кривая хекмана что это

Кривая хекмана что это

Воля к жизни: как использовать ресурсы здоровья по максимуму / Андрей Беловешкин

В оформлении обложки использована фотография:

Используется по лицензии от Shutterstock.com

Во внутреннем оформлении использованы иллюстрации:

CkyBe, Vyacheslavikus / Shutterstock.com

Используется по лицензии от Shutterstock.com

© Беловешкин А.Г., 2020

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2021

В 2014 году, работая преподавателем в медицинском университете, я начал вести ряд образовательных курсов по разным аспектам здоровья, от питания до стресса. Люди устали от множества непроверенных и сомнительных методик оздоровления, поэтому с удовольствием приходили учиться быть здоровыми с помощью науки. Постепенно эти курсы выросли в мою Школу здоровья, которую прошли уже тысячи людей: мы разобрали сотни практик, тысячи частных случаев. Накопленные за эти годы опыт и знания я и представляю в этой книге. Этот самоучитель – результат работы нашего здорового сообщества, включающий как научные знания, так и практические подходы по применению в повседневной жизни.

Все мы знаем, что полезно, а что вредно. Но почему тогда мы регулярно делаем нечто разрушительное для себя? Ученые и философы прошлых лет говорили об инстинкте к жизни и инстинкте к смерти – их баланс и определяет траекторию нашей судьбы.

Лауреат Нобелевской премии, ученый Илья Мечников использовал термин «инстинкт жизни», его применял и физиолог Иван Павлов: «Вся жизнь есть осуществление одной цели, а именно: охранения самой жизни, неустанная работа того, что называется общим инстинктом жизни. Этот общий инстинкт, или рефлекс жизни, состоит из массы отдельных рефлексов. Большую часть этих рефлексов представляют собой положительно-двигательные рефлексы, т. е. движение к благоприятным для жизни условиям, рефлексы, имеющие целью захватить, усвоить эти условия для данного организма».

Каждый из нас на уровне инстинктов стремится выжить. Наше тело хочет быть здоровым, наши мышцы хотят быть сильными, наш ум стремится быть острым – и это совершенно естественные устремления. Потеря же воли к жизни, смысла и цели ослабляет нас. Я хочу, чтобы эта книга разбудила в вас волю к жизни, к здоровью на самом глубинном уровне. Пусть инстинкт жизни поможет вам не только обрести оптимальное здоровье, но и реализовать свой потенциал как личности, добиться своих целей, стать сильнее и выносливее как физически, так и умственно.

Здоровье – это намного больше, чем отсутствие болезней

Из этой книги вы узнаете, как здоровье становится фундаментом долголетия, привлекательности и счастья. Мы разберем 7 ключевых ресурсов здоровья, окружение, способы измерения и оценки здоровья, практические подходы применения рекомендаций в своей жизни на системной основе. Ведь наше здоровье – это как дом, где нельзя выбрать, что важнее: пол, стены, окна или крыша – важно все.

На обложку книги я вынес слово «самоучитель». Это значит, что вы сами можете внедрить в свой образ жизни большинство полезных привычек. Подумайте: каждый день вы встаете, идете на работу, проводите время с близкими и друзьями, ложитесь спать. Если каждое ваше обыденное действие сделает хоть немного здоровее, это принесет вам большую пользу. Меняя свои привычки, вы меняете свою жизнь.

Многие эффективные методы оздоровления практически не потребуют от вас заметных затрат времени или средств – только начните, и вы поймете, как это просто.

Конечно, все люди разные, но тем не менее, существуют универсальные правила здоровья, эффективные и безопасные. Я выбрал их для книги, основываясь на научных данных и практике использования. В книге нет ссылок на сами исследования (все они есть в моем блоге beloveshkin.com), но я буду рад, если каждый мой совет вы проверите сами и убедитесь в его действенности. Ваше здоровье – это высший приоритет: исследуйте, сомневайтесь, тестируйте и находите лучшее для себя.

В этой книге вы не найдете самого главного секрета здоровья. Ведь что может быть самым главным в самолете? В нем сотни критически важных деталей, без которых он не может лететь, а наш организм намного сложнее самолета.

Лев Толстой заметил, что «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»; перефразируя это высказывание, можно сказать, что все здоровые люди здоровы одинаково, но болеют по-разному. В этой книге мы узнаем про ключевые составляющие здоровья и как их развить в своей жизни. В ней не будет набора добавок с дозировками, в ней – паттерны – закономерности, способствующие здоровью. Самые разные паттерны, от питания до окружения сочетаются и усиливают друг друга.

Изменить свои привычки может быть нелегкой задачей. Если не все получится сделать с первого раза – это нормально. Учитесь на своих ошибках, делайте выводы, изучайте себя. Для этого, помимо прочего, важно не терять чувство юмора и уметь посмеяться над собой. Когда вы формируете свое видение будущего, берете под контроль настоящее, то ясно видите ваши истинные возможности. Надеюсь, что эта книга посеет в вашем уме семена будущих успехов и здоровья. Конечно, сама по себе она не изменит вашу жизнь мгновенно, но я думаю, что она может поменять направление вашего движения.

Приятного и полезного чтения!

1. Здоровье – не главное?!

Поздравляю вас, читатель! Если вы читаете эти строки, значит, скорее всего, интересуетесь здоровьем, думаете о своем будущем, хотите стать крепче и сильнее, жить дольше и качественнее. Сам интерес к оптимальному состоянию здоровья – это уже признак здоровья, ведь часто люди, живущие одним днем, просто не задумываются о долгосрочных последствиях своих действий.

Но вы – здесь, значит верите в себя и готовы справляться с разными вызовами.

На вопрос: «Что для вас главное?» – мы уверенно отвечаем: «Здоровье!» Предполагаю, вы удивитесь, если я вдруг скажу, что здоровье не должно быть вашей главной целью. Но ведь мы начинаем общение со «здравствуйте», заканчиваем «будьте здоровы», а одним из тостов во время застолий (не всегда здоровых) обязательно будет: «За здоровье всех присутствующих!»

С ответственностью заявляю: излишняя тяга к здоровью – признак нездоровья. Человек, который ставит своей главной целью здоровье, – определенно нездоров и даже, вероятно, страдает ипохондрией. Почему?

Дело в том, что здоровье – это инструмент и способ существования и достижения чего-либо, вторичная ценность, а не самоцель. Нам нужно здоровье для жизни, а не жизнь для здоровья. Равно как и другие вторичные ценности, такие как любовь, красивое тело, деньги, власть, моральные принципы, самовыражение, – они возникают в результате стремления к другим целям, спонтанно, во многом как побочный эффект. Когда человек ведет здоровый образ жизни, и ему это нравится, он не прилагает никаких специальных усилий и в результате становится здоровым.

Попытка стать здоровым быстро и любой ценой приводит к одержимости жесткими диетами и марафонами, опасным экспериментам над собой, глотанию сомнительных таблеток – все для получения мгновенного эффекта. Чем сильнее мы хотим обладать здоровьем, тем скорее оно ускользает от нас. Очень часто люди имитируют здоровье, создавая видимость и используя для этого целый арсенал средств.

Например, красота. Эволюционно красота является индикатором здоровья и энергии, их внешним отражением. Но попытка «быстро стать красивым» приводит к опасным видам диет, уродующим косметологическим и пластическим операциям, к потере адекватной самооценки. То же самое можно сказать и про социальное влияние: в идеале власть появляется как побочный эффект вашей компетентности и умения ладить с людьми.

Источник

Кривая хекмана что это

Этот доклад предназначен для широкого сообщества не только политиков и ученых, но также экспертов и управленцев.

Исследование показывает, как готовить к будущему, которое трудно прогнозировать.

Авторы в большей степени формулируют вызовы времени, нежели дают на них ответы.

В связи с внедрением информационных технологий меняются механизмы создания товаров и услуг, но как именно это отражается на системе подготовки кадров – пока не очень понятно.

Не очень понятно и то, какие именно профессии подвержены процессам автоматизации и каким конкретно навыкам нужно учиться.

В этой ситуации ставится задача подготовки к неопределенному будущему, поэтому и рекомендации авторов доклада носят весьма общий характер.

Во-первых, это формирование общих когнитивных навыков, применимых в разных специальностях (например, умение рассуждать, критическое мышление).

Во-вторых, это социально-поведенческие навыки (умение взаимодействовать с людьми, навыки коммуникации). Эти навыки можно назвать классическими «мягкими навыками», хотя такой термин в докладе не употребляется.

В-третьих, некие личностные качества – скажем, упорство, настойчивость, поскольку психологи давно показали их важность для достижения успеха.

Теперь о рекомендациях для трех уровней образования, на которых авторы фокусируют основное внимание.

Первостепенное значение придается раннему дошкольному возрасту.

Как доказал Нобелевский лауреат в области экономики Джеймс Хекман, инвестиции в раннее развитие дают бОльшую отдачу, чем инвестиции в более старшие возраста. Каких-то особых новых советов по этой части авторы доклада не дают. Они рассуждают о значении правильного питания, медицинского обслуживания, мониторинга здоровья маленьких детей, но приводимые ими примеры годятся больше для стран Африки, чем для России.

В России проблемы младенческой смертности уже решаются, проблемы питания тоже не столь остро стоят в повестке дня.

Вместе с тем для России задача максимальной реализации потенциала каждого ребенка стоит очень остро (из-за негативных демографических трендов). Поэтому специалисты НИУ ВШЭ рекомендуют ввести патронат системы раннего развития детей.

В то же время в раннее развитие в России и в мире инвестируют недостаточно средств, и причин такой ситуации три.

Во-первых, это должны быть не отдельные краткосрочные проекты, а системная работа под контролем постоянного мониторинга; во-вторых, эти задачи носят комплексный характер и должны решаться разными ведомствами; в-третьих, от этих инвестиций нельзя ожидать быстрой отдачи: потребуется как минимум 20 лет, пока будет результат в виде отдачи для экономики.

Что касается специального и высшего образования, то в докладе рекомендуется развивать навыки широкого применения после школы вместо фокуса на отдельных узких навыках (многие узкие навыки могут оказаться не нужны на рынке труда будущего).

Кроме того, университеты должны стать площадками для образования взрослых в рамках коротких программ.

Высшее образование должно стать платформой для развития инноваций, создания стартапов и кооперации с бизнесом.

Обучение взрослых также может быть организовано на рабочих местах, в том числе с целью формирования социальных навыков.

В России уровень охвата непрерывным образованием (курсами повышения квалификации, переподготовки) – около 20%. Этот показатель значительно ниже, чем в странах Евросоюза, где он составляет примерно от 40 до 50%.

У НИУ ВШЭ есть конкретные предложения по этому поводу: нужно создать рынок непрерывного образования, чтобы соединить потребителей этих услуг и их поставщиков. Один из важных инструментов – софинансирование непрерывного образования со стороны государства.

Поэтому для нас актуальны рекомендации авторов доклада по этому уровню образования, а также по инновационным экосистемам, потому что доля инновационных товаров и услуг у нас очень низкая (и она не растет с 2013 года).

Необходимо прислушаться и к призывам группы Всемирного банка увеличивать инвестиции в раннее дошкольное детство, поскольку мы испытываем нехватку человеческого капитала.

Доклад хорошо описывает глобальные тренды в области труда и занятости, хотя в конкретных рекомендациях в большей степени ориентирован на развивающиеся страны, мы же решаем уже более сложные задачи.

Источник

Исследование: навыки дошкольника — основа его будущего благосостояния

Шумная суета ребятишек на игровой площадке или просто во дворе, которая взрослым кажется всего лишь игрой, на самом деле оказывает мощное и длительное влияние на будущие доходы каждого из ее маленьких участников и в целом — на формирующиеся жизненные навыки дошкольника.

Притом последствия таких игр настолько значительны, что в некоторых странах для детей из неблагополучных семей уже начали проводить бесплатные обучающие программы, которые, как считают их организаторы, со временем будут способствовать как сокращению неравенства в доходах граждан, так и росту их благополучия и, в конечном итоге, увеличению налоговых поступлений в бюджет государства (к слову, здесь о том, как приобрести 1С Дошкольное питание).

«Дошкольные инвестиции [в развитие] значительно улучшают когнитивные и некогнитивные навыки дошкольника, которые способствуют росту доходов и повышают результаты школьного образования» — отмечают авторы рабочего доклада Национального бюро экономических исследований лауреат Нобелевской премии, профессор экономики в Университете Чикаго Джеймс Хекман и Лакшми Раут — экономист в Управлении социального обеспечения.

Ученые установили, что опыт и жизненные навыки дошкольника, приобретенные в играх и общении, запускают длинную вереницу связанных между собой событий, которые в конечном итоге приводят человека в мир работающих людей. Дети, которые приходят во взрослую жизнь из так называемых малообеспеченных слоев общества, как правило, плохо подготовлены к школе? и учиться им труднее, что свою очередь снижает их шансы на успешное окончание школы и получение высшего образования. Соответственно, такие дети попросту не готовы конкурировать на современном рынке труда. Тем не менее, должным образом усвоенные и правильные навыки дошкольника могут помочь изменить ситуацию.

Как показывают результаты исследования Хекмана и Раута, навыки дошкольника не только повышают пресловутый IQ, но также оказывают положительное влияние на дальнейшую социализацию ребенка, его умение учиться и в итоге достигать успехов уже во взрослой трудовой деятельности. При этом, как утверждают ученые, дети, проживающие в «неблагоприятных домашних условиях» выигрывают больше, чем их сверстники из материально обеспеченных семей, поскольку образовательные программы дают им возможность развивать свои когнитивные и некогнитивные навыки, которые у них нет возможности развивать дома.

Примечательно, что данные о непосредственном влиянии домашней среды на образование ребенка, приведенные в докладе Хекмана и Раута, подтверждаются результатами целого ряда исследований. Так, в недавно опубликованной статье профессора психологии Стэнфордского университета Анны Фернальд в частности указывается на тот факт, что в обеспеченных семьях дети в возрасте до 2 лет приобретают больше языковых знаний в сравнении со своими сверстниками из бедных семей.

Впрочем, как отмечает исследователь, это не означает, что родителям обязательно следует устраивать своих чад в самые лучшие и дорогие детские садики, где воспитатели якобы способны привить самые полезные навыки дошкольника. Дело в том, что это и большинство других исследований основываются на изучении дошкольных программ еще 1970-х годов, которые зачастую уступают в качестве современным образовательным программам, ориентированным на детей дошкольного возраста. В этой связи Джеймс Хекман и другие ученые выступают за повышение качества и удешевление дошкольных учебных заведений.

В своей публикации для New York Times Хекман пишет:

«Некоторые дети выигрывают в лотерею еще при рождении, но не у всех так получается, потому многим людям приходится наверстывать это отставание всю свою жизнь. Дети, выросшие в крайне неблагоприятных условиях, имеют не только гораздо меньше шансов на успех, но также гораздо меньше шансов вырасти здоровыми взрослыми».

Кроме того, в докладе Хекман и Раут отдельно отмечают, что мало кто из родителей в бедных семьях (совокупный доход в которых ниже 70% среднего заработка по стране) вкладывает средства в дошкольное образование своих детей. В результате, его стоимость целиком ложится на плечи налогоплательщиков со всеми вытекающими последствиями для качества такого образования.

«Дошкольное образование для детей из семей с низким социально-экономическим статусом будет иметь целый ряд экономических преимуществ: оно повысит социальную мобильность, позволит снизить неравенство в доходах, увеличит количество учащихся в колледжах, улучшит криминогенную ситуацию, а также приведет к повышению налоговых поступлений, так как больше работников будут получать более высокие зарплаты».

Источник

Детство золотое. Как инвестиции в дошкольное образование влияют на экономический рост

Экономика государства и дошкольное образование не настолько далеки друг от друга, как могло бы показаться на первый взгляд. Исследования нобелевского лауреата Джеймса Хекмана и его учеников о производительной функции и отдаче от инвестиций в образование показали, что вложения в самом раннем возрасте (0-6 лет) являются наиболее эффективными с точки зрения развития человека. При этом наибольший эффект достигается при работе с детьми из семей в трудной социально-экономической ситуации.

Это известное исследование по сути перевернуло взгляд человечества на дошкольное образование, которое начало рассматриваться как инвестиция, а не расходная статья бюджета. Более категоричные ученики Хекмана, которые изучали эластичность вложений в когнитивные и некогнитивные навыки детей, пришли к выводу, что инвестировать в то, насколько человек станет сообразительным в будущем, имеет смысл только до достижения ребенком 5-летнего возраста. Однако вкладываться в детей в расчете на то, что они вырастут самостоятельными в принятии решений, хорошими коллегами, ответственными и этичными работниками, можно всегда.

Говоря о цифрах, довольно любопытно изучить результаты исследований, которые в разное время проводились в США и Великобритании. Особый интерес представляют долгосрочные исследования, когда эффект от программ раннего детского развития прослеживается на сроках до 40 лет.

Такие программы показывают высокий уровень возврата вложенных средств (см. график 1). К примеру, программа дошкольного образования Перри наглядно демонстрирует, что каждый вложенный в ребенка доллар вернулся в шестнадцатикратном размере через 40 лет. Это позволяет сделать вывод о том, что подобные государственные инвестиции дают значимый и длительный эффект. В пересчете на доллары и рубли он включает в себя, в том числе, меньшую зависимость населения от социального обеспечения в будущем, более высокую занятость и заработную плату, высокие государственные доходы и пониженные расходы, а также снижение уровня преступности.

Дети и ВВП

Наиболее авторитетные тесты PISA, TIMSS, PIRLS в которых Россия участвует с 2000 года, подтверждают, что каждый дополнительный год дошкольного образования приносит дополнительные баллы школьникам 4-х и 8-х классов. Но по итогам этих тестов проводятся и экономические исследования. Так, например, в США посчитали, что если бы 75% школьников, баллы которых находятся в нижней части распределения, достигли бы результатов 25% самых успешных сверстников по математической и естественнонаучной грамотности PISA, то за 35 лет ВВП страны мог бы увеличиться на 10%.

При этом простое выравнивание достижений школьников США со средними по ОЭСР значениями повысило бы ВВП страны на 1,7% за 35 лет. Поскольку дошкольное образование является предиктором высоких достижений — как когнитивных, так и некогнитивных, можно утверждать, что инвестируя в дошкольное образование, страны вкладываются в будущий экономический рост, более справедливое общество и процветание для всех.

Россия вкладывает достаточно высокую долю ВВП в дошкольное образование по сравнению со странами ОЭСР — в 2014 году она приближаясь к уровню в 1%. Отчасти это объясняется массовыми инвестициями в рамках капиталоемкой программы по реализации майских указов и наращиванием охвата от 3 до 7 лет.

Однако в последние годы вложения в образовательную систему в России, выраженные в доле ВВП, сокращаются. Так в 2015 году общие расходы на образование (и дошкольное, и школьное, и высшее) снизилась до 3,6%, в то время как страны ЕС вкладывали 4,9%, а США — более 6% ВВП. Снижение трат на российскую систему образования пропорционально сказалось и на вложениях в дошкольное образование.

С прицелом на будущее

Внимание к дошкольному образованию позволило международной общественности включить этот уровень образования в перечень целей устойчивого развития ООН до 2030 года. Так, согласно задаче 4.2, к 2030 году страны ООН должны добиться, чтобы все девочки и мальчики имели доступ к качественному дошкольному образованию и имели возможность подготовиться к начальной школе.

Россия, приняв новый закон об образовании и включив дошкольное образование в официальный перечень уровней образования, по сути, вошла в клуб стран с повышенным вниманием к детям раннего возраста и приняла обязательства по выполнению этой цели. Международным экспертам, в число которых входят и российские ученые, еще предстоит определиться с индикаторами этой цели, но сам факт ее постановки является важной вехой в развитии стран.

Таким образом, российская система образования сделала важнейший шаг в сторону укрепления самого эффективного и позитивного института развития человеческого капитала — дошкольного образования. Однако для повышения отдачи от системы дошкольного образования России еще многое предстоит достичь.

Одной из ключевых задач является дальнейшее развития системы, которое предполагает расширение ее охвата на детей возрастом от 0 до 3 лет, особенно на ребят из семей в трудном материальном положении. Системе дошкольного образования также необходимо решить проблему адаптации и интеграции детей из семей с неродным русским языком. Кроме того, требуются шаги по обеспечению полноценной инклюзии, чтобы доступ к образованию могли получить дети с инвалидностью и особенными возможностями здоровья. Все это требует повышенного внимания политиков – не только чиновников в сфере образования, но и представителей законодательной и исполнительной власти.

Источник

Взгляд экономиста на детское развитие

Школа родителей. Форум приёмных родителей `В семью!`

Взгляд экономиста на детское развитие

Модератор: Ок78

кривая хекмана что это. Смотреть фото кривая хекмана что это. Смотреть картинку кривая хекмана что это. Картинка про кривая хекмана что это. Фото кривая хекмана что это

Сообщение Ines » 11 июн 2020, 20:17

Пожалуй, больше всех за последнее десятилетие для развития и популяризации темы раннего развития ребенка сделал экономист Джеймс Хекман, Нобелевский лауреат, получивший премию за развитие эконометрики, один из самых цитируемых экономистов в мире. Занимаясь экономикой труда, развитием человеческого капитала и проблемой эффективности инвестиций в образование, в своем академическом пути он постепенно переходил к анализу все более ранних этапов инвестиций в человеческий капитал: от анализа эффектов безработицы и программ переподготовки взрослых к оценке программ раннего вмешательства и анализу влияния раннего развития на жизненные успехи. Обратившись к этой теме, Хекман не только сам опубликовал ряд выдающихся работ, но и собрал уникальную сеть статистиков, экономистов, психологов детского развития, нейропсихологов и нейробиологов, с которыми вместе во множестве публикаций показывает, насколько велико значение факторов раннего детства в формировании всех сторон благополучия взрослого человека, а тем самым и общества в целом.

Вслед за созданием междисциплинарного центра (Center for the Economics of Human Development) под его руководством в Чикагском университете с множеством проектов и инициатив, в последние несколько лет была развернута кампания популяризации проблемы, получившая название «Уравнение Хекмана» (HeckmanEquation), в простой и даже броской форме преподносящая важные результаты ученых. Каждый может скачать с сайта http://heckmanequation.org различные материалы: буклеты, отчеты, видео или графики для презентаций. Сам Хекман, активно выступая с публичными лекциями, продолжает работать над научными публикациями вместе с коллегами и учениками.

Недавно Хекман издал небольшую популярную книгу дебатов по социальной политике вокруг своего основного тезиса о пользе раннего вмешательства под названием «Giving Kids a Fair Chance: A Strategy That Works (Heckman, 2013). После вводной статьи Хекмана под таким же названием, как и вся книга, следует раздел «Форум», в котором выступают сторонники и противники его подхода. Особенно заметен в форуме Чарльз Мюррей (CharlesMurray), очень известный консервативный автор и жесткий критик любого государственного вмешательства в социальные процессы. В своем отклике он справедливо указывает, что основные проблемы программ помощи – они не поддаются масштабированию от первичных усилий, организуемых энтузиастами, к национальным программам, применяемым механически в государственном масштабе. Позвать критиков в гости – сильный жест выдающегося ученого, уверенного в своей правоте.

Поворотным моментом в развитии темы Джеймсом Хекманом стали его статья 2006 года в журнале Science «Skill formation and the economics of investing in disadvantaged children» и статья того же года «Economic, neurobiological, and behavioral perspectives on building America’s future work force», вышедшая в престижном PNAS (Proceedings of the National Academy of Sciences) в соавторстве с нейробиологами Эриком Кнудсеном и Джуди Камерон, и крупнейшим специалистом по раннему детскому развитию Джеком Шонкоффом. В этих статьях появился график, известный теперь как «кривая Хекмана», который показывает отдачу на вложенные средства в человеческий капитал на разных этапах развития и иллюстрирует основной тезис Хекмана: инвестиции в раннее детство много эффективнее, чем все последующие программы для позднего возраста.

Самой надежной и успешной общественной стратегией повышения качества населения (а тем самым, трудовых ресурсов) в любой стране будет улучшение качества жизни детей, живущих в неблагоприятных условиях – чем в более ранний период детства будут сделаны эти инвестиции, тем эффективнее будет их финансовая и социальная отдача через 30-40 лет. Вложение средств в образование после школы тоже совершенно необходимо, но и совершенно не достаточно для успешного социально-экономического развития. Отказ от инвестиций в раннее детство – близорукая политика, которая неспособна видеть будущее страны и общества в перспективе поколений. Инвестиции в создание дорогих бизнес-школ для людей с высшим образованием при последовательном оскудении человеческого капитала в масштабах всего населения страны приведет в долгосрочной перспективе лишь к потерям, финансовым и человеческим, когда новым менеджерам будет просто нечем и некем управлять. В этом простой и важный смысл кривой Хекмана, которая применима ко всем обществам и странам.

Джеймс Хекман со своими коллегами средствами современного арсенала эконометрики (во многом созданным им самим) на огромном объеме данных показывает, что особенно не эффективны программы, направленные на коррекцию поведения взрослых людей. Программы профессионального обучения, службы повышения грамотности для взрослых, программы реабилитации заключенных и образовательные программы для взрослых, живущих в неблагоприятных условиях, оказывались низкоэффективными, причем для мужчин их окупаемость часто оказывалась отрицательной. Во всех отношениях лучше было бы вложить те же средства в обогащение социальной и познавательной среды этих людей, когда они были детьми, растущими в неблагоприятных условиях.

Результаты анализа панельных данных, собранных преимущественно в США, демонстрируют, что качество условий развития в раннем детстве позволяет с высокой точностью предсказывать будущую эффективность работников. Ранний детский опыт оказывает мощное влияние на развитие познавательных, социальных и эмоциональных способностей, являющихся предпосылками высокой экономической эффективности взрослого человека. Наиболее убедительные факты в поддержку этого тезиса получены в рамках высококачественных программ вмешательства в детское развитие, таких как программа Перри (см. ниже): раннее вмешательство в развитие детей, растущих в неблагоприятной среде, повышает вероятность их экономического преуспевания во взрослом возрасте.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *