критериум велоспорт что это
Критериум. Принцип действия и соревнования. Особенности
Критериум, или «крит», как сокращенно именуют спортсмены, — очень интенсивная и зрелищная велогонка. Особенно популярна она в Австралии и Соединенных Штатах, где ее участниками становятся многие профессиональные гонщики. Да и во многих других государствах крит выступает самостоятельной дисциплиной, по нему проходят национальные чемпионаты.
Что представляет собой критериум
Это групповой заезд на велосипедах по кольцевому маршруту, проходящему по городским улицам. Дороги общего пользования на время проведения состязаний обычно закрываются для других участников движения. Один круг, как правило, имеет протяженность 2-3 км, но возможны варианты от нескольких сотен метров до 10 км. В процессе гонки спортсмены делают несколько кругов с максимальным ускорением, преодолевая при этом подъемы и крутые повороты. Темп велогонки увеличивается на последних кругах, когда участники делают финальный рывок.
По продолжительности критериум уступает обычной шоссейной гонке. Один заезд длится 45-60 мин. Причем организаторы состязаний могут по своему усмотрению определить продолжительность гонки одним из следующих способов:
Победителем в заезде становится тот, кто первым пришел к финишу, не отстав при этом от соперников ни на один круг. Но иногда организаторами может быть предусмотрен другой порядок: помимо основного финиша могут устанавливаться и промежуточные, за которые начисляются очки, учитываемые при распределении мест. За первое место на промежуточном финише начисляется 5 баллов, за второе – 3, за третье – 2, за четвертое – 1. На последнем финише за аналогичные места начисляются удвоенные баллы.
Существует в критериуме и такое понятие, как «престижные круги». За них предусмотрен промежуточный приз. Некоторые велогонщики участвуют в гонках исключительно с целью победить в «престижных кругах», иные же стремятся к первенству во всем заезде. Критериум позволяет спортсменам показать свои навыки в управлении велосипедом, ведь им приходится преодолевать сложные и даже опасные ситуации, соревнуясь при этом со множеством противников. Самыми важными навыками считаются прохождение виражей, выполнение маневров, определение более выгодной позиции на маршруте. Кроме того, спортсмену обязательно иметь хорошую физическую форму и уметь быстро набирать ускорение.
Почему популярен
Правила этой гонки задают высокий ритм соревнованиям. А с учетом того, что маршруты прокладываются по городским улицам и за ними удобно наблюдать зрителям, критериум завоевал признание по всему земному шару.
Пусть заезды непродолжительны по времени, но при этом они проходят на значительно больших скоростях. За ними удобно наблюдать болельщикам, так как на каждом участке маршрута можно увидеть несколько раз одного и того же участника. А поскольку мероприятие организуется в городе, многим зрителям вообще никуда не приходится ехать, чтобы посмотреть соревнования.
Критериум отличается высокой динамичностью, борьба в нем ведется со старта и до финиша. Для победы гонщику требуется собственная тактика, отличающаяся от остальных, а также навыки спринтера и мастерское владение велосипедом. двигаться по трассе в черте города совсем нелегко, поскольку группа участников очень плотная, а виражей на маршруте немало.
Тактика в критериуме
Она аналогична любой групповой гонке, но при этом для выявления чемпиона применяются более жесткие требования. Победа одного участника во многом зависит от других членов команды. Поэтому в основе тактики лежит коллективная борьба, где каждый участник обязан помочь своему товарищу, имеющему все шансы на победу. Так, несколько спортсменов, идя наравне с товарищем, стремящимся к финишу, незадолго до заветной черты ускоряются и поочередно раскатывают своего лидера. А на последних 100 м, гонщик с большим запасом сил делает рывок вперед и устремляется к финишной линии. Такой прием позволяет добиться первенства с меньшими затратами сил и энергии.
Но описанному выше маневру имеется и контрприем. Так, гонщик преследует противника, которого ведут к финишу его товарищи, и на последних 100-150 м. до финиша вступает с ним в ожесточенную борьбу. Этот способ позволяет дезориентировать соперника, заставить его поменять тактику.
Некоторые гонщики поддерживают достаточный темп во время заезда, но для решающего рывка у них не хватает сил. Тем не менее, их роль для команды очень важна, поскольку они задают темп во время гонки и разрушают организацию финишей у противников. Ведь тот, кто лидировал на промежуточном финише посредством мощного рывка, необходимо восстановить свои силы, а подобная тактика не дает возможности лидерам-соперникам набраться сил для следующего броска. Но зато один из темповиков получает шанс сделать решительный рывок и вырвать преимущество, а затем со своими коллегами зарабатывать дополнительные баллы на промежуточных отрезках.
Нередко вся команда направляет свои силы на победу одного из своих товарищей. Однако такая тактика оставляет вероятность победы для других членов группы. За лидером устремляется вся остальная группа, и тот, кто добился в этом успеха, на финишной прямой может побороться за первенство. Критериум отличается быстрой сменой лидеров, что повышает темп соревнования и создает преграды для успеха потенциального финишера.
Спортсмен, выступающий лидером, не всегда стремится получить дополнительные баллы на промежуточных финишах. Зачастую его усилия направлены на помощь коллегам по команде. Такое разнообразие приемов и контрприемов создает возможность для всех участников бороться за победу, создавая порой совсем непредвиденные ситуации, совершенствующие тактические навыки гонщиков.
Немного истории
Как уже говорилось выше, критериум особенно популярен в Америке. Наиболее известными соревнованиями выступают гонки Red Hook Crit, где спортсмены выступают на специальных велосипедах, именуемых fixed-gear. У них фиксированная передача, отсутствуют тормоза и свободный ход. Первый раз такая гонка прошла в 2008 г. в Нью-Йорке. Она быстро завоевала популярность, и число ее участников неимоверно выросло. Вскоре Red Hook Crit стал проводиться не только в Соединенных Штатах, но и в станах Европы — Франции, Германии, Англии. В 2019 г. гонки этой серии прекратились, но организаторы обещают их скорое восстановление.
Популярность критериума способствует тому, чтобы в нем принимали участие и мастера велосипедного спорта. Поэтому команды, выступающие на fixed-gear велосипедах, сегодня состоят не только из любителей. В их состав все чаще входят и профессионалы, такие как Филиппо Фортин из Италии и Иван Гарсия из Испании. В гонках в июле-августе каждого года принимают участие и звезды известных шоссейных гонок «Тур де Франс». Для них состязания проводятся в Бельгии и Нидерландах, собирая огромное количество зрителей. За участие в гонках звездам выплачиваются неплохие гонорары.
В июле 1995 г. участники «Тур де Франс» посетили Россию, где состоялся критериум. Инициаторами этого мероприятия выступили директор гонки Жан-Мари Леблан и председатель Комитета по физической культуре России Валерий Сысоев.
Гонка получила название «Masters Criterium» и прошла в г. Москва. В ней поучаствовали:
Участники заезда 22 раза объехали вокруг Московского Кремля. Победу одержал Индурайн. Но особого значения это не имело, поскольку в подобных «звездных» соревнованиях будущий победитель нередко определяется организаторами еще до начала гонки.
Что такое критериум в велоспорте?
В велоспорте существует множество форм велогонок, классифицирующихся по типу принимающих в них участие велосипедов и интенсивности езды. Возможно одной из наиболее интенсивных и зрелищных гонок на велосипедах является «критериум», или, как её часто сокращенно называют между собой велосипедисты, «крит». Критериум проводят на коротких, замкнутых в кольцо маршрутах, проходящих по дорогам городских кварталов, которые на время соревнования закрываются для автомобильного транспорта. Обычно длина маршрута не превышает пяти километров, и во время соревнования велогонщики проезжают маршрут несколько раз на максимально возможной скорости. На маршрутах часто встречаются сложные повороты и крутые подъемы.
Критериум – это сильно сокращенная версия многоуровневой дорожной велогонки, длящейся около 45 – 60 минут. Каждая велогонка имеет свои правила. В критериуме велогонщики едут по установленному маршруту определенное количество времени, а после его истечения ещё оговоренное количество кругов этого же маршрута. Например, 45 минут + 5 кругов. Темп велогонки критериум возрастает на последних кругах, когда велогонщики готовятся к совершению финального рывка.
Чтобы велогонка сохраняла высокий темп, в критериуме существуют так называемые «престижные круги», победитель которых получает промежуточный приз и признание среди опытных велогонщиков. Престижные круги не дают велогонщикам расслабиться и не позволяют им выжидать окончания основного времени работая педалями в пол накала, экономя силы для рывка в финальных кругах. Одни велогонщики соревнуются ради победы только в престижных кругах, другие ради победы во всей гонке. Существуют также велогонщики, выполняющие функцию помощника. Их задача заключается в оказании помощи и поддержке члена своей команды для одержания им победы.
Участие в критериуме очень хорошо демонстрирует способность велогонщика управлять велосипедом. В этой гонке велогонщику важно уметь управлять велосипедом в сложных, и часто опасных ситуациях, когда вокруг множество таких же соперников, жаждущих одержать победу. Умение проходить повороты, маневрировать, занимать более выгодные позиции – всё это очень важные навыки в критериуме. Велогонщики должны быть в отличной физической форме и уметь не только быстро разогнаться, но и обогнать ускоряющегося соперника. Такие условия задают велогонке очень интенсивный ритм. Благодаря проходящим по общественным улицам маршрутам, и удобным наблюдением за ними, гонки критериум получили огромную популярность во всем мире.
Критериум
В критериуме длина одного круга, как правило, составляет от одного до трёх километров, количество таких кругов — до пятидесяти. Через определённое количество кругов устраивается промежуточный финиш, где первый пересекший черту гонщик получает 5 очков, второй — 3 очка, третий — 2, четвёртый — 1. Длина круга и количество кругов в гонке может сильно варьировать (к примеру: каждый пятый круг — промежуточный финиш, двадцатый круг (середина гонки) — очки за финиш удваиваются), это определяет оргкомитет гонки и судейство. Таким образом, критериум представляет собой зрелищную динамичную гонку, изобилующую тактическими хитростями, которые видны зрителю, и требующую большой физической выносливости. Критериум напоминает групповую гонку по очкам на треке, только в критериуме может быть как индивидуальный зачет, так и командный, а на треке — только индивидуальный.
Очень часто критериум проводится после окончания какого-либо супер тура в целях рекламы того или иного коммерческого предприятия, проекта, при этом является одним из способов дополнительного заработка для профессионалов.
Связанные понятия
Гранд Тур (англ. Grand Tour) — самый престижный вид соревнований в шоссейном велоспорте, победа на нём ценится больше, чем успех на любой другой гонке (включая чемпионат мира и Олимпийские игры).
После Второй мировой войны когда велоспорт становится всё более международным и коммерческим, возникает необходимость в создании систем оценки, которые позволяли бы оценивать гонщиков и команды по итогам всего сезона, а не только по отдельным победам. Хороший командный рейтинг лучше влиял на вопросы связанные со спонсорством, в то время как индивидуальный давал гонщику возможность улучший свой контракт. На протяжении многих лет были созданы различные системы оценки и ранжирования как при поддержки.
Трековые велогонки — вид велоспорта, проходящий на велотреках или велодромах. Гонки на треке входили в программу всех Олимпийских игр, за исключением Игр 1912 года.
На сегодняшний день существует множество разновидностей биатлонных гонок. Все они проводятся в рамках тех или иных соревнований среди различных классов участников. Шесть гонок (индивидуальная гонка, спринт, пасьют, масс-старт, эстафета и смешанная эстафета), которые проводятся в рамках Чемпионатов мира и Кубка мира, имеют чёткие, устоявшиеся правила проведения, которые закреплены в официальных документах Международного союза биатлонистов. Остальные виды биатлонных дисциплин пока ещё не проводятся.