крок что это в строительстве
«Крок»: как вовлечь всю компанию в изменения
Как ИТ-компания с почти 30-летним стажем провела инновационную трансформацию
В эпоху изменений бизнесу необходимо уметь быстро меняться и постоянно стремиться к инновациям. По сути, успешная компания современности должна постоянно находиться в процессе трансформации. Как вовлечь в этот процесс всех – от топов до специалистов, рассказал директор по инновациям «Крок» Алексей Смирнов.
Трансформация в «Крок» началась три года назад. Тогда компания поставила перед собой три стратегические цели:
Новые направления для развития. Компания хотела научиться системно и управляемо запускать новые продукты и услуги, выходить на новые рынки и экспериментировать с бизнес-моделями.
Переформатирование ядра. Запустить процесс постоянной адаптации ядра, деятельности компании к изменениям бизнеса и рынка, стать гибкими, работать по аджайл.
«Была и четвертая, наверное, самая важная цель, которую мы тоже держали в голове: сделать так, чтобы процесс изменений стал постоянным. А это возможно сделать, только если мы понимаем, как каждый сотрудник участвует в этих изменениях», – отметил директор по инновациям «Крок» Алексей Смирнов.
Он убежден, что успешная трансформация компании может произойти лишь изнутри. Только внутренние сотрудники – те люди, которые хотят сделать компанию лучше, стремятся, чтобы место, где они работают, было еще более интересным, – могут стать драйверами и генераторами изменений. Это один из факторов успешной трансформации, другой фактор – это эволюционный подход. «Не в наших обычаях снести все до основания и потом построить на основе этого что-то новое. Мы стараемся рассмотреть узкие места или точки роста и эволюционно менять их, с тем чтобы сохранить все старое и хорошее и привнести новые возможности». Еще один фактор заключается в том, что изменения должны быть сквозными. Невозможно при современной сложности бизнеса менять что-то локально, какую-то одну функцию или бизнес-процесс. Необходимо постоянно вовлекать в изменения все подразделения. При этом для каждого из них скорость изменений будет своя. «Ясно, что мы хотим короткие итерации и высокий темп, но при этом трансформация должна быть адаптивной и управляемой», – подчеркнул Алексей.
Что для этого нужно?
Креативный класс сотрудников (люди, на которых вы можете опереться), обладающих высоким профессионализмом, потенциалом и лидерством;
Поддержка идеи трансформации топ-менеджерами (минимум 80% должны быть «за»);
Право на ошибку для всех участников трансформации.
Как все было организовано?
Перед запуском любой трансформации в «Крок» всегда проводят самодиагностику – исследуют, что работает хорошо, а где есть проблемы и новые возможности. Это важно, потому что люди уже на этом этапе начинают понимать, что надо менять и почему. После этого найденные точки роста формируются в так называемые инициативы. «Это главное понятие всей нашей трансформации, это такой большой комплекс изменений в том или ином направлении: продажи, работа с подрядчиками, система мотивации. По каждой инициативе мы формируем кросс-функциональную команду, которая в течение шести недель с открытыми демо показывает ожидающие нас изменения», – рассказал спикер.
Команда проводит исследования, дополнительно вовлекая других сотрудников, вместе они брейнштормят, придумывают прототипы решений, тестируют, формируют планы внедрения, планируют запуск пилота и отслеживание. «Короткие временные интервалы, с одной стороны, помогают людям сфокусироваться на решении одной проблемы, а с другой – помогают сохранить и поддерживать постоянный высокий темп изменений».
Затем команда запускает пилоты и проверяет «в бою» свои гипотезы. Если все хорошо, инновацию внедряют на всю компанию.
Про команды и людей
Команда – это критический фактор успеха. Если она добегает до поставленной цели, то все участники загораются, становятся амбассадорами изменений. Успех трансформации зависит от успешности собранной команды, от того, каким компетенциями обладают ее участники, от их личностных качеств и так далее. Они должны быть готовы к изменениям и экспериментам, обладать неформальным лидерством.
Личность члена команды
Знания и компетенции:
погруженность в специфику темы и ее контекст в компании;
владение инструментами работы с информацией;
критический анализ, внимание к деталям;
развитые коммуникативные навыки;
широкий кругозор и эрудиция.
готовность к изменениям;
стремление к экспериментам;
неформальный лидер мнений.
Команда
соответствие личностных качеств членов команды их обязанностям;
сильный генератор идей среди членов команды;
аналитик и исполнитель, чтобы собирать информацию и «приземлять» результаты;
наличие всех командных ролей.
Команды всегда должны быть добровольные. Их формирование отдается лидеру. Он должен придумать, кого он хочет вовлечь в изменения.
Информирование и вовлечение
В «Крок» есть три уровня информирования: топ-менеджеры, мидл-менеджеры и все сотрудники компании. С топами проводятся регулярные встречи, на которых рассказывается, что происходит в трансформации. Они вовлекаются как спонсоры в процесс, также для них проводятся мастер-классы. «Каждый топ занимается инновациями в том или ином виде постоянно», – отметил Алексей.
Для мидл-менеджеров постоянно проводятся бизнес-завтраки, встречи, обучение изменениям. Инновации включаются в программу их развития. Для всех сотрудников компании есть целый ряд инструментов, начиная от телеграм-канала, интерактивных досок в офисе и внутреннего портала и заканчивая точечными инструментами, например, встречами руководителей со своими подчиненными, открытым микрофоном и так далее.
Transformation office вместе с блоком корпоративно-культурных коммуникаций постоянно ищет новые способы информирования и вовлечения.
27 лет «Крок» называл себя системным интегратором. В 2020 году компания поняла, что ее бизнес расширился, что у нее есть собственные продукты, сервис, консалтинг. Поэтому «Крок» стал международной ИТ-компанией – хорошей площадкой для развития сотрудников. «Мы собрали команду трансформации, которая проработала ключевые тезисы основного позиционирования, определила целевые аудитории и что мы хотим им рассказать. Продумала и начала нативное внедрение позиционирования», – рассказал директор по инновациям.
Сформировали ключевые тезисы;
Определили целевую аудиторию и выработали сообщения для нее;
Создали уникальные форматы для донесения информации до каждой ЦА;
Сверили температуру по компании;
Начали нативное внедрение позиционирования.
Итоги
Что дала трансформация в целом?
Рост выручки компании за первый год трансформации составил 34%, рост клиентской базы – 20%. Внедрены три новых направления: консалтинг, продукты, сервисы.
Рост выручки за второй год трансформации составил 10%, рост клиентской базы 30%. Внедрены два новых направления: цифровой маркетинг, в цифровых каналах.
Рост выручки за третий год составил 30%, а также внедрено пять новых направлений бизнеса.
креативное переосмысление всех аспектов жизни компании;
драйв всей компании, в первую очередь мидл-менеджеров и креативного класса;
новый подход и модернизация текущего бизнеса;
новая экосистема для работы;
новый тип и культура отношений;
запуск непрерывной трансформации и новаций;
«Крок» более привлекательный как работодатель и партнер.
«Мы вышли на такой непрерывный процесс трансформации, в котором человек может смело пробовать что-то новое, предлагать свои идеи. Мы создали новую экосистему, переосмыслили наш бизнес. Все это позволило нам заметно набрать скорость, что для нас, как для компании, работающей на очень быстро меняющемся рынке, очень важно», – заключил Алексей Смирнов.
IT-офис КРОК: место, где живут системные интеграторы
Привет! Меня зовут Алина, и я работаю в офисе где много-много необычного железа, защищённый дата-центр прямо на месте, ещё ЦОД на подземном уровне под парковкой и разные интересные инженерные системы.
Мы уже 20 лет создаем и внедряем ИТ-системы для крупных корпоративных заказчиков, и часто обкатываем новые технологии на себе до внедрения. Поэтому в офисе стоят системы, которые через некоторое время будут внедряться в банковской, промышленной и других сферах по всей стране.
Для гостей у нас есть много зрелищных штук, но специально для Хабра я договорилась с нашими инженерами о показе тех вещй, которые могут увидеть даже не все сотрудники компании.
Осторожно, трафик! Внутри очень много картинок.
Здание офиса выглядит вот так. Мы в 15 минутах ходьбы от станции метро Площадь Ильича, и к зданию регулярно ходят шаттлы, плюс есть огромная парковка для гостей и сотрудников. На въезде на территорию, который видно вот здесь, стоит система распознавания госномеров, которая сканирует номера машин (система умеет отличать настоящий номер от бумажного, например), сравнивает их с базой и пишет всё в лог. Если номер сотрудника зарегистрирован в базе, поднимает шлагбаум без RFID-меток, пультов или необходимости показывать документы охраннику. Впрочем, в случае очень-очень грязного номера (как это бывает зимой) сотрудник все-таки может проехать и по RFID-метке.
На первом этаже расположен пост охраны (секьюрити просили их не снимать), потом турникеты и гардероб. Турникеты открываются или стандартной NFC-картой сотрудника либо гостя, или же просто по сканированию лица (дальняя стойка) для тех, кто зарегистрировался базе.
Вот мой коллега Вадим проходит через турникет с подарками от EMC. Камера фиксирует лицо, сравнивает с шаблоном в базе и пускает его дальше. Он мог бы быть в очках или шапке – сканер всё равно бы опознал его и пропустил.
Вот сама система. Распознавание занимает секунду, если идти спокойным шагом, то даже останавливаться не надо.
Подробности про эту систему есть вот тут в топике. Если коротко — через турникет нельзя пройти с отрезанной головой (потому что мышцы обмякнут и профиль лица изменится – ну и охрана остановит), и он прекрасно отличает близнецов (у них по-разному развиваются мимические мышцы).
Я ловлю Вадима за руку, и мы идём на первый объект с серверами – Центр решений КРОК на базе технологий EMC. Поначалу он выглядит как вот такая переговорка:
Тут есть стандартные флипчарты, мониторы, проектор, розетки в столе для ноутбуков и другие устройства комнаты для общения за обычным столом. Правда, за шумоизоляционной стеной стоит серверная, где в каждой стойке могут размещаться сверхзащищённые медиатеки на 1 петабайт каждая (а с новой памятью можно и на 2 петабайта).
Но пока вернёмся к переговорке. В столе скрывается такая удобная штука:
К Вадиму приходят заказчики с крупными ИТ-задачами, например, сделать бэкап всех банковских баз данных (а это ОЧЕНЬ большие объёмы) или цифровые «страховочные» копии огромной библиотеки (книжной). Вадим рассказывает о решениях, показывает графики, в какой-то момент технический специалист заказчика задаёт вопрос… и Вадим просто предлагает посмотреть как это работает на практике.
Открывается вот такая дверь:
И за ней обнаруживается сначала монитор с клавиатурой для прямого доступа (хотя всё равно доступ сделан через наше облако – но всё же многим привычно стоять около стойки, а не в соседней комнате)
Оттуда можно посмотреть все возможности системы, что часто вызывает настоящий восторг. Рядом стоит само железо, вот оно:
Системы EMC VPLEX и isilon, о которых мы рассказывали на недавнем вебинаре
Коммутаторы CISCO MDS и дисковая полочка с 1Тб дисками.
А это не просто серверы, это часть системы EMC RecoverPoint, хоть и прошлого поколения.
EMC Isilon c внутренней шиной Infiniband для еще большей производительности при обработке медиаданных.
EMC VNX – классическая «хранилка», только умная.
Однажды один крупный банк решил не просто посмотреть на железо и потрогать консоль, но и проверить, как всё будет работать после аварии. Речь шла о бекап-системе Avamar.
Заказчик спросил:
— Правда, если в стойке в ЦОДе вырубить питание, здесь всё нормально будет?
Вадим сразу же ответил:
— Да, конечно.
Сисадмин заказчика медленно расплылся в улыбке и предложил:
— Давайте вы с моим коллегой спуститесь в ЦОД и физически вырубите стойку, а мы посидим тут и посмотрим как всё отработает. Если без сбоев – берём систему.
Вадим спустился и вырубил стойку. Система отработала, и банк стал нашим заказчиком.
Вообще, солюшн-центр очень нужен в тех случаях, когда решение принимается не для освоения бюджета, а для оптимального разруливания конкретной задачи. Поэтому там всё можно трогать, пробовать и вообще получать настоящую живую конкретику прямо на работающей системе.
В окно видно парковку:
Рядом с ней стоит дизель-генератор, вот он:
Хочется позавтракать, поэтому заглядываю в столовую. Тут пока пусто.
Здесь можно в любое время съесть завтрак, обед и ужин. Сотрудники могут получить еду без денег, по карточке: завтрак (бесплатный до 10 утра), обед с 12:30. Ужин тоже бесплатный, но он поздно, поэтому остаются не все.
На каждом этаже есть кофемашины, можно брать сколько угодно кофе и чая.
В коридоре второго этажа расположен музей, где мы храним награды, архивные фотографии, памятные подарки и так далее.: это один из самых популярных по трафику гостей коридор, поэтому выставку мы сделали именно там.
Тут у нас новогодний антураж.
Теперь пора отправиться в царство Аида – заглянуть в инженерные системы офиса. На лифте еду на другой этаж.
У нас в офисе дистанционное управление инженеркой и хороший мониторинг. Вот так выглядит комната, где пара специалистов следит за всем сразу.
Вот экраны, где сейчас видно статусы всех инженерных систем на объекте.
Тут, например, этаж с инженерными системами:
А тут – динамический ИБП для ЦОДа под парковкой (вычислительные системы мониторятся из других комнат в защищённых зонах).
Хоть я и «своя», мне проводят инструктаж по технике безопасности. Рядом лежат положенные для прогулок по объектам вещи:
Автоматическая установка пожаротушения
Сначала заглядываем к распредщитам. Обратите внимание на кабель-каналы здесь и дальше: кое-где есть медные одножильные провода в мою руку толщиной.
По дороге на инженерный этаж в окно около лифта видно наружные блоки кондиционеров одной из серверных комнат (они снаружи здания):
Вот коридор инженерного этажа. Обратите внимание на лотки: мы как-то начали ставить обычные – и они не выдерживали нагрузки. С тех пор на объектах такого уровня мы ставим усиленные, потому что проверили это на себе.
Автоматика отопления и вентиляции:
Тут настоящее царство стимпанка, очень красиво, но, правда, шумно:
Сюда заходит горячая и холодная вода из города.
Помещение с системами водного пожаротушения:
Вот ещё лотки, тут их лучше видно:
А здесь у нас хранятся резервные кресла на замену офисных:
Движемся к первому ЦОДу, который в офисе. Он, собственно, в специальной пристройке на уровне третьего этажа:
На переходе к ЦОДу повышается уровень пола. Это фальшпол для инженерных коммуникаций, но по желанию клиента туда можно добавить что угодно, например, как-то раз один банк хотел установить сейсмодатчики.
В сам ЦОД мы не пойдём, нельзя, охрана не пустит. Саппорт и диспетчерский пункт тоже нельзя, с этим строго. А вот бахилы – можно.
Зато посмотрим, что рядом. Вот лифт, в котором приезжают сервера. Рядом – площадка для температурного выравнивания после улицы. Здесь железо в хардбоксах стоит и ждёт, пока температура не станет нормальной. Кстати, сам лифт позволяет загрузить сервер любой массы (а бывают под пару тонн) без крена и толчков. Многие железки не допускают при транспортировке крен больше 10-15 градусов и толчки – сразу внутри срабатывает стресс-датчик или датчик крена, и гарантия в несколько сотен тысяч долларов снимается.
Вот так эта часть здания выглядит со стороны и сверху.
Второй ЦОД находится на цокольном этаже парковки, там снимать тоже нельзя. Зато по третьему дата-центру «Компрессор» есть пост с экскурсией, и в офисе стоит его макет:
Теперь заглянем в тренажерный зал. IT-офису он просто необходим, а то сидеть согнувшись перед компьютером постоянно — не самый здоровый образ жизни.
Ещё рядом с залом есть медпункт, там кроме всего прочего можно взять что-нибудь от головной боли, если очень надо.
Почти на каждом этаже недалеко от лифтов (в начале этажа) есть три вот такие штуки: МФУ для тех, кто хочет копию-скан-печать (очень удобно: скан можно отправить прямо с устройства на почту. В кабинетах принтеры, конечно, тоже есть), шреддер и специальный бак для мусора, который проповедует экологичный подход к жизни.
Рядом – стойки со всякими описаниями решений, чтобы гостям было что почитать, пока их встречают.
Место, где те, кто пришел на собеседование, ждут специалистов. Тут есть журналы…
… большой тач-стол (мы запускаем на нём Angry Birds):
Плюс чай и всё такое.
Возле лифтов висят панели с важной информацией, управление контентом происходит автоматически с помощью системы Digital Signage. Например, на первом этаже – вот такое расписание внутренних курсов:
А ещё – данные с новых проектах и информер с погодой и пробками.
Теперь мы пойдём в комнату телеприсутствия. Для начала мне надо взять ключ. Мы посчитали, что электронные замки на каждом кабинете – это совершенно излишняя роскошь, которая, к тому же, часто создает неудобства, поэтому используем специальные ключницы. Я подношу свою карту к пульту (или набираю свой пароль, но карта у меня с собой):
Ключница открывается, и подсвечиваются отсеки, доступ к которым у меня есть (если нет доступа ни к одному ключу, она не отроется вообще). В каждом отсеке – ключ, который можно вытащить (другие зафиксированы в своих слотах).
Теперь идём в комнату телеприсутствия. Вот так выглядят экраны, когда выключены:
Это плазменные панели, и у них довольно интересное заднее пространство:
Мы подключаем коллег, которые сидят на своих местах, к сеансу многоточечной видеоконференцсвязии смотрим, что происходит в соседнем отделе. Там стоят камеры, которые умеют сами отслеживать человека и поворачиваться за ним, даже если он ходит по комнате.
А вот так может выглядеть совещание: если у ваших коллег такая же система, стол как бы достраивается до круглого, и вы все сидите вместе. Сейчас я говорю сама с собой, плюс на экранах странный цвет из-за того, что плазму не получается сфотографировать в естественных цветах.
Заглянем в переговорку. Конкретно эта – для топов.
В каждом кабинете есть климат-контроль:
На этаже – автомат с едой (там есть даже йогурты):
И кухня с кофе-машиной, «самоваром» и микроволновкой.
Рядом туалет. В мужском продают презервативы, а в женском — ещё кое-что.
Бумага у нас с RSS:
Теперь – в конференц-зал. Так он выглядит для спикера.
Если надо, из стола медленно и кайфно выезжает экран:
А теперь – пойдём на крышу!
Это – завод. Сотрудники-старожилы с нежностью вспоминают, как туда по рельсам раз в неделю ходила цистерна со спиртом.
Кондиционеры – они в «домиках», чтобы работали и зимой тоже:
«Домики» с автоматическими клапанами — сами закрываются и открываются когда надо. Этот открылся, соседний закрыт.
Ответная часть от чиллеров – сухие градирни. Трубы к ним идут из подвала:
Градирня стоит вот на таких штуках, потому что иногда нехило так прыгает при запуске:
Видно крышу части офиса. Справа видны трубы – для системы кондиционирования ЦОДа, который находится на цокольном этаже.
На крыше мы как-то написали «КРОК» и нарисовали крокодила, дальше осталось дождаться обновления карт геоинформационных сервисов и …
Оказалось, что из космоса зелёным по чёрному видно не очень хорошо, поэтому летом ещё обведём белым.
Мы самые высокие в районе, поэтому у нас на крыше стоят БС операторов.
Если зайти на «чердак» можно увидеть много-много теплоизоляции – это вентиляция, и здесь можно снимать сцены фильмов про космические корабли:
Теперь снова идём перекусывать, на этот раз – греться чаем в кафе внутри офиса.
Ещё одна комната с обкаткой новых технологий. Здесь – управление домом или офисом:
На планшете видно схему комнаты. Если коснуться лампы, например, можно её включить или выключить, плюс управлять вообще всем остальным:
Сами лампы. Гаснут или включаются по команде почти мгновенно. Кстати, насчёт ламп – у нас на разных этажах был разный свет (синий, желтый и т.п. из нормальных гамм) – в итоге везде остановились на желтом, хотя много кто считает, что синий даёт естественные цвета. Привычный желтый комфортнее.
Теперь идём на этаж, где сидят проектировщики. Кстати, на этаже всё в датчиках – свет включается и выключается просто по факту наличия людей и нужному уровню освещенности. Удобно и экономит энергию. Вот их часть офиса:
Ещё рабочие места (иногда пустуют, когда сотрудники в разъездах):
Это стол для проектной документации. Он большой и прочный.
А такие штуки часто приходится разгребать. Это ещё маленькие образцы планов, которые читают тут, часто бывают здоровенные листы во всю столешницу:
Кто-то с выезда: подключил ноутбук и смотрит данные на большом экране.
Ну и теперь мы снова идём вниз, на выход: я забыла сфотографировать наш беспилотник, на котором обкатываются новые идеи робототехники.
Вот и всё. Надеюсь, вам было интересно у нас в гостях 🙂