костяной императорский фарфор что это
У многих людей дома есть чашка или статуэтка, изготовленная из костяного фарфора, но при этом мало кто знает, что он собой представляет и где его купить. Эта разновидность материала отличается тонкостенностью, просвечиваемостью и изысканностью. Он был разработан мастером керамики англичанином Джозайя Споудом. Посуда из этого материала часто имеет маркировку Bone chine или Fine bone china. По своим характеристикам он занимает среднее значение между мягким и твердым материалом.
Что такое костяной фарфор
Под таким видом фарфора подразумевается особая разновидность твердого материала с добавлением пережженной кости. Он является очень прочным, но при этом белым и прозрачным. Высокие прочностные показатели достигаются за счет плавления основных ингредиентов в процессе обжига. Он был создан в ходе попыток воссоздать формулу изготовления знаменитого китайского фарфора. В конце XVIII-го века в состав материала стали добавлять костный пепел, и в процессе развития технологии была разработан базовая формула.
У посуды, которая изготавливается из такого материала, нет эффекта яичной скорлупы, что достигается за счет того, что пустоты между частичками белой глины заполняются костяным пеплом. Так, костяной фарфор – это один из самых популярных материалов, который благодаря своей белизне и прозрачности завоевал лидирующие позиции по продажам на мировом рынке. Сервизы из него могут иметь приятный кремовый оттенок.
Состав
Прежде чем заказать китайский костяной фарфор, обратите внимание на состав. Базовая формула для изготовления материала такого типа предусматривает по 25% каолина (особой белой глины) и полевого шпата с примесью кварца, 50% пережженных костей животных. Первый обжиг производится при температуре 1200-1300 °C, а второй – 1050-1100 °C. В состав костяной золы при этом входит около 85% фосфорнокислого кальция.
Кости, которые применяются в составе фарфоровой массы, обязательно подвергаются специальной обработке, в результате которой они начинают выгорать – это нужно, чтобы удалить из них клей и разогреть до температуры в 1000 °C. Органические вещества при этом сгорают, а структура костей меняется до необходимого состояния. Из получившейся массы с использованием форм из гипса получаются предметы, на поверхность которых после обжига наносят разнообразные рисунки.
При необходимости продукция покрывается слоем глазури и снова отправляется в печь. Цветки и художественные узоры и линии наносятся на изделие с помощью деколи – тонкой пленки. Еще применяют нанесение росписи. В целом толщина готовых тарелок, чашек и прочей кухонной утвари получается меньше по сравнению с обычной фарфоровой основой. Современные технологии предусматривают замену биологического фосфата кальция минеральным. Качество посуды при этом не меняется.
Преимущества
Если нужен фарфор костяной, его лучше купить в специализированном интернет-магазине. Некоторые выполняют доставку по почте. Фирменные вещи имеют целый ряд преимуществ, за счет которых приобретают популярность у потребителей. Материал отличается более мягким цветом и особенной белизной, чего нет у схожих материалов. Качества достигаются за счет добавления в состав перемолотых и обработанных костей. Многие предпочитают такой тип фарфора за его:
Чем отличается костяной фарфор от обычного
Такого вида фарфор отличается от аналогов тем, что в состав добавляют уникальный компонент – перемолотые и обработанные кости животных. За счет ингредиента готовая продукция становится мягче, а ее стенки – тоньше. На свету материал начинает немного просвечивать, что придает комплектам воздушность и оригинальность, аристократичный вид. Невзирая на всю изящность, тонкий фарфор отличается хорошей механической прочностью, благодаря чему он долговечен.
Как хранить
В продаже в Москве, Санкт-Петербурге можно найти богатый ассортимент продукции из фарфора костяного типа – это чайные, столовые сервизы, декоративные вазы с разным декором, статуэтки, фигурки и другое. Все они имеют привлекательный и оригинальный вид, разные оттенки и могут прослужить много лет за счет уникальных свойств смеси. Прежде чем заказать продукцию, ознакомьтесь с советами по уходу за ней:
Основные производители костяного фарфора
Лидерами среди всех производителей изделий из такого фарфора считаются англичане, которые первыми освоили технику изготовления материала с добавлением костяной золы. Отличными навыками и немалым опытом в области создания тонкостенного фарфора обладают и японские производители: они изменили установленную долю костяного компонента в составе фарфоровой массы. Японцы вывели особую формулу, благодаря которой привычная технология заметно усовершенствовалась. Известные производители:
Выбор
Покупка изящного фарфорового изделия с подглазурной росписью требует грамотного и серьезного подхода, особенно, если вы собираетесь выбрать дорогой сувенир ручной работы. Кроме того, важно отличить подделку. Настоящее качественное творение имеет чистый полупрозрачный белый цвет и блеск при хороших прочностных показателях. Некоторые компании стараются комбинировать инновационные решения с традиционными рецептами и дизайном. Критерии выбора:
Где купить
Приобрести продукция из костяной фарфоровой массы с холодным белым оттенком можно в торговых точках, специализирующихся на продаже элитной посуды. Ищите крупные магазины, которые часто проводят акции, снижая стоимость товаров. Посещайте торговые точки самостоятельно: у вас появится шанс хорошенько рассмотреть предметы и убедиться в подлинности. Заказать следующий товар у проверенного продавца можно по интернету. Будет хорошо, если вы сможете договориться, что произведете основную оплату после того, как проверите товар.
Стоимость костяного фарфора сильно колеблется в зависимости от производителя и типа продукции. Большой востребованностью пользуются сервизы, чашечки и блюдца в которых настолько тонкие, что могут пропускать свет. Из таблицы вы можете узнать актуальные цены на некоторые виды сервизов из костяного фарфора:
Royal Bonе China Золотая вышивка на 6 персон
Фарфоровая посуда и ее особенности
О том, каковы главные особенности фарфоровой посуды, знают не все. Красота и изящество присущи многим материалам, поэтому бывает непросто отличить настоящий фарфор, а в процессе ухода многие опасаются испортить тарелку или вазу. Разобраться не так сложно, как кажется. Если захотелось купить красивый сервиз, имеет смысл узнать о производстве больше.
Достоинства и недостатки
Разные виды фарфоровой посуды всегда были очень дорогими, поэтому подчеркивали статус и благосостояние семьи. Фамильные сервизы переходили от одного поколения к другому: теперь у многих хранятся предметы, перешедшие по наследству от бабушек. Материал ценится заслуженно: он изящный и утонченный. Самый обычный прием пищи проходит в торжественной атмосфере, если на столе эстетичная сервировка.
Разновидности
Вот какой бывает фарфор: костяной, твёрдый и мягкий. Между собой сорта различаются назначением, способом производства и качественными характеристиками.
Мягкий
Твёрдый
Костяной
Это самая дорогая разновидность твердого фарфора. Отличие в том, что при изготовлении добавляют жженую кость. При обжиге компоненты расплавляются, за счёт этого происходит спекание. Если посмотреть на свет сквозь стенки, можно заметить, что они прозрачные. В случае с фарфором это свойство условно: материал называют прозрачным, когда он пропускает свет.
Особенности фарфора: прочность, белизна, гладкая поверхность, отсутствие пор и углублений. При спекании костяные частицы заполняют собой мельчайшие промежутки.
Как отличить от керамики и фаянса
Керамика — это общее понятие, фарфор — более узкое. Фарфоровую посуду можно назвать керамической, и это не будет ошибкой, а вот отличать её от фаянсовой нужно уметь.
Если поставить рядом чайно-кофейные предметы из фарфора и фаянса, можно заметить, что фаянс толще, на просвет абсолютно непрозрачный. Фарфор выглядит изящнее, он тоньше, а на просвет заметна прозрачность.
Звучание — второй признак: у фаянса оно недолгое, глухое, а у фарфора — музыкальное, более длинное, похожее на то, как звучит хрусталь. Чтобы проверить, нужно слегка постучать по поверхности ложкой или другим нетяжелым, но твёрдым предметом.
Признаки старения присущи только фаянсу. Со временем на поверхности появляются мелкие трещинки, похожие на паутину. Это трескается глазурь, которой покрывают предметы, чтобы они приобрели дополнительную прочность. Фарфоровые предметы не нуждаются в таком покрытии, они и без того очень крепкие, поэтому внешний вид не меняется.
Другой способ отличить фарфоровое блюдце или чашку от фаянсовых — перевернуть и посмотреть на донышко. У предмета, сделанного из фаянса, есть ободок, образованный глазурью. Если его нет, посуда фарфоровая.
Разница между фарфором Fine Bone China и New Bone China
Эти два типа неодинаковы по составу. China в названии означает «фарфор», а Bone — «костяной». На самом деле пережженные кости КРС есть только в составе Fine Bone China. Также в вещество добавляют глину и фарфоровый камень. Название материал получил потому, что прочностью и белизной напоминал кости. Настоящий рецепт современные мастера так и не смогли воссоздать, но до сих пор, чтобы придать плотность, добавляют костную золу.
New Bone China — более простой и дешёвый аналог костяного. В сырье добавляют не пепел, а искусственный заменитель. Себестоимость получается ниже, а по прочности и внешнему виду не уступает Fine Bone China.
Правила хранения и ухода
Придать посуде блеск можно с помощью перекиси водорода. Несколько капель наносят на мягкую ткань и натирают поверхность.
Костяной фарфор
Белоснежный и тонкий, с мелодичным звуком при постукивании — это, конечно, костяной фарфор. Но часто можно услышать: «Что это такое и из чего он сделан?» Действительно, слово «костяной» вызывает неоднозначное мнение. Тем более, когда речь идет о посуде.
Что такое костяной фарфор
Основные ингредиенты материала, из которого изготавливают обычный фарфор, это каолин (белая глина), кварц и полевой шпат. Это те компоненты, которые характерны, как для мягкого, так и для твердого материала. Из чего же состоит костяной фарфор?
В середине XVIII века (1749 год) англичанин Томас Фрай со своими помощниками создали формулу фарфоровой смеси, в состав которой, помимо основных компонентов, входила костяная мука. Европейцам никак не давал покоя рецепт белого, полупрозрачного, китайского фарфора. Они усиленно искали его, экспериментируя разные составы. В качестве сырья использовали кости крупных животных, измельчая их в порошок и прожигая при высоких температурах. В результате появлялась костяная зола светлого цвета, напоминающая муку. Ее и использовали, как сырье.
Усовершенствовал и доработал эту формулу англичанин Джозайя Споуд (Josiah Spode), на счету которого уже тогда было много достижений в области фарфорового дела. К тому же он был самым выдающимся учеником известного в Англии мастера керамики — Томаса Уилдона.
В производстве этого вида фарфора Джозайя Споуд использовал состав: 25% каолина, 25% полевого шпата и 50% обожженной костяной муки. В результате такого соотношения был получен чрезвычайно белый и полупрозрачный материал. В последствие за внешние и технические качества его даже стали называть «королевским» — настолько он был изящен и легок.
Из чего делают костяной фарфор — технология производства
Изготавливают костяной фарфор в каждой стране по-разному. У каждого производителя свой состав фарфоровой смеси, своя температура обжига, своя техника декорирования. Количество обжигов может иметь два-три цикла — зависит от применяемой техники росписи. Сам рабочий процесс выглядит следующим образом:
Приготовленная фарфоровая масса заливается в специальные формы, которые затем начинают сильно вращать. Под действием этой силы частички смеси равномерно оседают на стенках. Формы открывают и из них появляются заготовки будущих предметов (слепки). Они больше оригинала в размере и имеют молочно-белый цвет.
Мелкие детали (ручки, носики, фрагменты декора) готовятся в своих маленьких формах и затем приклеиваются вручную (носик к чайнику, ручка к чашке и прочее). Все швы и стыки на поверхности изделий обязательно затираются мокрыми губками и кисточками.
Когда предмет проходит ручной контроль качества, его покрывают глазурью (специальная фарфоровая смесь) и снова отравляют на обжиг, но уже при температуре не выше 1100 градусов. Некоторые производители перед вторым обжигом и перед нанесением глазури декорируют изделие. Это называется подглазурная техника росписи.
После второго обжига на выходе из печи предмет обретает тепло-белый цвет с глянцевым эффектом. Наступает время для декорирования. Иногда это бывает ручная роспись специальными красками, содержащими оксиды металлов. Иногда производители используют технику деколь.
