кринолин что это такое фото
Кринолин – самая экстремальная мода викторианской эпохи
Этот странный объект стал главным модным элементом в середине 1800-х годов. А самое удивительное в том, что он сохранился до наших дней.
«Никогда в моде не изобретали ничего более сексуального. Как здорово было появиться в комнате и занять 1.8 метра». Так сказала о кринолине модный дизайнер Вивьен Вествуд.
Его название сложилось из комбинации двух слов: «crin» – жёсткий материал с использованием конского волоса и «linen» – бельё. Но необъятную куполообразную форму юбок поддерживала не жёсткая ткань, а каркас в виде клетки с костяными или стальными обручами. Патент на металлическую кринолиновую клетку выдали в 1856 году.
Его популярность была так высока, что некоторые заводы по обработке стали обслуживали исключительно рынок кринолина, штампуя каждый день около 3000 штук. Сатирический журнал «Punch» писал, что наступила «кринолиномания». Тем не менее, носить его было чрезвычайно сложно и неудобно.
С конца 1850-х до конца 1860-х годов в Англии погибли около 3000 женщин из-за возгорания кринолина, так как его владелицы не всегда могли отследить края обширной юбки.
Мода продолжилась до середины 1860-х годов, а затем стихла, но периодически возрождается, особенно после Второй мировой войны в рамках романтичного стиля New Look, который предложил Кристиан Диор. В наши дни наряды с кринолином используют для очень официальных мероприятий и, в частности, для свадебных платьев.
Предлагаем посмотреть на старинные фотографии времён 1857-1867 годов, многие из которых представлены на выставке в Национальном музее Шотландии в Эдинбурге. На них изображены дамы и самый модный элемент тогдашней моды – кринолин.
Как женщину наряжали в кринолин.
«Надевая кринолин».
«Новые предписания для омнибуса». Изображение женщины в кринолине, которая пытается сесть в омнибус (вид общественного транспорта), предположительно 1861 год.
«Конкурент омнибуса».
Двое мужчин помогают леди войти в автобус.
«Надевание кринолина».
Мужчина под дамским кринолином.
Источник фотографий: The Howarth-Loomes Collection в национальном музее Шотландии.
Красота требует жертв: женская мода и удивительные приспособления
Женская мода удивительна, что только не придумывали законодатели мод или сами женщины на протяжении столетий, чтобы быть еще привлекательнее! Порой их уловки выглядели странно — подушечки турнюр, огромные клетки кринолина или причиняющие невероятную боль корсеты. Более того, абсурдность таких нарядов подмечали даже их современники. К счастью, большая часть подобных модных придумок осталась только в учебниках по истории и на полотнах живописцев, но некоторые, например корсет, здравствуют и поныне.
Женщинам всегда нравились пышные юбки, порой, чтобы добиться максимального эффекта, средневековым модницам приходилось надевать под платье пять-шесть нижних юбок. И вот в XVIII веке появилось панье. Панье, от французского panier — «корзина», конструкция из обтянутых полотном обручей. Каркас этого приспособления изготавливали из китового уса, ивовых или тонких металлических прутьев. Панье пристегивалось к корсету при помощи пуговиц. Каркас панье был объемным, но очень легким, поэтому юбка при ходьбе колебалась, открывая туфли, что было весьма пикантно. В 1718 году во Франции принцесса де Монтань благодаря платью с панье скрыла дефект своей фигуры, после чего мода на него распространилась по всей Европе. Панье быстро видоизменялось, приобретая различные формы — круглые или овальные. Самые большие панье при дворах носили исключительно аристократки. В 1740-е годы появилось «панье с локотками», которые делали юбку широкой по бокам, но плоской спереди и сзади. Мода на панье прошла только к концу XVIII века. Конечно, такие платья были не очень удобными, но очень красивыми и дорогими. Конструкция в разы увеличивала ширину юбок, на которых размещали узоры, сложные декорации и богатые вышивки.
В России и в Германии панье называли фижмами, от немецкого Fischbein, «рыбья кость», «китовый ус». Фижмы делали из ивовых прутьев или китового уса, они крепились поверх нижней юбки так же, как и панье, но были более эластичными. Фижмы и объемные юбки вызывали часто насмешки, про них слагали анекдоты и рисовали карикатуры.
Кринолин стал логическим продолжением панье. Изначально кринолин — это жесткая, льняная или хлопковая ткань с основой из конских волос, позднее — жесткая структура, придающая юбке требуемые формы. В Англии кринолин был известен еще с 1829 года, хотя патент на эту ткань был зарегистрирован немного позже, 4 июня 1840 года, в Париже предпринимателем Удино. К 1850 году слово «кринолин» стало обозначать куполообразную присборенную юбку, форму которой придавали многочисленные нижние юбки. «Искусственный кринолин» же на стальных обручах появился лишь в 1859 году, его автором стал основатель высокой моды Чарльз Фредерик Ворт.
Кринолин не менее часто становился объектом сатиры. Его сравнивали с клеткой, в которую заточили женщину; высмеивали за то, что дамы в таких платьях не могут пройти сквозь дверной проем, ведь диаметр кринолина достигал порой 180 см! При падении дамы или ее неудачной попытке сесть кринолин мог выгнуться в обратную сторону. Многие современники считали, что кринолин не только скрывает фигуру женщины, но и несет в себе опасность. Дамы не всегда могли видеть края своего платья. Правда, существует легенда, что кринолин однажды спас даму в сложной ситуации. Убегая от любовника, она выпрыгнула из окна, которое находилось на высоте 75 метров, и, как на парашюте, благополучно приземлилась на землю. Несмотря на очевидные неудобства, кринолин стал неотъемлемой частью и детской моды. Не только девочки, но и мальчики носили костюмы с небольшим кринолином.
В середине 1860-х годов существовало два вида кринолина. Юбки кринолина для парадных туалетов были широкими, длинными, выдавались сзади углом, чтобы держать шлейф. И это еще не все! Поверх кринолина надевалась белая перкалевая юбка с одним большим или двумя гофрированными воланами. Повседневные платья имели круглый маленький подъюбник. Кринолин был узким у талии и постепенно расширялся к подолу, что по форме напоминало воронку. Ко второй половине 1860-х годов мода на высокую талию поставила кринолины на грань вымирания. В начале 1870-х годов кринолин постепенно уступает место турнюру.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
Кринолин. История моды
Кринолин.
«Безъ кринолина нeтъ изящнаго туалета и нeтъ хорошей фигуры. Кринолинъ такъ привился къ современному костюму, что кажется и подумать нельзя обойдтись безъ него. Представьте себe широкiя и длинныя платья, не поддерживаемыя кринолином. »
(«Модный магазин», 1862, № 8).
Franz Xavier Winterhalter. Императрица Евгения в окружении дам. 1855
Кринолин — изначально жёсткая льняная или хлопковая ткань с основой из конских волос (crinis+flax, волос+лён), позднее — жёсткая структура, предназначенная для придания юбке требуемой формы. В Англии кринолин стал известен с 1829 года. 4 июня 1840 года в Париже предприниматель Удино (Oudinot) зарегистрировал первый патент на эту ткань, получившую свое второе рождение. Дамы надевали такую юбку поверх корсета первой. Она чаще опускалась до колен или чуть ниже. Затем наступал черед остальных, материалом для которых служили белые хлопчатобумажные ткани. Вначале надевали простые юбки, обшитые несколькими рядами горизонтальных оборок. Последняя (то есть самая верхняя) нижняя юбка могла быть отделана вышивкой и кружевом.
К 1850 году этим словом обозначалась куполообразная присборенная юбка, форму которой придавали многочисленные нижние юбки. В период 1851—1856 годов для летних кринолинов использовали лёгкие ткани, такие, как муслин и тарлатан; после 1852 в моду вошли la gaze cristal (переливчатые тафты, дамаск, парча, шёлк, сатин — ткани из нитей двух различных цветов, тканые одновременно). До 1856 года под верхней юбкой носили ещё 6 нижних юбок; их изготовление облегчилось с началом массового использования швейных машинок в 1857 году.
«Искусственные кринолины» на стальных обручах были введены с 1859 года; с ними произошёл отказ от нижних юбок. Юбки продолжали расширяться и кринолин уже не справлялся с поставленной задачей, появилась новая нижняя юбка, в которую вшивались обручи, сделанные из стали или китового уса. Она была удобнее прежнего кринолина и сохранила за собой его название. Такой кринолин шили из коленкора или шерстяной материи в полоску. С изнанки в десять или более рядов подшивалась тесьма шириною в палец. Между юбкой и тесьмой пропускались специально изготавливаемые для кринолинов стальные полосы, так называемые пружины.
Иногда изобретение кринолина в современном понимании связывают с французской императрицей Евгенией, якобы введшей его во время своей беременности; в действительности это лишь легенда. Кринолин придумал и в дальнейшем пропагандировал Чарлз Фредерик Ворт. Однажды его жена продала пару платьев с кринолином жене австрийского посла Паулине фон Меттерних, и императрицу заинтересовала идея, что позволило кринолину быстро войти в моду.
Как при дворе императрицы Евгении, так и при дворе королевы Виктории церемониал предписывал принятие «благородных» поз; кринолин предоставлял большие возможности для этого, а также позволял внешне соблюдать предписанную скромность (ширина определяла дистанцию).
Мастера постоянно разрабатывали новые конструкции кринолина. Парижский универмаг «le Bon Marché» в день своего открытия предложил покупательницам сразу 54 различные модели! В конце 1850-х годов обручи уже не вшивали в нижнюю юбку, а соединяли по вертикали лентами или тесьмой. Тонкие стальные пружины продергивались сквозь прорези в лентах и фиксировались заклепками. В России такие нижние юбки называли «кажами» (от англ. cage – «клетка»).
В моде кринолин был строго между лондонской выставкой 1851 года и Всемирной выставкой в Париже 1867 года. Кринолин зачастую становился объектом сатиры; его сравнивали с клеткой, в которую заточена женщина, его диаметр (до 180 сантиметров) мог создавать проблемы в проходе сквозь дверные проёмы. При падении или неудачной попытке сесть кринолин мог выгнуться в обратную сторону, а конструкцию в целом было тяжело перевозить в багаже.
Пять стадий надевания кринолина.
Одной из обязанностей кондуктора омнибуса было придерживать рукой переднюю часть кринолина, пока леди протискивалась через дверь — иначе обручи поднимались и демонстрировали присутствующим ее нижнее белье. Когда леди карабкалась на империал омнибуса, джентльменам, сидевшим внутри, полагалось вежливо глядеть в другую сторону.
Кринолин являлся также неотъемлемой принадлежностью детского костюма. Не только девочки, но и маленькие мальчики, костюмчики которых можно было считать сшитыми по последней моде, носили небольшие кринолинчики. Хотя некоторые наиболее авторитетные модистки (впрочем, как и другие здравомыслящие люди) видели в этом злоупотребление кринолином.
Вот что можно прочитать в журналах того времени. «Юбки съ обручами, носящiя устаревшее названiе кринолинъ, все еще существуютъ и носятъ ихъ не только девочки, взрослыя женщины и старухи, но даже и маленькiе мальчики, подъ своими блузами и пальто! Бальныя платья делаются более и более широкими и такая поддержка необходима для нихъ, но для чего нужна она подъ детскою блузой, это остается неразгаданною тайной для всехъ. Кринолины маменекъ образуютъ сзади небольшой шлейфъ и очень не широки вверху. Детскiе делаются, по прежнему, на верху очень пышными» («Ваза», 1861, № 3, с. 35). «Кринолин вторгся даже в самые маленькие деревушки, где не осталось ни одной девочки-пастушки, которая не надевала бы его в свой выходной день» (Париж, 1862). Кроме того, многие жаловались, что кринолин совершенно маскирует истинную фигуру дамы.
Известен, впрочем, и случай спасения кринолином жизни: в 1885 году Сара Энн Хенли (Sarah Ann Henley) прыгнула, после ссоры с любовником, с Клифтонского моста и выжила после падения с 75 метров, так как кринолин якобы смягчил падение, сыграв роль парашюта. Хотя вопрос, помог ли ей выжить именно кринолин, является предметом для споров, этот случай стал известной бристольской легендой.
Постепенно линия талии начала подниматься. В середине 1860-х годов параллельно существовали кринолины двух видов. Для повседневных платьев необходимы были совершенно круглые и маленькие нижние юбки. Их делали узкими у талии и постепенно расширяющимися к подолу, по форме напоминающими воронки. Кроме того, они были короче тех, которые надевали под нарядные и вечерние платья с хвостом. Кринолины, предназначенные для парадных туалетов, были шире, длиннее и выдавались сзади углом для поддержания шлейфа. Поверх такого кринолина надевалась белая перкалевая нижняя юбка с одним большим или двумя гофрированными воланами.
Во второй половине 1860-х годов кринолины находились «под угрозой изгнания»: они постепенно уменьшались, а линия талии поднялась настолько, что современники невольно сравнивали свою моду с модой Первой империи. В конце 1860-х – начале 1870-х годов пояса нижних юбок даже снабдили помочами, которые помогали удерживать линию талии на должной высоте. В то время вопрос о существовании самого кринолина стоял достаточно остро. Журналы мод держали читательниц в постоянном напряжении, почти в каждом номере печатая предположения о дальнейшей судьбе этого элемента наряда.
В начале 1870-х годов популярность кринолина упала, и постепенно он уступил место турнюру. «Новейшiе кринолины делаются съ шнуровкой сзади, которая при стягиванiи шнурковъ образуетъ фижмы (paniers), въ распущенномъ же виде они имеютъ форму простаго кринолина. Иногда къ поясу кринолина пришивается турнюра, но большею частiю турнюра делается отдельно, пришивается къ особому поясу и надевается подъ юбку» («Модный магазин», 1868, № 13, с. 235).
Небольшие узкие кринолины из стальной проволоки продолжали носить вплоть до середины 1870-х годов, а затем они еще раз появились около 1880 года. В последний раз о кринолине заговорили в самом конце XIX столетия, в период «прекрасной эпохи», когда для формирования модного силуэта была предложена «новая» нижняя юбка из материи на конском волосе.
Erzsebet kiralyne photo Rabending.
В современности кринолин является деталью свадебного платья.
Материал из Википедии и статьи А. Приймака.
Кринолин – настоящая клетка для женщин
Утром 9-го мая 1885-го года британский таблоид Times вышел с кричащим заголовком «Счастливое спасение от суицида». Речь в передовице шла о некой буфетчице Саре Хенли из города Бристоль. Та, порвав отношения со своим молодым человеком, не нашла ничего лучше, как сброситься с Клифтонского моста, высотой в 75-ть метров.
Взобравшись на парапет, девушка уже собралась свести счеты с жизнью, как вдруг подул сильный ветер. Он приподнял бунтующую натуру в воздух и плавно понес над протекающей внизу рекой. А потом также плавно опустил на землю. Свидетели происшествия отправились искать Сару Хенли и вскоре обнаружили ее, сидящей на илистом берегу. Девушка была в шоке и не могла поверить в случившееся. Как потом выяснили полицейские, виной всему был… кринолин. Он сыграл роль парашюта, тем самым спасся англичанке жизнь.
Считается, что кринолин придумала супруга Наполеона III императрица Евгения. Желая скрыть беременность, она стала носить широкие пышные юбки. Хотя существует и другая версия. Есть мнение, что первый кринолин смастерил англичанин Чарльз Фредерик Ворт. Объемную конструкцию первой опробовала его жена. Затем предприимчивая женщина по секрету сообщила о необычном наряде австрийским высокопоставленным модницам. Те незамедлительно закупили новинку. Так постепенно кринолин вошел в европейскую светскую моду.
Первоначально это были обыкновенные нижние юбки с оборками. Ткань для кринолинов брали плотную. А для большей упругости материал сильно крахмалили. Поэтому при ходьбе он всячески шуршал и скрипел. Позже для жесткости в юбки принялись вшивать каркасы, напоминающие обручи.
Их выполняли из тростника или китового уса. Конструкция эта была безумно неудобной и весила не один килограмм. В 1846-м году ее решают упростить и облегчить.
Так каркас становится независимым предметом гардероба. Его по-прежнему называют кринолином, однако изготавливают уже отдельно, не вшивая в одежду. Нижние юбки отныне надевают поверх конструкции.
Для того, чтобы кольца кринолина не просвечивали, достаточно было одной или максимум двух фижм. Их шили из тафты, сатина, муслина и тарлана. В такой одежде было не жарко. Вот почему достаточно быстро кринолины оказались в тренде не только у богатых особ, но также у других слоев населения более низкого ранга.
Впрочем, несмотря на свою популярность, кринолин часто называли клеткой для женщин. Такое нелестное прозвище данный предмет гардероба получил за массу неудобств, которые причинял своей хозяйке. Диаметр среднестатистического каркаса составлял 180 см. В нем было тяжело пройти в проем, протиснуться на свое сидение в театре и, наконец, сесть в экипаж.
Известный дизайнер одежды Вивьен Вествуд по этому поводу даже как-то заметит: «Как здорово заходить в комнату и сразу же занимать вокруг себя почти 2 метра».
На этом злодеяния кринолина не заканчивались. Его было очень сложно перевозить в чемодане. К тому же часто края наряда загорались от брошенного случайно пепла сигареты. В большинстве случаев, правда, истории имели счастливый конец. Героинь удавалось спасти из их кринолинового заключения и они быстро бежали к портным, заказывать новый наряд с каркасной юбкой.
В конце XIX-го столетия кринолин стал постепенно укорачиваться, превратившись в результате – тюрнюр – особую подушечку, служившую для поддержания красивого силуэта.
Снова в моду каркас так и не вошел. Как сделать кринолин сегодня знают разве что в свадебных салонах. Почувствовать себя барышней – невестой из прошлых столетий поможет белоснежное пышное платье, чей объем создается за счет все того же тонкого обруча. Правда, производят его не из китового уса, а обыкновенной пластмассы.