корвет и фрегат в чем разница современные

Корвет и фрегат в чем разница современные

корвет и фрегат в чем разница современные. Смотреть фото корвет и фрегат в чем разница современные. Смотреть картинку корвет и фрегат в чем разница современные. Картинка про корвет и фрегат в чем разница современные. Фото корвет и фрегат в чем разница современные

корвет и фрегат в чем разница современные. Смотреть фото корвет и фрегат в чем разница современные. Смотреть картинку корвет и фрегат в чем разница современные. Картинка про корвет и фрегат в чем разница современные. Фото корвет и фрегат в чем разница современные

Историческая Республика запись закреплена

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ФРЕГАТ И КОРВЕТ?

На вооружении морского флота есть много разновидностей военных кораблей. Они различаются своим назначением, конструкционными особенностями, мореходными качествами. Рассмотрим подробней два образца военно-морской техники, а точнее, поговорим о том, чем отличается фрегат от корвета.

Фрегат – военный корабль среднего водоизмещения, выполняющий задачи оборонительного и ударного характера. В парусном флоте он был трехмачтовым, с парусным оснащением и орудийной палубой или двумя орудийными палубами, судном. Во время военных операций фрегаты, как правило, не участвовали в линейных боевых действиях, а выступали в качестве самостоятельных боевых единиц или флагманов эскадр. По размеру фрегаты были меньше линейных кораблей.

Корвет также относится к военным кораблям. Будучи парусником, корвет имел схожее с фрегатом парусное вооружение.

Оба корабля являются надводными, многоцелевыми. У них есть снаряжение, необходимое для борьбы с воздушным и водным противником.

Главное же отличие фрегата от корвета заключается в их размерах. Корвет – сравнительно небольшой корабль, меньше фрегата, и, соответственно, имеет меньшее водоизмещение. Разница в размерах, в свою очередь, влияет на мощь корабельных орудий, дальность их действия. Она же определяет дальность плавания судов и возлагаемые на них функции.

Так, фрегаты, обладая прекрасной мореходностью, действуют в дальней морской зоне, а также, в отличие от корветов, предназначены для выхода в океан. Используются фрегаты для эскортирования, патрулирования и разведки. Они могут нести бомбометы, тяжелые ракеты, ракето-торпеды, пушки. На кораблях такого типа нередко базируются боевые вертолеты. Фрегаты оборудованы мощными гидроакустическими станциями и радарами.

Корветы, как правило, несут службу вблизи, в прибрежных водах. Они оснащены небольшими противокорабельными ракетами и ракетами ПВО, противолодочными бомбометами, пушками меньшей величины.

Гидроакустические станции на корветах не такие крупные, радары обнаружения целей менее сильны. В число их задач входят патрулирование и обеспечение связи.

Источник

Корабли широкого профиля

Российский Военно-морской флот нуждается в быстром пополнении – прежде всего фрегатами и корветами, способными выполнять широкий круг задач. Затруднения, возникшие при строительстве современных кораблей, вынуждают обращаться к проверенным решениям. Таким, например, как фрегат проекта 11356.

«Рабочих лошадок» мало

Сегодня перед командованием ВМФ России со всей остротой стоит проблема срочной замены в корабельном составе своих оперативно-стратегических объединений выслуживших свой срок «ветеранов» советской постройки. К сожалению, капитальный ремонт с модернизацией для многих из них крайне затруднен по конструкционным особенностям. Ведь в морских КБ не предполагали, что спроектированным ими детищам придется оставаться в строю больше 25–30 лет.

В результате наш ВМФ оказался перед безрадостной перспективой: если экстренно не увеличить количество вновь построенных боевых единиц, к концу текущего – началу следующего десятилетия произойдет обвальное сокращение корабельного состава. В наибольшей степени за счет «рабочих лошадок» – БПК проекта 1155, еще сохраняющихся сторожевиков проекта 1135 и эсминцев проекта 956.

При этом следует понимать, что имеющихся на флотах 25 СКР, ЭМ и БПК («советское трио») уже сейчас не хватает для выполнения всех возлагаемых на ВМФ задач. К тому же реально находятся в строю не более 15–16 из них, остальные либо законсервированы, либо в затянувшемся ремонте. К 2025 году шансами продолжить службу обладают не более трех-четырех сторожевиков, эсминцев и БПК, «рожденных» в СССР. Таким образом, в течение 15 лет российскому ВМФ необходимо получить не менее 20 современных фрегатов, способных возместить отсутствие кораблей трех названных выше классов.

Особняком стоит проблема ракетных крейсеров. Здесь ведется проработка вопроса о восстановлении трех ТАРКР проекта 1144, а также модернизации «Петра Великого». Обсуждается и возможность капитального ремонта трех кораблей проекта 1164. Дополнить либо заменить советские крейсера должен эсминец нового поколения, насколько можно судить по имеющейся информации, соответствующий им по боевым возможностям и практически не уступающий по размерам (более 10 тысяч тонн водоизмещения, боекомплект универсального корабельного стрельбового комплекса – более 100 ракет различных типов). Однако осуществление проекта пока не началось.

корвет и фрегат в чем разница современные. Смотреть фото корвет и фрегат в чем разница современные. Смотреть картинку корвет и фрегат в чем разница современные. Картинка про корвет и фрегат в чем разница современные. Фото корвет и фрегат в чем разница современные

Помимо перечисленного, фрегат проекта 22350 располагает внушительным арсеналом ПВО ближнего боя, противолодочным вооружением, вертолетом, оснащен современным радиоэлектронным оборудованием. Словом, речь идет о достойной замене боевых единиц советской постройки.

К сожалению, здесь отрицательную роль сыграл фактор времени. «Адмирал Горшков» был заложен в 2006-м, спущен на воду осенью 2010-го и уже в нынешнем году должен выйти в море на испытания. Его собрата – «Адмирала Касатонова» заложили на стапеле тремя годами позже и, как ожидается, введут в строй в 2012–2013 годах. Всего при ритмичном финансировании в текущем десятилетии могут быть построены примерно 8–10 кораблей этого проекта, а до 2025 года – 12–14. Беда в том, что такого количества явно недостаточно. Естественным решением представляется увеличение объема строительства. Однако в нынешних условиях это не так легко сделать, и трудности связаны не только и не столько с деньгами.

Постройка фрегатов проекта 11356 для индийских ВМС – одна из самых успешных экспортных работ российского ОПК. В начале 2000-х Индии передали три корабля, изготовленных на питерских верфях, а ныне на заводе «Янтарь» в Калининграде завершаются работы еще на трех фрегатах. Освоенный промышленностью, имеющий прочные и хорошо знакомые флоту «корни» в виде СКР проекта 1135, именно этот корабль был выбран в качестве «резервного варианта» пополнения ВМФ России и «Янтарь» получил заказ от Минобороны РФ.

Сперва речь шла о трех боевых единицах для Черноморского флота, и головной «Адмирал Григорович» был заложен осенью 2010 года. Почти одновременно началось строительство «Адмирала Эссена» и «Адмирала Макарова». С учетом уже освоенного процесса постройки фрегатов к осени 2014 года все три «Адмирала» должны вступить в строй. Вместе с тем с самого начала было ясно, что этим дело не ограничится – в срочном пополнении нуждается не только Черноморский флот, да и тому нужно как минимум пять новых кораблей. В результате сейчас говорится уже о шести «триста пятьдесят шестых», и это явно не последнее увеличение заказа.

Для того чтобы улучшить характеристики корабля, проект доработали с использованием ряда элементов оснащения, позаимствованных у проекта 22350, в частности универсальных корабельных стрельбовых комплексов, БИУС «Сигма» и т. д.

Обновленный фрегат уступает своему перспективному собрату по водоизмещению (4000 тонн против 4500), количеству пусковых установок УКСК (8 вместо 16), мощи артиллерийского вооружения (100-мм универсальная артустановка, а не 130-мм) и скрытности – в конструкцию фрегата проекта 22350 внедрено значительно больше элементов, снижающих радиолокационную заметность, по сравнению с 11356. Однако значительно меньшая цена и высокая скорость постройки компенсируют различия.

От успешной реализации программы зависит очень многое. Если «Янтарь» успешно справится с задачей, в дальнейшем к строительству фрегатов подключатся и другие предприятия. Вероятность успеха при этом весьма высока – индийский заказ продемонстрировал способность специалистов калининградского завода трудиться быстро и качественно, вопрос лишь в регулярном финансировании.

Исчезновение и возрождение

Сегодня, помимо прочего, ВМФ России отходит от принятой ранее классификации кораблей младших рангов – малых противолодочных и ракетных кораблей, сторожевиков – в пользу западной схемы «корвет/фрегат». Какое содержание сегодня несут возрожденные понятия, существующие еще с давних парусных времен?

200 лет назад все моряки знали: и корвет, и фрегат – трехмачтовые суда с прямым (корабельным) парусным вооружением. При этом последний (этимология слова «фрегат» и поныне представляет собой загадку, но используется оно практически во всех европейских языках), как и сейчас, был классом выше корвета. Наиболее мощные фрегаты сражались в линии баталии наряду с линкорами. Фрегат имел как минимум одну закрытую орудийную палубу (а иногда две – открытую и закрытую) и нес 30–50 пушек (5–6-й ранг), в том числе тяжелых.