Что такое деколь? Специальные картинки вручную переводят на фарфоровую поверхность. Эта метод не так прост, как кажется на первый взгляд, так как требует большой внимательности и точности. «Переводилки» изготавливают на высокотехнологичном оборудовании с использованием особых красок.
Затем «нарядное» изделие проходит завершающий обжиг при температуре не выше 900 градусов. Этот обжиг нужен для того, что бы рисунок как бы «влип» в глазурь. Последний этап – проверка на качество и упаковка.
Посмотрите 4-х минутный ролик, как производят тонкий, костяной фарфор в Англии:
Основные отличия от обычного фарфора
Для того что бы отличить костяной от обычного фарфора, нужно быть хотя бы маленьким экспертом. Ведь твердый фарфоровый материал хороших производителей тоже может « светиться» и быть «теплого» цвета (Haviland). Поэтому основные отличия костяного фарфора, это имя производителя и состав самого материала на этикетке. Его визуальные характеристики:
Мировые производители
Костяной фарфор пытаются делать многие, но все же при выборе имеет смысл ориентироваться на историю и репутацию производителя.
Россия
Россия начала выпускать этот вид фарфор в 60-е года ХХ века. Первым это дело освоил Императорский фарфоровый завод (в советское время названный Ломоносовским) под руководством Александра Сергеевича Соколова, возглавлявшего предприятие с 1953 по 1974 год.
Непростая задача была выполнена в течение двух лет, причем выполнена достойно. Первые шероховатости компенсировали изысканным декором в виде богатых росписей и орнаментов. Узнаваемая во всем мире кобальтовая сетка на сервизах яркое тому подтверждение. Императорский Фарфоровый завод имеет официальный сайт: http://www.ipm.ru
Англия
Английский костяной фарфор лидирует не только по количеству брендов, но и по качеству. И это заслуженно, так как первыми освоили технику изготовления материала с добавлением костяной золы именно англичане.
Британская фарфоровая фабрика Wedgwood (1759 год) выпускает высокохудожественные предметы из костяного фарфора. Это коллекции столовой посуды и предметов интерьера. Кстати, основатель этой компании также был учеником Томаса Уилдона. Wedgwood имеет официальный сайт: https://www.wedgwood.com
Royal Doulton (1815 год) давно специализируется на производстве фарфорового материала из костяной золы, выпуская предметы разного назначения. Подарочные идеи и классические коллекции столовой посуды знают во всем мире. Royal Doulton имеет официальный сайт: https://www.royaldoulton.com
Бренд Spode (1770 год) назван именем Джозия Споуд, который в далеком XVIII веке усовершенствовал «рецепт» фарфорового, костяного материала. В настоящее время компания влилась в холдинг Portmeirion Grou, основное направление которого — производство элитного фарфора. Официальный сайт Spode: https://www.spode.co.uk
Япония
В Японию фарфор пришел, естественно, из Китая. Но высокотехнологичная страна восходящего солнца внесла свои коррективы в этом деле. На свет появился белоснежный материал с молочным оттенком — воздушный, легкий, высочайшего класса. Для этого японцы изменили соотношение костяного компонента в составе смеси, создав свою особую формулу костяного фарфора.
Японская компания Narumi (1911 год) является поставщиком элитного фарфора Bone China. Современность и вековые традиции переплетаются в изделиях, делая их универсальными и доступными для всех слоев населения. Марка Narumi имеют широчайшую аудиторию покупателей, от королевских особ до рядовых граждан. Официального сайта компания не имеет.
Китай
Тончайший и воздушный фарфор, известный под названием “яичная скорлупа”, был изобретен в поднебесной, но он не является китайским Bone China. Несмотря на свои явные успехи в этой области китайская держава — законодательница фарфоровых тенденций, себя никак не зарекомендовала в изготовлении именно этого вида фарфора. В связи с этим производство костяного фарфора в Китае не является востребованным и таким популярным, как в Европе.
Что означает Bone chine или Fine bone china
Настоящему костяному фарфору присваивается элитный международный статус — Bone China, что в переводе с английского обозначает «костяной фарфор». Есть еще категория Fine Bone China — тонкий костяной фарфор. Наличие этих знаков на фарфоровых предметах обозначает, что содержание костяной золы в материале не менее 35%. Например, японский фарфор Narumi имеет показатель 47% и часто его называют Narumi Bone China (костяной фарфор Narumi).
Отношение к Китаю, как к стране производителю, фарфоровые предметы с этими обозначениями не имеют.
Костяной фарфор
Как выглядит обычный фарфор, знают многие. У каждого в квартире есть статуэтка или чашка, изготовленная из него. А вот что такое костяной фарфор, где его купить, мало кто представляет. В чём его отличие, за что ему дали такое название, рассмотрим подробно.
Какой фарфор является костяным, его особенности
Так назвали состав, где помимо каолина, полевого шпата, кварца, присутствует около 50 % предварительно обожженной перемолотой кости животных. Впервые продукция с таким набором компонентов появилась в Англии и сразу стала пользоваться популярностью. Какие преимущества она имеет перед традиционным фарфором?
Прежде всего – более мягкий цвет. А также обладает особенной белизной, которой удаётся добиться путём добавления перемолотой кости. Её предварительно обрабатывают: убирают клей, нагревают. Под воздействием высоких температур, органические соединения костей сгорают, структура изменяется, становится идеальной для выработки костяных сервизов. Помимо красивого белоснежного оттенка, костяной фарфор любят за:
Несмотря на свою изящность, он наделён хорошей механической прочностью, что позволяет использовать его всю жизнь.
Основные производители костяного фарфора
Среди всех производителей этих королевских фарфоровых изделий, безусловными лидерами считают англичан, которые первыми освоили эту технику изготовления. Британские компании Wedgwood, Royal Doulton долгое время занимаются выпуском костяного фарфора, имеют статус крупнейших его изготовителей и поставщиков.
Превосходными навыками по созданию такого фарфора обладают и японцы. Их разработчики изменили установленную долю костяного порошка, из которого создаётся фарфоровая масса, вывели свою неповторимую формулу, усовершенствовав привычную технологию. Поэтому, Японский костяной фарфор знают во всем мире, ценят за оригинальность, красоту.
Фарфоровая продукция Японии всегда отмечается надписью: CHINA. Made in Japan. CHINA – аббревиатура костяного фарфора повышенного качества, происходящая от искаженного титула китайского правителя. Он первоначально владел заводом уникальных керамических изделий. Клеймо Bone CHINE наносится исключительно на утонченный, изысканный костяной фарфор.
Применяется ли фарфоровая масса с костяным компонентом в России?
Наша страна первый костяной фарфор произвела спустя два с половиной века после того, как его презентовала Европа. Все потому, что зарубежные умельцы тщательно хранили секрет производства. Подходящую массу для создания костяного фарфора, у нас разработали лишь в 1968 году. Первую партию из этого материала выпустил Императорский фарфоровый завод. Это предприятие и сегодня является единственным местом России, где производят костяной фарфор. Здесь из него делают посуду, сувениры, украшения, даже дизайнерские платья.
Где купить
Приобрести сервизы, сувениры, для изготовления которых использовались костяные компоненты, можно в интернете, магазинах элитной посуды. При покупке нужно предельно внимательно осматривать выбранный фарфор, чтобы не принести домой подделку. Лучше посещать обычные магазины, там можно хорошенько рассмотреть товар, убедиться в подлинности фарфора. Когда такой возможности не имеется, требуется совершить покупку через Всемирную сеть, договоритесь о том, чтобы произвести оплату после получения товара, проверки на дефекты, оригинальность.
На что нужно обратить внимание при выборе фарфора
Чтобы купить именно костяной фарфор, важно уметь правильно проверять его качество. Для этого следует:
Важно! В процессе приобретения костяного фарфора, советуют убедиться в его гладкости, отсутствии дырочек, пузырьков, вкраплений, сколов, царапин.
Как хранить
Рекомендуют приспособить под это закрытые шкафчики со стеклом. Так вы сможете предотвратить случайное падение эксклюзивных предметов, и одновременно любоваться их красотой. Шкафы, где будет стоять костяной фарфор, не должны располагаться вблизи открытого огня, например, над камином, газовой плитой. В противном случае, при нагревании он может деформироваться.
Фарфору также советуют выделить больше места, чтобы чайные приборы не соприкасались. Чашку разрешается погрузить на блюдце, но исключительно одну.
Уход этот фарфор требует королевский. Протирать его от пыли рекомендуют бумажными салфетками, мыть вручную, используя прохладную воду, мягкую губку. Моющие средства желательно не применять, они провоцируют выцветание рисунка. По завершению мытья, предметы следует обработать мягкой тряпкой, предотвращая появление разводов.
Теперь вы имеете полное представление о том, чем знаменит костяной фарфор, можете без труда подобрать настоящую изысканную продукцию из него, которая никогда не выйдет из моды.
Костяной фарфор – это прочность, умноженная на красоту
Не умаляя славы Мейсена, следует отметить, что самый тонкий и прочный фарфор был открыт в середине XVIII века английскими производителями керамики. Он содержит 30 – 50% костяной золы, придающей изделиям уникальную твёрдость, прозрачность и молочную белизну. Посуда, со стенками, толщиной в бумажный лист, кажется невероятно хрупкой, но это – обманчивое впечатление. Из-за сложности производства и большого процента ручного труда, а также благодаря исключительному качеству, костяной фарфор относят к предметам роскоши и ценят выше других разновидностей.
Описание
Костяной фарфор (англ. Bone china) по свойствам и составу приближается к твёрдому, однако обладает меньшей пластичностью из-за снижения доли каолина и полевого шпата. Учитывая эту особенность, его используют преимущественно для изготовления элитной посуды и крайне редко для скульптурных работ.
Примерный состав фарфоровой массы:
Костяная зола, очищенная от оксида железа, придаёт готовым изделиям неповторимую белизну. Также, проникая в поры при обжиге, она увеличивает плотность черепка и, как следствие, его прочность. Для получения золы нужного качества, используют кости крупного рогатого скота. Предварительно их обезжиривают и подвергают обработке высокими температурами (около 1000°С), чтобы удалить любую органику и полностью стерилизовать. После этого кости перемалывают в муку и добавляют к жидкой шликерной массе, из которой формуют фарфоровую посуду. До первого обжига изделия остаются чрезвычайно хрупкими и требуют бережного обращения.
В производстве фарфора почти не применяются кости домашней птицы, поскольку их меньше и обходятся они дороже. Однако известно, что такая добавка придаёт черепку едва уловимый фиолетовый оттенок. Костяной фарфор на её основе предназначен для штучных предметов, изготовленных на заказ и обладающих высокой художественной ценностью.
Сегодня костяная зола почти полностью заменена синтетическими аналогами. Они никак не отражаются на качестве продукции, позволяя несколько упростить и удешевить её производство. Костяной фарфор по прочностным характеристикам превосходит твёрдый, хотя обжигается при более низких температурах – 1200°С против 1450°С соответственно.
Маркировка и производители
Независимо от того, используется ли для производства фарфора натуральная костяная зола или синтетические вещества, его маркируют одинаково: «Bone china» или, если качество изделий выше стандартного – «Fine bone china», иногда «Royal Bone China». Предприятий, выпускающих тонкостенную керамику этого вида не так много, поэтому лучше знать их названия для дополнительной защиты от фальсификата.
Великобритания:
Япония:
Россия:
Китай:
Корея:
Казахстан:
Производством занимаются также Индия, Индонезия, Шри-Ланка, Иран и Таиланд. Однако их продукция поставляется преимущественно на африканский рынок и не представлена в России.
История
В середине XVIII века сразу два английских предприятия, производивших изделия из полуфарфора или как его ещё называли мягкой пасты – материала, не содержавшего каолин, попытались самостоятельно разгадать рецептуру Мейсена и китайских мастеров. Обе фабрики работали в окрестностях Лондона, позиционировали свою продукцию как предмет роскоши и соперничали за клиентуру. Одна располагалась в районе Стратфорд ле Боу (боро Тауэр-Хамлетс), а другая – в Челси.
Мягкая паста отличалась высокой пластичностью, однако из-за низкой температуры обжига разрушалась намного чаще и быстрее твёрдого фарфора. Неудивительно, что производители искали способы увеличить прочность материала. В 1748 году художник и гравёр Томас Фрай – совладелец керамического предприятия в Боу, впервые попробовал добавить в мягкую пасту пережжённые кости животных. Фабрика находилась неподалёку от скотного рынка и бойни в соседнем графстве Эссекс, поэтому сырья для экспериментов оказалось более чем достаточно. Фрай пришёл к выводу, что мягкая паста, в состав которой входит около 45% костяной золы, после обжига получается намного прочнее, белее и прозрачнее. Своё изобретение он назвал «fine china», то есть отличный фарфор. Посуда производилась методом прессования, а не шликерного литья, как на конкурирующей фабрике в Челси. Лепить вручную из новой разновидности мягкой пасты было трудно, из-за хрупкости и ломкости сырого материала.
Улучшенная формула от Джозайи Споуда
Изобретение Фрая можно назвать костяным протофарфором. Изделия фабрики в Боу были далеки от совершенства: они приобретали кремовый оттенок и деформировались при обжиге, в зависимости от колебаний температуры. Всё изменилось после того, как другой англичанин – Джозайя Споуд в 1796 году представил свою версию «fine china», уже на основе каолина. Кроме того, он несколько изменил технологию обработки костей животных, упростив и усовершенствовав процесс кальцинирования.
Споуд, в отличие от Фрая, был профессиональным керамистом с большим опытом работы в гончарном деле. В 1700-х годах он некоторое время сотрудничал с другим «пионером» английского фарфорового дела – Джозайей Веджвудом. В 1770 году Споуд арендовал в Сток-он-Тренте (графство Стаффордшир) фабрику по производству белого фаянса и посуды из кремнистой глины. С 1788 по 1793 годы здесь проводились опыты по доработке формулы костяного фарфора.
Именно эти пропорции с небольшими вариациями, применяются и сегодня на большинстве профильных заводов. А предприятие Споуда, названное его именем, по-прежнему входит в десятку наиболее престижных производителей.
Своей популярностью уникальная тонкостенная керамика во многом обязана продолжателю семейной традиции – Джозайе Споуду II. Обладая развитой коммерческой жилкой, он не только продолжил дело отца, но и придал ему размах, сделав костяной фарфор общенациональным достоянием. Также Споуд-сын стал добавлять в шликерную массу полевой шпат, играющий роль плавня. Благодаря этому компоненту, готовые изделия приобрели максимальную прозрачность и глянцевитую поверхность.
Прогрессивные технологии позволили снизить затраты на изготовление костяного фарфора, сделав его доступным широкому кругу покупателей. На волне интереса к новому виду тонкостенной керамики, большинство английских предприятий последовало примеру семьи Споудов. Центром производства стал Сток-он-Трент, где и в настоящее время располагаются самые известные профильные фабрики. Вплоть до середины XX века производство «bone china» было монополией одного государства, поэтому он так и назывался «английским».
Императорский фарфоровый завод
В 1960-х годах на Ломоносовском заводе в Ленинграде заговорили о поиске собственной формулы «bone china», который не уступал бы английскому. Инициатором разработки стал директор предприятия – Александр Сергеевич Соколов. Он отличался склонностью к инновациям и внёс немалый вклад в техническую и художественную модернизацию ЛФЗ.
В 1966 году сотрудники экспериментальной лаборатории притупили к созданию опытных образцов. В первую очередь следовало правильно подобрать пропорции золы, чтобы она с одной стороны снижала содержание оксидов железа, отбеливая фарфоровую массу, а с другой – не влияла на её прозрачность. Второй «загвоздкой» был температурный режим, при котором обжигались изделия. Перед разработчиками стояла задача – довести стенки посуды до толщины в 1 мм, без потери прочности и способности сопротивляться механическим воздействиям.
До настоящего времени точный рецепт фарфоровой массы и режим обжига держатся в строгом секрете. Известно лишь, что для сырых изделий нужна более высокая температура – в пределах 1280°С, а для глазурованных её снижают до 1180°С. Через 2 года отечественным умельцам действительно удалось обогнать английских конкурентов, добившись выпуска более тонкостенной, но при этом невероятно прочной, прозрачной и «звонкой» посуды. Чтобы глазурь не добавляла толщину спеченному черепку, её стали наносить не традиционным методом окунания, а пульверизатором.
И это – далеко не единственная инновация ЛФЗ. Специально под новое фарфоровое производство была сконструирована двухканальная электрическая печь, отличавшаяся компактными размерами и высокой производительностью – до 850 тыс. изделий в год. Кроме того, появились литейные станки, позволявшие равномерно наполнять формы шликером и, как только заготовки наберут нужную толщину, удалять лишнее. Автоматическим методом удавалось получить свыше 2 000 изделий за смену, в то время как вручную рабочие могли сделать не более 600.
Другие страны узнали, что такое костяной фарфор ЛФЗ, во время «Московской Олимпиады – 80». Сувенирные сервизы и чайные пары удивительной белизны и прозрачности пользовались высоким спросом и принесли ленинградскому заводу международную славу. Его продукция – наполненная светом, почти невесомая, больше всего походила на классический китайский фарфор «яичная скорлупа», который безуспешно пытались копировать многие европейские производители.
Nikko
Примерно в одно время с ЛФЗ, в 1978 году к выпуску изделий «bone china» приступила японская компания Nikko. Если «ломоносовцы» пытались раскрыть поэтическую сторону тончайшего воздушного фарфора, восточные керамисты с его помощью продемонстрировали виртуозность высоких технологий. Они стали добавлять в сырьё 50% золы из костей крупного рогатого скота, при стандартных 30 – 45%. Большое количество фосфата кальция увеличивает прочность посуды, но усложняет процесс её отливки и последующей обработки до первого обжига. Высокий уровень автоматизации, недостижимый ранее, помог японскому производителю решить эту проблему.
Продукция Nikko не только красива, полупрозрачна и отличается редким оттенком слоновой кости, она ещё и невероятно устойчива к внешним воздействиям. О многом говорит тот факт, что чашки и тарелки используются в ресторанно-гостиничной сфере. Японская компания словно посмеялась над всеми требованиями по уходу за деликатным фарфором. Её продукцию с маркировкой «Bone china» можно использовать для микроволновки, мыть автоматическим способом и ставить друг на друга, не опасаясь сколов или трещин.
Общепринятые правила ухода
Несмотря на прочность, классический костяной фарфор требует повышенного внимания. В этом случае он прослужит не менее 100 лет, сохраняя внешний вид и свои уникальные свойства. Основные рекомендации:
Как отличить от других видов
Фарфоровые предметы «Bone china» должны быть очень лёгкими, почти не ощущаться в руке. Даже если не подносить их к источнику света, сквозь тончайшие стенки будут видны очертания пальцев. Цвет обычно бывает молочно-белым, редко кремовым.
«Бисквитный» бортик на донышке посуды должен полностью совпадать по оттенку с глазурью. Его трудно различить визуально, только на ощупь. Обычно производители стараются покрывать рисунком минимальную площадь поверхности, оставляя возможность любоваться совершенством чистого материала.
Звук при ударе деревянной палочкой получается звонким, высоким, протяжным, с выраженными металлическими нотками. Также следует обратить внимание на слой глазури – он будет ровным, однородным, блестящим, без дефектов любого рода.
Интересные факты
В мусульманском мире до сих пор не стихают дискуссии, относительно халяльности посуды «Bone china». Часть экспертов доказывает, что прошедшие обработку огнём и превратившиеся золу кости животных, полностью очищены и не могут нанести вреда мусульманам. Другие настаивают, что подобные включения недопустимы.
В XXI веке на мировом фарфоровом рынке была представлена линейка посудных наборов из костей халяльных животных. Однако продукцию «Bone china» по-прежнему избегают веганы и вегетарианцы.
На предприятиях, выпускающих тончайшую фарфоровую посуду, работают в основном женщины. Отмечено, что они действуют бережнее и аккуратнее, снижая процент брака до минимума.
Прототипом «Bone china» считаются фарфоровые изделия в технике «яичная скорлупа», производившиеся в Китае в эпоху династии Мин. Но обе разновидности отличаются коренным образом. Китайские мастера не использовали жжёные кости для повышения прочности материала. Они делали ставку на высококачественное сырьё и высокотемпературный – до 1350°С обжиг, происходивший в особом режиме с длительными выдержками, которые продлевали фазу остекловывания. При этом глазурь буквально вплавлялась в глиняный черепок, отчего прочность изделий увеличивалась в разы. Цвет посуды в технике «яичная скорлупа» – белоснежный, доходящий до лёгкой голубизны, в нём нет тёплых тонов.