корнер это что еда
По-соседски: как открыть корнер на фуд-маркете
Недостаточно просто построить корнер и полагаться на успешность самого фуд-холла, предупреждает Елизавета Земская, директор по маркетингу и рекламе Zemskiy Group и Eat Market.
Что вы рекомендуете предпринимателям, решившим открыть корнер на фуд-маркете?
Люди, желающие развивать проект в рамках фуд-холлов, ожидают при относительно небольших вложениях (если сравнивать с инвестициями в открытие полноценного ресторана) получать прибыль, сводя к минимуму расходную часть. Это легко объяснить: фуд-холлы очень популярны и востребованы, есть сформированный спрос.
Не все осознают, что недостаточно рассчитывать на популярность самого формата. Как и в любом бизнесе, создатель проекта — как крупный ресторатор, так и гастроэнтузиаст — должен провести оценку всех ресурсов. Гости всегда чувствуют, где есть недоработки. И если концепция не продумана, проект обречен на закрытие.
Какова специфика работы в таком формате?
Работа на фуд-маркете — это сравнительно небольшие вложения, распределение расходов на продвижение между управляющей компанией и самим корнером, определенный гарантированный поток посетителей и консультационная поддержка от администрации площадки.
Формат предполагает, что на одной площадке, помимо твоего проекта, есть еще десяток других. И мы видим, что достаточно часто именно крупные ресторанные проекты, решившие выйти на гастрономические рынки, оказываются не готовы к конкуренции и постоянной работе над собой.
Особенность фуд-холлов в том, что кухни на площадке представлены в единственном экземпляре, их ассортимент не пересекается. С одной стороны, это дает возможность оператору занять свою нишу и получать доход, не боясь прямой конкуренции в продаже основного блюда. С другой стороны, это ограничивает возможность для расширения меню, ведь оператору нужно найти сегмент, который еще не представлен на площадке.
У каждой локации есть свои особенности, публика, проекты-соседи и этапы развития. Где-то проект выстреливает сразу, где-то требует время на раскрутку. Унифицированной формы работы нет. Важную роль играют человеческий фактор и грамотная стратегия развития.
В качестве примера приведу оператора с монопродуктовой концепцией. У гостей этот проект не очень востребован. Для стимулирования спроса и продаж мы предлагаем арендатору скорректировать меню, поработать с ценами, обратить внимание на поставщиков, создать привлекательную презентацию. Для успешной работы ресторатор должен проявить гибкость, подстроиться под особенности площадки и запросы посетителей, иначе проект придется заменить.
Это правило работает не только для начинающих проектов. Например, на Eat Market хорошо себя зарекомендовала гавайская кухня. Этому способствовала не только мода и спрос, но и правильная локация. Владелец проекта, расширяя географию присутствия, решил построить корнер на небольшом маркете в деловом центре «Москва-Сити». Место статусное, однако неправильное расположение фуд-корта в составе самого комплекса, неоправданные ожидания по спросу на блюда и низкая посещаемость самой площадки привели к тому, что проект закрылся через три месяца своей работы.
Меню кафе на фуд-маркете имеет особенности?
Есть определенный средний чек, которого корнеры должны придерживаться. Исключением могут быть кофейни и кондитерские, которые изначально предлагают продукты другой ценовой категории.
Если говорить о меню и подаче, то на фуд-холлах большую роль играет визуальная составляющая. Мы рекомендуем корнерам акцентировать внимание на оформлении витрин, чтобы посетители видели блюда, а также на грамотном составлении меню. Недостаточно просто перечислить блюда — их нужно красиво представить.
Нужно ли дополнительно учить персонал, например, общаться с гостями?
Коммуникация с гостями важна в работе любого заведения. И мы уделяем этому особое внимание: во-первых, качество работы любого проекта неминуемо отражается на имидже всей площадки, во-вторых, в основе стратегии Eat Market — взаимодействие с постоянными клиентами.
Высока ли ротация точек на гастромаркете? Почему не все справляются и уходят?
Массовой ротации мы стараемся избегать. Перед заключением договора тщательно изучаем идею проекта, стратегию развития, опыт рестораторов и другие аспекты. Однако есть плановая ротация: после определенного отчетного периода, например раз в полгода или год, происходит смена одного-двух слабых операторов, и это идет на пользу всей площадке. Во-первых, на освободившееся место приходит энергичный сильный игрок, во-вторых, посетители могут пробовать что-то новое.
Причины закрытия разные: непродуманная стратегия, завышенные ожидания, отсутствие гибкости и желания скорректировать свою работу, человеческий фактор. Например, один проект итальянской кухни с действительно качественным продуктом и конкурентоспособной ценой в какой-то момент закрылся потому, что владельцы пустили все на самотек: не проводили никаких активностей для своих клиентов, не вводили бизнес-ланч — обязательную составляющую всех операторов Eat Market. На их место пришел другой проект, который провел работу с внешним видом точки, пополнил команду профессиональным шеф-поваром, который регулярно взаимодействовал с гостями, и результаты не заставили себя ждать. Выручка арендатора с первых дней открытия была в два раза выше, чем у предыдущего, хотя и предлагали они один и тот же итальянский продукт.
Как меняется работа гастромаркетов в условиях растущей конкуренции?
Наш фуд-холл занял свою нишу, в этом сегменте прямых конкурентов у нас нет. Мы детально продумали формат, проанализировали рынок, сформулировали стратегию, поэтому нам менять работу не нужно, достаточно изредка корректировать. Eat Market — это уже бренд.
Депо, Центральный, Даниловский и другие
Устрицы, вегетарианские кафе, боулы, фо-бо и чаудеры, блины с фуа гра и черной икрой, вьетнамская, тайская, узбекская и армянская еда, — кажется, на московских фудмаркетах есть абсолютно все для гурманов. Формат таких пространств полюбился московской публике: за одни выходные особенно популярные площадки посещают несколько тысяч человек. Только за прошлый год в столице появилось 3 новых крупных фудмаркета, а этой весной в Москве состоялось долгожданное открытие «Депо» — огромного (площадью 11 тыс. кв. м) гастрономического пространства, которое пока работает в тестовом режиме. Фудмаркеты — тренд, который бизнес использует в своих интересах. Известные сети придумывают новые концепции, а новички-стартапы через популярный формат выходят на рынок. Inc. пообщался с владельцами нескольких точек и выяснил, как у них идут дела.
Первые фудмаркеты появились в Москве в 2013 году в формате гастрономических фестивалей. Первопроходцами были «Афиша еда» и «Маркет местной еды» Анастасии Колесниковой.
Они культивировали формат уличной фестивальной еды, который быстро стал популярным. «Людям захотелось такого же ощущения праздника в повседневной жизни», — говорит Колесникова.
С 2015 года в Москве начали открываться гастрономические пространства на месте исторических традиционных рынков (Даниловский, Усачевский). Также стали стремительно расти фудмаркеты на новых площадках (Центральный рынок на Трубной, «Вокруг света» на Никольской и т. д.).
Популярность фудмаркетов обусловлена двумя составляющими: доступным средним чеком (500-700 руб.) для посетителей и удобством такого формата для владельцев бизнеса, считает экс-директор Даниловского рынка и основатель фудмаркета StrEAT Максим Попов.
Хотя опытные рестораторы и присутствуют на фудмаркетах, все же большинство корнеров — стартапы. Для них это отличный шанс попробовать себя в ресторанном бизнесе.
Стартовые вложения, по подсчетам Inc., составляют от 3 млн руб. до 6 млн руб. (в зависимости от условий аренды в конкретном фудмаркете). Для сравнения, на открытие отдельного ресторана или кафе уйдет от 10 млн руб. Кроме того, владелец экономит на официантах — посетители заказывают и забирают еду у стойки. Маркетинговые расходы берет на себя фудмаркет — при удачном расположении высокий трафик, как правило, обеспечен.
«На наших площадках 60% корнеров — это новички, которые хотят попробовать себя в профессии. Их большой плюс в том, что у них нет каких-то четких регламентов. Они имеют возможность готовить так, как считают нужным. Плюс они делятся своей энергетической составляющей, что тоже важно для проекта», — говорит Попов.
Успех того или иного фудмаркета во многом зависит от месторасположения. Это должно быть место рядом с бизнес-центром (как EAT Market в деловом квартале «Красная Роза») или удачно выбранная локация в центре города (Центральный рынок на «Трубной», «Депо» рядом с метро «Белорусская»). Однако важно продумать концепцию места, ведь центр не всегда гарантия популярности пространства:
«На Кузнецком мосту есть фудмаркет на 2 этаже, с выручкой там у ребят не очень. Не была проведена аналитика аудитории. При этом есть Даниловский, который находится не в центре, но люди туда едут со всей Москвы. Я была бы рада, если бы в каждом спальном районе был свой фудкорт, но к таким маркетам очень большое требование: они должны быть на уровне центральных, а не упрощенной их версией», — говорит основательница «Маркета местной еды» Анастасия Колесникова.
Настоящий ажиотаж среди московской аудитории вызвал «Депо». Открытие ждали долго — больше года. В первые же выходные, когда «Депо» начал работать в тестовом режиме, это место посетили более 20 тыс. человек. Организаторы называют это пространство фудмоллом — чтобы подчеркнуть масштабность проекта: площадь составляет 11 тыс. кв. м.
Во избежание конкуренции внутри каждого фудмаркета корнеры специально подбирают с разными концепциями. Например, за кофе отвечает, как правило, кто-то один. Тематика заведений также не должна пересекаться. Чтобы привлечь посетителей, владельцы бизнеса придумывают новые концепции, которых ни у кого больше нет.
Съесть и выжить: 24 корнера в «Депо». Часть №1
Я совершила подвиг, прошлась по всем 75 корнерам фудмолла «Депо» и выжила. Делюсь с вами списком тех блюд, которые обязательно нужно попробовать в каждом из них. Обзор будет разделен на три части — начинаем с первых 24 корнеров (считаем по порядковому номеру).
Корнер №1 «Припек» / Блин «Тамбовский окорок» с сыром маасдамДавно не приходилось есть блины, а зря. В гигантский «тамбовский» блин с любовью заворачивают окорок и сыр, потом нежно смазывают сливочным маслом. Для русской души — максимально понятное удовольствие. Стоимость: 290 рублей Корнер №2 «Такорама» / СевичеТо блюдо, которое я попробовала — севиче из красной рыбы, я не рекомендую. Красная рыба показалась не свежей, а размороженной, на тарелку вытекло много жидкости. В целом блюдо выглядело неаппетитно, поэтому на этом общение с едой из «Такорамы» закончилось. Стоимость: 500 рублей Корнер №3 Gokos / Гирос «Гокос»Самый популярный греческий стритфуд готовят так же быстро как в Греции, только у нас еще и выбор начинок по-московски большой. Фирменный гирос в ржаной лепешке с соусом дзадзыки, бальзамиком, жареным сыром халуми, курицей, помидорами и луком навеет ностальгию по последнему отпуску. Стоимость: 350 рублей Корнер №5 The Truffle / Феттуччине с лесными грибами в сливочном соусе с трюфелемАкт любви домашней пасты al dente с грибами и тонко потертым трюфелем. По-хорошему вкусная классика, радующая всегда. Добавить нечего, срочно пробуйте. Стоимость: 570 рублей Корнер №6 Chowder & Pie / Бостонский суп чаудер с морепродуктамиСытная похлебка, приехавшая к нам из США, на основе рыбного бульона с добавлением копченой трески, лосося, мидий, креветок и краба. Сливочность достигается благодаря соусу бешамель и сливкам. Подается с тостом с сыром. Не просто так целая глава романа «Моби Дик» была посвящена чаудерам. Стоимость: 490 рублей Корнер №7 «Бэтмен и узбеки» / Плов «Чайханский»Ароматный и умопомрачительный запах плова с бараниной сводит с ума. Хочется съесть весь чан, который приготовил шеф. Идеальный рис, специи и кусочки мяса, которых хотелось бы побольше. Стоимость: 140 рублей за 100 грамм Корнер №8 «Марокко» / Лопатка ягненка по-мароккански с пряностямиВ корнере готовят нежнейшего и просто сумасшедшего ягненка в тажине — реально хочется съесть все. Тажин — специальная керамическая посуда, в которой происходит многочасовое тушение мяса, овощей и специй. От мягкости мякоть ягненка разваливается прямо в тарелке. Стоимость: 220 рублей за 100 грамм Корнер №9 Grupy / Люля из курицыАроматный люля, приготовленный на мангале. Порция достаточно большая и ее съедаешь до конца. Подают вместе с лавашом, луком, зеленью, а сверху посыпают сумахом. Кавказское счастье оно такое — мясное и сочное. Стоимость: 400 рублей Корнер №10 «Крупная»Корнер №12 «Хелоу пипл!» / Бейгл с лососемЭтот бейл подают только на завтрак, поэтому есть повод сходить в «Депо» утром. С понедельника по пятницу — с 9 до 13 часов, в субботу и воскресенье — с 10 до 14. Этот завтрак включает все самое любимое: хлеб с кунжутом и маком, лосось домашнего посола, авокадо на гриле, горчичный соус, красный лук, салат и много укропа. Стоимость: 690 рублей Корнер №13 «Раменичная by [KU:]» / ТантанменЯпонский рамен с очень наваристым, но при этом не самым тяжелым куриным и свиным бульоном на основе кунжута с добавлением лапши, фарша со сладкой соевой пастой, бамбука, лука-порея и точно чего-то еще. На губах — вкус аутентичной Японии, добро пожаловать. Стоимость: 580 рублей Корнер №14 Buba by Sumosan / Роллы BubaРолл с сибасом, огурцом, икрой тобико и кляром. Минимальная острота чувствуется за счет перца халапеньо. Хорошо, что ролл достаточно простой и вкус не спрятан за мириадом ингредиентов. Стоимость: 460 рублей Корнер №15 Thali & Dosa / Special Depo ThaliЕсли вы хотите узнать, что такое Индия, то в этом поможет сет «Тхали». Большой сет на двоих с разными закусками терпимой остроты. Совсем для неженок не подойдет, но если вы любите немного острое, то точно ваше. Девять тарелочек с разным пряным и ароматным содержимым. Стоимость: 945 рублей Корнер №16 «Бакинский уголок» / Салат «Баку»Если после всех зажористых, порой тяжелых и сытных блюд вы захотите что-то полегче, то держите курс в этот корнер. Салат из настоящих азербайджанских помидоров, лука, сыра и соуса наршараб — рекомендую. Стоимость: 390 рублей Корнер №17 «Ламянь» / Говяжий ЛаомяньОгромная тарелка китайского супа с насыщенным прозрачным бульоном из говядины с ручной лапшой и традиционными специями. Имеет очень сбалансированный вкус без остроты, поэтому подойдет как ребенку, так и взрослому. Стоимость: 380 рублей Корнер №18 Shao Kao Chinese BBQ / Баклажаны с чесноком и сладким чили соусомБесчеловечно вкусные баклажаны, приготовленные настоящими китайскими руками. Именно этой нации удалось на 100% приручить этого дракона. Слегка хрустящие снаружи, мягкие и сочные внутри. Можно есть без остановки. Стоимость: 450 рублей Корнер №19 Mac and Cheese / Mac and cheese с авокадо и яйцом пашотЕда, доставленная в «Депо» прямо из нашего детства, хотя основа рецепта взята из американской кухни. Любая порция щедро утоплена в сырном соусе «Бешамель». Авокадо облегчает, а пашот обволакивает блюдо, придавая ему еще более сливочный вкус. Стоимость: 390 рублей Корнер №21 Bright / Хумус с фалафелемБлижневосточная классика, так лихо завоевавшая все израильские корнеры и «нутозависимых» людей. Помимо фалафеля и хумуса дают лепешки-питы, чтобы вы все вымазали на тарелке и не оставили ни капельки. Стоимость: 350 рублей Корнер №22 «Дай Краба» / Шаурма с крабомМногие любят шаурму, а если она будет с крабом? Сочно за счет краба, авокадо, икры тобико, салата фризе, помидора и фирменного соуса, а снаружи — хрустящий лаваш. Новое переосмысление уже родного и народного блюда России. Стоимость: 600 рублей Корнер №23 «Бочковой Эль и Британские пироги» / Пирог с индейкойТеплый пирог с индейкой, брокколи, сливочным сыром и сливками — то, что доктор прописал. Особенно под эль, который также разливают на месте. В корнере большой выбор пирогов с начинками на любой вкус. Стоимость: 390 рублей Корнер №24 K-Town Korean BBQ / Korean BBQ setЧтобы получить еду, нужно поиграть. Набор-конструктор корейских вкусов состоит из ростков сои, кимчи, морковки по-корейски, листьев салата, водорослей, маринованного лука, фирменного соуса, чили, чеснока и, главное, мяса. На выбор идет рибай, мраморное бедро или говяжья грудинка. Жарить барбекю за барной стойкой лучше самому — так интереснее. Стоимость: 650 рублей Корнер №25 J’Pan / ПокедонПокедон — чаша риса с авокадо, тунцом и лососем. Если бы я могла, то ела бы его каждый день. Рис и соус от перфекциониста, а лосось с тунцом выписали с доставкой прямо из глубин морей. Стоимость: 650 рублей Корнер №Р2 и Р5 MACADAMIA Vitamin & Smoothie bar / Смузи Berry TeddyСвежий и охлаждающий смузи из малины, клубники, ежевики, манго и апельсина — отличный вариант после легкого дня или тяжелой ночи. Стоимость: 320 мл за 350 рублей, 400 мл за 450 рублей 10 уникальных московских фуд-корнеровРождественский б-р, 1, Центральный рынок Время работы: пн-чт, вс 11.00–22.00, пт-сб 11.00–23.00 Может показаться, что Александр Раппопорт углубился в подробности главного вьетнамского супа на излете тренда. Фо готовят сегодня, без преувеличения, на любом фукдкорте даже в заштатном супермаркете, и выглядит это примерно одинаково: суетящиеся вокруг чана с бульоном вьетнамцы и сам суп в единственном числе, все как под копирку. Но «Фобия» сумела убедить даже скептиков: тема хоть и не нова, но неисчерпаема. Фо здесь целых семь видов, причем не на одном дежурном суточном бульоне. Самый дорогой — фо бо Ханой северного стиля (440 рублей) готовится по сложносочиненной рецептуре с участием моллюсков са сунг, придающих супу шквал умами: такой или сразу не нравится, или любовь на всю жизнь. В красном фо (390 рублей) задействована растушенная на красном вине говядина. В более привычном нам фо га (380 рублей) — куриный бульон такой степени крепости, что его впору прописывать как лекарство от простуды. Порции большие — 1300 мл, так что одним только супом можно наесться. Но у Раппопорта есть и другой козырь в рукаве: вьетнамский сэндвич бан ми — такого на фудкортах пока нигде не встретишь. Вариантов четыре: от классического с ростбифом и соусом хойсин (280 рублей) до взрывного по вкусу с креветками в тамариндовом соусе (280 рублей). Хрустящие багеты — главный отличительный знак именно вьетнамских бутербродов — выпекает специально для «Фобии» французская пекарня Ladurée (над одним из ее заведений Раппопорт недавно взял шефство), и это уровень. В остальном вся привычная ярмарочная канитель на месте: стайки вьетнамцев, кипящие котлы, желтые бумажные фонарики и кофе со сгущенкой по 200 рублей. Но если однообразные московские фо-поинты быстро приедаются, то в «Фобии» новую формулу обеда можно составлять хоть каждый день. Рождественский б-р, 1, Центральный рынок Время работы: пн-чт, вс 10.00–23.00, пт-сб 10.00–0.00 Корнер на Центральном рынке от шефа Евгения Мещерякова живет под девизом «убойные яйца», и этим все сказано. Ожидаемая бело-желтая раскраска с повторяющимися эллипсами яичного желтка, кафельная плитка, простая керамическая посуда. Яйца доставляют едва ли не тепленькими из фермерского хозяйства под Костромой. Половину меню предсказуемо занимают завтраки: кроме утренних глазуний, скрэмблов и омлетов всех мастей, есть и вневременные опции — вроде десерта «Парящие острова» из ванильного мусса, бриоши и меренги (390 рублей). Pa’shoot не является моноконцепцией в строгом смысле слова: здесь довольно много рыбы и мяса, но разбить яйцо шеф и правда норовит едва ли не в каждое блюдо. И всегда уместно: из лосося мастерит тартар с желтком и соусом манго (390 рублей), из пастрами сооружает многослойный сэндвич с глазуньей и соленым огурцом (430 рублей), бенедикт подает с тунцом и копченым соусом унаги (590 рублей). Если сравнивать с прогремевшим проектом Eggscellent, то в яичном корнере Мещерякова куда меньше вау-эффектов, зато больше кропотливой поварской работы и тонких сочетаний. Если хочется познакомиться с поваром лично — при корнере есть сhef’s table на 11 человек, где регулярно проходят дружеские встречи с дегустациями. Места лучше бронировать заранее, слушать Мещерякова — удовольствие отдельное. Лесная, 20, стр. 3, фуд-молл «Депо. Москва» Время работы: пн-вс 10.00–23.00 Еще один свежий корнер Раппопорта с азиатским стритфудом — на сей раз на просторах «Депо». В центре внимания — тайский карри, который готовят прилюдно в 50-литровых воках. Палитра включает все оттенки, которые приняты на родине: зеленый карри с цыпленком умеренной жгучести (380 рублей), ощутимо более острый красный с уткой и плодами личи (560 рублей), помогающими гасить пожар во рту, сладковатый желтый с лососем (450 рублей) и особый пряный массаман-карри с мраморными говяжьими ребрами (580 рублей), рецептура которого ближе к индийским образцам. На закуску можно взять маринованный в малайзийском стиле лотос (290 рублей) или вонтоны с креветками (430 рублей). На горячее (если вдруг карри не ваш фаворит) в не менее внушительных чанах готовят тайскую лапшу пад-тай с креветками и тамариндовым соусом (550 рублей), лапшу по-сингапурски (420 рублей), китайские пельмени (430 рублей) и том ям (420 рублей), как же без него, — вся сборная хитов заявленной на вывеске части суши в полном составе. Что касается качества, здесь надо напомнить, что паназия в целом (и особенно тайская кухня) для Раппопорта — первая кулинарная любовь: именно с карри и том яма он начинал когда-то карьеру ресторатора. И хотя за аутентичность рецептур в «Индокитае» отвечает китайский шеф Сюй Лей из «Китайской грамоты», можно быть уверенным, что сам хозяин придирчиво заглядывал в каждую кастрюлю. Результат получился не только убедительным с точки зрения полновесности вкусов, но и инстаграмным: поднимающийся от котлов ароматный пар, танцующие боги в оформлении корнера и проворные руки поваров, мечущих на стойку миски с разноцветным варевом, неизменно собирают у «Индокитая» стайки любопытных, снимающих всю эту экзотику на смартфоны. Тишинская пл., 1, стр. 1, ТВК «Тишинка», Tishinka Gastro Hall Время работы: пн-вс 10.00–23.00 Корнер в гастрохолле «Тишинка», целиком выстроенный вокруг котлет. Тема для реализации сложная, особенно в рамках моноконцепции: слишком сильны в наших умах ассоциации с унылой столовской едой, да и кому захочется приходить специально на котлеты — все равно мама дома лучше приготовит. «Бояре» с порога развенчивают стереотипы. Начать с того, что для логотипа выбран этакий Джеймс Бонд в черных очках и боярской шапке-бандане, а не сдобная домохозяйка. Тот же стиль в оформлении корнера: темная стойка, тяжелые стулья и острые углы. Да и перечисление вариантов заглавного блюда — котлеты из лося с малосольными огурцами (400 рублей), из кабана с мочеными помидорами (460 рублей), из краба с лимоном (450 рублей) — навевают мысли не о посиделках у тещи, а о чисто мужских удовольствиях, охоте и рыбалке. Самодельные котлеты из двух сортов мяса тоже присутствуют: это самая дешевая опция в меню (310 рублей), но и они сдобно выглядят, брызжут соком и пахнут отнюдь не столовой. К котлетам для полноты обеденной картины прилагаются два супа (борщ за 370 рублей и рассольник за 350 рублей), небанальный список закусок с ферментированными кабачками (170 рублей) и строганиной из утки (270 рублей) и два десерта, внезапно под грифом «заедки» (яблоко медовое — 220 рублей, сырники — 250 рублей). Ничего лишнего, но все друг с другом ладит и друг другу подпевает, да и котлеты на самом деле вкусные. В обеденные часы к «Боярам» выстраиваются в очередь и серьезные мужчины, чтобы обсудить насущные дела, и утомленные поке-боулами и раменами подростки. Новослободская, 4, ТД «Дружба», 3 этаж Время работы: пн-вс 10.00-22.00 Китайская точка — наследница аутентичной чифаньки, обитавшей на задворках «Дружбы» с незапамятных времен. Главная ее специализация — рамэн из города Ланчжоу, по-китайски «Мо Си», который в самом Китае считается самым-самым. Отличий именно этого рамэна от любого другого несколько. Во-первых, его готовят только со свежей лапшой, причем каждую порцию режут и тянут руками строго под заказ. Во-вторых, бульон собирается в одно целое по особой схеме, где каждый ингредиент обозначен цветовым кодом (перечное масло — красный, редька — белый, лапша — желтый и т.д.). Выяснить детали сложно – никто из улыбчивых китайцев на корнере не говорит по-русски. Зато работают слаженным конвейером, а отточенные жесты специалиста, который прилюдно вытягивает из теста тонкие нити, и вовсе завораживают. Практически на одной лапше сделано длиннющее меню: толстая, тонкая, с бульоном и без, жаренная с говядиной и кислой капустой (400 рублей) или тушеная в соевой пасте с яйцом (360 рублей) и картошкой (360 рублей). Плюс целый выводок крохотных китайских шашлычков ровно на один укус — из говядины, баранины, курицы и рыбы, включая разные странности вроде говяжьих сухожилий, куриных хрящей и тофу со вкусом лосося (70-150 рублей). В целом, если захочется правдивой до писка китайской еды, при этом в безопасных и цивильных условиях — корнер в «Дружбе» как раз такое место. Китайские семьи, по выходным галдящие у стойки с лапшой и закусками, наглядное тому подтверждение. Усачева, 26, Усачевский рынок Время работы: пн-вс 10.00–22.00 Обосновавшийся на Усачевском рынке проект Роберта Харви Стабблбайна, владельца фермерских хозяйств «Крымские морепродукты» и «Русская креветка», — флагманская точка будущей сети. От подобной истории ждешь в буквальном смысле море рыбы, и реальность в чем-то даже превосходит ожидания. Морскими гадами шпигуют каждую строчку меню: в каше из киноа поселился камчатский краб (890 рублей), на авокадо-тосте из гречишного хлеба — раковые шейки (530 рублей). Но чаще морегадов подают самих по себе в оправе из авторских соусов, которые сконструировал для «Сифуда» шеф-повар Виктор Белей («Ухват»). Сейчас как раз подоспело обновление меню: пробовать надо тартар из тунца с соусом «Мацухиса» (560 рублей), запеченную под икорным соусом черную треску (780 рублей), палтуса с пастой птитим и сливочным соусом «Мансни» (690 рублей) и хитроумный стейк из лосося, запеченный в порее с копченым соусом и стружкой тунца (1180 рублей). Улов дня можно попросить приготовить на гриле, сковороде или унести домой сырым: синекорого палтуса, черную треску, черноморского калкана, крымских устриц и магаданских креветок демонстрируют на льду и в гигантских аквариумах. Запивать всю эту роскошь предлагается пятью сортами крафтового пива от крымской пивоварни «Якорь» (от 310 рублей), но лучше все-таки тосканским верментино за разумные 2800 рублей за бутылку. Стоят ли здесь рыба и морепродукты дешевле, чем в целом по городу? Не слишком. Имеет ли смысл ехать за ними на Усачевский специально? Несомненно. У крупного поставщика морепродуктов логистика устроена так, что рыбу свежее вы вряд ли найдете. Московская область, Горки-2, Рублево-Успенское шоссе, 22В, «Рублевский Привоз» Время работы: пн-вс 9.00-21.00 После вынужденного бегства с Бадаевского завода, суши-бар Кoi обосновался в только что открывшемся «Рублевском Привозе». Главными достоинствами проекта по-прежнему остаются хамачи, амиэби, блуфин и прочая отборная морская братва от совладельца Алексея Скорнякова и его Ryba International. Рыба каждую неделю летает самолетами с Мальдив, из Японии, Камчатки, Марокко и Сейшел. Причем в Koi ее умеют хранить грамотно, хоть и недолго, и виртуозно разделывать. В этом может убедиться каждый, поскольку шоу для гостей, на которых повара прилюдно расчленяют целикового тунца, все также проводится здесь раз в две недели. В меню царит роскошный минимализм: суши с брюшком тунца (690 рублей/ 1 шт.) и голубой креветкой (450 рублей/1 шт.) приготовлены идеально, ломтик к ломтику, рисинка к рисинке. Пирамидки тонко нарезанных сашими (лосось — 720 рублей, гребешок — 870 рублей) эстетски сервируют на льду, хэнд-роллы (480-1300 рублей / 1 шт.) сворачивают в форме увесистого кулька с ювелирно нарезанной рыбой (острый ролл с лакедрой — 700 рублей). Если хотите пройтись по хитам, заказывайте «Калифорнию» с камчатским крабом (990 рублей) и «Филадельфию» с северной креветкой (690 рублей), чтобы просто почувствовать разницу. А с учетом того, что денег все равно уйдет достаточно, берите еще и сашими из японского морского ежа в половинке грейпфрута (2800 рублей) — похоже, в Москве