круазе в угол в бильярде что такое
Терминология в Бильярде
Данный словарь терминов бильярда будет полезен для начинающих бильярдистов и для тех, кому приходится общаться с заядлыми бильярдистами, поскольку данная категория граждан нередко переносит терминологию любимой игры в обычную жизнь. Многие слова взяты из официальных терминов, многие пришли из блатной «фени». Они довольно часто употребляются, потому их следует знать каждому любителю бильярда.
Биллия – серия ударов, каждый из которых заканчивается правильным сыгрыванием шаров.
Биток – шар, которым ударяют по другим шарам. Иное определение битка – «свой».
Бортовик (бортовой шар) – шар, стоящий плотно у борта.
Бриллиант – одна из восемнадцати перламутровых меток, вделанных в деревянную часть бортов на лузном бильярде.
Бриллиантовая система – научно обоснованная бильярдная система, предусматривающая практическое использование на бортах «бриллиантов», которые помогают составить четкую диаграмму ударов с расчетом определенного пути шаров.
Вестись – поддаваться на заманивание, исполнение, развод. Например, в фильме «Цвет денег» в эпизоде «два брата и незнакомец» бармен повелся, сказав «Ставлю тысячу!».
Выгон – смежная с домом зона бильярда.
Вырез лузы – определенный вырез в игровой поверхности стола, являющийся частью лузы.
Губа лузы – скошенная часть борта, являющаяся частью лузы.
Двойной удар – один из запрещенных в бильярде ударов.
Дом – место на бильярде для начального удара, ограниченное бортами и меловой линией, проходящей через первую точку бильярда параллельно короткому борту.
Дуговик – специальный вид боковика, когда биток после удара описывает кривую.
Задняя линия – линия, проходящая через заднюю отметку параллельно короткому борту.
Задняя отметка – точка на продольной линии, равноудаленная от центральной отметки и заднего борта.
Зайцы – два стушеванных шара.
Заказ – требование к играющему объявлять до нанесения удара прицельный шар и лузу, в которую он намерен его сыграть.
Заманивать – создавать на столе такую игровую ситуацию, при которой соперник вынужден совершать какие-либо действия, на первый взгляд, выгодные для него, а на самом деле, выгодные тому, кто заманивает. Например, поставить биток так, чтобы соперник вынужден был играть очевидный целый шар, при том, что расклад для полосатых шаров намного выгодней, либо после этого шара нет продолжения серии
Заказная луза – называемая игроком луза, в которую он намерен положить заказной шар.
Застрял в «губах» – шар, остановившийся в самом растворе лузы.
Засаживать – проигрывать (см. также сливать, сдавать).
Играть с рук – играть с любого места дома, предварительно поставив на это место биток руками.
Игровая поверхность стола – покрытая сукном между бортами поверхность стола.
Исполнять – совершать различные неспортивные действия с целью повлиять на игру соперника. К классическим приемам исполнения относятся: разговоры с соперником «под руку», намеливание своего кия перед трудным ударом соперника, переспрашивание о заказе в случае очевидных шаров, советы сопернику как играть, и многое другое.
Карамболь – два последовательных соударения шаров.
Катрбан – отражение шара от четырех бортов.
Киксовать – сделать промах (кикс), то есть ударить кием по битку вскользь таким образом, что шар только сдвинется с места или покатится в неожиданном для играющего направлении.
Кладка – падение в лузу прицельного шара.
Коридор лузы – расстояние от середины створа лузы до ее выреза.
Король – так на сленге называется бильярдист, играющий один против двух игроков.
Круазе – разновидность дуплета, при котором прицельный шар, отражаясь от борта, пересекает линию движения битка. Такой дуплет называется также оборотный.
Лох – любитель бильярда с невысоким уровнем игры.
Мазик – предмет бильярдного инвентаря, которым вместо кия ударяют по битку.
Маска – ситуация, при которой шар или шары загораживают цель, в которую желательно попасть битком.
Машинка – предмет бильярдного инвентаря, служащий подставкой для кия при некоторых ударах и помогающий играть шары, которые невозможно достать обычным способом.
Мертвый шар – шар, который стоит в губах лузы и для падения которого достаточно малейшего толчка.
Нажим – один из запрещенных ударов.
Наклейка – кожаный кружок, наклеиваемый на тонкий конец кия.
Начало игры – момент, при котором центр битка переходит линию, ограничивающую дом.
От шара – ситуация, при которой прицельный шар или биток опадают в лузу, коснувшись другого шара.
Партионный шар – шар, правильное сыгрывание которого в лузу приносит победу в партии.
Передняя линия – линия, проходящая через переднюю отметку параллельно короткому борту.
Передняя отметка – точка на продольной линии стола, равноудаленная от центральной отметки и переднего борта.
Перескок – способ удара.
Пирамида – шары, поставленные на бильярдный стол плотно друг к другу в виде равностороннего треугольника.
Пистолетом – способ игры одной рукой.
Подставка – положение шаров, при котором сыграть результативно не представляет труда.
Положить – отправить биток в лузу.
Поставить на точку – поставить шар на одну из трех основных точек бильярда.
Принц – каждый из двух спортсменов, играющих в паре против одного соперника.
Прицельный шар (чужой шар или шар-мишень) – любой шар, кроме битка.
Продольная линия – линия, проходящая через центральную отметку параллельно длинному борту.
Промах – случай, когда биток не касается друг их бортов.
Пропих – один из запрещенных ударов.
Прямой шар – ситуация, при которой биток, прицельный шар и луза, в которую играют, находятся на одной прямой линии.
Проставить (поставить) – выиграть деньги у кого-либо. Звучит как «поставить на деньги».
Расход – прекращение незаконченной партии по обоюдному согласия игроков.
Резка – смещение точки прицеливания в сторону от центра прицельного шара. Правильная резка – основа хорошей кладки. От того, на какой резке играется прицельный шар, зависит возможность использования тех или иных технических и тактических приемов.
Розыгрыш – процедура определения участника, вступающего в игру первым.
Рокамболь – рикошет по нескольким бортам.
Русский бильярд – литературное название отечественного лузного бильярда.
Свой (биток) – 1) шар, по которому наносят удары кием; 2) ненумерованный шар, отличающийся от остальных шаров разметкой или цветом.
Сделать или сыграть шар – ударить битком в другой шар таким образом, чтобы он упал в лузу.
Сдавать – проигрывать. Нередко употребляется в значении «намеренно проигрывать». Например, «сдать одну-две партии в сете чтобы соперник не соскочил».
Серия – последовательность результативных ударов одного из участников.
Скиксовать – ударить кием в бок своего шара неудачно из-за чего шар только сдвинется с места или покатится в неожиданном для игрока направлении.
С кия – ситуация, когда играющий заканчивает партию или играет несколько шаров одной серией ударов.
Смазать шар – не положить в лузу легкий шар
Снимание шаров рукой – при игре в пирамиду – кием, причем если один из игроков не положит шар, другой снимает любой шар в свою пользу.
Створ лузы – минимальное расстояние между губами лузы.
Стойка – позиция игрока у стола.
Сухая партия – партия, в которой проигравшему не удалось сыграть ни одного шара и взять ни одного очка.
Сыграть воздухом – очень тонко задеть битком прицельный шар.
Тренировочные игры – перекатка одного шара другим, кладка шаров битком в лузы, кладка шаров по порядку номеров, «Финская партия», «Американка в одну линию».
Треугольник – бильярдный инвентарь: деревянная или пластмассовая треугольная рамка, с помощью которой устанавливаются бильярдные шары перед началом игры.
Триплет – отражение шара от двух бортов.
Труабан – отражение шара от трех бортов.
Туз – шар, обозначенный цифрой «1» (при игре в «Пирамиду» означает 11 очков).
Турняк – толстый конец кия.
Туш – всякое прикосновение к другому шару.
Упругий борт – покрытая сукном резина, закрепленная на внутренней стороне деревянных бортов.
Фол – любое нарушение правил.
Фукс (дурак) – шар, упавший неожиданно.
Фуксовая партия – партия, выигранная только благодаря счастливой случайности.
Центральная линия – линия, проходящая через центральную отметку параллельно короткому борту.
Центральная отметка – точка, расположенная в центре игровой поверхности стола.
Шаром – играть так, чтобы биток ударил по шару, который положит в лузу другой шар.
Штос – вид удара.
Удары по шарам с отражением от бортов стола
Удары по шарам с отражением от бортов стола
Проще всего выполнить прямой дуплет. В этом случае прицельный шар расположен вплотную к борту; и если мысленно провести линии от битка к прицельному шару, то в результате получится равнобедренный треугольник. Прицельный шар следует бить точно в центр, или, как говорят игроки, «в лоб».
Надо помнить, что если игрок решил исполнить прямой дуплет, то сила удара кием будет различна в зависимости от того, в какую лузу он хочет положить шар – в среднюю или угловую.
Если дуплет идет в среднюю лузу, то не следует бить кием слишком сильно. Нужно учитывать то обстоятельство, что если шар не удастся положить и он лишь ударится о губки лузы, то он откатится недалеко и не случится явной подставки.
Если же дуплет исполняется в угол, то кием следует бить сильно, поскольку при недостатке ускорения, сообщаемого шару, неминуемо произойдет подставка.
Сыгрывание шаров, которые располагаются вплотную к бортам или в небольшом удалении от него, можно делать с помощью резаного дуплета.
При помощи резаного дуплета можно сыгрывать шары высочайшей сложности.
Виды дуплета: а – оборотный удар; б – обратный винт
Круазе используется, если прицельный шар встает вплотную к борту или же удален от него не более, чем на половину ширины стола, причем под очень тупым углом.
В результате круазе «свой» шар непременно пересечет линию падения прицельного шара.
Дуплеты от двух (триплет) и трех (труабан) бортов играют обычно с целью надежного отыгрыша. В том случае, если заказанный прицельный шар оказывается в лузе, игрок получает большое удовлетворение.
Удар от четырех бортов (катрбан) применяют относительно редко и только на бильярдных столах, борта которых имеют очень мягкую резину.
Удары с отражением шаров от бортов: а – триплет; б – труабан; в – катрбан
Дуплеты относятся к числу сложных ударов, но тренированный спортсмен с хорошим глазомером обычно выполняет их легко.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Удары «своим» шаром по прицельным шарам
Удары «своим» шаром по прицельным шарам Когда исполняются удары по прицельным шарам, то прежде всего необходимо определить для себя истинную точку прицела.Вообразим линию, которая проходит через середину лузы до центра прицельного шара. Точка, находящаяся на обратной
Удары по бортовым шарам
Удары по бортовым шарам Бортовым называют шар, стоящий плотно к борту стола. Таким шаром трудно играть, хотя, казалось бы, прицел никакой сложности не представляет. Существуют самые различные варианты расположения бортовых шаров, а потому, как поступить в каждом
Удары по шарам, отражаемым шарами
«Игра от бортов»
«Игра от бортов» Правила «Игры от бортов» сходны с правилами игры «Алагер». Различие заключается в том, что на среднюю точку стола выставляется небольшая бутылочная пробка.Игру ведут двумя шарами. При этом в ней может принимать участие самое разное количество
Удары по шару, отраженному от бортов
Удары по шару, отраженному от бортов Как уже упоминалось выше, при игре в карамболь будет не лишним повторить некоторые законы физики. В частности, следует помнить один из законов, который гласит:а) угол падения равен углу отражения. Это касается прямого удара, который
«Карамболь от трех бортов»
«Карамболь от трех бортов» В профессиональном бильярде эта игра считается самой сложной, но при этом и самой престижной. Во-первых, спортсмен должен прекрасно владеть «своим» шаром; во-вторых, у него должен быть особый характер мышления, позволяющий ему правильно
Как улучшить свою игру от трех бортов
Как улучшить свою игру от трех бортов После того как вы научились выполнять ряд ударов в карамболе, прежде всего нужно потренироваться в
Перескок шара с одного стола на другой
Перескок шара с одного стола на другой Сущность трюка заключается в том, чтобы перебросить биток на второй стол, где «свой» положит прицельный в одну из луз.Для того чтобы выполнить трюк, необходимо предварительно тщательно отработать технику выполнения удара перескок
УДАРЫ
УДАРЫ Техника ударов — техника кулачного боя — наиболее полно разработана английским боксом, откуда мы и берем наиболее простые и действенные удары рукой — точнее, кулаком. Технику ударов ногой мы берем из французского бокса. Удары краем ладони (из джиу-джитсу) — мы
6.7 Отжимания от стола
6.7 Отжимания от стола Чуть более трудные, чем отжимания от стены, но все же достаточно легкие отжимания от стола являются очень эффективным упражнением, позволяющим прорабатывать мышцы верхней части спины и трицепсы. Исходное положение: Встаньте примерно в 75–90 см от
Удары
1.5. УДАРЫ РУКАМИ
1.5. УДАРЫ РУКАМИ Прежде чем начинать разучивание и тренировку ударов, следует освоить правильное формирование ударных поверхностей рук. В базовой технике кисть во время ударов в основном используется в двух положениях: сжатой в кулак и открытой, пальцы вместе. Из всего
10.3. Удары
10.3. Удары По направлению движения ударной поверхности к цели в каратэ различают четыре основных вида удара: прямой, круговой, сверху вниз и снизу вверх.В каратэ выделяют следующие основные удары: Рис. 11. Удары руками: 1 — ой цки; 2 — гьяку цки; 3 — кизами цки; 4 — маитэ; 5 —
Поза стола
Поза стола ЭФФЕКТЭта поза укрепляет мышцы и развивает чувство равновесия во время беременности. Она помогает совладать с усталостью, увеличивая приток крови с кислородом к мозгу, а это в свою очередь балансирует выработку гормонов организмом.ВАРИАЦИИЕсли у вас болят
Отыгрыш оборотным (круазе)
Отыгрыш оборотным (круазе)
Отыгрыш оборотным – это достаточно надежный способ отыгрыша, в особенности тогда, когда играемый шар располагается на значительном расстоянии вблизи у борта или к нему вплотную.
Игрок, хорошо ощущающий степень упругости резины борта, при круазе всегда может возвратить биток к себе на короткий борт.прицельный же шар отразится от длинного борта и останется в районе противоположного короткого борта.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Отыгрыш
Отыгрыш Отыгрыш– это такой технический прием, который позволяет «своему» шару после удара удалиться от играемых шаров и остановиться в положении, которое очень неудобно для игры соперника.Владение отыгрышем важно не меньше, чем умение класть шары в лузы. Тем не менее
Отыгрыш клапштосом
Отыгрыш клапштосом Отыгрыш клапштосом – это один из самых легких ударов, который используется, когда имеется шар для отыгрыша. «Свой» шар после удара клапштосом по шару, стоящему у борта, сам становится вплотную к борту. Отыгрыш клапштосомЕсли же прицельный шар
Отыгрыш дуплетом с отходом назад
Отыгрыш дуплетом с отходом назад Отыгрыш дуплетом с отходом назад – это самый легкий и наиболее часто употребляемый вид отыгрыша. Так, в заключительной стадии партии, особенно в тот момент, когда игра идет в последнем шаре, один из партнеров, отыгрываясь дуплетом в угол,
Отыгрыш дуплетом в угол
Отыгрыш триплетом
Отыгрыш триплетом Отыгрыш триплетом используют, когда линия между шарами практически перпендикулярна к длинному борту стола. Когда игрок решает выполнить триплет, он вовсе не намеревается во что бы то ни стало положить шар – ему лишь необходимо надежно отыграться. Для
Отыгрыш простой оттяжкой
Отыгрыш простой оттяжкой Отыгрыш простой оттяжкой является одним из самых красивых и притом эффективных видов отыгрыша, однако требует совершенно безукоризненного выполнения. Шар-мишень после удара по нему недалеко стоящего битка откатывается назад. Отыгрыш простой
Отыгрыш тонким тушем
Отыгрыш тонким тушем В начальной стадии партии обычно чересчур рискованно выводить «свой» шар из-за пирамиды. Поэтому биток обычно пускают легким, тихим ударом, чтобы он задел один из шаров пирамиды, затем отразился бы от длинного борта и стал вплотную к короткому, то
Отыгрыш длинным накатом
Отыгрыш контртушем
Отыгрыш контртушем Этот вид отыгрыша очень красив и эффектен, но требует большого умения и мастерства. Его можно применять в тех случаях, когда шар-мишень располагается у короткого борта, а «свой» удален от него на весьма значительное расстояние и находится в районе
Отыгрыш тонкой резкой
Отыгрыш тонкой резкой Этот вид отыгрыша применяют довольно часто при игре в «Пирамиду», когда она разбита еще не полностью. При этом «свой» шар пускают так, чтобы он чуть задел только один из отделившихся от пирамиды шаров и снова ушел назад. Лишь хладнокровный и
Отыгрыш за губу лузы
Отыгрыш постановкой битка вплотную к короткому борту
Отыгрыш постановкой битка вплотную к короткому борту Если на игровом столе возникла ситуация, когда хотя бы один из играемых шаров плотно прилегает к короткому борту, а расположение шаров таково, что нет возможности играть их в лузы, биток же при этом располагается в
«ОСНОВЫ ИГРЫ»
«Давайте я на примере. Вы приходите в школу боевых искусств и спрашиваете, с чего начать. Вам отвечают, со стойки и затем перемещений. Показывают даже. Вот, говорят, начинайте.
Что скажет большинство? Скажут — что за фигня? А как же я завалю врага одним ударом, так чтобы ноги выше головы взлетели? Стойка и перемещения мне в этом не помогут. Да. Но вы же спрашивали, с чего начать? Вот с этого.
Ну и чем вам поможет ответ С ЧЕГО НАЧАТЬ? Заранее известно, что скажут большинство. Ну это фигня. Ты мне секреты, секреты давай. Да все уже известно, нет никаких секретов.
Прицельный глаз
Перед тем, как учиться игре на бильярде (и не только) следует определить какой глаз у вас прицельный. У многих такой вопрос даже не возникает, — «…целюсь левым/правым глазом потому, что так удобнее…». В большинстве случаев так оно и есть и тот глаз, которым целятся и есть прицельный. Известно, что у одних людей прицельный глаз правый, у других — левый, а есть люди, у которых оба глаза прицельные. Определить прицельный глаз очень просто (см. рисунок).
Положите мел на дальний короткий борт стола. Сами же встаньте у переднего короткого борта и, держа оба глаза открытыми, укажите указатель-ным пальцем на мел и сфокусируйте на нем взгляд. Закройте левый глаз. Если ваш указательный палец продолжает указывать на мелок, значит у вас правый глаз прицельный. Чтобы окончательно убедиться в этом, закройте правый глаз, и вы увидите, что ваш указательный палец указывает совсем не на мелок. Соответственно если при закрытом правом глазе вы верно указываете, а левом нет, то у вас прицельный глаз левый. Если же ваш палец лишь незначительно отклонится вправо или влево от мелка (в зависимости от того, какой глаз закрыт), значит у вас оба глаза прицельные.
Истинная точка прицела
При выполнении ударов по прицельным шарам необходимо выбрать так называемую истинную точку прицела. Представим себе линию, проходящую через середину лузы, А до центра играемого шара (см. рисунок). Точка М (помечена красным цветом), расположенная на стороне этого шара, обращенной в обратную от лузы сторону, и является истинной точкой прицеливания, так как именно в ней необходимо соприкосновение обоих шаров для того, чтобы прицельный шар оказался в лузе. Для облегчения нахождения этой точки можно прикинуть кием, т. е. поцелить в лузу один играемый шар, а потом уже целить «своего» в найденную точку. Но так обычно поступают начинающие игроки. Опытные спортсмены одним взглядом безошибочно определяют точку прицеливания и наносят точные удары.
Бриллиантовая система
Существуют различные системы, использующие так называемые бриллианты — особые отметки на бортах (поручнях) бильярдного стола. Ниже описана наиболее широко используемая система — «Пять в углу» или просто «Бриллиантовая система».
На практике не существует единой, «универсальной» стойки для игрока на бильярде. В зависимости от вашего телосложения, высоты стола и вида игры разные игроки принимают ту или иную стойку. Главное запомнить несколько основных моментов:
1) Стойка должна быть сбалансированной. Это важно, поскольку при нанесении хорошего удара ваше тело должно быть как можно более неподвижным. Двигаться должна лишь ваша рука в плоскости бильярдного стола. Поставьте ноги так, чтобы равномерно распределить вес тела. Нагрузка в стойке должна приходиться только на ноги, рука на столе, служащая упором для кия, не должна быть нагружена.;
2) Ваше предплечье должно быть перпендикулярно плоскости стола. Угол в 90 градусов должен сохраняться и при нанесении удара. Не должно быть никакого бокового движения вашей руки. Это основа хорошего прямого удара;
4) В стойке и при ударе кий должен находиться параллельно плоскости бильярдного стола (за исключением отдельных ударов). Таким образом, в зависимости от вашего роста высота стойки может варьировать.
Удары
Дарование игрока в бильярд заключается в способности тщательно определить точки прицела. Если он ударит кием в намеченную точку на битке и тот, получив ускоренное поступательное движение, точно попадет в намеченное место играемого шара, шар неизбежно должен упасть в лузу.
ТОЧКА ПРИЦЕЛА
Если биток посылается с дальнего расстояния, то линия прицела практически совпадает с линией, соединяющей указанную точку с центром битка, — кий смотрит в эту точку.
С близкого расстояния кий приходится нацеливать не прямо в указанную точку, а в сторону от нее. Чем ближе биток к играемому шару, тем угол между этой линией и линией прицела будет больше — приходится вносить большую поправку.
УДАР КИЕМ ПО БИТКУ
Шар, как и всякое сферическое тело, имеет на своей поверхности миллионы воображаемых точек для нанесения удара.
В бильярде из этих миллионов выбирают только девять. Они крайне необходимы в деле познания техники удара.
Клапштос часто применяется в тех случаях, когда шар, подлежащий кладке, стоит очень близко от лузы, особенно средней, а биток находится от него по прямой линии на почтительном расстоянии.
Если при такой композиции шаров «послать» биток «накатом», то есть плавно толкнуть его кием, то он по инерции и сам угодит в лузу. Это хорошо при игре в «американку», но противопоказано в «пирамидку», ибо падение «своего» в этой игре карается штрафом в пять очков, потерей удара и сыгранного шара.
Если послать своего «боковичком», то он так же может ввинтиться в лузу. При игре в «американку» спортсмен умышленно наносит такие удары, чтобы упало сразу два шара, а в «пирамидку» таких ударов надо избегать. Для этого и применяется клапштос. Виток при этом ударе остается на месте, а играемый шар неминуемо сталкивается в лузу.
Если же партнер не пожелает играть его дуплетом в угол, а просто «накатит», то играемый шар отойдет от борта и встанет в композицию, при которой его можно положить в угол или дуплетом в середину.
Трудность исполнения клапштоса пропорциональна расстоянию между шарами.
Удар в центр битка — краеугольный камень всей бильярдной техники, а потому, не освоив его, нельзя переходить к отработке других, более сложных ударов.
Все мастера бильярдной игры сходятся в одном: начинающему игроку прежде всего надо изучить клапштос теоретически, затем овладеть им на практике.
Удар по верхней точке, лежащей на центральном меридиане шара, считается одним из самых легких. Необходимо только следить, чтобы наклейка кия была хорошо натерта мелом. Иначе он скользнет, и получится «кикс», а шар пойдет совсем не в том направлении, в каком хотелось бы игроку.
От удара кием в точку № 2 шар получает прямолинейное поступательное движение. К нему еще приплюсовывается и вращение. При столкновении с шаром, который игрок пытается сыграть, биток не остановится в точке соприкосновения со вторым шаром, а, передав ему часть силы своего движения, он на миг как бы замрет на месте, но энергия, полученная им от удара, еще сохраняется, и он пойдет следом за тем, которого ударил. Причем направление его движения от этого не изменится. Если играемый шар «застрял в лузе», биток, посланный «накатом», сбивает его в лузу и следом неминуемо падает сам.
Первые три удара по битку обеспечивают либо остановку, либо движение его после столкновения с играемым шаром вперед или назад.
Если же необходимо, чтобы после столкновения с прицельным шаром «свой» покатился вправо или влево, то применяются боковые, или французские, удары. Появились они на первых безлузных французских бильярдах в карамбольных партиях. Большое же распространение получили лишь после усовершенствования киев и появления кожаной наклейки. Главное достоинство боковых ударов заключается в широкой возможности выполнять с их помощью отыгрыш и выход. Вот эти удары:
Следующие четыре удара — наиболее сложны. Это так называемые комбинированные удары, включающие в себя одновременно элементы боковых ударов, а также «наката» или «оттяжки». Иногда такие удары называют «боковой накат» или «боковая оттяжка».
• Движение шара вперед, как следствие удара, приводящего тело в прямолинейное поступательное движение.
• Небольшое, почти незаметное для глаза отклонение битка в правую сторону, как следствие удара, заставившего шар вращаться вокруг вертикальной оси.
Остальные удары очень сложны. Они относятся к ударам второй категории, которые по силам лишь игрокам высокого класса.
УДАРЫ БИТКОМ ПО ПРИЦЕЛЬНЫМ ШАРАМ
«Прямыми» шарами называется такое расположение шаров на столе, когда биток, мишень и луза находятся на прямой линии, соединяющей их центры.
Самым трудным ударом в бильярдном спорте считается «прямой», который наносится через весь бильярд, «свой» шар удален от мишени на большое расстояние.
Чаще всего прямые удары в угловые лузы наносятся энергичными ударами, а в средние лузы, как правило, шары сыгрываются мягкими несильными ударами
Под «резкой» игроки понимают сыгрывание шаров, расположенных вне линии, соединяющей центры битка и лузы. «Резать» в большинстве случаев следует, когда видна точка прицеливания. Если шары стоят под углом в 90′, то это уже предел для «резки», которая называется «предельной». Иногда на бильярде можно сыграть «резаный» шар и когда угол немного меньше 90°, когда точка прицеливания не видна. Это так называемая «чрезмерная резка». Она получается, когда ударят биток крутым левым боковым ударом. Биток наряду
с поступательным движением получает вращательное движение по часовой стрелке в играемый шар и ввинчивает его в лузу.
Если необходимо выполнить чрезмерную «резку» в лузу по правому от игрока борту, то биток ударяется крутым правым «эффе».
Шар стоит, плотно прижавшись к какому-нибудь борту. Обычным ударом его не положишь.
Если воображаемые линии, проведенные мысленно от битка к шару-мишени и от него к лузе образуют равнобедренный треугольник, угол падения будет строго равен углу отражения. Шар-мишень бьют строго «в лоб», в самый центр шара, и он упадет в лузу. Такой дуплет называют прямым. Он считается самым легким ударом из серии дуплетов.
Если дуплет в середину играть сильно, то при неточном ударе шар не упадет, в лузу и, даже ударившись о губку, он отразится к углу, и партнер получит подставку.
Дуплет в угол наоборот, надо играть сильным ударом. При сильном ударе шар, не упавший в лузу, отойдет от нее и подставки не будет.
Если шар стоит под очень тупым углом, так, что его нельзя сыграть ни прямым, ни резаным дуплетом, то применяют дуплет, который называется круазе, или, как его обычно называют игроки, оборотный.
Дуплет-круазе также можно играть и в середину и в угол. Но чаще всего все-таки играют в угол, ибо при ударе в угол меньше опасности сделать подставку. Если шар не упал, то он отойдет от лузы и встанет на короткий борт. При игре же в середину круазе чаще всего кончается подставкой — ибо шар, если он не будет сыгран, остановится где-то в районе средних луз.
При круазе также встречаются два случая, требующих различных ударов.
В первом случае, независимо оттого, как стоит шар-мишень— у борта или в стороне от него, — шар-мишень необходимо бить «в лоб». При «резке» можно произвольно уменьшить или увеличить и угол падения, и угол отражения. Все зависит от того, какую задачу решает игрок этим ударом.
Валерий Павлович Чкалов играл неважно. Но дуплеты у него получались результативнее, чем у хороших игроков. Это, конечно, свойство глаза летчика-истребителя. Видимо, зрение Чкалова, натренированное в определении точки встречи в пространстве пулеметной очереди его самолета с самолетом «противника», помогало ему и в определении «полета» шара-мишени в заданную цель.
Дуплет «обратный винт»
Дуплет от двух бортов (триплет)
Дуплет от трех бортов (труабан)
Труабан играется довольно часто. Когда игрок опасается сделать дуплетом подставку, он «заказывает» труабан. Этим он «бьет сразу двух зайцев». Во-первых, при труабане в середину (как указано на рисунке) шар падает довольно часто. Если же шар не упадет, то получится хороший отыгрыш, не грозящий подставкой, ибо шар-мишень уйдет от битка на большое расстояние. А иногда даже встанет к короткому борту.
Катрбан (удар от четырех бортов)
Все дуплеты относятся к сложным ударам, но они не являются трудными, ибо технически они легко выполнимы. При исполнении этих ударов большую роль играет лишь глазомер. А его можно развить только практическими упражнениями.
ОЧЕНЬ СЛОЖНЫЕ УДАРЫ
Обычно контр-тушем пользуются для отыгрыша. Особенно в такой трудной позиции, когда на столе осталось два шара и они «разведены» противником так, что шар-мишень стоит «впритирку» у короткого борта.
Существует несколько, казалось бы, совсем невероятных ударов, однако они основаны на знании техники бильярдного спорта и вполне осуществимы. Рассмотрим наиболее простые из них.
1. Два шара стоят впритирку друг к другу, так называемые «зайцы» Если бы они «глядели» в лузу, то положить их не составило бы никакого труда. Но дело в том, что воображаемая линия, проходящая через центры шаров, упирается в борт на некотором расстоянии от лузы.
Мысленно продолжите линию, проходящую через центры шаров, до борта. Затем такую же воображаемую линию проведите от центра «своего» до середины лузы. Образуемый этими линиями угол поделите пополам и по направлению воображаемой биссектрисы бейте кием прямо в центр своего шара. «Свой» сгонит «чужого» в сторону с пути, а сам по несколько кривой линии выйдет у самой лузы на биссектрису и будет положен.
Надо учесть следующее: чтобы положить шар, линия, проходящая через центры «зайцев», должна упираться в борт не далее чем на 3—4 сантиметра от лузы. Иначе шар нельзя положить.
Этот фокус изобретен американским мастером Чарли Пейтер-соном. Шары становятся парами вплотную, а после удара раздваиваются. Биток, оттолкнувшись от шара N 2, посылает шар N 1 в середину. От удара по шару N 2 шар N 3 попадает в первую пару шаров и вызывает цепную реакцию: все пары распадаются и расчищают путь шару N 1, который беспрепятственно скатывается в лузу.
Шесть шаров в пять луз
Удар массе Билла Хьюза
Шары ставятся полукругом. При этом шар N 2 должен отстоять от борта на половину диаметра. После сильного удара массе биток отправляет в лузы шары N 1 и N 2, а возвратившись от шара N 2 обратно, сталкивает в лузу и шар N 3. Чем ближе расположены шары N 1 и N 3, тем легче решить эту задачу.
Их только три: пропих, нажим и накат по борту.
Пропих возможен, когда два шара — свой и чужой — стоят вплотную к борту. При нормальном ударе чужой шар даже теоретически не может упасть в лузу. Скула лузы отбросит его обратно и произведет контр-туш или — если стол изрядно потрепан — отбросит его в глубь стола.
Он возможен в случаях, когда около угловой лузы стоят два шара — биток и играемый. Они находятся в такой позиции, что, казалось бы, ни один из шаров упасть в лузу не может Но если биток нажать кием, то играемый шар ввинтится в лузу.
Третьим запрещенным ударом считается накат по борту. На нормальном столе шар, пущенный по борту, не упадет в лузу. И это знают все бильярдисты. Но не все они знают свойство стола, предположим, стоящего в санатории, доме отдыха или в каком-либо культурно-просветительном учреждении.
Те, кто уже играл на таком столе, знают, например, что если пустить шар по короткому борту в угловую лузу, то он не упадет. А если пустить его в ту же лузу, но по длинному борту, то он обязательно упадет.
Это является неожиданностью для партнера, незнакомого с качеством стола, и поэтому накат по борту считается запрещенным ударом.
Если, например, игра идет в «американку», то по борту можно сразу спустить в лузу два, три или даже четыре шара.