космическая одиссея о чем
По ту сторону материального: 50 лет полотну «2001 год: Космическая одиссея»
В этом месяце исполнилось 50 лет уникальной научно-религиозной фантастике Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея», а летом стукнет 90 лет со дня рождения самого мастера и величайшего визионера в истории кино. Кубрик породил 13 фильмов, из которых поистине гениальны «Сияние» и «Заводной апельсин», однако шедевром принято называть именно «Одиссею» – её Кристофер Нолан вот-вот представит на 71-м Каннском кинофестивале на 70-миллиметровой плёнке. Что ж, попробуем вдумчиво и ёмко разобраться в красоте этой космической оперы, которая требует от зрителя внимания и терпения – да такого, что автор даже вставил антракт.
О чевидно, любую фантастическую эпопею неизбежно будут сравнивать с кубриковским шедевром. Между прочим, «Интерстеллар» того же Нолана не стал исключением. Британский режиссер (Кубрик и Нолан трудились под патронажем студии Warner Bros.) тоже изображает космос как тихое, бездушное, таинственное пространство, которое одновременно поразительное, необузданное и страшное. К тому же обе картины имеют дело с метафизикой. Они находятся по ту сторону приключенческого экшена, как «Звёздные войны», и космического ужаса, как «Чужой», вопрошая, как и почему существует человеческий мир, и есть ли жизнь за пределами человеческого мироздания.
Однако в «Интерстелларе» много разговоров о добре и зле, вере и любви, но любви не романтической, а как о проявлении самоотверженности и жертвенности – то, что пронзает пространство и время. Этого нет в кубриковской картине, но идеи обоих фильмов выходят далеко за пределы верований. Кубрик, который не верил ни одной из монотеистических религий, дал ясно понять, что «концепция Бога лежит в самом сердце “Одиссеи”, но это не традиционный антропоморфный образ Бога». «Одиссея» повествует о рождении чуда, о страхе и одержимости, о судьбе человека и Человека.
Сложная, формалистская, метафоричная, но вместе с тем предметная картина основана на небольшом рассказе фантаста Артура Кларка «Часовой», повествующем о высшем разуме, который развивает низшие формы жизни. Кубрик и Кларк писали сразу и сценарий, и романизацию, расширяя оригинальное произведение. Во время создания «Одиссеи» режиссёр тесно работал с NASA. Поэтому отдельные эпизоды «Сияния» называют своеобразной исповедью Кубрика, якобы хранившего молчание о том, что полёт американцев на Луну – искусная постановка и тотальный заговор. «Это должен быть, – с надеждой писал мастер, – фильм величественный, как миф».
Разумеется, попытка Кубрика изобразить дилемму духовности и экзистенциализма через кинематографическую, философскую, абстрактную поэзию – невербальное, чисто художественное путешествие – была воспринята спорно. Фильму явно не хватает внятного сюжета – рассказ получился сухим и холодным, будто автор намекает не столько на враждебность Вселенной, сколько на её безразличие. И кто-нибудь объяснит, что, чёрт возьми, происходит?
Произведение Кубрика иррациональное и экспериментальное. После первого просмотра даже самый интеллектуальный аристократ не поймёт, что же здесь материального и по-человечески понятного. Правда, сам Кубрик настаивает, что каждый зритель имеет полную свободу толкования. Он вправе рассуждать о философском и аллегоричном значении фильма. Главное для творца – побудить к размышлению и диалогу. Это и делает искусство искусством, которое может как поражать своим величием, так и сердить своей загадочностью. В чём смысл монолита и видений космонавта? И что делает младенец в открытом космосе? И есть ли вообще смысл? Кубрик показывает свою версию зарождения, смерти и перерождения цивилизации. Он сам заявил, что создаёт «первый религиозный фильм».
Каждый зритель имеет полную свободу толкования. Главное для творца – побудить к размышлению и диалогу. Это и делает искусство искусством.
