кроссовер фанфик что это
Как писать кроссоверы (джен)
Из всего фанфикшна кроссоверы — мой любимый жанр. Люблю его за неожиданность сюжетных ходов, сложность проработки миров и внутреннюю неоднозначность. Еще бы — миров-то два!
Поэтому решила рассказать о нескольких вещах:
1) Основные достоинства жанра;
3) Как писать кроссовер (на личном опыте);
4) Примеры с ошибками.
Примечание: чтобы не огрести по шапке от других авторов, все примеры выдумываю сама.
Для начала — о достоинствах
К плюсам кроссовера я отнесла бы, в первую очередь, его небанальность.
Фанфик чаще всего вторичен, а кроссовер дает возможность полностью перевернуть представление об уже знакомой вселенной (даже двух). Ситуация, даже если и будет повторять канонную, априори новая.
Второй плюс — это, конечно, психологичность. Чтобы органично переплести два мира и столкнуть лбами героев двух вселенных, приходится иногда попотеть — но оно того стоит.
И третье (очевидно) — пейринги. Иногда герои разных произведений созданы друг для друга. И кроссовер — это просто возможность дать им встретиться.
Несмотря на кажущееся многообразие, видов кроссоверов немного. Во всяком случае, я насчитала три. Если я что-то упустила — буду благодарна за подсказку в комментариях.
В гостях у… Это самый простой для написания вид. Герой (или два, три) из одного мира попадают в другой, и со своим более никак не взаимодействуют. Идеальный способ раскрыть персонажа — того, который «попадает». Он оказывается в новых условиях, в новом окружении и вынужден существовать с этими условиями. Таким образом, вся «шелуха» обычных обстоятельств и окружения отбрасывается, остается личность в чистом виде.
ЗАСАДА. Да, она есть и зовется ООС-ом. Стоит немного ослабить контроль, чуть отвлечься от набора моральных и нравственных ориентиров героя, и на его месте возникает картонка с именем, неживая и, что хуже, не жизнеспособная.
Пример: Доктор Стрэндж оказывается в мире Гарри Поттера, начинает решать проблемы Поттерианы, а потом, с помощью Камня Времени, отправляется в прошлое убивать Волдеморта, чтобы предотвратить много-много трагедий. Вот только Стивен Стрэндж — убежденный пацифист и НИКОГДА не пойдет на убийство ради общего блага. Устранить врага, нападающего на него прямо, он еще может, но расчетливое убийство — не в его характере. Он клятву Гиппократа давал.
С чужого плеча. Один из самых странных, на мой вкус, видов кроссоверов. Герой одной из вселенных замещает героя из другой. Он не проживает свою жизнь, а с самого начала оказывается частью совсем другой истории. Это хороший способ проверить, насколько жизнеспособна вселенная. Если в ней много дыр и ляпов, она начнет разваливаться, стоит на место протагониста вставить чужака.
ПРОБЛЕМА. Очень легко скатиться в повторы. Описывать одни и те же, уже знакомые читателям оригинала события, не привнося в них ничего нового и свежего, просто как будто под другим углом — а на самом деле, писать изложение. Школьное.
Пример: Шерлок Холмс в одиннадцать лет получает письмо из Хогвартса, едет учиться… и на протяжении первых пяти глав нам подробно описывают его поход в Косую аллею, знакомство с Хагридом, поездку на поезде, где он находит (или НЕ находит нового друга). Далее могут следовать его встреча с Пушком, споры или же нежная дружба на почве нелюбви к окружающему миру со Снейпом… Чувствуете подвох? Мы уже знаем эту историю. От того, что героя будут звать не Гарри, а Шерлок, ничего не изменится.
«Они сошлись…». Мой любимый вид. Вселенные переплетаются между собой, герои знакомятся, события влияют друг на друга. Самый веселый вид с точки зрения нездоровых экспериментов, помогает показать героев в нестандартных ситуациях, дает возможность выделить неожиданные детали миров.
ОДНАКО. Очень легко скатиться в космическую чушь, растерять смысл и идею просто ради «сведения» персонажей. И тогда получается парад картонок в еще более картонном мире.
Пример: Майкрофт Холмс замечает ряд странностей, происходящих на территории Британии, и никак не может их объяснить. Когда по необъяснимым причинам обрушивается половина жилого квартала в Ист-Энде, он берется за проблему всерьез — и обнаруживает, что в стране уже несколько месяцев действует американская организация ЩИТ. Все бы хорошо, но стоит немного упустить детали одной или другой вселенной, и получится неаппетитная сборная солянка, а Майкрофта Холмса вы обнаружите размахивающим лазерной пушкой в борьбе с инопланетными захватчиками.
Когда я приступала к первому кроссоверу («Химия любви»), мне казалось, что передо мной — топкое болото. На деле выяснилось, что в болоте много кочек, по которым достаточно удобно прыгать. И к моменту написания «Сфер влияния» у меня сложилось несколько проверенных на практике рецептов написания кроссовера. Делюсь.
Первым делом проверьте:
Совместимость. У миров должна быть… валентность, то есть они должны быть способны присоединять к себе другой мир. Хотя бы маленькая зацепка, намек. Поясню. С «Гарри Поттером» все ясно — в нем есть магия, так что потенциально возможно все, кроме того, что запрещено законами трансфигурации Гэмпа. «Шерлок ВВС» чуть менее пластичен. Специфика вселенной не позволяет переносить действие в другое время (он сам — перенесенная в другое время оригинальная история), поэтому, например, «Трех мушкетеров» к нему не прикрепить, разве что притянуть за уши. За длинные заячьи уши. «Ведьмак» — идеален в этом плане, в оригинале есть понятие Сопряжения Сфер, то есть соединения миров, а одна из главных героинь цикла и вовсе обладает способностью перемещаться в пространстве и во времени. Вселенная Марвела — очень гибкая, проглотит кого угодно. «Хроники Нарнии», как ни странно, весьма закрытые — любой чужеродный персонаж может пошатнуть созданное пророчествами и предопределенностями равновесие. И так далее.
Чтобы не уходить в рискованные авантюры, лучше проверить миры на соответствие по двум параметрам: время и место действия. Кстати, именно поэтому, на мой вкус, «Гарри Поттер» и «Шерлок» созданы друг для друга. Одно место, одно время, один возраст героев. Действие одного произведения начинается после окончания другого.
Потребность. Миры совместимы? Отлично, остается определить совместимость героев. В них должна быть потребность — иначе смысла нет никакого. Проще говоря, новые герои должны иметь возможность решить проблемы другого мира. Так, можно отправить ведьмака Геральта в Хогвартс, потому что он потенциально способен противостоять магам и чудовищам. Но не стоит отправлять Шерлока в мир Ведьмака, потому что вся его дедукция будет бессильна против решившей его сожрать стрыги — огромной зубастой твари с непрошибаемой шкурой.
Есть и другая сторона медали. Если миры очень похожи, переплетать их просто бессмысленно. Едва ли кто-нибудь что-нибудь выиграет от кроссовера двух средневековых фэнтези. Или двух современных боевиков.
Отношения. В гете (в моем мире всего два направления — гет и джен, если что, но это и для слэшных версий подходит) важно не дать себе сделать самую главную мерзость. Не начать «сводить» героев просто ради их отношений, иначе получается на редкость низкопробная порнографического толка гадость. Я себя проверяю вопросом такого рода: «Цель в том, чтобы поумиляться любви X и Y?». Если ответ «Да», то идея летит в топку. Потому что история — это про конфликт, проблемы и поиск решений. Да, любовь может быть главной темой — но не должна становиться самоцелью.
Итак, проверку идея прошла — начинаем строить сюжет. Про элементы сюжета сейчас говорить не буду, просто отмечу, что должно обязательно быть выверено в кроссовере.
Несмотря на все обстоятельства личности героев должны сохраняться, даже аккуратнее, чем в обычном фанфике. У каждого хорошо прописанного героя есть множество особенных черт, которые нужно выдерживать. Поясню: Шерлок твердо уверен, что он социопат, не способный на эмоции и чувства. Ошибается, конечно, но ВЕРИТ в это. Моффату и Гетиссу позволительно лишить его дара речи при виде Ирэн Адлер, но нам такого не простят. Как бы прекрасна ни была появившаяся из пламени камина Гермиона, он не может потерять дар речи, залюбовавшись ее каштановыми кудрями.
Также нужно учитывать здоровые реакции. Когда миры соприкасаются, герои сталкиваются с явлениями, которые для них непривычны. И их реакция на новый мир — это та часть истории, напортачив в которой, можно выбросить все.
Здесь помогает банальнейший список этапов принятия неизбежного: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие. Быстро или медленно, легко или просто герой обязан пройти все эти шаги, прежде чем смириться с новым миром, который отличается от его собственного. Правда, в зависимости от темперамента героя, эти шаги могут быть как очень заметными (как, например, у меня Шерлок в «Не любви» принимает мир магии: тяжело, со скрипом, отгораживаясь от него, споря с Гермионой), так и едва различимыми (так принимает магию Геральт в «Тонкостях портальной магии»). Но они должны быть обязательно.
Конфликт. В кроссовере конфликт ВСЕГДА (да-да, большими буквами) должен быть связан с обоими мирами. Если у нас первый или второй типы, то есть из второго мира только герой, то с ним должно быть связано решение конфликта, если третий — то конфликт должен затрагивать оба мира.
Пейринги. На самом деле, любовь может быть у кого угодно с кем угодно, вопрос в качестве создания отношений. Но чем дальше герои друг от друга по набору моральных установок и чем больше у них различаются взгляды, тем больший путь им придется пройти. Если ваша цель — не PWP (который и за литературный жанр-то принять сложно), то избави вас боги всех миров от насильственного сведения персонажей. Выстраивание отношений — это путь, не стоит лениться его выписывать, если не хотите, чтобы история рассыпалась кусками.
На этом, собственно, все. И, как писал один из читателей, «даешь больше безумных кроссоверов».
Кроссовер фанфик что это
Кроссовер: не плагиат, но фишка!
Автор давным-давно хотел написать статью об одном из своих любимых жанров. Но тема настолько верткая и обширная, что для того, чтобы просто собраться с мыслями и изложить ее, понадобилось определенное состояние души и доля мужества из разряда того, которое необходимо для прыжка в прорубь.
Итак, поговорим о кроссоверах.
Кроссовер – лакомый жанр для фикрайтера. Хорошо написанный кроссовер способен привлечь к себе читателей из числа поклонников обоих фэндомов.
Конечно, ограничений по «скрещиваемым» фэндомам практически нет. При хорошей фантазии и подкованности в вопросе, скроссить можно как бы ни всех, причем изначально кажущаяся дикой идея с развитием сюжета выглядит не только органично, но и увлекательно. Это вообще довольно удобный и приятный способ отвлечься и развлечься для набившего руку на своем фэндоме фикрайтера. Подумать только! Резкое увеличение количества опорных точек! Снятие многих ограничений и получение исходных предпосылок для тех или иных, ранее невозможных в каноне событий!
Вот тут то и проявляется первая проблема.
Правильно и вкусно написанный фанфик подразумевает собой как отсутствие ООСа, так и не сильное отклонение от канонической вселенной и исходной линии событий. Для этого просто необходимо знание обеих канонов. Если знание одного из канонов вызывает у Вас определенные сомнения, а идея искрится, то рекомендую просто поискать соавтора. Но это не отменяет того факта, что Вы, как автор фика, все-таки обязаны знать второй канон хотя бы в общих чертах.
Для того, чтобы написать кроссовер, не обязательно быть профессиональным райтером. Дело в том, что кроссовер, как жанр, вообще-то относится к субъективно простой категории. То есть, в принципе, его написать может каждый, кто этого захочет.
Желательно, конечно, сам факт кросса как-нибудь обосновывать. Чаще всего в качестве отмазки используют теорию параллельных вселенных, при этом неплохим подспорьем может стать как магия, так и секретная/инопланетная технология, и даже мистика в лице божественного вмешательства, переноса душ или пророческих снов.
Хочется отметить несколько классических сюжетов кроссоверов:
– Герой одного мира попадает в другой мир;
– Герои обеих миров попадают в какую-нибудь AUшку вместе;
– Персонажи двух фэндомов меняются местами =)
Еще одной проблемкой может стать необходимость поиска беты и гаммы, владеющей познаниями в обеих канонах, – хотя бы для правильного написания имён, географических названий и некоторых других нюансов.
При написании кроссовера, естественно, совершенно необходимо указывать авторские права обоих канонов.
Еще хотелось бы упомянуть о таких специфических подвидах кроссовера, как кавер-фик и стилизация. В них нет прямых и очевидных признаков использования обеих канонов, это – кушанье гурманов, людей, сведущих в манере написания любимого автора.
Кавер-фики – это фанфики, написанные на основе других текстов с заменой имен и реалий.
Может показаться, что уж тут-то проще некуда – бери да подставляй. Это – далеко не так. Именно в этом случае подбирать исходный текст и накладываемый на него второй канон нужно особо осторожно и тщательно. И если результат требует каких-то незначительных изменений или дополнений оригинального текста, то делать это нужно мастерски, полностью копируя манеру написания основного канона. Естественно, в дисклеймере опять таки нужно указывать авторство обеих канонов: и исходного, и накладываемого.
Стилизация часто используется для создания комического эффекта или в пределах условий специальных конкурсов. Но это не обязательно. Таким образом пишутся и вполне любопытные и серьезные фанфики.
Ни один из видов кроссовера плагиатом не является, естественно, если вы указываете в дисклеймере авторские права. Так что не ленитесь!
На мой, возможно, извращенный вкус, все кроссоверы являются интересными, и если я знаком с хотя бы одним из фэндомов, то читаю обязательно. Они не всегда идеальны, но вполне занятны – всегда. Конечно, я имею в виду работы, прошедшие нормоконтроль Синего Сайта. Совсем неудачных пока не попадалось. Так что хочу Вам сказать: Побольше кроссоверов – хороших и разных!