креативное мышление что это такое простыми словами

Что такое креативность: 5 главных составляющих, примеры

креативное мышление что это такое простыми словами. Смотреть фото креативное мышление что это такое простыми словами. Смотреть картинку креативное мышление что это такое простыми словами. Картинка про креативное мышление что это такое простыми словами. Фото креативное мышление что это такое простыми словами

Креативность является одним из наиболее востребованных качеств личности в реалиях современного мира. Однако стоит отметить, что несмотря на то, что само слово «креативность» довольно плотно вошло в наш обиход, большинство людей не смогут объяснить, что оно характеризует. Давайте разберемся с тем, что такое креативность, из чего она состоит и как её развить.

Что такое креативность?

Креативность — это умение человека выходить за грани и рамки традиционных идей, правил и шаблонов, что позволяет создавать новые уникальные идеи, методы, формы интерпретации и т.д. Также креативность подразумевает наличие прогрессивного подхода, воображения и оригинальности. Термин произошёл от английского «creativity», что переводится как «созидание».

Креативность сочетает в себе 2 характеристики – интеллект + воображение. Интеллект позволяет человеку думать, работать с информацией, анализировать причинно-следственные связи, а также формировать выводы на основе полученной информации. Благодаря воображению можно выйти за пределы привычных инструментов и шаблонов, которые обычно используются человеком в ходе его деятельности. Также воображение позволяет избавиться от наиболее распространенных стереотипов, обнаружить инновационные способы решения задач.

Креативным человеком называют того, чье нестандартное мышление, а также умение оценивать объект с различных точек зрения позволяет находить уникальное и неожиданное решение возникающих проблем, которое другим людям даже не придет в голову. К этой категории относятся люди-новаторы и революционеры, смелая деятельность которых позволяет обнаруживать новые горизонты и выходить за рамки стандартного мышления. Такие люди являются основным двигателем прогресса.

Главные составляющие креативности

Основные составляющие креативности были сформулированы и охарактеризованы известным американским психологом и исследователем креативности Эллисом Полом Торренсом. Он выделил 5 основных составляющих, используя которые можно определить степень креативности конкретного человека.

Примеры креативности

Рассмотрим несколько удивительных, и в то же время показательных примеров креативности:

Как решили проблему воровства в Nike

Когда Nike начала расширяться и налаживать производство по всему миру, некоторые заводы открывались и в достаточно бедных странах. Подобная деятельность стала приносить огромные убытки, поскольку высокий уровень воровства готовой продукции рабочими не позволял наладить процесс. Наибольший уровень воровства проявлялся в странах Африки и Азии, где был наиболее низкий уровень жизни.

Стоит отметить, что в этих странах стоимость одной пары кроссовок была сопоставима с годовым доходом рабочих, из-за чего те с большим желанием забирали готовую продукцию себе. Как результат, все жители деревень начали ходить в кроссовках Nike. Любые попытки нанять охрану или усилить ее не давали результатов, поскольку охранники также любили продукцию Nike. Проблема заключалась еще и в том, что в такой ситуации значительно возрастали траты на содержание всех представителей охраны.

Весь генеральный штаб Nike в течение долгого периода времени ломал себе голову, пытаясь придумать решение данной проблемы. И они нашли его благодаря своему креативному сотруднику. Он предложил разделить производство правых и левых кроссовок по разным заводам: один завод делал только левый кроссовок, а второй завод – только правый, и эти заводы находились далеко друг от друга. Это привело к тому, что смысла в воровстве у местных жителей не осталось — не ходить же им в одном кроссовке?

Как увеличили продажи каталогов в «Sears Roebuck»

Крайне интересной является и ситуация с компанией Sears Roebuck, произошедшая более 100 лет назад. В тот момент компания занималась выпуском каталогов по продаже товаров по почте, однако в один из моментов продажи серьезно упали из-за конкурента.

Один из специалистов предложил гениальную идею – начать делать каталоги меньшего размера. Подобный подход привел к тому, что на полках магазина их стали класть сверху, как самые маленькие, а более громоздкие образцы от конкурентов лежали снизу. Продажи пошли вверх а конкуренты разорились.

Отличия креативности от творчества

Если не вдаваться в глубокий смысл, то творчество – особый вид деятельности, а креативность – предрасположенность к данному виду деятельности. Здесь стоит отметить, что это не только природные способности и желание творить, но и совокупность черт личности, психики и характера, которые обеспечивают максимальную активность и целеустремленность человека, а также обеспечивающие его решительность.

Таким образом, далеко не все люди, у которых имеется высокий творческий потенциал, можно назвать креативными. Креативными являются только те люди, которые проявляют достаточную активность для воплощения собственных идей в жизнь. Также крайне важным фактором можно назвать не только умение генерировать идеи, но и способность воплощать их в жизнь.

Польза креативности

В том случае, если вы распознаете свой творческий потенциал и наконец решите стать креативным человеком, то ваша жизнь в значительной степени преобразится, поскольку креативность позволит вам полностью пересмотреть взгляды в жизни и испытывать больше положительных эмоций.

В жизни креативность может помочь:

Как развить креативность?

Существует 5 простых советов, которые помогут сделать первые шаги в развитии креативности:

1. Выработайте положительное отношение к процессу решения проблем

Процесс нахождения решения – крайне вдохновляющий с точки зрения креативного человека, поэтому, если вы хотите стать одним из них, то вы должны полюбить разбираться с определенными проблемами, которые требуют от вас нахождения соответствующего решения и выхода из ситуации. По мере того, как вы будете сталкиваться с новыми проблемами и находить их решение, вы будете становиться все более креативным.

2. Старайтесь находить не один, а несколько способов выхода из любой ситуации

Всегда пытайтесь придумать несколько вариантов решения проблемы, даже если первый пришедший в голову вариант кажется наиболее целесообразным. А вдруг всё же получился придумать что-то лучше? Не ограничивайте себя.

3. Расширяйте кругозор

В зависимости от того, как много вы знаете, вы можете находить подходящие решения, поскольку они не берутся из ниоткуда, а являются частью ваших знаний. Развивайтесь разносторонне — больше общайтесь с людьми, посещайте тренинги, семинары, приучите себя читать книги.

4. Творчески подходите к ежедневной рутине

Проявляйте творческий подход и изобретательность во всем, что вы делаете, даже если эти дела кажутся скучными и однообразными. А вдруг найдется более оптимальный и быстрый способ их выполнения? Никогда не останавливайтесь.

5. Учитесь видеть необычное даже в обычном

Пытайтесь заметить что-то уникальное даже в привычных для вас объектах. Это позволит обнаружить множество новых уникальных решений и возможностей.

Заключение

Креативность – это не только талант и умение создавать новые идеи, но и привычка. Без постоянных тренировок вы не сможете стать по-настоящему креативным человеком, потому этот навык требуется постоянно развивать.

Источник

Лайфхаки для развития креативности

Что такое креативность, зачем она нужна и как её развивать

креативное мышление что это такое простыми словами. Смотреть фото креативное мышление что это такое простыми словами. Смотреть картинку креативное мышление что это такое простыми словами. Картинка про креативное мышление что это такое простыми словами. Фото креативное мышление что это такое простыми словами

креативное мышление что это такое простыми словами. Смотреть фото креативное мышление что это такое простыми словами. Смотреть картинку креативное мышление что это такое простыми словами. Картинка про креативное мышление что это такое простыми словами. Фото креативное мышление что это такое простыми словами

В наше время важны не только образованность и интеллект, но и умение генерировать новые идеи и находить нестандартные пути решения проблем. Этот навык помогает достичь высоких результатов в учёбе и положительно влияет на построение карьеры.

Что такое креативность

Креативность, или творческие способности — это умение нешаблонно мыслить, находить новые решения, генерировать идеи. Креативность — это интеллект + воображение. Благодаря интеллекту человек способен думать, анализировать информацию, понимать причинно-следственные связи, делать выводы. Воображение позволяет выйти за рамки привычных шаблонов, отбросить стереотипы, увидеть новые пути решения задач.

