крымские татары и татары чем разница казанские между ними

Крымские и казанские татары. Общие черты и различия

крымские татары и татары чем разница казанские между ними. Смотреть фото крымские татары и татары чем разница казанские между ними. Смотреть картинку крымские татары и татары чем разница казанские между ними. Картинка про крымские татары и татары чем разница казанские между ними. Фото крымские татары и татары чем разница казанские между ними

Название «крымские и казанские татары» часто заставляет думать, что это представители родственных народов. Нет, это два разных народа. Дело в том, что в России когда-то давно было принято называть народы, принадлежащие к тюркской группе, татарами.

крымские татары и татары чем разница казанские между ними. Смотреть фото крымские татары и татары чем разница казанские между ними. Смотреть картинку крымские татары и татары чем разница казанские между ними. Картинка про крымские татары и татары чем разница казанские между ними. Фото крымские татары и татары чем разница казанские между ними

Сколько существует разновидностей татар

Это сейчас мы их называем азербайджанцами, карачаевцами, кумыками, хакасами, а раньше это были азербайджанские, горские, дагестанские, абаканские татары. Этому есть объяснение. Тюркские племена сами себя называли «татарами».

Во время распада Золотой Орды в середине XIV века были образованны ханства: Сибирское, Узбекское, Казанское, Крымское, Казахское, а так же две орды – Большая и Ногайская.

Формально Большая Орда стала преемницей Золотой Орды. Но, на деле, каждая начала жить своими интересами. Появились сибирские, ногайские, мишарские, касимовские, крымские и казанские татары.

Между осколками некогда огромного государства постоянно возникали распри и столкновения. Так в первых месяцах 1480 года конница Сибирской и Ногайской орд совершила нападение на Большую Орду, разграбив столицу и убив правителя – хана Ахмеда. Это привело к её распаду.

Население Золотой Орды

Если вы думаете, что в Монгольской империи жили монголы и татары, то вы ошибаетесь. На её территории проживало большое количество племён и народностей:

К началу XV века всё кочевое население на территории Орды называлось одним словом «татары». В Золотой Орде проходил этногенез, в результате которого появились сибирские, крымские и казанские татары.

Кроме этого, на территории Золотой Орды формировались народы: казахи, каракалпаки, ногайцы. Сегодня это представители разных национальностей, но все они имеют одни корни и когда-то входили в одно государство.

Крымские и казанские татары: в чём отличие

Между двумя народами есть общее – в их формировании участвовали тюркские племена, входящие в состав Золотой Орды. От них они получили в наследство общий кыпчакский язык, относящийся к тюркской группе.

Кроме этого в появлении различных диалектов участвовали разные народы, проживающие на территории, покорённой тюркскими племенами.

На формирование этноса каждого из них так же большое влияние оказали народы, проживавшие до захвата их территории тюркскими племенами. Казанские татары – это потомки тюрков, булгар и племён, относящихся к Именьковской культуре.

Формирование этноса крымских татар намного сложнее. В нём участвовало большое количество народностей, проживающих на Крымском полуострове до проникновения туда тюрков. Огромное влияние на крымских татар оказали турки. Их обычаи, традиции и язык нашли своё отражение в крымско-татарской культуре.

Казанские татары

До прихода на территорию современного Татарстана булгар, здесь проживали представители, так называемой Именьковской культуры, которых принято относить к праславянским племенам.

По предположению археологов, половина их ассимилировалась с булгарами. А другая часть ушла на запад, где вошла в состав Волынковской культуры.

Этнической основой образования народности казанских татар послужили: булгары, кыпчаки и другие тюркские племена, а так же представители Именьковской культуры. Приблизительная схема будет выглядеть следующим образом:

Существуют три основные теории этногенеза татар:

Долгое время приоритетной считалась булгаро-татарская. Сейчас большинство историков по ряду причин считают основной тюркско-татарскую теорию.

Языком их является казанский диалект кыпчакской группы тюркского языка. Конечно же, вхождение в состав Русского государства оказало на культуру казанских татар несомненное влияние. Особенно это проявилось после присоединения Казани к России.

Крымские татары

На территории Крыма различают три субэтнические группы крымских татар, каждая из которых говорит на своём диалекте. В зависимости от того, какие народы участвовали в их этногенезе, их диалекты значительно отличаются друг от друга.

Основой в формировании крымско-татарского языка лежит кыпчакский язык. Появление тех или иных диалектов зависело от народов, которые проживали с татарами на данной территории. Всего их три:

Близкими языками к крымско-татарскому являются: кумыкский, карачаево-балкарский, караимский, урумский, турецкий. Кроме языка эти народы повлияли и на генетику крымских татар.

Сказать точно какие народы приняли участие в формировании крымско-татарского этноса затруднительно. Считается, что это все народы, которые ранее проживали на территории Крыма. Насколько это повлияло на крымско-татарский этнос трудно сказать, так как большая часть их проживала на этой территории тысячу лет назад.

К ним можно отнести хазар, печенегов, скифов, тавров, сарматов, греков, булгар, итальянцев и многих других. Но основополагающая роль в этом процессе принадлежит западным кыпчакам.

Окончательное формирование этноса произошло в XV веке, когда территория Крыма входит в состав Золотой Орды, на территории которой языками общения были половецко-кыпчакский в пределах ханства и турецкий на территории влияния Османской империи. Ислам становится основной религией.

Понимают ли друг дуга крымские и казанские татары.

Языки этих народов, находясь в одной кымчакской группе не так уж близки между собой. Для сравнения можно взять русский и украинский языки. Между ними много общего, но и различий не меньше.

Во время разговора русскому не понятны отдельные слова украинского языка. То же самое происходит во время разговора двух татар. Но в процессе общения они сносно понимают друг друга, то есть крымский татарин в принципе поймёт, о чём говорит казанский.

Отношения двух народов

Существует мнение, что между двумя народами сложились непростые отношения. Это можно объяснить историческими событиями, которые произошли в 1502 году. Крымским ханом Менгли-Гиреем была разгромлена Большая Орда, которая была преемницей Золотой Орды.

Но ещё в 1481 году из него вышло Астраханское ханство, которое так же претендовало на преемственность. Но оно было самым маленьким ханством, малочисленным и состояло из кочевых племён.

Это давало право Крымскому ханству считать, что главенствующее положение над другими ханствами, входящими в Золотую Орду, перешло к нему. Это объясняет, почему крымские татары не любят казанских. Они считали казанских татар своими вассалами.

В 1521 году крымский хан Мехмед-Гирей совершает опустошительный поход на Москву, в нём участвовали и казанские войска. Для Русского государства союз двух воинственных ханств представляло смертельную опасность.

Поэтому все усилия московских дипломатов были направлены на недопущение этого. Опасность представляло и то обстоятельство, что престол Казанского ханства занял представитель крымской династии – хан Сахиб-Гирей.

Но казанская знать оказалась расколотой на две части, которые более ста лет вели борьбу между собой. Первые отстаивали вассальные отношения с Москвой, которая платила им дань. Вторые были за создание единого государства с Крымским ханством.

Московские правители старались поставить во главу Казанского ханства своего ставленника. Попеременно на казанском престоле восседали ханы лояльные Москве или представители Крымского ханства. Это продолжалось до присоединения Казани к Москве в 1552 году.

Источник

Разница между крымскими и казанскими татарами

Этногенез

крымские татары и татары чем разница казанские между ними. Смотреть фото крымские татары и татары чем разница казанские между ними. Смотреть картинку крымские татары и татары чем разница казанские между ними. Картинка про крымские татары и татары чем разница казанские между ними. Фото крымские татары и татары чем разница казанские между ними

Золотая Орда в максимальных границах включала, кроме Поволжья, Южную Украину, Крым, Северный Казахстан и даже часть Западной Сибири. На этой территории, помимо татар, проживало большое количество разных народов, которые участвовали в их этногенезе и, естественно, оказывали влияние на формирование национального стереотипа поведения. В первой половине 15 века Золотая Орда распалась на несколько государств, в числе которых были Казанское и Крымское ханства. Казанское ханство в середине 16 века завоевал Иван Грозный, и поволжские татары оказались в орбите политики Русского государства. А татары крымские, попав в вассальную зависимость от своих единоверцев-турок, сохраняли относительную самостоятельность вплоть до 80-х годов 18 века.

Отличие крымских татар от казанских татар в том, что в этногенезе этих народов участвовали различные этносы. Современные поволжские (казанские) татары взяли от пришельцев с востока этноним, а генофонд – большей частью от волжских булгар (древнего тюркского народа, создавшего свое государство еще в 9 веке нашей эры или даже немного раньше – точных данных нет), а также от финно-угорских народов Поволжья (предков нынешних марийцев, удмуртов и мордвы) и славян. Из-за такого национального «коктейля» антропологический тип казанских татар вполне справедливо относят к европеоидному с небольшим количеством монголоидных черт. Достаточно вспомнить облик известного актера, поволжского татарина Марата Башарова. На стереотипного потомка батыевых воинов он не похож совершенно: светло-русые волосы, голубые глаза. Кого он только не играл в кино! Даже Александра Керенского. А вот из представителей восточных народов – никого, поскольку типаж у него абсолютно русский.

крымские татары и татары чем разница казанские между ними. Смотреть фото крымские татары и татары чем разница казанские между ними. Смотреть картинку крымские татары и татары чем разница казанские между ними. Картинка про крымские татары и татары чем разница казанские между ними. Фото крымские татары и татары чем разница казанские между ними

Крымские татары также относятся преимущественно к европеоидному типу, но в их этногенезе участвовали другие народы. Крым уже много тысяч лет является «проходным двором» Восточной Европы, и его последовательно заселяли и колонизировали киммерийцы, скифы, эллины, сарматы, римляне, гунны, аланы, хазары, готы, славяне, печенеги, итальянцы. Потомки этих народов, даже после того, как породившие их этносы сходили с исторической арены, оставались жить в Крыму, формируя крымский антропологический тип. На момент завоевания Крыма Батыем там проживали потомки аланов и готов, еще не полностью утративших свою национальную идентичность, а также существовали колонии византийских греков и итальянских городов, прежде всего Генуи. Позже все это население, перемешавшись с татарами, было ими ассимилировано и внесло свой вклад в формирование крымско-татарского антропологического типа.

Лингвистические особенности

Племена кочевников, входившие в Золотую Орду, говорили на разных языках, хотя и являющихся веточками общетюркского лингвистического древа. Позже, когда Крымское и Казанское ханства обособились, и особенно после завоеваний Ивана Грозного, связь между этими осколками Золотой Орды стала крайне затруднена, следовательно, различия начали усиливаться. Отсутствие более-менее значимой коммуникации носителей данных языков постепенно увеличивало разрыв. Сейчас крымско-татарский язык и татарский (под которым понимают язык поволжских татар) обособились достаточно сильно, чтобы считать их не диалектами, а самостоятельными, хотя и близкородственными лингвистическими системами.

И татарский, и крымско-татарский языки имеют несколько диалектов. В татарском языке это:

Если все диалекты татарского языка восходят к единому пращуру – языку кипчакскому (или куманскому, что одно и то же), то в Крыму не все так явно. Например, южнобережный диалект происходит, по мнению большинства лингвистов, от другой веточки тюркских языков – огузской. Древние огузы кочевали в Приаралье, в отличие от кипчаков, которые известны в русских летописях как половцы, а в византийских источниках – как куманы. К тому же на него сильно повлияло соседство с прибрежными греческими и итальянскими городами – в нем много заимствований из этих языков. Хотя сейчас различия между диалектами благодаря развитию литературного языка постепенно сглаживаются.

Что касается взаимного понимания поволжских и крымских татар, то тут столетия раздельного проживания оказали свое влияние. Различия между этими языками примерно такие же, как между русским и украинским, или, возможно, немного больше. Русский и украинский языки имеют много общего в главном – в грамматическом строе, и в значительной степени – в лексике. Однако если украинец (особенно проживающий в сельской местности) станет говорить быстро, то русский вряд ли его поймет: большое количество сугубо малороссийских лексем (хотя и происходящих от тех же корней, что и русские) и непривычные интонации сильно затруднят восприятие устной речи. Приблизительно такое же соотношение – между татарским и крымско-татарским языками.

Сравнительная таблица

В приведенной ниже таблице собрана воедино информация о том, в чем разница между крымскими татарами и казанскими татарами. Разумеется, ее можно сделать значительно более объемной, но различные лингвистические, религиозные и исторические нюансы обычному человеку вряд ли будут интересны, поэтому можно ограничиться общими сведениями.

Источник

Разница между крымскими и казанскими татарами

крымские татары и татары чем разница казанские между ними. Смотреть фото крымские татары и татары чем разница казанские между ними. Смотреть картинку крымские татары и татары чем разница казанские между ними. Картинка про крымские татары и татары чем разница казанские между ними. Фото крымские татары и татары чем разница казанские между ними

Золотая Орда в максимальных границах включала, кроме Поволжья, Южную Украину, Крым, Северный Казахстан и даже часть Западной Сибири. На этой территории, помимо татар, проживало большое количество разных народов, которые участвовали в их этногенезе и, естественно, оказывали влияние на формирование национального стереотипа поведения. В первой половине 15 века Золотая Орда распалась на несколько государств, в числе которых были Казанское и Крымское ханства. Казанское ханство в середине 16 века завоевал Иван Грозный, и поволжские татары оказались в орбите политики Русского государства. А татары крымские, попав в вассальную зависимость от своих единоверцев-турок, сохраняли относительную самостоятельность вплоть до 80-х годов 18 века.

Отличие крымских татар от казанских татар в том, что в этногенезе этих народов участвовали различные этносы. Современные поволжские (казанские) татары взяли от пришельцев с востока этноним, а генофонд большей частью от волжских булгар (древнего тюркского народа, создавшего свое государство еще в 9 веке нашей эры или даже немного раньше точных данных нет), а также от финно-угорских народов Поволжья (предков нынешних марийцев, удмуртов и мордвы) и славян. Из-за такого национального «коктейля» антропологический тип казанских татар вполне справедливо относят к европеоидному с небольшим количеством монголоидных черт. Достаточно вспомнить облик известного актера, поволжского татарина Марата Башарова. На стереотипного потомка батыевых воинов он не похож совершенно: светло-русые волосы, голубые глаза. Кого он только не играл в кино! Даже Александра Керенского. А вот из представителей восточных народов никого, поскольку типаж у него абсолютно русский.

Крымские татары также относятся преимущественно к европеоидному типу, но в их этногенезе участвовали другие народы. Крым уже много тысяч лет является «проходным двором» Восточной Европы, и его последовательно заселяли и колонизировали киммерийцы, скифы, эллины, сарматы, римляне, гунны, аланы, хазары, готы, славяне, печенеги, итальянцы. Потомки этих народов, даже после того, как породившие их этносы сходили с исторической арены, оставались жить в Крыму, формируя крымский антропологический тип. На момент завоевания Крыма Батыем там проживали потомки аланов и готов, еще не полностью утративших свою национальную идентичность, а также существовали колонии византийских греков и итальянских городов, прежде всего Генуи. Позже все это население, перемешавшись с татарами, было ими ассимилировано и внесло свой вклад в формирование крымско-татарского антропологического типа.

Племена кочевников, входившие в Золотую Орду, говорили на разных языках, хотя и являющихся веточками общетюркского лингвистического древа. Позже, когда Крымское и Казанское ханства обособились, и особенно после завоеваний Ивана Грозного, связь между этими осколками Золотой Орды стала крайне затруднена, следовательно, различия начали усиливаться. Отсутствие более-менее значимой коммуникации носителей данных языков постепенно увеличивало разрыв. Сейчас крымско-татарский язык и татарский (под которым понимают язык поволжских татар) обособились достаточно сильно, чтобы считать их не диалектами, а самостоятельными, хотя и близкородственными лингвистическими системами.

И татарский, и крымско-татарский языки имеют несколько диалектов. В татарском языке это:

-западный (мишарский) язык татарской этнографической группы «мишари»;
-средний (казанский), ставший основой для татарского литературного языка;
-восточный (сибирско-татарский).

-южнобережный;
-северный (или степной);
-средний, ставший основой для литературного языка.

Если все диалекты татарского языка восходят к единому пращуру языку кипчакскому (или куманскому, что одно и то же), то в Крыму не все так явно. Например, южнобережный диалект происходит, по мнению большинства лингвистов, от другой веточки тюркских языков огузской. Древние огузы кочевали в Приаралье, в отличие от кипчаков, которые известны в русских летописях как половцы, а в византийских источниках как куманы. К тому же на него сильно повлияло соседство с прибрежными греческими и итальянскими городами в нем много заимствований из этих языков. Хотя сейчас различия между диалектами благодаря развитию литературного языка постепенно сглаживаются.

Что касается взаимного понимания поволжских и крымских татар, то тут столетия раздельного проживания оказали свое влияние. Различия между этими языками примерно такие же, как между русским и украинским, или, возможно, немного больше. Русский и украинский языки имеют много общего в главном в грамматическом строе, и в значительной степени в лексике. Однако если украинец (особенно проживающий в сельской местности) станет говорить быстро, то русский вряд ли его поймет: большое количество сугубо малороссийских лексем (хотя и происходящих от тех же корней, что и русские) и непривычные интонации сильно затруднят восприятие устной речи. Приблизительно такое же соотношение между татарским и крымско-татарским языками.

Источник

Татары казанские, крымские – какая разница?

Духовная и культурная близость казанских и крымских народов, взаимообогащение культур и традиций

Об этом размышляет и рассказывает заместитель председателя Комитета Республики Крым по делам религий, кандидат философских наук Айдер Булатов.

крымские татары и татары чем разница казанские между ними. Смотреть фото крымские татары и татары чем разница казанские между ними. Смотреть картинку крымские татары и татары чем разница казанские между ними. Картинка про крымские татары и татары чем разница казанские между ними. Фото крымские татары и татары чем разница казанские между ними

В период распада некогда могущественной Золотой Орды тюркский народ, волею судеб географически разделенный на две части — казанских и крымских татар, остался способен сохранить свою конфессиональную и социальную идентичность, создавая тюркоязычные самостоятельные мусульманские государственные образования. Различие этнических компонентов, а также своеобразное развитии материальной и духовной культуры разделенных народов не столько различает, сколько объединяет и обогащает различные культурно-исторические типы и религиозно-национальные традиции крымских и казанских татар.

У двух тюркских народов — казанских и крымских татар общая не только судьба, но и схожая конфессиональная и социальная идентичность. Оба народа сформировались в середине XV века, и наряду с другими бывшими улусами чингизидского государства постепенно формировали тюркоязычные самостоятельные мусульманские государственные образования: Казанское и Крымское ханства. Проникновение Ислама в Среднее Поволжье и территорию Крыма на протяжении VIII — ХII вв. было связано с торговыми контактами со странами Центральной Азии — Хорезмом и государством Саманидов. Исламское вероучение начало приходить в Поволжье и в Крым через мусульманских купцов и миссионеров, в основном, представителей суфийских тарикатов. Тюрколог Е.В. Бахревский, исследуя суфийские тарикаты в Крыму по материалам «Книги путешествия» Эвлии Челеби, пришел к выводу, что важную роль в исламизации тюркских кочевников сыграли Ясавиййа — последователи шейха Ахмада Ясави из Туркестана.

Практически, на этом же историческом отрезке времени суфийские братства Ясавийа и Накшбандия становятся одним из исламских институций в Поволжье. В Казанском, Крымском и других позднезолотоордынских государствах был один и тот же институт сеидов, считавшихся потомками пророка Мухаммада. В Крыму была целая плеяда шейхов, выходцев из Поволжья и Кипчакских степей. В Русских летописях 1512 года упоминают имя казанского сеида Шаусеина (Шах-Хусеина), имевшего полномочия говорить «от имени хана и всей земли казанской». Позже этот сеид уже живёт в Крыму и даже там женится. Крымский же сеид Мансур перебирается в Астрахань, а потом в Казань. Это говорит о этнорелигиозной, а затем и родственной близости и взаимовлиянии двух родственных татарских мусульманских народов. Наглядным примером тому может служить популярность суфизма как в Казанском, так и Крымском ханствах.

В середине XV века, в период распада некогда могущественной Золотой Орды, из её состава вышла целая группа татарских улусов, которые постепенно сформировались в тюркоязычные самостоятельные мусульманские государственные образования: Казанское, Крымское, Астраханское, Сибирское, Касимовское ханства, Ногайская Орда и Большая Орда. В границах постзолотоордынских государств происходило формирование и консолидация татарских этнополитических общностей. Наиболее могущественными из них были Казанское и Крымское ханства. Их объединял Ханафитский мазхаб, известный особенностями своей веротерпимости в соответствии с региональными особенностями. Ислам, ставшей государственной религией, как в Казанском, так и Крымском ханствах являлся основой правовой системы и регулировал все стороны взаимоотношений мусульманского общества на основе религиозно-правовых установок ханафитского масхаба к местным региональным условиям.

крымские татары и татары чем разница казанские между ними. Смотреть фото крымские татары и татары чем разница казанские между ними. Смотреть картинку крымские татары и татары чем разница казанские между ними. Картинка про крымские татары и татары чем разница казанские между ними. Фото крымские татары и татары чем разница казанские между ними

В Золотой Орде преобладал тюркский язык, но с её распадом начались процессы образования новых тюрко-татарских государств, формировавшихся на основе тюркского кипчакского языка. В Астраханском ханстве и Ногайской орде стали преобладать ногайские кипчакские наречия, в Казанском ханстве было сильное влияние старого булгарского, а в Крымском ханстве — турецкого языка.

Анализ этносоциальной идентификации крымских и казанских татар во второй половине ХV — конце ХVIII вв. позволяет сделать вывод, что в целом народы воспринимают себя как тюркоязычные этносы, сложившиеся рамках двух мусульманских государств — Крымского и Казанского ханств и живущих по законам ислама. Языки крымских и казанских татар схожи, но и имеют определённые различия, т.к. крымские говорят на языке, имеющем основы кипчакско-огузских наречий, казанские — на языке кипчакско-булгарской подгруппы тюркской языковой общности. Различие этнических компонентов, принимавших участие в формировании, а также своеобразное развитии материальной и духовной культуры двух тюркских народов не столько различает, а сколько объединяет и обогащает различные культурно-исторические типы и религиозно-национальные традиции крымских и казанских татар.

крымские татары и татары чем разница казанские между ними. Смотреть фото крымские татары и татары чем разница казанские между ними. Смотреть картинку крымские татары и татары чем разница казанские между ними. Картинка про крымские татары и татары чем разница казанские между ними. Фото крымские татары и татары чем разница казанские между ними

Помимо политических, экономических и религиозных отношений между государствами наследниками Золотой Орды Крымским и Казанским ханствами развивались тесные родственные отношения. Крымский хан Менгли I Герай берёт в жёны вдову казанского хана Нур-Султан, после чего Крымское и Казанское ханства укреплялись близкими родственниками из династии Гираев. Основатель этой династии в Крыму Хаджи-Гирай и основатель династии казанских ханов Улуг-Мухаммад были двоюродными братьями. Сахиб Гирай, будущий основатель Бахчисарая, правил Казанским ханством, а его родной брат Мухаммад Гирай правил в это время в Крыму.

Следует отметить, что в 1502 году после разгрома Крымским ханством Большой Орды, являющейся, на тот момент слабеющим остатком Золотой Орды, татарские исламские государства предполагали, что крымские ханы могут лишить их независимости и подчинить себе и надо сказать, что их опасения имели место. Но в итоге уже с середины XVI века сначала Казанское ханство, а затем Астраханское, Сибирское ханства и Большая Ногайская Орда все же утратили независимость, но завладело ими уже не Крымское, а Московское царство. Тем не менее, с XVI века Казанское ханство можно уже рассматривать как национального государство казанских татар, а Крымское ханство — как первое государство крымских татар.

крымские татары и татары чем разница казанские между ними. Смотреть фото крымские татары и татары чем разница казанские между ними. Смотреть картинку крымские татары и татары чем разница казанские между ними. Картинка про крымские татары и татары чем разница казанские между ними. Фото крымские татары и татары чем разница казанские между нимиПосле завоевания Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году, казанскими татарами была утрачена шестисотлетняя государственная независимость. Коренной европейский народ, жившей на своей исторической родине Волжской Булгарии именовался «волжскими булгарами». После завоевания Казани за волжскими булгарами закрепилось название «татары».

Мусульманское население Крыма присоединения к Российской империи в 1783 году, называлось «къырымлы» (крымцы), но после за ними также закрепилось название «татары», но с прилагательным крымские. Многие тюркские народы Российской империи, которым дали общее название «татары», сравнительно недавно перешли к своим собственным историческим этнонимам. Однако только казанские и крымские татары по-прежнему носят общее название «татары». Видимо, это историческое предопределение. В то же время казанских и крымских татар объединяет не только принадлежность к тюркоязычным народам, но и общая историческая судьба.

Возвращение крымских татар на полуостров в начале 90-х годов прошлого столетия дало толчок к возрождению культуры, религии, традиций казанских татар уже до того длительное время проживавших в Крыму. Уже в 1993 году в Симферополе был образован национально-культурный центр татар Поволжья, Урала и Сибири. Со временем была зарегистрирована мусульманская религиозная община «Нур», учредителями которой явились представители крымских и казанских татар. Оба народа традиционно исповедуют ханафитский масхаб суннитского толка. Имамами в крымских мечетей, являются как представители крымских, так и казанских татар. Например, имамом алуштинской мечети, построенной в XIX веке был избран Хамидулла Фахрутдинов. Вместе с крымскими татарами, татары Поволжья принимают активное участие в строительстве величественной Соборной мечети в г. Симферополе. Эти два народа всегда вместе: на праздниках, в мечетях, в горе и в радости.

Как известно, весной 2014 года изменился политико-территориальный статус Крыма и он вошёл в состав Российской Федерации. В этот сложный для Крыма период, полуостров неоднократно посещал Президент Татарстана Рустам Минниханов, представители государственных административных органов Татарстана, предприниматели, деятели культуры. Большой сбор мусульманских религиозных лидеров прошёл в Крыму 15-18 октября 2014 года, в дни, когда отмечалось 700-летие со дня основания старейшего мусульманского культового объекта Европы — мечети Хана Узбека в г. Старый Крым. В работе научно-практической конференции, посвящённой этой юбилейной дате, принимали участие: глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, руководители Духовных управлений мусульман Татарстана, Осетии, Ставропольского края, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Чечни, Белоруссии, Дагестана, Адыгеи и Карачаево-Черкесии. Они однозначно высказались за единство мусульманской уммы Крыма и выразили готовность в новых политических условиях оказывать содействие Духовному управлению мусульман Крыма в его деятельности.

По направлению Духовного управления мусульман Крыма и г. Севастополя в Российском исламском институте (г. Казань, Татарстан) с 2015 года проходят обучение молодые слушатели из Крыма. В этом году в мечетях Крыма приступили к работе молодые теологи — Исмаил Аблаев и Джелил Азизов, которые закончили учебу по специальности «теология».

крымские татары и татары чем разница казанские между ними. Смотреть фото крымские татары и татары чем разница казанские между ними. Смотреть картинку крымские татары и татары чем разница казанские между ними. Картинка про крымские татары и татары чем разница казанские между ними. Фото крымские татары и татары чем разница казанские между ними

Наши татарские народы всегда отличались своим талантом, трудолюбием, целеустремленностью. Татарский театр, первый профессиональный театр во всем мусульманском мире в 2006 году отметил свое столетие, это говорит об уровне татарского искусства и драматургии. На этом фоне идёт взаимный обмен достижениями с культурой крымскотатарского народа, в частности, с не менее известным в мире Крымскотатарским академическим музыкально-драматическим театром, который не раз с большим успехом гастролировал в республике Татарстан.

В процессе трагической депортации 1944 года крымскотатарского народа со своей родины, в числе высланных частично оказались и казанские татары, проживающие в Крыму, которые в такой же мере на себе испытали все тяготы депортации. Хотя власти бывшего Советского Союза не запрещали казанским татарам проживать в Крыму, большинство из них не предпринимали попыток возвращения из мест ссылки без крымских татар. Эти трагические события навсегда остались в исторической памяти двух братских народов. Наверное, этим можно объяснить тот факт, что созданный в Крыму художественный фильм «Хайтарма», повествующий о сталинской депортации крымских татар, осуществленной в 1944 году произвел настоящий фурор на IX Международном фестивале мусульманского кино который проходил в Казани. Для зрителей не хватило мест и фильм демонстрировали в двух залах одновременно. Многие не могли сдержать слёз.

Жители республики Татарстан проявляют неуклонный интерес к Крыму. В настоящее время Татарстан прилагает немало усилий в различных сферах экономики, культуры, туризма, образования, курортного строительства и межконфессиональных отношений. Об этом красноречиво говорят факты. Город Казань взял шефство над бывшей столицей Крымского ханства г. Бахчисараем. В 2018 году в Крыму состоялся уже IX Форум муниципального сотрудничества, на котором обсуждались животрепещущие вопросы взаимного сотрудничества. В июле текущего года в Бахчисарайском историко-культурном и археологическом музее-заповеднике открылась выставка работ художников из Республики Татарстан «Крым в моем сердце». Выставка приурочена к пятилетию художественно-выставочного проекта Союза художников Республики Татарстан, который осуществляется при поддержке Министерства культуры Республики Татарстан и является важным составляющим звеном в межкультурном диалоге народов Крыма и Татарстана.

крымские татары и татары чем разница казанские между ними. Смотреть фото крымские татары и татары чем разница казанские между ними. Смотреть картинку крымские татары и татары чем разница казанские между ними. Картинка про крымские татары и татары чем разница казанские между ними. Фото крымские татары и татары чем разница казанские между ними

На протяжении многих столетий духовная и культурная близость казанских и крымских народов влияют на процессы взаимообогащения культур и традиций. Мысли, новаторство выдающегося крымскотатарского ученого и просветителя Исмаила Гаспралы (Гаспринского) и его идеи единения всех тюркских народов всегда высокого ценились в Татарстане. Наследию великого тюркского просветителя крымского татарина посвящён целый цикл научно-практических научных форумов, которые прошли в Татарстане и Крыму. Одним из самых интересных современных поэтов Казани стал крымский татарин Ахмед Адиль, а ректором Казанской консерватории — замечательный органист Рубин Абдуллин, крымский татарин по матери. И у казанских и у крымских народов вызывают общую гордость имена выдающихся татар в науке, культуре, спорте. В Татарстане чтят память дважды героя Советского Союза лётчика-испытателя Аметхана Султана, создателя космических ракет, баллистика Рефата Аппазова, певиц Ленары Османовой и др. В Крыму знают имена директора Всесоюзного института космических исследований академика Рональда Сагдеева, изобретателя первой советской электронно-вычислительной машины Башира Рамеева и многих других деятелей науки, культуры, спорта.

Сегодня мы можем с уверенностью констатировать, что историческая память и общая историческая судьба стали факторами этнической и конфессиональной идентичности двух великих тюркских народов — казанских и крымских татар.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *