корпоративная этика это что значит простыми словами
Корпоративная этика
«Отдел кадров коммерческой организации», 2015, N 8
Понятие «этика» было придумано древнегреческим ученым Аристотелем. Этика помогает уяснить, что следует делать, а что нет. В наше время этические установки и нормы морали являются неотъемлемой частью жизни. В профессиональной среде также существуют писаные и неписаные правила, которые определяют внешний вид сотрудников, стиль работы, взаимоотношения с партнерами, правила документооборота. Все это вместе и составляет корпоративную этику. А чтобы соблюдать ее (в любом аспекте), нужны такие качества, как отзывчивость, внимательность, доброжелательность, способность воспринимать критику, порядочность.
Система и принципы корпоративной этики
Конкретика. Отсутствие четко сформулированных правил неизбежно приводит к отсутствию преданности предприятию, что негативно сказывается на работе сотрудников, а значит, и на прибыли.
Единство. К примеру, забота об общих интересах организации и каждого сотрудника в отдельности, соблюдение норм делового общения, создание и поддержание делового имиджа и безупречной репутации организации, сохранение конфиденциальности информации.
Уважение и терпимость. Сотрудники организации должны уважительно относиться к тем, с кем взаимодействуют, проявлять терпимость к чужому мнению, вежливость, быть корректными.
Взаимность. На уровень выше, чем правила, которые устанавливаются корпоративным кодексом для персонала, стоят правила для организации в целом: ответственность за качество своей продукции и выполнение договорных обязательств, создание и поддержка взаимовыгодных отношений с поставщиками и потребителями, признание трудовых заслуг работников, обеспечение им достойного вознаграждения, социальных гарантий.
Ценности и виды корпоративной этики
В зависимости от истории, отношения к персоналу в компании и клиентуре корпоративная этика будет характеризоваться как традиционная, высококвалифицированная, инновационная или общественная.
Традиционная. Характеризуется стандартными отношениями с четко обозначенными ролями. Указы поступают сверху и выполняются подчиненными без обсуждения. Чаще всего этика этого вида встречается в компаниях с давно выработанными методами управления и ведения бизнеса, где она наиболее эффективна.
Инновационная корпоративная этика во многих аспектах противоположна традиционной. Инициатива и креативные идеи приветствуются на всех ступенях карьеры в компании. Некий риск также присутствует.
Общественная корпоративная этика свойственна организациям, в которых цели достигаются совместными усилиями, командной работой на основе доверительных отношений. Часто делается акцент на заботе о сотрудниках. В таких компаниях работникам чаще платят немного больше, чем обычно, присутствует система поощрений, вознаграждений за достижения.
Формироваться основные нормы корпоративного поведения начали в странах с наиболее развитыми рынками капитала: Англии, США и Канаде. Создавались корпоративные кодексы, которые регулировали практику корпоративного поведения, интересы акционеров, сферы полномочий директоров и руководства компанией.
Назначение корпоративной этики заключается в регулировании взаимоотношений сотрудников в рамках единого коллектива и формируется на основе общепринятых человеческих ценностей:
Кодекс корпоративной этики
Плюсы наличия корпоративного кодекса:
Таким образом, кодекс корпоративной этики является эффективным инструментом управления трудовым коллективом.
Заключение
Морально-нравственный климат на предприятии для решения экономических задач может играть не менее важную роль, чем грамотно организованный менеджмент. Отсутствие же корпоративной этики в компании приводит к тому, что персонал не ощущает ей преданности, в свою очередь, это сказывается на работе, а значит, на прибыли компании в целом. Моральная сплоченность коллектива, сознание ответственности друг перед другом за результаты труда способны сохранить предприятие даже при сильном давлении внешней среды и обеспечить стабильное развитие.
Корпоративная этика
Достижение положительного результата, который подразумевает повышение престижности компании и увеличение получаемой прибыли, в современном деловом обществе зависит от множества параметров. Причем под ними подразумевается не только желание руководителя и его подчиненных вкладывать в развитие фирмы время, а также иные ресурсы – энергию, силу, инициативу, но и соблюдение ими определенных норм делового поведения. Корпоративная этика или корпоративная культура – важный инструмент развития отношений внутри коллектива, оказывающий прямое влияние на успешность организации на рынке. Его использование принципиально для поддержания компанией конкурентоспособности на современных торговых пространствах.
История зарождения корпоративной этики
О принципах морали, которые бы стимулировали хозяйственную деятельность и помогали сохранять в коллективе дружественную атмосферу, а также успешно заключать торговые соглашения и регулировать отношения с вышестоящими органами власти, задумывались давно, еще в средние века.
Потребность в налаживании дружественных и уважительных отношений между членами производственного коллектива первоначально возникла у ремесленников, чьи обязанности, делегирование задач и особенно – хранение в секрете методик изготовления товаров и изделий, подлежали строгой регламентации.
Зачатки корпоративной этики очевидны во всех серьезных системах: в религиозных общинах с их четкой структурой и иерархией, в социалистических коллективах и в современных корпорациях.
Введение и соблюдение правил работы и морали способствовали не только укреплению позиций вышеуказанных систем, но и их расширению, процветанию. Соглашения, основанные на сотрудничестве и почтительном отношении друг к другу, двигают производство вперед.
Специфика и признаки корпоративной этики
Непреложна важность соблюдения корпоративной этики, но что это такое? Ежегодная обязательная аттестация, имеющая цель проверить этические навыки и знания сотрудника, стремление поддерживать свое рабочее место в чистоте и аккуратности, организация корпоративных мероприятий и их посещение работниками вместе с семьями – все это является неотъемлемыми элементами корпоративной этики, существующей в оригинальном формате на каждом хозсубъекте.
Корпоративная этика – это еще один способ показать подчиненным, что в рабочем коллективе они ценимы и поддерживаемы, а не просто являются деталями большого механизма. При помощи нравственных постулатов корпорации можно раскрыть лучшие черты и таланты каждого сотрудника, мотивировать его стараться для собственного блага и для блага компании. Таким образом, происходит сближение лидера со своими подчиненными.
Корпоративная этика базируется на уважении, одобрении и преумножении благ. Итогом правильно выстроенных корпоративных принципов являются положительные эмоции, воодушевление и стремление преодолевать трудности.
Необходимость корпоративной этики в современном деловом пространстве
Если раньше компания достигала успеха благодаря властному, иногда несколько деспотичному, но неизменно харизматичному лидеру, который в стрессовых ситуациях не боялся рискнуть, а в иное время мог манипулировать и требовать от коллектива отдачи, то в настоящее время корпорации стремятся достигать успеха благодаря работе над:
Согласование моральных ориентиров, мировоззренческое единство и гармония позволяет раскрыть имеющийся рабочий потенциал сотрудников, что благотворно скажется на благополучии бизнес-субъекта.
Не следует забывать о том, что корпоративная этика – это также пластичная система запретов, ограничений, стандартов, совершенствование которых происходит непрерывно. Следом за изменениями содержания корпоративной этики, корректировке также подвергается коммуникационная сеть предприятия, так как эти две системы взаимосвязаны и взаимозависимы. Неисправная работа одной из них спровоцирует сбои в передаче информации, неправильное истолкование данных, деструктив, накопление негативных эмоций.
Корпоративная этика как характеризующая организацию черта
Высокие корпоративные ценности коллектива в любой компании всегда очевидны и идентичны. Это и атмосфера, и материальные блага, и положительное эмоциональное состояние сотрудников. С первого взгляда становится понятно, что коллектив нашел или выработал свою оригинальную стратегию ведения дел и налаживаний отношений как в офисе, так и вне его.
Корпоративная этика высокого уровня может также проявляться в схожести внешнего вида сотрудников, интерьере деловых помещений, в особом предпринимательском диалекте, посредством которого осуществляется коммуникация.
Культура в офисе и в коллективе – характеризующий корпорацию атрибут.
Каждая фирма, стремящаяся к успеху, обязана выработать перечень мер и правил, выполнение которых обусловит формирование здоровой и эффективной рабочей среды.
Отсутствие адекватного корпоративного кодекса негативно сказывается на производительности коллектива, провоцирует напряженные отношения в организации, способствует разобщению. В результате доходность компании снижается, она уже не так привлекательна для инвестирования, клиенты избегают пользоваться услугами данной фирмы.
Коллективные принципы и этические нормы, обязательные к выполнению сотрудниками
Корпоративная этика – это гибкая система правил, определяющих поведение коллектива в рабочее время и вне рабочего места, включающая нравственные принципы, коллективные ценности, нормы поведения. Выполнение сотрудниками компании правил корпоративной этики может выражаться в символизме, специфическом мировоззрении и особенном материальном благоустройстве.
Корпоративная этика включает в себя следующие нормы, обязательные для выполнения сотрудниками:
Все факторы, перечисленные выше, в своей совокупности формируют корпоративную этику организации. Но, одновременно с этим, корпоративную этику поддерживают люди, которые выполняют ее предписания, дополняют и модифицируют их. Это – взаимный процесс.
Положительные результаты от применения постулатов корпоративной этики
Полное принятие сотрудниками правил организации неизменно влечет за собой снижение уровня стресса управленца, поскольку сама собой отпадает потребность в выяснении отношений, спорах и бесплодных дискуссиях. Человек, не испытывающий стресса от постоянных разборок, склонен тщательнее и оперативнее выполнять свою работу, получать удовольствие от результатов собственного труда, отождествлять собственное благо с благом корпорации.
Успешная корпоративная политика позволяет повысить продуктивность и квалификацию трудящихся специалистов – разработанная и компетентно реализованная стратегия обучения коллектива, воплощаемая в жизнь программа заботы о сотрудниках, их поощрения за достижения в профессиональной сфере мотивируют работников самосовершенствоваться для своего блага и блага корпорации.
Популяризация корпоративной культуры
Понятие «корпоративная культура» еще относительно молодо, однако, уже успело распространиться и закрепиться во многих российских компаниях. Культура в организации, в офисе – это свод правил, которые облегчают сотрудникам и руководителям их деятельность; это набор шаблонов, предписывающих действия людей в определенных ситуациях – в профессиональном общении, на производстве, в коммуникации с клиентами. Именно наличие свода корпоративных норм в организации влияет на эмоциональное состояние каждого работника, общее настроение и атмосферу в коллективе.
Сотрудник может почувствовать себя членом чего-то большего, ощутить свое единство с коллегами. Царящее в коллективе взаимоуважение настраивает коллектив на достижение высоких результатов, продуцирование хороших идей и воплощение целей корпорации.
Основы для создания оригинального этического корпоративного кодекса
Корпоративная этика, как явление, существовало задолго до того, как человек решил сформировать коллектив и мотивировать людей работать во благо как себя, так и общины. Законы корпоративной этики в то время не были гласными – говорили о них нечасто, их выполнение происходило почти инстинктивно, отхождение от правил было неприемлемо и чревато наказанием.
В настоящее время сотруднику в его первый рабочий день вкратце объясняют принципы, по которым живет коллектив. Они сложились самостоятельно, на протяжении долгого времени и призваны облегчать не только рабочий процесс, но и коммуникацию сотрудников вне офиса.
Кроме того, руководитель компании может заняться созданием оригинального корпоративного кодекса, который бы удовлетворял требованиям фирмы, учитывал специфику ее деятельности.
При этом следует учесть, что кодекс нравственных и рабочих правил должен соответствовать нескольким правилам:
Что такое Корпоративная этика и зачем она нужна?
Вот как вы считаете, что это такое – корпоративная этика? Не знаете? А я отвечу, это определенные этнические нормы и правила поведения в рабочем коллективе. Эти правила и принципы должны соблюдать все сотрудники компании, иначе они не смогут работать, как единое целое.
Для успешности бизнеса важно, чтобы коллектив был дружным, толерантным и имел общие идеи, принципы. А это невозможно без вышесказанной рабочей этики. Надеюсь, вы поняли, что это такое? А что это даст, давайте разберемся.
Зачем нужна корпоративная этика?
Основная цель – объединение сотрудников компании в единое целое, которое будет функционировать на благо общего дела, ради общей цели. Используя этику, можно:
Все мы согласны с тем, что человек – это социальное существо. Каким бы он ни был, ему нужны другие люди, ему нужен коллектив. Это может быть семья, друзья, коллеги по работе. Отношения с другими людьми всем нам строить сложно, особенно если эти люди взрослые, независимые, самостоятельные. Именно в этом поможет корпоративная этика – установит определенные правила общения и работы в коллективе, которые будут соблюдать все сотрудники, а значит, все будут на равных правах и делить им будет нечего.
Важно ли соблюдение этики на рабочем месте?
Да, важно! Чтобы убедиться в этом, представьте себе ситуацию. Вы приходите в какой-нибудь офис, в котором не соблюдается корпоративная профессиональная этика. Вас встречает потрепанный менеджер с перегаром, которого сразу отличить от бомжа невозможно. Потом вы идете к сотрудникам, которые грубо посылают вас куда подальше.
Директор вообще развлекается в кабинете с женщинами легкого поведения. Что вы будете чувствовать в такой ситуации? Конечно же, вам будет противно и захочется поскорее уйти. Кроме того, полная анархия губительна и для производства – если каждый будет заниматься своими делами, а не тем, чем нужно, тогда ничего достойного у такой компании не получится.
Другое дело, когда вы приходите в компанию, вас встречают вежливые, красиво одетые сотрудники, вежливо общаются с вами и предлагают услугу. У вас при этом сложится хорошее впечатление и вы захотите сотрудничать с такой компанией. Теперь понятно, насколько деловая (профессиональная) культура важна?
Кто должен создать правильные отношения в коллективе?
Именно начальство должно позаботиться о создании положительной рабочей атмосферы! При этом важно учитывать все, от общения, до внешнего вида сотрудников. А еще значение имеют: традиционная символика, устои коллектива, системы штрафов и наказаний за несоблюдение правил (за нарушения). Итак, какими же должны быть правила?
Как создать положительную рабочую атмосферу?
Создавая кодекс корпоративной этики, нужно:
1 Найти конкретные цели или цель – то, ради чего компания работает
Благодаря этому можно правильно составить бизнес-план, а также доходчиво объяснить сотрудникам, что они должны делать и зачем. Работники должны понимать, что они делают, чем занимается компания, в которой они работают, и для чего все это делается, иначе желания работать не будет.
2 Учитывать возможность обучения сотрудников
Рабочим будет интереснее трудиться в компании, которая предоставляет возможности для развития.
3 Разработать программу мотивации
Мотивировать можно поощрениями и наказаниями (кнутом и пряником).
4 Придумать цвета и дресс-код
В некоторых компаниях работникам предоставляют одежду, предварительно изготавливают ее под заказ. Другие компании просто требуют соблюдать деловой стиль – одеваться стильно и лаконично.
5 Разработать схему общения с клиентами
Это очень важно, так как от этого зависит успешность дела. Грамотное общение с клиентами – основа, которую нужно соблюдать обязательно.
6 важно создать правильную рабочую атмосферу
Например, офис должен быть стильным, современным, удобным и комфортным. В нем должно быть чисто, культурно и уютно. Если нужно, чтобы сотрудники соответствовали некому уровню, тогда следует сначала обеспечить им место работы аналогичного уровня.
Придерживаясь всех вышеперечисленных правил, можно:
А еще не стоит забывать про отдых и развлечения. Все мы – живые люди, поэтому нам нужно отдыхать. Коллектив станет более дружным, если начнет взаимодействовать не только потому, что так нужно, но и потому, что хочется. В непринужденной обстановке легче строить правильные взаимоотношения с людьми, поэтому нужно устраивать периодически праздники или подобные мероприятия.
Самое важное – кодекс должен выполнять три основные функции:
На этом все, дорогие читатели! Надеюсь, что статья была интересной, информативной и познавательной. Если вы тоже так считаете, тогда поделитесь прочитанным в социальных сетях и подпишитесь на обновления этого информационного портала. Посещайте нас почаще, так как интересные статьи выходят каждодневно. Тут вы найдете ответы на все свои вопросы и даже больше. Удачи вам и всего доброго! До новых встреч!
Корпоративная этика: что это и зачем она необходима в 2020 году
Кажется, что только в наше время корпоративной культуре стали уделять особое внимание. Но это не так. Даже в средние века люди объединялись по профессиональным признакам и следовали корпоративным правилам. Развитие корпоративной культуры всегда имело главную задачу – сплочение коллектива для эффективного достижения необходимых результатов.
Команда Hurma выяснила, какое главное отличие корпоративного кодекса от корпоративной этики, что являет собой корпоративная этика, и в чем ее основное преимущество для бизнеса в 2020 году.
Корпоративная этика vs. корпоративный кодекс: в чем отличие?
Корпоративным кодексом компании называют полный перечень корпоративных правил, общих целей и ценностей. Чаще всего это большой документ, в котором до мельчайших подробностей прописаны все законы вашей компании. Он может включать:
Корпоративная этика – один из важных разделов корпоративного кодекса. Именно его вносят в welcome book, чтобы новички могли качественнее пройти процесс адаптации в компании и быстро ознакомиться с нормами компании.
Основы корпоративной этики
Корпоративная этика компании строится на общих ценностях, традициях и нормах поведения сотрудников. Ее базу составляют:
1. Ценности компании, которые разделяет каждый сотрудник.
2. Следование общей миссии компании.
3. Вера в успех компании.
4. Продуктивное сотрудничество между работниками, позволяющие достигать общих целей.
5. Карьерное развитие: тренинги, курсы, повышение квалификации.
6. Мотивация, оценка работы, вознаграждение.
7. Нормы делового поведения, стиль одежды.
Совокупность этих характеристик и составляет этическую базу. Каждый сотрудник, приходя в компанию, следует этим правилам и тем самым формирует корпоративную этику компании.
Преимущества наличия корпоративной этики в компании
Соблюдение этики в компании несет для нее ряд весомых преимуществ, которые выгодно выделяют компанию среди других:
1. Вовлечение и ответственность сотрудников
Корпоративная этика объединяет и сплачивает коллектив. Ее наличие позволяет создать команду единомышленников с одинаковыми целями и миссией.
2. Уважение внутри коллектива
Традиции становятся основой уважительного отношения друг к другу. А в такой атмосфере намного легче работать над общими задачами и достигать нужных результатов.
3. Создание положительного имиджа компании
В современном мире, когда компаний становится все больше, иметь положительный имидж – не привилегия, а необходимость. Это поможет бизнесу не только привлечь инвесторов, но и будет гарантией качества ваших услуг среди партнеров.
4. Сохранение лояльности клиентов
Компания, в которой урегулированы все процессы и четко прослеживается порядок в работе заслуживает бОльшее доверие клиентов.
5. Выгодное положение на рынке
Специалисты, знающие себе цену, не работают в компаниях-однодневках. Они выбирают проверенные временем организации, которые имеют свои традиции и правила. Таким образом, компания повышает свой бренд работодателя в глазах специалистов.
6. Корпоративная этика как часть адаптации
Новички, которые только пришли в компанию, легче переносят период онбординга, если имеют общее представление о деятельности компании и ее процессах. Перечень норм и правил избавляет нового сотрудника от лишних вопросов и сразу дает понять, подходит ему компания или нет.
7. Решение конфликтов
Правила корпоративной этики помогают решать конфликты внутри коллектива. При любой спорной ситуации, вы можете обратиться к перечню правил и грамотно уладить разногласия.
3 ошибки при составлении корпоративного кодекса
Какие же главные ошибки допускают компании, создавая правила корпоративной этики?
1. Этика только на бумаге
Создать правила – не значит им следовать. Важно не только прописывать правильные принципы, а и реализовывать их на практике.
2. Этика, как у конкурента
Копирование чужой этики – недопустимая ошибка в развитии корпоративной культуры. Пока компания не найдет свое истинное «лицо», она не может как следует развиваться.
3. Вместо этики – лозунги
Компания, которая прописывает кодекс этики лозунгами, на самом деле не говорит ничего конкретного, а значит – ей нечего сказать своим сотрудникам.
Почему в 2020 году компаниям необходима корпоративная этика: пример L’Oréal
Французская компания L’Oréal еще в далеком 2000 году выпустила собственный корпоративный кодекс этики. Через 14 лет компания выдала третье издание кодекса, доступное на 45 языках. Уже в 2019 году компания в десятый раз была названа одной из самых этичных мировых компаний. Кодекс этики L’Oréal охватывает стандарты качества в разработке продукции, исследованиях, маркетинге, логистике и условиях труда.
Ежегодное празднование Дня этики уже стало для компании традицией. На протяжении дня каждый сотрудник может задать вопросы руководству и получить на них ответы. В День этики принято напоминать сотрудникам о главных этических принципах компании: честности, уважении, смелости и прозрачности.
Пример L’Oréal доказывает, корпоративная этика работает на развитие бренда компании. В 2020, когда сотрудник выбирает компанию, а не наоборот, этический кодекс может стать тем фактором, который перевесит чашу весов в вашу пользу.
Главное — суметь донести до персонала важность правил корпоративной этики
Знакомить с правилами корпоративной этики под подпись нет смысла: если я не приму их близко к сердцу как работник, я не буду их соблюдать, даже если подписал документ.
Корпоративная культура — это более широкое понятие, чем корпоративная этика. Этика входит в культуру. Этика — это то, какими принципами руководствуется человек, когда работает в компании. Поведение, которого от него ожидает компания, и восприятие его человеком. Корпоративная культура — это процедуры, которые могут быть созданы в связи с этим.
Поскольку человек работает в коллективе, который вне зависимости от того, хотим мы или нет, генерирует свои правила поведения, то какие-то негласные правила корпоративной этики — плохие они или хорошие — есть всегда. Такова природа человека. Сказать, что их нет, — это неправильно. Есть определенные рамки, в которых человек работает в компании.
Итак, правила есть всегда. Но их нужно формализовать и оформить в письменном виде. Во-первых, таким образом человек увидит, чего от него ожидает работодатель: какого поведения. Формализация правил нужна для систематизации: чтобы мы видели, какие действия нам помогают добиваться своей стратегии и цели. Выносить эти правила на уровень регламента неэффективно, но некий список в качестве плаката с картинками и тезисами быть должен. Там надо описать, какого поведения должны придерживаться сотрудники. Такой документ сразу же снимет многие вопросы. И руководство сможет оперировать этими понятиями.
По моему мнению, корпоративная этика важна для всех сфер бизнеса, так как в каждом бизнесе есть коллектив. Он создан для того, чтобы решать задачи предприятия с учетом человеческого фактора. От библиотеки до IT-компании, от производственного предприятия до министерства — везде должны быть свои правила поведения. Они нужны всегда, потому что они определяют правила организации, у которой свои цели.
Корпоративная этика важна на всех уровнях персонала. Не может быть такой ситуации, когда на одном уровне мы эту этику принимаем во внимание, а на другом нет. Корпоративная этика, по моему мнению, основывается на общих принципах, которые для всех равны. Важно, чтобы сотрудники всех уровней придерживались данных правил — от генерального директора до уборщицы. Топ-менеджмент должен не просто провозглашать этические принципы, а показывать пример, следуя ей. В противном случае линейный сотрудник может сказать: «Вы провозглашаете честность, а на самом деле ее не придерживаетесь!».
Если «топы» заинтересованы, чтобы их организация развивалась, то они сами должны осознавать необходимость этого и начинать формировать корпоративную культуру и корпоративную этику. Как показывает практика, самое лучшее внедрение происходит тогда, когда сам топ-менеджмент показывает на своем примере, как надо себя вести не словах, а на деле!
Есть десять библейских заповедей, которые одинаковы для всех. И одна из заповедей, как известно, «не укради». Воровать можно где угодно — в любом бизнесе и на любом уровне — опять же от уборщицы до генерального директора. Неизвестно, что хуже: своровать в магазине батон колбасы или в IT-компании программу или продукт и нанести бизнесу серьезный коммерческий ущерб. Если в компании происходит воровство, то надо задуматься о причинах. В первую очередь, этот вопрос должен задать себе топ-менеджмент. Если воровство стало регулярным, значит, люди не вовлечены в общий процесс. Они воспринимают организацию как временное убежище, перевалочный пункт, с которого можно утащить все, что плохо лежит. Основной аспект корпоративной этики в торговле и вообще любой сфере услуг — это ориентация на клиента и покупателя, вежливость и обходительность.
Когда мы берем персонал, мы оцениваем его компетенции. Если человек не будет проходить по результатам интервью по компетенциям, то мы ему откажем в работе в компании. Знакомить с правилами корпоративной этики под подпись нет смысла: если я как работник не приму их близко к сердцу, я не буду их соблюдать, даже если подписал документ. Формальное знакомство с корпоративными правилами не даст ничего. Необходимо, чтобы сотрудник знал о принятых корпоративных правилах. Но оценивать, насколько люди их воспринимают, реально только в результате мониторинга и наблюдения за их поведением.
Корпоративная этика — это не свод правил и регламентов, под которыми ты подписался и который обязан выполнять. Они должны быть восприняты душой человека. Он должен придти к осознанию, что действительно понимает, принимает эти правила и руководствуется ими. Необходимо реализовывать мероприятия для того, чтобы продвигать эти ценности в коллективе.
