коворкинг в доу что это
Методические рекомендации «Организация развивающих центров в ДОУ. Коворкинг-холл «Патриот-центр»
Методические рекомендации «Организация развивающих центров
детской активности в МБДОУ»»
Педагогический проект «Коворкинг «Патриот центр
Старший воспитатель Барзданис С. Н.
Согласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы и территории ДОУ, материалов, оборудования для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития; обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а так же возможности для уединения; быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной и безопасной.
По мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.
Само понятие «развивающая предметно-пространственная среда» охватывает и пространственную организацию и соответствующее наполнение.
Пространственная организация среды позволяет создать комфортные условия для реализации воспитательно-образовательного процесса. А наполнение, ориентированное на систематическое дополнение, обновление, вариативность, способствует активизации разных видов деятельности дошкольника, стимулирует их развитие.
Пространственную организацию среды можно назвать формой, а наполнение – содержанием.
Поэтому актуальным является интерес к организации и наполнению развивающих центров детской активности как способу повышения профессиональной компетентности педагогов и акцентирования внимания на диссеминации успешного опыта, поиска решения выявленных проблем.
Дошкольный период развития – возраст, сензитивный к усвоению социальных и моральных норм, возраст активной социализации и готовности психики к интериоризации норм, правил и ценностей социального взаимодействия. В результате социализации у ребенка формируется базовая картина мира, причем идивидуализированная, поэтому моделируя образовательную среду, важно понимать с какой картиной мира она будет ассоциироваться у конкретного ребенка.
Развивающая среда призвана помочь ребенку определить свою уникальную траекторию в обществе, в котором он растет. Она должна обеспечивать включенность воспитанника в группу и взаимное принятие ребенка и группы сверстников.
Социализация в дошкольном образовании предполагает создание ситуаций апробации ребенком соответствующих моделей поведения и деятельности, приобретения опыта принятия социальных решений. Важны не только конкретные социокультурные навыки или содержание социализации, но и активный опыт действий ребенка и степень его самостоятельности,
Таким образом, проблема предоставления ребенку возможности выбора и реализации средств и форм активной деятельности, развития самостоятельности, активности может быть решена в условиях разнообразных вариантов организации и наполнения развивающих уголков, центров в группах или на территории ДОУ, проведения праздников, развлечений, смотров, конкурсов, выставок соответствующей направленности, участия воспитанников и их родителей в районных и региональных мероприятиях, посещения учреждений культуры.
Идея педагогического проекта «Коворкинг «Патриот центр»
(от англ. coworking— «сотрудничество»— это подход к организации людей с разной занятостью в общем пространстве, как творческой зоны для расширения образовательного пространства МБДОУ,
возникла вследствие следующих причин:
патриотические уголки в группах более эффективны для подгрупповой и индивидуальной работы, а большое пространство холла удобно для проведения групповых мероприятий с родителями, партнерами, группами детей;
повысилась компетентность педагогов при организации самостоятельной и совместной деятельности, появились новые образовательные и воспитательные запросы в педагогической работе по развитию самостоятельности и активности детей;
у родителей выросла активность и заинтересованность в совместной культурной, просветительской и образовательной деятельности;
укрепились и расширились связи с социальными партнерами.
Цель проекта : создание коворкинг «Патриот-центра» ; включение его в развивающую образовательную среду МБДОУ, использующуюся для взаимодействия дошкольного образовательного учреждения, семьи и социальных партнеров, в рамках которой обучающиеся социализируются, осваивают соответствующие модели поведения и деятельности, приобретают опыт принятия социальных решений, становятся активными и самостоятельными
создание условий для свободного выбора детьми материалов, видов активности, деятельности и общения, участников совместной деятельности, в том числе для воспитанников с ОВЗ;
рост профессиональных компетенций педагогов при осуществление совместной и самостоятельной деятельности воспитанников, создании ресурса инновационного педагогического развития;
освоение родителями новых практик взаимодействия с ДОУ; повышение педагогической культуры родителей;
Этапы реализации проекта
Организационный этап сентябрь 2019 г.
