кригсмарин и бисмарк что это
80 лет назад британцы потопили немецкий линкор Bismarck
16 марта 1935 года Германия отказалась от соблюдения положений Версальского договора, который разрешал стране иметь флот лишь в составе нескольких небольших кораблей и категорически запрещал подводные лодки. Ограничений для строительства крупных боевых кораблей больше не существовало.
Нацисты решили ввязаться в гонку Франции и Италии, собравшихся делать огромные линкоры нового типа. Предметом жарких споров стало их потенциальное водоизмещение и вооружение. Политическая обстановка в Европе благоволила постройке Германией новых линейных кораблей. Так, 18 июня 1935-го немцы заключили соглашение с Великобританией, позволявшее им создать флот, по суммарному водоизмещению составлявший 35% от британского.
Линейные корабли типа «Бисмарк» были построены на верфях Германии в 1939 году с нарушением лимита водоизмещения Вашингтонского соглашения (более 50 тыс. тонн), имели необычайно мощную броню и были настоящей гордостью немецкого военно-морского флота (кригсмарине). Нацисты успели создать лишь два таких суперкорабля: собственно, Bismarck, названный в честь первого канцлера Германской империи Отто фон Бисмарка, и Tirpitz, получивший наименование по имени адмирала Альфреда фон Тирпица — основателя современного немецкого флота. Это были наиболее мощные линкоры и самые крупные боевые корабли, когда-либо сконструированные в Германии. Они значительно превосходили аналоги, имевшиеся в распоряжении флотов стран-союзниц, в плане вооружения.
Тип «Бисмарк» рассматривался как наследник «карманных линкоров» и в основном предназначался для ведения рейдерских операций против торговых судов.
Паровые турбины Bismarck мощностью в 170 тысяч лошадиных сил позволяли развить скорость до 40 узлов. Корабль был оснащен восемью 381-миллиметровыми орудиями главного калибра, расположенными в бронированных башнях. Общая масса брони, в которую был одет линкор, составляла 16 тысяч тонн. При проектировании Bismarck, поражавшего своим техническим совершенством, были использованы новейшие разработки мирового кораблестроения.
Однако Bismarck и Prinz Eugen были замечены шведским крейсером Gotland, который сообщил о курсе следования немецкой эскадры в Стокгольм.
Среди шведских моряков нашлись симпатизировавшие британцам. Они отправили в Лондон шифровку. В ней сообщался курс продвижения двух тяжелых немецких кораблей и группы эскорта. В тот же день самолеты-разведчики по приказу главкома британских ВМС приступили к поискам Bismarck и Prinz Eugen. Довольно скоро оба корабля были замечены и сфотографированы в норвежском порту Бюрген.
«А в это время в Атлантике находилось в общей сложности 11 английских морских караванов. Опасаясь за их судьбу, адмиралтейство мобилизовало для уничтожения Bismarck и Prinz Eugen все имевшиеся силы. На перехват немецкой эскадры вышли два однотипных линкора King George V и Prince of Wales, а также гордость английского военно-морского флота — крейсер Hood», — отмечается в книге Льва Лайнера «Погоня за «Энигмой».
22 мая 1941-го Bismarck и Prinz Eugen под прикрытием низкой облачности покинули Бюрген и взяли курс на Датский пролив, где вечером 23 мая были обнаружены английскими крейсерами Norfolk и Suffolk. Hood, на котором находился вице-адмирал Ланселот Холланд, и Prince of Wales получили приказ присоединиться к ним для совместной атаки.
«Шок в Лондоне от такой потери был неимоверно велик, однако желание отомстить было еще сильнее, — говорил британский историк Энтони Бивор. – Более сотни английских военных кораблей, включая линкоры King George V и Rodney, а также авианосец Ark Royal приняли участие в охоте на Bismarck».
Катастрофа на какое-то время деморализовала британцев. Между тем Bismarck и Prinz Eugen открыли огонь по Prince of Wales, в который за короткий срок попало восемь снарядов. Спасая линкор от гибели, командир принял решение вывести его из боя. Урон понесли и немецкие корабли: у Bismarck оказалась повреждена носовая топливная цистерна и началась утечка мазута. В погоню за неприятельскими судами отправились Norfolk и Suffolk.
Вечером 24 мая Bismarck неожиданно развернулся и пошел им навстречу.
Британцы отошли и потеряли линкор из виду. Одновременно Prinz Eugen удалось скрыться в юго-западном направлении. Береговые радиостанции британцев сумели запеленговать Bismarck, однако допустили грубую ошибку при определении его местонахождения. В результате английская эскадра, посланная на перехват Bismarck, на полной скорости пошла в обратном направлении.
Позднее корабль-гигант был обнаружен в районе французского Бреста. Охота началась заново. 25 мая 1941 года командование Королевского ВМФ распорядилось бросить в ход торпедоносцы. В 10:30 утра 26 мая летающая лодка Catalina обнаружила Bismarck. В течение дня британская палубная авиация отслеживала положение немецкого линкора и его скорость. Около 20:00 26 мая на Bismarck была совершена первая атака, не давшая, впрочем, желаемого результата. Только в ходе повторной атаки одна из выпущенных торпед попала в кормовую часть немецкого линкора. Последовавшим взрывом у Bismarck заклинило руль и повредило винты. В результате он вынужденно изменил курс следования и пошел малым ходом. По ошибке британская авиация атаковала и свой же крейсер Sheffield. Однако из-за проблем со взрывателями торпеды в него не попали.
Окутанный дымом и пламенем, Bismarck по-прежнему держал заданный курс. Британские линкоры стреляли по нему как по учебной мишени. Вскоре пришел приказ добить Bismarck торпедами. Но и после торпедной атаки корабль не затонул.
В 10:36 Bismarck перевернулся и ушел под воду только после того, как уцелевшие немецкие моряки открыли кингстоны. Это произошло в 450 милях от Бреста. В последнем бою линкора погибло более 2 тыс. членов команды и нештатного состава. Выжили и были подняты на британские суда 115 человек. После потери Bismarck Гитлер стал ограничивать морские операции крупных надводных кораблей, опасаясь дальнейших потерь.
Германия сосредоточилась на подводной войне.
Следующей целью британцев стал Tirpitz. Охота длилась более двух с половиной лет: союзникам удавалось настигать суперлинкор и даже наносить ему ощутимый урон, однако Tirpitz всякий раз чинили и возвращали в строй. Немцы дорожили кораблем, старались задействовать его со всей осторожностью и, как следствие, редко. Британские военные самолеты потопили гигантский линкор у берегов Норвегии 12 ноября 1944 года. Поучаствовала в схватке с Tirpitz и советская подлодка К-21. Уничтожение линкора-исполина развязало руки флоту союзников в Северной Атлантике и Северном Ледовитом океане.
В 1988 году начались поиски Bismarck. Год спустя обломки линкора были обнаружены на глубине 4790 м на склоне потухшего подводного вулкана.
Bismarck (1939)
Bismarck
Бисмарк (нем. Bismarck) — линкор Кригсмарине, один из самых известных и мощных кораблей Второй Мировой Войны. Корабль был назван в честь первого канцлера Германской империи Отто фон Бисмарка. 18 мая 1941 года Бисмарк с кораблём сопровождения Принц Ойген вышли из базы Кригсмарине в Готенхафене (ныне — польский город Гдыня) в море. 24 мая Бисмарк потопил британский флагман, линейный крейсер Худ. После этого британцы начали охоту за Бисмарком и спустя три дня потопили его.
Содержание
Строительство
Характеристики Бисмарка
Артиллерия — 8 × 380-мм SKC34 (4 × 2), 12 × 150-мм (6 × 2)
Зенитная артиллерия — 16 × 105-мм (8 × 2), 16 × 37 мм (8 × 2), 20 × 20 мм (20×1)
Минно-торпедное вооружение — 2 торпедных аппарата
Авиационная группа — 4, одна двусторонняя катапульта
История боевого похода
Выход в море
Германское командование к концу весны 1941 года разработало операцию «Рейнские учения» (нем. Rheinübung), которая предусматривала выход линкора Бисмарк в сопровождении тяжёлого крейсера «Принц Ойген» (нем. Prinz Eugen) в Атлантический океан. Командующий операция Гюнтер Лютьенс предложил подождать и ввести в эскадру линкор Тирпиц, схожий по характеристикам с Бисмарком, проходивший испытания, а также либо линкор «Гнейзенау» или стоявший в Бресте линкор «Шарнхорст». Но, к счастью, этого не случилось. Главнокомандующий Кригсмарине гросс-адмирал Эрих Редер ответил отказом.
18 мая 1941 года Бисмарк и Принц Ойген вышли с базы кригсмарине в Готенхафене (ныне польский порт Гдыня). Спустя 2 дня их заметили со шведского крейсера Готланд. На следующий день от шведского военного атташе англичане получили информацию о двух больших кораблях в проливе Каттегат. 21-22 мая немецкое соединение встало на стоянку во фьордах возле норвежского города Берген. Принц Ойген получил на борт топливо и вместе с Бисмарком был перекрашен в серо-стальной окрас океанского рейдера. Бисмарк дозаправлен не был, что, как потом выяснилось, было большой ошибкой. В это время самолёту британских ВВС «Спитфайр» удалось сфотографировать Бисмарк. Тогда британское командование направило против них бомбардировщики, как в позже направит против Тирпица, но Бисмарк и Ойгеном ушли в Норвежское море, а англичане принялись искать мощь Кригсмарине в норвежский фьордах пролива Каттегат, южнее действительного местонахождения Бисмарка.
«Бисмарк» до морского боя, 24 мая 1941 года
Британцы, опомнившись, решили планомерно искать Бисмарка. Командующий британским Хоум-флитом адмирал Джон Тови отправил линейный крейсер «Худ» и линкор «Принц Уэльский» (HMS Prince of Wales) в юго-западному побережью Исландии. Крейсер «Саффолк» (HMS Suffolk) должен был патрулировать Датский пролив вместе с крейсером «Норфолк» (HMS Norfolk). Лёгкие крейсера «Манчестер» (HMS Manchester), «Бирмингем» (HMS Birmingham) и «Аретьюза» (HMS Arethusa) должны были патрулировать пространство между Исландией и Фарнерскими островами. Уже ночью 22 мая сам адмирал Джон Тови во главе флотилии из линкора «Кинг Джордж V», авианосца «Викториес»и кораблей охранения вышел из Скайпа-Флоу и направился к сев5еро-западу Шотландии, где к ней должен был присоединиться линейный крейсер «Рипалс» (HMS Repulse). Там же ожидалось появление немецкой флотилии.
Вечером 23 мая состоялась перестрелка между «Норфолк» и «Саффолк» и «Бисмарком» и «Ойгеном». Бисмарк открыл стрельбу по Норфолку в результате чего британцы отношли, но продолжили следовать за противником на расстоянии 10-14 миль. Уже скоро об этом знали в британском Адмиралтействе. В результате стрельбы, также, у «Бисмарка» оказался повреждён носовой радар, из-за чего «Ойгену» приказали идти первым.
Бой с Худом
Гибель Худа (Дистанция между кораблями не в масштабе)
24 мая британское соединение («Худ» и «Принц Уэльский») таки обнаружило немцев. В 5:52 утра корабли открыли огонь друг по другу. Сначала англичане стреляли по «Принцу Ойгену», однако, осознав ошибку, «Принц Уэльский» начал палить по «Бисмарку». На «Худе» ошибку не осознали. Ещё в 5:56 «Принц Уэльский» попал в топливные цистерны, вызвав обильную утечку топлива и поступление воды в цистерны «Бисмарка». Спустя минуту по Худу попал «Принц Ойген», вызвав пожар на корме. Вскоре по Бисмарку снова попал «Принц Уэльский».
Линдеман предложил начать погоню за Принцем Уэльским и уничтожить его, но Лютьенс приказал продолжить поход.
В игровой и сувенирной продукциях
Судьба «Бисмарка» весьма показательна. Бой в Датском проливе в очередной раз показал бесперспективность развития кораблей без прикрытия их с воздуха. Архаичные бипланы «Cуордфиш» оказались грозным противником даже для новейшего и прекрасно защищенного линкора, и «Бисмарк» остался лежать на морском дне, до сих пор служа напоминанием: непотопляемых кораблей не бывает!
1 апреля 2015 года исполнится 200 лет со дня рождения прусского военно-политического деятеля Отто фон Бисмарка – человека, изменившего облик Германии. В этой связи нельзя не вспомнить о его не менее знаменитом «тезке» – линкоре «Бисмарк», получившего свое имя по доброй традиции называть корабли в честь великих исторических персоналий.
«Версальский флот» Германии
После Первой мировой войны Германия была публично унижена на Версальской конференции, став «стрелочником» планетарного масштаба. В частности, ей запретили обладать флотом открытого моря, основой которого в те годы являлись линкоры. Все основные боевые единицы германского флота или упокоились на морском дне, или достались странам Антанты. В числе последних были десять дредноутов и пять линейных крейсеров. Но шли годы, и на политический олимп Веймарской республики взошли Адольф Гитлер и Национал-социалистическая рабочая партия. Для Гитлера обладание полноценными линкорами было вопросом не только военным, но и политическим. Германия стремилась восстановить свое военное присутствие на море, которое, по мнению тогдашних флотских теоретиков, могли обеспечить только дредноуты.
Рождение гиганта
18 марта 1935 года Германия в одностороннем порядке денонсировала Версальский договор. Жесткой реакции со стороны ведущих европейских государств не последовало – более того, 18 июня того же года в свет вышло англо-германское морское соглашение, согласно которому Третий Рейх получал право на постройку кораблей 1-го ранга в соотношении 100 к 35 (где 100 – доля Англии, а 35 – Германии).
В то время Германия обладала тремя линейными крейсерами типа «Дойчланд», а в 1935–36 годах на воду были спущены «карманные линкоры» с несчастливыми для германского флота именами – «Шарнхорст» и «Гнейзенау». Эти корабли, будучи куда более мощными и крупнотоннажными по сравнению с типом «Дойчланд», все же заметно уступали британским «одноклассникам». Немецким морякам требовался прорыв – нечто такое, что разом выведет Германию на один уровень с владыками океанов – США и Великобританией. Спустя год после судьбоносного 1935-го на стапелях фирмы «Блом унд Фосс» закипела работа над постройкой самого мощного на тот момент в мире линкора типа «Бисмарк».
Будучи прямым развитием «Шарнхорста», новый сверхдредноут имел на треть большее водоизмещение (50 900 т) и длину свыше 253 м. Традиционно осторожные немцы снабдили корабль чрезвычайно развитым бронированием – главный бронепояс простирался на 70% длины корпуса, а его толщина колебалась от 170 до 320 мм. Дополнительное бронирование (верхний пояс, траверсы и палуба) также впечатляли воображение: толщина лобовой брони башен главного калибра составляла 360 мм, а рубки – от 220 до 350 мм.