Уступая линкорам по основным размерениям, огневой мощи и прочности корпуса, фрегаты были быстрее, маневреннее и выполняли роль «прислуги за все» – от генерального боя до разведки и от сопровождения конвоев до кругосветных экспедиций.

Корветы (франц. corvette – легкий военный корабль, малый фрегат, голланд. corver – корабль-охотник) очень тесно пересекались с так называемыми малыми фрегатами (менее 30 пушек), находившимися, как и корветы, уже «вне рангов». Отличались корветы от малых фрегатов главным образом отсутствием закрытой батареи и также были многоцелевыми кораблями. Они выполняли разведывательные, посыльные и эскортные задачи, а в отдаленных морях могли быть и флагманами местных сил, пугая туземцев огнем карронад, прикрывая действия парусных баркасов с легкими пушками и десантом.

Такое разделение продолжалось до наступления эпохи пара в 50-х годах XIX века, когда фрегаты и корветы в течение буквально трех десятков лет сошли со сцены. Практически всю нишу этих классов заняли сменившие их крейсера. К ним затем присоединились миноносцы и эсминцы, которые постепенно, с ростом ТТХ все увереннее осваивались в роли эскортных кораблей.

Корветы и фрегаты как класс вернула к жизни Вторая мировая война, когда оказалось, что эсминцев, а тем более крейсеров не хватает для выполнения важнейшей задачи – сопровождения конвоев, ставших воистину кровеносными сосудами Объединенных Наций. Кроме того, эсминцы, не говоря уже о крейсерах, являются слишком дорогими и избыточно мощными для подобных целей.

Так забытые было два класса возродились вновь. Корветы с водоизмещением в пределах тысячи тонн вооружались артиллерией калибра до 76–100 миллиметров, 20–40-миллиметровыми зенитными автоматами (или пулеметами), бомбосбрасывателями и реактивными бомбометами. У них было довольно солидное радиоэлектронное вооружение, что называется «джентльменский набор»: РЛС (один из наиболее распространенных радаров военных времен – знаменитый британский «тип 271» сантиметрового диапазона), ГАС (например тип 127DV) и высокоточный пеленгатор «хаф-даф». Под это описание, скажем, подходят широко известные британские корветы «цветочной серии» (Flower), размноженные в 267 экземплярах и ставшие для туманного Альбиона примерно таким же символом, как для нас танк Т-34. Оснащенные паровыми машинами мощностью 2750 лошадиных сил, они со своими 16 узлами деловито сновали вперед-назад вдоль строя неторопливо ползущих конвоев. Австралийские рудовозы из Фритауна в Великобританию, «Либерти» и танкеры из США в Великобританию, те же «Либерти» и советские транспорты из Галифакса и Хваль-Фьорда в Мурманск и Архангельск. Они всюду находили себе место. Но дальность их плавания (3,5 тысячи миль) не всегда позволяла сопровождать конвои на всем протяжении маршрута, а дозаправка на ходу не всегда была возможна.

Современный облик корветы и фрегаты приобрели уже в 60–70-х годах благодаря ракетному вооружению. Именно тогда начался резкий рост числа кораблей УРО (управляемого ракетного вооружения) во всех более или менее серьезных флотах, прежде всего именно за счет относительно дешевых единиц двух этих классов. К 70-м годам корветы и фрегаты выросли в размерах (до 1,5–2 тысяч тонн корветы, до 4–5 тысяч тонн фрегаты) и начали из чисто эскортных кораблей превращаться в многоцелевые боевые единицы, которыми были их парусные предки. «Многозадачность» определялась возможностями вооружения. Противолодочный потенциал оставался основным. Мощные гидроакустические комплексы (ГАК), объединяющие несколько станций (ГАС), в сочетании с управляемыми торпедами и/или ПЛРК (противолодочными ракетными комплексами) и наличием (для фрегатов) палубного вертолета по-прежнему сохраняли за этими кораблями реноме «охотников за ПЛ».

Потенциал ПВО возрос благодаря появлению компактных ЗРК малой дальности и ближнего боя, а компактные ПКР (наиболее известные и широко распространенные и по сию пору – «Гарпун» и «Экзосет») завершили превращение корветов и фрегатов в многоцелевые боевые единицы, способные выполнять большую часть задач надводного флота.

Возвращение к истокам?

Сегодня развитие корветов и фрегатов, равно как и кораблей «старших классов» – эсминцев и крейсеров, вышло на новый виток благодаря универсальным пусковым установкам, позволившим резко расширить номенклатуру вооружения. В шахтах современных УВП можно разместить все что угодно – от стратегической крылатой ракеты до «пакета» легких ЗУР ближнего боя.

В результате традиционная классификация утрачивает смысл. Разница между крупными боевыми кораблями УРО нивелируется, сводясь в целом к разнице в объеме боезапаса, дальности плавания и мореходности. Современные корветы выполняют традиционные задачи эсминцев, фрегаты и эсминцы в свою очередь по задачам соответствуют классическим легким и тяжелым крейсерам, а возможности и функционал крейсера вполне позволяют назвать его кораблем современной «линии баталии». Это, в частности, подтверждается классификацией, которая на Западе присвоена советским крейсерам проекта 1144 – в НАТО они обозначаются как Battle Cruiser, линейные крейсера.

Вполне возможно, что имеет смысл возвращение к старинной ранговой классификации, когда ракетные корабли будут делиться на ранги в зависимости от количества пусковых «гнезд» своих УВП подобно тому, как линкоры парусных времен делились на ранги по числу пушек.

Источник

Фрегаты, корветы и с чем их едят: возврат к истокам или низкопоклонничество?

корвет и фрегат в чем разница современные. Смотреть фото корвет и фрегат в чем разница современные. Смотреть картинку корвет и фрегат в чем разница современные. Картинка про корвет и фрегат в чем разница современные. Фото корвет и фрегат в чем разница современные

Фрегаты, корветы и с чем их едят: возврат к истокам или низкопоклонничество?

После более чем векового перерыва в нашем флоте опять появились фрегаты и корветы. Одна часть неравнодушной общественности негодует по поводу очередного низкопоклонства перед Западом, другая пытается понять — круто это или фу такими быть. Разбирался Николай Колядко.

Содержание:

Эпоха паруса

Зародились эти классы во времена парусных флотов. Типов парусников было много, но в случае военных они чётко делились на две основные категории: на собственно «корабли» — трёхмачтовики с прямыми парусами — и всё прочее.

корвет и фрегат в чем разница современные. Смотреть фото корвет и фрегат в чем разница современные. Смотреть картинку корвет и фрегат в чем разница современные. Картинка про корвет и фрегат в чем разница современные. Фото корвет и фрегат в чем разница современные

Основные типы парусных судов. Классификация зависела от количества мачт и сочетания прямых и косых парусов

Внутри самой категории кораблей границы были более размытыми, но в первом приближении они выглядели так:

Самые крупные корабли с несколькими — от двух до четырёх — орудийными палубами. Их главным предназначением был артиллерийский бой с себе подобными в составе «боевой линии». Отсюда и их название в большинстве европейских языков — линейные корабли.

корвет и фрегат в чем разница современные. Смотреть фото корвет и фрегат в чем разница современные. Смотреть картинку корвет и фрегат в чем разница современные. Картинка про корвет и фрегат в чем разница современные. Фото корвет и фрегат в чем разница современные

Строй линейных кораблей с картины И. К. Айвазовского. Три орудийных палубы у флагмана и по две у остальных

Более лёгкие считались фрегатами, хотя не везде это название стало официальным. Основным их признаком была всего одна закрытая орудийная палуба. Фрегаты идеально подходили для самостоятельных действий: охранение, разведка, крейсерская война на коммуникациях противника. Да и в боевую линию их тоже за милую душу ставили.

корвет и фрегат в чем разница современные. Смотреть фото корвет и фрегат в чем разница современные. Смотреть картинку корвет и фрегат в чем разница современные. Картинка про корвет и фрегат в чем разница современные. Фото корвет и фрегат в чем разница современные

Русский 52-пушечный фрегат «Паллада» с картины А. П. Боголюбова. Хорошо видна единственная орудийная палуба

Самые мелкие из кораблей — с орудиями только на верхней палубе — чаще всего именовали шлюпами. Лишь в XIX веке более-менее общепринятым стало их французское название — корвет. У них тоже было много талантов: дозорная служба, связь, охрана побережья и тому подобное, да и вражеских «купцов» могли пощипать.

корвет и фрегат в чем разница современные. Смотреть фото корвет и фрегат в чем разница современные. Смотреть картинку корвет и фрегат в чем разница современные. Картинка про корвет и фрегат в чем разница современные. Фото корвет и фрегат в чем разница современные

Датский 20-пушечный корвет «Наяден» с картины К. В. Эккерсберга. Пушечные порты находятся в фальшборте

В российском флоте фрегаты появились при Петре I, корветы — в конце того же XVIII века. Так что страдать по поводу низкопоклонства перед Западом сейчас как минимум поздновато. Особенно забавно это выглядит на фоне того, какую долю нашей морской терминологии составляют другие «вражеские» слова.

Эпоха пара

Фрегаты с корветами сохранились и в период «междуцарствия», когда на кораблях соседствовали паруса и паровые машины. Но в начале XX века военные флоты полностью перешли на механическую тягу, а роль фрегатов и корветов к тому времени уже взял на себя новый класс, названный по основной функции этих кораблей, — крейсеры.

корвет и фрегат в чем разница современные. Смотреть фото корвет и фрегат в чем разница современные. Смотреть картинку корвет и фрегат в чем разница современные. Картинка про корвет и фрегат в чем разница современные. Фото корвет и фрегат в чем разница современные

Классификация «переходного периода» была очень своеобразной. Например, этот российский парусно-паровой корабль «Рында» постройки 1886 года официально именовался «бронепалубный крейсер корветского ранга»

Часть задач корветов легла на ещё один новый класс — выросшие из «истребителей миноносцев» эсминцы, лёгкие быстроходные корабли, сочетавшие торпедное, артиллерийское, а затем ещё и противолодочное вооружение. А сами фрегаты и корветы надолго сошли со сцены.

Возвращение

Весной 1939 года в Англии внезапно задумались: а чем они в случае чего будут защищать коммуникации от немецких подлодок? Эсминцев на это дело не напасёшься, даже с учётом «эскортных» эсминцев и шлюпов. Так что решили наштамповать ещё и маленькие противолодочные сторожевики на базе проекта китобоя. Дёшево и сердито.

Почему эту мелочь обозвали корветами — загадка.

Самыми массовыми из них стали 925-тонные корветы типа «Флауэр» с минимальным вооружением. Вместо дорогой турбины у них была паровая машина, обеспечивавшая 16 узлов скорости. Для сопровождения транспортов этого хватало, но вот гоняться за подлодками было уже проблематично.

корвет и фрегат в чем разница современные. Смотреть фото корвет и фрегат в чем разница современные. Смотреть картинку корвет и фрегат в чем разница современные. Картинка про корвет и фрегат в чем разница современные. Фото корвет и фрегат в чем разница современные

Корвет типа «Флауэр» и фрегат типа «Ривер» в одном масштабе

Мореходность «цветочков» тоже оставляла желать лучшего, и в 1941 году британцы начали строить сторожевики покрупней — 1400-тонные корабли типа «Ривер» с выросшей вдвое дальностью. На них ставили уже две паровые машины — что подняло скорость до 20 узлов — и более серьёзное вооружение. Поначалу их без затей называли «двухвинтовыми корветами», но затем переклассифицировали — как вы уже догадались — во фрегаты.

Современность

Сейчас фрегатами называют корабли дальней морской и океанской зоны размером поменьше эсминцев. Кроме традиционных эскортных функций — противолодочной и противовоздушной обороны соединения — современные фрегаты способны и к самостоятельным действиям против надводных и береговых целей. Так что во многих флотах они фактически заняли нишу эсминцев предыдущих поколений.

корвет и фрегат в чем разница современные. Смотреть фото корвет и фрегат в чем разница современные. Смотреть картинку корвет и фрегат в чем разница современные. Картинка про корвет и фрегат в чем разница современные. Фото корвет и фрегат в чем разница современные

Скромный немецкий головной фрегат типа «Баден-Вюртемберг». Каких-то несчастных 7200 тонн водоизмещения

К корветам же относят всё, что между катером и фрегатом и предназначено для действий в ближней зоне. И точно так же наблюдается тенденция делать их не узкоспециализированными, а многоцелевыми, сочетающими как эскортные, так и ударные возможности.

Наши фрегаты и корветы

С недавнего времени в ВМФ РФ тоже появились «официальные» фрегаты и корветы. Некоторые сочли это банальным обезьянничаньем, «переходом на классификацию НАТО». Однако такой взгляд не выдерживает критики, поскольку никто не переклассифицирует уже имеющиеся сторожевые, противолодочные, малые ракетные корабли и прочее.

корвет и фрегат в чем разница современные. Смотреть фото корвет и фрегат в чем разница современные. Смотреть картинку корвет и фрегат в чем разница современные. Картинка про корвет и фрегат в чем разница современные. Фото корвет и фрегат в чем разница современные

Головной фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков»

Фрегатами у нас называют лишь корабли новой постройки типов «Адмирал Григорович» (проект 11356Р) и «Адмирал Горшков» (проект 22350). А корветами — корабли типа «Стерегущий» и их развитие (проекты 20380, 20385 и 20386). Притом что их наши заклятые «партнёры» относят тоже к фрегатам.

корвет и фрегат в чем разница современные. Смотреть фото корвет и фрегат в чем разница современные. Смотреть картинку корвет и фрегат в чем разница современные. Картинка про корвет и фрегат в чем разница современные. Фото корвет и фрегат в чем разница современные

Фрагмент закладной доски корвета проекта 20380 «Громкий» (фото: В. Ханов, АСЗ)

К сожалению, актуальное «Руководство по классификации кораблей и судов военно-морского флота» традиционно является секретным. Так что можно лишь предположить, что в нашем флоте введён новый класс «многоцелевой корабль» (в отличие от прежних «специализированных»), разделённый на два подкласса — «фрегат» и «корвет».

Пресловутая «спираль истории» сделала очередной оборот и вернулась к истокам. Как и положено — на новом уровне.

Источник

Почему наш эсминец назначен фрегатом?

корвет и фрегат в чем разница современные. Смотреть фото корвет и фрегат в чем разница современные. Смотреть картинку корвет и фрегат в чем разница современные. Картинка про корвет и фрегат в чем разница современные. Фото корвет и фрегат в чем разница современные

корвет и фрегат в чем разница современные. Смотреть фото корвет и фрегат в чем разница современные. Смотреть картинку корвет и фрегат в чем разница современные. Картинка про корвет и фрегат в чем разница современные. Фото корвет и фрегат в чем разница современные корвет и фрегат в чем разница современные. Смотреть фото корвет и фрегат в чем разница современные. Смотреть картинку корвет и фрегат в чем разница современные. Картинка про корвет и фрегат в чем разница современные. Фото корвет и фрегат в чем разница современные корвет и фрегат в чем разница современные. Смотреть фото корвет и фрегат в чем разница современные. Смотреть картинку корвет и фрегат в чем разница современные. Картинка про корвет и фрегат в чем разница современные. Фото корвет и фрегат в чем разница современные

Как корабль назовёшь…

Принятая ныне в ВМФ РФ классификация чем-то напоминает слоёный торт. Причём каждый слой приготовлен по отдельному, не связанному с другими, рецепту. Что-то пришло из нашей собственной давней истории, кое-что осталось в память от славного Советского флота, а самое свежее наслоение имеет явное импортное происхождение.

Вся эта стилистическая и понятийная многослойность наверняка интересна историкам и филологам. Но боюсь, что всех остальных она только напрягает и путает.

Порой бывает просто невозможно понять и объяснить разницу между с виду почти одинаковыми боевыми кораблями, один из которых называется «эскадренным миноносцем», другой «фрегатом», а третий и вовсе «большим противолодочным кораблём».

В итоге дошло уже до того, что кораблей традиционного класса «эсминец» в нашем ВМФ почти не осталось. И на этом основании иные военные эксперты даже твердят, что у России флот слабый, что все кораблики, дескать, слишком мелкие, всё больше фрегаты да корветы, кои не идут ни в какое сравнение с американскими крейсерами и эсминцами.

Исторически необоснованный шаг

Начну с того, что ещё 30 лет назад в Советском военно-морском флоте вообще никаких фрегатов и корветов не водилось. Просто потому, что это была вражеская классификация кораблей, принятая в странах НАТО, до которой нашим морякам не было ровно никакого дела. Потому что у нас была своя с крейсерами, эсминцами, сторожевыми, большими и малыми противолодочными кораблями.

Не было никаких «фрегато-корветов» и в Российском императорском флоте. Во всяком случае, после его расставания с эпохой парусников. Вот официальная классификация боевых кораблей флота Российской империи, разработанная в канун Первой мировой войны:

«При составлении судостроительных программ 1911 и 1912 гг. Морской Генеральный штаб разработал также новую классификацию, утверждённую в июне 1915 г.: линейные корабли, линейные крейсеры, крейсеры, эскадренные миноносцы, миноносцы, подводные лодки, заградители, тральщики, канонерские лодки, речные канонерские лодки, учебные суда, транспорты,
посыльные суда, яхты, гидрографические суда, портовые и крепостные суда,
блокшивы.

Как видите, ни в Российском императорском флоте постпарусной эпохи, ни тем более, в Советском ВМФ никаких фрегатов и корветов не было и в помине.

Но после того как в 1991 году в очередной раз развалили страну, нашлось очень много желающих держать равнение на якобы «передовой во всех отношениях» Запад. Причём не в смысле поддержания мощного флота, большую часть которого вполне успешно распродали за гроши на иголки, а только в его переклассификации на натовский манер. Вот оттуда и «есть пошла» нынешняя «вестернизированная» систематизация основной части современных надводных кораблей ВМФ РФ.

