коррекция экспозиции что это
Коррекция экспозиции что это
Признаки недостаточной экспозиции на цифровой (компьютерной) рентгенограмме и ее коррекция
а) Признаки недостаточной экспозиции:
1. Качество рентгенограммы позволяет не повторять рентгенографию, однако требует внесения корректив при последующем исследовании, если:
• Отсутствуют ошибки анализа гистограммы
• Уровень яркости был нормализован согласно ТС
• Показатель ИЗ смещен в сторону нижнего порогового значения, но не выходит за его пределы
• Изменение «окна» отображения позволяет улучшить визуализацию деталей
2. Качество рентгенограммы требует повторения рентгенографии, если:
• Отсутствуют ошибки анализа гистограммы
• Уровень яркости был нормализован согласно ТС
• Показатель ИЭ смещен за пределы нижнего порогового значения (таблица ниже)
• ЗИ характеризуются низкой исходной контрастностью, из-за чего некоторые или все детали отображаются белым цветом. При этом изменение «окна» отображения не позволяет улучшить их видимость (рис. 1).
• Уменьшается отношение С/Ш, и отмечается:
РИСУНОК А Рентгенограмма черепа в ПЗ проекции, полученная с помощью аппарата CareStream CR в условиях недостаточной экспозиции (значение ИЭ составило 1400). На изображении отмечается квантовый шум. Если бы значение мАс было увеличено в четыре раза, то показатель ИЭ возрос бы с 600 до 2000 единиц—идеального значения для данной цифровой системы.
РИСУНОК 1 Рентгенограмма правого плечевого сустава в нижневерхней аксиальной проекции и рентгенограмма таза. В обоих случаях значение ИЭ указывало на недостаточную экспозицию, вследствие чего на изображениях выявляется квантовый шум. В отличие от первой рентгенограммы на второй отмечается вуалирование рассеянным излучением, из-за чего она выглядит «серой». Это вызвано большей толщиной тела пациента.
РИСУНОК 2 Рентгенограмма органов грудной клетки в ПЗ проекции, полученная с помощью аппарата CareStream CR. Значение ИЭ составляло 1600 единиц, что привело к появлению квантового шума. Увеличение значения кВп на 15% позволит увеличить показатель ИЭ на 300 единиц и приблизить его к идеальному значению 2000 единиц, результатом чего станет улучшение контрастного разрешения и устранение квантового шума.
• Квантовый шум в проекции анатомических деталей, имеющих большую плотность и толщину (наиболее заметен при увеличении изображения во время постобработки; рис. А и 2)
• Вуалирование рассеянным излучением всей рентгенограммы при исследовании крупных пациентов, вследствие чего изображение становится «серым» (см. рис. 1)
б) Этапы коррекци значений мАс или кВп при недостаточной экспозиции:
Этап 1. Определите, возникла ли ошибка при анализе гистограммы (таблицы ниже). Если ошибка отсутствует, перейдите к этапу 2
Этап 2. Определите, была ли достаточной пенетрация рентгеновским излучением самых плотных и крупных деталей в области ЗИ, убедившись, что кортикальный слой костей видим. Если кортикальный слой не визуализируется, значит он не был пенетрирован
• Если кортикальный слой костей не был пенетрирован, то требуется регулировка кВп
• Если кортикальный слой костей виден, то кВп можно изменить не более чем на 15% от оптимального значения, а остальную коррекцию выполнить с помощью изменения мАс
РИСУНОК 3 Повторение исследования оправдано тогда, когда значение мАс настолько высоко или низко, что показатель ИЭ выходит за пределы приемлемых значений, и на изображении отмечается квантовый шум или сатурация. Для того чтобы сместить показатель ИЭ в сторону идеального значения, можно изменить значение мАс. Как показано на примере аппарата Siemens YSIO DR, при появлении квантового шума на рентгенограмме со значением ИЭ 63 единицы значение мАс следует увеличить в четыре раза, чтобы добиться увеличения показателя ИЭ до 250 единиц. А при появлении сатурации на рентгенограмме со значением ИЭ 1000 единиц значение мАс необходимо соответственно уменьшить в четыре раза. Квантовый шум появляется при смещении величины экспозиции ПИ ниже порога приемлемых значений, частичная сатурация—при увеличении экспозиции в 4-5 раз по сравнению с идеальным значением, полная сатурация—при увеличении в 8-10 раз.
РИСУНОК 4 Изменение значения кВп на 15% эквивалентно двухкратному увеличению экспозиции путем изменения мАс. Рекомендуется не изменять значение кВп более чем на 15% от оптимального для данной части тела. Использование экстремальных значений кВп может быть оправдано только при значительном отклонении атомной плотности изучаемой структуры от привычных показателей, при этом оно может привести к ухудшению избирательного поглощения и исходной контрастности объекта.
Этап 3. Определите суммарные коррективы, которые необходимо внести для смещения показателя ИЭ к идеальному значению (таблица выше) и устранения квантового шума на рентгенограмме (рис. 3 и 4)
• Если проникающая способность излучения была достаточной, а показатель ИЭ меньше идеального в два раза, то для увеличения величины экспозиции ПИ в два раза необходимо умножить исходное значение мАс на 2. Если исходное значение мАс составляло 20, то новое составит 40
• Если проникающая способность излучения была недостаточной, а показатель ИЭ меньше идеального в два раза, используйте правило 15%: при изменении пикового киловольтажа на 15% величина экспозиции ПИ изменится в два раза. Чтобы рассчитать итоговое значение кВп при увеличении исходного на 15%, необходимо исходное значение кВп умножить на 0,15 и полученное произведение прибавить к исходному значению. Например, если исходно напряжение составляло 60 кВп, то при увеличении его на 15% новое значение напряжения составит 69 кВп
• Если проникающая способность излучения была недостаточной, а показатель ИЭ меньше идеального в четыре раза, то в этой ситуации увеличивать напряжение более чем на 15% сверх оптимального, как правило, не следует, поскольку избыточное превышение оптимального значения может привести к ухудшению избирательного поглощения и увеличению рассеивания в сторону ПИ. Дополнительно увеличить экспозицию в два раза можно за счет регулировки мАс
Этап 4. При рентгенографии крупных пациентов ослабить шум, обусловленный рассеянным излучением, можно за счет уменьшения размеров экспозиционного поля, добавления отсеивающей решетки или использования решетки с более высоким отношением
в) Другие причины недостаточной экспозиции и способы ее корректировки:
1. Отсеивающие решетки:
• Использование отсеивающей решетки в том случае, если по методике делать этого не требуется, или использование отсеивающей решетки с высоким отношением, если по методике требуется малое отношение: для коррекции значения мАс воспользуйтесь соответствующим коэффициентом преобразования отсеивающей решетки (КПОР), приведенном в таблице ниже
• Наклон отсеивающей решетки относительно горизонтали или наклон ЦП в сторону свинцовых пластин, вследствие чего на рентгенограмме будет отмечаться эффект отсечения решеткой с той стороны, куда направлен ЦЛ (если использовалась параллельная решетка), или по всему изображению (если использовалась сфокусированная решетка): расположите отсеивающую решетку перпендикулярно ЦЛ. Если ЦЛ должен быть направлен под углом, то расположите решетку так, чтобы наклон свинцовых пластин соответствовал наклону ЦЛ
• РИПИ не соответствует фокусному расстоянию отсеивающей решетки, вследствие чего эффект отсечения решеткой будет отмечаться с каждой стороны рентгенограммы: увеличьте или уменьшите РИПИ, чтобы оно попало в диапазон фокусировки отсеивающей решетки.
• Сфокусированная отсеивающая решетка перевернута вверх дном, вследствие чего эффект отсечения решеткой будет отмечаться с каждой стороны рентгенограммы: разверните решетку правильной стороной вверх
• Сфокусированная сетка не центрирована, вследствие чего эффект отсечения решеткой будет отмечаться по всей рентгенограмме; изображение будет смещено в сторону относительно центра ПИ: совместите ЦЛ и центр отсеивающей решетки
2. РИПИ и РОПИ (чтобы показатель ИЭ был близок к идеальному, выполните коррекцию перед экспозицией):
• РИПИ было увеличено без эквивалентного увеличения мАс: чтобы отрегулировать мАс, используйте формулу поддержания плотности старое мАс/новое мАс=старое РИПИ 2 / новое РИПИ 2
• РОПИ было увеличено без увеличения мАс (если при исследовании образуется большое количество рассеянного излучения, которое не достигнет ПИ при увеличении РОПИ): увеличьте мАс на 10% на каждые 2,5 см увеличения РОПИ
3. Коллимация (чтобы показатель ИЭ был близок к идеальному, выполните коррекцию перед экспозицией):
• Значительное уменьшение экспозиционного поля без увеличения мАс (если при исследовании образуется большое количество рассеянного излучения, которое не достигнет ПИ). При уменьшении размера с 35×43 см до 25×30 см увеличьте мАс на 35%, а при уменьшении с 35×43 см до 20×25 см — соответственно на 50%
4. Кумулятивный процесс (чтобы показатель ИЗ был близок к идеальному, выполните коррекцию перед экспозицией.):
• Кумулятивный процесс приводит к увеличению плотности или толщины тканей, что требует увеличения экспозиции: отрегулируйте мАс или кВп в соответствии с рекомендациями для кумулятивного процесса, перечисленными в таблице ниже
• Резервный таймер был установлен на меньшее время, чем было необходимо для экспозиции: установите резервный таймер на значение 150-200% от ожидаемого времени ручной экспозиции при данном исследовании
• Контроль плотности был оставлен на значении «минус» (-), установленном для предыдущего пациента: увеличьте значение для контроля плотности
• Ионизационная камера (камеры) находилась под структурой с более низким атомным числом или меньшей плотностью и толщиной, чем область ЗИ: выберите ионизационную камеру (камеры), центрированную под областью ЗИ
• Неадекватная коллимация привела к образованию избыточного количества рассеянного излучения, достигшего ионизационной камеры и обусловившего преждевременное прекращение экспозиции: уменьшите размер коллимированного поля
• Активированная ионизационная камера не была полностью покрыта областью ЗИ, если выполнялось исследование анатомической структуры небольшого размера или структуры, расположенной на периферии: не используйте АКЭ. Задайте технические параметры вручную
Сокращения: АКЭ — автоматический контроль экспозиции; ЗИ — зона интереса; ИЭ — индекс экспозиции; кВп — пиковый киловольтаж; мАс — миллиампер-секунды; отношение С/Ш — отношение сигнал/шум; ПИ — приемник изображения; РИПИ — расстояние «источник-приемник изображения»; РОПИ — расстояние «объект-приемник изображения»; ТС — таблица сравнения; ЦЛ — центральный луч.
Редактор: Искандер Милевски. Дата публикации: 5.7.2021
Что такое экспокоррекция в фотоаппарате
Забыли выставить настройки камеры? Скорректируйте экспозицию снимков в ФотоМАСТЕРЕ!
Для Windows 7, 8, 10, XP, Vista. Быстрая установка.
Экспокоррекция в фотоаппарате и ее настройка
Большинство современных фотокамер может похвастаться встроенным экспонометром. Он позволяет определить оптимальный объем света, попадающий на матрицу фотоаппарата при съемке. Если говорить проще, то функция помогает не пересветить кадр или избежать излишней темноты. Обсудим, что такое экспокоррекция в фотоаппарате и как улучшить готовые работы в программе для редактирования фото.
Экспокоррекция в фотографии позволяет найти баланс для создания идеального снимка
Для чего используется экспокоррекция
Коррекция экспозиции – это своеобразная компенсация возможных ошибок за счет введения определенной поправки в уже измеренную экспозицию. Иногда она применяется для достижения каких-либо художественных эффектов.
Компенсация экспозиции – что это? Ответим на все часто возникающие вопросы
Настройка экспозиции на камере отвечает за то, каким выйдет кадр – слишком светлым, темным или нормальным (естественным). Если фотография получается пересвеченной, то снимок называют переэкспонированным. В обратном случае излишне темный результат – говорит о недоэкспонированности фото. Таким образом, для фотографов крайне важно грамотно не только настроить камеру перед съемкой, но и скорректировать все параметры в процессе работы.
Дисплей фотокамеры с отображением экспонометра
Какие режимы использовать для съемки
Некоторые новички безуспешно ищут экспозицию на риске колесика с режимами, однако все гораздо сложнее, поскольку правильная экспозиция определяется балансом диафрагмы, выдержки и ИСО.
При съемке в режимах «TV» (приоритет выдержки) и «AV» (приоритет диафрагмы) главной становится одна из установок, а другие подбираются автоматически. Но алгоритм работы процессора в некоторых случаях может существенно повлиять на художественный замысел фотографа.
Многих фотографов волнует вопрос: компенсация выдержки – что это?
Например, в режиме «TV» выдержка задается пользователем, а «правильная» диафрагма выбирается самой камерой. Но подобный снимок далеко не всегда радует фотографа, поскольку ему могло требоваться нечто принципиально иное.
Такая же ситуация возникает и при фотографировании в режиме «AV» – автоматический выбор выдержки камерой может оказаться неудачным для целей фотографа. В таких случаях поправка экспозиции – это возможность осуществить определенные идеи или компенсировать непривычные условия, например слишком яркий контровой свет.
Снимая что-то светлое на белом фоне, особенно легко ошибиться
В ручном режиме «М» пользователь сам задает значения выдержки, диафрагмы и светочувствительности. Безусловно, для этого потребуются хотя бы начальные теоретические знания и небольшой опыт. Многие новички боятся снимать на ручном режиме, однако ничего страшного в нем нет, если освоить азы и поэкспериментировать.
Компенсация экспозиции – Канон (Canon) и другие производители предусмотрели эту функцию
Как настраивается ручная экспокоррекция
Корректировка экспозиции необходима в тех ситуациях, когда фотограф грамотно выставил настройки, однако картинка в результате все равно выходит плохой. К примеру, вы снимаете классический портрет в солнечный день на режиме «приоритет диафрагмы». Предположим, что настройки выставлены верно, но яркий контровой свет приводит к тому, что фотоаппарат буквально ослепляет. Дальше техника автоматически компенсирует проблему за счет очень короткой выдержки. В итоге вы получите не портрет, а едва различимый силуэт на непонятном фоне.
Экспокоррекция в Canon обычно отмечена знаками «+/-»
Как правило, компенсация экспозиции требуется в двух случаях:
Когда фотография выходит излишне темной, например из-за яркого света, можно исправить ситуацию, введя коррекцию eV +1..+2. Ориентироваться следует на интенсивность освещения. Вы можете попробовать и дробные значения eV – так получиться более точно и грамотно сделать коррекцию кадра. Пример: фотография белой лошади на фоне снега. Если не делать поправку, то можно получить фото в некрасивых сероватых оттенках, не отражающих действительность.
Коррекция экспозиции у Канон и других производителей спасает даже сложные кадры
Хороший фотограф легко найдет черную кошку даже в темноте
Многих начинающих фотохудожников волнует вопрос: что такое экспокоррекция вспышки? Если коротко, то это уменьшение или увеличение мощности вспышки. В плюс или минус — зависит от ситуации. Например, если второй план освещается сильнее, чем первый, можно использовать вспышку, работающую в стандартном режиме. Если фотография делается при контровом свете, стоит попробовать сделать положительную корректировку экспозиции.
Как улучшить фотографии: 5 полезных инструментов
Очень часто красивые и естественные, на первый взгляд, снимки – это результат кропотливой работы. Сначала появляется идея, затем готовится реквизит и ищется локация, заключаются договоренности с моделью. Затем происходит непосредственно фотосессия, результатом которой иногда становятся сотни кадров. Отобрать самые удачные не так-то просто, но гораздо сложнее их грамотно обработать.
Вам точно понадобится функциональная и удобная программа для редактирования. ФотоМАСТЕР – отличное решение, поскольку этот софт не только обладает огромными возможностями, но и довольно прост в использовании. Скачайте фоторедактор с нашего сайта и посмотрите, как можно быстро и эффектно преобразить кадры с его помощью.
Эта функция позволяет создать свой авторский стиль в обработке фотографий. Это особенно актуально пользователям Инстаграма для интересного и оригинального визуального контента. Вы можете, например, тонировать все свои снимки в пастельные оттенки, отдавая предпочтение какому-то определенному цвету.
Тонируйте свои фотографии с помощью специального инструмента
Иногда нужно быстро вставить текст на картинку. ФотоМАСТЕР прекрасно справится с такой задачей. Особенно приятно, что в программе доступно огромное количество красивых русскоязычных шрифтов. Вы сможете выбрать любой стиль из готовых или создать свой собственный. Некоторые фотографы на каждый снимок добавляют свою подпись, чтобы работы стали со временем узнаваемыми.
Делайте подписи к фотографиям
Экспокоррекция поможет добиться баланса цветов на снимке, однако ретушь лица все равно придется выполнять в процессе дальнейшего редактирования. С ФотоМАСТЕРом получится решить проблему с дефектами кожи за пару действий. Попробуйте функцию «Идеальный портрет» – вы удивитесь, как мгновенно преобразится фотография!
Ретушируйте портетные фотографии
Фильтры хороши тем, что могут изменить картинку до неузнаваемости за секунду. В ФотоМАСТЕРе собраны оригинальные и интересные эффекты – стилизуйте фотографии под ретро-стиль или любимые фильмы. Например, можно сделать целую фотосессию в духе «Гарри Поттера» или «Титаника». Все зависит от вашего воображения и возможностей – найти подходящих моделей не так сложно, да и практически любой реквизит сегодня вполне доступен.
Экспериментируйте с разными эффектами
Иногда отличные фото бывают испорчены из-за случайно попавших в кадр людей, предметов или объектов. Например, на снимке влюбленной парочки оказывается неприглядная урна, которую фотограф банально не заметил. Что делать? Разумеется, не отправлять в брак, а убирать ненужные детали.
Удаляйте лишние объекты и предметы
Подводим итоги
Коррекция экспозиции – настоящая палочка-выручалочка для фотографа. С ее помощью можно делать отличные фотографии в сложных условиях. Например, снимать белые ромашки на светлой скатерти или черный фонарь ночью. Экспериментируйте и творите! А исправить недостатки поможет ФотоМАСТЕР.
Компенсация экспозиции
Экспокоррекция – ценный инструмент для любого фотографа. Если вы когда-либо задавались вопросом, что она вообще из себя представляет и как с ней работать, эта статья поможет вам разобраться и пополнить свою копилку навыков. По правде говоря, у меня очень долгое время были проблемы с экспокоррекцией, а затем наконец-то наступил тот самый момент прозрения. Именно им я и хочу поделиться с вами. Я объясню, зачем может понадобиться компенсация экспозиции и как правильно использовать ее, чтобы делать фотографии в сложных условиях освещения.
Перед тем, как мы окунемся в объяснения, давайте кратко пройдемся по нескольким ключевым пунктам:
Возможно, вы уже знаете о чем-то из списка, но, пожалуйста, будьте терпеливы, ведь всё это имеет значение.
Что такое экспозиция?
По сути, экспозиция – это количество света, которое достигает сенсора камеры. Экспозиция зависит от трех отдельных, но взаимозависимых параметров, известных как треугольник экспозиции: выдержка, диафрагма и ISO. Каждую из вершин можно корректировать индивидуально, чтобы изменить экспозицию снимка.
Когда вы работаете в полностью ручном режиме, нужно определить, какие настройки выбрать, чтобы получить желаемую экспозицию. Стоит упомянуть, что нет такого понятия, как «корректная» экспозиция; подходящая экспозиция зависит от намерений фотографа, на которые в свою очередь влияет его творческое видение. Поэтому, чтобы получить ту экспозицию, которая вам нужна, необходимо уметь ей управлять. Именно поэтому умение фотографировать в ручном режиме открывает безграничные возможности для улучшения качества фотографий. Вы по-настоящему начинаете понимать, как выдержка, диафрагма и ISO влияют на экспозицию и что нужно делать для получения нужного результата и эмоции. В этой статье Improve Photography более подробно рассказано о треугольнике экспозиции.
Итак, мы вспомнили, что экспозиция зависит от выдержки, диафрагмы и ISO. Единицей измерения экспозиции (т. е. количества света, которое достигает сенсора) является «стоп». Полный стоп обозначает удваивание экспозиции или деление её пополам в зависимости от того, становится она светлее или темнее.
Например, вы используете следующие параметры: 1/125 с, f/11, ISO 100. Если нужно добавить один стоп экспозиции, нужно установить один из параметров следующим образом:
Каждый из вариантов обеспечивает повышение экспозиции на один стоп или, другими словами, удваивает количество получаемого света. Выбор конкретного параметра зависит от желаемого эффекта.
Важность гистограмм
На гистограмме фотографии моего лабрадора видно, что большинство пикселей расположены слева. Это объясняет, почему на снимке так много темных участков. Фото замерзшего водопада обладает более равным распределением между темными, светлыми и средними тонами. На правом снимке в основном только снег, поэтому гистограмма показывает, что большая часть пикселей расположена в секции светлых. В идеале, кривая гистограммы должна распределяться между тенями и бликами, не затрагивая края (черный и белый) во избежание потери информации о пикселях (это явление называют клиппингом). Гистограмма – лучший способ убедиться в том, что вы правильно экспонируете кадр. LCD-экран может ввести в заблуждение и нельзя доверять только тому, что вы на нем видите. Больше о гистограммах и о том, как они относятся к компенсации экспозиции, позже.
Режимы приоритета
Я предпочитаю работать в ручном режиме и советую всем, кто изучает фотосъемку, овладеть им, чтобы полностью понять принципы экспозиции и открыть для себя новые возможности. Однако, ручной режим тоже подходит не для каждой ситуации. Среди других режимов есть Приоритет выдержки (обозначается буквами S или Tv), Приоритет диафрагмы (A или Av) и полностью автоматический или программный режим (Р).
Важно отметить, что компенсация экспозиции работает только с режимами Приоритет выдержки, Приоритет диафрагмы, Программный и Ручной с Авто ISO. При полностью ручном режиме камера игнорирует поправки экспозиции.
Приоритет выдержки и Приоритет диафрагмы являются полуручными (или полуавтоматическими) режимами. В Режиме приоритета выдержки вы устанавливаете выдержку и ISO, а камера самостоятельно подбирает оптимальное значение диафрагмы, чтобы корректно экспонировать снимок, сосредоточив большую часть кривой гистограммы в середине. Этот режим полезен, когда вы хотите «заморозить» быстро двигающиеся субъекты (короткая выдержка) или получить эффект размытия (долгая выдержка).
При работе с Режимом приоритета диафрагмы вы задаете значение относительного отверстия и ISO, а камера сама выбирает выдержку. Такой режим полезен при работе с глубиной резкости фотографии.
В каждом из режимов приоритета иногда возникает необходимость вручную регулировать ISO, чтобы получить правильную экспозицию. Однако, никто не мешает воспользоваться функцией Авто ISO и позволить камере выбрать значение самостоятельно.
Замер экспозиции камеры и как он работает
Итак, мы установили, что такое экспозиция и как влиять на нее с помощью выдержки, диафрагмы и ISO, а также как измерить ее, глядя на гистограмму. Прежде, чем идти дальше, нам нужно обсудить еще один пункт – замер экспозиции. Это очень полезный инструмент, который помогает достичь «правильной» экспозиции. Однако, ее «правильность» определяется камерой, а не вами. Есть некоторые ограничения тому, насколько хорошо работает замер экспозиции снимка, и иногда нужно ориентироваться на свое видение.
Шкала замера экспозиции камеры.
При замере камера использует отраженный свет вместо рассеянного. Зачастую именно он обеспечивает адекватную оценку того, какой должна быть экспозиция для данного субъекта. Но не всегда. В зависимости от вида съемки система замера камеры может ошибаться и именно здесь на выручку приходит компенсация экспозиции. Единственная цель замера камеры – получить параметры для достижения усредненного «нейтрального серого», который на шкале оттенков находится четко между черным и белым. Его исторически определяли, как 18% отраженного видимого света (он же 18-процентный серый) и камеры тоже откалиброваны по этому стандарту. При таком значении большинство фотографий должны экспонироваться правильно.
Но что, если кадр не усредняется до 18% серого полутона? Давайте приведем простой пример. Мы работаем в режиме Приоритет выдержки (или Приоритет диафрагмы, или Программный). У нас есть белый, серый и черный лист бумаги. Если фокусировать камеру на одном листе за раз, экспонометр будет считывать данные и корректировать экспозицию для получения 18% серого. Поскольку черный лист отражает мало света или не отражает его вообще, камера передержит снимок, пытаясь приблизить его к нейтральному серому. С другой стороны, белый лист отражает много света, поэтому камера недодержит фотографию. А серый лист проэкспонируется идеально.
Кадр, в котором много полутонов, может ввести экспонометр в заблуждение и здесь на помощь приходит компенсация экспозиции.
Что такое компенсация экспозиции?
Компенсация экспозиции – это способ переопределить экспонометр камеры при съемке в любом режиме кроме полностью ручного. При ручной съемке нет смысла использовать компенсацию, поскольку вы и так контролируете все три компонента экспозиции.
Однако, если вы фотографируете с одним из режимов приоритета, программным или ручным режимом с Авто ISO, у камеры есть частичный контроль над одним или несколькими компонентами экспозиции. Экспокоррекция используется, чтобы преодолеть понятие камеры о «правильной» экспозиции. Как упоминалось ранее, камере не всегда удается определить наиболее подходящую экспозицию для фотографии, поскольку она подбирает ее, ориентируясь на отраженный свет, и пытается привести его к нейтральному серому.
Компенсация экспозиции измеряется в 1/3 стопа и обозначается экспозиционными числами (Exposure Values – EV). Часто можно увидеть знак «+» или «-» рядом со значением. Корректируя экспозицию, вы заметите, что шкала экспонометра соответствующим образом двигается. Она будет показывать, что снимок недодержан или передержан. Наилучший способ оценить результат экспокоррекции – посмотреть на гистограмму. Гистограмма никогда не врет.
Как пользоваться компенсацией экспозиции?
Это очень просто. Большинство зеркалок позволяют добавить или убавить до трех стопов экспозиции. Некоторые более продвинутые модели могут работать даже с 5 стопами. Зачастую у камер есть кнопка «+/-» в верхней части или рядом с LCD-экраном.
Обычно для коррекции экспозиции нужно зажать эту кнопку и повернуть управляющий диск. У некоторых моделей есть отдельное EV-колесико или специальный пункт в меню. Если у вас что-то не получается, лучше всего посмотреть в руководстве по использованию вашей конкретной камеры.
Примеры экспокоррекции
Использование компенсации экспозиции в режиме Приоритет диафрагмы. Красным обведена шкала экспонометра камеры. Желтая стрелка указывает на гистограмму. Красная стрелка – на EV-значение. Бирюзовым обведены параметры экспозиции.
На первом скриншоте был использован режим Приоритет диафрагмы, f/11 и ISO 100. Согласно с «правильным» видением экспонометра (0 на шкале), моя выдержка должна быть равной 1/125 с. Слева вы можете видеть, что без экспокоррекции снимок выглядит недодержанным и серым. Мы все знаем, что снег белый, следовательно, отраженный от него свет сбивает экспонометр с толку. Для снимка справа была использована экспокоррекция, которая переопределила значение шкалы. Обратите внимание на то, как света гистограммы сместились вправо, не поддавшись при этом клиппингу. Подходящим значением оказалось +1.7 EV, что привело к изменению выдержки – 1/40 с. Теперь снимок выглядит правильно экспонированным.
Использование компенсации в режиме Приоритет выдержки. Красным обведена шкала экспонометра камеры. Желтая стрелка указывает на гистограмму. Красная стрелка – на EV-значение. Бирюзовым обведены параметры экспозиции.
Для следующего примера был проведен тот же тест, но с режимом Приоритет выдержки, 1/200 с, ISO 100. Экспонометр определил, что диафрагма f/10 даст правильную экспозицию (посмотрите на снимок слева и обратите внимание на шкалу). Фотография снова выглядит недодержанной. Справа вы можете заметить, что для осветления снимка было использовано значение +2.0 EV. В результате относительное отверстие стало равным f/4.5, это дало нам экспозицию на два стопа выше, чем было изначально.
Использование компенсации экспозиции в режиме Приоритет выдержки. Вид камеры сзади. Красным обведена шкала экспонометра камеры. Желтая стрелка указывает на гистограмму. Красная стрелка – на EV-значение. Бирюзовым обведены параметры экспозиции.
Финальные мысли
Я думаю, вы теперь понимаете, как работает экспокоррекция и надеюсь, что эта статья помогла прояснить некоторые аспекты. Однако, меня всё еще беспокоит одна вещь. Компенсация экспозиции не работает в полностью ручном режиме. Это вполне логично. Однако, при экспокоррекции значение шкалы экспонометра все равно меняется.
Использование экспокоррекции в полном ручном режиме. Красным обведена шкала экспонометра камеры. Желтая стрелка указывает на гистограмму. Красная стрелка – на EV-значение. Бирюзовым обведены параметры экспозиции.
Я думаю, именно из-за этого у меня на протяжении такого долгого времени возникало непонимание. Если верить шкале, экспокоррекция в полном ручном режиме влияет на экспозицию, но на самом деле это не так. Вот пример. Камера Nikon D810 в ручном режиме съемки: 1/200 с, f/10, ISO 100. На левой фотографии шкала показывает, что экспокоррекции нет, а справа установлено +1.7 EV. Обратите внимание на то, что выдержка, диафрагма, ISO, гистограмма и сам снимок остались прежними, что ожидаемо для ручного режима. Экспозиция осталась прежней, а значение экспонометра сократилось на 1.7 стопа.
Это довольно каверзный вопрос. Я все еще не могу понять, почему так происходит. Если у вас есть объяснения этому феномену, поделитесь ими в комментариях! Спасибо!