Американский психолог и исследователь креативности Эллис Пол Торренс выделил составляющие творческого мышления, по уровню развития которых можно судить о степени креативности конкретного человека.

Критерии креативности по Торренсу

Беглость — способность с большой скоростью выдавать большое количество разнообразных идей. При высоких показателях беглости человек способен за минуту придумать двадцать способов использования какого-либо предмета, например, обычного карандаша.

Гибкость — способность оценивать проблему со всех сторон и применять различные стратегии при её решении. Гибкость помогает быстро улавливать связи между разными явлениями, устанавливать закономерности, находить общее в самых разных вещах и событиях.

Оригинальность — способность генерировать нестандартные или неожиданные идеи, отступать от общепринятого шаблона. Оригинальность помогает с успехом выходить из нештатных ситуаций.

Разработанность — способность не просто генерировать идеи, но и углублять, детализировать их. Высокий уровень детализации отличает изобретателей и конструкторов.

Сопротивление замыканию — умение постоянно воспринимать новую информацию, не ограничиваясь какой-то одной её стороной или аспектом, даже если он кажется наиболее подходящим. Сопротивление замыканию способствует расширению кругозора и накоплению полезных данных для придумывания оригинальных решений.

Высокий уровень креативности делает человека более успешным, позволяет достичь высоких результатов в любой сфере деятельности. Творческое мышление находится на третьем месте в десятке важнейших гибких навыков 2020 года, составленном на экономическом форуме в Давосе.

Как развивать креативность

Полюбите процесс решения проблемы

Творческий человек находит удовольствие не только в достижении результата, но в процессе продвижения к цели — ему нравится думать, перебирать варианты, искать и находить разные варианты выхода из ситуации. Сталкиваясь с новыми задачами или неожиданными трудностями, научитесь воспринимать их как не как проблемы, а как вызов вашим творческим способностям.

Ищите оригинальные идеи

Не останавливайтесь на самом очевидном способе действий, придумывайте хотя бы несколько вариантов достижения цели, решения проблемы. Не ставьте себе искусственных ограничений.

Расширяйте кругозор

Чем больше вы знаете, тем больше пищи получает ваше воображение, а без воображения невозможно генерировать по-настоящему творческие идеи. Читайте книги, смотрите научно-популярные и документальные фильмы, набирайтесь опыта полезной деятельности и активно познавайте мир вокруг.

Творчески подходите к повседневным делам

Старайтесь быть изобретательным в любой сфере вашей жизни, а не только во время учёбы: придумывайте новые интересные способы проведения досуга, занимайтесь необычными хобби, предлагайте нестандартные варианты решения бытовых вопросов. Даже банальный поход в продуктовый может стать тренировкой творческих способностей — придумывайте себе новые пути до магазина, рисуйте карты или преодолевайте воображаемые препятствия.

Учитесь видеть необычное в обычном

Даже в самых привычных местах подмечайте всё, что выглядит особенным, отличается от стандарта, не соответствует шаблонам. Учитесь видеть знакомые предметы с нового ракурса, находить неожиданные способы их применения. Например, если взглянуть на ветки деревьев ранней весной, можно заметить, что они похожи на узловатые пальцы каких-то сказочных существ..

Методики развития творческого мышления

Британский психолог Эдвард Де Боно, создатель теории латерального, или бокового (нестандартного) мышления, описал в своих книгах несколько методик, которые помогают развивать креативность и находить оригинальные способы решения задач.

Методика 1. Синектический штурм

Синектика — это соединение несовместимых элементов. Синектический штурм как способ решения проблем изобрёл американский исследователь Уильям Гордо. На основе его идей Эдвард Де Боно создал собственную методику синектического штурма. Она заключается в последовательном использовании прямой, личной, обобщающей и символической аналогии.

Методика 2. Шесть шляп

Предназначена для работы в группе, но применять её может и один человек. Для этого ему придётся последовательно примерить разные «шляпы». Методика позволяет посмотреть на проблему с разных сторон. Каждая шляпа символизирует определённый подход к решению проблемы.

Белая шляпа — информационная. Надевая белую шляпу, нужно собрать и озвучить всю информацию о проблеме (факты, цифры, обстоятельства) и перечислить ресурсы и возможности для её решения.

Зелёная шляпа — творческая. Надев эту шляпу, необходимо сгенерировать несколько оригинальных путей решения проблемы.

Красная шляпа — эмоциональная. Надев её, вы имеете полное право сосредоточиться на предчувствиях, сомнениях, опасениях и других чувствах, которые возникают при обдумывании разных путей решения проблемы.

Жёлтая шляпа — оптимистическая. Обладатель этой шляпы сосредотачивается исключительно на положительной оценке предложенных идей.

Чёрная шляпа — критическая. В ней следует рассмотреть все недостатки, трудности и негативные последствия разных вариантов решения задачи.

Синяя шляпа — организационная. Надевать её нужно в последнюю очередь, чтобы подвести итог обсуждения и сделать выводы.

Методика 3. Выход за рамки

Зачастую мы не можем решить проблему или задачу, потому что ограничиваем себя рамками объективных обстоятельств или нашими представлениями о действительности. Метод «выхода за рамки» предполагает отказ от этих ограничений.

Методика 4. Случайное слово

Можно применять как в группе, так и индивидуально.

Чем больше слов сможете связать с поставленной задачей, тем выше будет уровень вашей креативности. Лучше, чтобы слова были как можно меньше связаны с сутью проблемы.

Что нужно запомнить

Упражнения для развития креативности помогают активизировать работу мозга и настроиться на эффективное решение проблем. Однако умение создавать новые идеи и делать неожиданные ходы — это ещё и привычка. Каждый день ставьте перед собой творческие задачи, ищите новые варианты решения интеллектуальных и бытовых вопросов — и креативность мышления станет для вас привычной и естественной.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Что такое креативное мышление?

креативное мышление что это такое простыми словами. Смотреть фото креативное мышление что это такое простыми словами. Смотреть картинку креативное мышление что это такое простыми словами. Картинка про креативное мышление что это такое простыми словами. Фото креативное мышление что это такое простыми словами

Креативностью называется умение создавать что-то новое, отклоняясь от шаблонов и общепринятых схем. С помощью креативности появляются новые идеи, схемы действий, предметы и многое другое. Благодаря такому мышлению человек может легко найти выход из затруднительной ситуации или в нужный момент обхитрить соперника в бизнесе. Поэтому развитие креативности является важным пунктом для людей, желающих стать успешными

Существует разница между креативом и творчеством. Последнее является процессом создания какого-либо предмета искусства, в то время как креативное мышление направлено гораздо шире и действует даже в повседневной жизни при воплощении элементарных муторных задач.

Развивать креативность можно ежедневно, не тратя на этот процесс дополнительное время. Основные способы, с помощью которых можно повысить уровень креативного мышления в повседневной жизни:

Выполняя эти несложные и на первый взгляд бессмысленные вещи, вы научитесь видеть нестандартные решения для той или иной ситуации, а также генерировать идеи путем совмещения несовместимого, тем самым развивая креативное мышление.

Путем исследований обнаружено, что креативность можно развивать в любом возрасте, в отличии от памяти. Кроме того, выделены два типа людей: у одних креативное мышление максимально развито еще в юношеском возрасте, а другие увеличивают его уровень постепенно, достигая максимума в средние года.

Упражнения и способы повысить креативность

Все упражнения для развития креативного мышления направлены на то, чтобы человек учился отбрасывать общепринятые понятия и связи, а взамен них строил нечто новое, раньше неизвестное даже ему.

Существует несколько наиболее действенных способов развития креативности:

Используя эти интересные упражнения, вместе с повседневными поисками чего-то нового вы быстро и эффективно сможете добиться развития креативного мышления. А наш ресурс BrainApps поможет в этом с помощью различных тестов и игр.

Источник

Креативное мышление в бизнесе: зачем оно нужно и какие задачи помогает решить?

Marketing University поговорил с Анной Судник о том, что такое креативное мышление, какие техники креативного мышления существуют и какие задачи можно решить с их помощью. Анна — руководитель образовательных программ Корпоративного университета ПАО Банк «ФК Открытие», арт-тренер и консультант по творческому мышлению, член Профессионального союза художников России.

Единого определения креативного мышления нет, но я считаю, что такая формулировка подходит лучше всего: креативное мышление — это способность создавать ряд необычных, интересных идей и затем использовать эти идеи для конкретного результата — создания нового продукта, услуги или улучшения существующих процессов. Креативное мышление особенно актуально для agile-команд, маркетологов, дизайнеров, HR-директоров и бизнес-партнеров.

Креативное мышление — это не хаос и непредсказуемость, с которыми часто ассоциируют творческих людей. Наоборот, оно помогает выстроить и систематизировать процесс генерации идеи. В основе большинства техник лежит 4 этапа:

Бывает, в компании по каким-то причинам не идет разработка нового продукта или нет идей, как улучшить определенную услугу или показатель. В таких случаях обращаются к креативным комнадам. Само по себе это не плохо. Но очень часто, я слышу от команд, что желаемого результата достичь не удалось. На одном из интенсивов, который я проводила, сотрудники компании поделились со мной историей. Была привлечена внешняя креативная команда для решение конкретной задачи. Команда «покреативила», собрала список идей, а что с этим делать дальше никто не знал. Поэтому очень важно проходить все описанные выше этапы и приходить к заявленному на старте результату или как минимум делать прототипы и проводить тестирование гипотез.

Продукт или услуга должны быть полезны для клиента. Креативное мышление, на мой взгляд, помогает посмотреть на вещи под другим углом, узнать мнения других людей и на основании этих мнений найти новое решение, создать продукт или услугу, которые будут учитывать потребности клиента или выйти на новой рынок с инновационным решением. Для этого есть разные методологии и техники.

Существует большое количество техник, которые можно разделить на 2 группы: линейные и интуитивные. Линейные позволяют трансформировать имеющуюся информацию с помощью ее обработки и комбинирования, а интуитивные — найти новые идеи с помощью интуиции и воображения.

Дизайн-мышление, на мой взгляд, остается самой популярной и действительно работающей методологией. Рассмотрим ее подробнее. Дизайн-мышление позволяет смотреть на задачу с точки зрения клиента, партнера, пользователя продуктов и услуг. Самое ценное для клиента, когда мы понимаем его потребности и готовы качественно удовлетворить их. Дизайн-мышление помогает сбалансировать логику и эмоции, ведь все успешные продукты или услуги обращаются как к рациональной, так и к эмоциональной сторонам человеческого разума.

Один из примеров успешного применения дизайн-мышления — кейс Airbnb. Дизайнеры Брайан Чески и Джо Геббиа, познакомились в университете, вместе переехали в Сан-Франциско и сняли там просторный лофт. В 2007 году в городе проходила большая дизайнерская конференция, и цены на отели резко выросли. Брайн и Джо решили купить несколько надувных матрасов и принимать коллег у себя. Они создали сайт для поиска гостей и назвали его airbedandbreakfast.com.

Их жилье пользовалось популярностью, и стало понятно, что у идеи большой потенциал. Дизайнеры решили изучить потенциальных клиентов: брали интервью, узнавали их потребности и «боли». Они сделали сайт более дружелюбным, а отзывы от гостя и хозяина квартиры решили главную проблему, связанную с недоверием.

Как видите, в этой методологии также прослеживаются этапы, описанные выше.

У нашего банка стояла цель повысить уровень сервиса в офисах, который измеряется NPS (индексом потребительской лояльности) и CSI (индексом удовлетворенности клиентов). Эти показатели напрямую влияют на продажи, поэтому участники были заинтересованы в хорошем результате. На подготовительном этапе был проведен ряд исследований, когда в течение трех кварталов мы изучали жалобы клиентов и выявили 30 их главных «болей». Затем мы организовали 8 конференций по сервису для руководителей точек продаж банка. На них мы обсуждали базовые вопросы, например, что такое сервис. Далее делили участников на команды и выдавали им карточки с описанием проблем клиентов, которые мы нашли на первом этапе. Они генерировали идеи, создавали прототипы приложений, офисов и разных креативных фишек, защищали их на презентациях. В итоге банк внедрил несколько проектов, и NPS действительно повысился, в том числе и благодаря продуманным инициативам.

Еще одна методология — латеральное мышление (от англ. lateral — боковой, поперечный, направленный в сторону) — это поиск альтернативных идей, взгляд с другого угла. Такой подход обычно используется командами и позволяет генерировать максимальное количество идей.

Например, одна из знакомых многим техник мозгового штурма. У одной из дочерних компаний банка «Открытие», с которой меня пригласили работать, стояла задача найти ряд дополнительных инициатив и решений, чтобы снизить убыточность одного из продуктов. Ранее сотрудники уже предложили несколько направлений, но этого не хватало, чтобы достичь целевого показателя. Нужно было подготовить минимум 20 идей по улучшению текущих инициатив или найти новые решения и передать их команде, которая занимается стратегией для оценки результата.

Мы, как организаторы, готовились больше двух недель: ознакомились с ситуацией в компании, презентациями, инициативами, которые были наработаны, провели ряд интервью с заказчиком, написали сценарий мозгового штурма, обучили фасилитаторов для каждой команды. В сессии участвовало 3 команды примерно по 10-15 человек, в каждой были представители топ-менеджмента. По итогам двухчасового мозгового штурма мы выработали 40 идей! Провели по ним голосование — каждый выбирал самые понравившиеся и наиболее оптимальные на его взгляд для решения задачи. Команда стратегии оценила, что отобранные инициативы помогут снизить убыточность на еще больший показатель, чем мы планировали. Мы были довольны результатом!

Также мозговой штурм отлично подходит для решения маркетинговых задач. Например, мы с коллегами обсуждали идеи для внутреннего видеоролика по итогам года банка. У нас было несколько креативных встреч, мы придумывали идеи, не сдерживая себя, и сразу их обсуждали. Работа шла очень слаженно и, на мой взгляд, итоговый сценарий получился креативным, но не выходящим за рамки.

Еще одна техника латерального мышления — метод шести шляп. В такой сессии участвуют 6 человек, каждому выдается условная «шляпа» — роль, в которой он должен находиться в течение сессии. Метод позволяет взглянуть на проблему под разными углами.

В крупной финансовой компании стояла задача внедрить изменения в корпоративную культуру. В сессии участвовали представители топ-менеджмента и HR. Каждый принимал определенную роль, соответствующую определенной «шляпа», высказывался со своей позиции, а затем, на новом круге, роли менялись. И так до тех пор, пока каждый выскажет свое мнение в новой для него роли. Частая проблема этого метода в том, что каждый хочет рассказать все, что считает нужным и принимать одновременно разные роли. Такие сессии, с одной стороны, действительно ставят рамки, но в то же время позволяют взглянуть на задачу под разными углами. На основании мнения участников мы сформировали шорт-лист инициатив и плана по их реализации, который мы передали в HR-отдел.

Для сценария и текстов я использую Google-таблицы. Для общей работы мы используем онлайн-доски, например, есть очень простой сервис — Jamboard, в котором каждая доска — это отдельный слайд, и более продвинутые сервисы, например, Miro и Mural.

Часто люди боятся сказать свою идею, а даже если их спросить, они начинают говорить очень неуверенно, словно боятся наказания или что их засмеют. Я хочу сказать, что мы все творческие люди, достаточно вспомнить себя в детстве: мы ничего не боялись, быстро предлагали решения, ведь у детей нет ограничений. Но когда мы растем, на нас влияет общество, ближайшее окружение, школы, из-за этого, к сожалению, многие вырастают зажатыми и боятся мыслить нешаблонно. Применяя креативные подходы мы должны быть смелыми и не бояться ошибок. Ошибаться — это нормально, иначе мы не сможем получить результат от проверки наших гипотез. Верьте в ваши идеи, мотивируйтесь новыми проектами и все получится!

Скачивайте наш гайд для развития креативности, который мы подготовили совместно с Marketing University. В нем мы собрали полезные ссылки и книги о креативном мышлении.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *