костры инквизиции что это
Костры инквизиции
В XV веке Европу охватило демоническое безумие, которое растянулось на три столетия. Веря в ежедневное вмешательство дьявола в свою жизнь, европейцы везде искали его слуг. Церковные и светские суды неустанно выносили смертные приговоры. За «колдовство» были публично сожжены или повешены от 50 до 70 тысяч человек.
С нечистой силой в средневековой Европе боролись и церковь, и государство. В странах, где господствовала инквизиция, приговоры ведьмам и колдунам выносили два суда: церковный и светский. Чтобы инквизиторы начали следствие, им хватало одного анонимного доноса. Его можно было просто принести и оставить в церкви.
Следствие представляло собой опрос свидетелей. Если трое из них утверждали, что подозреваемый состоит в сговоре с нечистой силой, следовал арест с последующим осмотром. На теле арестованного искали отметины дьявола. Считалось, что последний метит колдуна. Такими метками могли быть любые физические особенности человека, даже цвет кожи. Итальянский демонолог XVII века Людовико Мария. Синистрари писал, что мужчинам свои знаки дьявол ставит под веками, под мышками, на плечах, губах, в интимных местах. Инквизиторы утверждали, что эти знаки не чувствительны к боли и не кровоточат. Простейшими инструментами проверки были игла и шило.
Еще одним способом опознания колдуна или ведьмы был «Божий суд». Чаще всего раздетого и связанного подозреваемого бросали в воду. Если он тонул, его признавали невиновным, потому что Господь принял его в лучший мир. Если же ему удавалось оставаться на поверхности, следовал вывод: на помощь пришел сатана. Суд проводили инквизитор, два монаха и секретарь. Монахи наблюдали за допросами и за тем, чтобы показания аккуратно и подробно записывались. Благодаря сохранившимся протоколам историкам известны подробности многих процессов и детали обвинений.
По мере ослабления духовной власти, особенно в отказавшихся от католицизма протестантских странах, «колдовские процессы» полностью перешли к светским судам.
Причина трагедии – богатство
Согласно некоторым средневековым хроникам, первая обвиненная в колдовстве женщина погибла на костре в 1128 году во Фландрии, последняя – в 1860-м в Мексике. Казнили колдунов и ведьм в Европе, а затем и в Америке на протяжении семисот лет. А XV, XVI и XVII века остались в истории как эпоха «охоты на ведьм».
За это время прошли около ста тысяч ведовских процессов. Примерно каждый десятый из казненных был мужчина. Обычно колдунов судили вместе с ведьмами.
В 1307 году, за два века до начала тотальной войны с черными силами, в инквизиционном и королевском судах Франции начался массовый процесс над колдунами-рыцарями. Так Филипп IV уничтожил Орден тамплиеров. Получив два доноса, он с одобрения папы римского приказал арестовать всех французских «бедных воинов Христа», как они себя называли. В застенки попали 538 рыцарей. Их обвиняли в ереси, колдовстве и заговоре против короля. Но главной причиной таких гонений были, конечно же, богатства Ордена. Тамплиеры владели замками и обширными землями вокруг них во Франции и других странах. Кроме того, Орден стал самым богатым европейским кредитором. Его должниками были даже короли. В безнадежных долгах увяз и Филипп.
Под пытками рыцари признавались во всем. Папа римский Климент V распустил Орден. Во Франции его владения, имущество, огромные деньги и сокровища получил король. Так он избавился от долгов и кредиторов.
Большинство осужденных оказались в тюрьмах и монастырях. На суде 54 рыцаря отказались признать свою вину, но тем не менее были приговорены к сожжению. Их предали пламени в один и тот же день у монастыря Святого Антония под Парижем. Для Великого магистра Ордена Жака де Моле палачи развели костер на одном из островов на Сене. Погибая, он предал анафеме папу римского и короля. Его проклятие не было пустыми словами. Всего спустя месяц умер Клименту. Меньше чем через год скончался Филипп IV. В последующие 14 лет погибли все три сына короля. Они не успели оставить наследников. На этом прервалась французская династия Капетингов.
Первый процесс большой охоты на ведьм начался в 1428 году в герцогстве Савойя на юго-востоке нынешней Франции. Согласно сохранившимся документам, были казнены 367 женщин и мужчин.
За несколько десятилетий война с колдовством охватила всю Европу. Самой яростной воительницей с нечистой силой оказалась Германия, хотя там не было инквизиции и преследование слуг дьявола началось позже, чем в других странах. Однако немецкие протестанты превзошли католиков. В 1589 году в саксонском городе Кведлинбурге с населением 12 тысяч человек всего за один день были сожжены 133 «ведьмы». Этот город расположен недалеко от горы Броккен, где, по легенде, сатана устраивает праздник в Вальпургиеву ночь, с 30 апреля на 1 мая.
Своими подвигами в борьбе со злом могли хвастаться друг перед другом двоюродные братья епископы городов Бамберга и Вюрцбурга. В Вюрцбурге с февраля 1629 года сохранился список 29 казней. В нем стоят имена 157 колдунов и ведьм. Братьев, которые сожгли по семьсот с лишним человек, превзошел епископ Кельна. Он казнил больше тысячи слуг дьявола обоего пола.
Если женщина могла погибнуть на костре, потому что была дьявольски красива, то мужчин чаще губило их богатство. Дело в том, что имущество казненного доставалось монарху, церкви, судьям и доносчикам…
По количеству судов и казней за Германией следовали Швейцария, Франция, Шотландия, Англия. В Италии и Испании инквизиция боролась также с ересью и иноверцами. Первый испанский Великий инквизитор Томас де Торквемада главными врагами объявил мусульман и евреев. Их изгнали за пределы названных стран.
Ведовские суды подтверждают глубокую веру средневековых европейцев в то, что все беды на них насылали слуги дьявола. В 1589 году будущий король Англии Яков I отправился за невестой в Данию. На обратном пути корабль попал в жестокий шторм и едва не затонул. Узнав об этом, отец принцессы казнил в Дании шестерых «ведьм».
В Шотландии Яков начал собственное расследование. Среди арестованных оказался школьный учитель Джон Фиан. Бдительные соседи подтвердили, что он умел летать и легко открывал запертые двери, дунув на замок. Под пытками в присутствии Якова Фиан сознался, что наслал бурю на корабль. Его удушили, а тело публично сожгли.
В Норвегии в 1628 году плохая погода на море погубила саамского шамана. Моряки попросили у него попутного ветра. Однако заклинание под шаманский бубен не сработало. Вместо ветра грянула буря, корабль утонул, команда погибла. Суд отправил шамана на костер.
Оставшиеся со времен охоты на ведьм судебные документы хранят и другие невероятные признания. Вот лишь несколько дел из архивов XVII века.
Шотландец Эндрю Мэн сознался, что был любовником королевы фей. В благодарность она научила его предсказывать будущее и лечить людей и животных. Суд приговорил его к сожжению.
Голландский фермер Томас Лутен брал у дьявола деньги на покупку коров и лошадей. Он умер в тюрьме после допроса. Тело публично сожгли.
Немецкий знахарь Конрад Стоклин участвовал во встречах ночных призраков. Был отправлен на костер.
Французский священник Луи Гофриди рассказал суду, что дьявол явился передним во время чтения книги о черной магии. В обмен на душу он пообещал богатство и любовь тех женщин, которых он захочет. Священник согласился и даже летал на шабаш. Гофриди был удушен гарротой. Тело сожжено.
В 1692 году охота на ведьм перекинулась из Европы в Америку. В небольшом портовом городе Салеме (ныне пригород Бостона) прошел первый крупный процесс. Арестованных обвиняли в заражении детей неизвестной болезнью, сопровождаемой галлюцинациями. Местный пастор и врач со знанием дела объяснили, что все больные одержимы бесами. Среди горожан началась паника. Губернатор открыл следствие. Под него попали 150 человек. По решению суда четырнадцать женщин и пять мужчин были повешены, остальные оправданы.
Охота на ведьм не получила в Америке такого же распространения, как в Европе. В течение нескольких столетий для европейских переселенцев важнее была охота на индейцев.
Что такое инквизиция история становления течения жертвы и приговоры инквизиции мифы о кострах инквизиции
За 6 веков, пока она существовала, миллионы людей оказались неугодными и были казнены или закончили жизнь в изгнании.
Среди них немало эпохальных личностей, чьи имена никогда не померкнут на страницах истории.
Жанна д’Арк (1412-1431)
Легендарная Жанна д’Арк была простолюдинкой, которой в 13-летнем возрасте стали являться в видениях святые. Бушевала Столетняя война, и голоса якобы призывали Жанну пойти на поклон к наследнику престола Карлу VII, убедить его напасть на англичан и изгнать их с французских земель.
Существовало пророчество, что Бог пошлет Франции спасительницу в образе юной девственницы. Поэтому, когда Жанна добилась аудиенции короля и на допросах убедила его в том, что ее направляют высшие силы, девушке доверили управление войсками.
В белых доспехах, верхом на белом скакуне Жанна действительно походила на ангела, божьего посланца.
Орлеанская дева, демонстрируя поразительные для юной крестьянки способности, одерживала одну победу за другой, в ее армию вступало все больше людей, вдохновленных образом святой воительницы.
В 1430 году Жанна попала в плен. Англичане, чтобы оправдать свои поражения, обвинили ее в связях с дьяволом и передали в руки инквизиции.
Девушку вынудили отречься от своих «заблуждений», поставили клеймо еретички и 30 мая 1431 года сожгли на костре, привязав к столбу на площади города Руан.
Через 25 лет по ходатайству Карла VII, который и пальцем не пошевелил для спасения Жанны, процесс был пересмотрен и несчастную признали невиновной.
Джордано Бруно (1548-1600)
Неаполитанский философ Джордано Бруно активно популяризировал идеи Николая Коперника. Коперник, разрабатывавший в своих трудах концепцию гелиоцентрической системы мира, подвергался гонениям со стороны церкви, но все-таки не был осужден. Судьба его последователя оказалась более трагичной.
Развивая теорию Коперника, Бруно выдвинул идеи о единстве Вселенной и множественности обитаемых миров. Но инквизиция преследовала его скорее не за научные взгляды, а за критику общепринятых представлений о загробной жизни. Больше того, он называл религию силой, которая порождает войны, раздоры и пороки общества. Такого церковники простить не могли.
В 1592 году итальянца схватили и на восемь лет бросили в застенки. Пытками его убеждали пойти на попятную, но Бруно остался верен себе. Суд вынес смертный приговор. Взойдя на эшафот, ученый сказал: «Сжечь — не значит опровергнуть! Грядущие века меня оценят и поймут!» Через два с половиной столетия на площади Кампо деи Фиори, где состоялась казнь, возвели памятник Джордано Бруно.
Галилео Галилей (1564-1642)
Гелиоцентрическая система, как мы знаем, была истинной, поэтому с течением времени многие ученые пришли к ней. В том числе выдающийся итальянский физик, астроном и математик Галилео Галилей. За отстаивание еретических идей в 1633 году его отдали под суд.
Процесс длился всего два месяца. С Галилеем обращались сравнительно аккуратно из-за того, что ему покровительствовал сам папа римский Павел V. Историки полагают, что ученый, что называется, активно сотрудничал со следствием и быстро отрекся от своих идей. Поэтому легенда о том, что после суда Галилей прокричал сакраментальное: «И все-таки она вертится!» — подвергается сомнению.
Страница из протокола допроса Галилео Галилея с его подписью.
Тем не менее физика все равно приговорили к пожизненному заключению. Правда, вскоре наказание заменили на домашний арест, и остаток жизни Галилей провел под присмотром инквизиции.
Данте Алигьери (1265-1321)
В отличие от Галилея, поэт Данте был истовым борцом за свои убеждения. Он исправно посещал церковь, чтил служителей, но, как истинный гуманист, не мог согласиться с жестокими приговорами, которые Господь выносит грешникам. Среди которых, по его мнению, немало достойных людей.
В своей великой поэме «Божественная комедия», написанной от первого лица, Данте жалеет обжор, язычников, прорицателей, и иногда его сострадание настолько велико, что он не может сдержать слез.
Естественно, подобное осуждение божественной воли не могло не раздражать инквизицию.
К тому же описание путешествия по чистилищу было чистой воды ересью, ведь догмат о чистилище был введен церковью много позже.
Данте был неугоден еще и потому, что он открыто критиковал политику папы и был активным участником политической борьбы во Флоренции. Инквизиторы преследовали поэта, и в 1302 году он был вынужден навсегда покинуть родной город.
Ян Гус (1369-1415)
В XV веке в Европе началась эпоха, вошедшая в историю как Реформация — борьба против католической церкви и папской власти. Одним из первых заметных деятелей этого движения стал чешский богослов Ян Гус. Он ездил по городам и читал лекции, изобличающие феодалов и духовенство.
Постепенно влияние Гуса на народные умы стало настолько велико, что папа римский издал специальную буллу, отлучающую чешского священника от церкви. Его проповеди оказались под запретом, но Гус продолжил свою просветительскую деятельность.
В 1414 году его вызвали на церковный собор в немецком Констанце, гарантируя полную безопасность. Но стоило мыслителю приехать в город, как его арестовали и посадили в тюрьму святой инквизиции, где он провел семь месяцев.
Даже под пытками Гус не покаялся, за что был приговорен к сожжению. Костер соорудили на ближайшей площади. Когда огонь уже занялся, некая старушка подбросила в костер вязанку хвороста. «Святая простота», — горько произнес Гус.
Инквизиция: мифы и реальность
Игорь Лужецкий Инквизиция. От самого слова так и тянет дымом костров, которыми освещался незатейливый быт городов и деревень в Темные Средние Века. А еще на ум приходят мрачные монахи с фанатичным блеском в глазах и нездоровым вниманием к женскому полу. А еще застенки с хмурыми дядьками и широким комплексом детекторов лжи самого разнообразного действия. А теперь давайте проветрим задымленный мозг и пошлем тараканов, запущенных в него школой и массмедиа, стройными колоннами в отдаленнейшие дали. И зададим один простой вопрос: «Могла ли такая мощная, стройная машина, как Римская Католическая Церковь, управляемая аппаратом не самых глупых людей, создать внутри себя такую жуткую террористическую организацию, которая возбуждала в людях ненависть к себе (а заодно и ко всей Церкви) от Мадрида до Кракова?» И еще один, вдогонку: «Может ли просуществовать какой угодно аппарат террора и подавления инакомыслия более полутысячелетия?» Ответы очевидны. Но инквизиция (или служба святого следствия) была. Вывод напрашивается один: она была чем-то иным, не тем, что мы привыкли себе представлять. Где и когда?
Первый инквизитор был назначен папой Иннокентием III в 1209 году. Некий Пьер де Кастельно получил звание апостольского легата, то есть полномочного представителя папы с правом говорить от его имени и по его поручению, и звание апостольского инквизитора, то есть следователя. Целью было разобраться с ересью альбигойцев (веривших в двух богов, два творческих начала), появившейся на юге Франции. Ученый муж, прибыв на место назначения, неожиданно умирает не без посторонней помощи (заметьте: ни единого костра еще не зажжено). Альбигойцы и не думают отпираться. Папа, расстроившись убийством своего посла, призывает всех добрых христиан принести демократию в охваченную ересью область. Рыцари, вернувшиеся из очередного крестового похода и решительно не находящие применения своей энергии, собрались под предводительством Симона де Монфора и Доминика де Гусмана и отправились причинять справедливость и наносить добро. Означенный Доминик очень кстати создает орден братьев-проповедников, ученых-миссионеров. Орден этот, и по сей день носящий его имя, становится кузницей кадров нового учреждения, созданного понтификом, – службы святого следствия. Служба эта, состоящая из ученых, была придумана для предотвращения повторения событий, разыгравшихся в Провансе; иначе говоря, ересь легче предупредить, чем потом подавлять с помощью армии, которой под рукой могло и не оказаться. Шел 1229 год. Трибунал в Альби был, кстати, расформирован после подавления альбигойцев в 1244 году. Тогда взошли на один костер 214 человек, на чем все репрессии, собственно, и кончились. А вот сама служба осталась и в спокойные времена располагала одним-двумя инквизиторами на страну. Постоянный трибунал действовал в Риме.
Летучие трибуналы создавались по мере необходимости: например, в областях, прилегающих к охваченной гуситской ересью Чехии. Ситуация выглядела так: чехи, осознав необходимость церковных изменений, перебили несогласных монахов и священников и понесли свет истины на окровавленных вилах соседям.
Против нее и развернулась инквизиция, выполнявшая в создавшихся условиях функции разведки и контрразведки. И вот тогда небо над Европой заволокло дымом костров, а с эшафотов мелкими фрагментами удаляли то, что было гуситскими эмиссарами. В оправдание жестокости отцов-инквизиторов могу сказать лишь одно: это была реакция испуганных людей.
А с испугу человек творит многое. Все тогда знали, ЧТО творили чехи в захваченных городах и аббатствах, что делали с женщинами перед смертью, как разбивали детские головы о мостовые, как сажали на кол мужчин, оказывавших сопротивление. А сами города, подпаленные с восьми концов, были уже видны с башен замка.
Так что методы трибуналов святого следствия были вполне схожи с методами СМЕРШа, ловившего гитлеровских пособников и диверсантов в осажденной Москве.
Другая временная штука – испанская инквизиция. Король Испании Фердинанд II Арагонский и его супружница Изабелла Кастильская по своим политическим, финансовым и иным причинам решили резко уменьшить число арабов и евреев в стране.
Арабы с евреями в тогдашней Испании жили неплохо. В их руках была торговля, их культ не подвергался преследованиям. В общем, они составляли изрядный процент древнеиспанского среднего класса.
А король решил это исправить, прибрать торговлю и выжить из страны неугодный элемент.
Иудаизм и ислам запретили. Всем велели креститься. Несогласные – чемодан, вокзал, Багдад. Кто-то уехал, большинство крестилось. Но вот дома крестившееся большинство продолжало исповедовать веру отцов.
О чем было сообщено папе Сиксту IV. Который, чуя политику, назначил главой испанской инквизиции испанского же короля и посоветовал разбираться своими силами.
Король поставил рулить процессом скромного Томаса Торквемаду.
Начались преследования. Притом не костер был конечной целью акции. Костер, по нечеловеческим правилам инквизиции, мог грозить только совсем закоренелым еретикам.
А еврейские и арабские купцы и ученые-книжники по уровню возможного вреда ну никак не дотягивали ни до гуситских шпионов, ни до альбигойских рыцарей. Большинство осужденных, процентов 80–90, приговаривались к различным штрафам в пользу инквизиции.
Которая управлялась королем. Который пополнил казну и прослыл прям серьезным борцом за веру и защитником христианства.
На этом позволю себе завершить весьма и весьма краткую историю вопроса и перейти к вещам более занимательным.
Пытки
Были. Как и во всем судопроизводстве той эпохи. Но есть несколько «но». Во-первых, трибунал – штука подвижная, то есть собственных пыточных подземелий не имевшая. Пользовались тем, что найдут в местном замке, ратуше, тюрьме.
По сравнению с тем арсеналом, который применяли светские суды той эпохи, и по сравнению с буйством фантазии судей светских – огромный шаг вперед.
В средневековых документах даже упоминается такая занимательная тенденция: пойманные уголовники, зная, что их ждет, богохульствовали и строили из себя бесноватых, чтобы их дело разбирал святой трибунал.
Костры веры. Правда и мифы об инквизиции
26 июля 1826 года в Испании был приведён в исполнение последний смертный приговор, которого добилась инквизиция. Учитель Каэтано Риполь вошёл в историю как последняя её жертва. Он был казнён как упорствующий еретик, поскольку не позволял подопечным своей школы ходить в церковь. Риполь был повешен и похоронен в гробу с нарисованными на нём языками пламени.
В истории не так много организаций, деятельность которых сопровождалась бы таким огромным количеством мифов, как работа инквизиции.
Отчасти этому способствовала таинственность организации, с другой стороны, свой вклад в создание «чёрной легенды» внесли и политические соперники Испании, а также вольнодумцы-просветители XVIII века, боровшиеся с влиянием религии на общество и не жалевшие чёрных красок. Лайф выяснил самые популярные мифы об этой организации и были ли шансы вырваться живым и невредимым из лап инквизиции.
Инквизиция была единой организацией
Это не совсем так. Правильнее было бы разделять её существование на два этапа: «старая» инквизиция, занимавшаяся в европейских странах поиском и увещеванием еретиков и примирении их с церковью, и «новая» инквизиция, наиболее ярко проявившаяся в Испании, где она была фактически не церковным, а государственным органом, действуя в интересах монарха, а не церкви.
«Старая» инквизиция появилась в XIII веке в ответ на захлестнувшую некоторые европейские страны волну ересей (катары, вальденсы и т.д.). Основные правила работы инквизиции в тот период были сформулированы Николасом Эймериком.
Они подразумевали преследование еретиков, причем еретиком считались либо те, кто проповедовал свою версию христианства, либо колдуны, но не все подряд, а только те, которые в своём ведовстве применяют сакральные для церкви предметы: освящённые гостии, святую воду, миро и т.д.
и тем самым фактически оскверняют их. Все остальные колдуны, если такие находились, подлежали светскому суду.
В большинстве случаев «старая» инквизиция действительно пыталась наставить еретиков на путь истинный и примирить их с церковью, добившись их отречения от ошибочных взглядов.
Поэтому она не отличалась кровожадностью: за период с XIII по конец XV века число приговорённых к смертной казни по всей Европе составляло несколько сотен человек.
Поскольку объём вмешательства инквизиции в жизнь общества в те времена был невелик, инквизиторы не получали никакого жалования за свои труды, для них это было скорее дополнительной нагрузкой. Как организация она была разрозненна и непостоянна.
«Новая» инквизиция была учреждена в Испании королём Фердинандом и фактически действовала в его интересах, а не в интересах церкви. Испанский монарх с самого начала имел огромное влияние на инквизиторов, которые не столько боролись с ересью, сколько искали тайных иудеев и мусульман.
Дело в том, что после того, как Испания была отвоёвана у арабов и её объединения, в стране оказались огромные общины евреев и мавров. Под государственным давлением многие из них вынужденно крестились или были насильно обращены в христианство, но продолжали тайно исповедовать свою старую религию.
Противостояние с ними было не только религиозным, но и политическим и экономическим.
Евреи и мавры составляли более четверти от общего числа населения, при этом многие из них были весьма богаты, а король Фердинанд намеревался превратить Испанию в самую могущественную империю, для чего нужно было немало средств.
Однако просто так взять и конфисковать чужую собственность было невозможно, поэтому большую помощь в этом деле оказывала инквизиция, которая наказывала конфискацией имущества или его частью значительно чаще, чем сожжением на огне.
Кроме того, Фердинанд создавал централизованное государство, сшивая его из разрозненных испанских лоскутов, а потеря части привилегий была явно не по вкусу многим знатным феодалам, которые начали проявлять недовольство и впоследствии стали жертвами инквизиции.
Испанская инквизиция фактически была государственным органом, а не церковным, её служащие получали жалование, а финансировалась она в основном за счёт конфискации имущества осуждённых.
Инквизиция охватывала всю Европу
Наиболее сильна была инквизиция в Испании (и её заморских колониях). Также ограниченная в возможностях инквизиция некоторое время существовала во Франции, Португалии и нескольких итальянских и немецких землях. Не прижилась инквизиция в Англии, Польше и Скандинавских странах.
В России инквизиция была учреждена Петром, но её функции были совершенно иными — российские инквизиторы только надзирали за духовенством, не по религиозным вопросам, а по всевозможным организационным. Она просуществовала недолгое время.
От инквизиции нельзя было уйти живым
Это тоже не совсем так. Инквизиция вообще не имела права приговаривать кого-либо к смерти, это была прерогатива исключительно светских властей.
Однако почти во всех странах светское законодательство предусматривало наказание смертью за колдовство и тому подобные деяния.
Фактически инквизиция была единственным шансом для заподозренных в колдовстве спастись от смерти, поскольку светский суд, как правило, не учитывал раскаяний подсудимого и его отречений от заблуждений, настоящих или мнимых.
В свою очередь, инквизиторы, наоборот, стремились добиться от еретика отречения от его заблуждений.
Если подозреваемый в ереси каялся в своих заблуждениях и был согласен на примирение с церковью, его ждала уже не смертная казнь, а существенно более мягкое наказание. Правда, инквизиторы могли счесть покаяние неискренним, т.н.
лжепокаянием, но здесь всё зависело уже от настроения трибунала. Как правило, покаяния было достаточно, чтобы избежать костра.
Значительно чаще, чем смертная казнь, применялись такие виды наказания, как наложение епитимьи, ношение санбенито (специальное покаянное одеяние) в течение определённого срока, конфискация имущества, отлучение от церкви на определённый срок, тюремное заключение, денежный штраф, телесные наказания.
Наиболее часто еретики наказывались наложением епитимьи для небольших прегрешений или же тюремным заключением для покаявшихся в серьёзной ереси. В первые годы деятельности инквизиции в Испании, когда число приговоров было велико, а тюрем для заключённых не хватало, разрешалось отбывать наказание по месту жительства, т.е. тюремное заключение фактически заменялось домашним арестом.
Кто рисковал стать жертвой
Для среднестатистического европейца того времени шанс стать клиентом инквизиции был невелик.
В Испании жертвами инквизиции в основном были насильно обращённые в христианство евреи и арабы, которых подозревали в отступничестве от новой религии (но непосредственно иудеи и мусульмане, жившие в этой стране, никогда не привлекались инквизицией, поскольку её юрисдикция на них не распространялась).
Кроме того, жертвами нередко становились представители влиятельных и знатных испанских семей, которые по тем или иным причинам находились в оппозиции к престолу или имели врагов. В застенки инквизиции могли попасть и простые люди, неосторожно болтавшие на публике о том, о чём не следовало. В таком случае могли найтись доносчики, сообщавшие об их еретических рассуждениях.
В инструкциях для инквизиторов специально отмечалось, что не подлежат аресту подозреваемые в незначительных преступлениях, типа богохульства, произнесённого в гневе. Разумеется, главными кандидатами на попадание в руки инквизиции были всевозможные еретические учителя и проповедники, ради борьбы с которыми изначально и создавалась организация.
Во второй половине XVI века в руки инквизиторов также попадали протестанты, однако это были единичные случаи, поскольку реформированное христианство не прижилось в католической Испании (в том числе и усилиями инквизиции).
Особая практика, применявшаяся инквизицией — добровольное раскаяние.
Как правило, сразу же после учреждения инквизиции во всех церквях и на всех площадях объявлялся срок, в течение которого все желающие могли добровольно покаяться, явившись на трибунал.
В этом случае их либо ждало незначительное наказание вроде денежного штрафа, либо все их прегрешения прощались. По истечении этого срока не покаявшихся еретиков наказывали по всей строгости.
Методы дознания
Инквизиция асоциируется у большинства людей с невообразимыми орудиями самых изощрённых пыток. Это некоторое преувеличение. На самом деле гораздо большее внимание уделялось признаниям, полученным без пыток.
Сам процесс заведения дела был достаточно долгим. Если инквизиторы получали от кого-либо донос или информацию, которую считали достойной открытия дела, открывался трибунал, на котором принималось решение, проводить ли расследование.
Если ответ был положительным и имелись свидетели, то к ним направлялись на беседу инквизиторы, которые, не раскрывая им суть дела и не называя имён, вели пространные беседы «обо всём», пытаясь получить как можно больше информации по делу.
Далее в дело вступали квалификаторы-богословы, чьей обязанностью было решать, стоит ли по имеющимся материалам продолжать дело, или оно слишком незначительное и не имеющее отношения к церкви.
Если дело решено было продолжать, подозреваемого помещали в тюрьму. В обычных светских тюрьмах содержались подозреваемые в незначительных преступлениях, заподозренные в ереси также отправлялись в тюрьмы.
Ровно через три дня инквизиторы приходили к подозреваемому. Они сходу предлагали покаяться во всех грехах и еретических заблуждениях, о которых подозреваемому якобы было известно, взамен обещая помилование. При этом ему даже не объясняли, в чём его подозревают.
Если он рассказывал всё, и его показания в целом совпадали с уликами и свидетельскими показаниями, и при этом он демонстрировал деятельное раскаяние, то вскоре для него всё заканчивалось наказанием в зависимости от тяжести преступлений.
Существовал весьма интересный способ отвода свидетеля — достаточно было заявить о своей вражде с ним. Поэтому инквизиторы ещё на предварительном этапе расспрашивали, есть ли у подозреваемого враги, которые могли бы оговорить его. И если он ещё тогда называл среди них свидетеля, им ничего не оставалось, как не принимать в расчёт его показаний.
Начинался судебный процесс, на котором подсудимый имел право на защиту адвоката. После суда вновь приглашались квалификаторы, которые должны были трактовать: отвёл ли подсудимый от себя подозрения в еретичестве или, напротив, подтвердил. От их решения фактически зависел приговор.
Подсудимого могли полностью оправдать, что было скорее редкостью, или же приговорить к незначительному наказанию, если улик против него было немного или в том случае, если он активно каялся. Правда, в случае покаяния, если он вторично попадал в руки инквизиции по подозрению в ереси, спасти его не могло уже ничто, поскольку он считался рецидивистом.
Еретик-рецидивист получал наказание в зависимости от тяжести проступка.
После вынесения приговора любой подсудимый имел право подать апелляцию в Рим, но, как правило, помогало это только знатным и богатым узникам, за которых было кому ходатайствовать перед святым престолом.
Независимо от приговора следовало аутодафе. Существует популярное заблуждение, что аутодафе означает сожжение на костре, но это не так. В действительности в ходе аутодафе публично зачитывались приговоры, произносились покаяния и приводились в исполнение все наказания, начиная от наложения епитимьи и заканчивая сожжением на костре.
Пытки
Если подсудимый отказывался давать показания или не сообщал ничего свыше того, что было известно из показаний свидетелей, инквизиторы прибегали к пыткам, которые, к слову, не были изобретением инквизиции и активно применялись и светскими судами.
Если он отказывался от данных показаний, инквизиторы должны были оценить, что именно побудило сделать это: либо его невиновность, либо, напротив, его упорство.
Инквизиция уничтожила миллионы человек
Это не так. Хотя цифры жертв инквизиции до сих пор точно не установлены и весьма различаются в зависимости от взглядов исследователя, речи о миллионах жертв не идёт.
Так, один из первых историков инквизиции Хуан Льоренте насчитывал около 30 тысяч казнённых за всю многовековую историю этой организации.
При этом Льоренте даже не скрывал своего крайне негативного отношения к инквизиции, да и метод подсчёта даёт весьма приблизительные цифры и строится на большом количестве допущений. В наиболее кровавый период испанской инквизиции времён Торквемады он насчитывает около 8 тысяч казнённых.
Более современные историки дают другие цифры.
Генри Камен, профессионально занимающийся изучением «чёрной легенды» об Испании, считает, что общее число казнённых за 20-летнее правление Торквемады (самый кровавый период в истории организации) не превышает полутора тысяч человек. Томас Мэдден полагает, что при Торквемаде было казнено около 2 тысяч человек и сопоставимое число было сожжено за следующие 300 лет существования испанской инквизиции.
Все исследователи вопроса сходятся в одном — смертная казнь была не самым распространённым наказанием в судах инквизиции.
Гораздо чаще подсудимых приговаривали к штрафу, конфискации имущества (при этом необходимо было точно установить срок впадения в ересь и конфисковать нажитое за период с наступления этого момента), тюремному заключению, либо накладывали епитимью или обязывали определённый срок носить покаянные одежды (санбенито).
Более того, для колдунов и ведьм попасть в инквизиционный, а не светский суд, было скорее благом.
Инквизиция существовала только в католических странах и полностью отсутствовала в протестантских. Но это не значит, что в последних ситуация отличалась в лучшую сторону, скорее наоборот: пик охоты на ведьм пришёлся на XVI—XVII век, причем в тех странах, где инквизиции не было.
Наиболее жестокие преследования ведьм происходили в протестантских или частично протестантских странах, где их тысячами сжигали на кострах по приговорам светских судов (Германия, Швейцария). Еретики преследовались в протестантских странах не менее жестоко, чем в католических.
Инквизиция осталась в прошлом
На самом деле она существует до сих пор, просто её название изменилось. Сейчас она известна под названием Конгрегация доктрины веры. Даже её функции остались теми же: следить за чистотой веры католической церкви.
Разумеется, теперь и речи не идёт о тайных трибуналах, пытках и преследованиях еретиков, она ограничивается обсуждением теологических вопросов.
А вот испанская инквизиция окончательно прекратила своё существование в 1834 году, но уже с начала XVIII века она была анахронизмом и представляла собой лишь жалкий отголосок былого величия времен Торквемады.