Основной этап октября 2019 г. – сентябрь 2020г.
Заключительный этап октябрь 2020г.
Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске
вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком.
Совместная познавательно-исследовательская деятельность взрослого и детей.
Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы.
Технология коллективного взаимообучения.
Технологии организации досуговой деятельности
Зона Цель Технологии Виды деятельности Мероприятия
Центр
Центр
«СЕМЬ –Я» Создание условий для формирования духовно-нравственных ценностей, семейных, исторических и национально-культурных традиций, целеустремленности, активности Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске
вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком.
Утренний и вечерний круг
Совместная познавательно-исследовательская деятельность взрослого и детей.
Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы
Технология коллективного взаимообучения
Технологии организации досуговой деятельности
Использование ИКТ игровая; коммуникативная,
литературы и фольклора,
Совместная деятельность Беседы
Встречи, организованные с помощью социальных партнеров
Мастер-классы, исследовательские практикумы
Центр «Мастерская тетушки Аксиньи» привитие детям культурных, нравственно-эстетических ценностей, любви к традициям, стремления к культурному отдыху, развитие самостоятельности, активности, творческих способностей,практического опыта Досуги : праздники, развлечения, сюжетно-ролевые народные, спортивные игры.
Совместное изготовление поделок, игрушек, книжек
Книжная поляна «Пою мое Отечество»
уголки настроения привитие детям культурных, нравственно-эстетических ценностей, любви к чтению;
Развитие у детей общения, психических процессов, эмоций; мелкой моторики Чтение художественной литературы; выставки; смотры – конкурсы; конкурсы
PROFI центр
(сотрудничества и методической помощи) Социальное, культурное, информационное, психолого-педагогическое и методическое сопровождение, консультативная помощь педагогам и родителям Консультации, мастер-классы, семинары, практикумы, тренинги, выступления, участие в общественной жизни села
Прикреплённые файлы:
Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации Тема: «Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации». Введение С древних времен.
Методические рекомендации для педагогов «Организация выставки «Моя мама — мастерица» ко Дню матери» В последнее воскресенье ноября с 1998 года в России отмечается День Матери. Целью празднования Дня матери является стремление подчеркнуть.
Методические рекомендации по организации дня книголюба Как провести при помощи родителей день книголюба- Организовать силами детей и родителей выставку рисунков и поделок «Моя любимая сказка».
Методические рекомендации по развитию мелкой мускулатуры Забавные перевёртыши из 1900-х годов О пользе самодельных игрушек для развития детей говорится очень много. Говорили мы и о старинных.
Методические рекомендации по теме «Знакомство с одуванчиком» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости, посетившие мою страничку! Рада всем вам! Сегодня предлагаю Вашему вниманию материал,.
Обеспечение индивидуализации образования посредством организации «коворкинг-центров»
Елена Воронова
Обеспечение индивидуализации образования посредством организации «коворкинг-центров»
Изучая вопрос организации РППС и её влияния на развитие умственных, психических и личностных качеств дошкольников, мы пришли к выводу, что предметно-развивающая среда дошкольной образовательной организации должна способствовать своевременному и качественному развитию не только всех психических процессов, но и физическому развитию ребенка. Развивающая среда должна быть мобильной и динамичной. В её организации педагогу необходимо учитывать зону ближайшего развития, возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.
Основой для ежедневного стимулирования инициативы и активности детей служат создаваемые взрослыми модели (преднамеренно выложенные, расставленные, скомпонованные) пособия,предметы, игрушки. Содержательный компонент предметно-развивающей среды изменяется в процессе и в следствие реализации темы образовательного события.
Одним из примеров создания индивидуализированной развивающей предметно-пространственной среды является организация творческих «Коворкинг-центров» в группе. Термин «коворкинг» пришел к нам из английского языка и буквально означает «совместно работающие» [co-working]. В образовательной организации коворкинг – это зона обучения в сотрудничестве, зона взаимодействия и развития способностей дошкольников.
1. Творческая мастерская. Эта зона наполнена различными материалами для изодеятельности, лепки, аппликации.
2. Творческое экспериментирование. Обязательные элементы этой зоны вода и песок. Также здесь располагаются коллекции различных природных материалов, детское лабораторное оборудование, дидактические мнемотаблицы и др.
3. Творческая театрализация. Данная зона оснащена театральной ширмой и разными видами театра, а также масками и куклами.
Оборудование зон «Коворкинг-центра» является не статичным, оно взаимодополняемо, трансформируемо, динамично. Важно,что в центре нет жестких границ: здесь можно легко перемещаться, передвигать мебель, расширять и сужать зоны, за считанные минуты видоизменяя пространство.
Деятельность в центре стимулирует развитие познавательной инициативы, исследовательской активности, помогает выявить личные интересы и увлечения ребенка, способствует социализации ребенка.
Логопедический пункт как вариативная форма организации дошкольного образования для детей с ОВЗ В последнее время наблюдается увеличение числа детей с речевыми нарушениями и всем этим деткам нужна логопедическая помощь. А получить они.
Создание единого пространства по повышению качества организации и реализации этнокультурного образования дошкольников Методическая разработка «Создание единого пространства по повышению качества организации и реализации этнокультурного образования детей.
Анкета изучения затруднений педагога ДОУ в организации современного качественного образования Анкета Изучения затруднений педагога ДОУ в организации современного качественного образования самодиагностика педагога ДОУ Ф. И. О. педагога.
Формирование грамматического строя языка посредством организации игровой деятельности Речевое развитие, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, включает следующие задачи,.
Фотоотчет об участии в методическом дне «Условия для развития позитивной социализации детей и индивидуализации образования» Здравствуйте,уважаемые коллеги! У нас в городе, на базе МБОУ ДО «ДДТ»(Дом детского творчества,в рамках проекта межмуниципального сетевого.
Обеспечение условий в образовательной организации для полноценного развития детей в соответствии с задачами ОП Памятка для самоанализа по теме «Обеспечение условий в образовательной организации для полноценного развития детей в соответствии с задачами.
Отчет об организации питания в учреждении дошкольного образования Одним из важных факторов здоровья ребенка является организация рационального питания. Правильное питание – это основа длительной и плодотворной.
План педагогической площадки «Обновление Рппс — фактор, способствующий индивидуализации дошкольного образования» План педагогической площадки. Тема: «Обновление РППС – фактор, способствующий индивидуализации дошкольного образования». Цель: способствовать.
Коворкинг- пространство, как способ организации развивающей предметно-пространственной среды детского сада
Коворкинг- пространство, как способ организации развивающей предметно-пространственной среды детского сада.
МДОУ детский сад «Аленький цветочек»
ГО «Поселок Агинское»
Название проекта: Коворкинг- пространство, как способ организации развивающей предметно-пространственной среды детского сада.
Идея: Формирование образовательной среды через коворкинг-пространство.
Цель: Включение коворкинг-пространства в образовательную среду как новую форму организации инновационной деятельности в ДОУ через благоустройство территории детского сада
1. Способствовать развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми, обеспечению открытости работы детского сада для родителей, через коворкинг-пространство;
2. Развивать инициативу и творчество воспитанников, педагогов и родителей через организацию социально значимой деятельности;
3. Преобразовать и благоустроить территорию детского сада в соответствии с современными, требованиями, улучшить художественное оформление участка ДОУ, создать свой «образ» территории детского сада «Аленький цветочек»;
4. Содействовать нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию дошкольников, привлечь детей к опытно-экспериментальной деятельности.
по благоустройству территории детского сада.
· создание и апробация модели коворкинг-пространства;
· повышение эффективности процесса воспитания и развития детей (повышение качества образования через активное внедрение инновационных технологий в воспитательно-образовательный процесс);
· включение педагогов в инновационную деятельность в области организации сотрудничества с родителями (законными представителями) через образовательный коворкинг;
· заинтересованность и компетентность родителей (законных представителей) в инновационной образовательной практике ДОУ;
· создание благоприятных и безопасных условий для отдыха, занятий спортом, игры и экспериментирования детей;
· благоустройство территории и эстетическое оформление участков в ДОУ;
· повышение уровня экологической культуры педагогов, воспитанников и родителей.
Заключается в признании приоритета взаимоотношений семьи и образовательного учреждения, а именно новой формы сотрудничества, взаимодействия и доверительности посредством проектирования коворкинг- пространства в образовательную среду для реализации образовательных возможностей дошкольников.
Сроки реализации проекта: апрель 2019 – сентябрь 2020г.
Участники проекта: педагоги и сотрудники ДОУ, воспитанники, родители воспитанников, общественность.
«Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»
В.А.Сухомлинского с уверенностью можно назвать педагогом-новатором, т.к. его труды и изречения почти век не теряют своей актуальности до настоящего времени.
Приведенное в качестве эпиграфа высказывание, с удивительной точностью отражает необходимые требования к условиям, в которых ребенок сможет успешно развиваться. Ребенку просто необходимо пространство для творчества и фантазий, для игровой и физической активности, для получения позитивного разнообразного личного опыта.
С целью полноценного осуществления основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ одной из задач которой является совершенствование развивающей предметно-пространственной среды, разработан проект благоустройства территории дошкольного образовательного учреждения.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) развивающая предметно-пространственная среда представляет собой часть образовательной среды, представленной специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Наш детский сад находится в постоянном поиске инновационных подходов к созданию такой предметно-развивающей среды, которая стала бы движущей силой развития и становления личности ребенка, выявления и развития его способностей. Именно детском саду ребенок получает опыт общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, но нас не устраивает, что общение детей сводится только к общению со сверстниками, одногруппниками.
Мы стали искать пути решения сложной ситуации и обратились к иновационным методам организации развивающего пространства, с успехом применяющихся в школьном образовании. Адаптация школьных методов организации пространства позволила также решить вопрос преемственности школьного и дошкольного образования.
Речь идет об организации в пространстве ДОУ «коворкинг зон и центра».
Термин «коворкинг» пришел к нам из английского языка и буквально означает «совместно работающие» [co-working]. В образовательной организации коворкинг – это зона обучения в сотрудничестве, зона взаимодействия и развития способностей обучающихся. Помимо комфортного места для учебы, здесь созданы возможности для общения, обмена опытом и даже отдыха. Это может быть одним из ресурсов повышения качества образования.
В условия детского сада метод организации «коворкинг зон и центра» конечно новшество. Важно, что «коворкинг зона» позволяет поставить общение ребенка и родителя на новый уровень. Родитель, как правило, посещает детский сад только ради того, чтобы привести и забрать ребенка из ДОУ. Родительские собрания, концерты, мастер классы и другие формы работы также имеют место быть.
Перенимая опыт школы, мы обратили внимание, что чаще «коворкинг зоны» организовывают не только в здании школы (в коридорах, в школьной библиотеке), но и на территории школы. Окружающая ребенка образовательная среда, в том числе и территория детского сада это часть образовательной среды, в которой протекает процесс социализации, воспитания и развития личности ребенка. Это важная составляющая в жизни детей-дошкольников, здесь они проводят значительную часть всего своего времени. От того насколько ухоженной, красивой и разумно спроектированной будет территория учреждения, во многом зависит то, с каким настроением зайдет ребенок в детский сад, насколько интересно и радостно проживет каждый день. Эта среда должна быть функциональна и комфортна для ребенка, так как не только является составляющей частью процесса обучения, но и местом проведения свободного времени. Под благоустройством и озеленением территории детского сада подразумевается не только обеспечение благоприятных и безопасных условий для проведения спортивных занятий, отдыха, игр и развлечений дошкольников, но и создание привлекательного с эстетической точки зрения облика участка. Красиво оформленный, окружённый зеленью и ухоженный участок, улучшает настроение, повышает жизненный тонус, положительно влияет на здоровье детей и воспитывает в детях чувство прекрасного, любовь к природе и родному краю.
Территория нашего детского сада обширна и разнопланова. Проблема благоустройства территория актуальна, так как детский сад функционирует с 2008 года, а в 2019 году возведен дополнительный корпус, и поэтому территория детского сада была полностью перепланирована.
Реализация проекта по озеленению и благоустройству территории детского сада облегчит решение задач формирования и развития экологической культуры.
Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является правильное психическое развитие ребенка, создание в ДОУ благоприятного психологического климата. Этому способствуют гуманизация среды ДОУ, создание интерьеров, фасадов, фрагментов участков, по характеру напоминающих жилую среду.
Коллектив ДОУ решил создать индивидуальный облик территории, соответствующий законам организации пространства под открытым небом. Для этого в апреле 2019 году среди родителей воспитанников был объявлен конкурс проектов по благоустройству территории детского сада «Территория детства». На основании проектов-победителей был создан совместный план-схема благоустройства территории, утвержденный на общем родительском собрании.
Создание единого пространства детей, педагогов и родителей должно способствовать формированию у детского и взрослого населения чувства ответственности, любви к малой родине и сознательного отношения к окружающему.
Таким образом, создание и апробации модели коворкинг-пространства на примере благоустройства территории детского сада решает задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей, а также используется в целях активизации творческого потенциала всех участников образовательного процесса.
План мероприятий по реализации проекта
Статья «Коворкинг центр» как способ организации предметно-пространственной развивающей среды»
«Коворкинг центр» как способ организации
предметно-пространственной развивающей среды»
МБДОУ «Россияночка», п.Чернянка
«Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»
В.А.Сухомлинского с уверенностью можно назвать педагогом-новатором, т.к. его труды и изречения почти век не теряют своей актуальности до настоящего времени.
Приведенное в качестве эпиграфа высказывание, с удивительной точностью отражает необходимые требования к условиям, в которых ребенок сможет успешно развиваться. Ребенку просто необходимо пространство для творчества и фантазий, для игровой и физической активности, для получения позитивного разнообразного личного опыта.
Исследования, направленные на поиск позитивных условий предметно-развивающей среды необходимых для развития личности ребенка начали проводится давно, а термин «предметно-развивающая среда» появился в педагогике в конце 80-х годов 20 столетия. В широком смысле развивающая среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности, понимаемый как социализация.
Стоит отметить, что ФГОС ДО в качестве требований к развивающей предметно-пространственной среде выдвигают: вариативность, полифункциональность, трансформируемость, насыщенность, доступность, безопасность. Соблюдая эти требования к развивающей среде, действительно можно обеспечить ребенку нахождение в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества.
Стремление обеспечить детям достойное проживание ими периода дошкольного детства, создавать условия, провоцирующие развитие разносторонней личности, говорит о переходе образовательной системы к гуманному подходу. Личность ребенка становится центром внимания, и все условия развивающей среды направлены на развитие творческой, самостоятельной, уверенной и гармоничной личности. Условия детского сада призваны стать приближенными к домашним условиям. Ребенок становится субъектом взаимоотношений, педагог его партнером. Партнерство возможно лишь в комфортных условиях, в условиях доверия.
Наш детский сад находится в постоянном поиске инновационных подходов к созданию такой предметно-развивающей среды, которая стала бы движущей силой развития и становления личности ребенка, выявления и развития его способностей. Именно детском саду ребенок получает опыт общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, но нас не устраивает, что общение детей сводится только к общению со сверстниками, одногруппниками.
Мы стали искать пути решения сложной ситуации и обратились к новационным методам организации развивающего пространства, с успехом применяющихся в школьном образовании. Адаптация школьных методов организации пространства позволила также решить вопрос преемственности школьного и дошкольного образования.
Речь идет об организации в пространстве ДОО «коворкинг зон и центра».
Термин «коворкинг» пришел к нам из английского языка и буквально означает «совместно работающие» [co-working]. В образовательной организации коворкинг – это зона обучения в сотрудничестве, зона взаимодействия и развития способностей обучающихся. Помимо комфортного места для учебы, здесь созданы возможности для общения, обмена опытом и даже отдыха. Это может быть одним из ресурсов повышения качества образования.
В условия детского сада метод организации «коворкинг зон и центра» конечно новшество. Важно, что «коворкинг зона» позволяет поставить общение ребенка и родителя на новый уровень. Родитель, как правило, посещает детский сад только ради того, чтобы привести и забрать ребенка из ДОУ. Родительские собрания, концерты, мастер классы и другие формы работы также имеют место быть.
Перенимая опыт школы, мы обратили внимание, что чаще «коворкинг зоны» организовывают в школьной библиотеке. Пространство библиотеки условно разделяют на зоны: архивную, интерактивную, зону презентаций. Выделение подобных зон позволяет использовать условия библиотеки не прямо по ее предназначение, а значительно шире. Здесь можно читать, готовить презентации и публичные выступления, «репетируя» при этом на глазах у публики, знакомиться, общаться и отдыхать.
Организация «коворкинг зон» требует тщательной организаторской деятельности педагогов, т.к. призвана стать интересным местом провождения времени ребенка с семьей и детьми разного дошкольного возраста. Если ребенку интересно, он привлекает родителя – это закономерность.
При создании в нашем детском саду данного центра была выделена отдельная группа, которая также совмещает в себе кабинет психолога, что очень удачно. Нами были разработаны правила взаимодействия в рамках «коворкинг центра», которые также направлены на обеспечение безопасности всех ее участников.
«Коворкинг центр» предполагает оснащение пространства разнообразными формами активности, т.е. разделение группы на несколько зон. В нашем «коворкинг центре» выделены следующие зоны:
Зона «Сказочная поляна», которая оформлена яркими сказочными мотивами. Здесь также имеется библиотека сказок, место для чтения и рисования по сказочным сюжетам. Родители и дети могут читать, рассказывать друг другу сказки, более старшие дети могут более младших удивить новыми историями и сюжетами. Организован также обмен книгами, рисунками, раскрасками.
Зона «Театральная». Данная зона оснащена театральной ширмой и разными видами театра, а также масками и куклами. Дети совместно с родителями могут разыграть знакомый сюжет, мастерить маски для домашнего театра, подружиться в процессе всего этого действа с новыми людьми. Возможна организация импровизированного театра, когда актеры выбираются по считалочке, а остальные исполняют роль зрителей. Хорошей мотивацией актеров может стать подарок видеозаписи всего происходящего «на сцене».
Зона «Психологической разгрузки», непосредственно кабинет психолога, который сам по себе является ярким пятном детского сада. В кабинете собраны картотеки различных игр, много наглядных пособий, полезных идей и задумок, которые родители могут взять на вооружение. Работа психолога в коворкинг центре направлена на снятие эмоционального напряжения, консультирование родителей по интересующим их вопросам.
Важно, что в коворкинг центре нет жестких границ: здесь можно легко перемещаться, передвигать мебель, расширять и сужать зоны, за считанные минуты видоизменяя пространство.
Коворкинг центр создает возможность для развития личности и ребенка, и родителя через знакомство с новыми людьми, с новыми способами общения и взаимодействия. Это прекрасный способ социализации ребенка.
И главное, такие коворкинг центры можно создать в любом образовательном учреждении, кардинально его не изменяя. Коворкинг центр стал интересным способом организации группы кратковременного пребывания в период адаптации ребенка к условиям ДОУ.
Киреева, Л.Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы / Л.Г. Киреева // Учитель. – 2009.
Марецкая, Н.И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольника / Н.И. Марецкая// Детство-Пресс. – 2010.
Петровская, В.А. Построение развивающей среды в ДОУ / В.А. Петровская // Москва. – 2010.
Ясвин, В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин // Москва. – 2000.