«Профессиональные искатели работы» переходят с места на место не потому, что их не устраивает корпоративная культура компаний. Просто эти люди все время ищут, где им может быть лучше. И при этом, скорее всего, они не совсем профессиональны, потому что за короткий срок показать и реализовать себя довольно сложно. Если на долгий срок остаешься в компании, то тебе постоянно надо будет показывать свою результативность. Так, постоянно меняя работу, можно ссылаться на то, что на прошлом месте не успел еще проявить себя, потому что ушел слишком быстро. Связывать поведение таких «летунов» с корпоративной культурой не совсем правильно, потому что в большинстве компаний базис один. Если предположить, что я часто меняю работу, потому что просто не могу влиться в культуру, то это должно означать, что я вообще нигде не способен работать, потому что она у всех одинаковая.
Ситуационный подход в управлении — самый оптимальный, поскольку все зависит от ситуации. Если компания находится в кризисе, то жесткие меры, применяемые Джеком Уэлчем, допустимы. Другое дело, что надо объяснять людям, почему это надо сейчас: что этого требует сама жизнь, иначе бизнес не выживет. Если компания в расцвете, то применение жестких условий — это просто катастрофа. Только сменой корпоративной этики в кризисные времена не обойтись. Она должна стать фундаментом.
Как мы уже говорили, корпоративная этика или корпоративная культура — это то, как я чувствую и как отношусь к этим правилам. Если руководство убедит меня, что в данный момент необходимо поменяться, и я вижу, что само руководство это делает, я понимаю и принимаю в душе эти новшества. Такой подход поможет компании выйти из кризиса. Но одними убеждениями и сменой корпоративной этики не проживешь, потому что компания в кризис вынуждена сокращать затраты, персонал. И тогда оставшимся приходится работать больше.
Если они понимают, что завтра — катастрофа и надо сейчас очень постараться, чтобы выжить, они пойдут навстречу руководству. И тогда компания получит лишнюю капельку труда каждого сотрудника. Если таким подходом будет руководствоваться большинство сотрудников, есть шансы пережить
кризис.
Смена лидера или команды «топов» не всегда приводит к смене корпоративной этики. Если в компании была выстроена четкая и понятная корпоративная культура и люди ее придерживались, она была правильной с точки зрения бизнеса, то зачем новой команде ее менять? Другое дело, если она не была нигде обозначена, никто ею не занимался. Начинать ее формализовать или менять следует в зависимости от ситуации. Смена правил в кризис оправданна. Я знаю примеры, когда новая команда с новым взглядом начинает по-новому управлять процессами, но не согласен, что смена топ-менеджмента сразу равна смене корпоративной этики.
Человек — это очень сложное создание. В любом случае мы, нанимая сотрудника, имеем большой риск: нам до конца не понятно, как он будет работать на своем месте. На собеседовании человек рассказывает о своем опыте, о том, как проявляются его личностные качества. И хороший специалист по рекрутингу сможет выявить его компетенции. Когда кандидат рассказывает о своей жизни и предыдущем опыте, он показывает, как добивался целей, выстраивал свою работу, — и здесь уже можно понять, чем он руководствовался в своей работе.
Из практики могу сказать, что те, кто добивается хороших результатов, никогда плохо не отзываются о коллегах. Они всегда воспринимают себя как часть команды, а не приписывают себе все победы, не говоря уже о поражениях. По таким вещам становится понятно, готов ли человек работать в команде, как он будет себя преподносить, как будет себя вести и отзываться в будущем о компании. У профессиональных рекрутеров есть свои механизмы, позволяющие вывести человека на искренний разговор.
Все компании опираются на базовые принципы. Говоря о корпоративной этике партнеров, в первую очередь было бы интересно знать о самом первом лице и его окружении: что они за люди, как с ними можно выйти на контакт. Не могу сказать, что знание корпоративной культуры партнера однозначно поможет мне наладить с ним отношения. Другое дело, что за первое лицо стоит во главе бизнеса и кто его окружение, потому что придется взаимодействовать непосредственно с ними.
Формализация корпоративной культуры — это, скорее, редкость, чем правило. Запад в этом плане ушел гораздо дальше. Почему-то для нашего человека даже провозглашение таких принципов, как честность, отсутствие вороватости, воспринимаются с иронией. То ли потому, что это наследие советской эпохи, то ли потому, что мы любим провозглашать правила и затем не придерживаться их. Но когда мы видим корпоративную культуру западной компании, мы воспринимаем ее с ухмылкой. Думаю, так говорит в нас скрытая зависть.
Если мы пытаемся внедрить в компании контроль за соблюдением правил корпоративной этики, то нам надо задать самим себе вопрос: «Если мы постоянно напоминаем, то это значит, что человек делает постоянно что-то не так?». Это означает, что вы либо не убедили сотрудников в рациональности и полезности соблюдения этих правил, либо он внутренне с ними не согласен, поэтому борется с ними. Часто эта борьба идет на подсознательном уровне — отсюда саботаж правил. Наблюдать и периодически поправлять поведение людей надо, не спорю. Но делать это постоянно не вижу смысла. Значит, надо что-то делать с процедурой внедрения либо с корпоративной политикой в компании. Тем более если сопротивление относится не к единичному человеку, а это массовое явление.
Наказывать за нарушение правил этики следует в зависимости от степени ошибки. Если сотрудник украл, то тут все понятно и вариантов нет: его надо увольнять. Другое дело, например, культура взаимоотношений. Если человек грубит или позволяет себе какие-то подобные вещи, то наказывать нет смысла, потому что он в этом случае еще сильнее разозлится. Оптимальный вариант — найти авторитетного для него человека, который бы объяснил ему, почему не стоит вести себя таким образом. Если менеджер по работе с клиентами недостаточно вежлив, например, оставляет просьбы клиента без рассмотрения, затягивает сроки исполнения, то надо ему объяснить, что именно клиент приносит деньги в компанию. И таким поведением он сам рубит сук, на котором сидит. От его поведения зависит прибыль компании и его прибыль: в сфере услуг она должна быть увязана с его коммерческой эффективностью. Не уделяя должного внимания проблеме клиента, сотрудник становится малоэффективен. Ему надо объяснить, что он сидит здесь не для компании, а для клиента. Но если такую работу будет вести с ним не авторитетный для него человек, нужной реакции не будет. Опытный человек найдет способ, как на примере показать эффективность соблюдения правил работы с клиентами или коллегами. Мы не рассматриваем вариант, когда сотрудник вообще не воспринимает корпоративную культуру.
Сейчас выделяют три поколения молодых сотрудников: x, у, z. Как показывает практика, у каждого поколения есть свои «тараканы в голове». И к каждому поколению нужен свой подход. Общие правила одинаковы для всех. Другое дело, что поколение Y интересует другое, нежели то, что интересует поколение Х и будет интересовать следующее поколение. Надо делать корпоративную культуру гибкой, чтобы она по возможности учитывала интересы всех категорий сотрудников в зависимости от возраста. Если мы возьмем людей, рожденных в 1950-х и в 1980-х годах, то понятно, что они разные. И пытаться навязать им одинаковые нормы поведения бесполезно. Ими движут разные стимулы.
Молодому сотруднику, который говорит про компанию, что «это не атомная станция и не подводная лодка», не смогли донести на понятном ему языке, что соблюдать принятые правила необходимо. Говорить можно об одном и том же, но разным языком. Я вспомнил рекламу одного сотового оператора, когда к менеджеру приходит «реальный пацан» и менеджер начинает с ним общаться в таком же стиле. И они быстро находят общий язык, отлично понимают друг друга. Многие компании, работающие с молодыми сотрудниками, составляют свод правил в формате комиксов.
Теорию поколений необходимо учитывать, когда мы внедряем корпоративную культуру. Есть исследования, чем руководствуется каждое поколение в своей деятельности. Например, поколение 50-60-х интересует общность. Для моего поколения — сорокалетних — больше интересно, чтобы оценили и отметили. Также важна возможность участвовать в интересных корпоративных проектах. Молодым сотрудникам важен индивидуальный подход к ним, интересные, амбициозные задачи. Карьерный рост им важен во вторую очередь. Вспоминаются слова господина Соловьева, который был поставщиком волонтеров для Олимпийских игр 2014 года. Они думали, что волонтерами движет идея представлять свою страну на Олимпиаде. На самом деле, исследование показало, что молодежи было важно «потусить» среди себе подобных — ярких и амбициозных, а также пообщаться с иностранцами. Так что, узнавайте мотивы своих сотрудников — и тогда ваши правила будут им понятны.
Автор: Петр Ковшевой, директор по персоналу предприятия корпорации «Росатом»
Беседовала Наталья Матюшина
ВНИМАНИЕ!
1 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее