короткометражка и полнометражка что такое
Что представляют собой короткий и полный метр?
Что представляют собой короткий и полный метр?
В чем разница между короткометражным и полнометражным кино? Какие фильмы снимать легче? Почему известные режиссеры любят короткий метр?
Короткий и полный метр
Мир кино является одним из самых загадочных, особенно для тех, кто находится по эту сторону экрана. Далеко не все знают, как создаются шедевры. Многие стремятся приблизиться к миру кино, посещая курсы актерского мастерства или специализированные фестивали. Если вы планируете стать звездой в этой области, вам нужно знать такие простые понятия, как короткий и полный метр: именно так обозначается продолжительность фильма.
В чем разница?
Длительность первого не превышает 40-50 минут, последний может идти больше двух часов. Но понятие короткого метра не так однозначно: некоторые специалисты называют такими фильмы длительностью до 15 минут, а кино, которое идет в два раза дольше, — средним. Кстати, само название «метр» для обозначения продолжительности фильма связано с длиной пленки, на которой помещается кино.
Короткий метр — это сложно
Исторически сложилось так, что продолжительные фильмы создавались для кинотеатров, то есть для широкого круга лиц. Сегодня короткие картины не менее популярны. Их показывают как перед сеансами в кино, так и на специализированных фестивалях. Ведь, по словам профессионалов, короткий метр снять подчас даже сложнее, чем длинный. Нужно за несколько минут рассказать целую историю и донести до зрителя мораль. Поэтому профессионально снимать такие фильмы решаются далеко не все. А вот начинают свою творческую карьеру с короткого метра большинство: затраты на производство гораздо ниже. Если фильм начинающего режиссера был показан на кинофестивале и высоко оценен критиками — время задумываться о полном метре. Возможно, стоит попробовать себя и в детском кино (как, например, «Озеро героев» или «Осторожно, каникулы «). Но о коротком метре забывать не стоит: это возможность экспериментировать и снимать не только то, что нужно людям, но и то, что хочется самому. Работа над подобным проектом не позволить режиссеру потерять интерес к исследованиям и изучению мира. Да и закончить такую работу при плотном графике можно гораздо быстрее, чем полный метр.
Чем отличается короткометражный фильм от полнометражного?
И. Рублева, Солигорск
Короткометражным считается фильм, длительность которого, как правило, не превышает 50 мин. Полнометражным – более 50 мин.
Кинокритик Аркадий ТОЛКАЧЕВ считает, что главное различие между этими категориями фильмов – принцип осознания идеи, заложенной автором. По его мнению, в «полном метре» нам повествуют историю в полном объеме, показывая ее с разных ракурсов, за счет большого количества хронометража, персонажей, ситуаций. У автора есть возможность «разжевать» основную идею фильма.
При просмотре короткометражного кино зритель часто сам должен додумать и понять, в чем состоит смысл сцен, в таком фильме не объясняются все действия персонажей прямым текстом.
Также вам может быть интересно
Топ 5 читаемых
Свидетельство Министерства информации Республики Беларусь №1040 от 14.01.2010
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Иван Яковенко: Кто, как и зачем снимает короткометражное кино
Что такое короткий метр
Еще несколько лет назад «короткие» фильмы аккумулировались в видео-плей-листах во «ВКонтакте», сейчас их удобно смотреть на онлайн-платформах типа Netflix, «Кинопоиска» и т. п. Короткий метр — это целый мир: возможность для начинающих режиссеров, удобный для смартфона формат, отличный контент для социальных сетей. Хотя, когда мы создавали продакшн Bosfor Pictures и переходили от формата рекламы и клипов к киноформатам, мы даже не думали о короткометражках — хотели сразу перейти к полному метру или сериалам. В нашей команде не было никого, кто разбирался бы в полнометражных лентах, и поэтому мы решили начать с «простого формата». Тогда в киноиндустрии существовало мнение, что короткометражное кино — это, скорее, про студенческие работы, история малобюджетная или совсем некоммерческая. И дело не в серьезности и толщине папки «Сценарий», а в хронометраже: в короткий метр обычно попадают проекты до 30–40 минут. Хотя разные фестивали и площадки определяют его по-разному: «Кинотавр», например, принимает работы до 25 минут, Берлинский кинофестиваль берет работы и большего хронометража.
Основная задача короткого метра — «высказаться», а режиссера — заявить о себе. Это отличный формат для отработки и демонстрации художественного языка, подходов, взглядов автора, к тому же он точно требует меньшего бюджета, а критики приветствуют экспериментальные подходы. Кстати, на «Кинотавре» в этом сентябре было несколько короткометражек от уже состоявшихся режиссеров Резо Гигиниешвили и Наташи Михалковой. Интерес звездных авторов кино к «малому» формату объясняется просто: короткий метр воспринимается и потребляется на профессиональном уровне, его показывают на фестивалях и он привлекает внимание экспертов, продюсеров и достигших определенных высот коллег.
Для кого создают работы в этом формате — для режиссера, продюсера или зрителей?
Во-первых, продюсер (это я как продюсер говорю) тоже зритель. Во-вторых, как уже было сказано в начале этого текста, положение короткого метра сейчас меняется.
Есть тенденция к развитию: стало намного больше качественного и разнообразного контента, короткометражки снимают теперь не только студенты, к работе над ними подключаются продакшены, их финансируют бренды. Звук, картинка, актерский состав — качество становится все выше.
В нашем продакшене мы иногда пробуем этот формат, чтобы после перейти к большой форме: полнометражным фильмам и сериалам. При таком подходе короткометражки получаются более близкими массовому зрителю, чем фестивальные авторские работы — их фокус настроен сразу на широкую целевую аудиторию. Фестивали также становятся более публичными и расположенными к короткометражному кино: у каждого крупного фестиваля есть соответствующие номинации, работы завершившегося на днях фестиваля Shnit показывали сразу на нескольких площадках в Москве. Также в России есть Фестиваль уличного кино, фестиваль «Короче» в Калининграде.
Фестивали короткого метра очень популярны за рубежом, особенно в Европе: практически в каждой стране 5–10 площадок, куда престижно попасть молодым режиссерам и продюсерам, приличные призовые фонды за победу для авторов и толпы зрителей.
Фото: Kal Visuals/Unsplash
Цена вопроса
От бюджета никуда не уйти. Даже снятому на айфон видео он очень пригодится. Сейчас у короткометражек появляется финансирование: продакт плейсмент и интеграции брендов приносят инвестиции и дают возможность команде снять то, что она хочет. К короткому метру стремятся имиджевые ролики и клипы. Уэс Андерсон сделал фильм для H&M, Эммануэль Любецки снял ролик на iPhone 12 Pro для презентации Apple, Бейонсе выпустила целый видеоальбом, Леди Гага постоянно экспериментирует с видеоформатами. Кстати, что отличает короткий метр от клипа? В фильмах на первом месте все же тема/управляющая идея, важная для режиссера. В клипе в центре внимания трек, композиция, музыка и текст, а видеоряд — лишь украшение.
Но вернемся к вопросам бюджетов и доходов. Иногда короткий метр объединяют в альманахи, которые становятся успешно кассовыми и окупаются. Самый популярный пример такого сборника — франшиза «Елки» Тимура Бекмамбетова, благодаря которой «под одной крышей» собрались небольшие истории, объединенные одной общей темой.
Один из ярких примеров карьерного пути режиссера от короткого метра к кассовому полнометражному кино в России — Жора Крыжовников.
При этом я считаю, что у режиссера нет шансов остаться в коротком метре, и нужно воспринимать это лишь как шаг к дальнейшей карьере в большой форме. К этому формату можно «возвращаться». Можно перенимать западный опыт и снимать короткий метр, который потом будет продаваться на благотворительных аукционах, как недавно был продан фильм Резо Гигиниешвили по сценарию Александра Цыпкина, изначально созданный для благотворительного фестиваля-аукциона Action!, где за него отдали 7,5 млн рублей. Эта работа стала самым дорогим фильмом аукциона.
Но все же фанатам короткометражек придется еще немного подождать своего часа и потрудиться над полнометражным кино или сериалами, если они хотят на этом заработать.
Фото: Nik Shuliahin/Unsplash
Чем еще хорош короткий метр
Есть идея, что короткий метр — это формат для лаконичной истории, которую нет необходимости растягивать на несколько часов. Хотя некоторые жанры и в полный метр помещаются с трудом — драмы, например. Они часто выходят за хронометраж в полтора часа, иначе зритель не успевает проникнуться и начать сопереживать герою. Чтобы погрузить его в мир героя, нужно несколько часов или серий. И сериалы хорошо решили эту проблему. К их созданию, кстати, все чаще привлекают успешных режиссеров короткого метра, потому что он ближе к формату сериала, чем авторы полнометражек.
Также короткий метр позволяет быстро воспринимать историю, рассказанную в фильме, и не погружаться в сюжет, теряя связь с реальностью. Особенно легко это удается в комических лентах, к ним можно отнести и наш фильм «Показалось» — высказывание о наболевшем и серьезном в шуточном формате. На мой взгляд, такие истории очень хороши для зрителя.
И конечно же, короткий метр хорош как «пилот»: можно разбить сценарий на сюжеты и снять пару небольших фильмов, если получатся, они станут полнометражным фильмом. Так режиссер Кирилл Васильев на фестивале «Короче» получил приз за работу «Ну здравствуй, Оксана Соколова» в 2016 году, а потом еще специальный диплом «Кинотавра», и в 2018-м лента стала полнометражным фильмом. Например, взявшая главный приз короткометражной программы на «Кинотавре» «Сера» неплохо бы смотрелась в формате сериалов.
Фото: Joel Muniz/Unsplash
Что ждет короткий метр
Да, короткий метр не придет во «все кинотеатры страны», зато он идеально подходит для онлайн-платформ, которые активно развиваются, а с приходом пандемии вообще поселились практически в каждом смартфоне и телевизоре. Снять короткий метр для онлайн-кинотеатра стоит намного дешевле, чем целый фильм или сериал, а собрать аудиторию, возможно, даже проще. Поэтому — открываем практически любое приложение на телефоне и жмем на кнопку «смотреть видео».
Чем отличаются короткометражные фильмы от полнометражных?
В чём состоит различие между полнометражным и короткометражным кинематографом?
Главное принципиальное различие между короткометражными и полнометражными фильмами, с моей точки является принцип осознания идеи, заложенной автором. В полном метре нам повествуют историю в полном объёме, показывая её с разных ракурсов, за счёт большого количества: хронометража; персонажей; ситуаций и. т. д. Из этого всего, вытекает большее количество диалогов; монологов; определённых сцен и прочего, в чём у автора есть возможность разжевать или толсто намекнуть на основную идею фильма.
В короткометражном кино, ситуация обстоит иначе. К нашему вниманию предоставляется картина, в которой есть определённая короткая история. Когда мы её посмотрим у большинства может возникнуть вопрос: «Всё действительно так просто?» «И это всё?» «А где лихо закрученный сюжет, а в конце феноменально развёрнутый?».
На самом деле, при просмотре, мы наблюдаем исключительно за историей, не акцентируя внимания на том, что до нас хотят донести.
Я считаю, что когда мы смотрим короткометражный фильм, нужно попутно с просмотром, обращать внимание на ситуацию более подробно в целом. Мы должны сами додумать и осознать в чём состоит смысл этих сцен, или более точно будет звучать «Жизненных ситуаций». Тут не говорится всё прямым текстом, здесь всё укладывается как правило в 1 жизненную ситуацию, которую нужно додумать и осознать,:
Что в ней отображено; Осознать почему главный герой поступил именно так; Почему себя повели второстепенные герои в неоднозначной ситуации именно так.
До нас доносят простые истины простой жизненной ситуацией.
Если вы что-то посмотрите и вам покажется что этот фильм слишком прост, чтобы на него тратить время, попробуйте вдуматься в поступки героев и замысел автора, думаю, такое занятие пойдёт вам на пользу.
В полнометражном кино тоже может быть так, как я расписал про короткометражное, но там всё в десятки раз подробнее и может быть подано совершенно иначе. В Короткометражном, всё более легко, в любом аспекте, сравнивая с полным метром. Но не смотря на это, смысловая нагрузка не уступает полнометражным работам.
Значение словосочетания «полнометражный фильм»
Американская академия киноискусства, Национальный институт киноискусства и British Film Institute определяют фильм полнометражным, если он длится 40 минут или больше. Национальный центр кинематографии и анимации Франции определяет 35 мм фильм полнометражным, если его фильмокопия длиной больше 1600 м (то есть ровно 58 минут и 29 секунд для звукового фильма), а Гильдия киноактёров США считает, что он должен быть не короче 80 минут.
В СССР полнометражными кинофильмами считались те, размер которых составлял от 1200 до 3000 метров киноплёнки, то есть фильм имел от 5 до 12 частей (в каждой части около 250—280 м).
В России полнометражным считается фильм продолжительностью не менее 52 минут. Первая российская полнометражная кинопостановка — Оборона Севастополя 1911.
С 1922 по 1970 год США и Япония делали больше всего полнометражных фильмов. С 1971 года больше всего полнометражных фильмов выпускает Индия.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: фольклористика — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?