крамолу ковать что значит

13 непонятных слов и выражений из «Слова о полку Игореве»

Грамотность на «Меле»

«Слово о полку Игореве» — поэма, в которой рассказывается о неудачном походе русских князей на половцев — была написана, предположительно, в XII веке и изучается в 7-м классе на уроках литературы. Несмотря на то что современный перевод был сделан в XX веке, в тексте поэмы встречается множество слов и выражений, которые, скорее всего, не знакомы семиклассникам и их родителям.

крамолу ковать что значит. Смотреть фото крамолу ковать что значит. Смотреть картинку крамолу ковать что значит. Картинка про крамолу ковать что значит. Фото крамолу ковать что значит

Все пути им ведомы,

С «яругой» все просто: в переводе с польского языка это «овраг». В Древней Руси слово употреблялось в том же смысле.

крамолу ковать что значит. Смотреть фото крамолу ковать что значит. Смотреть картинку крамолу ковать что значит. Картинка про крамолу ковать что значит. Фото крамолу ковать что значит

Уж лиса на щит червлёный брешет,

Стон и скрежет в сумраке ночном…

«Червлёный» — это слово, которое используется в геральдике (историческая дисциплина, изучающая гербы) и означает любой оттенок красного цвета.

крамолу ковать что значит. Смотреть фото крамолу ковать что значит. Смотреть картинку крамолу ковать что значит. Картинка про крамолу ковать что значит. Фото крамолу ковать что значит

Захватили золота без счёта,

Груду аксамитов и шелков,

Вымостили топкие болота

Япанчами красными врагов.

Слово «аксамит» происходит от греческих «шесть» и «нить». Так в Древней Руси называли плотную ворсистую, напоминающую бархат ткань из шёлка и золотой или серебряной нити. Чтобы выдержать тяжесть золота и серебра, ткань формировали из шести обычных нитей — двух основных и четырёх уточных (поперечных).

«Япанча», или «епанча», в переводе с тюркского языка означает «плащ» или «накидку». Это древнерусская одежда, представляющая собой длинный широкий плащ без рукавов. Епанчи считались одеждой зажиточных людей.

крамолу ковать что значит. Смотреть фото крамолу ковать что значит. Смотреть картинку крамолу ковать что значит. Картинка про крамолу ковать что значит. Фото крамолу ковать что значит

Берега Немиги той проклятой

Почернели от кровавых трав —

Не добром засеял их оратай,

А костями русскими — Всеслав.

«Оратай» — это устаревшее название пахаря, человека, который пашет землю. Слово также встречается в одном из стихотворений Афанасия Фета:

Оглянись: сошла вода,

Зимний дождь не хлещет боле;

На горах опять стада,

И оратай вышел в поле.

крамолу ковать что значит. Смотреть фото крамолу ковать что значит. Смотреть картинку крамолу ковать что значит. Картинка про крамолу ковать что значит. Фото крамолу ковать что значит

А в степи, с ордой своею дикой

Серым волком рыская чуть свет,

Старый Гзак на Дон бежит великий,

И Кончак спешит ему вослед.

Гзак — это имя половецкого хана, который руководил половцами, жившими в XII веке на берегах Дона. Кончак — тоже половецкий хан примерно из тех же краев, с Дона и Придонья. Кончак известен набегами на Киев и Переяславль и вмешательством в междоусобные распри русских князей, привлекавших военную силу половцев.

крамолу ковать что значит. Смотреть фото крамолу ковать что значит. Смотреть картинку крамолу ковать что значит. Картинка про крамолу ковать что значит. Фото крамолу ковать что значит

Вот Стрибожьи вылетели внуки —

Зашумели ветры у реки,

И взметнули вражеские луки

Тучу стрел на русские полки.

Стрибог —это языческий бог древних славян, который традиционно считается богом ветра или воздуха. Соответственно, «стрибожьи внуки» — это ветра.

крамолу ковать что значит. Смотреть фото крамолу ковать что значит. Смотреть картинку крамолу ковать что значит. Картинка про крамолу ковать что значит. Фото крамолу ковать что значит

Где ты ни проскачешь, тур, шеломом

Золотым посвечивая, там

Шишаки земель аварских с громом

Падают, разбиты пополам.

«Шелом» — это русский средневековый шлем, отличительной чертой которого была высокая сфероконическая форма. До того как стать фирменным знаком русских богатырей, такие шлемы, отлитые или выкованные из бронзы, использовали воины Ассирии в третьем тысячелетии до нашей эры.

«Шишак» — это шлем круглой формы с высоким навершием (что-то вроде антенны на макушке). Наибольшее распространение в русском войске шишаки получили в XVI веке, а в XVII форма этих шлемов изменилась на металлические наголовья западноевропейского образца.

крамолу ковать что значит. Смотреть фото крамолу ковать что значит. Смотреть картинку крамолу ковать что значит. Картинка про крамолу ковать что значит. Фото крамолу ковать что значит

Прозван Гориславичем в народе,

Князь Олег пришёл на Русь, как ворог,

Внук Даждь-бога бедствовал в походе,

Век людской в крамолах стал недолог.

Слово «крамола» может означать как бунт, мятеж или восстание, так и все, что противозаконно, запрещено или предосудительно. Здесь имеются в виду частые войны, из-за которых умирало много людей.

крамолу ковать что значит. Смотреть фото крамолу ковать что значит. Смотреть картинку крамолу ковать что значит. Картинка про крамолу ковать что значит. Фото крамолу ковать что значит

День и ночь над полем незнакомым

Стрелы половецкие свистят,

Сабли ударяют по шеломам,

Копья харалужные трещат.

Слово «харалуг» в переводе с персидского языка означает «булат» или «сталь». Соответственно, речь идет о копьях со стальными наконечниками.

крамолу ковать что значит. Смотреть фото крамолу ковать что значит. Смотреть картинку крамолу ковать что значит. Картинка про крамолу ковать что значит. Фото крамолу ковать что значит

В третий день к полудню стяги пали,

И расстался с братом брат родной

На реке кровавой, на Каяле.

Недостало русичам вина,

Славный пир дружины завершили —

Напоили сватов допьяна

Да и сами головы сложили.

Степь поникла, жалости полна.

«Стяг» — это воинское знамя в Древней Руси, которое представляло собой шест с укрепленным на нем пучком конских волос, клином яркой ткани и фигуркой животного или другим предметом, хорошо видным издалека.

крамолу ковать что значит. Смотреть фото крамолу ковать что значит. Смотреть картинку крамолу ковать что значит. Картинка про крамолу ковать что значит. Фото крамолу ковать что значит

8 устаревших слов из «Недоросля», которые нам приходится гуглить

Источник

Вадим Муратханов: «Ведь крамолу не куют, если сухость и уют»

Вадим Муратханов родился в 1974 году в Бишкеке.

Окончил факультет зарубежной филологии Ташкентского государственного университета.

Стихи публиковались в журналах: «Новый мир», «Дружба народов», «Октябрь», «Арион», «Звезда», «Знамя», «Звезда Востока», «Восток Свыше», «Интерпоэзия», «ШО», «Иерусалимском журнале», «Дети Ра», «Литературная учеба», «Современная поэзия», «Вавилон», в различных поэтических антологиях.

Вышли сборники стихов: «До сумерек», «Непослушная музыка», «Портреты», «Ветвящееся лето», «Испытание водой», «Приближение к дому», «Узбекские слова», «Цветы и зола».

Принимал участие в учреждении «Ташкентской поэтической школы», альманаха «Малый шёлковый путь», Ташкентского Открытого фестиваля поэзии. Создатель сайта «Два берега — современная русскоязычная поэзия Узбекистана».

Работал сотрудником журналов: «Звезда Востока», «Новая Юность», «Интерпоэзия», «Арион».

Творчество отмечено премией «Московский счет».

Молла-Кора. Стоячая река.

Здесь можно плавать, не умея плавать.

По глади матовой скользят, как облака,

не подымая брызг, чтоб не заплакать,

купальщики. Здесь трудно верить в боль

обид, измен, в дыхание азарта.

+45. В июле держит соль

надежней мягкотелого асфальта.

Еще есть вышки в двух часах езды,

качающие нефть для стран неблизких.

И больше — ничего. И нет воды,

кроме твоей, до самых волн каспийских

На недавних поэтических «Полюсах» в Музее-квартире Алексея Толстого слайд-шоу:

Выступление поэта произвело на слушателей сильное впечатление, видео-фильм:

Основной парадокс налицо: выход за пределы обыденного лишь открывает иную обыденность, более глубокую и естественную. То, что казалось природным, обнажает собственную искусственность, иллюзией оказываются именно те усилия, которые, казалось бы, призваны оберегать от иллюзорной поверхностности и прямой лжи. поэзия – вовсе не средство обрести особый «авангардный» дар самовитого слова и угловато смещенного зрения, не путь к тому, чтобы «смазать карту будня», но, напротив, – средство воскрешения первоначальных традиционных способностей зрения и суждения, поначалу (некогда в прошлом) очевидных, но впоследствии замутненных внешними и внутренними обстоятельствами, препятствиями. ».

Поэты и критики Андрей Пермяков и Аркадий Штыпель делятся: «Вадим Муратханов пришел к читателю одновременно с декларацией, объясняющей, в чем же состоят особенности совсем нового тогда поэтического течения: «Прежде всего, в углубленном — «детском» — восприятии ткани пространства и времени, когда рамки каждого предмета, каждого мгновения раздвигаются до громадности.

Авторам Ташкентской школы присуще обостренное чувство прошлого, индивидуальной истории, поэтизация детства, стремление если не обратить время вспять, то, по крайней мере, осмыслить утраченное.

Замкнутое пространство вагона, комнаты, скворечника или улья, часто фигурирующее в произведениях поэтов ташкентской школы, — не что иное, как попытка укрыться от бога времени, любой ценой сохранить образ и воздух малой родины; это вечный поиск дороги домой. ».

Поэт Даниил Чкония подчеркивает: «Способность видеть мир, следить за событиями, «наблюдая» за своими реакциями, пропуская все это сквозь художническое осмысление жизни, превращает «картинку» в сюжет эпической картины. Движение поэтической мысли охватывает, осмысливает огромный путь от новозаветного сюжета до факта и событий нынешних времен с непрекращающимся спором и сражением той изначальной проповеди любви, ее творением в жизни, против зла, ненависти и бессмыслия. При этом Муратханову удается совмещать «общий план» философского мировосприятия с «крупным планом» психологического портрета.

Кажется, достигнута точка высшего нравственного напряжения? Но достигнута ли цель этой победы? Животворна ли она? Не страшен ли итог? Не сомнительна ли победа? Тяжкие вопросы не боится задавать себе и нам поэт, и нет ни у него, ни у нас очевидного, утоляющего боль и тоску сомнений, ответа. ».

И все же будем надеяться, что истина и путь спасения на сей раз могут открыться в самом чтении стихов:

Источник

Интерактивный тест по «Слову о полку Игореве»

крамолу ковать что значит. Смотреть фото крамолу ковать что значит. Смотреть картинку крамолу ковать что значит. Картинка про крамолу ковать что значит. Фото крамолу ковать что значит

Под редакцией Т.Ф. Курдюмовой

Тест создан с помощью образовательного онлайн-сервиса

Оценить уровень сформированности образовательных результатов обучающихся по теме «Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве»

Выявить качество и уровень владения знаниями и умениями, полученными на уроках по изучению темы «Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве»

Совершенствовать умение анализировать языковой материал, обобщать его и делать выводы; формировать навыки самоконтроля

Способствовать формированию ответственного отношения к учебной деятельности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий;

способствовать воспитанию культуры учебного труда

Воспитывать ценностное отношение к русскому языку как хранителю культуры

Познавательные: производить поиск и выделение необходимой информации; осуществлять построение логической цепи рассуждений

Регулятивные: выбирать действия и необходимые ресурсы для выполнения задания, составлять алгоритм выполнения задания

Коммуникативные: определять индивидуальные цели и пути их достижения; осуществлять самоконтроль

Актуализировать и систематизировать знания по изученной теме: знать содержание, проблематику произведения, композицию, жанровое своеобразие, выразительные средства языка, уметь анализировать текст

Урок контроля знаний и умений

В тесте используются фрагменты «Слова о полку Игореве». Также во время выполнения теста учащиеся могут пользоваться произведением в полном объеме. Перевод Д.С. Лихачёва.

крамолу ковать что значит. Смотреть фото крамолу ковать что значит. Смотреть картинку крамолу ковать что значит. Картинка про крамолу ковать что значит. Фото крамолу ковать что значит

крамолу ковать что значит. Смотреть фото крамолу ковать что значит. Смотреть картинку крамолу ковать что значит. Картинка про крамолу ковать что значит. Фото крамолу ковать что значит

крамолу ковать что значит. Смотреть фото крамолу ковать что значит. Смотреть картинку крамолу ковать что значит. Картинка про крамолу ковать что значит. Фото крамолу ковать что значит

крамолу ковать что значит. Смотреть фото крамолу ковать что значит. Смотреть картинку крамолу ковать что значит. Картинка про крамолу ковать что значит. Фото крамолу ковать что значит

1. Расположите в хронологическом порядке названия эпизодов «Слова о полку Игореве».

А) Возвращение Игоря на поле боя ради помощи Всеволоду.

Б) Солнечное затмение.

В) Сообщение бояр Святославу о поражении Игоря.

Г) Победа русских над половецкими полками и богатая добыча.

2. Прочитайте фрагмент:

Коня в полночь Овлур свистнул за рекою;

велит князю разуметь: не быть Игорю в плену.

вежи половецкие задвигались.

А Игорь князь поскакал

горностаем к тростнику

и белым гоголем на воду.

Вскочил на борзого коня

и соскочил с него серым волком.

И побежал к излучине Донца,

и полетел соколом под облаками.

Немало тебе величия, а Кончаку нелюбия,

а Русской земле веселия!»

«О Донец! Немало тебе величия,

лелеявшему князя на волнах,

стлавшему ему зеленую траву

на своих серебряных берегах,

одевавшему его теплыми туманами

под сенью зеленого дерева. »

3. Прочитайте фрагмент:

Коня в полночь Овлур свистнул за рекою;

велит князю разуметь: не быть Игорю в плену.

вежи половецкие задвигались.

А Игорь князь поскакал

горностаем к тростнику

и белым гоголем на воду.

Вскочил на борзого коня

и соскочил с него серым волком.

И побежал к излучине Донца,

и полетел соколом под облаками.

Немало тебе величия, а Кончаку нелюбия,

а Русской земле веселия!»

«О Донец! Немало тебе величия,

лелеявшему князя на волнах,

стлавшему ему зеленую траву

на своих серебряных берегах,

одевавшему его теплыми туманами

под сенью зеленого дерева. »

Укажите средства речевой выразительности, которые использует автор «Слова…» в приведенном выше фрагменте.

А) эпитет Б) гипербола В) олицетворение Г) оксюморон

4. Напишите имя половецкого хана, ставшего сватом Игоря: сын князя Владимир Игоревич вступил в брак с дочерью этого хана.

5. Напишите название природного явления, которое автор «Слова…» использует в композиции как зловещее предзнаменование Игорю, собирающемуся в поход против половцев.

6. Прочитайте фрагмент:

Начнём же, братья, повесть эту

от старого Владимира до нынешнего Игоря,

который скрепил ум силою своею

и поострил сердце своё мужеством,

исполнившись ратного духа,

навёл свои храбрые полки

на землю Половецкую

Тогда Игорь взглянул

и увидел, что оно тьмою

воинов его прикрыло.

И сказал Игорь-князь

чем пленённым быть;

Страсть князю ум охватила,

и желание отведать Дон Великий

заслонило ему предзнаменование.

«Хочу, сказал, копье преломить

на границе поля Половецкого,

с вами, русичи, хочу либо голову сложить,

либо шлемом испить из Дона».

Как в приведенном фрагменте выражено авторское отношение к решению Игоря? Выберите верные утверждения.

А) Автор отмечает мужество и доблесть Игоря, исполнившегося «ратного духа», но в то же время укоряет его за то, что князь противопоставил личные интересы интересам Руси.

Б) Говоря о мужестве Игоря, автор замечает, что героя очень испугало солнечное затмение, и поэтому он обратился за помощью и поддержкой к дружине. Именно за это автор осуждает князя.

В) Вспоминая былые победы русских князей, автор сожалеет о том, что никто не откликнулся на призыв Игоря выступить против половцев, захвативших русские города.

Г) Повествуя о солнечном затмении, автор противопоставляет зловещее предзнаменование решимости Игоря и осуждает князя за тщеславие.

7. Прочитайте фрагмент:

Начнём же, братья, повесть эту

от старого Владимира до нынешнего Игоря,

который скрепил ум силою своею

и поострил сердце своё мужеством,

исполнившись ратного духа,

навёл свои храбрые полки

на землю Половецкую

Тогда Игорь взглянул

и увидел, что оно тьмою

воинов его прикрыло.

И сказал Игорь-князь

чем пленённым быть;

Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два литературоведческих термина, каждый в отведённом для него поле.

Речь Игоря, обращённая к дружине, богата средствами речевой выразительности: встречается характерная для «дружинной» речи (______________________) («сядем на коней»: сесть на коней означало выступить в поход). В синтаксисе встречается (___________________) («на землю Половецкую», «за землю Русскую», «поля Половецкого»).

8. Установите соответствие между персонажами «Слова о полку Игореве» и их поступками и характеристиками. Для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Поступки и характеристики персонажей

1. «Тогда великий изронил золотое слово, со слезами смешанное».

2. «А князь поскакал горностаем к тростнику и белым гоголем на воду. Вскочил на борзого коня и соскочил с него серым волком».

4. «Коня в полночь свистнул за рекою; велит князю разуметь: не быть Игорю в плену. Кликнула, стукнула земля, зашумела трава, вежи половецкие задвигались».

9. Прочитайте фрагмент:

И застонал, братья, Киев от горя,

а Чернигов от напастей.

Тоска разлилась по Русской земле,

печаль обильная потекла среди земли Русской.

А князья сами на себя крамолу ковали,

победами нарыскивая на Русскую землю,

сами брали дань по белке со двора.

Ибо те два храбрых Святославича,

уже коварство пробудили раздором,

которое перед тем усыпил было отец их,

Святослав грозный великий киевский,

прибил своими сильными полками

и булатными мечами;

пришёл на землю Половецкую,

притоптал холмы и овраги,

возмутил реки и озёра,

иссушил потоки и болота.

А поганого Кобяка из лукоморья,

из железных великих полков половецких,

словно вихрем исторг,

и пал Кобяк в городе Киеве,

в гриднице Святославовой.

Каковы, по мнению автора, последствия похода Игоря? Выберите верные утверждения.

А) Своим необдуманным походом и поражением в битве Игорь и Всеволод объединили усмирённых Святославом половцев, и теперь, окрылённые победой, они снова двинулись на Русь.

Б) Игорь и Всеволод, захватившие в первом бою богатую добычу, не смогли ее уберечь, и в смертельном сражении с половцами «потопили» все добытые богатства на дне Каялы.

Г) Большим горем обернулась для Русской земли попытка Игоря и Всеволода в одиночку овладеть берегами Дона: половцы, разбитые во время совершённого за год до того победоносного похода Святослава, сплотились и возобновили свои набеги.

10. Какое имя носит князь, которого автор «Слова о полку Игореве» называет Гориславичем за то, что он вёл принёсшие много горя междоусобные войны?

А) Олег Б) Ярослав В) Всеслав Г) Осмомысл

А) к солнцу Б) к ветру В) к месяцу Г) к Днепру

12. Кто из переводчиков «Слова о полку Игореве» изображён на иллюстрации?

крамолу ковать что значит. Смотреть фото крамолу ковать что значит. Смотреть картинку крамолу ковать что значит. Картинка про крамолу ковать что значит. Фото крамолу ковать что значит

А) Н.А. Заболоцкий Б) В.А. Жуковский В) К.Д. Бальмонт Г) Д.С. Лихачёв

13. Кто автор картины «После побоища Игоря Святославича с половцами»?

крамолу ковать что значит. Смотреть фото крамолу ковать что значит. Смотреть картинку крамолу ковать что значит. Картинка про крамолу ковать что значит. Фото крамолу ковать что значит

А) В.А. Серов Б) В.М. Васнецов В) В.И. Суриков Г) И.Е. Репин

14. «Слово о полку Игореве» является источником создания оперы «Князь Игорь». Кто автор этой оперы?

А) А.П. Бородин Б) М.П. Мусоргский

В) М.И. Глинка Г) П.И. Чайковский

Интерактивный тест состоит из 15 заданий. На выполнение работы отводится 40 минут.

Задание 1 на установление последовательности. Необходимо расположить названия эпизодов изученного произведения в хронологическом порядке.

Ответами к заданиям 2, 4, 5 является слово или несколько слов. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.

Задания 3, 6, 9 представляют собой множественный выбор. Из предложенных вариантов ответов выберите правильные утверждения.

В задании 7 заполните пропуски в тексте, запишите два литературоведческих термина. Каждый термин запишите в специально отведённом для него поле.

Задание 8 на установление соответствий. Необходимо установить соответствия между персонажами произведения и их поступками и характеристиками.

Задания 10, 11, 12, 13, 14 представляют собой одиночный выбор. Из четырёх предложенных вариантов ответа выберите один.

В задании 15 нужно составить слово. Запишите фамилию художника, перетаскивая буквы и ставя их в нужную позицию.

Во время выполнения теста разрешено пользоваться текстом художественного произведения.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь правильно выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *