короче чем танка 5
Царь-танк: история самого большого в мире танка
Весной 1915-го года жителей села Орудьево Дмитровского уезда ждал неприятный сюрприз. Лес, который начинался буквально за околицей, был объявлен запретной зоной. Вооруженные патрули, колючая проволока, и таблички с надписью «Стой, стреляю!». Но смелых и любопытных это не останавливало. То, что они видели в лесу, впечатляло надолго.
Примерно за полгода до этих событий на стол российского императора Николая Второго легло письмо. Некий инженер Лебеденко предлагал построить боевую машину, которая, (по его словам), изменит ситуацию на русско-германском фронте. К письму прилагались чертежи и расчеты.
Это было нечто. Никому доселе неизвестный конструктор, предлагал создать самый большой в мире танк. Его тактико-технические характеристки опережали свое время.
Длина корпуса – почти 18 метров (17 800 мм). Ширина – 12 метров. Тип брони – стальная катаная. Тип двигателя – «Майбах»: авиационный, карбюраторный, высокооборотный. Вооружение – два капонирных орудия калибра 76,2 с боекомплектом на шестьдесят выстрелов, плюс несколько пулемётов «Максим» калибра 7,92 с боекомплектом от восьми до десяти тысяч патронов. Экипаж – 15 человек.
Смелый проект государю понравился. Николая Лебеденко пригласили в Зимний Дворец. Инженер явился с подарком – деревянной моделью будущего танка. Трехколесная тележка с пружинным двигателем от обычного граммофона резво бегала по ковру, преодолевая различные препятствия. Император был в восторге. Вместе с инженером Лебеденко он больше получасу, словно младенец, в буквальном смысле ползал «на карачках» по своей резиденции, катая по полу чудаковатую машинку.
Царь Николай Второй решил оставить макет будущего танка у себя, пообещав при этом, что лично будет следить за ходом строительства железного «гиганта».
В августе 1915 года состоялись первые испытания. Царь-танк тронулся с места, съехал с бревенчатого настила, и вдруг остановился. Задний каток угодил в глубокую яму. Водитель давил на газ, но все было напрасно. Танк застрял. Сказалась ошибка в расчетах. Большая часть веса машины пришлась на хвостовик. Передние колеса рыли землю, но не могли вытащить каток из ямы. Комиссия дала заключение – танк Лебеденко не пригоден для езды по пересеченной местности. Шла война, денег на доработку проекта в казне не было, и его решили свернуть.
Восемь лет Царь-Танк простоял в лесу. Сдвинуть его с места не было никакой возможности. Хотя отчаянные попытки неоднократно предпринимались. И в 1923 году, уже при новой власти, он был разобран на металлолом.
И все же история самого большого в мире танка на этом не закончилась. В 20 столетии известный американский режиссер, создатель культовой фантастической саги «Звездные воины» Джордж Лукас настолько вдохновился проектом русского Царь-танка, что придумал на его основе межпланетный дроид-танк «IG-227 Hailfire» типа «Огненный град». Правда, при этом американский аналог не имел заднего катка, а огромные колеса танка находились под углом друг к другу.
пардон, а где там 15 человек размещаются? плюс боекомплект на 60 выстрелов, 10000 патронов для пулеметов и ещё топливо для двигателей?
Я и отсюда вижу, что башню надо было располагать на оси колёс или близко к ней.
это тока конницу по степям гонять
Тот случай, когда больше не значит лучше. Но не спешите себя утешать.
Вместе с инженером Лебеденко он [Николай 2] больше получасу, словно младенец, в буквальном смысле ползал «на карачках» по своей резиденции, катая по полу чудаковатую машинку.
Во многом его характеризует.
Французские танки Renault FT17 проезжают мимо американских войск недалеко от Жувиньи, Франция, 1918 год
Французский FT17 был одним из самых удачных танков Первой мировой. Это был первый танк, имевший башню кругового вращения, а также классическую компоновку. Экипаж танка находится в передней части, отсек двигателя сзади и орудие в башне что является принятым стандартом компоновки для танков по сей день.
Было выпущено более 3000 танков FT17, большинство из которых в 1918 году и начали действовать уже 31 мая того же года во Второй битве на Марне.
После окончания войны танки были взяты на вооружение у многих стран, включая Бельгию, Польшу, Чехословакию и Испанию, Бразилию, Японию, Китай и Афганистан.
К моменту вторжения Германии во Францию в 1940 году на вооружение французской армии имелось более 500 танков FT17, большинство из них было захвачено немцами и несмотря на их устарелость они могли выполнять задачи по обороне аэродромов и патрулирования.
Кто кого: человек против танка
Автор: Алексей Тарасов.
Дата изначальной публикации: 25 апреля 2018.
Сумрачная германская противотанковость
Страной-изобретателем танка Германия не стала, а вот лидером по противотанковым вопросам — пришлось. Потребность бороться с чужими боевыми машинами появилась у кайзеровской армии намного раньше, чем собственные «панцеры».
В деле противостояния человека и танка немцы придумали и попробовали практически всё. А потому могут по праву считаться главной противотанковой страной XX века.
Многие их изобретения в области вооружений и тактики оказались крайне удачными, и после Первой мировой их быстро начали применять и развивать в других странах. Что-то в неизменном виде прошло Вторую мировую, а некоторые виды вооружений и приёмы дожили до 60-х, а то и до нашего времени.
Итак, что же может противопоставить танку человек или небольшая группа людей?
Очень глубокая яма и другие виды противотанковых препятствий
Пожалуй, самый очевидный способ противодействия — ямы. Бери лопату и копай ловушку на «крупного зверя». Правда, недостатков у такого приёма оказалось больше, чем достоинств.
«Бей лопатой по уязвимым местам…». Советская пропаганда очень благостно рисовала картины попадания танков в ямы-ловушки
«Бей лопатой по уязвимым местам…». Советская пропаганда очень благостно рисовала картины попадания танков в ямы-ловушки
Во-первых, пресловутый туман войны (или «туман неизвестности» — термин, обозначающий недостоверность или отсутствие данных о состоянии сил и занимаемых позиций на театре военных действий. — Прим.ред). Вы тратите сотни тысяч человеко-часов на рытьё противотанковых рвов и ловушек, а противник со своими бронемашинами появляется совершенно в другом месте.
Во-вторых, сами по себе инженерные заграждения совершенно бессмысленны без прикрытия. Их максимум — замедлить продвижение бронесил неприятеля, либо сделать их положение более уязвимым.
Недостатки выявились практически сразу. Например, в Сен-Миельской операции в сентябре 1918-го. Тогда противотанковая оборона кайзеровских войск строилась на четырёх составляющих: замаскированных ловушках, минах, полевой артиллерии и противотанковых ружьях. Из принявших участие в атаке 18 «шнайдеров», десяти «рено» и 30 «сен-шамонов» в замаскированную ловушку попал только один танк, да и тот выбрался из ямы собственными силами.
Одним из самых сумрачных противотанковых изобретений Первой мировой стали немецкие Tanksperre («Танковый барьер». — Прим. ред.). Эта война была временем расцвета заграждений из колючей проволоки — вот немцы и придумали «колючую проволоку» для танков.
К мощным бетонным столбам цеплялись не менее мощные стальные тросы с крюками на одном из концов — на случай, если нужно будет пропустить свои войска. Неподалёку находились позиции пулемётчиков, которые защищали сооружение от вражеской пехоты. Считалось, что такие заграждения способны остановить даже тяжёлые танки. Но, как и «ловчие ямы», они ни на что существенно не повлияли.
Ну, а Вторая мировая фактически поставила крест как на пассивных способах борьбы, так и на «сплошных» оборонительных линиях — от Мажино до Зигфрида.
Пол Д. Харкинс — заместитель начальника штаба генерала Паттона назвал линию Зигфрида «величайшим памятником человеческой глупости». Сам Джордж Смит Паттон писал:
«…у меня больше не осталось даже тени сомнений в бессмысленности возведения такого рода сооружений. Только с одного из участков дороги, по которой и вдоль которой 76-я дивизия успешно развивала наступление, были видны пятнадцать дотов, не считая надолбов и противотанковых рвов. И все же эта дивизия, состоявшая преимущественно из зелёных новобранцев, преодолела все препятствия».
Одни из сохранившихся до наших дней столбов от «танкового барьера»
Правда, есть и обратная сторона: минное поле — так же, как и ямы, эскарпы или надолбы — нельзя «передвинуть».
Японцы в итоге пришли к изготовлению СВУ (самодельных взрывных устройств). И не от хорошей жизни, а потому что «посыпалась» их система снабжения на тихоокеанском театре военных действий. Настоящих, изготовленных на заводе мин, как и противотанковых пушек, попросту не хватало.
«Связку» минных полей и противотанковой артиллерии метко охарактеризовал австралийский военный инженер майор Янг: «Противотанковое минное поле — это паучья сеть, противотанковая артиллерия — смертельно опасный паук».
Союзники во время Второй мировой считали достаточной плотность в одну мину на 1 ярд (0,91 м. — Прим. ред.) фронта, а это примерно тонна мин типа Mk 7 на жалкие 70 метров. В Курской битве плотность противотанковых минных заграждений составляла до 1500 мин на один километр фронта.
Доски, палки и прочая жесть
«Основным средством боя для группы истребителей танков являются Т-мины. Т-мина прикрепляется к загнутому вперёд и вверх куску жести, который, в свою очередь, прикрепляется к палке длиною примерно 4 м».
Звучит архаично, как будто речь об отсталой африканской стране. Но нет. Такие приёмы использовали немцы — это отрывок из наставления к действию групп истребителей танков от июня 1942 года.
Противотанковые мины — их же изобретение времён Первой мировой. К началу Второй мировой в Германии усовершенствовали и боеприпасы, и тактику, придумав массу оригинальных приёмов. Впрочем, и другие страны от них не отставали.
Мины на верёвке и мины на доске
Большинство способов требовало от солдат жёсткой дисциплины и стальных нервов. Но инструкции не требовали невозможного. Во-первых, бронемашины рекомендовалось уничтожать огнём артиллерии, и только в случае, если «становилось ясно, что огонь безрезультатен или не ведёт к полному успеху», в бой вступали истребители танков c минами на верёвочках. Во-вторых, мины не рассматривались в качестве «убийц танков». Их главной задачей было обездвижить или повредить вражескую боевую машину.
Приём с подкладыванием мин на пути наступающих танков использовали и советские войска. Например, во время Курской битвы выделялись специальные отряды сапёров, задачей которых было минирование путей выдвижения вражеских боевых единиц, как только выяснялось, где именно враг намерен наступать.
Но что делать, если мин под рукой нет?
Гранаты и предшественники Индианы Джонса
Если нет мин и артиллерии, то придётся использовать гранаты, подрывные заряды, канистры и бутылки с зажигательной смесью. И вообще всё горючее и взрывоопасное, что есть под рукой.
Например, солдату предлагается вскочить на движущийся танк, сломать сетку над МТО с помощью топора и забросить внутрь гранату.
Приведённый выше метод в графическом отображении
Существует история, не подтверждённая документально, но очень уж красивая. Таким образом немецких штурмовиков-штосструппен Первой мировой якобы учили уничтожать британские «ромбики»: солдату нужно было пропустить вражеский танк или обежать его сзади, уцепиться рукой за гусеницу, доехать на ней до крыши. А затем швырнуть связку гранат в открытый люк и успеть спрыгнуть.
Всё примерно как в «Индиане Джонсе», только без кнута и шляпы.
Учитывая некоторую «отмороженность» штурмовиков Великой войны, в байку вполне можно поверить.
Безумный Бернгард и огнемёты
А вот другой факт вполне подтверждается. На фото — испытания, которые проводились 12 февраля 1918 года майором Бернгардом Реддеманном. Они выявили, что при обстреле тяжёлого танка Mark IV из огнемёта воспламеняются масло и остатки топлива на корпусе, после чего из боевого отделения быстро «высасывается» кислород.
Ирония в том, что до Первой мировой Бернгард Реддеманн служил пожарным в Позене, а в годы войны командовал огнемётными частями.
Во время обстрела он лично сидел в танке и после того, как машина загорелась и кислород начал вытягиваться, вынужден был «поспешно эвакуироваться».
Испытывали огнемёт не просто так — их действительно применяли против танков. Условия позволяли: британские и французские машины были медленными, поэтому пехотинцы успевали за ними даже несмотря на солидный вес огнемёта (31-24 кг) и перепаханные поля сражений.
Ранцевый огнемёт как противотанковое средство использовался и во время Второй мировой — правда, в основном против обездвиженных машин.
«За кадром» сознательно оставлены противотанковая артиллерия, ружья, гранатомёты и ПТРК. Они, несомненно, интересны с точки зрения применения и тактики и заслуживают отдельного рассказа. О них — в следующий раз.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Перенесено на Cat.Cat с разрешения.
Подпишись, чтобы не пропустить новые и интересные статьи!
Сен-Шамон. Безбашенный французский танк Первой мировой
Сен-Шамон (фр. Saint Chamond) — французский танк времён Первой мировой войны. Один из первых построенных танков в мире.
Конструктивные недостатки танка CA-1 Шнейдер были усугублены во второй французской машине, «Сен-Шамон», названной так в честь промышленного города, в котором производились основные агрегаты конструкции.
Сказались спешка в работе и малый опыт создателей. Носовая часть удлиненного коробчатого корпуса сильно нависала над гусеницами, что снижало проходимость танка на поле боя.
Рвы шире 1,8 м становились для него непреодолимым препятствием.
Первые испытания состоялись в середине 1916 года и выявили необходимость расширить гусеницу. Её расширили до 41 см, а затем до 50 см. Удельное давление на почву снизилось, и проходимость «Сен-Шамонов» стала приемлемой.
Вооружение машины включало 75-мм пушку, которая позднее была заменена на обычное 75-мм полевое орудие. По сравнению со Шнейдером пушка была расположена более удачно и имела достаточный сектор обстрела. Четыре пулемета обеспечивали круговую оборону танка.
Первые «Сен-Шамоны» оборудовали командирской и водительской цилиндрическими башенками, а бортовыми бронелистами закрывали ходовую часть до земли.
В последующем крыша стала покатой к бортам, чтобы с нее скатывались гранаты.
Позже, для улучшения проходимости нижние бронелисты сняли. Башенки позднее приобрели овальную и даже квадратную форму. Толщина брони танка достигала 17 мм.
Экипаж танка состоял из 8 человек. Принципиальной новинкой «Сен-Шамона» была электротрансмиссия. Бензиновый двигатель передавал крутящий момент на динамо-машину, которая вырабатывала ток и питала два электродвигателя. Последние приводили в движение две гусеницы, каждый — свою. Это значительно облегчало водителю управление танком, но делало всю систему трансмиссии громоздкой и ненадежной.
Из опасений поломок максимальная скорость танка ограничивалась 8 км/ч, хотя на испытаниях он развивал скорость в 12 км/ч. Всего было собрано около 400 машин.
Например, в мае 1917 года 12 «Сен-Шамонов» и 19 «Шнейдеров» прорвали оборону немецких войск на плато Лаффо. В октябре, поддерживая наступление 6-й французской армии, 63 «Шнейдера» и «Сен-Шамона» скрытно вышли на позиции и атаковали противника, прорвавшись вглубь обороны на 6 км. В течение дня французы лишились 2 танков, из строя выбыло 8 тыс. человек. Немцы потеряли 38 тыс. только убитыми.
Дальнейшее применение танков союзников шло с переменным успехом. При массированном использовании они добивались некоторых успехов.
Известен случай, когда немецкий офицер, оставшийся у брошенного расчетом орудия, в одиночку хладнокровно заряжал и наводил пушку, уничтожив один за другим 16 танков.
Последний раз «Сен-Шамоны» участвовали в боях в июле 1918 года. Две группы этих танков были полностью уничтожены в течение суток. Из построенных примерно 150 машин к моменту перемирия в строю осталось 72.
Последняя серийная машина вышла с завода в марте 1918 года. Выбывающие из строя танки постепенно заменялись «Рено FT-17» и к перемирию в строю оставалось 72 «Сен-Шамона». Из них 50 переделали в транспортеры.
Уцелевшие и не переделанные «Сен-Шамоны» в конце концов пошли на слом. На этом история этих машин закончилась.
Char 2C (фр. Танк 2C, в ряде источников обозначается, как FCM 2C) — французский сверхтяжёлый танк. Разработан во время Первой мировой войны, однако в военных действиях участия не принимал.
Char 2C — крупнейший по метрическим размерам из всех танков, когда-либо принимавшихся на вооружение в мире, и второй по величине из когда-либо построенных (уступающий лишь российскому Царь-танку на колёсном шасси).
Танк состоял на вооружении армии Франции вплоть до Второй мировой войны, но как и близкий к нему советский тяжёлый танк Т-35, к этому времени устарел морально и технически.
Танк Char 2C создавался в первую очередь для прорыва долговременной позиционной обороны, усиленной многочисленными инженерными препятствиями, что во многом определило особенности его конструкции. Он имел высокий корпус ромбической формы, охваченный гусеничными лентами.
Подобная конструкция была выбрана исходя из требований обеспечения максимальной проходимости: танк легко преодолевал противотанковый ров 4-метровой ширины, взбирался на стенку высотой 1,2 метра и легко сносил корпусом деревья и инженерные заграждения.
В 1916—1917 году, после первых, не слишком удачных опытов с танками CA-1 Шнейдер и Сен-Шамон, французское министерство вооружений пришло к выводу о необходимости разработки качественно новых боевых машин. При разработке нового тяжелого танка особое внимание было уделено обеспечению тактической мобильности и проходимости.
Но позже, в апреле 1919 было решено изготовить десять тяжелых танков нового типа, получивших обозначение Char 2C. Все десять были приняты на испытания к 1921 году. Они стали последними танками, построенными для французских вооруженных сил почти на десять лет.
Основное вооружение танка состояло из 75-миллиметровой длинноствольной пушки образца 1897 года, установленной во вращающейся башне в носовой части. Созданное на основе полевой пушки, орудие имело высокую скорострельность до 15 выстрелов в минуту и могло вести огонь на максимальную дальность до 7000 метров. Боезапас состоял из 125 снарядов; первоначально, таковые были представлены только фугасами и шрапнелью, но в начале 1930-х танки типа Char 2C получили бронебойный боеприпас.
Интересно, что орудийная башня была (впервые в мировой практике) трехместной; в ней размещались командир, стрелок и заряжающий, тем самым обеспечивая оптимальные условия работы экипажа.
Однако, французы не сумели оценить достоинства многоместных башен, на последующих танках вернувшись к одноместным. Сектор обстрела орудия был ограничен 320 градусами (прямо на корму башня вести огонь не могла).
Вспомогательное вооружение состояло из четырех 7,5-миллиметровых пулеметов Гочкисса.
Один пулемет располагался в кормовой части машины, в небольшой вращающейся башенке; тем самым, танк имел отличное прикрытие с кормы и широкий маневр огнём. Еще один пулемет был установлен в лобовом листе машины, и по одному с каждого борта боевого отделения.
В целом, вооружение Char 2C было мощным и хорошо продуманным и сохраняло актуальность и в начале 1930-х. Вплоть до появления в 1940-м советских танков с длинноствольными 76-мм пушками, французский тяжеловес сохранял статус носителя самого мощного основного вооружения среди бронированных машин.
Французы предпринимали попытки усилить бронирование танков, стремясь поддерживать эти машины на уровне требований времени. В ноябре-декабре 1939, один танк был модифицирован с усилением лобовой брони до впечатляющих 90 миллиметров, а бортовой до 65 миллиметров; в подобной конфигурации машина была практически неуязвима для любых немецких противотанковых орудий того времени, но и без того малая подвижность снизилась еще больше. Неизвестно, были ли планы модифицировать остальные машины подобным образом.
Максимальная скорость движения танка не превышала 15 км/ч. По меркам Первой Мировой это, однако, считалось вполне достаточным; задачей сверхтяжелых танков было преодоление укрепленного рубежа обороны, а не развитие успеха в тылах. Запас хода по дороге составлял 150 километров, что также считалось вполне достаточным для машины, действующей только на тактическую глубину с передовой позиции.
Экипаж танка состоял из двенадцати человек: водитель, командир, стрелок пушки, заряжающий, четыре пулеметчика, механик, электрик, помощник механика и радист.
Сконструированный инженерами судостроительной компании, Char 2C отличался неожиданно продуманным подходом к эргономике и хорошо продуманными, удобными для экипажа внутренними помещениями. Танк имел внутреннее переговорное устройство для связи между членами экипажа в бою. Для удобства размещения экипажа в танке, каждый отсек имел собственные люки с обоих бортов, через которые можно было покинуть подбитую машину. Штатно, экипаж загружался в танк через боевое отделение.
На вооружении французской армии танки 2C стояли вплоть до оккупации Франции в 1940 году. В войсках каждый танк, подобно кораблю, имел имя собственное (машины называли в честь провинций Франции).
Танки Char 2C, созданные для действий в условиях позиционной войны и стабильной линии фронта оказались бесполезными в маневренной механизированной войне. После прорыва немецкими войсками линии фронта в 1940 году, эшелон с этими танками был отправлен в тыл, но по пути оказался отрезан от цели подрывом туннеля. 15 июня 1940 года танки были подорваны во избежание попадания их в руки неприятеля.
По другой версии, танки были уничтожены штурмовиками Люфтваффе прямо на железнодорожных платформах через несколько часов после подписания капитуляции Франции.
По совокупности характеристик танк Char 2C являлся венцом развития идеи тяжелого танка прорыва позиционной обороны периода Первой мировой войны. Его бронирование было вполне достаточным, чтобы выдерживать огонь современных ему противотанковых средств даже с ближних дистанций; высокая проходимость позволяла преодолевать без затруднений любые инженерные преграды, а башенное расположение основного и вспомогательного вооружения допускало широкий маневр огнём. При этом вооружение танка было достаточно мощным для решения любых задач на поле боя Первой мировой. Из всех тяжелых танков начала 1920-х только Char 2C может считаться машиной с подлинно противоснарядным бронированием.
Крупным недостатком этих машин была их низкая подвижность, обусловленная значительной массой. Это не являлось проблемой в ситуации позиционной войны (для которой Char 2C и проектировались), но уже в начале 1930-х возможность существования в будущих конфликтах сплошного, стабильного на протяжении длительного времени позиционного фронта начала подвергаться сомнению. Для маневренной же войны подобные сверхтяжелые машины были практически бесполезны: их стратегическое перемещение было крайне затруднено, а тактическое развертывание возможно только с хорошо подготовленной тыловой базы.
Интересно отметить, что, устарев морально, танки Char 2C к началу Второй Мировой все еще не полностью устарели технически; модификация танка номер 97 «Лотарингия» продемонстрировала, что было возможно усилить бронирование этого танка до уровня, соответствующего стандартам времени.
Однако, так как решить проблему с чрезвычайно низкой мобильностью танков этого типа было невозможно, какое-либо успешное их боевое применение могло бы состояться лишь при прорыве долговременных укрепленных сооружений — с чем во Вторую мировую французской армии так и не пришлось столкнуться.
Забытые технологии: Скелетный танк США. Военные его заказывали в 1000 экземпляров
Снова вы, снова я и сегодня пойдет речь про забытый танк времен Первой Мировой войны.
Опыт британских конструкторов, создавших удачные для своего времени «ромбовидные» танки, в годы Первой Мировой войны не давал покоя американским инженерам, которые планировали вот вот вступить на поля сражений
Проанализировав британские танки серии Марк, американцы выяснили что при всех наглядных преимуществах, в виде высокой огневой мощи и способности преодолевать значительные препятствия, у конструкции было несколько серьёзных недостатков. Специфическая форма ходовой части, полностью охватывающей корпус, приводила к большой площади поражения, увеличению массы танка и как следствие предельно низкая скорость передвижения. Анализируя дальнейшие модификации, эксперты пришли к выводу что у более поздних моделей «ромбов» были заметны изменения в динамических характеристиках, но в целом это не меняло общей картины.
Конструкция ходовой части танка представляла собой две гусеничные рамы внутри которых монтировалось 9 опорных и 5 натяжных колес малого диаметра, 5 колес поддерживающих верхнюю ветвь гусеницы, переднее ведущее и заднее направляющее колесо. Гусеничные рамы были соединены между собой трубами.
Боевое отделение размещались спереди — здесь находились места для водителя, командира танка и пулеметчика. На крыше боевого отделения устанавливалась цилиндрическая башня с одним 7,62-мм пулеметом. В задней части корпуса были расположены два 4-цилиндровых бензиновых двигателя Beaver мощностью 50 л.с. каждый, что давали ему среднюю скорость в 6-7 километров в час.
Ввиду особенностей конструкции машины разместить узлы трансмиссии вместе с двигателем оказалось проблематично, было принято решение их вынести в отдельную бронированную коробку, крепившуюся за корпусом напротив ведущих колес.
Благодаря необычности конструкции, масса танка составила 9 тонн, а удельная мощность 11 л.с. на тонну. Кому покажется это малым, на тот момент, британский танк Mk.V обладал удельной мощностью всего 5 л.с. на одну тонну массы.
Таким образом, американский проект обладал лучшими динамическими качествами при сопоставимых характеристиках проходимости и преодоления препятствий.
Летом 1918 года после серии испытаний на Аберлинском полигоне военное ведомство планирует заказать сразу 1000 серийных скелетных танков. Производство должно было стартовать осенью 1918 года и планировалось его развернуть во Франции, что максимально быстро насытить потребности фронта. Однако, как мы знаем в ноябре 1918 года Первая мировая война заканчивается версальским мирным договором, и от проекта военные отказываются, отдав предпочтение производству лицензионных вариантов французского танка Renault FT-17 и и самых современных на тот момент британских тяжелых танков Mk.VIII.
Что касается героя нашего видео, то в отличии от других опытных боевых машин периода 1914-1918 гг. ему очень сильно повезло и он не ушел на слом.
После непродолжительного времени ржавения без дела, и него решили сделать музейный экспонат Абердинского полигона.
Оценивая в целом проект, можно прийти к следующему выводу, что при всех положительных моментах американский «скелетный танк» не имел каких-либо преимуществ перед другими боевыми машинами этого типа. Даже прорывная для того времени круговая башня, ввиду особенностей конструкции имела боковые мертвые зоны и могла вести огонь только в двух положениях. Вооружение из одного 7,62 мм пулемёта, к 1918 году уже было недостаточным.
Обзорность танка так же заслуживает критики. Водитель имел перед собой только одну смотровую щель в лобовом листе корпуса, а командир танка мог рассчитывать только пулеметный прицел.
Исходя из этого, а так же учитывая окончание войны и становится понятным причина почему данная модель не пошла в серию.
Все. Надеюсь сегодня одной забытой машиной стало меньше.
Мк5.Мужественный британец
Mk V — британский тяжёлый танк времен Первой мировой войны. Как и предыдущие британские танки, выпускался в двух модификациях, различавшихся между собой вооружением: «самец» (англ. male) — со смешанным пушечно-пулемётным вооружением и «самка» (англ. female) — с исключительно пулемётным вооружением.
Модель британского танка Мк5 Мале Первой мировой от фирмы Менг приобрел из-за подробного интерьера.В 35 масштабе такое никто больше делает.
Необычные изобретения времён Первой Мировой
Во время Первой Мировой войны множество изобретателей предлагали свои, в разной степени безумности проекты военным министерствам. Одни проекты были вполне реализуемы, а другие совсем невообразимы.
Разработан в 1911-1915 годах, инженером-кораблестроителем В.Д.Менделеевым (сын знаменитого химика Д.И.Менделеева), первый в мире проект сверхтяжёлого танка. Разрабатывался он практически 5 лет, притом только в свободное время конструктора, также в ходе создания применялся опыт кораблестроения. Корпус имел коробчатую форму и длину: 10 м, высоту: 2.8 метра. Броня из цельных стальных плит составляла 150 мм лоб, 100 мм борта с кормой. Броня была противоснарядной и должна была выдерживать попадания снарядов 152 мм орудий. На вооружение, танк имел 120 мм морскую пушку Канэ и пулемёт Максим 7.62мм в цилиндрической башенке на крыше корпуса. Экипаж 8 человек, а двигатель использовался карбюраторный на 250 л.с от подводной лодки. Агрегат больше походил на САУ, чем на танк. Вес машины был неимоверный: 173.2 тонны (знаменитый Маус весил от 190 до 200 тонн). Стоит отметить что “танк” был хорошо проработан, в нем учитывалось множество мелочей, но он так и остался, лишь на бумаге.
Машина, разработанная А.А.Пороховщиковым в 1914-1915 годах, также рассматривалась возможность установки брони и вооружения, поэтому некоторые источники позиционирует данный проект, как танкетку. 13 января 1915 года проект одобрили, были выделены 9666 руб и 72 копейки, после доработок и усовершенствований, на полигоне, опытный экземпляр разогнался до 42 км/ч, (на ранних стадиях 25 км/ч) танкам Первой мировой было далеко до таких показателей.
Бронированный трактор Гулькевича
Разработанный полковником артиллерии Н.А. Гулькевичем представлял собой
бронированный и вооружённый трактор фирмы “Allis Chalmers Motor Truck», иногда он классифицируется, как бронеавтомобиль. Был принят на вооружение, в 1916-1917 годах, построено было 2 экземпляра, они получили имена: “Илья Муромец” и “Ахтырец”, после революции использовались РККА, во время гражданской войны. Техника была оснащена 76 мм пушкой образца 1910 года и 2 пулемёта Максим 7.62 мм, броня со всех сторон 6.5 мм. Участия в боях против немцев бронетрактор не принимал.
Ссылки на мои статьи о необычном снаряжении в Первой Мировой
Французский броневагончик. Saint Chamond
Танк впервые появился в начале XX века в Великобритании, и катализатором его появления был позиционный характер Первой Мировой войны. Английские тяжёлые ромбические танки и их более лёгкий и быстрый коллега Mk.A «Уиппет» представляли из себя машины, специально сконструированные для решения боевых задач, и хотя многие конструктивные решения были заимствованы у кораблестроителей или автомобилистов, всё же большой процент узлов проектировался с нуля. Понятное дело, этот процесс занимал довольно много времени и был затратным, однако английские танки, несмотря на все свои недостатки, всё же показали высокую боевую эффективность.
Корпус представлял собой броневую коробку со скошенными скулами носа и кормы и плоской крышей, собранную клепкой на каркасе и установленную на раме. Танк имел боевую массу около 22 тонн при длине с пушкой без малого 9 метров, ширине 2.67 и высоте 2.36 м. Толщина лобовой брони составляла 15 мм, притом качество её защиты повышалось за счёт сильного наклона листов. Борт корпуса и корма были бронированы значительно хуже — 8.5 и 8 мм соответственно, днище и крыша имели толщину всего 5 мм. На носу танка были установлены специальные «ножи» для резки колючей проволоки. На прототипе впереди имелись командирская и водительская цилиндрические башенки, на серийных образцах их заменили овальными колпаками. Смотровые щели и окна были снабжены заслонками. Вначале бронелисты бортов, прикрывавшие ходовую часть, доходили до земли, но после первых испытаний в середине 1916 года от этого отказались, в связи с тем, что такая защита ухудшала и без того плохую проходимость.
Представлена диорама «Газ у Суассона», французские пехотинцы в противогазах идут в атаку сквозь ничейную землю под прикрытием тяжёлого танка Saint Chamond раннего выпуска по имени «Teddy», 18 июля 1918 года. Модель танка от фирмы Hobby Boss, фигуры от ICM, база диорамы самодельная, масштаб 1/35.
Подробные отчёты о сборке и покраске тут:
И вот ещё немного фото:
Приветствую, уважаемые подписчики, коллеги-моделисты и просто читатели! Недавно я собрал британский ромбический Mk.V Composite от фирмы из 90-х Interus, затем сделал Mk.A Whippet от замечательного Meng на мини-диораме. Завершить работу по Первой Мировой (но с обещанием обязательно вернуться к этой теме!) я решил полноценной диорамой. Она будет не такой сложной и многосоставной, как моя прошлая подобная работа «Операция Schwein», но всё равно отчёт по ней проблематично было бы разместить в одном посте. Потому встречайте первый пост по теме: отчёт о сборке французского тяжёлого танка Сен-Шамон раннего типа, ведь именно эта цветастая бронекоробочка будет играть главную роль в будущей диораме.
Собрано орудие. Нижняя часть танка и пушка загрунтованы чёрным грунтом Mr.Hobby, далее задуты цветом Blue Angels Blue от Model Master. Кстати, очень доволен этой линейкой.
Подготовлены траки гусениц, собраны «на щелчок» две гусеничные ветви.