крой по косой что это
Крой по косой. Что это? Краткий обзор и основные приёмы обработки перед пошивом
Для некоторых является загадкой, когда, где и для чего применяется крой по косой. И вообще, что это такое?
Начнём с краткого пояснения этого термина. Крой по косой — это значит крой по косым нитям ткани.
Те, кто занимается шитьем, уже знают, что в любом отрезе ткани есть продольные и поперечные нити полотна. Долевые нити (они же нити основы), как правило, в большинстве случаев стабильны. Поперечные нити (нити утка́) тоже могут быть стабильными или слегка растяжимы. Это зависит от вида полотна и его состава.
Если взять полотно двумя руками вдоль кромки и попробовать натянуть и ослабить материал. Нити основы при ткачестве ложатся ровно и с большим натяжением, что не дает тканям в дальнейшем деформироваться. Натяжение поперечных ниток — уто́к, слабее, поэтому они дают меньшую усадку, чем основа ткани. Ткань вдоль кромки почти не растягивается — это и есть долевая нить. Если подергать материал по линии среза, то он будет более эластичным.
Есть еще косая линия — натяжение происходит по диагонали переплетения нитей. Здесь полотно самое растяжимое и эластичное. Достаточно вспомнить как тянется платок, который складывают углом и повязывают на шею.
Вот именно по причине, что полотно по косым нитям имеет наибольшее растяжение, ткань по косым нитям лежит совершенно иначе. Она более пластичная и лучше укладывается в драпировки и фалды. Благодаря этим свойствам, можно достигать очень необычных визуальных эффектов в пошиве одежды.
Для сравнения приведу вам пример двух платьев-трапеции.
Слева вы видите розовое платье (с асимметричной линией низа), крой которого выполнен по долевой. То есть центральная линия полочки выкладывалась по долевым нитям.
Как видим, ткань по середине платья от груди и вниз лежит более ровно, а все фалды больше располагаются по бокам платья.
Справа платье-трапеция, выкроенное по косым нитям. У него все фалды находятся посередине платья. Уже от линии груди мы видим изящные волны (фалды), которые придают совершенно другой вид платью.
Вот так практически идентичный крой может выглядеть совсем по-разному, благодаря отличиям раскладки выкроек при раскрое. Зная эти свойства, вы можете получать тот или иной желаемый результат.
Крой по косой при всей его красоте имеет ряд сложностей в работе. Срезы после раскроя тоже становятся нестабильными и могут быстро растягиваться и деформироваться. Однако, это не страшно, если знать, как подготовить раскроенные делали к пошиву.
Мы подготовили для вас видео-урок, в котором рассказывается, что есть крой по косой, как с ним работать и как подготовить детали кроя к пошиву, сделать припуски швов более удобными для работы.
Надеемся, что этот материал будет для вас полезным.
Не забывайте оставлять ваши комментарии))
38 комментариев “ Крой по косой. Что это? Краткий обзор и основные приёмы обработки перед пошивом ”
Линочка, благодарю Вас! Как всегда — пунктуально и доступно — прекрасный обучающий материал. Как ушла на пенсию, с нуля,) и уже многому у Вас научилась. СПАСИБО!
Спасибо за видео-урок, такие нюансы не менее важны, чем правильный крой, потому что иногда усмирить такой крой очень сложно, в моем случае был аналогичный вырез платья на шелке, который и сильно вытягивался, и давал волну. Очень полезно знать, как этому противодействовать!
Очень полезный урок. Большое спасибо.
Лина, огромное спасибо, как всегда — просто, понятно, наглядно и очень вовремя. Успехов Вам на новом месте, всех благ.
Большое спасибо!все конкретно и доходчиво!Хотелось бы блузон для полных из легкой ткани пошить
Замечательный материал! Спасибо большое! Но есть вопрос: каким методом лучше обрабатывать низ у платья, скроенного по косой?
Если клешение большое, то с минимальной подгибкой низа, не более 1см. Для тонких тканей идеально подходит узкий (московский) шов.
Крой по косой: как изменить направление долевой
Всемирная популяризация кроя по косой, причем не отдельных деталей, а целых изделий, принадлежит известному модельеру начала XX-го века Мадлен Вионе. Именно радикальный подход к изменению кроя принес ей мировую известность.
Крой по косой Мадлен Вионне
Крой по косой любит легкие, мягко драпирующиеся ткани. Это может быть тонкий атласный или креповый шёлк, шифон, муслин, тонкий хлопковый батист, вискоза и даже плательная шерсть. Благодаря косому крою ткань приобретает дополнительную пластичность, которая полностью отсутствует при раскрое изделия по долевой. При этом материал становится более податливым, легко тянется, обеспечивая мягкое прилегание.
У кроя по косой есть свои особенности, он требует уверенного опыта, больше времени на шитьё и подгонку модели по фигуре. Для знакомства и приобретения навыка работы с косым кроем выберите тонкий хлопок, изделие, скроенное из него, может также послужить макетом.
Что за ткань хлопок: свойства, уход, рекомендации по шитью
Если в выбранной выкройке долевая идёт не по косой, а вы хотите сшить платье или юбку именно по косой, её направление легко изменить без каких-либо ухищрений и трудностей.
Шаг 1
Выкройку полочки разложите на ровной поверхности.
Шаг 2
Сложите деталь полочки таким образом, чтобы образовался перпендикуляр по отношению к линии середины переда, который совпадает с долевой.
Шаг 3
Разложите выкройку снова плоско и по получившемуся сгибу начертите линию. Это и будет новая направление долевой линии — по косой.
Шаг 4
То же самое выполните для детали спинки.
Что такое долевая нить и как ее определить
Советы:
✂ Для удобства переснимите детали полочки и спинки в зеркальном отображении.
✂ Раскрой деталей выполняйте в один слой на большой поверхности.
✂ Выкраивайте детали с бОльшими припусками на швы — 1,5−2 см.
✂ Сначала часто сколите детали друг с другом, и только затем сметайте их.
Как избежать смещения при смётывании деталей из шёлка
✂ Расход ткани при раскрое по косой значительно больше, чем при раскрое по долевой. Поэтому обязательно сделайте предварительную раскладку выкройки, чтобы определить необходимое количество ткани.
Автор мастер-класса и фото: Юлия Деканова
Особенности и секреты работы с кроем по косой
В крое по косой нити основы лежат под углом 45 градусов. Ткань становится гибкой и струящейся. Такой крой обеспечивает особый силуэт прилегания, который не получится при прямом крое — мягко подчеркивает все изгибы тела, при этом сохраняется свобода движений и максимальный комфорт.
Итак:
1. Расход ткани увеличивается в 1,5-2 раза.
2. Для фигуры с ушками на юбке должен быть максимальный клеш, чтобы юбка не подчёркивала их.
3. Обязательно не забывать ставить контрольные метки и совмещать их при шитье, чтобы швы не перекосились.
4. Крой делать четко под углом 45°.
5. Детали кроя кроить в одном направлении, не переворачивать. Оттенок ткани может измениться.
6. Мел должен быть острым и хорошо скользить по ткани, не тянуть за собой сборки.
7. Строчки не должны стягивать косые швы. Во время шитья нужно слегка растягивать ткань под лапкой, а потом сутюжить волны. А там где швы должны быть стабильными, например, проймы, вырез горловины, вырез спинки, срезы
нужно зафиксировать. Сделать это можно с помощью клеевой или проложить стабилизирующую строчку и проверить длину по лекалам.
Внимание! Никогда не делайте стабилизирующие строчки при обработке низа юбки по косой или воланов. Крой по косой — живой и воздушный, и строчки не должны сковывать и стягивать швы, линия низа должна быть летящая и подвижная как крой по косой, в этом его смысл! Если вы сделаете фиксирующую строчку, вы потеряете этот эффект и весь смысл кроя по косой, строчка по низу будет стягивать изделие, особенно когда вы сядете, это будет очень заметно. Шов должен быть подвижный, как и крой по косой!
8. Скользящие ткани кроить на нескользкой поверхности, аккуратно выровнять ткань по периметру. Для поверхности можно использовать хлопковую или шерстяную ткань.
9. Низ изделия лучше обрабатывать после того, как изделие отвесится 24 часа, все места по косой вытянутся за это время, затем можно подровнять линию низа и подшить.
Крой по косой что это
Здравствуйте, дорогие друзья!
Чтобы сделать красиво вещь по косой надо знать некоторые особенности этой работы.
Для чего используется косой крой?
Но кроме этого, косой крой придает совершенно особый вид изделию, благодаря дополнительной пластичности, которую получает ткань в результате такого раскроя. Это невозможно добиться при крое по долевой. Ткань становится более мягкой, податливой и растяжимой, что позволяет достигнуть красивого, совершенно специфичного силуэта и прилегания минимальными средствами.
Поэтому косой крой незаменим при создании нарядных струящихся платьев и драпировок.
Лучше всего не начинать первую работу с косым кроем с тонкими, шифоновыми и просто шелковыми тканями, если вы с ними тоже пока еще не умеете хорошо работать. Дело в том, что они и так сами по себе проблематичны в работе. Поэтому надо иметь определенный опыт хотя бы в чем-нибудь одном: либо в работе с тонкими тканями, либо в работе с косым кроем.
Потом, когда вы получите свой опыт, можете попробовать уже работать в косом крое и с шелковыми тканями: очень хороши в нем креп-жоржет и все креповые ткани. Диагоналевые и атласные переплетения выглядят немного хуже и совсем нельзя использовать в косом крое ткани с направленным ворсом.
Расход ткани для модели, скроенной по косой больше, чем при крое по долевой и выяснить его каким-то расчетным путем достаточно проблематично. Прикинуть необходимое количество можно пробным раскладом выкроек на поверхности той же ширины, что и ткань для изделия. В домашних условиях сделать это придется, очевидно, прямо на полу.
Поэтому отвешивать лучше всего уже после раскроя, но отвешивать обязательно нужно. Сделать это можно в отдельных деталях, подвесив каждую из них на брючную вешалку с прищепками или сметав уже изделие, вывесить его на обычную вешалку или на манекен. Внизу надо равномерно прикрепить какие-нибудь небольшие грузики.
Все это надо, потому что при отвешивании материал вытянется в длину, уменьшившись в ширине, поэтому на длину изделия можно минимальные припуски.
При наметке изделия, есть также некоторые особенности.
Можно также сначала сколоть детали булавками на весу для учета растяжки, как ляжет, а потом уже сметать на столе. Сметывая, оставляйте все время нитку наметки немного свободной, чтобы не стянуть ею шов.
При примерке возможна корректировка. Более того, приготовьтесь переметывать изделие несколько раз, подгоняя его на фигуру. Постарайтесь отнестись к этому легко, дело, как говорится, «шитейское».
Почему это потребуется? Потому что, не факт, что данные нами лишние 3-4 см по бокам на ширину при крое – это именно то, что надо. Может оказаться, что это много. Но сразу покроить меньше не желательно. Совершенно неизвестно как поведет себя ткань при отвисании.
Некоторые провисают очень мало, другие же опускаются вниз на лишних 20 см. Именно для этого, собственно говоря, и даются рекомендации отвешивать отрез. Считается, что если это действительно сделать, то потом на него уже можно класть обычную выкройку и не давать лишние припуски по бокам.
Но приблизительно понять, как поведет себя ткань можно с самого начала, просто повесив часть отреза под 45 градусов у себя на руке. Будет видно насколько сильно ткань потечет вниз.
Но, обратите внимание, модели, скроенные по косой, не делают сильно прилегающими к фигуре, т.к ткань сама ее облегает и обрисовывает очертания. Так что, если в исходном лекале есть вытачки, то глубина их уменьшается, а очень много моделей по косой создаются вообще без вытачек, потому что сильное прилегание в данном случае не желательно, Оно может даже просто предательски обрисовать нежелательные моменты. Это особенно справедливо для тонких мягких тканей.
Сильно текущие вниз ткани иногда полностью изменят исходный крой. Например, вы покроили достаточно расклешенную юбку, но потом она выглядит как прямая.
Если косой крой используется не столько для получения этой текущей формы, а больше для игры рисунка – елочка, а это чаще всего бывает на плотных тканях, то в последствии все детали кроя проклеивают клеевой. Разумеется, после этого все текучие свойства практически исчезают, и шьется изделие уже как обычное.
Немного о пошиве изделий по косой. Если речь идет о пошиве платья из тонких и средних шелков, то вырез горловины и пройм обрабатываются руликами, т.к обтачки не подойдут в данном случае. Замки тоже часто не делаются на таких платьях. Потому что косой свободный крой дает возможность и так проскочить в платье. И в этом их замечательная особенность.
Если делаем замок на плотных тканях, то место будущего замка можно проклеить тонкой клеевой. Клея, надо постараться не растянуть и не собрать участок под замок. Потом работа по его вшиванию идет как обычно.
Продолжение темы ждет нас, как обычно в Живом Журнале: http://55irina.livejournal.com/2009/06/17/
А я прощаюсь с вами на две недели. В следующий понедельник рассылка не выйдет – беру маленькую паузу. Но я на связи. Можете мне спокойно писать по адресу:
Для тех, кто только что присоединился к нашему читающему сообществу, предлагаю пока ознакомиться с архивом рассылки, который можно найти по адресу: http://content.mail.ru/pages/p_72452.html или здесь:
Мой живой журнал так же к вашему вниманию:
Счастливых вам дней. До свидания.
ВАШ ПРОВОДНИК В МИР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ШИТЬЯ И ЛУЧШЕЙ ЖИЗНИ.
Крой по косой Мадлен Вионне
Мадлен Вионне
Мадлен Вионне родилась в небольшом французском городке в 1875 году в очень бедной семье. Чтобы не голодать, ей пришлось очень рано начать работать. Уже в 11 лет Мадлен помогала местной портнихе, хотя в мечтах она представляла себя скульптором. Когда ей было всего 17 лет, она отправилась в Париж без образования, но с большим опытом талантливой швеи.
Прежде, чем карьера Мадлен пошла вверх, она успела поработать прачкой, выйти замуж и развестись.
Радикальные взгляды Мадлен на женскую моду того времени стали отправной точкой для открытия собственного ателье. В её понимании необходимо было сменить тугие корсеты и пышные юбки на платья из струящихся тканей. Первая мировая война помешала реализации планов. Но после её окончания изменилось не только время, но и отношение к женской моде и новая марка обрела известность.
Крой по косой в моделировании применялся и ранее, но только в деталях. А Мадлен стала создавать коллекции платьев, целиком раскроенных таким образом.
Прежде чем раскроить ткань для работы, она создавала мини-версии, изучала, как раскроенные по косой лоскуты играют друг с другом, используя для этого миниатюрные манекены.
Так, с точностью математика, Мадлен отрабатывала свою технику кроя. С неутомимой скрупулезностью дизайнер создавала сложные инновационные наряды. Творения рук великого мастера выглядели странно и бесформенно на вешалке, но как только платья надевали, они превращались в неповторимые шедевры с исключительным шармом. По мнению Вионне, крой должен подстраиваться под фигуру, а не наоборот.
Мадлен Вионне прожила 99 лет! Она знакома немногим, но её творение знает каждый, кто хоть каким-то образом связан с миром моды и шитья.
Крой по косой не теряет своей актуальности и по сей день. В современной моде нет ни одного дизайнера, кто бы ни работал с этой техникой кроя.
Особенности кроя по косой
В крое по косой нити основы лежат под углом 45 градусов. Ткань становится гибкой и тянущейся.
Крой по косой обеспечивает особый силуэт прилегания — мягко подчеркивает все изгибы тела, при этом сохраняется полная свобода движений и максимальный комфорт.
Традиционно для косого кроя используют шелк, шифон, креп. Но раскроить по косой можно практически любую ткань. Даже плотную шерсть, чтобы получить необходимое растяжение ткани или добиться хорошей посадки, например, воротника.
Крой по косой позволяет изменить положение рисунка, придать ему оптический эффект. Особенно это заметно на тканях в клетку.
В отличие от классического кроя по долевой, для изделий, раскроенных по косой, требуется гораздо больший расход ткани.
На выкройках Burda крой по косой обозначен стрелочкой. А в инструкции указан расход с учетом такого кроя и подробное описание.
Для первого опыта следует выбирать ткани с покладистым характером, например, тонкий хлопок и лен, плательную вискозу.
Идеальная модель для пробы пера — топ из двух квадратов или юбка А-силуэта.
Низ изделия, скроенного по косой, обрабатывают ролевым швом на оверлоке, узкой зигзагообразной строчкой на швейной машинке, либо вручную. Но, прежде чем это сделать, дают вещи отвисеться какое-то время, после чего осноровливают (выравнивают) и только потом обрабатывают.
Крой по косой визуально вытягивает фигуру, скрывает недостатки за счет мягкого облегания и невероятно стройнит.