такое можно встретить только здесь. Рождественский б-р, 1, Центральный рынок Время работы: пн-чт, вс 10.00–23.00, пт-сб 10.00–0.00 Еще один гастрокорнер от хорошего шефа Евгения Мещерякова, который явно выходит в лидеры в общем зачете воплощенных концепций на московских рынках и моллах. И пока другие масштабируют одни и те же вывески, Мещеряков выстреливает новыми идеями: сначала Umi Oysters, потом Oishii Sushi и Pa’shoot, и вот теперь просто «Море». Новый морской концепт занял место Umi Oysters на антресоли «Центрального рынка» и открылся примерно в тех же декорациях. Но, по сути, это совершенно новый проект, об идеологии которого надо знать следующее: если Umi Oysters — погружение в дивный мир японских устриц, а Oishii Sushi — про ручные роллы и суши, то «Море» — про русские морепродукты, все лучшие и сразу. Меню устроено следующим образом: то, что не надо жарить или варить (устрицы, тартары, японские боулы чураши и сашими), плюс то, что нужно поджарить на гриле или воке (стейки из рыбы, осьминожьи щупальца, креветки в темпуре). Плюс пять видов азиатской лапши (например, лапша с крабом за 990 рублей), раздел овощей и немного супов. Российские устрицы (250 рублей /1 шт.) соседствуют с африканскими и японскими (390 рублей/ 1 шт.), том ям (690 рублей) — с тройной ухой (490 рублей), а лосось тандури (770 рублей) с томленой ледяной рыбой (490 рублей), и никому не тесно. Качество кухни ничуть не хуже, чем в том же Umi Oysters, но подход попроще, а цены либеральнее. Как раз тот случай, когда быстро поднятое упавшим не считается: несмотря не обилие аквариумов, «Море» уже не играет по правилам устричного бара, но толково и со знанием дела кормит сырым, жареным и пареным морским белком всякого гостя, а не только гастрономического сноба. Вернадского пр-т, 86B, «Парк» Время работы: пн-вс 11.00-23.00 В гигантском фудхолле «Парк» на Юго-Западной, открытом компанией Eat Market, немало новых имен — «Жемчужина» с камчатскими и дальневосточными морепродуктами, «Белый гриб» в русском стиле, где мастерят ушное и тельное, или Acca Food с вайнахскими блюдами. Но есть вещи абсолютно уникальные не только для московских фудкортов, но и для города в целом. Например, «Флам’с & Шницель» собрал на одном прилавке венский шницель, эльзасские тарты фламбе, французский луковый суп, венгерские колбаски, улитки по-бургундски и бельгийские мидии. Венский шницель — за главного, его можно собрать, как конструктор, из трех видов мяса — свинины (480 рублей), индейки (560 рублей) и телятины (890 рублей), панировки на выбор (обычной, острой или сырной) и подходящего под аппетиты размера — обычного или макси. Все достоверно: панировка хрустит, края тонко отбитого целикового куска стандартного размера свисают с тарелки (страшно представить параметры макси за 1490 рублей), и подают шницель как положено, с долькой лимона. Немецкие «огненные» тарты, похожие на тончайшую пузырчатую пиццу, заранее приготовлены в печи и ждут своего часа на витрине, чтобы прийти в готовность за пару минут (тарт фламбе с беконом — 550 рублей). То же с улитками — уже нафаршированные маслом с разными добавками (есть, например, апельсиново-миндальные, 475 рублей/ 6 шт.), они призывно разложены на блюдах, остается только отправить в сковородку-кокотницу. Мидии сопровождаются пятью соусами («маринара» — 490 рублей), колбаски в шести вариантах готовят на гриле и сервируют картофелем, салатом и другими подходящими под пиво добавками (ассорти колбасок на двоих — 1490 рублей). Освоившись в «Парке», ребята хотят масштабировать концепцию. Пока же кухня работает на удивление споро, и в условиях закрытых границ всем, кто соскучился по кухням Центральной Европы и хочет всего и сразу в одном отдельно взятом корнере, стоит добраться до «Парка». Тишинская пл., 1, стр. 1, ТВК «Тишинка», Tishinka Gastro Hall
|