После успеха сатиры «Доктор Стрейнджлав…» решительность Стэнли Кубрика взяться за фантастику, жанр, который увяз в дурновкусных, уходивших от вечных тем поделках о монстрах, очевидно заслуживает уважения. И Кубрик ответственно воздвиг фундаментальный монолит кинофантастики, подобный тому, что в самом фильме – стройный, загадочный и величественный.
Любознательность отправляет человечество в глубины Вселенной, которую даже создатели никогда не видели, поэтому, согласитесь, увидеть в 1968 году планеты свысока космического полёта, когда люди ещё не ступали на Луну (в 1965 году советский космонавт Алексей Леонов стал первым человеком, который вышел в открытый космос), а также всякие компьютеры, гаджеты и прочие плоды капитализма – это сильно.
Вес истории ощутим ближе к финалу. Искусственный интеллект, по-человечески выражающий беспокойство и страх, ведёт себя подозрительно и убивает членов экспедиции, кроме командира корабля, который оказывается самым смекалистым. Он узнаёт истинную цель операции – знакомство с теми, кто отправил таинственный монолит, показывающий человеку, что скрывается по ту сторону разума.
Финал открывает перед нашими глазами бессловесную чертовщину. Кубрик понимал, что важнее – почувствовать, а не проговаривать, поэтому пускает нас в немое, абстрактное путешествие сквозь время и пространство. Человек отправляется по ту сторону материального и научного – к духовному и смертельному. Это объясняет сюрреалистичный пейзаж, который наблюдает чудом выживший космонавт, оказавшись в странной комнате не от мира сего – эклектике старого и нового, футуризма и классического, земного и космического.
Кубрик понимал, что важнее – почувствовать, а не проговаривать, поэтому пускает нас в немое, абстрактное путешествие сквозь время и пространство.
Там герой встречает себя же, но старого. Старик, однако, позже пропадает – остаётся только космонавт, но уже постаревший. Парадокс – герой видит своё отражение, но потом сам становится этим отражением. Казалось бы, он смотрит на себя со стороны, но тут же превращается в то, на что смотрит. Герой существует отстранённо от времени, становится чужим даже для себя, но продолжает стремительно стареть. Остаётся бороться со временем, которое, конечно, победить нельзя. Человек умирает, но сам того не подозревает. Такой вот итог увлечённости технологическим прогрессом.
Новаторские спецэффекты «Одиссеи» – отдельная тема. Ирония в том, что футуристический мир был создан ручным трудом, методами времён немого кино. Именно за «Одиссею» Кубрику, подходившему к изображению с самым пристальным вниманием, дали единственный «Оскар» – не за режиссуру, а за техническую изобретательность. Вращение моделей космических судов превращается в космический танец, корабли вальсируют, а планеты и спутники выстраиваются в самобытный парад. Стэнли Кубрик – мастер визионерского гигантизма, понимающий культуру кадра и знающий, как и куда должна двигаться камера.
Но сравнивать «Одиссею» со «Звёздными войнами» (без Кубрика «Звёздные войны», как и другая фантастика, были бы невозможны) несправедливо. Сага Лукаса – зрелище, а Кубрик смотрит на космос как вуайерист. Даже за людьми режиссёр наблюдает как в «Сиянии». Добавим сюда невероятные и неожиданные формы и краски в финале, причудливые, ирреальные пейзажи, да ещё и под симфоническую музыку Штрауса «Так говорил Заратустра» – и получим не просто полёт в космос, а историю перерождения и появления нового существа.
Это не просто полёт в космос, а история перерождения человека и появления нового существа.
Даже спустя полвека конец кубриковской классики заставляет публику обсуждать, спорить, теоретизировать, кто же такое Звёздное дитя, и полёт в космос – это странствие, побег или долгое возвращение домой? Именно его мистическая «Одиссея», где можно наблюдать грандиозные изображения космоса, футуристические костюмы, удивительные декорации (приём с вращающимся помещением повторил Нолан в блокбастере «Начало») под потрясающую музыку, превратила жанр из сказок о чудищах в философско-приключенческий аттракцион с головокружительным зрелищем и завораживающими историями.
После этого нарочито замедленного, будто в космосе или во сне, эпичного артхауса о человеческом прошлом и будущем Стэнли Кубрик сделал ещё пять фильмов, в том числе хоррор-классику «Сияние». Последней его картиной стал таинственно-оккультный нуар «С широко закрытыми глазами», который выпустили уже после смерти мастера, ушедшего из жизни в возрасте 70 лет.
Крайне любопытно наблюдать, что в год юбилея космической классики о цивилизации, помимо чудесной и не менее сложной фантастики «Аннигиляция», вышла калейдоскопическая сказка Стивена Спилберга «Первому игроку приготовиться», изображающая побег человечества в киберпространство, в самый настоящий компьютерный материализм, а не в космос. Видимо, каждая эпоха заслуживает своё кинематографическое будущее, но магия «Одиссеи» великого и ужасного Стэнли Кубрика, как эстетически совершенного произведения искусства, всё ещё непостижима.
Космическая одиссея 2001 года
Требуется перепилить Это плохая статья. Но на эту тему в принципе возможно написать что-то интересное. Через 72 часа на месте этого недоразумения должна быть нормальная статья, в противном случае будет поставлен вопрос об удалении. |
Космическая одиссея 2001 года | |
---|---|
Общая информация | |
Жанр |
|
Страна производства |
|
Киностудия |
|
Режиссёр | Стэнли Кубрик |
Автор сценария |
|
Когда вышел | 1968 г. |
Продолжительность | 149 минут |
В главных ролях: | |
Кир Дулии | Дейв Боумен |
Гари Локвуд | Фрэнк Пул |
Дуглас Рейн | Компьютер HAL 9000 (озвучка) |
Уильям Сильвестер | Хейвуд Флойд |
«Космическая одиссея 2001 года» (ну, или «2001 год: Космическая одиссея»; англ. 2001: A Space Odyssey) — культовый научно-фантастический фильм Стэнли Кубрика, оказавший колоссальное влияние на жанр и на кинематограф в целом, разделив его на «до» и «после». В основу сюжета лёг рассказ Артура Кларка «Часовой»; параллельно с написанием сценария Кларк написал новеллизацию, выпущенную сразу после фильма, которая переросла в целый цикл из четырех романов («одиссея»: 2001, 2010, 2061 и 3001). По версии некоторых критиков и изданий считается чуть ли не лучшим фантастическим фильмом в истории.
К этому фильму Кубрик отточил свой стиль и мастерство, после него режиссёр стал штамповать один культовый шедевр за другим: «Заводной апельсин», «Барри Линдон», «Сияние», «Цельнометаллическая оболочка» и «С широко закрытыми глазами».
Спустя 16 лет вышло продолжение не от оригинального режиссера, которое даже и близко не стоит с оригиналом, даже в спецэффектах отстаёт.
Содержание
Сюжет в общих чертах [ править ]
После того как некий «монолит» научил обезьян пользоваться орудиями труда, прогресс и эволюция пошли полным ходом: к началу 21 века человечество вовсю штурмует космос; космические корабли бороздят просторы Большого театра под классическую музыку Штрауса. На Луне находят ещё один «монолит», который посылает сигнал в сторону Юпитера.
На поиски ещё одного «монолита» отправляют экспедицию «Дискавери». И всё бы ничего, только вот супер-компьютер HAL 9000, управляющий кораблем, сходит с ума, и решает взять миссию в свои руки, убив всех членов экипажа, кроме одного — Дейва Боумена. Он вырубает компьютер и продолжает экспедицию. Найдя третий «монолит», Дейв пролетает сквозь пространство и время, и, наконец, попадает в странную комнату (прям символ постмодернизма из различных эпох и стилей). Там он стареет и умирает, а затем возрождается в виде «звёздного дитяти», другими словами, становится новым этапом развития человечества.
Особенности фильма [ править ]
Многие фильмы ссылаются на «Космическую одиссею» или цитируют сие творение, например, «Солярис» Тарковского вообще создавался как наш ответ Кубрику (хотя смысл фильма Андрея Арсеньевича во многом, а то и кардинально отличается от «Одиссеи» Кубрика). Образ злобного компьютера повлиял на образы восставших против людей машин, тот же Терминатор.
Фильм-размышление Стенли Кубрика «2001: Космическая одиссея» (1968)
«2001 год: Космическая одиссея» (2001: A Space Odyssey ) — культовый научно-фантастический фильм Стэнли Кубрика 1968 года, ставший вехой в развитии кинофантастики и мирового кинематографа в целом.
Картина рассказывает о серии встреч людей с таинственными чёрными монолитами, воздействующими на ход человеческой эволюции. Первая — состоялась на заре истории. Второй раз люди находят монолит на Луне в эпоху освоения человеком околоземного пространства. Монолит испускает мощное излучение в сторону Юпитера, и тогда было решено отправить туда экспедицию, которой командуют астронавт Дейв Боумен (Кир Дулли) и Фрэнк Пул (Гари Локвуд), а также сверхразумный компьютер HAL 9000, который имеет почти полный контроль над кораблём.
Англичанин Артур Кларк (1917 – 2008), много лет проживший на Шри-Ланке и умерший десять лет назад, был в числе фантастов, которые еще при жизни обрели статус патриарха Научной Фантастики.
Кларк охватил творчеством целую эпоху: он начал писать в 40-е годы XX века, когда успехи науки еще воодушевляли, а не пугали, и завершил путь в начале третьего тысячелетия, когда человечество уже преодолело былой алармизм и вторгается в прежде запретные области: создание искусственного интеллекта, генная инженерия, клонирование.
Стенли Кубрик и Артур Кларк в период работы над сценарием. Первая встреча Кубрика и Кларка состоялась 22 апреля 1964 года в Нью-Йорке
Не все в его прогнозах сбылось, а многое совершенно не сбылось, а про некоторое говорить еще пока рано – слишком дальние перспективы. Например, что там, через тысячи лет? Мы станем сверхцивилизацией или как?
Эта идея мелькнула в рассказе «Часовой» (1951) и полтора десятилетия спустя заинтересовала уже в ту пору известного Стэнли Кубрика. По мотивам рассказа они с Кларком написали сценарий будущего фильма, который и вышел в 1968 году.
При бюджете в 10 миллионов долларов картина собрала почти в двадцать раз больше и ныне признана – по версии Американского института кино – лучшим научно-фантастическим фильмом, сделанным в Голливуде. Великолепные спецэффекты в фильме отлично смотрятся и ныне, в цифровую эпоху. И, конечно, всем запомнился конфликт между последним оставшимся в живых космонавтом Дэвидом Боуменом и корабельным компьютером HAL 9000, погубившим остальной экипаж.
Сюжет
В начале времён.
Съёмка пролога фильм перед проекционным экраном.
За кулисами съёмок фильма «2001: Космическая одиссея»
Когда технологии людей в конце XX века достигли возможности посещения Луны, на Луне был обнаружен такой же «монолит», погребённый под толщей лунного грунта в центре магнитной аномалии ЛMA-1 (Лунная магнитная аномалия). Он находился под поверхностью Луны, и когда его попытались извлечь, в лучах Солнца он неожиданно послал мощный сигнал во внешний космос.
Рабочий момент съёмок фильма «2001: Космическая одиссея»
При тщательном анализе направления предполагаемого места назначения сигнала на орбите Юпитера был обнаружен ещё один «монолит», гораздо больший, чем лунный. Чтобы исследовать этот «монолит», было решено использовать готовящуюся экспедицию «Дискавери».
Так как к тому времени люди ещё не совершали столь длительные перелёты, то было решено ввести команду исследователей в состояние анабиоза, а полёт доверить трём членам экипажа — двум пилотам НАСА и новейшему компьютеру с искусственным интеллектом HAL 9000. Однако, помимо логических построений и имитации человеческих эмоций, в алгоритмы работы HAL 9000 были привнесены жёсткие инструкции об истинной цели экспедиции со стороны военных, что и предопределило трагический исход экспедиции.
Кадр из фильма «2001: Космическая одиссея»
Ранние раскадровки с фильма. Концепция космической одиссеи.
Чудом выживший Дейв Боумен (Кир Дулли) смог деактивировать HAL 9000 и достичь Юпитера. Там ему была объяснена истинная цель экспедиции — третий «монолит», но, когда Боумен попытался обследовать его, то был унесён «за бесконечность» (так называется последняя глава фильма, по книге — за двадцать тысяч световых лет от Земли. Боумен оказался в странной комнате, где он быстро постарел. А на его смертном одре четвёртый «монолит» превратил Боумена в «Звёздное дитя». В финале картины зритель видит Боумена, взирающим на Землю из космоса в новом обличье.
Стэнли Кубрик на съемочной площадке «2001 года: космическая одиссея», 1968
Производство
Вскоре после завершения съёмок фильма «Доктор Стрейнджлав» (1964) Кубрик заинтересовался вопросом жизни вне Земли и решил сделать «хороший пресловутый фильм о научной фантастике», начав поиск подходящего соавтора из научно-фантастического сообщества. Роджер Карас из Columbia Pictures посоветовал ему Кларка в качестве партнёра.
И хотя Кубрик был убеждён, что Кларк «отшельник, чудак, живущий на дереве», он всё-таки послал писателю телеграмму, на которую Кларк ответил своим согласием и «ужасной заинтересованностью» (как он сам выразился), а также, что не понимает, почему «Кубрик думает, что я отшельник?».
Первая встреча Кубрика и Кларка состоялась 22 апреля 1964 года в Нью-Йорке
Странные, неопубликованные кадры создания фильма «2001 года: космическая одиссея»
Поиск материала
Когда Стэнли Кубрик впервые встретился с Артуром Кларком, он хотел сделать фильм об отношении человека и Вселенной, а Кларк (как он сам выразился) был намерен «создать произведение искусства, которое вызовет удивление, трепет… и даже, если это уместно, ужас».
Кларк предложил Кубрику шесть своих рассказов, и в мае Кубрик выбрал один из них — «Часовой» (The Sentinel) — как основу для будущего фильма. Чтобы собрать больше материала и расширить сюжет, он посвятил остаток 1964 года чтению научных трудов по антропологии, просмотру фантастических фильмов и сеансам мозговых штурмов.
Кларк и Кубрик в течение двух лет трансформировали The Sentinel в роман, а затем в сценарий для фильма
Внеземной разум
Астроном Карл Саган пишет в своей книге, что Стэнли Кубрик обращался к нему с вопросом о внеземной жизни. Кубрик хотел привлечь актёров для изображения инопланетных гуманоидов, однако Саган был убеждён, что инопланетные формы жизни вряд ли имеют сходство с жизнью земной, и подобное изображение добавит элемент фальши в фильм.
Саган предложил лишь обозначить существование внеземного разума, но не изображать его. Он присутствовал на премьере и был рад тому, что оказал некоторую помощь.
Кубрик намекнул в фильме на существование невидимой инопланетной расы, предположив в интервью 1968 года, что, пройдя миллионы лет эволюции, эти гуманоиды инопланетной расы стали бессмертными машинами, а затем существами из «чистой энергии и духа»
Эскизы Роберта Макколла для фильма «2001: космическая одиссея», 1968
Суперкомпьютеры
Кубрик наделил главный компьютер миссии «Юпитер» интеллектом на уровне человека и способностью различать человеческие эмоции. Режиссёр согласился с мнением компьютерных специалистов, что сложные компьютеры с возможностью самообучения на основе накопленного опыта рано или поздно разовьют такие эмоции, как страх, ненависть, любовь и зависть. В конечном итоге эти машины станут подвержены обычным человеческим расстройствам психики, как HAL в этом фильме
Кадр из фильма «2001: Космическая одиссея»
Кларк заявил, что схожесть имени компьютера HAL с аббревиатурой IBM является чистым совпадением. HAL расшифровывается как «Heuristically programmed ALgorithmic computer» (Эвристически запрограммированный алгоритмический компьютер) или «Heuristic ALgorithmic computer» (Эвристический алгоритмический компьютер).
Если заменить каждую букву HAL на следующую в английском алфавите, получится IBM.
Кадр из фильма «2001: Космическая одиссея»
В глобальном смысле эвристика — это наука, изучающая творческую деятельность. В кибернетике эвристический способ решения задачи — это метод проб и ошибок, следуя которому, компьютер выбирает оптимальный вариант решения, частично основываясь на предыдущем опыте решения подобных задач. Компьютер с эвристическим анализом способен отклоняться от заранее заданных инструкций и самостоятельно принимать решения, что является неотъемлемой частью искусственного интеллекта.
Кадр из фильма «2001: Космическая одиссея»
Космические корабли
Все транспортные средства в фильме были изготовлены очень тщательно, внимание уделялось даже мелким деталям интерьера для большей реалистичности. Команда по моделированию во главе с двумя экспертами из НАСА, научным консультантом Фредом Ордвеем и постановщиком Гарри Ланге, была озабочена проработкой функции каждого отдельного компонента систем корабля, маркировкой отдельных кнопок, а также вывода на экраны вероятных операционных, диагностических и других данных
Дуглас Трамбулл, создатель специальных эффектов, пишет: «Одной из наиболее серьёзных проблем, которые мешали нам на протяжении всего производства, была необходимость отслеживать все новые идеи, изменения, переоценки и изменения дизайна, а также сюжета». Ордвей отметил, что у промышленности США были проблемы с производством необходимых для воплощения идей Кубрика компонентов, а дизайн транспортных средств часто обновлялся, учитывая изменения в сценарии
В конце концов, все эти проблемы были решены и к началу съёмок в декабре 1965 года были готовы все окончательные варианты конструкций космических кораблей.
Стэнли Кубрик был очень внимателен к деталям: для съёмок были сделаны инструкции по использованию различных узлов космических аппаратов
Идет работа над моделью Moon Bus для фильма «2001: Космическая одиссея»
Идет работа над моделью Moon Bus для фильма «2001: Космическая одиссея»
Название
В своём релизе, опубликованном 23 февраля 1965 года, Кубрик именовал будущий фильм как «Путешествие по ту сторону звёзд».
Стэнли Кубрик держит поляроидную камеру во время съемок своего фильма «2001: Космическая одиссея»
Съёмки
Основные съёмки начались 29 декабря 1965 года в Shepperton Studios (Шеппертон, Англия). Студия была выбрана потому, что могла вместить яму размером 18×36×18 метров для съёмки сцены раскопок в кратере Тихо.
В январе 1966 года производство было перемещено в британскую студию MGM, где велись натурные съёмки, а также создавались спецэффекты
На съемочной площадке « 2001: Космическая одиссея»
Фрэнк Миллер, который озвучивает управление полётами, был военнослужащим ВВС США в реальной жизни и контролировал реальные миссии. Его утвердили на эту роль, потому что его голос был самым подлинным, который кинематографисты смогли найти. Неопытный и нервный, он не мог удержаться от постукивания ногой во время записи сессии, и тогда неоднократно приезжавший на запись аудиотреков Стэнли Кубрик сложил полотенце, положил его под ноги Миллера, и сказал ему, что теперь можно стучать вволю
Стэнли Кубрик и Джон Хоэсли на съемках «2001 года: космическая одиссея» (1968)
Съёмки с актёрами были завершены в сентябре 1967 года, а с июня 1966 по март 1968 года Кубрик был занят в основном разработкой 205 спецэффектов для фильма.
Режиссёр применил специальную технику для создания визуальных эффектов, избегая ухудшения качества изображения с помощью Хромакея и Matte.
Монтаж фильма был завершён Кубриком в марте 1968 года, незадолго до выхода фильма на экраны.
Премьерный показ фильма состоялся в Театре Аптаун в Вашингтоне 2 апреля 1968 года, а с 6 апреля фильм начал выходить в широкий прокат.
Стэнли Кубрик на съемочной площадке «2001: космическая одиссея»
Философия
На фоне классической музыки перед зрителем проходит целая череда завораживающе медлительных комбинированных съёмок, подчёркивающих красоту Вселенной и совершенство созидательного гения человека. «Космическая одиссея 2001» проводит зрителя через всю историю человечества — от каменного века к звёздной эре, недостижимой пока и манящей цели.
Фильм рассматривает интеллект, как границу между животным и человеком и задаёт вопрос: а какой будет следующая граница, и что будет за ней? «Одиссея» при этом, как и другие фильмы Кубрика, полна элементами сюрреализма. Гуманизм и величие творений человека в этой ленте сочетаются с технологическим тупиком и кризисом развития, при котором люди гибнут от созданных ими же машин.
Стэнли Кубрик, Кейр Далле и Гэри Локвуд на съемочной площадке « 2001: космическая одиссея » (1968).
В одном из интервью Кубрик заявил, что «сердцем фильма» является «понятие Бога»[35]. Однако он предпочёл представить высшее сознание не в виде антропоморфных существ с другой планеты или седого старика на облаке, а геометрически совершенной фигуры. «Важно прочувствовать определённые вещи, а не проговорить их словами, — говорит Кубрик. — Следует оставлять пищу для воображения зрителя»
Стэнли Кубрик на съемочной площадке «2001 года: космическая одиссея», 1968 год. Фотография Джона Джей
Музыка
Для голливудского мейнстрима в фильме исключительно мало диалогов. Первое слово произносится лишь на 26-й минуте ленты. Зато не меньшее, чем «картинка», значение для восприятия фильма имеет музыкальный ряд, составленный как из классических произведений, так и из вкраплений музыкального авангарда.
Начальные титры фильма и эпизод подбрасывания кости обезьяной сопровождаются первыми аккордами симфонической поэмы «Так говорил Заратустра», написанной Рихардом Штраусом в 1896 году. Вальс Иоганна Штрауса, «На прекрасном голубом Дунае», сопровождает в фильме демонстрацию космических достижений. Под музыку вальса перед зрителем проплывают летательные аппараты. Вальс звучит и на фоне финальных титров, а также после них — при чёрном экране. Музыка органично дополняет величественные и неторопливые движения космических кораблей и небесных тел. По словам Яна Харлана, во время работы над картиной Кубрик слушал Антона Брукнера, Яна Сибелиуса и Густава Холста.
После выхода фильма обнаружилось, что без ведома композитора в нём звучат фрагменты микрополифонических произведений венгерского авангардиста Лигети. Это послужило причиной длительного разбирательства. Музыка Лигети, лишённая звуковысотной определённости и воспринимаемая рядовым зрителем как музыкально-шумовая масса, сопровождает самые первые минуты фильма (при чёрном экране), появление монолита, путешествие героя через фантастические пространства в финале фильма. Впоследствии Кубрик использовал музыку Лигети в лентах «Сияние» и «С широко закрытыми глазами».
Первоначально для написания музыки к фильму Кубрик обратился к композитору Алексу Норту, который уже делал это для «Спартака». Но в итоге режиссёр решил отказаться от этого саундтрека (англ.) в пользу классики, о чём Норт узнал только после премьеры и был расстроен этим.
Знаете ли вы, что.
. Для имитации лунной поверхности Кубрик импортировал, перемыл и перекрасил несколько тонн песка.