коррекция и корректирующие действия в чем разница
ISO 9001 – разница между коррекцией и корректирующим действием
Опубликовано: 9.10.2017 Рубрика: Статьи Автор: Единый Стандарт
Источник: автором статьи является Марк Хаммар – сертифицированный в ASQ (American Society for Quality, – ред.) специалист по качеству и деловому совершенству. В сфере качества эксперт трудится с 1994 года. У него есть опыт работы в сфере аудитов, улучшения процессов, написания процедур для систем управления качеством и систем экологического менеджмента. Марк Хаммар – сертифицированный главный аудитор по стандартам ISO 9001, AS 9100, ISO 14001.
В любой системе менеджмента, включая и систему менеджмента качества (СМК, – ред.), есть один аспект, в котором путаются, больше, чем во всяком другом. Я говорю о разнице между «коррекцией» и «корректирующим действием». Это серьезная проблема, поскольку понимание разницы является фундаментом работающей системы корректирующих действий в СМК. Внедрять изменения без четкого понимания, что есть что, абсолютно нереально. Эту тему мы впервые затронули в статье о корректирующих действиях на нашем сайте «Семь шагов корректирующих и предупреждающих действий, обеспечивающих постоянное улучшение». Поскольку эта статья посвящена семи шагам именно успешных корректирующих действий, то, думается, что в этой статье лучше поговорить больше о коррекции и о том, чем она от корректирующих действий отличается.
Какая разница?
Каждый раз, когда в вашей СМК появляется несоответствие, вы станете предпринимать ответные меры, направленные на их исправление. То, что именно вы будете корректировать и покажет, где вы имеете дело с коррекцией, а где – с корректирующими действиями. Вы делаете коррекцию, когда действуете в ответ на наиболее очевидные производственные проблемы, при которых достаточно устранить само несоответствие и можно будет производить продукцию и оказывать услуги, которые пригодны для использования конечным потребителем. Это коррекция. И напротив, если вы проводите анализ и ищите причины, вызвавшие несоответствие, «вкапываетесь» все глубже в изучения проблем, пока не разматываете клубок до той «корневой причины», которая, по сути, и приводит ко всему, то вы предпринимаете корректирующее действие, чтобы избежать повторное проявление несоответствия.
Это лучше понять на нескольких примерах:
Пример №1: запаздывающая процедура поставки
Вы обнаруживаете, что клиенты недовольны вашим сервисом доставки – он работает слишком медленно и продукция долго идет к покупателям. Вы совершите коррекцию, отыскав партию продукции, которая вызвала неудовольствие и доставляете ее так скоро, как это возможно. Затем вы предлагаете клиенту частичное возмещение стоимости продукции за ошибку, чтобы даже несмотря на нее, сохранить удовлетворенность потребителя. Однако проведя коррекцию, вы на этом не успокаиваетесь. Если при дальнейшем анализе ситуации выясняется, что подобные же ошибки были допущены в отношении других клиентов, то вы изучаете проблему дальше, чтобы понять, почему дефект повторяется и как предотвратить это – находите «корневую причину».
Анализ корневых причин показывает, что партии продукции нельзя вовремя проследить, отчего они часто попадают не в тот район города, куда их нужно везти. Из-за этого продукция теряется и возникают задержки с доставкой. Поняв все это, вы сможете предпринять дополнительные действия, чтобы партии можно было легче идентифицировать. Сначала нужно идентифицировать продукцию и только потом отправлять ее куда-либо. Кроме того, можно производить изменения в компьютерной системе предприятия, чтобы через электронную систему можно было получить более точную информацию при принятии решений. Это уже будут корректирующие действия.
Пример №2: произведенная деталь – слишком длинная
Вы обнаружили, что деталь, которую производите, нельзя принять, так как она слишком длинна и не подходит к общей конструкции при сборке. Первоначальное исследование проблемы показывает, что деталь была сделана правильно, по чертежу, но размерности, указанные в нем, были неверны. В этой ситуации вы делаете две коррекции: переделываете деталь, чтобы она годилась для сборки и была правильного размера, а кроме того, вносите изменения в чертеж, чтобы в дальнейшем новые копии этой детали были верными. Вот ваши коррекции.
Вы можете узнать, что случившийся брак – не единственный. Может оказаться, что у вас много неправильных чертежей, подготовленных в последние месяцы. Тогда вы предпринимаете анализ корневых причин, чтобы понять, почему появляются некорректные чертежи. Возможно, проблема проистекает из того, что вы пропускаете один из этапов проверки чертежей, на котором нужно сличать в компьютерной модели указанные на чертежах размеры деталей. Вы сделаете необходимые в ответ на результаты анализа корневых причин шаги, которые будут вашими корректирующими действиями по систематической проблеме.
Какую роль все это играет в постоянном улучшении системы менеджмента качества?
Понимать разницу между коррекцией и корректирующими действиями – очень важно. Но, возможно, еще важнее знать, когда это может быть использовано. Дело в том, что коррекцию обязательно осуществлять при появлении любого несоответствия. В то же время корректирующие действия не нужны во многих случаях, они будут избыточными. Если вы не «распылили» потенциал корректирующих действий на несистематические проблемы, то это процесс будет эффективнее, что внесет свой вклад в постоянное улучшение вашей организации.
Перевод: сотрудник «Единый Стандарт» Валентин Рахманов.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Коррекция и корректирующие действия в чем разница
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
СМК. 9. Коррекция и корректирующие действия
Ой, сегодня про девчонок поговорим! ))) Уж кто может лучше знать про коррекцию и корректирующие действия, как не они? ))
Ан нет, снова продолжаем разговор про системы менеджмента качества. Я на понятных примерах продолжу развеивать по ветру (ветренно сегодня в Североморске) мифы о системах менеджмента качества, и о том, что это недоступно для понимания простыму человеку.
Начнем с того, что определимся, а что мы корректировать собрались-то?
3.6.2 несоответствие (nonconformity): Невыполнение требования (3.1.2).
Но что такое требование?
3.1.2 требование (requirement): Потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.
Давайте разбираться. Начнем с требования.
Например: Авто вышло с конвейера в серию. От водителей начали поступать нарекания, что до кнопки обогрева правой пятки задней ноги не достать из-за руля. Значит документация СМК производителя авто должна предусматривать процесс, который обеспечит быстрый перенос этой кнопки из багажника на приборную панель, и устранение данного недостатка на уже выпущенных авто. Обычно этот процесс носит общее название «Рассмотрение и удовлетворение рекламаций». Это было субъективное требование. Про невыполнение объективных требований я и говорить не буду. При невыполнении объективных требований вы можете тупо лишиться лицензии или сертификата соответствия и на этом все.
Про классификацию несоответствий мы поговорим в следующих статьях. Сейчас важно понять принцип.
Так что же делать с несоответствиями?
Классическая система организации производства говорит, что несоответствие надо устранить. Логично? Логично до безобразия.
Конструктор разместил кнопку обогрева в багажнике? Ок, перенесем кнопку на панель приборов, проложив дополнительные провода.
Действия по устранению несоответствия называются коррекцией.
Не зря на заглавной картинке фото девушки, которая выщипывает брови. Она считает, что ее внешний вид является несоответствующим по отношению к ее требованиям к себе и осуществляет коррекцию.
А теперь посмотрим, что такое корректирующие действия.
ГОСТ ISO 9000 говорит нам: 3.6.5 корректирующее действие (corrective action): Действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия (3.6.2) или другой нежелательной ситуации.
То есть, это действия, направленные не на устранение нежелательного явления или эффекта (несоответствия), а на устранение причин его возникновения!
Вот тут и возникают сложности. Несоответствие устранить легко, а вот выявить его причины и продумать как с ними справиться— в этом и работа инженера по качеству. Это уже работа на долговременную перспективу, на изменение устоявшихся принципов работы предприятия. А это ОХ КАК не нравится тем, кто работает на предприятии дольше года!
Просто корректирующие действия требуют изменений как принципов работы коллектива, процессов, так и личностных изменений, чего люди не любят от слова ОЧЕНЬ.
2) Автозавод получил ряд жалоб на ржавчину на кузове авто через год эксплуатации. Анализируем причины:
— лако-красочные материалы, применяемые в техпроцессе окраски не соответствуют условиям эксплуатации в том регионе, откуда поступило максисмум жалоб (диаграмма Парето вам в помощь).
— технология окраски не позволяет произвести окраску с должным качеством.
— поставщики привозят контрафактные лако-красочные материалы
— и т.д.
Каждый вариант надо исследовать (вероятно, с привлечением лаборатории), найти причину, принять решение о смене поставщика, ЛКМ или технологии. Оценить, что выгоднее (смена технологии зачастую тянет за собой техническое перевооружение производства, а это дорого). Потерять какой-то процент клиентов или over9000 денег? И так далее.
3) Процесс СМК не выполняется согласно требованиям стандартов. Анализируем:
— персонал не знаком с документаций СМК.
— персонал не обладает соответствующей компетенцией.
— персонал технически не может выполнить требования документов СМК из-за отсутствия необходимого оборудования.
— и т.д.
Снова расследуем каждый вариант и выходим на уровень руководства с предложениями. Провести обучение персонала? Хорошо. Решаем, на уровне предприятия (ознакомление со стандартами СМК) или с отрывом от производства (получение нужной квалификации). Нужно оборудование? Ок. Решаем, изменить ли документы СМК для применения их на имеющемся оборудовании (без потери качества продукции) или закупать новое (значит надо знать экономический эффект от внедрения нового техпроцесса). И так далее.
Надеюсь, я доступно объяснил отличие коррекции от корректирующих действий.
В следующий раз мы поговорим о предупреждающих действиях, и о том, почему этого понятия нет в ISO9001:2015.
Корректирующие и предупреждающие действия. Основные положения
Система менеджмента качества
ПРЕДИСЛОВИЕ
Стандарт предназначен для организации работ корректирующего и предупреждающего характера, направленных на постоянное улучшение результативности системы менеджмента качества.
Стандарт разработан службой БУСК;
При его разработке учтены требования ISO/TS 16949 раздел 8.5 «Улучшение».
СОДЕРЖАНИЕ
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт устанавливает основные правила и процедуры, подлежащие выполнению на предприятии при организации и проведении корректирующих и предупреждающих действий, а также оценки их результативности.
1.2 Стандарт распространяется на все подразделения, входящие в сферу действия СМК.
1.3 В рамках этой деятельности стандартом предприятия устанавливается ответственность и взаимодействие соответствующих подразделений и должностных лиц в рамках выполнения предусмотренных в нем правил и процедур.
2 Нормативные ссылки
При разработке данного стандарта учтены требования и рекомендации следующей нормативной документации:
3 Определения
В настоящем стандарте предприятия применены термины с соответствующими определениями:
4 Обозначения и сокращения
5 Общие положения
5.1 Корректирующие действия
5.1.1 Цель применения корректирующих действий – устранение причин произошедших несоответствий для предупреждения повторного их возникновения.
5.1.2 Корректирующие действия проводятся во всех процессах СМК (включая управляющие процессы, основные и обеспечивающие процессы) при обнаружении несоответствий.
Ответственность за применение корректирующих действий несут руководители процессов, подразделений.
5.1.3 Источниками информации о несоответствиях для определения корректирующих действий являются:
5.1.4 Для эффективного установления причин несоответствий целесообразно использовать широкий спектр статистических методов (таких как диаграммы Парето, Исикавы, диаграммы рассеивания и др.).
Установление причин несоответствий должно проводиться отдельным лицом или комиссией, назначенной для разработки корректирующих действий.
5.1.5 До принятия корректирующих действий необходимо оценить важность проблемы, что выражается через потенциальное воздействие на такие аспекты, как эксплуатационные затраты, цена несоответствия, характеристики продукции, надежность, безопасность, а также удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон.
Инвестирование корректирующих действий должно проводиться по приоритетам исходя из возможных последствий рассматриваемой проблемы.
5.1.6 Руководитель процесса организует разработку, согласование корректирующих действий с подразделениями-соисполнителями и отслеживает их выполнение.
Достигнутые корректирующими действиями результаты подлежат регистрации посредством записей.
5.1.7 Анализ результативности предпринятых корректирующих действий проводится в последующие периоды времени сравнением достигнутых показателей с показателями предыдущих периодов.
5.2 Предупреждающие действия
5.2.1 Цель применения предупреждающих действий – устранение причин потенциально возможных несоответствий и предотвращения нежелательных ситуаций.
5.2.2 Предупреждающие действия с целью уменьшения возможных потерь следует применять в основных и обеспечивающих процессах, а также в управляющих процессах для повышения удовлетворенности заинтересованных сторон.
Ответственность за применение предупреждающих действии несут руководители процессов, подразделений.
5.2.3 Уменьшение потерь в организации через применение предупреждающих действий необходимо планировать.
Для достижения результативности применения, планирование предупреждающих действий должно быть систематическим.
5.2.4 Входные данные для определения потенциально возможных несоответствий могут быть получены посредством:
5.2.5 Детальный и систематический анализ процессов дает информацию о потенциально возможных несоответствиях для разработки планов предупреждения потерь и определения приоритетов для улучшения, касающихся рассматриваемых процессов.
5.2.6 После определения потенциально возможного несоответствия дальнейшая деятельность по установлению причин несоответствия, и проведению предупреждающих действий проводится аналогично корректирующим действиям.
5.3 Постоянное улучшение
5.3.1 Деятельность, направленная на постоянное улучшение результативности процессов по инициативе руководителя или участников процессов является более предпочтительной, чем устранение несоответствий посредством корректирующих действий.
Деятельность по постоянному улучшению снижает вероятность возникновения несоответствий и минимизирует потери.
Задача руководителей всех уровней — постоянное улучшение процессов, закрепленных за ними.
5.3.2 Необходимо стремиться к улучшению процессов организации, с точки зрения:
5.3.3 Диапазон улучшений может быть от постепенных ежедневных шагов до стратегических проектов прорыва.
5.3.4 Основой постоянного улучшения является активный поиск возможностей улучшения показателей процессов, деятельности и характеристик продукции.
Этого можно добиться посредством такой деятельности, как:
5.4 Уровни принятия корректирующих, предупреждающих действий и действий по постоянному улучшению
5.4.1 Анализ причин несоответствий, принятие и разработка корректирующих и предупреждающих действий, а также деятельность по постоянному улучшению могут проводиться на разных уровнях управления предприятия.
1) Оперативные мероприятия заводского уровня:
2) Перспективные мероприятия заводского уровня:
3) Оперативные совещания в подразделениях:
4) Плановая работа по обеспечению постоянного соответствия продукции, процессов и СМК требованиям КД, ТД, НД СМК.
6 Организация корректирующих и предупреждающих действий в производстве
6.1 Несоответствия в продукции, процессах, СМК выявляются и регистрируются в процессе ежедневного и периодического надзора за производственными факторами со стороны производственного персонала, технологов и ОТК цеха.
6.2 Несоответствия в продукции, процессах и СМК могут быть выявлены:
6.3 При обнаружении несоответствия в продукции, процессе, СМК лицо, обнаружившее несоответствие, оперативно доводит информацию до руководителя и регистрирует несоответствие в Журнале решения проблем, или в Журнале повседневного надзора.
Лицо, обнаружившее несоответствие, при его регистрации должен указать свою должность и фамилию в соответствующей графе.
6.4 Руководитель соответствующего подразделения, получив информацию о несоответствии (проблеме), проводит анализ причин возникновения несоответствия и разрабатывает корректирующие и предупреждающие действия по устранению причин возникновения несоответствий в продукции, осуществляет контроль за их выполнением и оценивает результативность.
6.5 Если причина возникновения несоответствия:
6.6 В противном случае — если:
принятые меры не позволили устранить несоответствие или однозначно определить причину его возникновения;
B «Классификаторе несоответствий» отсутствует анализируемое на данный момент несоответствие, то мастеру (технологу, бригадиру) необходимо провести всесторонний анализ состояния процессов и всех производственных факторов, с привлечением специалистов других подразделений, ответственных за надзор состояния производственных факторов и по завершении анализа перейти к разработке корректирующих и предупреждающих действий.
6.7 Мастер, бригадир, технолог фиксирует в Журнале повседневного надзора, Журнале Решения проблем причины возникновения несоответствия, разработанные корректирующие и предупреждающие действия, исполнителей и сроки выполнения.
6.8 Обязательным этапом проведения корректирующих и предупреждающих мер является оценка их результативности. Если принятые меры не устраняют несоответствия или не устраняют причины их возникновения, цикл работ по анализу этих причин, разработке мероприятий и их внедрению повторяется.
6.9 При невозможности проведения какого-либо этапа работ своими силами информацию о несоответствии сообщается руководству цеха (подразделения).
6.10 Руководство цеха организует работы по проведению анализа причин появления несоответствий или разработке мероприятий с привлечением специалистов подразделений, в компетенции которых находится решение данных проблем (цеховая, заводская комиссии).
7 Анализ причин появления несоответствий
7.1 Все несоответствия, относящиеся к продукции, процессам и СМК должны быть проанализированы соответствующими должностными лицами с целью установления причин их возникновения. При проведении анализа причин возникновения несоответствий следует:
7.2 Получив информацию о несоответствии, проводится всесторонний анализ состояния всех производственных факторов, действующих на рабочем месте. При этом используется «Схема обеспечения рабочего места» (приложение А).
7.3 При необходимости, к анализу привлекаются специалисты других подразделений, ответственные за надзор состояния производственных факторов.
Созывается комиссия по принятию решений, цеховая, межцеховая или заводская.
Комиссия должна установить взаимосвязь между несоответствием и его причиной с учетом возможного влияния всех фактических и потенциальных производственных факторов на возникновение несоответствий.
7.4 При проведении анализа возможного влияния производственных факторов на возникновение несоответствий оценивается:
7.5 Анализ рекомендуется проводить используя методику 8-Д с применением диаграммы Исикавы.
Результатом проведенного анализа должно быть:
определение причины возникновения несоответствия;
разработка мероприятий по устранению и дальнейшему предупреждению появления несоответствий вновь (корректирующие и предупреждающие действия).
Срок, в который должен быть проведен анализ не более 3-х дней.
Результат — определение причины возникновения несоответствия, разработка мероприятий по устранению и дальнейшему предупреждению появления несоответствия вновь.
Документированный протокол анализа (8-Д) должен включать указания о корректирующих и предупреждающих действиях.
При этом в Журналах «Решение проблем» и «Повседневного надзора» в соответствующих графах дается ссылка на данный протокол.
8 Разработка и проведение корректирующих и предупреждающих действий
8.1 Целью разработки мероприятий по устранению несоответствий является определение:
8.2 Процесс проведения мероприятий по устранению причин возникновения несоответствий предусматривает планирование (организацию), осуществление и отчетность за выполнение мероприятий.
8.3 Ответственным за планирование (организацию), осуществление и отчетность за выполнение мероприятий является руководитель (представитель — технолог, бригадир, инженер по качеству) подразделения, в работе которого были обнаружены несоответствия.
8.4 Корректирующие и предупреждающие мероприятия разрабатываются лицами, указанными в п.8.3 на основе установленных причин возникновения несоответствия.
8.5 При разработке мероприятий могут быть использованы следующие рекомендации:
8.6 Лица указанные в п. 8.3 определяют содержание мероприятий, исполнителей, сроки выполнения и контролируют полноту и качество выполнения мероприятий, при необходимости, привлекаются специалисты других подразделений.
8.7 Разработанные корректирующие и предупреждающие действия заносятся в журнал повседневного надзора, или журнал решения проблем.
8.8 При невозможности выполнения требований п.8.7 (в связи с большим объемом), разработанные мероприятия оформляется в виде отдельного плана корректирующих и предупреждающих действий (Приложение 5 ) либо протокола 8-Д. В журналах в этом случае делается ссылка на данный документ.
8.9 При наличии соисполнителей из других подразделений, разработанные мероприятия согласовываются с ними, размножаются и рассылаются им под роспись.
8.10 Постоянный контроль за выполнением разработанных корректирующих и предупреждающих действий осуществляет ответственное лицо, указанное в п.8.3.
8.11 Периодический контроль (не реже 1 раза в месяц) за ведением журнала повседневного надзора (Журнала Решение проблем) и выполнением разработанных мероприятий осуществляет технолог цеха (инженер по анализу брака).
8.12 Мероприятия корректирующего и предупреждающего действия могут иметь как оперативный, так и перспективный характер.
8.13 Мероприятия оперативного характера и сроки их выполнения после разработки отслеживаются:
8.14. Сведения о выполнении мероприятий оформляются в месячных отчетах по качеству ОТК.
8.15 Мероприятия перспективного характера следует включать в:
8.16 Особое внимание следует уделять предупреждающим мероприятиям, поскольку они позволяют не допускать и предупреждать возникновение возможных несоответствий.
8.17 Предупреждающие действия должны предусматривать совершенствование процессов, методов и процедур СМК. При необходимости по результатам предупреждающих действий вносятся изменения в НД, ТИ, РИ, ДИ, другие документы СМК.
8.18 Надзор за разработкой корректирующих и предупреждающих мероприятий осуществляет начальник ОТК (директор по качеству).
9 Оценка результативности корректирующих и предупреждающих действий
9.1 Своевременное проведение корректирующих и предупреждающих действий обеспечивает предприятие сокращение затрат, обусловленных появлением несоответствий в продукции, процессах и СМК.
9.2 Результативность мероприятий оценивается по результатам наблюдений за состоянием качества продукции, процессов и СМК после их проведения.
9.3 Результативным может быть признано мероприятие, после проведения которого данное несоответствие не появляется. Это может быть подтверждено данными о том, что дефект (брак) продукции, несоответствие в процессе или, СМК, по которым проведены корректирующие и предупреждающие действия, устранены и не повторяются.
9.4 Оценка результативности мероприятий осуществляется:
9.5 В случае, если запланированное мероприятие признано результативным, должностным лицом, разработавшим и контролирующим качество и полноту выполнения мероприятий, делаются соответствующие отметки в документе, содержащем корректирующие и предупреждающие действия, например:
9.6 В случае, если мероприятие по устранению несоответствий в продукции, процессе или СМК оказалось нерезультативным, мастер (бригадир), технолог информирует начальника цеха об отсутствии результата с указанием причин и проводит повторный анализ несоответствий и разработку корректирующих и предупреждающих действий согласно раздела 8.
9.7 Информация о результативности корректирующих и предупреждающих действий рассматривается на оперативных совещаниях, Днях качества.