кропивницкий что за город
Кропивницкий: самый загадочный облцентр Украины
1. Город контрастных отзывов и загадок
Кропивницкий является самым загадочным у нас облцентром. Расположенный недалеко от географического центра Украины, но все главные дороги обходят его стороной. Поэтому сюда редко кто добирается (кроме местных жителей, конечно).
И так как мало кто в нем бывал, про него пускают множество слухов, которые часто противоречат друг другу. Говорят, что это серый и неинтересный город, абсолютная провинция, именно поэтому про него ничего неизвестно, потому что тут нет ничего интересного. Другие, наоборот, показывают фото красивых и отреставрированных домов в историческом центре Кропивницкого и утверждают, что это невероятно богатый город, который зарабатывает на уране (залежи которого есть в области). И что местные специально никого не пускают сюда, чтобы не пришлось делиться этим богатством.
Одни утверждают, что в Кировоградской области лучшие в Украине дороги, и приводят в доказательство карту, на которой область отмечена как область с лучшими дорогами. От других я слышал, что они проезжали мимо, и худших дорог в жизни не видели.
Одни говорят, что город невероятно чист и ухожен. Другие парируют, что большего свинарника не найти.
И так, постараемся разобраться, как же выглядит Кропивницкий на самом деле. Но сначала немного истории.
3. Крепость святой Елизаветы
Первым местом, с которого я начал осмотр Кропивницкого, была крепость святой Елизаветы, вокруг которой и начался город. От крепости сохранились земляные валы, которые образуют красивый шестиугольник. Очертания крепости изображены на городском гербе.
По сути это большой шестиконечный ров. Место тихое, хотя заброшенное, но притягательное. Когда-то в такой же балке тоже старого форта на Историческом бульваре Севастополя я гулял с моими собаками.
В середине крепости сейчас есть мемориал Второй мировой войне, военное кладбище, памятный знак жертвам голодомора. Из организаций — городская больница.
Пушки у главного въезда в крепость
Земляные валы обрисовывают шестиконечную звезду
Балки валов замусорены, где-то вторая стенка уже срыта, где-то дно балки заняли огороды от соседних домов или склады предприятий. На месте местных властей я бы сделал здесь реальный, а не номинальный парк.
Тем не менее даже в таком состоянии крепость стоит того, чтобы ее посетить.
4. Архитектура
Изучая Кропивницкий по фотографиям, может создаться впечатление, что город имеет много яркой архитектуры. Это и так, и не совсем. То есть яркая архитектура тут есть, но ее не очень много. Хотя по меркам города (а он небольшой) не так уж и мало. Особенно запоминаются два мотива, которые тут повторяются часто. Сказочные русские теремки:
И дома с двумя башнями по краям, повторяющие контуры местной синагоги
и дома Барского, где сейчас находится краеведческий музей
Кстати, в городе как минимум 4 ярких здания в стиле модерн, что встретишь не в каждом губернском городе
Есть здесь и пешеходная улица Дворцовая/Архитектора Паученко, длинная и красивая. Единственно, скамейки поставить на ней пока не догадались.
Улица, названная в честь архитектора Якова Паученко, возникла в городе не зря, потому что во многом благодаря нему сформировался стильный облик дореволюционного Елисаветграда. Среди показанных выше зданий три — его авторства.
И традиция следить за стилем в архитектуре жива. В Кропивницком мало современного строительства, но несколько домиков в центре вполне удачны. При том, что просты. Как, например, вот этот дом удачно сочетается с зубцами старой музыкальной школы (а ранее домом врача Мейтуса, архитектор Паученко, кстати).
А вот этот дом в начале пешеходной Дворцовой имеет своих братьев в киевской архитектуре конца 90-х- начала 2000-х
И еще один момент. Прямо в центре начинается частный сектор, с одноэтажными старыми домиками и узкими прямыми улицами. Многие из этих домиков внесены в реестр памятников архитектуры местного значения, хотя это обычные жилые домики. Но если все их переделают на современные коттеджи, будет ли это хорошо? Где-то должны сохраниться целостные улицы с такими домами.
Многие отапливают дома углем, это чувствуется по запаху. Кропивницкий, наверное, может дать представление о том, как выглядели губернские города в начале 20 века.
5. Еще два необычных дома
Здание обладминистрации, хотя построено в 1954, очень похоже на итальянскую фашисткую архитектуру. Это когда у здания сохраняются пропорции классицизма, но все лишние детали с фасада, вроде колонн, карнизов, сандриков и прочих украшательств, убираются, и остается чистая пропорция. Есть что-то зловещее в его нынешнем виде
И второе — жилой дом в старой мельнице со звездой Давида на фронтоне. Пишут, что это мельница Бродского, но ничего узнать о ней мне не удалось.
6. Как здесь с благоустройством?
Ответить однозначно на этот вопрос невозможно. В целом город не назовешь ухоженным. Район набережной разбит, много старого и ветхого, серо-советского. По городу видно, что экономически он не из успешных. И население его сократилось с 1991 на 15%. Ночью во дворах не горит освещение (хотя вдоль дорог и улиц оно есть). Второй известный мне облцентр (после Херсона), где нет сборников для вторсырья (прежде всего для пластиковых бутылок).
С другой стороны, центральные фасады ухожены. Еще недавно кропивницкому троллейбусу грозило исчезновение, потому что оставалось 10 работающих машин, и то старых. Но сейчас закупили 20 новых троллейбусов Днипро Т103 (собранные на ЮМЗ МАЗы). И, кроме троллейбусов, в городе есть новые большие автобусы (тоже МАЗ) — для города с населением 230 тысяч это для Украины редкость.
8. Дорога от Киева до Кропивницкого
Про нее тоже ходят легенды. Когда-то я гостил у знакомых в Черкассах, и они повезли меня к себе на дачу, которая находится в сторону Каменки. Но от Смелы до села мы ехали не основной трассой, а местной дорогой, иногда по грунтовке. Как мне сказали, состояние трассы Смела — Каменка настолько ужасно, что туда не стоит и пробовать ехать. И в интернете много было тому подтверждений.
В Кропивницкий я ехал автомобилем, через Обухов-Мироновку-Корсунь-Смелу-Каменку. Трасса до Корсуня хорошая, хотя от есть большой объезд сельской дорогой (основную капитально ремонтируют), но даже объезд в хорошем состоянии. От Корсуня до Смелы дорога плохая, залатанная и кривая, но без опасных дырок и ям. Но я ждал участка Смела — Каменка.
И так, дорога на Каменку сейчас в ремонте, но половина трассы уже может похвастаться абсолютно новым асфальтом. А старые участки вполне преодолимы.
Когда мы въехали в Кировоградскую область, ремонты дорог прекратились. В целом на основании только участка Смела — Знаменка могу сказать, что дороги в Кировогорадской области действительно неважные.
9. Много вывесокъ с буковой «ять»
В городе много вывесок, стилизованных под дореволюционное письмо, с буквой Ѣ. Особенно популярно «Елисаветградъ», повторяется несколько раз, на центральной площади «Домъ обуви» и в иных местах. Возможно, это пошло как протест против того, что у города так долго сохранялось советское название. Такие надписи сразу напоминают, что вы не в Кировограде, а в Елисаветграде.
10. Брусчатка на центральной улице
Гуляя по боковым малоэтажным улицам центра, может сложиться впечатление, что город совсем провинциальный. Но когда выходишь к улице Большой Перспективной, главной в центре Кропивницкого, и по брусчатке стучат колеса транспорта — это сразу на придает городу на уровень больше стиля и лоска.