красная черкесска что значит
Черкеска
Черке́ска (абх. акәымжәы ; азерб. Çuxa ; арм. չուխա ; груз. ჩოხა ; лезг. Чуха ; ингуш. чокхи ; кабард.-черк. цей ; карач.-балк. чепкен ; осет. цухъхъа (диг. цохъа) ; чеч. чокхиб [1] ) — русское название верхней мужской одежды — кафтана, которая была распространена в обиходе у многих народов Кавказа. Черкеску носили абазины, абхазы, адыги (черкесы), азербайджанцы, армяне, балкарцы, грузины, ингуши, кабардинцы, карачаевцы, осетины, чеченцы, народы Дагестана, терские и кубанские казаки. В настоящее время практически вышла из употребления как повседневная одежда, но сохранила свой статус как парадная, праздничная или народная.
Содержание
История
Покрой черкески
Исторические факты
См. также
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Черкеска» в других словарях:
ЧЕРКЕСКА — мужская одежда у народов Кавказа однобортный суконный кафтан без воротника, в талию со сборками, обычно немного ниже колен; на груди нашиты газыри кожаные гнезда для патронов. Была заимствована терскими и кубанскими казаками … Большой Энциклопедический словарь
ЧЕРКЕСКА — ЧЕРКЕСКА, черкески, жен. У черкесов и других кавказских горцев, а также у кубанских и терских казаков длинный узкий кафтан без ворота, затянутый в талии. «С Кавказа он опять явился в Москву, в черкеске с патронами на груди.» А.Тургенев. Толковый… … Толковый словарь Ушакова
ЧЕРКЕСКА — ЧЕРКЕСКА, и, жен. У кавказских горцев и казаков: узкий длинный кафтан, затянутый в талии, без ворота и с клинообразным вырезом на груди. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
черкеска — сущ., кол во синонимов: 3 • кафтан (33) • одежда (297) • чекмень (10) Словарь синонимов ASIS. В … Словарь синонимов
ЧЕРКЕСКА — верхняя мужская одежда у народов Кавказа суконный приталенный кафтан, расклешённый от талии, без воротника или со стоячим воротником, с узкими рукавами и газырями, в основном тёмного цвета, у знатных горцев белая или светло серая. см. также ЧУХА … Этнографический словарь
черкеска — черкеска, верхняя мужская одежда у народов Кавказа суконный приталенный кафтан, расклешённый от талии, без воротника или со стоячим воротником, с узкими рукавами и газырями, в основном тёмного цвета, у знатных горцев белая или… … Энциклопедия «Народы и религии мира»
черкеска — и; мн. род. сок, дат. скам; ж. У черкесов и других кавказских горцев, у кубанских и терских казаков: мужская верхняя одежда распашной однобортный суконный без ворота, затянутый узким ремнём в талии, со сборками и складками кафтан, с газырями на… … Энциклопедический словарь
Черкеска — верхняя мужская одежда у народов Кавказа суконный приталенный кафтан, расклешённый от талии, без воротника или со стоячим воротником, с узкими рукавами и газырями, в основном тёмного цвета, у знатных горцев белая или светло серая. См. также ЧУХА … Этнографический словарь
Черкеска — русское название верхней мужской одежды, распространённой в прошлом у многих народов Кавказа (грузины, черкесы, абхазы, цахуры и др.); была заимствована терскими и кубанскими казаками. Ч. ― распашной однобортный кафтан без ворота … Большая советская энциклопедия
Черкеска — ж. Верхняя, надеваемая поверх бешмета, узкая и длинная мужская одежда в виде распашного однобортного суконного без ворота кафтана с газырями на груди, затянутого узким ремнем в талии (у черкесов и других кавказских горцев, а также у кубанских и… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Значение слова «черкеска»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Черкеску носили черкесы или адыги (кабардинцы, черкесы КЧР, адыгейцы), абазины, абхазы, азербайджанцы, армяне, балкарцы, грузины, ингуши, чеченцы, осетины, карачаевцы, народы Дагестана, а также терские и кубанские казаки. В настоящее время практически вышла из употребления как повседневная одежда, но сохранила свой статус как парадная или праздничная.
ЧЕРКЕ’СКА, и, ж. У черкесов и других кавказских горцев, а также у кубанских и терских казаков — длинный узкий кафтан без ворота, затянутый в талии. С Кавказа он опять
явился в Москву, в черкеске с патронами на груди.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
черке́ска
1. этногр. национальная верхняя мужская одежда у всех народов Кавказа, а также кубанских и терских казаков — приталенный однобортный суконный кафтан со сборками, обычно распашной с открытой грудью, без воротника, с газырями на груди, длиной немного ниже колен, с широкими рукавами, затянутый узким ремнем в талии ◆ ― Лермонтов, ― начал читать первый, ― когда-то назвал кавказскую черкеску лучшим в мире нарядом для мужчин. Виктор Пелевин, «Миттельшпиль», 1991 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Потом он натянул на ноги легкие азиатские сапоги, надел черкеску, слегка пожурив жену, что газыри плохо протерты. Фазиль Искандер, «Сандро из Чегема (Книга 1)», 1989 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Я исполнил по сему приказанию, надел синюю куртку, такие же шаровары и черкеску красного цвета, препоясался саблею и в руки взял копье. В. Т. Нарежный, «Бурсак», 1822 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Горец распахнул полы черкески и вынул порыжелый кошель. Ильф, Петров, «Двенадцать стульев», 1927 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: златой — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Из истории черкески
Все права на данную статью принадлежат автору Гацолаевой Зарете Юрьевне
Использование материалов статьи, копирование статьи возможно только при прямой ссылке на автора.
Опубликовано на форуме с личного согласия автора.
Статья опубликована:
Мода и дизайн: исторический опыт — новые технологии. Материалы 7-й международной научной конференции / Под ред. Калашниковой Н.М. СПб.: СПГУТД, 2004. С.12-18
Как я любил, Кавказ мой величавый,
Твоих сынов воинственные нравы.1
Черкеска и весь сопутствующий ей комплекс мужской одежды, наверняка, уже хорошо знаком читателю, если не из научных источников, то по художественным произведениям классиков русской литературы, которые описали костюм горца широкому читателю ещё в XIX веке. Первыми и самыми ранними работами, посвящёнными описанию этого костюма, являются труды европейских исследователей, путешествовавших по Кавказу, в частности эта информация встречается у Дж. Интериано (к. XV в.) и ряда других исследователей. В общих этнографических очерках описание костюма даётся бегло и не четко. Авторы, имея в виду черкесский комплекс, порой ограничиваются понятием «общегорский костюм» в описании одежды народов Кавказа. Важная работа по изучению этого костюма была проведена Е. Н. Студенецкой. В своей книге «Одежда Народов Северного Кавказа» она приводит подробнейшее описание костюма XVIII — XX в.в., характеризуя отдельные его элементы, приводит их названия у различных этносов. В названных источниках рассматривается черкеска с точки зрения её функции, вместе с тем, значительный интерес, на наш взгляд, представляет история возникновения этого вида одежды. История костюма, объединившего племена разные по происхождению и языку.
Отвечая на вопрос о первоисточнике, большинство авторов называют очагом распространения черкески и всего комплекса мужской одежды Кабарду.2
Кабарда была и остаётся поныне для всех горцев школою хорошего тона и манер. И в прежние времена, занимая господствующее положение на Кавказе, Кабарда имела большое влияние на быт,обычаи, нравы соседних народов. Почти все авторы подчёркивали роль кабардинцев как законодателей моды на Кавказе. К тому же наиболее красноречиво в подтверждение роли черкес как первоисточника говорит само название – «черкеска».
Из работ европейских исследователей мы можем увидеть со стороны «воинственный народ черкесов», единственный представитель которого «может обратить в бегство 20 татар, а горсточка – целую толпу скифов», и в то же время узнать, что «нет в мире народа добрее этого или радушнее принимающего иностранцев». Мы узнаём, что их принимали за варваров, приносящих человеческие жертвы и неисправимо склонных к разбоям и грабежам, и одновременно знакомимся с мнением о том, что порядки, существовавшие у этого народа, вели его «к развитию, моральному и интеллектуальному, значительно превосходящему то, что достигнуто современной цивилизацией…»3
Черкеска и весь комплекс, как ни какой другой костюм, неразрывно связан с культурой адыгов. Своеобразием комплекса является «строгая и скромная цветовая гамма, та же строгость, чёткость и сухость линий, в покрое и орнаментации, точная локализация мест украшения в костюме, — всё это придаёт кабардинской одежде совершенно неповторимый облик изящества» — отмечает Е.Н. Студенецкая.4
Адыгскийкостюм состоял из нательной одежды (штаны и рубаха из однотонной ткани), верхних штанов, плечевой распашной одежды (бешмет) и главного элемента костюма – черкески, которая одевалась сверху.
Нательная одежда входила в состав нижнего белья только у зажиточного населения. Штаны состояли из двух сужающихся к низу штанин, между которыми вшивался большой ромбовидный клин. Он делал штаныудобными для верховой езды, быстрой ходьбы, бега. Такие штаны получили название«штанов с широким шагом». Их носили на вздёржке.
Рубаха имела туникообразный крой с разрезом на груди и мягким стоячим воротником (2-3 см.), который застёгивалсяна пуговицу.
Верхние штаны имели тот же вид что и нижние, они заправлялись в ноговицы, подвязывающиеся под коленом ремешками. Иногда ноговиц не было, и штаны были заправлены в кожаные чулки, на которые надевали кожаные же мягкие башмаки со швом. Парадная обувь делалась из красного сафьяна, украшалась галуном и плотно обтягивала ногу.
Бешмет был основой мужского костюма. Его шили по фигуре в талию. Он имел цельные плечи, прямую, гладкую цельную спинку, плотно облегавшую талию. Ниже талии бешмет плавно расширялся, что достигалось путём вшивания клиньев по бокам и сзади, (число их доходило до 7-8). Передки бешмета в средней части оставались цельными, такой покрой подчёркивал стройность фигуры, на что обращалось особое внимание. Длинна бешмета была различной, в среднем 8-10 см.выше колена. (Длинную одежду носили старики и служители религии). Бешмет имелвысокий (4-6 см.) простёганный стоячий воротник и длинный прямой разрез спереди, который от воротника до талии застёгивался на мелкие пуговицы и петли, изготовленные из тонкой тесьмы ручной работы. Длинные рукава, сужающиеся у кистей рук, также застёгивались на пуговицы и петли из тесьмы. Бешмет имел на груди нашивные карманы, а по бокам, вшитые боковые внутренние карманы ниже талии (различные варианты имели место).
Черкеска – суконная верхняя одежда шилась в талию с цельной спинкой, очень узкой у пояса, цельными передками и вставными боками. Она не имела воротника и оставляла открытой грудь. Длина её была ниже колен от 10 до 20 см. Черкеска застёгиваласьу пояса на 3 – 5 тесёмочных пуговиц и петель, не имела карманов, рукава её прямые и широкие спускались значительно ниже кистей рук.
Черкеска отличалась изяществом и своеобразной элегантностью. Она вполне соответствовала представлению горцев о красоте мужской фигуры, подчёркивала широкие плечи и тонкую талию, выявляла стройность, подтянутость, ловкость и силу. И скотовод, и охотник, и воин, и наездник одинаково удобно чувствовали себя в одежде, точно пригнанной по фигуре и не стесняющей движений. Главным щёгольством считалось, если черкеска была хорошо сшита и сидела, как влитая (лучшие мастерицы кроили черкеску «с одного взгляда»). Черкеску впервые шили подростку в 10-12 лет.5 В крестьянской среде черкесску шили «на вырост». Добротная, но мешковатая черкеска крестьянина служила предметом насмешек щёголей — дворян. Следует отметить, что в Кабарде насчитывалось11 сословий.6 Однако, одежда (черкеска) между ними по конструкции не различалась; на положение в обществе указывало качество ткани, отделка и цвет. Дж. А. Лонгвертпишет: «Поразительно единообразие их костюма, не только в целом, но и в мельчайших деталях и нюансах, что, придавая им, сходство как членам одной семьи, вместе с тем, является внешним выражением родства их чувств и обычаев, которые в действительности делают их единой семьёй…»7 Что касается цвета черкески, то этобыли естественные цвета шерсти: серый, коричневый, бурый, чёрный, бежевый, белый. На белую черкеску в кабардинском обществе существовал запрет. Её могли носить только высшие слои. В целом же такую сдержанную гамму и преобладание тёмных тонов в одежде можно считать характерной особенностью цветовых пристрастий адыгов. Само слово «пёстрый» в отношении одежды служило скорее порицанием, нежели похвалой.
Важной походной принадлежностью и однимиз древнейших (по Интериано)13 элементов костюма была бурка, представлявшая собой плащ из валенной шерсти. Про кабардинца можно было сказать, что он носит на плечах свой дом. Подстилая под себя один край бурки, другой полой он укрывался во время сна; в жару она защищала от палящих лучей солнца; из бурки в любой момент черкес мог соорудить себе укрытие наподобие шалаша; в дождь и снег она закрывала не только всадника, но и лошадь; а когда была не нужна, путник аккуратно сворачивал её в рулон и помещал позади седла.Бурки в основном были чёрные, изредка на заказ шились белые для высшей знати, которые ценились значительно дороже чёрных.
Шапки различной формы, делали в основном из овчины, при этом наиболее ценилась шкура ягнят. Все шапки шились на толстой стёганой подкладке и могли выдержать сильные сабельные удары.
Особым видом головного убора был башлык– капюшон в виде равнобедренного треугольника с отходящими с двух сторон широкими, длинными лопастями. Башлык носил любой мужчина, отправляющийся верхом или на подводе в путь.
Таким образом, адыгский костюм оказался наиболее приспособленным к быту и занятиям горца и представлял собой устойчивый комплекс черкески, бешмета, штанов на вздёржке, ременного пояса, бурки, башлыка, шапки (папахи), ноговиц и мягкой обуви.
Очень важную роль здесь сыграло свойственное кабардинцам чувство ансамбля. Хан – Гирей отмечал: «Мужская одежда у черкес красотою и удобством превосходит все одеяния, мне известные, не только в Азии, но и в Европе, где просвещение процветает и где всё, кажется, должно бы быть лучше, нежели у народа полудикого, стесненного предрассудками…»14
Черкесский комплекс мужской одежды стал эталоном мужественности, олицетворял собой гордость и благородство. Он оказался настолько соответствующим идеалу мужской одежды для стран востока, что начал усиленно распространяться среди соседей кабардинцев и к концу XVIII в. утвердился среди всех народов Кавказа. Этому распространению способствовало господствующее положение Кабарды на Северном Кавказе. Однако вряд ли можно этой же причиной объяснить распространение черкески в XIX столетии в Грузии, Азербайджане и отчасти в Армении. Видимо, здесь имела место другая причина, а именно – соответствие данного типа одежды условиям жизни и идеалам народов Закавказья. «Одежда у черкесов, принятая в настоящее время всеми жителями Кавказа, лёгкая, элегантная и наилучшим образом приспособлена для езды верхом и военных походов», — отмечает Ж.- Ш. Бесс.15
Удобство черкески и всего мужского костюма в целом подтверждается тем, что терские, а за ними кубанские, донские и татарские казаки переняли его полностью. Е. Вейденбаум писал, что «все горцы Северного Кавказа, а за ними и казаки заимствовали у Кабарды форму одежды, вооружения, посадку на коне и т.д. и внимательно следят за изменением капризной кабардинской моды».16
Позднее в 40-х годах XIX века этот костюм был утверждён как воинская форма всех казачьих войск на Кавказе. Такое официальное признание, если можно так сказать, ещё более укрепило авторитет и повысило рейтинг данной одежды.
Следует заметить, что «завоевывая» Кавказ и казачество в XIX в., черкеска значительно раньше начала своё движение в глубь Русского государства.
По сведениям историков Россию с Кабардой связывала торговля купцов в Кафе и других торговых центрах ещё в X – XI веках. В XVI в., как только Россия стала расправлять плечи как держава, адыги обратились к ней, надеясь на тесный союз ивзаимопомощь против Османской империи и её вассала – Крымского ханства. В те времена международное положение адыгов всё более обострялось. Турция воевала против Персии за овладение Закавказьем, а их армады проходили туда и обратно через земли адыгов, по пути нанося им опустошение; нескончаемы были набеги Крыма на Россию и Северный Кавказ. В этих условиях отношения адыгов с Россией развивались довольно быстро.
В июле 1557 года в Москву прибыло кабардинскоепосольство, снаряжённое Т. Идаровым для проведения переговоров, результатом которых был взаимовыгодный военно –политический союз между Русским государством и Кабардой.17 В 1561 году Иван Грозный женился на дочери Т. Идарова, что ещё более укрепило русско-кабардинские отношения. Кабарда сохранила все свои местные права, оставаясь независимой, и была связанна с русским царём лишь обязательством военнойслужбы.18
Черкеска
Черкеска
Черкеска — характерная составная часть мужского костюма народов Северного Кавказа и Закавказья. В прошлом столетии она пользовалась огромной популярностью среди некоторых кавказских народов, а также кубанских казаков. Её использовали в качестве повседневной одежды и военной формы, но в современное время предпочитают ее надевать на различные праздники.
Что из себя представляет черкеска
Черкеска всегда считалась лучшим выбором:
В свою очередь, эта одежда представляет собой однобортный распашной кафтан из темного тонкого фабричного сукна без ворота с конусообразным вырезом горловины. Скроенный в талию со сборками и сборками. Обычно подпоясывался узким ремнем. Длина до колен. Рукава длинные, вниз расширены. На груди по обе стороны нашиты газырями, кожаные гнезда для ружейных патронов, которые позже были заменены деревянными трубочками. Сохраняется как народная праздничная одежды, а также используется в национальных танцевальных ансамблях.
На сегодняшний день черкеска является обязательной составляющей гардероба любого казака. Их носят не только в праздничные дни, но и в обычной жизни. Именно казачья черкеска передает те же предпочтения и патриотические настроения, веру и силу России, которые мы получили от прошлых поколений, для сохранения и совершенствования для будущих.
Как выбрать и купить черкеску
Заказать черкеску можно в интернет-магазине «Казачий хутор». У нас есть несколько вариантов для всех любителей старинной атрибутики.
Интернет-магазин «Казачий хутор» обладает следующими преимуществами:
Чтобы купить черкеску, необходимо:
Если вы решили купить черкеску, но у вас ещё остались вопросы, то можете узнать позвонив нам по контактному телефону +7-902-40-90-820
Кавказская черкеска. Не просто обмундирование
Кавказская черкеска — это не просто военное обмундирование или повседневная функциональная одежда. Это настоящий образ жизни, определённая философия, демонстрация приверженности к древней традиции. Надевая черкеску, мужчина солидаризируется с историей целого региона, целого пласта истории российской державы. Черкеска была для мужчины второй кожей. Именно поэтому, когда её время ушло, казалось, будто с военного сословия, особенно на Кавказе, содрали кожу.
Происхождение черкески и её «классический» вид
Восточные корни черкески подчёркнуты тем, что в могильниках, исследованных советскими археологами, костюмы, напоминающие черкеску, были сшиты из иранских и согдийских тканей. Впрочем, встречались образцы черкесок, созданные из китайских и византийских тканей.
При этом происходила своеобразная эволюция черкески, поэтому самые старинные её образцы порой напоминали общеизвестный кафтан весьма отдалённо. К тому же черкески быстро распространились по всему Кавказу, приобретая у каждого народа свои особенности. В 1841-м году художник Григорий Григорьевич Гагарин отправился на Кавказ, но в качестве военнослужащего, будучи прикомандированным к экспедиции генерала князя Александра Чернышёва. Несмотря на военные действия, Гагарин составил множество портретов местного населения в национальной одежде. Мы можем увидеть, что у кабардинца черкеска оранжевая, у черкеса серая, длиной по колено и с ярко-зелеными газырями, у натухайца низ платья словно намеренно порван, а у азербайджанца рукава разрезаны до плеча и свисают вдоль туловища.
Не менее интересны изыскания польского писателя и археолога Яна Потоцкого, который посетил Кавказ в начале 19-го века и оставил своеобразные зарисовки о той поездке, правда, менее изящные, нежели портреты Гагарина. Осетин у него изображен в короткой черкеске без выреза на груди, а ее борта были стянуты тремя парами завязок. Ингуш одет в черкеску с воротником-стойкой, а чеченцы изображены в коротких до колена черкесках с узкими рукавами.
Однако вернёмся к хорошо знакомой нам «классической» черкеске. На адыгском языке черкеску называют «цый». Она представляет собой распашной вид верхней мужской одежды, надеваемый поверх бешмета (стёганый, глухо застёгнутый полукафтан, плотно обхватывающий грудь и талию). Черкеска обладала особым кроем, который и характеризовал её уникальность, функциональность и статный внешний вид одетого в неё мужчину.
Плотно облегающая верхняя часть черкески плавно расширялась к низу за счет притачных по линии талии боковых трапециевидных клиньев. Спинка и средняя часть переда, цельнокроеные с нижней частью, сужались к талии и расширялись к низу. По спинке на линии талии делали утолщения, поддерживающие от сползания пояс. Спущенная линия плеча, свободный крой у рукава создавали комфорт и не стесняли всадника в движении, особенно во время боя. Черкеска шилась без воротника с глубоким V-образным вырезом на груди. Застёгивалась черкеска на петли и пуговицы.
Особенной частью черкески, которая и отличала её от многих других видов кафтанов, было наличие газырниц. По линии груди с двух сторон зеркально располагались газырницы для футляров с порохом — газырей (хьазыр). Они чаще всего были костяными. В них располагалась конкретная мера пороха и пуля. Парадные газыри делали из серебра, но, конечно, не всем это было по карману. Собственно говоря, и вся черкеска должна была подчёркивать статус своего хозяина. В зависимости от её длины, качества и цвета материала можно было легко понять социальное положение владельца.
Казацкие черкески
Однако далеко не всё так просто, как кажется на первый взгляд. На столетия ранее известной нам черкески в истории появляется чекмень. Его описывают как верхнюю мужскую одежду из черного или коричневого сукна домашней выработки длиною до середины голени. В области груди чекмень туго обтягивал фигуру, книзу от линии талии расширялся за счет сборок или клиньев, лежащих мягкими складками. Чекмень застёгивался чуть ниже груди на крючки или петли и пуговицы. Ничего не напоминает?
Главное же, на карачаево-балкарском языке черкеску называют «чепкен», на кумыкском – «чепген», а на ногайском – «шепкен». Таким образом, разница между чекменем и черкеской несколько расплывается.
Более того, глубокие отношения между Кабардой и Россией завязались задолго до замирения Кавказа. На службу русскому царю охотно шли многие знатные представители Кавказа с правом ношения привычной им одежды. Уже в 16-м веке в стольном граде Москве купцы с Кавказа напропалую торговали чекменями, а основными клиентами были как раз казаки. И среди ассортимента чекменей кавказских купцов особенно в ходу были «чекмени черкесского покроя». Таким образом, вполне можно рассудить, что словосочетание «черкесского покроя» — прямое указание на то, что сам чекмень воспринимался как общепринятая одежда, которая, возможно, была заимствована с весьма древней поры.
В 1817 году появляется один из первых документов, регламентирующих ношение черкески в качестве униформы кавказских казаков. Черкеска должна была быть пошита из тёмно-синего сукна. На груди же, как водится, размещалась газырница на 16 пистолетных патронов. Спустя чуть более десяти лет командующий войсками Кавказской линии генерал-лейтенант Георгий Арсеньевич Эммануэль и вовсе установил всем казачьим полкам кордонной линии однообразное обмундирование и снаряжение «черкесского образца».
С тех пор эволюция черкески началась в самих войсках. Появилась необходимость регламентирования ношения её не только казаками, но и армейскими солдатами и даже офицерами – столь популярна была черкеска. Уже с 1830-го года всем полкам Кавказской линии полагалось иметь целых две черкески: одна парадная, обозначаемая часто как мундир, а другая повседневная, походная. Цвет используемой ткани же зависел от полка, в котором служил офицер или рядовой. Бытовали тёмно-синие черкески, коричневые, серые, бордовые и даже белые.
Случались и некоторые откровенно комичные ситуации. Во вновь сформированных полках молодые командиры с целью унификации и экономии предписывали иметь просторные черкески, чтобы их можно было надеть на полушубок в особо холодное время, а в тёплые сезоны носить её же. Выглядел этот мешок откровенно смешно, не считая того, что терял свою функциональность. Периодические возмущения казаков такими нововведениями в конце концов вынудили командование разрешить вместо полушубков иметь ватный бешмет.
К концу 19-го века и вовсе появился исключительно зимний вариант черкески – черкеска, отороченная чёрной овчиной. Примерно в это же время получили распространение так называемые бекирки, т. е. черкески на меху с закрытой грудью и высоким воротником.
Непосредственно на Кавказе бекирки появились с лёгкой руки Бекира Тургиева. И, конечно, на груди бекирки располагались газыри.
Черкеска сдаёт боевые позиции
Но прогресс неумолим и жесток ко всему сущему, что выпадает из разряда необходимости. К началу 20-го века война в корне изменилась благодаря новым технологиям. Невиданная ранее артиллерийская мощь загнала людей в траншеи, заставив ползать в грязи, рыть ходы в земле и пытаться максимально слиться с местностью. Последнему способствовала в том числе и авиация. Черкеска утрачивала все свои функциональные свойства.
Во-первых, черкеска была необычайно заметна, что в условиях новой войны, в которой ценилась скрытность, было огромным минусом. Во-вторых, длинные полы мешали при ходьбе и ещё более мешали при ползании. В-третьих, газыри потеряли свою первоначальную ценность.
После Русско-японской войны в Кавказском казачестве развернулась острая дискуссия по поводу обмундирования. При этом нашлось большое количество ярых противников замены черкески. Апологеты старинной формы были по-казачьи патриархальны, а также опасались, что нововведения будут осуществлены за их счёт. Споры порой переходили все разумные пределы на грани бунта. Нередко казаки трактовали замену черкески как дискриминацию всего казачества, мол, «сегодня за черкеской, а завтра за нами придут». Был вынужденно найден временный компромисс, т.к. на стороне апологетов черкески был сам государь император, любивший носить черкеску.
Командование приказало шить черкески только из сукна защитного цвета, так же, как и бешметы. На эти цели интендантствам отвели определённое количество материи. Однако эти полумеры не возымели должного эффекта. Война диктовала свои аргументы. Но казачество, которое располагало исключительным правом повседневного ношения черкески в качестве знака своей принадлежности к воинскому сословию, противилось всеми силами любым реформам. Далеко не все полки удалось на время войны перевести на ношение рубах защитного цвета с карманами вместо газырей, также с разрешением носить кинжал на поясе.
Так или иначе, но кровавый водоворот начала прошлого века вытравил черкеску. Легендарная форма оставила свои боевые позиции, но до сих пор осталась отличительным знаком как казачества, так и народов Кавказа.