радостью.
Нас однажды позвали дать спектакль в дом ветеранов. Это был не май даже, а апрель. И я приехал с утра, прохожу мимо столовой и вижу, как ветераны — чистые, выглаженные, в костюмах, с медалями и орденами на груди — завтракают. И столько в их внешнем виде уважения к себе, к своим наградам… И встреча с ними, она для меня самого была настоящим праздником. И сейчас наша задача — как можно дольше продлить их дни в почете и уважении.
Афишу благовещенских кинотеатров можно посмотреть ЗДЕСЬ.