Итогом этой вроде бы невинной словесной эквилибристики стало отнюдь небезобидное преуменьшение боевых возможностей российского флота. Который стал выглядеть как-то уж совсем бледно, особенно почти без эсминцев, которые всегда считались его основой.

Не по росту, весу и жиру!

Между тем эта позаимствованная в натовском зарубежье классификация, кстати, очень полюбившаяся пронатовской Украине, у которой даже кораблей приличных нет, только «наводит тень на плетень». Потому что изначально для её введения в российском флоте не было никакой рациональной основы.

Объясню почему. В период Второй мировой войны водоизмещение корабля, имевшего классификацию лёгкий крейсер, составляло примерно 7-8 тысяч тонн. Типичным представителем этого класса был, например, советский крейсер «Киров».

корвет и фрегат в чем разница современные. Смотреть фото корвет и фрегат в чем разница современные. Смотреть картинку корвет и фрегат в чем разница современные. Картинка про корвет и фрегат в чем разница современные. Фото корвет и фрегат в чем разница современные

Ещё менее вразумительное понижение в классе мы наблюдаем в других подразделениях корабельного состава нынешнего ВМФ РФ.

Так, например, в период Второй мировой войны стандартный эскадренный миноносец, считавшийся тогда большим, имел водоизмещение около 2.000 тонн. Сейчас аналогичное водоизмещение имеет российский корвет проекта 20380. По нынешней классификации получается, что он не эсминец, а корабль более низкого ранга. Но ведь типичный корвет военных времён имел весьма ограниченные боевые возможности и едва достигал по тоннажу отметки в 1.000 тонн!

А в эпоху парусного флота корветом и вовсе называли трёхмачтовый военный корабль, используемый в основном для разведывательной и посыльной службы.

корвет и фрегат в чем разница современные. Смотреть фото корвет и фрегат в чем разница современные. Смотреть картинку корвет и фрегат в чем разница современные. Картинка про корвет и фрегат в чем разница современные. Фото корвет и фрегат в чем разница современные

Линкор в миниатюре

Между тем, один современный российский корвет обладает таким вооружением, ударная мощь которого вполне сопоставима не то, что с корветами Второй мировой, а с добрым десятком эсминцев того времени! А говоря точнее, она просто несравнима больше, особенно за счёт противокорабельных ракет «Уран» и околостратегических крылатых ракет «Калибр». Но тогда почему же он всего лишь «корвет»?

С теми огневыми задачами, которые способен решать этот мнимый «корвет», то есть номинально малый корабль, не был способен справиться, пожалуй, даже линкор периода Второй мировой войны.

корвет и фрегат в чем разница современные. Смотреть фото корвет и фрегат в чем разница современные. Смотреть картинку корвет и фрегат в чем разница современные. Картинка про корвет и фрегат в чем разница современные. Фото корвет и фрегат в чем разница современные

«Жирный» флот англосаксов

Да, действительно, водоизмещение типовых кораблей ВМС США, причём практически всех классов, существенно больше принятых у нас стандартов. Но не стоит забывать, что в этом мире всё относительно.

Впрочем, американцы на этой своей глобальной миссии довольно скоро и почти наверняка надорвутся. Об угрозе чего они сами же и говорят. Вплоть до Трампа включительно.

корвет и фрегат в чем разница современные. Смотреть фото корвет и фрегат в чем разница современные. Смотреть картинку корвет и фрегат в чем разница современные. Картинка про корвет и фрегат в чем разница современные. Фото корвет и фрегат в чем разница современные

У российского ВМФ нет задачи контролировать всю планету. Поэтому нет и острой необходимости строить корабли, способные загрузиться картошкой-фри и хот-догами в количествах, необходимых прожорливым «сэйлорам» для пересечения Тихого океана. Можно не сомневаться в том, что если бы ВМС США лишились такой имперской функции, то их корабли быстро бы похудели. И «сэйлоры», вероятно, тоже.

Без картошки фри, но с «Калибрами»

И это притом, что все эти корабли без единого исключения, равные по своим габаритам прежним эсминцам, а подчас даже лёгким крейсерам, несут на своём борту такой запас огневой мощи, что их даже сравнивать с предшественниками одноклассниками нельзя.

Мифическая «немореходность» российского флота

Что же касается популярных ныне «экспертных» суждений насчёт «неспособности» такого тысячетонника оперировать в дальних морях, что якобы лишает те же МРК права быть сопричисленным к эсминцам, то осмелюсь напомнить бесспорный исторический факт. В составе российской Второй Тихоокеанской эскадры, направленной на Дальний Восток в период Русско-японской войны, находились миноносцы типа «Резвый» и «Сокол» (позднее переклассифицированные в эсминцы), водоизмещение которых не превышало 300 тонн. Что, кстати, ровно в три раза меньше, чем у нынешнего МРК. Но это отнюдь не помешало им совершить трансокеанский морской переход, а затем принять участие в крупнейшем Цусимском морском сражении.

корвет и фрегат в чем разница современные. Смотреть фото корвет и фрегат в чем разница современные. Смотреть картинку корвет и фрегат в чем разница современные. Картинка про корвет и фрегат в чем разница современные. Фото корвет и фрегат в чем разница современные

По самому большому счёту

И если пересчитать современный российский ВМФ не по натовской, а по более понятной и удобной традиционной классификации, то мы получим совсем другую картину, чем та, которую рисует нам не в меру ориентированный на Запад «новорусский» менталитет.

За основу при этом, на мой взгляд, следует взять класс «эскадренный миноносец». Во-первых, потому, что он истинно русский и российский. А то, что мы привычно называем «эсминцами», имея в виду флоты НАТО, в действительности обозначается как «destroyer», то есть «истребитель». Согласитесь, что с нашим «эскадренным миноносцем» никакого тождества нет.

Конечно, мне могут возразить, что и понятие «эскадренный миноносец» нынче сильно устарело. И действительно, те времена, когда основным оснащением эсминцев было минно-торпедное вооружение, давно канули в вечность.

Другое дело, что в каждом корабельном классе могут существовать своего рода «подклассы», в зависимости от размерности того или иного серийного эсминца и комплекта его вооружения.

Эти различия не столь существенны, чтобы выделяться в отдельный класс, но вполне достаточны для сохранения, уже в рамках общего класса «эсминец», проверенных временем и оправдавших себя «видовых» наименований. Таких, например, как «большой противолодочный корабль», или «сторожевой корабль». И в то же время, БПК и СКР должны иметь некий международный и одновременно наш собственный понятийный эквивалент для лучшего понимания того, чем мы располагаем. А это именно «эсминец».

корвет и фрегат в чем разница современные. Смотреть фото корвет и фрегат в чем разница современные. Смотреть картинку корвет и фрегат в чем разница современные. Картинка про корвет и фрегат в чем разница современные. Фото корвет и фрегат в чем разница современные

С учётом всех вышеуказанных корректировок и с целью избавления от неуместного западного влияния, общая классификация надводных кораблей ВМФ РФ основных боевых классов может выглядеть так:

Класс: авианесущие корабли, подклассы: авианосец, тяжёлый авианесущий крейсер;

Класс: крейсеры, подклассы: тяжёлый атомный ракетный крейсер, ракетный крейсер;

Класс: эскадренные миноносцы, подклассы: эсминец дальней морской зоны, эсминец ближней морской зоны, большой противолодочный корабль, сторожевой корабль.

Таким образом, представителями класса «эскадренный миноносец» в современном российском ВМФ могу считаться корабли следующих подклассов и проектов:

Оптимистический итог

Таким образом, в пересчёте на традиционную российско-советскую военно-морскую классификацию, современный Военно-морской флот Российской Федерации обладает, как минимум, 47 боевыми кораблями, соответствующими, по своим основным габаритам и ТТХ, в том числе по тоннажу, классическому эскадренному миноносцу ХХ века, либо даже значительно превосходящими таковой. В сравнении с количеством эсминцев в ВМС США, равном на данный момент 67 единицам, это не такой уж и плохой показатель.

Особенно если учесть, что заказами на строительство новых эскадренных миноносцев дальней и ближней морской зоны российские верфи буквально завалены. Причём в ближайшие годы ожидается их практически полуторное количественное увеличение.

корвет и фрегат в чем разница современные. Смотреть фото корвет и фрегат в чем разница современные. Смотреть картинку корвет и фрегат в чем разница современные. Картинка про корвет и фрегат в чем разница современные. Фото корвет и фрегат в чем разница современные

Тем более это актуально в то время, когда вся Россия наконец-то стряхивает с себя опостылевший морок «западенщины» и даже Конституцию страны всенародно дорабатывает на государственно-патриотический лад.

В этом смысле переклассификация основных надводных боевых кораблей флота, в соответствии с их реальными боевыми возможностями и прочими тактико-техническими данными, может оказаться делом не просто вполне оправданным, но и весьма своевременным, а ещё, по-хорошему демонстративным и духоподъёмным.

В том смысле, что Америка нам больше не указ! Пускай они лучше свои авианосцы переименуют в канонерские лодки. Потому что их дипломатия уже давно зовётся не иначе, как «дипломатией канонерок».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *