крыжовник про что чехов
Крыжовник
Микропересказ : Мелкий чиновник полжизни копит на маленькое поместье, голодает. Наконец, его мечта исполняется, и чиновник превращается в толстого, самодовольного барина, самоуверенно рассуждающего о нуждах народа.
Встретившиеся на охоте ветеринарный врач Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин шли по полю.
Иван Иваныч Чимша-Гималайский — ветеринарный врач, дворянин, высокий худощавый старик с длинными усами, рассказывает историю о своём брате Николае.
Буркин — учитель гимназии и товарищ Ивана Иваныча.
Буркин предложил Ивану Иванычу рассказать обещанную накануне вечером поучительную историю, но тут начался сильный и затяжной дождь. Стало не до рассказов, и учитель предложил Ивану Иванычу укрыться у их общего знакомого Алёхина, поместье которого находилось неподалёку.
Павел Константинович Алёхин — помещик, знакомый Ивана Иваныча и Буркина, высокий и полный человек с длинными волосами, похожий на учёного или художника.
Алёхина приятели нашли возле веялки. Был он немыт, давно небрит и одет в кальсоны и грязную рубаху, подпоясанную верёвкой. Когда он вместе с гостями отправился мыться в купальню, «вода около него стала тёмно-синей, как чернила».
Алёхин принял гостей радушно, поселил в парадных комнатах. Прислуживала им молодая и очень красивая горничная. До истории Ивана Иваныча очередь дошла только после ужина.
Ветеринар рассказал о своём младшем брате Николае.
Отец их из простых солдат дослужился до офицера, оставив сыновьям наследный дворянский титул и маленькое имение. После смерти отца имение «оттягали за долги», Иван Иваныч «пошёл по учёной части», а Николай стал мелким чиновником.
В «казённой палате» Николай тосковал, вспоминал детство, проведённое в поместье, на лоне природы, и мечтал о собственной усадебке. Иван Иванович не поддерживал мечтаний своего доброго и кроткого брата, считая, что прятаться в усадьбе «от борьбы, от житейского шума» — это проявление лени и эгоизма, своего рода «монашество без подвига».
Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа.
Просиживая штаны в канцелярии, Николай читал сельскохозяйственные книжки, советы в календарях и копил на усадебку с барским домом, садом, прудом с гусями и карасями. И в каждой его мечте непременно присутствовали кусты крыжовника, ставшие для Николая символом барской жизни.
Жил Николай скупо, недоедал и каждую сэкономленную копейку нёс в банк. Шли годы. Николая перевели в другую губернию, где он женился ради денег на старой и некрасивой вдове. Жену он держал впроголодь, та начала чахнуть и через три года такой жизни умерла. Николай ни на миг не почувствовал себя виноватым в её смерти.
Наконец, он начал «высматривать себе имение» и выбрал совсем не то, о чём мечтал. Не было там ни фруктового сада, ни прудов с карасями, ни крыжовника. Была только река, загрязнённая кирпичным и костопальныи заводами, между которыми и находилось имение. Николай, однако, не горевал, посадил двадцать кустов крыжовника «и зажил помещиком».
В прошлом году Иван Иваныч проведал брата в имении, названном Гималайским. Встретила его толстая кухарка, похожая на свинью. Николай постарел, растолстел и тоже стал похож на свинью. Он стал с гордостью показывать брату имение, и Иван Иваныч с горечью увидел, что «робкий бедняга-чиновник» стал настоящим барином.
Николай судился с обоими заводами, заставлял мужиков называть себя «высокоблагородием», «и добрые дела творил не просто, а с важностью». На свои именины он служил молебен и ставил мужикам полведра водки, считая, что так положено.
Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение, самое наглое.
Когда-то Николай боялся иметь собственное мнение, а теперь решил, что знает народ, и изрекал «одни только истины»: образование для народа необходимо, но преждевременно, а телесные наказания в общем вредны, но иногда полезны и необходимы. Он считал себя дворянином, забыв, что его отец был солдатом, и гордился своей несообразной фамилией.
Вечером кухарка поставила на стол тарелку крыжовника — первый урожай с посаженных Николаем кустов. Ягоды были твёрдые и кислые, но Николай ел их с жадностью и нахваливал. Иван Иваныч видел перед собой «счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась так очевидно», и им овладело «тяжёлое чувство, близкое к отчаянию».
Ночью Иван Иваныч слышал, как брат то и дело подходит к тарелке с крыжовником и ест его. Он думал, что мы видим только вот таких довольных всем людей, которые заслоняют «то, что страшно в жизни» — вырождение, пьянство, лицемерие, враньё. Только немая статистика знает, сколько людей сошло с ума от пьянства, сколько детей умерло с голоду.
…очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут своё бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно.
Иван Иваныч понял, что он тоже всегда был доволен, счастлив и часто самодовольно рассуждал о народе, образовании, вере и свободе. Он считал, что и с образованием, и со свободой надо подождать, но теперь уверен, что несправедливо ждать, когда страдают люди. Неужели стоять возле рва и дожидаться, что он затянется илом, лучше, чем перепрыгнуть через него или построить мост?
От брата Иван Иваныч уехал рано утром и с тех пор невзлюбил город. Ему стало ненавистно мещанское счастье, выглядывающее из каждого окна. При виде его Иван Иваныч раздражается, скорбит и сожалеет, что слишком стар для борьбы.
Закончив рассказ, Иван Иваныч попросил Алёхина не успокаиваться, не давать счастью усыпить себя, а делать добро, ведь смысл жизни не в счастье, «а в чём-то более разумном и великом».
Буркину и Алёхину рассказ Ивана Иваныча показался скучным и неинтересным. Они сидели в красивой комнате с портретам дам и господ на стенах, и здесь хотелось слушать рассказы о красивых женщинах, а не о чиновнике, «который ел крыжовник».
Наконец, все легли спать. В окна всю ночь стучал дождь.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Краткое содержание «Крыжовник»
Всего получено оценок: 4141.
О произведении
Рассказ «Крыжовник» Чехова был написан в 1898 году и считается одним из лучших произведений русской классической литературы XIX века. Он вошел в «Маленькую трилогию» автора, включающую также рассказы «Человек в футляре» и «О любви».
На сайте можно читать онлайн краткое содержание «Крыжовника» без предварительной регистрации.
Место и время действия
События рассказа происходят в конце XIX века в царской России, в имении Софьино.
Главные герои
Краткое содержание
Иван Иваныч и Буркин шли по полю. Впереди виднелось село Мироносицкое. Буркин попросил спутника рассказать обещанную ранее историю. Однако неожиданно пошел дождь, и мужчины решили укрыться от непогоды у Алехина в Софьино. Хозяин встретил их на пороге одного из амбаров за работой – мужчина был весь в пыли, в грязной одежде. Алехин очень обрадовался гостям и пригласил их в дом.
Сходив в купальню, гости и хозяин расположились в креслах. Служанка подала чай с вареньем, и Иван Иваныч приступил к обещанному рассказу.
Иван Иваныч неожиданно поднялся и подошел к Алехину. Он начал пожимать хозяину руки, прося не успокаиваться, продолжать делать добро, ведь смысл жизни именно в этом, а не в личном счастье.
Потом все сидели и молчали. Алехину хотелось спать, но ему было интересно с гостями. В то, что говорил Иван Иваныч, он не вникал – слова врача не имели отношения к его жизни.
Заключение
Пересказ «Крыжовника» будет интересен школьникам, а также всем, кто интересуется творчеством А. П. Чехова и русской литературой.
Тест по рассказу
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Краткое содержание Крыжовник Чехова
Однажды, навещая брата, Иван Иваныч заметил, что тот изменился в худшую сторону – постарел, располнел, завел манеру выражаться, как чиновники, говоря красноречивыми, но ничего не значащими фразами. Николай угощал Ивана крыжовником и, видимо, его вполне удовлетворяло то, к чему он стремился.
Иван Иваныч после визита к брату задумался о том, что тот слишком счастлив. Ведь существует столько страдающих людей в мире… Разве можно быть счастливым, зная об этом? Пребывая в счастье, невозможно быть глухим и слепым к тем, кто несчастен, поэтому каждому счастливому человеку должен кто-то напоминать о том, что с тобой может тоже случиться несчастье, а другие не увидят и не услышат этого. Свой рассказ Иван Иваныч подытоживает словами о том, что смысл жизни состоит не в личном счастье, а в добре, которое должен творить каждый.
Приятелям Ивана Иваныча история не совсем понравилась. Алехин недоумевает, поскольку философия Ивана Иваныча не имеет ничего общего с его жизнью, которую тот проводит в подсчетах своего хозяйства. Но ему радостно, что гостям есть о чем поболтать. Однако уже поздно, поэтому все трое идут спать.
История Николая Иваныча учит тому, что человек может обманываться, забывая об истинном счастье в погоне за мнимым. Автор от лица рассказчика пытается внушить читателю, что истинное счастье заключается в свершении добрых дел и помощи тем, кто нуждается.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Чехов. Все произведения
Крыжовник. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Настя и её брат Митраша после смерти родителей остаются сиротами. Ребята живут одни в своём доме в селе. Первое время им помогают односельчане, но позже брат с сестрой приучаются самостоятельно согласовано вести хозяйство.
Георгий Скребицкий родился в 1903 году. В возрасте 4-х лет он был усыновлен. Отчим Георгия, заядлый охотник и любитель живой природы, брал мальчика на охоту. В лесу, отчим не столько охотился
Действие разворачивается в период окончания войны. Советская армия захватила город, и вдруг начался налет фашистских истребителей. Иван Волок бежал за сержантом, но не догнал. И тут перед ним возникли два фашиста. Иван одного пристрелил, а второй сбежал.
Произведение является особой формой обращения к русскому крестьянству, в которой выражается отношение народа в виде недовольства к проведенной реформой по отмену крепостного права.
Рассказ Чехова «Крыжовник»: краткое содержание и анализ
«Крыжовник» Чехова. Краткое содержание. Читать рассказ полностью. Кратчайшее содержание, подробный пересказ и анализ произведения. Литература.
«Крыжовник» — рассказ Антона Павловича Чехова, написанный в 1898 году. Входит в так называемую «Маленькую трилогию» вместе с рассказами «Человек в футляре» и «О любви».
«Крыжовник». Кратчайшее содержание
Ветеринар Иван Иваныч рассказывает приятелям про своего брата, Николая Иваныча Чимшу-Гималайского. Тот служил чиновником и всю жизнь мечтал о дворянском поместье, обязательно с кустами крыжовника. Николай Иваныч копил деньги, женился по расчету и к старости смог исполнить свою мечту. Теперь у него есть имение и желанный крыжовник.
Однажды брат, приехав к Николаю Иванычу в гости, задумывается: неужели тарелка с крыжовником — это счастье, к которому стоило идти всю жизнь? Иван Иваныч решает, что в жизни важно творить добро. Но сам он уже слишком стар, чтобы бороться с несправедливостью мира.
Подробное изложение с цитатами
Ветеринар Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин идут через поле. Оба устали от долгой прогулки, в небе собираются тучи. Буркин напоминает, что спутник хотел рассказать ему какую-то историю. Иван Иваныч подтверждает, что хотел поведать о своем брате.
Однако начинается дождь, и оба спешат укрыться в доме у знакомого помещика Алехина, живущего неподалеку. Тот принимает гостей радушно. Они моются, Иван Иваныч с наслаждением купается в пруду. Затем все переодеваются в халаты и за чаем с вареньем Иван Иваныч все-таки начинает обещанный рассказ о брате.
Николай Иваныч младше на пару лет. Детство братьев прошло «на воле», в имении отца, который в свое время дослужился до офицера и стал потомственным дворянином.
После смерти отца поместье забрали за долги, и с тех пор у Николая Иваныча родилась мечта — однажды «купить себе маленькую усадебку где-нибудь на берегу реки или озера». Так он и служил долгие годы чиновником в казенной палате, тоскуя о природе и мечтая о переезде в деревню.
Сам Иван Иваныч этой мечты не понимал: «Этому желанию запереть себя на всю жизнь в собственную усадьбу я никогда не сочувствовал. Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа».
А Николай у себя в канцелярии воображал, как однажды будет есть домашние щи на зеленой травке, «спать на солнышке, сидеть по целым часам за воротами на лавочке и глядеть на поле и лес». Он любил книги по сельскому хозяйству, читал в газетах объявления о продаже усадеб. И почему-то всегда в его фантазиях присутствовал крыжовник.
Жил чиновник скупо: «недоедал, недопивал, одевался бог знает как, словно нищий», каждую копейку откладывая в банк. Старшему брату было «больно глядеть на него». После 40 лет Николай Иваныч женился на старой и некрасивой вдове, исключительно ради денег. Жену он держал в черном теле, «впроголодь», а деньги положил в банк на свое имя. Супруга стала чахнуть и спустя три года умерла.
Овдовев, Николай Иваныч наконец купил имение. В усадьбе не было ни желанного пруда, ни фруктового сада. Зато рядом были два завода, из-за чего вода в ближайшей речке была «цветом как кофе». Николай Иваныч, впрочем, был доволен: выписал двадцать кустов крыжовника и зажил помещиком, добавив свою фамилию к названию имения — Чумбароклова Пустошь, Гималайское тож.
В прошлом году Иван Иваныч заезжал проведать брата. Имение показалось ему неуютным: везде канавы, заборы, ряды елок. Толстая собака и толстая кухарка, похожие на свиней. Сам Николай Иваныч встретил гостя, сидя в постели. Он набрал вес, постарел и обрюзг — «того и гляди, хрюкнет в одеяло».
Из робкого чиновника Николай Иваныч превратился в настоящего барина. Полюбил говорить «мы, дворяне», хотя дед его был простым крестьянским мужиком, а отец — солдатом. Обижался, если мужики не называли его «ваше благородие». Обо всем судил с важным видом: «Образование необходимо, но для народа оно преждевременно».
Ивана Иваныча потряс момент, когда вечером к чаю кухарка подала полную тарелку крыжовника — первого урожая, выращенного на своей земле.
Николай Иваныч засмеялся и минуту глядел на крыжовник, молча, со слезами, — он не мог говорить от волнения, потом положил в рот одну ягоду, поглядел на меня с торжеством ребёнка, который наконец получил свою любимую игрушку, и сказал:
И он с жадностью ел и всё повторял:
— Ах, как вкусно! Ты попробуй!
Брату крыжовник не понравился, «было жестко и кисло». Но он не стал портить хозяину удовольствие.
Николай Гриценко в роли Николая Иваныча в фильме «Крыжовник» 1967 года
Ночью Иван Иваныч слышал, что брат в соседней комнате не спит, а то и дело подходит к тарелке с крыжовником и берет по ягодке.
Иван Иваныч был поражен. Он видел перед собой счастливого человека, чья заветная мечта осуществилась, но им самим овладело «тяжелое чувство, близкое к отчаянию». Он стал думать, как много в мире довольных и счастливых людей, которые не замечают чужих страданий. Такие люди не видят бедности, голода, пьянства и лицемерия: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные».
Рассказчик понял, что дело тут не в брате, а в нем самом. Он сам такой же «довольный и счастливый человек». Он тоже с важным видом любил говаривать, что нельзя торопиться со свободой для всех. А тут вдруг задумался: зачем ждать?
С тех пор ветеринару Ивану Иванычу стал невыносим город. Он погрузился в грустные раздумья: «Я уже стар и не гожусь для борьбы, я неспособен даже ненавидеть. Я только скорблю душевно, раздражаюсь, досадую, по ночам у меня горит голова от наплыва мыслей, и я не могу спать. Ах, если б я был молод!»
Затем он обращается к помещику Алехину и просит: «Пока вы молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чём-то более разумном и великом. Делайте добро!» Все это он говорил с какой-то «жалкой, просящею улыбкой».
После трое мужчин сидели в разных углах в креслах и молчали. Рассказ показался Буркину и Алехину скучным: подумаешь, помещик ест крыжовник! Затем разошлись спать. «Господи, прости нас грешных!» — сказал Иван Иваныч и укрылся с головой. Дождь стучал в окна всю ночь.
Фильм «Крыжовник»
В 1967 году по мотивам чеховского рассказа был снят фильм с Александром Борисовым, Николаем Гриценко, Юрием Яковлевым и Всеволодом Платовым.
Изначальная идея рассказа и спор Чехова с Толстым
Название рассказа и основу сюжета Чехов записал еще в 1895 году, за три года до публикации. По первоначальной задумке, произведение должно было выглядеть так:
Позднее Чехов записал еще одну деталь: «Крыжовник был кисел: «Как глупо», сказал чиновник и умер». Однако в итоговой версии рассказа нет ни смерти, ни сожалений главного героя. Финал стал менее однозначным, открытым.
Судя по записным книжкам 1898 года, от лица Ивана Иваныча Чехов стремился поспорить с рассказом Льва Толстого «Много ли человеку земли нужно». Именно поэтому он добавил слова о том, что три аршина земли достаточно «не человеку, а трупу», что «человеку нужен весь земной шар».
Анализ: тема, проблематика, герои и вывод
Рассказы Чехова принято называть юмористическими, хотя многие из них вовсе не смешны. Так и «Крыжовник» проникнут грустным, философским настроением. Заметное место отведено описаниям дождливой природы, деталям деревенской жизни. Все это создает особое элегическое настроение.
Тема произведения — человеческое счастье. Устами рассказчика, Ивана Иваныча, автор ставит проблему: может ли быть целью жизни кислый крыжовник в собственной усадьбе? Достижимо ли вообще счастье в мире, где столько страданий?
В рассказе противопоставляются два брата, об одном из которых читатель знаешь лишь с чужих слов. Для Николая Иваныча мечта — вырваться в деревню, наслаждаться простыми помещичьими радостями в собственном имении. Ради этого он готов большую часть жизни провести в канцелярии, жениться по расчету, экономить на всем.
А вот у Ивана Иваныча нет столь простого желания, ему нужны весь мир и природа, «где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа». Цель жизни — творить добро. Вот только понимает это он слишком поздно, в пожилом возрасте. Не зря встреча родственников описана словами: «Мы обнялись и всплакнули от радости и от грустной мысли, что когда-то были молоды, а теперь оба седы и умирать пора».
Иван Иваныч, вроде бы разгадавший для себя секрет человеческого счастья, пытается донести это открытие до молодого еще помещика Алехина, но тот не понимает смысла истории и откровенно скучает. Финал остается открытым, давая читателю продолжить размышления самому.
Крыжовник (Чехов)
Встретившиеся на охоте ветеринарный врач Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин шли по полю.
Буркин предложил Ивану Иванычу рассказать обещанную накануне вечером поучительную историю, но тут начался сильный и затяжной дождь. Стало не до рассказов, и учитель предложил Ивану Иванычу укрыться у их общего знакомого Алёхина, поместье которого находилось неподалёку.
Алёхина приятели нашли возле веялки. Был он немыт, давно небрит и одет в кальсоны и грязную рубаху, подпоясанную верёвкой. Когда он вместе с гостями отправился мыться в купальню, «вода около него стала тёмно-синей, как чернила».
Алёхин принял гостей радушно, поселил в парадных комнатах. Прислуживала им молодая и очень красивая горничная. До истории Ивана Иваныча очередь дошла только после ужина.
Ветеринар рассказал о своём младшем брате Николае.
Отец их из простых солдат дослужился до офицера, оставив сыновьям наследный дворянский титул и маленькое имение. После смерти отца имение «оттягали за долги», Иван Иваныч «пошёл по учёной части», а Николай стал мелким чиновником.
В «казённой палате» Николай тосковал, вспоминал детство, проведённое в поместье, на лоне природы, и мечтал о собственной усадебке. Иван Иванович не поддерживал мечтаний своего доброго и кроткого брата, считая, что прятаться в усадьбе «от борьбы, от житейского шума» – это проявление лени и эгоизма, своего рода «монашество без подвига».
Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа.
Просиживая штаны в канцелярии, Николай читал сельскохозяйственные книжки, советы в календарях и копил на усадебку с барским домом, садом, прудом с гусями и карасями. И в каждой его мечте непременно присутствовали кусты крыжовника, ставшие для Николая символом барской жизни.
Жил Николай скупо, недоедал и каждую сэкономленную копейку нёс в банк. Шли годы. Николая перевели в другую губернию, где он женился ради денег на старой и некрасивой вдове. Жену он держал впроголодь, та начала чахнуть и через три года такой жизни умерла. Николай ни на миг не почувствовал себя виноватым в её смерти.
Наконец, он начал «высматривать себе имение» и выбрал совсем не то, о чём мечтал. Не было там ни фруктового сада, ни прудов с карасями, ни крыжовника. Была только река, загрязнённая кирпичным и костопальным заводами, между которыми и находилось имение. Николай, однако, не горевал, посадил двадцать кустов крыжовника «и зажил помещиком».
В прошлом году Иван Иваныч проведал брата в имении, названном Гималайским. Встретила его толстая кухарка, похожая на свинью. Николай постарел, растолстел и тоже стал похож на свинью. Он стал с гордостью показывать брату имение, и Иван Иваныч с горечью увидел, что «робкий бедняга-чиновник» стал настоящим барином.
Николай судился с обоими заводами, заставлял мужиков называть себя «высокоблагородием», «и добрые дела творил не просто, а с важностью». На свои именины он служил молебен и ставил мужикам полведра водки, считая, что так положено.
Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение, самое наглое.
Когда-то Николай боялся иметь собственное мнение, а теперь решил, что знает народ, и изрекал «одни только истины»: образование для народа необходимо, но преждевременно, а телесные наказания в общем вредны, но иногда полезны и необходимы. Он считал себя дворянином, забыв, что его отец был солдатом, и гордился своей несообразной фамилией.
Вечером кухарка поставила на стол тарелку крыжовника – первый урожай с посаженных Николаем кустов. Ягоды были твёрдые и кислые, но Николай ел их с жадностью и нахваливал. Иван Иваныч видел перед собой «счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась так очевидно», и им овладело «тяжёлое чувство, близкое к отчаянию».
Ночью Иван Иваныч слышал, как брат то и дело подходит к тарелке с крыжовником и ест его. Он думал, что мы видим только вот таких довольных всем людей, которые заслоняют «то, что страшно в жизни» – вырождение, пьянство, лицемерие, враньё. Только немая статистика знает, сколько людей сошло с ума от пьянства, сколько детей умерло с голоду.
…очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут своё бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно.
Иван Иваныч понял, что он тоже всегда был доволен, счастлив и часто самодовольно рассуждал о народе, образовании, вере и свободе. Он считал, что и с образованием, и со свободой надо подождать, но теперь уверен, что несправедливо ждать, когда страдают люди. Неужели стоять возле рва и дожидаться, что он затянется илом, лучше, чем перепрыгнуть через него или построить мост?
От брата Иван Иваныч уехал рано утром и с тех пор невзлюбил город. Ему стало ненавистно мещанское счастье, выглядывающее из каждого окна. При виде его Иван Иваныч раздражается, скорбит и сожалеет, что слишком стар для борьбы.
Закончив рассказ, Иван Иваныч попросил Алёхина не успокаиваться, не давать счастью усыпить себя, а делать добро, ведь смысл жизни не в счастье, «а в чём-то более разумном и великом».
Буркину и Алёхину рассказ Ивана Иваныча показался скучным и неинтересным. Они сидели в красивой комнате с портретами дам и господ на стенах, и здесь хотелось слушать рассказы о красивых женщинах, а не о чиновнике, «который ел крыжовник».
Наконец, все легли спать. В окна всю ночь стучал дождь.