крауд маркетинг что это такое
Крауд-маркетинг
Крауд-маркетинг, что это простыми словами? Начнем с классического определения, а точнее перевода самого термина с английского на русский язык. Итак, crowd – толпа и marketing – продвижение товара, услуги или бренда. Оперируя только дословным переводом, получаем такое значение, крауд-маркетинг – это технология массового привлечения целевой аудитории к продуктам компании. Делается это посредством рекомендаций и комментариев на тематическом ресурсе. В контенте поста, статьи или обсуждения размещается ссылка на обсуждаемый сайт. Самые популярные площадки для крауд-маркетинга – это различные форумы, соц-сети, сайты с рекомендациями и отзывами.
В среде интернет-маркетологов зачастую можно встретить такое определение crowd-marketing – это нативная (естественная, ненавязчивая) реклама о бренде и продуктах компании на сайтах, где находится целевая аудитория. По сути, те же отзывы и рекомендации, но «замаскированные» под естественное общение.
Преимущества и недостатки технологии
Как любой инструмент интернет-маркетинга, крауд-технология имеет свои плюсы и минусы. Рассмотрим основные преимущества:
Однако умный подход к крауд-маркетингу, конечно, позволит свести все риски к минимуму. Так что бояться не нужно, но действовать следует осторожно.
Какие задачи решает крауд-маркетинг?
Основных направлений в этой технологии четыре:
Кому крауд-маркетинг не «зайдет»?
Эта технология в России появилась не так давно – 6-8 лет назад. Пользу от массового привлечения покупателей уже получают интернет-магазины, различные стартапы, вебмастера и SEO-агентства, интернет-маркетологи, владельцы раскрученных блогов, порталов и групп в соцсетях.
Однако существуют направления, которым crowd-marketing не подходит:
Как работает технология?
Алгоритм запуска крауд-маркетинга достаточно прост, но не стоит забывать о нюансах, указанных в недостатках технологии. Итак, как работает:
Когда ждать результат от крауд-маркетинга? Здесь всё индивидуально. Средний период, когда можно анализировать результаты кампании – это 2-3 месяца. Объемы трафика и рост продаж также зависят от выбранной ниши и количества публикуемых ссылок.
Пример крауд-маркетинга: чтобы онлайн-магазину бытовой техники получить заметный эффект от технологии, следует размещать на тематической площадке от 200 ссылок только по одной группе товаров. Обратный пример, для продажи садового инвентаря достаточно публиковать 40-50 ссылок.
Стратегии крауд-маркетинга
В практике крауд-маркетолог использует три основные схемы:
Как правильно внедрять крауд-технологии?
Маркетингом можно заниматься самостоятельно или доверить работу специалистам. В любом случае нужно понимать, как оценивать правильность подхода. Рассмотрим основные критерии:
Главные ошибки в крауд-маркетинге – это завышенные ожидания от технологии, неправильное определение тематики/типа площадки, перебор с рекламными текстами. Не стоит ждать, что только один crowd-marketing поднимет продажи или позиции сайта в поиске. Это один из способов, но не панацея. Размещая только рекламные посты на доверие пользователей можно не рассчитывать.
Ещё одна ошибка – это выбор площадки только по SEO-показателям. Обратные ссылки могут говорить о трасте донора, а могут и ничего не говорить. Например, пользователи ссылаются на другие сайты без какой-либо системы. Выбрав такую площадку, вы не получите ожидаемого трафика.
Типы площадок для крауд-маркетинга
Перечислим основные виды:
Как реализовать крауд-технологию?
Рассмотрим наиболее популярные пути реализации:
Крауд-маркетинг своими руками. Самостоятельно работать с массовым трафиком сложно, но можно. Придется подключать различные автоматические сервисы и системы. И даже в этом случае рассчитывать на «бум трафика» на свой проект не приходится. Самому можно немного поднять посещаемость и получить некоторое количество ссылочной массы. Для микробизнеса – это идеальное решение.
Фриланс. По сути, то же самое, что и выше. Разница в том, что созданием и размещением постов занимается человек с биржи «свободных художников». Удаленный сотрудник/исполнитель позволит сэкономить время и в какой-то мере деньги. На биржах можно найти специалистов-профессионалов, которые берут за свои услуги меньше, чем агентства продвижения. Недостаток в том, что в коммерческую тайну посвящается третье лицо. Кроме того, можно получить явную халтуру от недобросовестного исполнителя. Нюансов в работе с фрилансерами хватает.
Крауд-маркетолог в офисе. Штатный специалист – эту роскошь могут себе позволить крупные компании. Однако часто маркетолог берет на себя обязанности крауд-продвижения. Зачастую нанимается команда удаленных помощников для написания и размещения постов. Плюсы очевидны – штатный маркетолог профессионально вникает во все тонкости продвижения. За это ему платится зарплата. Кроме того, руководитель может контролировать работу сотрудника и процесс выполнения задачи.
Популярные сервисы крауд-маркетинга
Резюме
Мы изучили, что такое крауд-маркетинг. Подробно разобрали преимущества и недостатки технологии, алгоритм работы и стратегию реализации. Познакомились с основными площадками и сервисами для крауд-маркетолога.
Крауд-маркетинг – что это такое и как с ним работать
Выясняем, что представляет собой крауд-маркетинг, как его реализовать и стоит ли использовать подобный метод продвижения.
Дефиниция крауд-маркетинга
Слово «крауд» – это транслитерация от английского слова «crowd», что в переводе означает «толпа». Поэтому дословно фразу можно перевести на русский как «маркетинг/реклама (с помощью) толпы». Отсюда и определение термина:
Если говорить проще, то маркетологи пытаются взять под контроль такие общественные ресурсы, как отзывы, рекомендации и личные мнения в интернете. И с помощью этих ресурсов создать определенный образ бренда и популяризировать его. Но без агитации и недвусмысленных намеков.
Таким образом, используя одну «толпу» (искусственно созданную), маркетологи воздействуют на другую «толпу», удовлетворяя те или иные ее потребности, демонстрируя продукт от лица реальных пользователей и оснащая потенциальных клиентов всей необходимой информацией на тех площадках, на которых они привыкли проводить время.
Задачи крауд-маркетолога
Специалисты в области крауд-маркетинга ставят перед собой сразу несколько целей:
Выше мы выяснили, что нужно делать, но не ответили на вопрос «А зачем?».
Зачем повышать узнаваемость и влиять на степень доверия?
Большая часть потенциальных покупателей проигнорирует неизвестный сервис/продукт. Название должно быть на слуху. Кто-то уже должен им пользоваться, кто-то должен о нем упомянуть. Желательно кто-то, с чьим мнением буду считаться. Покупать товары, которые уже пользуются спросом и зарекомендовали себя, куда проще в моральном плане.
Зачем наращивать трафик, повышать популярность и позиции в ранжировании поиска?
Больше трафика – выше позиции в поисковиках и больше шансов на то, что хоть кто-то сделает покупку на вашем ресурсе. Правда, тут нужно понимать, что трафик должен идти с сайтов и форумов, которые по теме схожи с вашим проектом.
Зачем разбавлять ссылки?
Чтобы поисковик не подумал, что вы закупаете трафик и не генерируете его естественным путем. Если Google заподозрит подобное поведение, то добавит на ваш сайт фильтр, и вы лишитесь трафика совсем.
Сроки достижения поставленных целей
Как скоро крауд-маркетинг начнет давать заметный результат, зависит от множества факторов: изначальной известности бренда, точности определения целевой аудитории, выбранной тактики распространения информации и т.п.
Раскручивать что-то, что уже имеет определенную аудиторию и находится на слуху, гораздо проще, чем неизвестный бренд. Также сроки достижения поставленных целей могут увеличиваться при неправильно выбранной ЦА и, соответственно, каналов продвижения. Ну и нельзя игнорировать выбранную нишу. Продавать смартфоны легче, чем раритетные авто.
Обычно первые замеры результативности этой техники начинают проводить спустя 2-4 месяца после начала. На этом этапе можно делать выводы об эффективности выбранной стратегии, но опять же нужно учитывать нишевость продукта.
Базовые принципы работы крауд-маркетинга
Маркетинг любого рода строится вокруг популяризации продукта. Нужно сделать так, чтобы о нем услышало как можно больше людей. А еще лучше, чтобы «больше людей» не просто услышали, а еще и начали обсуждать. Еще лучше, когда рост популярности обусловлен естественными факторами. Крауд-маркетинг как раз имитирует эту «естественность».
Это работает следующим образом:
В идеале этот алгоритм действий должен привести к началу живой дискуссии между посетителями выбранной площадки. Только тогда можно говорить об успехе. В противном случае ссылки на продвигаемый ресурс и упоминания бренда не принесут пользы.
Кому не стоит использовать крауд-маркетинг
Этот вид продвижения не панацея, он не будет работать в 100% случаев. Для многих продуктов он вовсе будет бесполезен:
Естественно, ни при каких обстоятельствах нельзя использовать крауд-маркетинг для продвижения продуктов, продажа которых незаконна на территории России. Ну и сам продукт должен быть высокого качества. Займитесь сначала своим сервисом/сайтом/приложением, а уже потом начинайте его рекламировать. Даже самый агрессивный и массовый маркетинг не спасет плохой продукт.
Для кого полезен крауд-маркетинг?
Для всех. Если вы видите, что бренду не хватает массовости, то почему-бы не испробовать эту стратегию? Интернет-магазины на ранних этапах развития тоже могут прибегнуть к этому методу. Некоторые стартапы могут взлететь за счет грамотного крауд-маркетинга на соответствующих тематических форумах. Ну и любой ресурс, успевший завоевать негативную репутацию в сети, только выиграет от применения крауд-маркетинга.
Виды крауд-маркетинга
Существует несколько направлений продвижения. Они отличаются характером, целью и некоторыми техническими аспектами. Зачастую выбор той или иной стратегии зависит от выбранной площадки, но иногда на выбор влияет и владелец сайта.
Комментарии с активной ссылкой
Этот вариант не зависит от выбранной площадки. Просто берется текстовый контент с замаскированной рекламой продукта и публикуется в сети. Отличается от любого другого комментария наличием в нем активной ссылки на сайт бренда.
Нередко такие посты появляются на сервисах, где люди делятся мнением о какой-либо категории товаров. Это могут быть и форумы, и отзовики. Ссылка аккуратно встраивается в якобы настоящий отзыв и ведет на рекламируемый сайт.
Но такие посты для многих пользователей выглядят подозрительно, особенно если они вписаны прямо в текст. Люди редко скрупулезно подходят к оформлению комментариев в интернете. На некоторых форумах вовсе запрещено размещение активных ссылок. Поэтому придется лавировать и искать подходящие площадки. Возможно, довольно долго.
Отзывы
Отзыв можно оставить где угодно. Да, ресурсы в духе iRecommend – это наиболее очевидный путь, но никто не отменял и соцсети. Там честные отзывы от живых людей появляются намного чаще, чем на специализированных платформах, особенно если речь идет об относительно популярных сообществах ВКонтакте или «разлетевшейся» ветке обсуждения в Твиттере.
Главное, чтобы это был именно отзыв, похожий на то, что пишут реальные люди, а не маркетологи. Понадобится грамотный копирайтер, умеющий мимикрировать под типичных пользователей рекламируемой категории товаров/сервиса/приложения и излагать мысли в понятном для них ключе со львиной долей внушения.
Упоминания без активных ссылок
Более натурально в сети выглядят посты, в которых нет прямых ссылок на рекламируемый ресурс. Это выглядит как чье-то реальное мнение. Оно вызывает заметно меньше подозрений.
В таких постах указывается название бренда, название товара, адрес магазина, краткое описание особенностей рекламируемого продукта. Но никаких прямых ссылок.
Крауд-маркетинговые площадки
Речь идет о популяризации бренда не в случайных местах, а в тех уголках сети, где обычно общается целевая аудитория продукта. Именно в таких местах нужно наращивать количество упоминаний и ссылок. Пытаться заполнить собой весь интернет не стоит.
Требования к площадкам следующие:
Сайты-отзовики
Подобные сервисы похожи на книги жалоб, только в цифровом виде и с масштабами побольше. Здесь обсуждают вообще все. Смартфоны, средства для мытья полов, автомобили, ремонтные мастерские и т.п. Есть, конечно, и специализированные отзовики, но они пользуются меньшим спросом, чем топовые площадки в духе iReccomend или Otzovik.
Недостатки и особенности платформы
Из минусов можно выделить:
Работая на подобных площадках, стоит писать отзывы объемом не менее 1000 знаков. Такие посты читать гораздо интереснее, чем обрубки в духе «крутой товар, всем советую». Важно преподнести как можно больше информации о продукте, чтобы он заинтересовал людей.
Не стоит перебарщивать с ключевыми фразами. Нужно писать человеческим языком, иначе пользователи отзовика и его же модераторы быстро вычислят фальшь. Это потерянная аудитория и, возможно, потерянная учетная запись.
Тематические форумы
Да, в 2021 году форумы все еще посещаются тысячами людей, у них там крайне доверительная и интересная атмосфера. Это идеальная площадка для крауд-маркетинга, потому что не имеет ограничений отзовиков.
Недостатки и особенности платформы
Аналоги The Question
Речь идет о сайтах наподобие «Ответы Mail.ru», где один человек задает вопрос, а другие участники ему отвечают. Это отличная площадка для разворачивания собственной крауд-маркетинговой кампании.
Вы попадаете на сайт, где люди зачастую сами ищут совета со стороны. Разыскиваем вопросы по теме рекламируемого продукта и отвечаем на них, оставляя упоминания бренда или даже активные ссылки.
Или же вовсе самостоятельно создаем учетную запись, с которой якобы другой человек задаст вопрос. И отвечаем на него. Так можно увеличить количество похожих вопросов, появляющихся рядом с основным постом.
Недостатки и особенности платформы
Модераторы таких площадок иногда вообще не воспринимают сторонние ссылки.
Справочники в духе 2ГИС и Flamp
Эта площадка подойдет бизнесу, у которого есть физический адрес и который оказывает офлайн-услуги. В картографических сервисах (Яндекс.Карты, 2ГИС) и справочниках (Flamp) есть возможность оставлять отзывы об организациях.
Для многих эта функция – незаметное дополнение. А для других – основной источник информации. Огромное количество пользователей решает, куда обратиться за помощью, ориентируясь на комментарии в 2ГИС или Яндекс.Картах.
Почему бы не запустить обсуждение собственного бренда в комментариях под геометками конкурентов? Или же написать отзывы о своем заведении самостоятельно, чтобы создать благоприятный образ?
Недостатки и особенности платформы
Магазины и маркетплейсы
Это примерно как Flamp или 2ГИС, только для товаров. Таким справочником для товаров может являться любая торговая платформа. Например, Яндекс.Маркет или Озон. Это тоже отзывы, но более узкоспециализированные. Здесь проще протолкнуть какую-либо рекламу и не быть при этом заподозренным в нечестной игре. Практически любые отзывы выглядит лаконичными.
Недостатки и особенности платформы
Паблики в социальных сетях
Любая социальная сеть может заменить собой и отзовики, и форумы, и справочники. Там тоже можно отыскать сообщества людей, заинтересованных в определенной тематике, среди которых будут как новички, так и эксперты.
Можно вручную запустить поиск и найти сообщества по ключевым словам, а можно воспользоваться парсингом. В любом случае суть остается одна: нужно создать среду для обсуждения рекламируемого продукта. Это легко сделать как в секции комментариев, так и на «стене» сообщества (если это разрешено администрацией). Можно и в собственном паблике попытаться развернуть дискуссию.
Главное преимущество заключается в обилии сообществ. Найти целевую аудиторию ВКонтакте или Инстаграме куда проще, чем на безымянных форумах. При этом все основные плюсы альтернативных площадок здесь сохраняются.
Недостатки и особенности платформы
Тут те же проблемы, что и на форумах:
Где можно заказать себе «толпу» для реализации крауд-маркетинга
Можно самому стать своего рода крауд-маркетологом, если есть время на создание постов для форумов или написание комментариев. Это самый бюджетный вариант, но обеспечить достаточно большое количество ссылок и текстов на сторонних площадках в одиночку не получится. Лучше иметь соответствующего сотрудника в штате.
Нанять человека на фриланс-бирже
Относительно недорогой и простой способ разыскать сотрудников для крауд-маркетинга. Если бывали на биржах для копирайтеров, то 100% видели там объявления в духе «Нужно написать 30 комментариев для организации в Яндекс.Картах, только для жителей Москвы» или «Надо оставить три сообщения на форуме».
Все это – попытки отыскать крауд-маркетологов для продвижения какого-либо продукта. Это действительно удобно и дешево, но есть значимые минусы:
Нанять сотрудника в офис
Можно нанять полноценного сотрудника, который будет работать по 8 часов в день, пять дней в неделю. Это будет работник, понимающий сферу деятельности. Он сможет сам нанимать дополнительных сотрудников, помогающих наполнять ресурсы и продвигать ваш проект.
Из минусов можно выделить:
Вместо заключения (чек-лист)
Текст получился довольно большим, так что в конце повторим основные тезисы:
На этом все. Теперь вы готовы к крауд-продвижению!
Что такое крауд-маркетинг?
Крауд-маркетинг – это тщательный анализ целевой аудитории для любого объекта маркетинга, позиционирующийся в социальных сетях, блогах, форумах определенной тематики, а также в опросниках и сервисах ответов. То есть, это работа с целью популяризации товара или услуги в разнообразных сообществах интернета.
Основной целью данного вида маркетинга является стимулирование роста продаж посредством удовлетворения потребностей ЦА. Давайте поговорим о крауд-маркетинге подробнее!
Как работает крауд-маркетинг?
Фактически, цель крауд маркетинга – массовая популяризация нужного объекта, путем формирования общественного мнения о нем. Маркетологи группы генерируют и управляют особыми инструментами: отзывами, рекомендациями о бренде, услуге, ресурсе и так далее. Размещение нужной информации происходит очень мягко (только на тематических форумах и других сообществах, которых изначально интересовала заданная тема). Техника крауд-маркетинга не предполагает размещение прямых гиперссылок (хотя это тоже возможно). Агитация идет посредством создания мотивации, упоминания объекта маркетинга и так далее.
Какие задачи ставит перед собой крауд-маркетолог?
Ссылочная система в крауд-маркетинге
Следует отметить, что часто приходиться разбавлять покупной трафик с ссылок, а также поисковый поток клиентов при помощи специальных умений маркетолога.
Одним из важных моментов в раскрутке сайта является большой ресурс ссылочной массы. Нагнать “ресурс” в сжатые сроки и поможет крауд-маркетинг. Он поможет сгенерировать качественные, запоминающиеся поисковикам ссылки. Таким образом уменьшается заспамленность и увеличивается масса качественного контента, ведущего на продвигающийся сайт.
Отличный инструмент маркетинга
Самая главная задача современного маркетинга – это максимальная популяризация целевого объекта (компания, бренд, личность и т.п.). В случае использования крауд-маркетинга популярность повышается естественным путем: наращивается количество упоминаний ресурса, его цитируемость и другие полезные факторы.
Однако такой вид маркетинга подходит только для определенных площадок, подходящих под такие требования, как:
Несколько полезных советов по крауд-маркетингу
Итак, при низкой популярности компании, бренда или товара можно смело использовать крауд-маркетинг. Он поможет исправить ситуацию и привлечь аудиторию.
Но все ли могут воспользоваться крауд-маркетингом? Дело в том, что у крауд-маркетинга существует несколько ограничений, а также способов повышения популярности. Их мы и рассмотрим подробнее.
Даже большое количество отзывов, ответов и комментариев может не помочь запустить цепную реакцию популяризации. Потребители должны вступить в живой разговор, дискуссию. Только после этого можно сказать, что план сработал.
Отличным примером работающего крауд-маркетинга являются беседы о новом бренде или товаре, создаваемые PR-специалистами. После этого грамотно составленные отзывы начинают комментировать и другие покупатели/клиенты.
В случае работы маркетологов с уже известной компанией, имеющей определенную репутацию, нужно направлять разговоры пользователей в правильное русло.
Также методика привлечения толпы поможет обрести целевую аудиторию при помощи посещения различных тематических сайтов, форумов, социальных сетей и так далее.
Кому не следует пользоваться крауд-маркетингом?
Эффекта не получится добиться, если:
Типы крауд-маркетинговых площадок
Сайты-отзовики
Ресурсы сильно напоминают электронный вариант официальных книг жалоб, а также предложений, которые можно встретить в каждой компании, магазине, организации. Большое количество пользователей постоянно ищет там актуальную информацию.
Самых известных представителей таких сайтов можно найти на первой же странице поисковика. Обычно они не имеют конкретной тематики, ведь обсуждается абсолютно все. Но можно поискать и более узконаправленные отзовики (например, конкретно о косметике, различных развлекательных заведениях, туризме и так далее).
У каждого ресурса будут иметься и недостатки. У отзовиков их несколько:
Тематические форумы
Форумы – это кладезь заинтересованных пользователей. Тут делятся своими проблемами, спрашивают совета и просто находят единомышленников. Именно поэтому грамотный крауд-маркетинг поможет получить приличный прирост трафика именно с этих площадок. Чтобы быстро найти форум нужной тематики нужно набрать в поиске самый популярный ключ и фразу inurl:forum.
Социальные сети
Крупные сообщества всегда наполнены разнообразной информацией. Здесь можно найти абсолютно все.
Все просто: вбиваем в поиск нужный вопрос и получаем подобные комментарии, отзывы и ответы. В таких обсуждениях и нужно оставлять информацию о себе, своем товаре или компании.
Вторым действенным инструментом в работе с соцсетями является специальная программа или онлайн сервис, подбирающий нужную тематику, город и ключевые фразы. Это называется парсингом. Один из самых известных сервисов называется Лидсканер.
Сайты вопросов
Площадки ответов и вопросов являются отличной почвой для крауд-маркетинга. Найти их просто через обычный поиск. Самыми популярными на данный момент являются такие ресурсы, как: Тостер, Mail-ответы и другие.
Лучше начинать свой пост с наводящего вопроса. Например, «Что выбрать…», «Что лучше…», «Какое мнение о …».
Различные справочники
Не стоит забывать и о сборниках всех компаний, магазинов и других организаций. В электронном виде можно не только найти интересующую тематику, но и почитать отзывы, или их написать. Упоминание своего объекта – это отличный шанс получить нужный результат.
Общие маркеты
Существуют ресурсы, которые собирают с сайтов прайс-листы с ценами и наименованиями, предоставляя пользователям отличную сравнительную картину стоимостей разнообразных товаров в их городе и в разных магазинах. Самым популярным таким сайтом является Яндекс.Маркет.
Удобство заключается в первых местах поисковой выдачи, а также возможности размещать подробные отзывы. Особенно выгодными такие площадки будут, конечно же, для интернет-магазинов различных товаров.
Финальные рекомендации
Прежде чем начинать постинг, обязательно составьте график своих публикаций на выбранных площадках. Каждый отзыв или комментарий должен писаться именно под выбранный сайт, а публикации не должны появляться на ресурсах в один и тот же день.
Чтобы достигнуть хороших результатов и действительно увеличить популярность бренда или товара, а также привлечь целевую аудиторию, заниматься крауд-маркетингом нужно постоянно. Чтобы поддерживать высокую репутацию, интерес публики должен подогреваться регулярно. При ответственном подходе крауд-маркетинг дает поразительные результаты.
Материал подготовлен: greebn9k (Сергей Грибняк), awedov (Евгений Аведов), silmarilion (Андрей Хахарев)