крупный почерк о чем говорит у ребенка

Крупный почерк о чем говорит у ребенка

Детский почерк непостоянный и переменчивый, но по его особенностям родители могут определить, в каком эмоциональном состоянии находится ребенок, с какими внутренними проблемами сталкивается и что нужно делать, чтобы ему помочь.

Неужели детский почерк столь показателен?

Можете не сомневаться, психологическое состояние ребенка скажется обязательно на почерке. Если аккуратные, ровные строчки превратились в кривые и неразборчивые — нужно задуматься: не изменилась ли за последнее время обстановка в семье; изменить подходы к воспитанию. Не исключено также, что у ребенка возникли сложности в общении со сверстниками. Чаще всего проблема плохого почерка не в лени, а в психологической обстановке в школе или семье.

Словом, учителя и родители, которые требуют от детей каллиграфического написания, в корне неправы?

Однозначно! Неразборчивый и неаккуратный стиль письма у младших школьников — скорее правило, чем исключение. Нет смысла об этом переживать: в процессе взросления почерк будет очень часто меняться. Бессмысленно школьника критиковать за корявые буквы, это может только добавить неразборчивости.

На какие детали письма стоит обращать внимание?

Прежде всего, на силу нажима. Если буквы стали бледными, плохо различимыми — возможно, силы и энергия ребенка близки к нулю. Показательно написание отдельных букв.

Например, если в текстах, которые адресованны родителям, учителям, сверстникам поджат отросток буквы «р» — значит, ребенок побаивается человека, для которого пишет. Кроме того, такая особенность письма говорит о застенчивости, нерешительности, подавлении своих бойцовских качеств, трудностях с отстаиванием своей точки зрения.

Показательна также острота почерка — чем острее буквы, тем агрессивнее ребенок воспринимает окружающий мир, тем он обидчивее и злопамятнее. В большей степени это касается подростков: острые буквы — синонимы восприятия в штыки всех и вся, вытеснения любой информации, которая не совпадает с собственным мировоззрением. О неправильном перераспределении энергии говорят скачущие то вверх, то вниз строчки.

Если школьник оставляет пробелы в конце строки — скорее всего, он боится увидеть конечный результат, у него трудности с завершением начатых дел. Большие пробелы в начале строки могут говорить о сложностях с начинаниями — другими словами, такой ребенок тяжел на подъем.

О каких чертах характера сообщает почерк?

Если все буквы написаны без отрыва — значит, растет обязательный человек, хотя, возможно, недостаточно гибкий. Печатные буквы в прописном тексте — примета рациональной натуры. Наклон букв тоже имеет значение: подчеркнуто ровное написание характеризует самовлюбленного человека, сильный наклон вправо — активную жизненную позицию, наклон влево выдает недовольство собой и окружающим миром. Частая смена наклона может означать склонность к частой смене настроения.

Как же можно помочь ребенку выровнять характер или избавиться от комплексов с помощью графотерапии?

Зная, например, что поджатые; хвостики букв «д», «у» демонстрируют неуверенность, боязнь сделать первый шаг, стоит специально писать их ровно, вертикально — и, таким образом, на подсознательном уровне дать импульс повышению самооценки. Или, скажем, если ребенок часто не завершает начатые дела, ему следует проделывать упражнение с точкой.

Целенаправленно конец предложения, записи в дневнике, сообщения в скайпе нужно завершать этим знаком препинания. Стоит даже добавить точку в своей подписи — это поможет ставить точки и в конце начатых дел.

Источник

Почему идеальный почерк у ребенка — это тревожный признак

Палочка к палочке, буковка к буковке… уроки чистописания для многих, как страшный сон. Ведь в начальных классах учителя до сих пор снижают на балл оценку за помарки и кривые буквы.

На самом деле очень обидно: получить четверку за правильно выполненные задания. Но может быть, это правильно? И требования к детскому почерку оправданы? На эти и другие вопросы в эфире «Детского радио» ответила психолог-графолог Лариса Дрыгваль.

крупный почерк о чем говорит у ребенка. Смотреть фото крупный почерк о чем говорит у ребенка. Смотреть картинку крупный почерк о чем говорит у ребенка. Картинка про крупный почерк о чем говорит у ребенка. Фото крупный почерк о чем говорит у ребенка

Лариса Дрыгваль

Графология, психология

Графолог, кандидат психологических наук, преподаватель графологии, почетный член Международной ассоциации профессиональных психологов

«Это миф: если человек пишет каллиграфически, красиво, значит, у него все в порядке и он психически здоров. Наоборот, есть исследование, согласно которому это может быть признаком одного из вариантов шизофрении. Почерк людей с таким заболеванием максимально каллиграфичен. Увидев его вы наверняка скажете „вау, я тоже хочу так писать“. А по факту окажется, что пишет психически нездоровый человек».

По словам эксперта, почерк не зависит от «поставленной» руки ребенка или ручки, которой он пишет. Все намного сложнее.

«Почерк напрямую связан с работой головного мозга, — говорит Лариса Дрыгваль. — Не рука пишет, а мозг пишет через руку».

По словам эксперта, ругать школьника за плохой почерк в начальных классах просто нет смысла. Если сейчас ваше чадо пишет как курица лапой, это еще ни о чем пока что не говорит.

«Почерк формируется не сразу, — поясняет графолог. — Ему нужно созреть. Процесс проходит в несколько этапов и растягивается на несколько лет, вплоть до 13-14. А начинать говорить о каких-то трудностях, проблемах можно только после того, как ребенок уже будет писать пару лет. В первом классе об этом говорить рановато».

Как формируется почерк

Сначала ребенок учится писать отдельно взятую букву, потом — правильно эти буквы соединять. И только после многочисленных тренировок это превратится в автоматизм — навык полностью созреет и уйдет в сторону бессознательного.

«Только, когда ребенок начинает писать, не задумываясь, как выписывать каждую буковку, когда думает только о содержании написанного, а не о том, как он пишет, тогда уже можно и нужно обращать внимание на почерк и смотреть, есть ли где-то в работе мозга сбой», — объясняет Дрыгваль.

Читайте также

Итак, от чистописания детям все же никуда не деться. Оно необходимо на первом этапе, чтобы сформировать сам навык письма. Пропись — это образец, точка отсчета. Идеальный ноль, к которому, как мы уже выяснили, нет смысла стремиться.

В обычной жизни в формировании почерка участвуют и нервная система, и темперамент, и особенности психики, и основы личности.

Поэтому «чесать» всех детей под одну гребенку, уверена эксперт, тоже нельзя. В итоге почерк у всех будет индивидуален. А учиться красиво и аккуратно писать — это серьезная нагрузка для детской психики.

«Один ребенок может целый час сидеть и выписывать каждую букву, его нервная система справляется с этой нагрузкой, — говорит Лариса Дрыгваль. — А для другого это просто невозможно: сосредоточиться, выписать, да и еще посмотреть как это все в целом получилось. Индивидуальные особенности нужно учитывать, и я на стороне детей в этом случае. Ругать за то, что не получается, заставлять переписывать нельзя. Страдает самооценка: я какой-то не такой, у всех получается, а у меня нет».

Самые серьезные изменения почерка специалисты отмечают у подростков. Меняться может абсолютно все: от наклона до размера букв. Это нормально, потому что в этот период происходит становление личности, подросток ищет себя. И все это отображается на письме.

О чем может говорить почерк

Если ребенок пишет либо слишком большими буквами, либо бисерным почерком, значит, он не может соотнести размер буквы с размерами листа — это проблемы с пространственной ориентацией. С психологической же точки зрения это может говорить о самовосприятии и самооценке.

«Нормальный размер буквы — 3-5 миллиметров. Если человек так пишет, значит он относительно адекватно себя воспринимает, — подчеркивает эксперт. — Но поскольку самооценка человека — вещь достаточно субъективная, почерк может уменьшаться или увеличиваться».

Если ребенок пишет с левым наклоном, он больше интроверт, его внимание направлено внутрь себя самого. Правый наклон говорит о том, что человек интересует внешний мир, он склонен к экстраверсии. Такой тип почерка распространеннее. Прямой наклон тоже считается наклоном интровертов, но менее «глубоким».

«Как правило люди с прямым наклоном взвешенные люди, они любят поразмыслить, посмотреть разные точки зрения прежде чем принимать решение», — говорит графолог.

Округлые буквы на письме характеризуют образное восприятие эмоционального человека с хорошо развитой эмпатией. Угловатые, резкие буквы говорят о том, что человек хорошо видит детали, отдельные конкретные объекты и его форма мышления больше конкретизированная. Это больше характерно для людей-практиков. Компактный почерк, свойственен также людям, которые любят определенность. Им нужно, чтобы была почва под ногами. Как правило, они склонны к порядку, и даже отчасти педантичны.

Прерывистый почерк может говорить о том, что у ребенка проблемы с логическим мышлением, выстраиванием причинно-следственных отношений. Как раз процесс ассоциативности в мышлении отражается через слитное написание букв. Это должно настораживать, если видно, что ребенок в принципе очень медленно и с трудом пишет. Если почерк беглый, живой то скорее всего речь идет просто об особенностях восприятия.

Источник

«Что за каракули!» Эксперты рассказали, нужно ли исправлять детский почерк

Детский почерк еще до конца не оформился, поэтому требовать совершенства исполнения было бы странно. Но стоит учителю начинать снижать оценки, мы тут же усаживаем ребенка за прописи. Какая же из тактик верная?

крупный почерк о чем говорит у ребенка. Смотреть фото крупный почерк о чем говорит у ребенка. Смотреть картинку крупный почерк о чем говорит у ребенка. Картинка про крупный почерк о чем говорит у ребенка. Фото крупный почерк о чем говорит у ребенка

Татьяна Лохматова

психология, логопедия

руководитель психолого-логопедической службы начальной Ломоносовской школы

крупный почерк о чем говорит у ребенка. Смотреть фото крупный почерк о чем говорит у ребенка. Смотреть картинку крупный почерк о чем говорит у ребенка. Картинка про крупный почерк о чем говорит у ребенка. Фото крупный почерк о чем говорит у ребенка

Анна Кудрина

логопедия

логопед Ломоносовской школы

Сегодня мы учимся работать с данными в совершенно ином формате и абсолютно новым способом. Вместо любимой книги в кожаном переплете у нас на полке лежит планшет, вмещающий библиотеку. Шариковые ручки, не говоря о карандашах, и вовсе впали в немилость: смотрятся старомодно, пишут коряво. Благодаря смартфонам нужда в них почти отпала: сейчас для того, чтобы написать письмо, нам вполне хватает одного пальца. Принимая в расчет все эти перемены, многие родители уверены, что очень скоро дети в школе будут сочинения и диктанты не писать, а печатать. Нет, серьезно: в Италии, например, ученикам, которым трудно освоить письмо, уже разрешают не мучиться и перейти на клавиатуру. Правда, психологическую теорию деятельности Выготского никто не отменял: если мы тренируем руку, то навык письма формируется. А если нет, то писать ребенок просто не научится.

Универсальный инструмент

Письмо, которое в нашей культуре неразрывно связано с чтением, выступает в роли универсального тренажера. Ведь рука — это продолжение мозга. Письмо способствует развитию сразу нескольких его отделов и напрямую влияет на формирование такой высшей психической функции, как абстрактное мышление. А параллельно задействует процессы синтеза и анализа. Это означает, что обучение письму закладывает фундамент для восприятия и гуманитарных, и точных наук, ведь буквы и цифры — это высшие абстракции. Механизм простой. В основе высших психических функций лежит произвольная регуляция деятельности — наша способность прикладывать волевые усилия для достижения поставленной цели. Как раз этот навык и тренирует письмо. Ведь для того, чтобы что-то написать, нашему мозгу приходится изрядно постараться. Сначала мы перекодируем звуки в буквенные символы, потом приказываем своей руке сделать определенные движения, чтобы отобразить их на бумаге. А если мы переписываем текст, печатные символы необходимо параллельно преобразовывать в рукописные. Если сокращать нагрузку на руку, мозг станет работать иначе. Никому не известно, к каким последствиям это приведет в масштабе следующего этапа развития человеческой цивилизации.

Источник

От интеллекта до склонности к агрессии: что может рассказать почерк о ребенке

По манере письма можно многое узнать о человеке — его характер, уровень интеллекта, склонность к агрессии, психологические проблемы. На конкретных примерах судебный эксперт и графолог рассказал Parents.ru, как понять ребенка по его почерку.

крупный почерк о чем говорит у ребенка. Смотреть фото крупный почерк о чем говорит у ребенка. Смотреть картинку крупный почерк о чем говорит у ребенка. Картинка про крупный почерк о чем говорит у ребенка. Фото крупный почерк о чем говорит у ребенка

Юрий Решетов

https://ekspertiza-reshenie.ru/

судебный эксперт, графолог, руководитель Бюро экспертиз «Решение»

— В переходный период, с 10 до 18 лет, ребенок переживает сильные эмоциональные нагрузки. Поиск собственной индивидуальности провоцирует частые смены поведения, а также почерка. На этом этапе бывает сложно судить о личности, особенно вместе с другими происходящими трансформациями.

Это очень сложный возраст, с которым взрослым непросто найти общий язык. У ребенка появляется склонность к несдержанному поведению, к агрессии, насилию, или, наоборот, к проявлениям апатии, которые могут принимать форму депрессии, особенно, в ранней юности.

В обоих случаях очень сложно заставить подростков общаться. Графические тесты вроде «Звезды и волны», тест Вартегга помогают выяснить, какие именно события вызвали расстройство. Понять подростка, услышать его потребность в помощи, помогает и графология. Она не претендует на абсолютную полноту, но предлагает понятные схемы, от которых можно отталкиваться.

При анализе почерка важно знать, что один показатель (наклон, размер, расстояние между срок или нажим) не дает полной картины. Чтобы выявить проблему, нужно анализировать комплекс признаков.

Признаки агрессии в почерке

Экспансия на листе бумаги, крупный размер букв, пастозность штриха (жирный штрих, сильный нажим), малое расстояние между буквами — человек не соблюдает дистанцию между людьми.

Подстрочные элементы букв «вмешиваются» в нижнюю строчку, ярко выражены, занимают площадь большую, чем средняя зона буквы, что говорит о сексуальных фантазиях и ослеплении чувствами, также условно «мешает жить людям снизу».

Сильный нажим с внезапными (немотивированными) переменами в комплексе с пастозным штрихом и быстрой скоростью транслируют активность чувств и ощущений, неусидчивость, неустойчивость характера, раздражительность. Почерк с трудом читаем — автор игнорирует социальный аспект. Изобилие углов и прямых линий — не сглаживает углы.

«Юный рецидивист»

17-летний юноша неоднократно попадал во внимание правоохранительных органов. Кража за кражей, и никакие меры не могли изменить поведение подростка. Посмотрим на картину почерка в целом (фото ниже).

Сразу же бросается в глаза общая неоднородность и непостоянство графических элементов: размера букв, наклона, нажима, расстояния между буквами, указывающая на слабую дисциплинированность, неорганизованность, чрезмерную податливость внешнему влиянию, трудности устоять перед соблазном. Настолько, что ни логика, ни воспитание, ни совесть не могут здесь помочь. Заполняемость листа плотная, часто последняя буква в слове больше остальных, правое поле упирается в край — предрасположенность к экстраверсии, «мое слово в споре будет последним», не думает о других.

Богата на признаки буква «б» (слово «вообще»): надстрочная часть написана отдельно от основной части и вмешивается верхним отростком в верхнюю строку с усилением нажима. Это говорит в первую очередь о проблемах с «образом отца», о нелояльности перед авторитетной личностью, о гневливости натуры, склонной к приключениям. В довесок значительный комплекс признаков неблагонадежности:

медленный, неспонтанный почерк;

левонаклонность (в варианте);

внезапные (немотивированные) перемены в нажиме;

сильно петляющий ход строк;

выделение последних букв в слове;

«поломанность» и «дрожание» линии;

«висящие в воздухе» буквы;

буквы открытые снизу, у основания,

«крючки» в конце линии по типу вязального крючка;

подпись невнятная, нечеткая, несоответствующая почерку и фамилии.

Такие признаки указывают на нечестность, сниженный моральный уровень, психологическое неблагополучие, непредсказуемость автора. От человека с таким почерком можно ожидать все, что угодно.

Как анализировать почерк ребенка

Как правило, раньше 8-го класса (14 лет) анализировать почерк ребенка не имеет смысла. Еще не сформирован письменно-двигательный навык. Дети еще учатся по норме прописи, крепнет рука, нарабатывается сноровка.

А вот почерк 9-11-классников уже подходит для анализа. Родителям стоит уделить внимание на выраженность признаков, насколько они отличаются от стандартных норм прописей. Следует обратить внимание на основные характеристики:

организация на листе;

Непродуктивная организация на листе, форма букв банальная, скорость письма не выше средней, читабельность низкая.

Хорошая организация на листе, форма букв более индивидуальна, скорость письма средняя, читабельность высокая.

О чем говорит красивый почерк

Красивый, вычурный, каллиграфический почерк с точки зрения графолога несет больше негативную окраску чем позитивную.

Чрезмерности, украшения и усложнения формы, непродуктивные и не облегчающие ее читабельность. Это признак «синдрома отличника», человек с таким почерком делает акцент на форму, а не на содержание.

Но в контексте исследования подросткового почерка считаю, что «чистый» (от слова чистописание), каллиграфический почерк до 20 лет — это хороший признак. Основная функция рукописного текста — передача информации, и в данном случае она находится на высоком уровне. Все буквы можно легко прочитать и не перепутать с другими. А значит, человек не игнорирует социальную сторону жизни, старается чтобы его поняли.

Для сравнения: на фото ниже почерк в низкой читабельностью — игнорирование социума, «мне плевать на всех».

С годами почерк меняется, увеличивается скорость письма, меняются акценты с формы (делание вида) на движение (продуктивность, умение отличить главного от второстепенного).

Сравните почерк Василия Шукшина в 20 лет (хорошая читаемость, акцент на форме) и в 32 года (акцент на движении).

Признаки высокого интеллекта в почерке

Форма букв также передает информацию об интеллектуальном уровне человека. Когда форма букв очень похожа на норму прописи русского языка, это свидетельствует о невысоком интеллектуальном уровне (банальное и упрощенное мышление) и говорит о несамостоятельности в принятии решений.

Если человек придумал свой «особый шрифт», выполняет уникальные элементы (напомню, что почерк — это бессознательный процесс, человек не задумывается, как ему писать), это говорит об индивидуальности и высоком IQ. Можно сказать, чем не стандартнее форма (структура букв), тем самостоятельнее человек в принятии решений.

Как писать текст для анализа почерка

Бумага. Писать только на чистом белом листе формата А4 (стандарт для принтеров, без клеток и линеек!), подложив 3-4 листа бумаги (слишком твердая или мягкая поверхность искажает почерк).

Письменные принадлежности. Использовать только шариковую ручку, лучше стандартного синего цвета, не протекающую и хорошо работающую. Ни в коем случае — не гелевую, фломастер и т.п.

Положение. Поза удобная, стандартный письменный стол и удобный стул.

Настроение. Обычное психоэмоциональное состояние, не возбужденное и не подавленное.

Объем текста. Объем текста не имеет ограничений. Однако, для полноценной консультации необходим минимум 1 исписанный лист.

Содержание. Недопустим текст, написанный под диктовку, по памяти или списанный откуда-либо. Нельзя писать стихотворение. Это должно быть небольшое сочинение, письмо.

Не нужно переписывать с черновика начисто — черновик предпочтительней, а ошибки особой роли не играют.

Содержание текста не имеет значения. Оно не влияет на определение личностных качеств и способностей. Подойдет любая тема: работа, хобби, случай из жизни, погода, природа, любимое животное.

Язык. Писать на родном языке. Для давно живущих и пишущих в другой языковой среде — на обоих языках.

Подпись. Поставьте свою обычную подпись

Источник

Что расскажет почерк о характере и способностях ребенка

крупный почерк о чем говорит у ребенка. Смотреть фото крупный почерк о чем говорит у ребенка. Смотреть картинку крупный почерк о чем говорит у ребенка. Картинка про крупный почерк о чем говорит у ребенка. Фото крупный почерк о чем говорит у ребенка

По почерку можно определить характер не только взрослого человека, но и ребенка, а по изменениям привычек и характерных особенностей письма — узнать, что у него происходит в жизни и справляется ли ваше чадо с вызовами взрослого мира. Как это сделать и на что обратить внимание, нам рассказал графолог Андрей Трошечко.

МАЛЫШЕЙ ЗА ПОЧЕРК РУГАТЬ НЕ СТОИТ

Если в младшей школе ребенок пишет неразборчиво и неаккуратно, переживать из-за этого не стоит. В процессе формирования почерка и характера ребенка его стиль письма будет меняться достаточно часто. Тем более не стоит критиковать и ругать школьника за корявые буквы, это только добавит им неразборчивости.

«Психологическое состояние ребенка обязательно скажется на почерке, — отмечает графолог Андрей Трошечко. — Если у ребенка почерк так и остался неразборчивый к 3–5 классу или ребенок писал аккуратно, а потом его почерк изменился, стал плохо читаемым, стоит пересмотреть подходы к воспитанию, обратить внимание на обстановку в семье. Также могут сказываться на письме сложности в общении с друзьями и сверстниками. Чаще всего проблема именно в этом, а не в том, что ребенок лениться красиво писать (при условии, что у ребенка не нарушена моторика, пространственная ориентация и т. д.)».

Также стоит обратить внимание на нажим при письме. Если буквы стали бледными, ребенок пишет словно по воздуху, то стоит обратить внимание на его здоровье — у «писателя» стало меньше энергии. Если со здоровьем все в порядке, то причина может быть также в ослаблении силы воли.

КАК НЕ ВЫРАСТИТЬ ЧЕЛОВЕКА В ФУТЛЯРЕ

«Можно лишь попросить ребенка написать как можно более разборчиво. Пусть лучше ваш ребенок растет разносторонней личностью, чем человеком в футляре. Не нужно загонять его в рамки», — говорит графолог.

КАКАЯ БУКВА РАССКАЖЕТ О СТРАХЕ

По почерку можно определить, какой характер формируется у ребенка или в каком психоэмоциональном состоянии он находится. Выявить раздражительность, умение отстаивать свою точку зрения, замкнутость или открытость, его отношение к внешнему миру. К примеру, если в текстах, которые адресованы родителям, сверстникам, учителям, поджат отросток буквы «Р», это означает, что ребенок боится этого человека. Верх почерка стал острым — появилось негативное отношение к миру, ребенок становится более замкнутым, к нему тяжелее достучаться.

«Для родителей очень полезным и интересным будет анализ почерка подростка. Это позволит лишний раз не раздражать его расспросами и придирками в его и без того нелегкий период жизни. Они смогут его лучше понять, узнать, что с ним происходит, выстроить линию поведения с ним», — отмечает эксперт.

крупный почерк о чем говорит у ребенка. Смотреть фото крупный почерк о чем говорит у ребенка. Смотреть картинку крупный почерк о чем говорит у ребенка. Картинка про крупный почерк о чем говорит у ребенка. Фото крупный почерк о чем говорит у ребенкаКликните по изображению для увеличения

ГРАФОТЕРАПИЯ ПОМОЖЕТ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ЛЕНИ

Почерк может не только указать на те или иные черты характера, но и помочь их скорректировать. Это называется графотерапией. Она воздействует на подсознание человека через почерк. Например, если человек часто не завершает дела, ему следует в конце каждого предложения (даже любой записи в ежедневнике, в сообщениях в скайпе) обязательно ставить точку. В идеале — добавить точку в конце своей подписи. А чтобы избавиться от лени, следует уделить особое внимание нижним хвостикам букв «у» и «д», следя за их вертикальностью.

ГРАФОЛОГИЯ ВЫЯВИТ ПРЕДАННОСТЬ И ОБИДЧИВОСТЬ

Почерк человека может рассказать не только о его психологическом состоянии, но и о характере (это изучает наука графология). Так, если человек пишет печатными буквами, то он рациональный; если все буквы соединены между собой, написаны без разрывов — то перед вами обязательный, преданный человек, но не гибкий. Наклон букв тоже «красноречив»: так, ровные буквы — у самовлюбленного человека; сильный наклон почерка вправо — у того, кто постоянно находится в движении; наклон влево — человек не доволен собой, окружающим миром, обидчив.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *