кронштадтский рейд что это

Кронштадт

кронштадтский рейд что это. Смотреть фото кронштадтский рейд что это. Смотреть картинку кронштадтский рейд что это. Картинка про кронштадтский рейд что это. Фото кронштадтский рейд что это

Многие аспекты фортификационного искусства в литературе по историографии архитектуры Санкт-Петербурга в силу военной специфики практически не описаны и не систематизированы. Видимо, этим можно объяснить, что дошедшие до нас уникальные памятники фортификации и военной архитектуры в акватории Финского залива исследованы мало.

кронштадтский рейд что это. Смотреть фото кронштадтский рейд что это. Смотреть картинку кронштадтский рейд что это. Картинка про кронштадтский рейд что это. Фото кронштадтский рейд что это

Кронштадтский рейд. 1840

Возведение Кроншлота было вызвано необходимостью защиты строящегося Петербурга от нападения шведской эскадры. Наиболее глубоководной, следовательно, и уязвимой для атак парусного флота была акватория южнее острова Котлин, что и определило место закладки форта, освященного 7 мая 1704 года. Авторами этого уникального для своего времени сооружения обоснованно считаются Петр I и полковник фортификации, архитектор Доменико Трезини.

кронштадтский рейд что это. Смотреть фото кронштадтский рейд что это. Смотреть картинку кронштадтский рейд что это. Картинка про кронштадтский рейд что это. Фото кронштадтский рейд что это

Состоявшаяся 7 октября 1723 года закладка на острове Котлин Центральной крепости открыла следующий период в истории укреплений акватории Финского залива. С этого момента в структуре военно-морской крепости возникают качественные изменения. Ее ядром становится Кронштадтская крепость, связанная с вынесенными перед ней отдельными фортами и батареями.

Оборонительная система, предложенная и осуществленная Петром I, почти на столетие опередила западноевропейскую военную мысль.

В военно-морских флотах Англии и Франции на рубеже 40-х годов XIX века появляются суда с винтовыми движителями. Возросшая маневренность обеспечивала прорыв кораблей противника по Северному фарватеру, ранее неприступному для парусников.

В 1844 году принимается решение о сооружении ряжевой преграды на месте свайной, практически разрушенной штормами и ледоходами. Эти работы на Северном и Южном фарватерах велись на протяжении десяти лет. Кроме того, в 1854 году впервые в мировой военной практике создаются минно-артиллерийские позиции, прикрывающие подходы к морским фортам. Всего у острова Котлин было установлено пять минных полей из 609 гальванических мин конструкции академика Б. Якоби и К. Шильдера и мин ударного действия системы Э. Нобеля.

кронштадтский рейд что это. Смотреть фото кронштадтский рейд что это. Смотреть картинку кронштадтский рейд что это. Картинка про кронштадтский рейд что это. Фото кронштадтский рейд что это

Во второй половине XIX века интенсивно совершенствуется артиллерийское вооружение, на смену гладкоствольным орудиям приходят нарезные. Увеличение дальнобойности и точности огня корабельной артиллерии заставляет искать новые конструкции фортификационных сооружений. В эти же годы продолжает увеличиваться количество морских и береговых батарей, свайных и ряжевых преград, минных заграждений. Ведутся работы по реконструкции и модернизации фортов и артиллерийских позиций.

кронштадтский рейд что это. Смотреть фото кронштадтский рейд что это. Смотреть картинку кронштадтский рейд что это. Картинка про кронштадтский рейд что это. Фото кронштадтский рейд что это

Система морской обороны Санкт-Петербурга уникальна с точки зрения как сохранности, так и военно-исторической и архитектурной ценности. Дошедшие до наших дней форты отражают практически всю хронологию существования крепости, в создании которой принимали участие лучшие представители отечественной науки, военные инженеры и архитекторы.

Сегодня этот выдающийся памятник военной истории, фортификации и архитектуры включен ЮНЕСКО в Список всемирного наследия. Необходимо разработать программу изучения его объектов для определения возможности использовать в рекреационных, туристических и музейных целях.

Источник

Медведев, Мединский и Гуцан открыли мемориал к 100-летию Кронштадтского восстания

Памятник посвящен одному из последних кровавых столкновений Гражданской войны весной 1921 года. При подавлении восстания погибли более 2 тыс. человек, еще 6 тыс. приговорили к тюремным срокам.

кронштадтский рейд что это. Смотреть фото кронштадтский рейд что это. Смотреть картинку кронштадтский рейд что это. Картинка про кронштадтский рейд что это. Фото кронштадтский рейд что это

Кроме того, участие в мероприятии приняли губернатор Петербурга Александр Беглов, спикер Законодательного собрания Александр Бельский, депутат Госдумы Андрей Картаполов, а также глава Кронштадтского района Олег Довганюк и местные жители. Церемонию открытия посетил корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ.

Идея посвятить погибшим морякам мемориал принадлежит Российскому военно-историческому обществу (РВИО). Памятник установили при поддержке правительства Петербурга. На конкурс поступило пять проектов. Авторы определили идею памятника, как «пространство метафорической архитектурной композиции, которое формирует треугольный объем из белого мрамора с диагональной доминантой».

кронштадтский рейд что это. Смотреть фото кронштадтский рейд что это. Смотреть картинку кронштадтский рейд что это. Картинка про кронштадтский рейд что это. Фото кронштадтский рейд что это

На пилоны нанесены тонированные в черный цвет контррельефы — фигуры вооруженных винтовками матросов в бушлатах и в бескозырках. Лаконичные образы лишены индивидуальности. Символизируя движение вперед, к своей предрешенной судьбе — туда, где сходящиеся грани мрамора напоминают то ли очертания кормы корабля, то ли торосы, вздыбленные ледяной стихией.

кронштадтский рейд что это. Смотреть фото кронштадтский рейд что это. Смотреть картинку кронштадтский рейд что это. Картинка про кронштадтский рейд что это. Фото кронштадтский рейд что это

Смысловой центр всей композиции — фигура матроса. Он молод, полон сил, у него впереди целая жизнь, и он идет по этой символической дороге на «Голгофу». Но что-то заставило его остановиться и обернуться. В этом задумчивом взгляде заключена надежда на то, что общество сделает выводы из трагических уроков истории.

Кронштадтское восстание произошло с 1 по 18 марта 1921 года в Финском заливе. Его инициаторами стали судовые команды стоящих на рейде в Кронштадте линейных кораблей «Севастополь» и «Петропавловск». 28 февраля на общем собрании было решено принять резолюцию с требованием провести перевыборы совета в Кронштадте и с призывом отстранить от власти партию коммунистов-большевиков. 1 марта начался митинг на Якорной площади. Правительство отказалось идти на переговоры и 4 марта выдвинуло ультиматум о прекращении мятежа. При подавлении восстания в Кронштадте и во льдах Финского залива погибли более 2 тыс. человек, еще 6 тыс. приговорили к различным срокам заключения. Указом президента России в 1994 году участники событий в Кронштадте весной 1921 года были реабилитированы.

Источник

Кронштадтское сражение. Часть первая

Кронштадская операция – массированные налеты Люфтваффе в сентябре 41 года на корабли Балтийского флота – на первый взгляд не вписывается в эту новую реальность. Ведь они производились с сухопутных аэродромов, а не с авианосцев. Тем не менее, ее довольно скромные (для обеих сторон) результаты имели не меньшее значение для дальнейшего планирования подобных операций. Да и для науки военные неудачи часто предоставляют намного больше ценной информации, чем блестяще проведенные сражения.

А теперь, прежде чем перейти непосредственно к описанию сражения, следует ограничить его рамки. Как это часто бывает, в различных источниках как отечественных, так и зарубежных, к сожалению, нет совпадений в том, что считать началом и концом этой операции (не говоря уже о последовательности событий). Зато есть много упоминаний о многочисленных «массированных» налетах, которым Кронштадт почти ежедневно подвергался всю вторую половину сентября. Тогда сигнал воздушной тревоги (колокол Кронштадтского Собора) действительно звучал по несколько раз в день. Не был он редкостью и в последующие месяцы. Но собственно события Кронштадтского сражения желательно по возможности ограничивать только теми действиями немецкой авиации, которые имели прежде всего целью уничтожение кораблей Балтийского флота, а не его базы.

После завершения операции по эвакуации советских войск из Таллина, к концу августа 41 года Балтийский флот оказался заперт в Маркизовой луже. (Так принято называть у моряков восточную часть Финского залива.) О возможности проводить крупные морские операции пришлось надолго забыть. Однако сконцентрированный на небольшом пространстве флот мог оказать осажденному Ленинграду очень существенную помощь. Она заключалась в поддержке сухопутных войск огнем корабельной артиллерии, а также всевозможных береговых и орудий, установленных на железнодорожных платформах.

По ночам к бортам кораблей подходили баржи с боеприпасами, и моряки до утра заполняли погреба снарядами.

Таким образом, командование немецкой группы армий «Север» столкнулось с неожиданной проблемой: – огнем корабельной артиллерии с моря, а также всевозможных береговых и железнодорожных орудий.

Хотя стрельба из корабельных орудий чаще всего велась по площадям, мощные разрывы снарядов больших калибров, и остававшиеся после них огромные воронки, оказывали сильный деморализующий эффект. А большие потери, которые несли немцы в результате этих обстрелов, ставили под сомнение успех решающего наступления на Ленинград, запланированного на 23 сентября. Поэтому немецким командованием еще в ходе разработки плана наступления было принято решение вывести из строя крупные корабли Балтийского флота и разрушить его главную базу ударами с воздуха до начала наступления сухопутных сил.

С началом сентября немецкие войска под Ленинградом почувствовали и третий фактор – артиллерию больших калибров кораблей Балтийского Флота.
Возможность взять с ходу Ленинград в сентябре 41-го безусловно означала как для немецкого командования, так и для Министерства пропаганды огромную моральную победу, а также хотя бы частичное решение остальных проблем. Именно поэтому уже на стадии подготовки в Кронштадском сражении (и в последующем сентябрьском наступлении) были задействованы мощные пропагандистские усилия. И главным образом поэтому на Ленинградское правление прибыли «Иммельманы», а также многие другие элитные подразделения Люфтваффе (в том числе еще две отдельные эскадры «Юнкерсов-87»). И это значительное усиление и без того самого крупного в то время 1-го Воздушного флота Германии (поддерживавшего группу армий «Север»), как мы увидим дальше, оказало на ход всей операции свое влияние. Причем, было ли оно положительным – вопрос довольно спорный. Однако в то время у гитлеровского командования не было ни малейших сомнений в том, что дни Балтийского флота сочтены.

Данные аэрофотосъемки показывали, что в середине сентября в Кронштадте находились два линкора, два крейсера, 13 эсминцев и 42 подводные лодки. Последние с середины сентября в целях маскировки в светлое время суток погружались под воду и ложились на грунт на глубине 10–15 м. Кроме того, в базе находились еще три недостроенных эсминца, 12 минных заградителей, 38 торпедных катеров, 9 канонерских лодок разных типов, 62 минных тральщика. Было также множество других, в том числе гражданских, судов. Гавани выглядели с воздуха гигантскими мишенями – они были буквально забиты кораблями, также как и рейд, и стоянки у пирсов.

При этом противовоздушная оборона Кронштадта, представляла собой настоящий музей. Здесь имелись и допотопные 76-миллиметровые орудия времен Первой мировой войны, и «Бофорсы» – трофеи Белофинской, и современные 100- и 85-миллиметровые пушки… Всего было 349 стволов всех калибров, из них – 158 на кораблях.

Первый налет на Кронштадт был предпринят 16 сентября, и главной его целью было оценить в целом возможности ПВО Балтийского Флота. Предположительно две эскадрильи «Юнкерсов 87» сбросили бомбы на акваторию порта, но очевидно, что поражение каких-либо важных целей не было их главной задачей. Зато другой намного более существенной целью был линкор «Марат», который, накануне был удачно обстрелян немецкой артиллерией. Сейчас невозможно установить точно, но возможно именно это обстоятельство заставило немцев начать операцию раньше запланированной даты (19 сентября). Воздушная разведка сообщила, что линкор находится в Морском канале, на одной из позиций для стрельбы между Кронштадтом и Васильевским островом. В воздух поднялись «Иммельманы» – 27 «Юнкерсов-87», во главе с гауптманом Штееном, в сопровождении истребителей. Погодные условия были не лучшими, но они позволяли надеяться на внезапность: по всему маршруту полета висели плотные облака и лишь непосредственно над Финским заливом в них появлялись разрывы.

«Штуки» разделились на две группы, заходя на «Марат» одновременно с носовых и кормовых курсовых углов. И если группе, заходившей с кормы, не давал точно прицелиться огонь кормовой батареи из трех 37-миллиметровых зенитных автоматов, то другой группе никто помешать не мог: как раз в тот день попаданием немецкого 105-миллиметрового снаряда такая же зенитная батарея в носовой части была выведена из строя.

Уже на отходе немецкие самолеты были атакованы советскими истребителями, которые затем заявили, что сбили четыре «Штуки» и один «Мессершмитт». Кроме того, еще на три сбитых штурмовика претендовали зенитчики «Марата». По немецким же данным было потеряно лишь два самолета.

«Марат» же после окончания налета своим ходом ушел на Малый Кронштадтский рейд, продолжая вести при этом огонь по южному берегу Финского залива. 18 сентября помятый линкор буксиры провели в Среднюю гавань для ремонта.

Все три бомбы, попавшие в «Марат», не смогли поразить жизненно важные центры корабля. Отметим, что для последствий этого и всех последующих налетов бросается в глаза сильное разночтение советских и немецких источников, так например, советские моряки считали, что это были 250-килограммовые бомбы. От пятисоток разрушения были бы больше. Однако и зафиксированный результат был очень существенным: выведена из строя кормовая группа 76-миллиметровых орудий, повреждены одна башня главного калибра, несколько 120-миллиметровых орудий, многие приборы и ряд вспомогательных механизмов.

Можно еще сказать, что атака на линкор 16 сентября, давшая начало Кронштадтскому сражению, была довольно символичной по своим результатам – они в каком-то смысле очень похожи на результаты всего сражения.

После государственных испытаний РУС был принят на вооружение и два таких аппарата поступили в Ленинградский военный округ очень вовремя – через неделю после начала Великой Отечественной войны. В конце июля 41 года эти станции, как слишком сложные по конструкции и капризные, сняли с вооружения. Прямо на боевых позициях, их заменили на новейшие РУС-2 типа «РЕДУТ». Радиус уверенного обнаружения целей на них достигал 200–210 километров.

Это действительно неожиданное для немцев обстоятельство (на нем мы еще остановимся далее) заставило их командование вносить значительные коррективы в тщательно разработанные планы уже в ходе сражения.

Источник

Как британцы обломали зубы о Кронштадт

кронштадтский рейд что это. Смотреть фото кронштадтский рейд что это. Смотреть картинку кронштадтский рейд что это. Картинка про кронштадтский рейд что это. Фото кронштадтский рейд что это

Утром 18 августа — ровно 96 лет назад — британские самолёты и корабли атаковали большевистский Кронштадт с воздуха и с моря. Их целью было уничтожение крупных русских кораблей Балтийского флота, которые не давали британскому королю спокойно спать. Островитяне были лучше обучены и оснащены технически, однако в итоге именно нападавшим пришлось уносить из Кронштадта ноги. Особенно отличился эсминец «Гавриил»…

Сердце Балтийского флота

Первой в своей истории атаке с воздуха Кронштадт подвергся летом 1919 года. Англичане бомбили сердце Балтийского флота, оказывая помощь Северо-Западной армии — белогвардейскому формированию, действовавшему на территории нынешних Эстонии и Латвии. Помогали англичане как материально (экипируя их и снабжая вооружением, вплоть до танков), так и прямым военным вмешательством. Для оказания последнего на Балтику прибыла эскадра в составе пяти лёгких крейсеров и более полутора десятков эсминцев и тральщиков. К эскадре постоянно приходили подкрепления, так как её командующий, адмирал Уолтер Генри Кован, очень опасался противодействия большевиков. В числе этих подкреплений был авианосец HMS «Vindictive», нёсший двенадцать гидропланов.

Невзирая на то, что Балтфлот на тот момент был лишь весьма условно боеспособен из-за устарелой материальной части и весьма низкой дисциплины личного состава, присутствие на Балтике крупных боевых кораблей геополитического конкурента Великобританию изрядно расстраивало. Поэтому, как только представился удобный повод эти боевые единицы вывести из строя под предлогом помощи «законному правительству» (в смысле, той стороне, которая эти корабли не контролировала и при этом не имела достаточно сил, чтобы возражать против их уничтожения), британцы этим поводом немедля воспользовались.

Ещё с декабря 1918 года шли боевые действия на море, в которых обе стороны несли потери. 25 декабря британским отрядом из двух лёгких крейсеров и двух эсминцев был захвачен эсминец «Спартак», на следующий день — эсминец «Автроил» (оба были переданы новообразованной Эстонской республике, где вступили в строй под названиями «Вамбола» и «Леннук»). 13 мая на мине подорвался английский крейсер «Калипсо» — он оказался сильно повреждён и вынужден был вернуться в Англию, выбыв из боевых действий. 4 июля эсминцы «Азард» и «Гавриил» уничтожили британскую подводную лодку L55, пытавшуюся их торпедировать. 15 июня британцам добровольно сдался тральщик «Китобой», впоследствии переданный в распоряжение Северо-Западной армии. 16 июня затонули, подорвавшись на минах, сразу три британских тральщика. В ночь с 16 на 17 июня британским торпедным катером CMB-4 был потоплен крейсер «Олег», причём ни с крейсера, ни с находящихся рядом эсминцев катер так и не был замечен, из-за чего уничтожение «Олега» советские источники поначалу приписывали подводной лодке.

Операция RK

Адмирал Кован сопоставил незаметность торпедных катеров (помимо упоминавшегося эпизода с потоплением крейсера «Олег», они также принимали участие в многочисленных высадках шпионов и диверсантов, в том числе чуть ли не в городской черте Петрограда, замечены при этом были всего два раза из тринадцати) с подробной информацией о городе и гавани, которую собрали гидросамолёты во время своих рейдов. В его голове родилась идея совместной операции, получившей кодовое обозначение «RK». Под покровом ночи самолёты (сразу все двенадцать) должны были начать бомбардировку и отвлечь на себя внимание часовых и патрулей. Пользуясь моментом, в гавань должны были проникнуть торпедные катера (восемь, то есть тоже все, имевшиеся на тот момент в распоряжении эскадры), уничтожить охранение и расстрелять стоявшие в гавани тяжёлые корабли и батопорты доков для их обслуживания. Самолёты должны были поддерживать их, а при необходимости служить спасательным средством — по инструкции каждый из них мог принять на борт до семи моряков. Правда, лететь с такой перегрузкой было невозможно, так что уходить предлагалось без отрыва от поверхности, на поплавках.

Торпедные катера типа CMB (Coastal Motor Boat, «береговой катер») были сконструировапны в конце Первой мировой войны и существовали в трёх разновидностях: 40-футовый катер с одной торпедой, самый массовый (88 экземпляров, часть из которых применялась и во Второй мировой) 55-футовый катер с двумя торпедами и 70-футовый с двумя торпедами либо комплектом мин, построенный всего в семи экземплярах. Все они несли вспомогательное вооружение из 3–4 пулемётов винтовочного калибра. Небольшая осадка (метр-полтора, в глиссирующем режиме, на скорости — ещё меньше) позволяла катерам перемещаться по мелким местам, где не могли пройти другие корабли. Собственно, именно на это был расчёт — в гавань Кронштадта катера (один 40-футовый, остальные 55-футовые) должны были проникнуть через Северный фарватер, не предназначенный для прохода крупных плавсредств и потому не рассматривавшийся красными как источник угрозы.

При выдвижении на позиции у одного из катеров (CMB-86) отказал двигатель, и он не принимал участия в атаке. В четыре утра 18 августа остальные катера достигли входа в гавань. За пятнадцать минут до этого начался отвлекающий авианалёт, и всё внимание красных, казалось, было приковано к аэропланам, которые, сбросив бомбы на порт, носились на бреющем полёте, обстреливая из пулемётов зенитные установки и корабли.

CMB-79 и CMB-31, следовавшие в первой волне атаки, отработали лучше всего и в полном согласии с планом: первый из них выпустил две торпеды по плавучей базе подводных лодок «Память Азова», второй — по линкору «Андрей Первозванный». Все торпеды попали в цель. CMB-88 был повреждён сразу при входе в гавань, на нём был убит командир — несмотря на это, команда катера предприняла, как и предписывалось планом, атаку на линкор «Петропавловск», но обе торпеды прошли мимо. CMB-72 также был повреждён, у него было выведено из строя пусковое приспособление торпед, поэтому ему ничего не оставалось кроме как выйти из боя, не дойдя до цели. На обратном пути он взял на буксир CMB-86, болтающийся без хода неподалёку от гавани, и доставил его домой.

CMB-62, направляясь к цели, столкнулся с отстрелявшимся и возвращавшимся обратно CMB-79. В результате столкновения CMB-79 оказался затоплен. Потрёпанные команды обоих катеров объединились и продолжили атаку. Планом предписывалось атаковать «Андрея Первозванного» или «Петропавловск», по обстановке. Но добраться до них под плотным огнём не представлялось возможным, поэтому выстрелили по «Гавриилу», но обе торпеды прошли мимо. Катер же был практически сразу после залпа уничтожен огнём с «Гавриила» — попадание в топливный бак мгновенно отправило его на дно. CMB-4, единственный 40-футовый катер, которым, к тому же, управлял командор А. Эгар, командующий дивизионом торпедных катеров британской эскадры, выпустил свою единственную торпеду наугад в сторону пришвартованных в гавани эсминцев, но никуда не попал — торпеда прошла мимо всех кораблей и вышла на берег. Командор Эгар хотел подобрать на борт выживших с CMB-79 и CMB-62, но ему помешал шквальный огонь с «Гавриила», так что пришлось срочно покидать гавань. На этом атака закончилась, и с «Гавриила» начали спускать шлюпки для спасения бултыхающихся в воде английских моряков с уничтоженных катеров.

Уроки 18 августа

Если подводить итоги операции, то стоит заметить, что хотя её нельзя охарактеризовать как полностью проваленную, но и сколько-нибудь удачной, не покривив душой, не назовёшь. Поставленная цель — уничтожение крупных боевых кораблей Балтфлота и их обслуживающей инфраструктуры — выполнена не была. Осуществлявшие операцию силы понесли серьёзные потери. В дальнейшем англичане попыток атаковать красные корабли на базах не предпринимали, ограничившись продолжением авианалётов на Кронштадт, которые происходили столь же регулярно и давали столь же слабый эффект.

Командование Балтийского флота провело расследование по итогам происшествия и пришло к выводу, что, во избежание повторения налётов, необходимо усилить охрану рейдов, ввести охрану гаваней, озаботиться заграждениями на входах в гавани и наладить нормальную связь всех элементов обороны как друг с другом, так и со штабом. Отдельно следственная комиссия отметила героизм и выучку команды эсминца «Гавриил», которая сорвала атаку практически в одиночку — гарнизоны фортов, охраняющих гавань, почти не вели огня, несмотря на то, что большую часть времени боя британцы находились в зоне их обстрела.

Один из катеров, утопленных «Гавриилом» (CMB-62), в сентябре того же года подняли со дна и тщательно обследовали. Моряков крайне заинтересовала его конструкция, в частности редан (особый выступ на днище, облегчающий катеру выход на глиссирование) и схема запуска торпед путём сброса их за корму. На основе данной конструкции были разработаны Ш-4 и Г-5, самые массовые советские торпедные катера Великой Отечественной. Впрочем, увлечение реданными катерами в итоге ни к чему хорошему Советский Союз не привело, но это уже совсем другая история.

Источник

Что посмотреть в Кронштадте за один день

Кронштадт — город, где практически все достопримечательности связаны с морем и историей военно-морского флота.

С 1720-х годов Кронштадт был главной военно-морской базой Балтийского флота. Из-за военных объектов до 1996 года это было закрытое поселение. Сегодня посмотреть на боевые корабли с набережной — обязательная часть туристической программы в Кронштадте.

Старая часть города, где обычно гуляют туристы, — объект всемирного наследия Юнеско. Под защитой организации и кронштадтские форты — система оборонительных сооружений. Они строились для защиты Санкт-Петербурга : перекрывали водные подходы к городу.

Если вы часто бываете в Санкт-Петербурге и уже изучили все основные городские достопримечательности, в маленьком, тихом Кронштадте можно отдохнуть от шумных проспектов. Военно-морской город разнообразит впечатления от парков и дворцов Петергофа, Царского Села и прочих парадных мест императорской столицы. Здесь нет пышной питерской архитектуры: основная часть города — двух-трехэтажные здания из малинового кирпича и советские сталинки.

Мне Кронштадт напоминает Севастополь в миниатюре, только чистый и по-северному суровый. Старая часть города компактная, ее легко обойти пешком: если нигде не задерживаться, хватит и двух часов. Но с посещением всех достопримечательностей и экскурсиями времени уходит гораздо больше, поэтому лучше планировать поездку сюда на весь день. В этой статье я расскажу, что обязательно стоит посмотреть в Кронштадте и как лучше проложить маршрут.

Наша прогулка начнется на Якорной площади и закончится у Дерева желаний в Безымянном переулке. По пути увидите Никольский морской собор, Музей истории Кронштадта, Летний сад, Петровскую пристань с военными кораблями, деревянный маяк, футшток с нулевой отметкой уровня Балтийского моря, памятник блокадной колюшке, Морской музей.

Маршрут

Якорная площадь — главная площадь Кронштадта. На ней проходят все городские мероприятия. Когда-то здесь складировали якоря — отсюда и возникло название. На Якорной площади сохранилась чугунная мостовая, а в центре площади плиткой выложено изображение якоря. Рисунок хорошо видно только с высоты. Дальше я расскажу, откуда можно его разглядеть.

На площади сосредоточены знаковые достопримечательности города: Никольский морской собор, памятники адмиралам Ушакову и Макарову, Вечный огонь. Вечный огонь в большинстве городов посвящен погибшим в Великую Отечественную войну, но на Якорной площади это братская могила погибших в годы революции и гражданской войны.

Бронзовый памятник океанографу, военному губернатору Кронштадта и вице-адмиралу Макарову — масштабное и экспрессивное сооружение. Не сразу понимаешь, что клубится у ног адмирала: морские волны или хвост дракона.

Памятник адмиралу Ушакову скромнее, зато он стоит прямо перед Никольским морским собором и к нему ведет красивая рябиновая аллея. Ушаков — единственный в мире адмирал, причисленный к лику святых.

Никольский морской собор — самая известная достопримечательность Кронштадта. Это главный храм Военно-морского флота России и самый большой из российских морских храмов. Внешне он напоминает собор Святой Софии в Стамбуле, но с морскими элементами: например, крест на куполе вписан в штурвал. Внутри все оформлено в морской тематике: там и андреевские флаги, и огромные светильники, подвешенные на настоящих якорных цепях. Но главное — мемориальные таблички на стенах, где перечислены имена моряков, погибших во время воинской службы.

Собор очень красивый снаружи и внутри. Я люблю разглядывать мраморный пол с рисунками, роспись купола, витражи. Здесь совершенно не чувствуется дух, который часто отпугивает посетителей российских православных храмов: не так одет, не там стоишь, неправильно кланяешься. Но правила посещения храма все равно следует соблюдать: если у вас нет с собой головного убора, который должен покрывать голову женщины, на входе можно взять платок. Удобно, что в соборе есть камеры хранения, там можно оставить рюкзаки и сумки.

После Никольского морского собора всегда болит шея: стоишь, задрав голову, и рассматриваешь роспись купола

стоит подъем на колокольню собора

Во время обзорной экскурсии посетители узнают историю храма и могут подняться на балконы. Подъем под купол даст возможность посмотреть на храм с высоты и подробнее разглядеть впечатляющую потолочную роспись.

Я брала экскурсию на колокольню, и мне очень понравилось. Сначала мы слушали рассказ об истории Морского собора, сидя в царской ложе — отсюда наблюдал за богослужениями Николай II. Потом поднялись на площадку, где находится главный колокол. Он огромный: не сразу понимаешь, что над тобой свод колокола, а не просто круглая крыша.

Именно с колокольни собора видно, что узор плитки на площади — это изображение якоря

стоит венчание в Морском соборе

Музей истории Кронштадта тоже находится на Якорной площади. Экспозиции рассказывают об истории города начиная со строительства фортов в 1700-е годы и заканчивая советским временем. Как пишут на сайте музея, экспонаты для него приносили сами жители города.

Мне понравилось рассматривать разные морские приспособления, макеты подводных лодок и прочие интересные штуки: например, респиратор для лошади или чучело пингвина Адели. Но больше всего впечатлила реконструкция комнаты блокадного Кронштадта: маленькая комнатка с ребенком-куклой на кровати и бессильно лежащей на столе истощенной женщиной.

У музея есть филиал, который находится на Ленинградской улице. В здании бывшей водонапорной башни представлена экспозиция «Подводная археология». Она рассказывает об истории кораблекрушений. Там можно увидеть артефакты, поднятые с затонувших боевых и торговых судов.

стоит билет на обе экспозиции в музее истории Кронштадта

В некоторые праздники вход в музей свободный. В 2019 году это были День Победы, День защиты детей, День России и другие. Информацию о бесплатных днях уточняйте на сайте музея.

Экскурсия по одной экспозиции стоит 750 Р для группы до 15 человек, если группа от 16 человек — 50 Р с каждого. Входные билеты в эту стоимость не включены.

Летний сад — первый парк Кронштадта. Когда-то здесь стоял домик Петра I, но он был разрушен во время революции. На месте нынешней главной аллеи парка проходила первая улица города — Петровская. В центре парка насыпана горка с гротом под ней. Здесь красиво летом и осенью, но зимой в парке нечего делать.

К Петровской пристани можно пройти через Петровский парк. В его центре — памятник Петру I, основавшему Санкт-Петербург и Кронштадт. Он установлен лицом к пристани, морю и военным кораблям.

Туристы приходят на Петровскую пристань, чтобы посмотреть на корабли и сфотографироваться на их фоне. В Кронштадте базируются учебные, боевые и исследовательские суда Балтийского флота, например гидрографическое судно «Сибиряков», учебный «Перекоп», противолодочный корабль «Казанец», тральщик БТ-115 и другие. Иногда корабли уходят в рейды — их количество постоянно меняется.

Интереснее всего на пристани в День Балтийского флота, 18 мая, и в День Военно-морского флота, который отмечают в последнее воскресенье июля. В Кронштадт приходят корабли из Балтийска — это город под Калининградом, где тоже расположена военно-морская база Балтийского флота. В эти дни организуют военно-морские парады и гостей пускают на борт военных кораблей.

Я читала, что с 2018 года на Усть-Рогатке можно подняться на борт эсминца «Беспокойный». СМИ писали, что корабль пришвартовался в Кронштадте на вечную стоянку и превратился в бесплатный музей. В 2018 году корабль-музей действительно работал какое-то время. Но в 2019 многие туристы приезжали сюда ради «Беспокойного», наталкивались на закрытые ворота и писали сердитые отзывы. Сайта у музея-эсминца нет, телефоны и часы работы нигде не указаны. По слухам, на корабль можно попасть в выходные, но я была в субботу — музей не работал.

Обводный канал. По его берегам стоят строения Адмиралтейства из красного кирпича, еще петровских времен. Особенно красиво здесь летом и осенью, когда деревья в листве. Если бы не заброшенность и неухоженность зданий, гулять по берегам канала было бы приятнее, чем по Новой Голландии в Петербурге.

Футшток и мареограф — дань морскому местоположению. Футшток — это чугунная линейка с делениями. Она установлена на опоре Синего моста через Обводный канал в Кронштадте. По кронштадтскому футштоку измеряют глубину Балтийского моря и все абсолютные высоты на территории России. Когда говорят, что какое-то место находится на высоте стольких-то метров над уровнем моря, — за точку отсчета берется именно кронштадтский ноль.

Рядом с Синим мостом стоит желтое здание, похожее на маленькую часовенку. Там находится мареограф — прибор, который измеряет уровень Балтийского моря.

Памятник блокадной колюшке сложно заметить, если не знать о нем. Он находится на стене Обводного канала, напротив здания мареографа.

Колюшка — мелкая рыбка, которую не едят в обычное время, но во время блокады она помогала жителям Ленинграда выжить. Ее ловили сачками, корзинами, противогазовыми сумками. Сейчас кронштадтская колюшка — это не только память о блокаде: рыбаки приходят к памятнику, чтобы загадать удачный клев.

Морской музей — частный музей в Кронштадте. Он посвящен истории водолазного дела и работе подводников во время Великой Отечественной войны. Сотрудники музея проводят бесплатные экскурсии по предварительному заказу. Мне не удалось там побывать: в 2019 году музей закрыли на реконструкцию. Информацию об открытии уточняйте в группе музея во Вконтакте.

Дерево желаний — чуть ли не единственная достопримечательность города, не связанная с морем и флотом. Сюда приходят, чтобы прошептать желание в огромное ухо металлического дерева. Похожий памятник стоит на набережной моего родного города Петрозаводска.

В том же Безымянном переулке, где стоит Дерево желаний, есть еще один интересный памятник — котел. Его установили в 1999 году. Туристы и местные бросают в него монетки на счастье в доме. Изображение котла есть на гербе Кронштадта, и с ним связана целая легенда. После взятия Петром I крепости Ниешанц шведы заметили русские шлюпки и срочно бежали с острова, бросив котелок, в котором варилась уха. В честь этого трофея остров назвали Котлин, а позже на нем был основан город Кронштадт.

Другая версия гласит, что памятник установлен в честь Горшка — лидера группы «Король и шут» Михаила Горшенева.

Детали

Зимой Финский залив замерзает и возникает желание подойти по льду поближе к маяку или кораблям. Но вы никогда не знаете, насколько лед хрупок. Классные фото не стоят того, чтобы провалиться в воду.

Экскурсии. Пешеходные экскурсии или экскурсии на своем автомобиле можно заказать в Музее истории Кронштадта. Для этого нужно заполнить заявку.

Если нет времени или желания самостоятельно добираться до города, можно отправиться на организованную экскурсию по Кронштадту из Санкт-Петербурга : автобусом или, в период навигации, по морю. Билеты на морские прогулки, которые начинаются в мае, можно купить уже зимой.

На сайте «Трипстер» услуги экскурсоводов предлагают местные жители.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *