крыжовник про что чехов

Крыжовник

Микропересказ : Мелкий чиновник полжизни копит на маленькое поместье, голодает. Наконец, его мечта исполняется, и чиновник превращается в толстого, самодовольного барина, самоуверенно рассуждающего о нуждах народа.

крыжовник про что чехов. Смотреть фото крыжовник про что чехов. Смотреть картинку крыжовник про что чехов. Картинка про крыжовник про что чехов. Фото крыжовник про что чехов

Встретившиеся на охоте ветеринарный врач Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин шли по полю.

Иван Иваныч Чимша-Гималайский — ветеринарный врач, дворянин, высокий худощавый старик с длинными усами, рассказывает историю о своём брате Николае.

Буркин — учитель гимназии и товарищ Ивана Иваныча.

Буркин предложил Ивану Иванычу рассказать обещанную накануне вечером поучительную историю, но тут начался сильный и затяжной дождь. Стало не до рассказов, и учитель предложил Ивану Иванычу укрыться у их общего знакомого Алёхина, поместье которого находилось неподалёку.

Павел Констан­тинович Алёхин — помещик, знакомый Ивана Иваныча и Буркина, высокий и полный человек с длинными волосами, похожий на учёного или художника.

Алёхина приятели нашли возле веялки. Был он немыт, давно небрит и одет в кальсоны и грязную рубаху, подпоясанную верёвкой. Когда он вместе с гостями отправился мыться в купальню, «вода около него стала тёмно-синей, как чернила».

Алёхин принял гостей радушно, поселил в парадных комнатах. Прислуживала им молодая и очень красивая горничная. До истории Ивана Иваныча очередь дошла только после ужина.

Ветеринар рассказал о своём младшем брате Николае.

Отец их из простых солдат дослужился до офицера, оставив сыновьям наследный дворянский титул и маленькое имение. После смерти отца имение «оттягали за долги», Иван Иваныч «пошёл по учёной части», а Николай стал мелким чиновником.

В «казённой палате» Николай тосковал, вспоминал детство, проведённое в поместье, на лоне природы, и мечтал о собственной усадебке. Иван Иванович не поддерживал мечтаний своего доброго и кроткого брата, считая, что прятаться в усадьбе «от борьбы, от житейского шума» — это проявление лени и эгоизма, своего рода «монашество без подвига».

Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа.

Просиживая штаны в канцелярии, Николай читал сельско­хо­зяй­ственные книжки, советы в календарях и копил на усадебку с барским домом, садом, прудом с гусями и карасями. И в каждой его мечте непременно присутствовали кусты крыжовника, ставшие для Николая символом барской жизни.

Жил Николай скупо, недоедал и каждую сэкономленную копейку нёс в банк. Шли годы. Николая перевели в другую губернию, где он женился ради денег на старой и некрасивой вдове. Жену он держал впроголодь, та начала чахнуть и через три года такой жизни умерла. Николай ни на миг не почувствовал себя виноватым в её смерти.

Наконец, он начал «высматривать себе имение» и выбрал совсем не то, о чём мечтал. Не было там ни фруктового сада, ни прудов с карасями, ни крыжовника. Была только река, загрязнённая кирпичным и костопальныи заводами, между которыми и находилось имение. Николай, однако, не горевал, посадил двадцать кустов крыжовника «и зажил помещиком».

В прошлом году Иван Иваныч проведал брата в имении, названном Гималайским. Встретила его толстая кухарка, похожая на свинью. Николай постарел, растолстел и тоже стал похож на свинью. Он стал с гордостью показывать брату имение, и Иван Иваныч с горечью увидел, что «робкий бедняга-чиновник» стал настоящим барином.

Николай судился с обоими заводами, заставлял мужиков называть себя «высокобла­городием», «и добрые дела творил не просто, а с важностью». На свои именины он служил молебен и ставил мужикам полведра водки, считая, что так положено.

Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение, самое наглое.

Когда-то Николай боялся иметь собственное мнение, а теперь решил, что знает народ, и изрекал «одни только истины»: образование для народа необходимо, но преждевременно, а телесные наказания в общем вредны, но иногда полезны и необходимы. Он считал себя дворянином, забыв, что его отец был солдатом, и гордился своей несообразной фамилией.

Вечером кухарка поставила на стол тарелку крыжовника — первый урожай с посаженных Николаем кустов. Ягоды были твёрдые и кислые, но Николай ел их с жадностью и нахваливал. Иван Иваныч видел перед собой «счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась так очевидно», и им овладело «тяжёлое чувство, близкое к отчаянию».

Ночью Иван Иваныч слышал, как брат то и дело подходит к тарелке с крыжовником и ест его. Он думал, что мы видим только вот таких довольных всем людей, которые заслоняют «то, что страшно в жизни» — вырождение, пьянство, лицемерие, враньё. Только немая статистика знает, сколько людей сошло с ума от пьянства, сколько детей умерло с голоду.

…очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут своё бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно.

Иван Иваныч понял, что он тоже всегда был доволен, счастлив и часто самодовольно рассуждал о народе, образовании, вере и свободе. Он считал, что и с образованием, и со свободой надо подождать, но теперь уверен, что несправедливо ждать, когда страдают люди. Неужели стоять возле рва и дожидаться, что он затянется илом, лучше, чем перепрыгнуть через него или построить мост?

От брата Иван Иваныч уехал рано утром и с тех пор невзлюбил город. Ему стало ненавистно мещанское счастье, выглядывающее из каждого окна. При виде его Иван Иваныч раздражается, скорбит и сожалеет, что слишком стар для борьбы.

Закончив рассказ, Иван Иваныч попросил Алёхина не успокаиваться, не давать счастью усыпить себя, а делать добро, ведь смысл жизни не в счастье, «а в чём-то более разумном и великом».

Буркину и Алёхину рассказ Ивана Иваныча показался скучным и неинтересным. Они сидели в красивой комнате с портретам дам и господ на стенах, и здесь хотелось слушать рассказы о красивых женщинах, а не о чиновнике, «который ел крыжовник».

Наконец, все легли спать. В окна всю ночь стучал дождь.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

Краткое содержание «Крыжовник»

Всего получено оценок: 4141.

О произведении

Рассказ «Крыжовник» Чехова был написан в 1898 году и считается одним из лучших произведений русской классической литературы XIX века. Он вошел в «Маленькую трилогию» автора, включающую также рассказы «Человек в футляре» и «О любви».

На сайте можно читать онлайн краткое содержание «Крыжовника» без предварительной регистрации.

крыжовник про что чехов. Смотреть фото крыжовник про что чехов. Смотреть картинку крыжовник про что чехов. Картинка про крыжовник про что чехов. Фото крыжовник про что чехов

Место и время действия

События рассказа происходят в конце XIX века в царской России, в имении Софьино.

Главные герои

Краткое содержание

Иван Иваныч и Буркин шли по полю. Впереди виднелось село Мироносицкое. Буркин попросил спутника рассказать обещанную ранее историю. Однако неожиданно пошел дождь, и мужчины решили укрыться от непогоды у Алехина в Софьино. Хозяин встретил их на пороге одного из амбаров за работой – мужчина был весь в пыли, в грязной одежде. Алехин очень обрадовался гостям и пригласил их в дом.

Сходив в купальню, гости и хозяин расположились в креслах. Служанка подала чай с вареньем, и Иван Иваныч приступил к обещанному рассказу.

Иван Иваныч неожиданно поднялся и подошел к Алехину. Он начал пожимать хозяину руки, прося не успокаиваться, продолжать делать добро, ведь смысл жизни именно в этом, а не в личном счастье.

Потом все сидели и молчали. Алехину хотелось спать, но ему было интересно с гостями. В то, что говорил Иван Иваныч, он не вникал – слова врача не имели отношения к его жизни.

крыжовник про что чехов. Смотреть фото крыжовник про что чехов. Смотреть картинку крыжовник про что чехов. Картинка про крыжовник про что чехов. Фото крыжовник про что чехов

Заключение

Пересказ «Крыжовника» будет интересен школьникам, а также всем, кто интересуется творчеством А. П. Чехова и русской литературой.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Источник

Краткое содержание Крыжовник Чехова

Однажды, навещая брата, Иван Иваныч заметил, что тот изменился в худшую сторону – постарел, располнел, завел манеру выражаться, как чиновники, говоря красноречивыми, но ничего не значащими фразами. Николай угощал Ивана крыжовником и, видимо, его вполне удовлетворяло то, к чему он стремился.

Иван Иваныч после визита к брату задумался о том, что тот слишком счастлив. Ведь существует столько страдающих людей в мире… Разве можно быть счастливым, зная об этом? Пребывая в счастье, невозможно быть глухим и слепым к тем, кто несчастен, поэтому каждому счастливому человеку должен кто-то напоминать о том, что с тобой может тоже случиться несчастье, а другие не увидят и не услышат этого. Свой рассказ Иван Иваныч подытоживает словами о том, что смысл жизни состоит не в личном счастье, а в добре, которое должен творить каждый.

Приятелям Ивана Иваныча история не совсем понравилась. Алехин недоумевает, поскольку философия Ивана Иваныча не имеет ничего общего с его жизнью, которую тот проводит в подсчетах своего хозяйства. Но ему радостно, что гостям есть о чем поболтать. Однако уже поздно, поэтому все трое идут спать.

История Николая Иваныча учит тому, что человек может обманываться, забывая об истинном счастье в погоне за мнимым. Автор от лица рассказчика пытается внушить читателю, что истинное счастье заключается в свершении добрых дел и помощи тем, кто нуждается.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Чехов. Все произведения

Крыжовник. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Настя и её брат Митраша после смерти родителей остаются сиротами. Ребята живут одни в своём доме в селе. Первое время им помогают односельчане, но позже брат с сестрой приучаются самостоятельно согласовано вести хозяйство.

Георгий Скребицкий родился в 1903 году. В возрасте 4-х лет он был усыновлен. Отчим Георгия, заядлый охотник и любитель живой природы, брал мальчика на охоту. В лесу, отчим не столько охотился

Действие разворачивается в период окончания войны. Советская армия захватила город, и вдруг начался налет фашистских истребителей. Иван Волок бежал за сержантом, но не догнал. И тут перед ним возникли два фашиста. Иван одного пристрелил, а второй сбежал.

Произведение является особой формой обращения к русскому крестьянству, в которой выражается отношение народа в виде недовольства к проведенной реформой по отмену крепостного права.

Источник

Рассказ Чехова «Крыжовник»: краткое содержание и анализ

«Крыжовник» Чехова. Краткое содержание. Читать рассказ полностью. Кратчайшее содержание, подробный пересказ и анализ произведения. Литература.

крыжовник про что чехов. Смотреть фото крыжовник про что чехов. Смотреть картинку крыжовник про что чехов. Картинка про крыжовник про что чехов. Фото крыжовник про что чехов

«Крыжовник» — рассказ Антона Павловича Чехова, написанный в 1898 году. Входит в так называемую «Маленькую трилогию» вместе с рассказами «Человек в футляре» и «О любви».

«Крыжовник». Кратчайшее содержание

Ветеринар Иван Иваныч рассказывает приятелям про своего брата, Николая Иваныча Чимшу-Гималайского. Тот служил чиновником и всю жизнь мечтал о дворянском поместье, обязательно с кустами крыжовника. Николай Иваныч копил деньги, женился по расчету и к старости смог исполнить свою мечту. Теперь у него есть имение и желанный крыжовник.

Однажды брат, приехав к Николаю Иванычу в гости, задумывается: неужели тарелка с крыжовником — это счастье, к которому стоило идти всю жизнь? Иван Иваныч решает, что в жизни важно творить добро. Но сам он уже слишком стар, чтобы бороться с несправедливостью мира.

Подробное изложение с цитатами

Ветеринар Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин идут через поле. Оба устали от долгой прогулки, в небе собираются тучи. Буркин напоминает, что спутник хотел рассказать ему какую-то историю. Иван Иваныч подтверждает, что хотел поведать о своем брате.

Однако начинается дождь, и оба спешат укрыться в доме у знакомого помещика Алехина, живущего неподалеку. Тот принимает гостей радушно. Они моются, Иван Иваныч с наслаждением купается в пруду. Затем все переодеваются в халаты и за чаем с вареньем Иван Иваныч все-таки начинает обещанный рассказ о брате.

Николай Иваныч младше на пару лет. Детство братьев прошло «на воле», в имении отца, который в свое время дослужился до офицера и стал потомственным дворянином.

После смерти отца поместье забрали за долги, и с тех пор у Николая Иваныча родилась мечта — однажды «купить себе маленькую усадебку где-нибудь на берегу реки или озера». Так он и служил долгие годы чиновником в казенной палате, тоскуя о природе и мечтая о переезде в деревню.

Сам Иван Иваныч этой мечты не понимал: «Этому желанию запереть себя на всю жизнь в собственную усадьбу я никогда не сочувствовал. Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа».

А Николай у себя в канцелярии воображал, как однажды будет есть домашние щи на зеленой травке, «спать на солнышке, сидеть по целым часам за воротами на лавочке и глядеть на поле и лес». Он любил книги по сельскому хозяйству, читал в газетах объявления о продаже усадеб. И почему-то всегда в его фантазиях присутствовал крыжовник.

Жил чиновник скупо: «недоедал, недопивал, одевался бог знает как, словно нищий», каждую копейку откладывая в банк. Старшему брату было «больно глядеть на него». После 40 лет Николай Иваныч женился на старой и некрасивой вдове, исключительно ради денег. Жену он держал в черном теле, «впроголодь», а деньги положил в банк на свое имя. Супруга стала чахнуть и спустя три года умерла.

Овдовев, Николай Иваныч наконец купил имение. В усадьбе не было ни желанного пруда, ни фруктового сада. Зато рядом были два завода, из-за чего вода в ближайшей речке была «цветом как кофе». Николай Иваныч, впрочем, был доволен: выписал двадцать кустов крыжовника и зажил помещиком, добавив свою фамилию к названию имения — Чумбароклова Пустошь, Гималайское тож.

В прошлом году Иван Иваныч заезжал проведать брата. Имение показалось ему неуютным: везде канавы, заборы, ряды елок. Толстая собака и толстая кухарка, похожие на свиней. Сам Николай Иваныч встретил гостя, сидя в постели. Он набрал вес, постарел и обрюзг — «того и гляди, хрюкнет в одеяло».

Из робкого чиновника Николай Иваныч превратился в настоящего барина. Полюбил говорить «мы, дворяне», хотя дед его был простым крестьянским мужиком, а отец — солдатом. Обижался, если мужики не называли его «ваше благородие». Обо всем судил с важным видом: «Образование необходимо, но для народа оно преждевременно».

Ивана Иваныча потряс момент, когда вечером к чаю кухарка подала полную тарелку крыжовника — первого урожая, выращенного на своей земле.

Николай Иваныч засмеялся и минуту глядел на крыжовник, молча, со слезами, — он не мог говорить от волнения, потом положил в рот одну ягоду, поглядел на меня с торжеством ребёнка, который наконец получил свою любимую игрушку, и сказал:

И он с жадностью ел и всё повторял:

— Ах, как вкусно! Ты попробуй!

Брату крыжовник не понравился, «было жестко и кисло». Но он не стал портить хозяину удовольствие.

крыжовник про что чехов. Смотреть фото крыжовник про что чехов. Смотреть картинку крыжовник про что чехов. Картинка про крыжовник про что чехов. Фото крыжовник про что чеховНиколай Гриценко в роли Николая Иваныча в фильме «Крыжовник» 1967 года

Ночью Иван Иваныч слышал, что брат в соседней комнате не спит, а то и дело подходит к тарелке с крыжовником и берет по ягодке.

Иван Иваныч был поражен. Он видел перед собой счастливого человека, чья заветная мечта осуществилась, но им самим овладело «тяжелое чувство, близкое к отчаянию». Он стал думать, как много в мире довольных и счастливых людей, которые не замечают чужих страданий. Такие люди не видят бедности, голода, пьянства и лицемерия: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные».

Рассказчик понял, что дело тут не в брате, а в нем самом. Он сам такой же «довольный и счастливый человек». Он тоже с важным видом любил говаривать, что нельзя торопиться со свободой для всех. А тут вдруг задумался: зачем ждать?

С тех пор ветеринару Ивану Иванычу стал невыносим город. Он погрузился в грустные раздумья: «Я уже стар и не гожусь для борьбы, я неспособен даже ненавидеть. Я только скорблю душевно, раздражаюсь, досадую, по ночам у меня горит голова от наплыва мыслей, и я не могу спать. Ах, если б я был молод!»

Затем он обращается к помещику Алехину и просит: «Пока вы молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чём-то более разумном и великом. Делайте добро!» Все это он говорил с какой-то «жалкой, просящею улыбкой».

После трое мужчин сидели в разных углах в креслах и молчали. Рассказ показался Буркину и Алехину скучным: подумаешь, помещик ест крыжовник! Затем разошлись спать. «Господи, прости нас грешных!» — сказал Иван Иваныч и укрылся с головой. Дождь стучал в окна всю ночь.

Фильм «Крыжовник»

В 1967 году по мотивам чеховского рассказа был снят фильм с Александром Борисовым, Николаем Гриценко, Юрием Яковлевым и Всеволодом Платовым.

Изначальная идея рассказа и спор Чехова с Толстым

Название рассказа и основу сюжета Чехов записал еще в 1895 году, за три года до публикации. По первоначальной задумке, произведение должно было выглядеть так:

Позднее Чехов записал еще одну деталь: «Крыжовник был кисел: «Как глупо», сказал чиновник и умер». Однако в итоговой версии рассказа нет ни смерти, ни сожалений главного героя. Финал стал менее однозначным, открытым.

Судя по записным книжкам 1898 года, от лица Ивана Иваныча Чехов стремился поспорить с рассказом Льва Толстого «Много ли человеку земли нужно». Именно поэтому он добавил слова о том, что три аршина земли достаточно «не человеку, а трупу», что «человеку нужен весь земной шар».

Анализ: тема, проблематика, герои и вывод

Рассказы Чехова принято называть юмористическими, хотя многие из них вовсе не смешны. Так и «Крыжовник» проникнут грустным, философским настроением. Заметное место отведено описаниям дождливой природы, деталям деревенской жизни. Все это создает особое элегическое настроение.

Тема произведения — человеческое счастье. Устами рассказчика, Ивана Иваныча, автор ставит проблему: может ли быть целью жизни кислый крыжовник в собственной усадьбе? Достижимо ли вообще счастье в мире, где столько страданий?

В рассказе противопоставляются два брата, об одном из которых читатель знаешь лишь с чужих слов. Для Николая Иваныча мечта — вырваться в деревню, наслаждаться простыми помещичьими радостями в собственном имении. Ради этого он готов большую часть жизни провести в канцелярии, жениться по расчету, экономить на всем.

А вот у Ивана Иваныча нет столь простого желания, ему нужны весь мир и природа, «где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа». Цель жизни — творить добро. Вот только понимает это он слишком поздно, в пожилом возрасте. Не зря встреча родственников описана словами: «Мы обнялись и всплакнули от радости и от грустной мысли, что когда-то были молоды, а теперь оба седы и умирать пора».

Иван Иваныч, вроде бы разгадавший для себя секрет человеческого счастья, пытается донести это открытие до молодого еще помещика Алехина, но тот не понимает смысла истории и откровенно скучает. Финал остается открытым, давая читателю продолжить размышления самому.

Источник

Крыжовник (Чехов)

Встретившиеся на охоте ветеринарный врач Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин шли по полю.

Буркин предложил Ивану Иванычу рассказать обещанную накануне вечером поучительную историю, но тут начался сильный и затяжной дождь. Стало не до рассказов, и учитель предложил Ивану Иванычу укрыться у их общего знакомого Алёхина, поместье которого находилось неподалёку.

Алёхина приятели нашли возле веялки. Был он немыт, давно небрит и одет в кальсоны и грязную рубаху, подпоясанную верёвкой. Когда он вместе с гостями отправился мыться в купальню, «вода около него стала тёмно-синей, как чернила».

Алёхин принял гостей радушно, поселил в парадных комнатах. Прислуживала им молодая и очень красивая горничная. До истории Ивана Иваныча очередь дошла только после ужина.

Ветеринар рассказал о своём младшем брате Николае.

Отец их из простых солдат дослужился до офицера, оставив сыновьям наследный дворянский титул и маленькое имение. После смерти отца имение «оттягали за долги», Иван Иваныч «пошёл по учёной части», а Николай стал мелким чиновником.

В «казённой палате» Николай тосковал, вспоминал детство, проведённое в поместье, на лоне природы, и мечтал о собственной усадебке. Иван Иванович не поддерживал мечтаний своего доброго и кроткого брата, считая, что прятаться в усадьбе «от борьбы, от житейского шума» – это проявление лени и эгоизма, своего рода «монашество без подвига».

Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа.

Просиживая штаны в канцелярии, Николай читал сельскохозяйственные книжки, советы в календарях и копил на усадебку с барским домом, садом, прудом с гусями и карасями. И в каждой его мечте непременно присутствовали кусты крыжовника, ставшие для Николая символом барской жизни.

Жил Николай скупо, недоедал и каждую сэкономленную копейку нёс в банк. Шли годы. Николая перевели в другую губернию, где он женился ради денег на старой и некрасивой вдове. Жену он держал впроголодь, та начала чахнуть и через три года такой жизни умерла. Николай ни на миг не почувствовал себя виноватым в её смерти.

Наконец, он начал «высматривать себе имение» и выбрал совсем не то, о чём мечтал. Не было там ни фруктового сада, ни прудов с карасями, ни крыжовника. Была только река, загрязнённая кирпичным и костопальным заводами, между которыми и находилось имение. Николай, однако, не горевал, посадил двадцать кустов крыжовника «и зажил помещиком».

В прошлом году Иван Иваныч проведал брата в имении, названном Гималайским. Встретила его толстая кухарка, похожая на свинью. Николай постарел, растолстел и тоже стал похож на свинью. Он стал с гордостью показывать брату имение, и Иван Иваныч с горечью увидел, что «робкий бедняга-чиновник» стал настоящим барином.

Николай судился с обоими заводами, заставлял мужиков называть себя «высокоблагородием», «и добрые дела творил не просто, а с важностью». На свои именины он служил молебен и ставил мужикам полведра водки, считая, что так положено.

Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение, самое наглое.

Когда-то Николай боялся иметь собственное мнение, а теперь решил, что знает народ, и изрекал «одни только истины»: образование для народа необходимо, но преждевременно, а телесные наказания в общем вредны, но иногда полезны и необходимы. Он считал себя дворянином, забыв, что его отец был солдатом, и гордился своей несообразной фамилией.

Вечером кухарка поставила на стол тарелку крыжовника – первый урожай с посаженных Николаем кустов. Ягоды были твёрдые и кислые, но Николай ел их с жадностью и нахваливал. Иван Иваныч видел перед собой «счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась так очевидно», и им овладело «тяжёлое чувство, близкое к отчаянию».

Ночью Иван Иваныч слышал, как брат то и дело подходит к тарелке с крыжовником и ест его. Он думал, что мы видим только вот таких довольных всем людей, которые заслоняют «то, что страшно в жизни» – вырождение, пьянство, лицемерие, враньё. Только немая статистика знает, сколько людей сошло с ума от пьянства, сколько детей умерло с голоду.

…очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут своё бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно.

Иван Иваныч понял, что он тоже всегда был доволен, счастлив и часто самодовольно рассуждал о народе, образовании, вере и свободе. Он считал, что и с образованием, и со свободой надо подождать, но теперь уверен, что несправедливо ждать, когда страдают люди. Неужели стоять возле рва и дожидаться, что он затянется илом, лучше, чем перепрыгнуть через него или построить мост?

От брата Иван Иваныч уехал рано утром и с тех пор невзлюбил город. Ему стало ненавистно мещанское счастье, выглядывающее из каждого окна. При виде его Иван Иваныч раздражается, скорбит и сожалеет, что слишком стар для борьбы.

Закончив рассказ, Иван Иваныч попросил Алёхина не успокаиваться, не давать счастью усыпить себя, а делать добро, ведь смысл жизни не в счастье, «а в чём-то более разумном и великом».

Буркину и Алёхину рассказ Ивана Иваныча показался скучным и неинтересным. Они сидели в красивой комнате с портретами дам и господ на стенах, и здесь хотелось слушать рассказы о красивых женщинах, а не о чиновнике, «который ел крыжовник».

Наконец, все легли спать. В окна всю ночь стучал дождь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *