кросс бордер что это
Что такое кроссбордер и как с ним работать?
Сегодня практически все знакомы с такими крупными игроками на рынке e-commerce как Aliexpress, Amazon или Iherb. Клиентами данных онлайн-площадок становятся сотни людей ежедневно, а объемы ввозимых в Россию заказов исчисляются сотнями тысяч.
Для отечественных предпринимателей трансграничная торговля тоже является интересным направлением развития, например привлечение на свои онлайн-площадки новых зарубежных марок, а также расширение собственного ассортимента без увеличения затратной части.
Однако в силу того, что схема работы кроссбордер представляет собой большой набор элементов и процессов для большинства участников рынка она выглядит достаточно запутанной и сложной. Рассмотрим основные моменты подробнее.
Для успешно проведенной продажи по схеме трансграничной торговли необходимы следующие элементы:
Зачастую доставкой и растаможкой посылок занимается одна и та же компания.
Исходя из вышеперечисленно становиться понятно, что сама схема трансграничной торговли включает в себя огромное количество механизмов, которые должны слаженно работать между собой. В связи с чем очень часто при попытке организовать данный канал сбыта продавцы и поставщики сталкиваются с огромным количеством вопросов, подводных камней и процессов.
Но главным вопросом для иностранных производителей в трансграничной торговле является канал сбыта. Где найти крупную онлайн-площадку, которая была бы хорошо известна российскому покупателю и осуществляла доставку товаров в РФ?
Третий путь, которым идут международные компании –поиск маркетплейса работающего с международными поставщика и широко известного на российском рынке. Данные площадки, бесспорно, являются более привычными и понятными для конечного покупателя и имеют хорошо узнаваемый бренд. Но подводные камни бывают и здесь. Чаще всего, не смотря на крупный рынок сбыта, международный опыт и аудиторию и общение с конечным покупателем – логистическая сторона вопроса ложится на плечи продавца, при этом должна быть включена в стоимость товара на сайте, цены за товар должны быть указаны в рублях, а получение средств за отправленный заказ происходить с большой отсрочкой. При отсутствии международного опыта в кроссбординге выставить цену за товар становится очень сложно.
Так в чем же преимущество использования канала трансграничной торговли?
Специалисты нашей компании имеют большой опыт работы с экспресс-грузами и помогут разобраться в таких вопросах, как доставка товаров из-за границы, таможенное оформление посылок и организация “последней мили”.
Кросс-бордер как новая помеха для танцоров
Есть ли смысл бороться с трансграничной интернет-торговлей
| Олег Тузиков шеф-редактор |
Когда Александр Иванов, президент Национальной ассоциации дистанционной торговли, начинает что-то рассказывать, его никогда не скучно слушать – это большой плюс для аудитории. Правда, Александр очень редко говорит коротко – это минус для журналистов. Поэтому опубликовать его выступление во время презентации исследования НАДТ «Импорт в интернет-торговле России (2014-2016гг). Реалии рынка в цифрах» «Логирус» с самого начала очень хотел, но делать это в полном объеме мы не будем – не имеем физической возможности. Его выступление на этом мероприятии длилось полтора часа, и мы в конце концов просто решили выдрать из него ту часть, которая была посвящена отношению российского бизнеса и государства к трансграничной посылочной торговле. К кросс-бордеру, по-русски говоря. Надеемся, что Александр нам эту вольность простит. А если кому-то хочется послушать выступление целиком, то дайте знать – мы вам вышлем запись. Беспошлинно, по ценам ниже рыночных.
Проблема номер десять
«Российский бизнес возмущается тем, что весь контрафакт идет через интернет из-за рубежа, и вообще кросс-бордер – это сплошной контрафакт. Даже если допустить, что это действительно так, давайте посмотрим на цифры: кросс-бордер – это 0,7-0,8 процента от общего оборота розничной торговли в стране. То есть говорить о том, что там какая-то дыра означает говорить неправду.
Благодаря известным событиям мы порой узнаем совершенно неожиданные вещи: например, о том, что у нас в стране досматривается лишь 4,4 процента фур. Пошли антисанкции, и польских гусей стали находить во Владивостоке. Как они туда доехали, непонятно, но как-то доехали и только там попали под трактор. Все, что хочет проникнуть в страну, в нее проникает – клубника как-то перебегает границу и обнаруживается только в Оренбурге и так далее. Из последних публикаций в прессе становится понятно, где на самом деле проблемы и какого они масштаба. А все посылки идут через таможню – там взятки не с кого брать, потому что нет ни отправителя, ни получателя. И мимо таможни посылки пойти не могут, потому что пошлина – ноль. Чтобы они пошли иным путем, мимо таможни, где-то кто-то за это должен доплачивать. Кросс-бордер – это чистая антикоррупционная история.
Весь ли бизнес против кросс-бордера? Как-то меня пригласили выступить на одном мероприятии перед бизнесменами и подискутировать на тему его вредности. Дискуссии не получилось – я попросил присутствовавших поднять руки, чтобы выяснить, сколько в зале вообще противников кросс-бордера. Поднялось три или четыре руки, это из ста двадцати человек. Три или четыре – это, наверное, важно, но это немного.
Коллеги из Data Insight провели опрос среди директоров интернет магазинов: какие сдерживающие факторы есть в развитии их бизнеса? Посыпались ответы. На десятом месте с тремя набранными процентами – давление трансграничных игроков на российский бизнес. То есть люди видят проблемы, но эти проблемы в другом. Есть важные проблемы, а есть проблема номер десять.
Мы тоже провели свой опрос, причем вопрос поставили жестко: надо ли запретить или как-то реорганизовать кросс-бордер? Это был наш шаг в сторону противников кросс-бордера, потому что если кому-то порог в 1000 евро кажется вызывающим, и он хочет его сократить, скажем, до 990, то он, конечно, попадает в категорию сторонников запрета или реорганизации. Мы взяли топ-200 интернет-магазинов по версии «Коммерсанта», и 75 человек любезно согласились ответить – это очень хорошо. Результаты выглядят так:
Как видите, мы задали тот же вопрос еще и сервисным компаниям. 31 компанию опросили, я думал, что счет будет 31:0, но нет – нашелся один коллега, который сказал, что надо запретить кросс-бордер к чертовой матери. С китайцами этот человек не работает и работать не будет, потому что китайцы, по его словам, очень сильно плющат по цене и работать с ними малорентабельно. Поэтому он будет драть деньги со своих – он за российский e-commerce, российский e-commerce платит хорошо.
Итак, получилось, что в сумме 77 процентов опрошенных против каких-либо изменений и еще двум процентам все равно. Это не означает, что мнением тех, кто попал в оставшийся 21 процент, нужно пренебречь, но широковещательные заявления о том, что весь российский бизнес против кросс-бордера, думаю, стоит воспринимать через призму полученных нами результатов – весь бизнес не против.
Главная проблема, по мнению опрошенных интернет-магазинов – недостаточно качественная логистика. Кстати, логистика улучшается, и отношение бизнеса к логистике изменилось разительно. По десятибалльной шкале бизнес оценил развитие логистики в 2009 году на 4,2 балла – ну, в общем, на двойку. Сейчас 7,7 – знаете, это уже очень прилично.
Конечные потребители в том же 2009 году оценили логистику на 3,0 – это единица в общем-то, а сейчас на 7,4 – вполне себе, качество растет. Какой еще сегмент у нас качественно растет, а цены падают? В доставке посылок все происходит сейчас именно так.
Почта ищет посылки
Сегодня вслух и громко говорят о том, что надо брать НДС с зарубежных магазинов. Ну, с зарубежных интернет-магазинов – это в переводе на русский язык с покупателей. Для чего – для того, чтобы уравнять в правах российского продавца с зарубежным продавцом. Надо сказать, что это уравнивание произойдет за счет государства. Оно потеряет больше, чем найдет, потому что, я вас уверяю, на систему администрирования этого налога будет потрачено намного больше, чем удастся собрать.
Посмотрим на ограничения по импорту посылок в других странах. Есть страны, где все очень жестко, есть страны, где помягче. Америка, например, в четыре раза увеличила беспошлинный порог, Китай, напротив, попробовал снизить, но у него ничего не получилось, и там вернулись к старой технологии. Когда в Китае ужесточили нормы кросс-бордера, сразу обнаружился дефицит некоторых товаров, в частности, сухого молока и детского питания. Власти на это очень быстро отреагировали и все вернули назад – не прошло и двух месяцев.
По поручению Еврокомиссии, поскольку в Европе тоже идут споры о том, надо ли ужесточать или облегчать, Лозанский университет провел очень большое исследование. Надо было найти ответ на вопрос, какова должна быть норма, чтобы она была прибыльной. Лозанский университет подсчитал и ответил, что при сегодняшней норме в 22 евро администрирование дает не прибыль, а потери размером в 32 миллиона евро. Рекомендуемая норма – минимум 80 евро без налогов и сборов. Тогда будет смысл собирать. Если сумма меньше, то собирающие органы работают в минус. А поскольку нельзя исключать, что фуражки наших таможенников сами по себе стоят дороже, чем фуражки таможенников Швейцарии, у нас этот минимум может быть и выше.
Вот вам два примера того, как изменилась интернет-торговля после ужесточения норм беспошлинной торговли в Бразилии и Белоруссии. Когда в Бразилии был введен нулевой режим «терпимости», то рынок в принципе не изменился. Единственное, что на нем произошло – почта перестала получать посылки. Все «белые» продавцы ушли с рынка, ушел Али-экспресс, почта Бразилии перестала получать доходы от импорта посылок, появились многочисленные «серые» перевозчики, образовался огромный «серый» рынок, который по объему намного превышает «белый». Установили норму в 50 долларов – вроде бы стало лучше. Однако в России посылочная торговля, как я уже говорил, не коррупционная – чем бы ни кидались тут в Москве в Бельянинова, система налажена и работает отлично. А в Бразилии таможенный инспектор самостоятельно решает, это для личного пользования товар или не для личного. Он должен осмотреть посылку, так что лучше отправить ее, как раньше, «в серую».
Теперь насчет Белоруссии. Мне один из коллег говорил: «Ну, как же так! Я не знаю ни одной компании, которая возит в Белоруссию». Я тоже не знаю, потому что это вообще не почтовые операторы – это контрабандисты, а я с контрабандистами не знаком.
Если мы тоже станет устанавливать какие-то жесткие рамки, то надо иметь в виду, что Россия в плане контрабанды обладает значительно большим потенциалом, чем Белоруссия. Все знают, что могут Киргизия и Казахстан – страны Таможенного союза, с которыми мы дружим, и которые легко превращаются в перевалочные базы. Помимо них, у нас есть еще и граница по Амуру, через которую каждый человек 60 килограммов может провезти или пронести беспошлинно. Пока там посылки не носят – нет смысла, но почему бы в случае чего не начать?
Вывод: ужесточения норм в кросс-бордере в расчете на то, что государство может от этого что-то получить, эффекта нигде не дали, и говорить о том, что где-то эффект все же будет, я лично не готов. Следовательно, попытка изменить ныне действующую ситуацию в импорте посылок:
Вот еще одна история: мэр Парижа хочет запретить «Амазону» доставлять день в день, потому что ему надо спасать «Ашан». Он, что, идиот? Рискну предположить, что нет, просто ему аргументы против «Амазона» сегодня показались убедительными. Может быть, завтра его разубедят. Мы – на светлой стороне, мы за будущее и категорически против всяческих запретов, особенно на маленьком, развивающемся, растущем рынке. Не надо его никак ограничивать, дайте вырасти». LR
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
Великий польский затор, аварии на волнах и таможенные «доборы»
Логистические итоги недели: коротко о главном с комментариями участников рынка
Закодированные принцессы
О том, как научить мелких селлеров «карточки товаров» заполнять, а не портить
Налог с налога, дефицитные дозволы и русская «бондиана»
О том, какой минувшую логистическую неделю увидели отраслевые эксперты
Поворот на беспилот
Какие есть пути у России в беспилотных грузоперевозках и какие из них самые оптимальные
Кроссбордер в поисках баланса
Стирая границы
Площадки электронной коммерции агрегируют огромные выборки товаров и услуг, делают ценообразование и сравнения более прозрачными. А дальнейшее развитие цифровых платформ, логистических технологий и способов обработки данных будет сокращать трансграничные транзакционные издержки, в том числе таможенное оформление посылок, и стимулировать развитие международной электронной коммерции, отмечают в MGI.
С одной стороны, электронная торговля стирает границы между странами и позволяет, по сути, любому, даже небольшому, бизнесу выйти на международный рынок. С другой — заставляет власти искать новые подходы к регулированию коммерческих потоков, чтобы обеспечить равные возможности для местных и зарубежных игроков, и пересматривать принципы налогообложения компаний, оказывающих заметное экономическое влияние, но при этом не имеющих физического представительства в стране.
В частности, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) разработала «План противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения» (BEPS), который в 2015 году одобрили лидеры стран ОЭСР и G20. Он предполагает ряд мер, нацеленных на борьбу с уходом от налогов крупнейших международных компаний, контроль за трансграничными операциями и противодействие схемам налоговых оптимизаций. Например, в рамках реализации этого плана ЕС начиная с этого года обяжет электронные торговые площадки с годовым оборотом поставок свыше €10 тыс. обеспечивать уплату НДС на товары, ввозимые из-за границы Евросоюза. Выработкой собственного подхода к налогообложению трансграничной электронной торговли занимаются и в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), однако пока консенсуса по этому вопросу евразийской пятерке достичь не удалось.
В России самая высокая доля населения, совершающего трансграничные покупки, отмечают в международной Ecommerce Foundation.
Учет и контроль
По данным завкафедрой предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрия Завьялова, в трансграничной торговле в российской электронной коммерции участвуют по меньшей мере 22 млн покупателей, которые получают 350 млн посылок в год. И это, по его словам, является предметом беспокойства как для государства, так и для бизнеса, «рассматривающих зарубежные покупки россиян как очевидную слабо контролируемую конкурентную силу».
Зарубежные интернет-продавцы, как правило, имеют конкурентные преимущества за счет грамотно организованных бизнес-процессов, логистики, говорит Дмитрий Завьялов. Кроме того, иностранные продавцы в отличие от российских не могут предложить покупателям быструю доставку товара и оплату при получении, поэтому низкая цена остается их единственным преимуществом. Иностранные интернет-магазины иногда даже дотируют доставку товара себе в убыток, чтобы зайти на российский рынок, отмечает руководитель кластера «Электронная коммерция» РАЭК Иван Кургузов.
«Границы постепенно стираются, ретейл объединяется с производством, и суровая и срочная необходимость — выравнять условия для компаний, у которых и продавец (юридически и физически), и покупатель находятся в России, и компаний, у которых физического и/или юридического присутствия в России нет», — уверен Иван Кургузов.
По словам первого заместителя ФТС России, вице-председателя совета Всемирной таможенной организации Руслана Давыдова, число международных почтовых отправлений, обрабатываемых российской таможней, выросло с 2011 по 2018 год в 30 раз, с 11 млн до 340 млн. «Отсутствие полноценного контроля в данной сфере делает ее фактически беспошлинной для иностранных государств, что влечет за собой финансовые потери в отечественном секторе», — заявил чиновник.
По словам главы комитета Госдумы по бюджету Андрея Макарова, только в 2017 году неурегулированность трансграничной интернет-торговли принесла России убытков на 130 млрд руб., а при сохранении существующих тенденций к 2020 году эта сумма может достичь 3 трлн руб.
Дискуссия о несправедливом конкурентном преимуществе иностранных игроков перед российскими, вынужденными уплачивать налоги, и недополученных доходах бюджета в России идет не первый год.
В 2017 году с инициативой введения НДС для зарубежных интернет-магазинов выступила ФАС, Минфин не исключал, что норма может вступить в силу уже в 2018–2019 годах, однако эта инициатива так и осталась под сукном — в отличие от так называемого налога на Google, обязавшего взимать 18-процентный налог с операций, проводимых иностранными ИТ-компаниями в интернете. Изначально эта обязанность ложилась на плечи покупателей — юридических лиц, которые выступали в роли налогового агента, однако с 1 января нынешнего года иностранные компании должны встать на налоговый учет и уплачивать НДС самостоятельно. Впрочем, как пишут «Ведомости» со ссылкой на проект письма ФНС, налоговый орган готов пойти на уступки бизнесу и вернуться к старым правилам.
Опустить планку
Регулирование импорта товаров решено было направить по другому пути: с 1 января 2019 года произошло двукратное снижение порога беспошлинной торговли. Теперь заплатить 30-процентную пошлину придется за зарубежную покупку, стоимость которой превышает €500 (прежний лимит — €1000), а вес — 31 кг. Данное решение было принято всеми странами — членами ЕАЭС. «На наднациональном уровне устанавливается только верхняя граница минимумов, сами страны вольны устанавливать минимумы ниже верхней границы. При этом наиболее активную позицию в данном вопросе занимает Республика Беларусь, что привело к неоднозначным последствиям», — говорит завлабораторией развития налоговой системы Института экономической политики им. Гайдара Наталья Корниенко.
Действительно, Минск несколько лет назад установил планку беспошлинного ввоза на уровне €22, однако в результате бюджетные сборы выросли незначительно (по данным ЕЭК, средняя стоимость посылки из-за границы союза не превышает эту сумму), государственный почтовый оператор «Белпочта» пожаловался на убытки в 4,6 млн белорусских рублей ($2,1 млн по тогдашнему официальному курсу). При этом вырос поток серого импорта, ввозимого через страны Таможенного союза с более высоким порогом беспошлинного ввоза.
«Нужно не пытаться закрыть внутренний рынок, а помочь развитию отечественных цифровых маркетплейсов, открыв им доступ к зарубежному потребителю. На сегодняшний день наши интернет-продавцы делают только первые шаги по выходу на зарубежные рынки», — говорит Дмитрий Завьялов.
В рамках ЕАЭС этому может способствовать создание открытой платформы для ведения внешнеэкономической деятельности в рамках реализации цифровой повестки союза. Ее создание в декабре поддержала рабочая группа по нормативному регулированию при АНО «Цифровая экономика», сообщил ее глава Дмитрий Тер-Степанов. «Такая платформа позволит клиентам получать в электронном виде любые сервисы по логистике, перевозке, страхованию, таможенным операциям, финансовому обеспечению внешнеторговых сделок, получению разрешительных документов, взаимодействию с госорганами, предоставлению отчетности», — отметил он. Среди других поддержанных инициатив — запуск единого стандарта раскрытия и доступа к информации, необходимой для принятия бизнес-решений и уменьшения рисков. Кроме того, ЕЭК уже приступила к разработке концепции согласованной налоговой политики в сфере электронной торговли стран евразийской пятерки — там рассчитывают, что это поможет бороться с уклонением от налогов и создаст справедливые конкурентные условия для электронной торговли между странами. 
Отечественные покупатели задают темп
Российский сектор e-commerce, по данным Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), остается один из самых динамичных в цифровой экономике страны, несмотря на то что темпы его роста несколько замедлились из-за общего снижения покупательной способности. Его объем в прошлом году вырос на 16% и достиг 2 трлн руб. Число заказов в российских интернет-магазинах за последние пять лет выросло в 2,5 раза и за прошлый год — на 25% по отношению к 2017-му. Таким образом, динамика покупок в отечественных онлайн-магазинах сравнялась с темпом роста числа заказов в иностранных интернет-магазинах (25%). «Опережающий рост кроссбордера закончился», — констатируют в РАЭК.
По данным Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ), темпы роста трансграничной торговли продолжают опережать рост внутренней, но разрыв действительно сильно сократился: если в 2016 году зарубежные игроки демонстрировали прирост на 30% в год, а отечественные — только на 6%, в 2018 году — 20 и 16% соответственно. При этом трансграничная торговля демонстрировала те же тренды, что и внутрироссийская, — рост числа заказов при сокращении средней суммы чека. Доля российских интернет-магазинов в объеме рынка электронной торговли, по данным НАДТ, достигает порядка 76%, более 24% приходится на зарубежные.
Оценки объемов рынка и числа покупателей несколько расходятся в зависимости от методик и анализируемых показателей. Однако очевидно, что россияне тяготеют к возможности совершать покупки за рубежом, не выезжая из страны.
Александр Шуркаев, руководитель кросс-бордера в «Яндекс.Маркете»: «Кросс-бордер дополняет e-commerce, потому что во всем мире есть тенденция покупать из-за границы»
Александр Шуркаев из «Яндекс.Маркета» ответил на вопросы о кросс-бордере, рассказал о планах «Яндекса» и назвал 5 ключевых трендов в глобальном e-commerce.
Александр, как вы оцениваете интерес зарубежных интернет-магазинов к размещению на «Яндекс.Маркете»?
С точки зрения импорта товара из-за границы интерес у партнеров повышенный. В первую очередь, у азиатских. С середины-конца прошлого года интерес появился у европейских и американских компаний. Похоже, они видят потенциал в изменении экономической ситуации в России и возвращаются после кризиса 2014 года.
При этом есть интерес и со стороны потребителей. Мы делали исследование совместно с GfK и результаты воодушевляют. Потребители стали больше заказывать и больше платить. В первую очередь, в азиатских магазинах, которые им сейчас интересны.
Какие товары из зарубежных интернет-магазинов пользуются наибольшим спросом в «Яндекс.Маркете»?
В иностранных магазинах можно выделить такие категории товаров, как одежда, обувь и аксессуары. Есть товары, которые уникальны и не представлены в России, и люди покупают их. Причем покупают по разным моделям — и CPA, и CPC.
Товары с большим весом и габаритами в зарубежных магазинах редко берут — бытовая техника может стоить 5000 рублей, а доставка — ещё 2000 рублей. Итоговая цена непривлекательна. Поэтому бытовую технику покупают в локальных магазинах, а в зарубежных в топе находится одежда.
Расскажите подробнее про модели: CPA — внутри «Маркета», CPC — вне «Маркета»?
Модели принципиально разные. CPC призвана помочь потребителю определиться с товаром. CPA помогает определиться и купить. CPC на «Маркете» существует с момента создания сервиса, а CPA — относительно новая модель.
Какая из моделей больше востребована на зарубежных рынках?
Европа и Америка исторически склоняются в сторону CPC-модели, поскольку зачастую у них сильные бренды. Им важно, чтобы потребитель понимал, что покупает в сильном брендовом магазине — это удерживает аудиторию и сохраняет лояльность.
В Азии всё иначе. У них интернет-магазины достаточно сложные для восприятия нашей целевой аудиторией — плохо переведены. В итоге при переходе с Маркета на сайты магазинов конверсия в покупку получается низкая, и все недовольны: мы не получаем выручку, мерчант не получает заказы, а потребитель остается без товара. Поэтому мы развиваем свою модель CPA с покупкой внутри «Маркета» и считаем, что для азиатских партнеров эта модель наиболее релевантна.
Как «Яндекс.Маркет» планирует развиваться в направлении кросс-бордера?
Активно. Это точно. Кросс-бордер — одно из фокусных направлений для «Маркета», и мы сейчас расширяем команду. Подробные планы сейчас не могу озвучить, но трансграничная торговля — важная часть стратегии развития «Маркета». Сейчас ищем ребят, которые будут нам помогать с категорийным менеджментом, продажными операциями, анализом поведения потребителей.
Безусловно, у нас есть ряд инструментов для этих задач, но на «Маркете» изначально были локальные магазины, поэтому инструменты нужно приспособить под кросс-бордер.
Будете увеличивать количество трансграничных игроков на «Яндекс.Маркете»?
Перед нами стоит другая задача — увеличение товарооборота. Такую цель можно достигать разными способами. Например, увеличить количество партнеров и ассортимент и тем самым повысить количество продаж. Другой вариант — работать с чеком: увеличивать его или, наоборот, снижать. Обе стратегии могут повысить товарооборот, который является для нас наиболее важным критерием.
Как относитесь к мнению, что кросс-бордер мешают российскому e-commerce?
Я бы сказал, что кросс-бордер дополняет e-commerce, потому что во всем мире есть тенденция покупать из-за границы. Всё больше компаний начинают следовать слогану «Stay local, sell global».
В России пока недоступны товары из некоторых интернет-магазинов с отличным ассортиментом, причем необязательно по экономическим или юридическим соображениям. Мы хотим это исправить. Есть страны, которые хороши в производстве определенных товаров : Италия хорошо производит кожу, Китай научился делать классные гаджеты. Почему бы нам не сделать производителя ближе к потребителю? Это хорошо для всех.
Мы хотим дать пользователям Маркета максимально широкий ассортимент товаров из тех, что есть в России и в мире.
Но у кросс-бордера есть определенные сложности. Самая очевидная — долгая и не всегда надежная доставка. Посылки теряются, задерживаются на почте или на таможне. А бывает и так, что человек ждет посылку через 2-3 недели и уезжает на это время в отпуск. Посылка приходит через 6 дней, не дожидается владельца и отправляется обратно, либо даже утилизируется. Редко, но бывает.
Редкая проблема — низкое качество сервиса иностранного магазина. Оно может отличаться от ожиданий нашего потребителя. Некоторые интернет-магазины привозят покупателю одежду на дом и ждут, пока он примеряет. Если что-то не подошло, возвращает. Это уникальная история в России — такого за рубежом не бывает. Подобное не очень хорошо для бизнеса, но это уже такой стандартный паттерн в торговле одеждой.
Почему не очень хорошо? Разве не увеличивается лояльность?
Увеличивается, конечно, но не просто так — свою лояльность оплачивает сам потребитель. Доставка одежды на дом — это расходы: на саму доставку, на возврат товара, который не подошел, на пересортировку и прочее. Это повышает стоимость одежды — иначе не получится быть рентабельным. В итоге покупатель переплачивает.
В кросс-бордере всё конкретнее: выбрали, оплатили, ждете доставки.
В России есть тенденция к более жесткому регулированию интернет-торговли. Как думаете, к чему это может привести?
Это вопрос не про личные покупки, а скорее про законы рынка. Закон о дистанционной торговле и закон о защите прав потребителей пересматриваются и корректируются. На мой взгляд, упорядочивание рынка в целом необходимо.
С точки зрения регулирования мы находимся где-то в золотой середине, что хорошо для рынка, и для потребителя. Чрезмерное регулирование способно затормозить развитие электронной торговли.
Наши потребители любят зарубежные интернет-магазины. Что нужно сделать отечественным, чтобы переманить клиентов?
Полагаю, нужно выделяться с точки зрения очевидных физических преимуществ. Например, высокой скоростью доставки и знанием локальных трендов. У российских магазинов лучше понимание аудитории и качественнее сервис за счет общения на русском языке. Российский магазин может позволить себе филиал в регионах, а не только в Москве.
Сам я покупаю за рубежом как минимум потому, что работаю с иностранными магазинами. Как потребитель оцениваю их, получаю инсайты, которые потом использую в работе. И я уверен, что у российских магазинов есть все основания быть лучше иностранных в ряде аспектов.
Есть ли у иностранных магазинов какие-нибудь неочевидные проблемы помимо сроков доставки?
В кросс-бордере сложнее вернуть товар — это приходится делать за свой счет, а иногда в магазине просто не предусмотрен возврат. Другая проблема — качество контента сайтов. На азиатских сайтах не всегда понятно название или описание товара. Но тогда это элемент развлечения, и некоторые покупают именно в зарубежных магазинах, потому что получают от этого удовольствие.
Люди в основном уже понимают нюансы покупок в иностранных магазинах. Видят цену на 30% ниже, чем в локальном магазине, но не уверены, что придет именно то, что нужно. Принимают решение и делают покупку — особенно, если товар стоит 150—200 рублей или еще меньше. Пришло, что нужно — супер. Пришло что-то не то — это риск, на который покупатель пошел сознательно.
Можете ли выделить 5 ключевых трендов в глобальном e-commerce?
Глобальные тренды достаточно интересные. Например, дополненная реальность. Некоторые магазины в России уже обустраивают помещения и дают покупателю возможность вживую прочувствовать, что это такое.
Если говорить про более приземленные вещи, это автоматизация и персонализация. Когда автоматизируешь бизнес, его проще масштабировать.
Что касается персонализации — с помощью машинного обучения создаем персонализированные ленты для пользователей. Робот подстраивается под профиль потребителя и смотрит, где он находится, чем интересовался, что покупал раньше. Сам тренд старый, но он очень важен и продолжает развиваться. Все крупные компании инвестируют в улучшение персонализации.
Еще один тренд — voice shopping. Это покупка голосом с помощью устройств вроде Amazon Echo. В Америке тренд популярен — у Google уже около 20 % поиска осуществляется голосом. Людям удобнее взаимодействовать с сетью, не нажимая кнопок. Человек приходит домой уставший и говорит смартфону: «заказать пиццу». В ресторане получают заказ и уже знают адрес и платежные данные клиента — не нужно ничего диктовать. В Китае появляются подобные разработки — они адаптированы для местного рынка, потому что ни Amazon, ни Google не понимают китайский язык на должном уровне.
В Азии есть другой глобальный тренд — Super-apps. Это приложения, которые включают в себя массу функций. Яркий пример — WeChat. Там есть блоги, чаты и любой e-commerce от заказа суши или такси до покупки брендовых вещей. «Билайн» делает нечто подобное, и эта тенденция может быть применима в России, но пока что у нас мессенджеры стоят отдельно от заказа такси.