ксу в самолете что это
Российский учебно-боевой самолет нового поколения ЯК-130
Использование для обучения новейших боевых машин типа МиГ-29 или Су-27 очень дорого, применение специальных учебных самолетов обходится на порядок дешевле. Учебно-тренировочный самолет можно использовать в локальных конфликтах в качестве легкого штурмовика.
В ВВС России до последнего времени основным учебно-тренировочным самолетом был чехословацкий L-39 «Альбатрос», который был принят на вооружение еще в 1971 году. Самолет этот уже давно устарел и морально, и физически. Его производство было остановлено в 1999 году. Создание учебно-тренировочного самолета, который бы отвечал современным требованиям, уже давно было очевидным. Но только в 2010 году новый учебный самолет Як-130 приняли на вооружение российской армии, он является первым серийным боевым самолетом, созданным после распада СССР. Другие самолеты, которые появлялись в последние годы являются более или менее глубокими модернизациями самолетов, созданными еще в советский период.
История создания Як-130 сложна и драматична, она заняла более двадцати лет.
История создания
В 1972 году в серийное производство был запущен чехословацкий учебно-боевой самолет L-39, оснащенный двухконтурным турбореактивным двигателем АИ-25ТЛ советского производства. Эта машина стала основным учебно-тренировочным самолетом стран Варшавского договора. L-39 – это простой и надежный самолет, с прекрасными техническими характеристиками, на котором обучалось не одно поколение курсантов.
Уже в конце 80-х годов прошлого столетия стало понятно, что L-39 устарел, и для нормальной подготовки летчиков новейших боевых машин четвертого поколения МиГ-29 и Су-27 нужен новый учебный самолет.
В начале 1990 года главнокомандующий ВВС СССР маршал авиации Ефимов поставил специалистам ОКБ им. Микояна задание создать новый учебно-тренировочный самолет. В начале 1991 года был объявлен конкурс, в нем участвовали основные КБ Советского Союза.
Из всех предложенных проектов были выбраны учебные комплексы, разработанные в КБ им. Яковлева и в микояновском КБ. Потом рухнул СССР, в 90-е годы средств на разработку проекта не имели ни конструкторские бюро, ни Министерство обороны РФ. Поэтому российские конструкторы работали совместно с зарубежными партнерами: самолет Як-130 создавался вместе с итальянской компанией Alenia Aermacchi, а ОКБ им. Микояна работало в кооперации с французскими компаниями. Через некоторое время итальянская компания вышла из проекта, забрав свою часть технической документации, и вскоре итальянцы создали собственный учебный самолет – М-346. Планер этих самолетов почти не отличался, а вот двигатели и оборудование было очень разным. Сегодня М-346 является, по сути, конкурентом Як-130, хотя во многом эти самолеты похожи.
В 1996 году Як-130 совершил свой первый полет, в этом же году поднялся в воздух и МиГ-АТ – творение микояновских конструкторов.
В 2001 году государственная комиссия признала самолет Як-130 победителем конкурса, а в 2004 году в воздух поднялся первый серийный самолет. Серийная машина имела некоторые доработки. Як-130 окончательно стал учебно-боевым самолетом, он был оснащен РЛС, была усовершенствована аэродинамическая форма машины, на нем установили дополнительные точки подвески для ракетного вооружения и системы радиоэлектронной борьбы.
В 2011 году на основе этой машины был создан легкий штурмовик. Серийная сборка Як-130 планируется на авиазаводах в Нижнем Новгороде и Иркутске, в течение следующих 10-15 лет он должен полностью заменить устаревшие L-39. Хотя он значительно дороже, чем L-39, но Як-130 – это учебный самолет нового поколения, который позволяет готовить летчиков современных боевых машин. Характеристики машины позволяют использовать ее в качестве легкого штурмовика, самолета-разведчика, истребителя-бомбардировщика и самолета радиоэлектронной борьбы. На его базе планируют сделать новейший ударный беспилотник.
Общее описание
Як-130 – это настоящий учебно-тренировочный комплекс, используя который будущие летчики могут овладеть практическими навыками пилотирования самолетов четвертого и пятого поколения, включая такие машины, как истребитель Су-27, истребитель МиГ-29 и штурмовик Су-25.
На этом самолете курсанты могут отработать взлет и посадку, управление самолетом на предельных режимах полета, навигацию, действия при нештатных ситуациях, выполнение боевых заданий, полеты в составе группы и многие другие задачи.
На этом самолете можно обучать пилотов таких машин, как МиГ-29, Су-30, F-16, F-22, «Мираж», «Хариер», F-15, JSF. По соотношению цены и качества эта машина является одной из лучших в настоящее время на мировом рынке. Можно сказать, что Як-130 – это учебно-тренировочный комплекс нового поколения.
Самолет имеет классическую схему компоновки со среднерасположенным крылом с развитыми наплывами на передней кромке. Воздухозаборники находятся под наплывами крыльев. Горизонтальное оперение – цельноповоротное. Высокие аэродинамические свойства крыла и фюзеляжа позволяют самолету выполнять маневры на больших углах атаки.
Самолет оснащен двумя двигателями АИ-222-25, которые имеют высокие технические характеристики, есть еще и вспомогательная силовая установка, обеспечивающая запуск маршевого двигателя, электропитание и подачу воздуха в кабину.
Баки находятся в крыльях и фюзеляже, возможно использование подвесных топливных баков. Самолет имеет просторную и удобную двухместную кабину, в которой инструктор находится сзади и немного выше курсанта. В кабине установлены два катапультируемых кресла, которые обеспечивают надежную эвакуацию экипажа на всех режимах полета и скоростях.
Як-130 имеет трехопорное шасси, которое обеспечивает взлет и посадку даже на грунтовых взлетно-посадочных полосах.
Этот самолет оборудован системой управления КСУ-130, которая позволяет выполнять функции активной системы безопасности полета и его автоматического управления. С ее помощью можно менять полетные характеристики самолета, в зависимости от типа самолета, для которого обучается будущий пилот. В кабине расположены несколько удобных жидкокристаллических мониторов, на которые поступает подробная о работе систем самолета.
Навигационная система машины включает в себя инерциально-спутниковую систему, радионавигационную систему, радиовысотомер, приёмник спутниковой навигационной системы.
Чтобы повысить ремонтопригодность создатели самолета полностью отказались от композитных материалов, машина сделана полностью из алюминия.
До 2020 года в ВВС России должно быть передано 65 самолетов Як-130.
Технические характеристики
Ниже указаны ттх самолета Як-130.
Взлётная масса, кг: | |
Нормальная | 5700 |
Максимальная | 9000 |
Длина, м | 11,49 |
Размах крыла, м | 9,72 |
Площадь крыла, м2 | 23,5 |
Высота, м | 4,76 |
Запас топлива, кг: | |
Максимальный | 1750 |
максимальный с 2 ПТБ | 2650 |
Практическая дальность (без ПТБ), км | 2000 |
Взлётная тяга, кгс | 2х2500 |
Двигатель | 2 × ТРД АИ-222-25 |
Тяговооружённость | до 0,88 |
Скорость, км/ч: | |
максимальная для горизонтального полёта | 1050 |
взлётная | 200 |
посадочная | 195 |
Длина разбега, м | 380 |
Длина пробега, м | 670 |
Максимальная высота полёта, м | 12500 |
Эксплуатационная перегрузка | +8/-3 |
Ксу в самолете что это
УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ ЯК-130. TRAINING-COMBAT AIRPLANE YAK-130
УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ ЯК-130 TRAINING-COMBAT AIRPLANE YAK-130 Специалисты Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков им. А.К. Серова приступили к приему новой партии самолетов Як-130 на заводе-изготовителе. Как сообщают споттеры, 13 февраля 2020 года во время промежуточной посадки в Новосибирске в аэропорту Толмачево были засняты два новых учебно-боевых самолета Як-130, совершающих перелет с Иркутского авиационного завода (ИАЗ) ПАО «Корпорация «Иркут» в Европейскую часть страны в состав Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков (КВВАУЛ) имени А. К. Серова.Самолеты имеют красные бортовые номера «01» и «02» и стали первыми Як-130, полученными ВКС России с октября 2018 года. УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ ЯК-130 На Як-130 установлено бортовое радиоэлектронное оборудование самого современного уровня: цифровая комплексная электродистанционная система управления, «стеклянная» кабина, цифровой прицельно-пилотажный навигационный комплекс Самолёт оснащён электродистанционной комплексной системой управления, выполняющей функции системы автоматического управления и активной системы безопасности полета и позволяющей, в учебных целях, репрограммировать характеристики устойчивости и управляемости в зависимости от типа имитируемого самолёта. В условиях недостатка государственного финансирования для развития проекта было решено объединить усилия «ОКБ им.А.С.Яковлева» и компании Aermacchi (Италия). Сотрудничество по программе продолжалось с 1993 по 1999 год. Иркутский авиационный завод (ИАЗ, филиал корпорации «Иркут») в мае 2013 года поставил в учебный авиационный центр ВВС России в Борисоглебске (Воронежская обл.) очередные три учебно-боевых самолета Як-130. Это первая партия иркутских Як-130 для ВВС в 2013 г. В июне 2013 года летчики Борисоглебской учебной авиационной базы Военного учебно-научного центра ВВС «Военно-воздушная академия им. Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина» совершили перегон 3 учебно-боевых самолетов Як-130 с заводского аэродрома ОАО «Корпорация «Иркут» к месту постоянного базирования в Борисоглебск. Самолеты проследовали по маршруту Иркутск — Борисоглебск, осуществив две промежуточные посадки на аэродромах Новосибирска и Челябинска для дозаправки и отдыха экипажа. В апреле 2014 года произошла катастрофа Як-130 в 20 километрах от взлетно-посадочной полосы аэропорта под Ахтубинском. Отказ техники стал причиной крушения в Астраханской области учебно-тренировочного самолета Як-130. Летчики по команде руководителя полета катапультировались. Но один из них погиб. Оба летчика — из Борисоглебского центра ВВС. Самолет выполнял тренировочный полет. На земле жертв и разрушений нет. Для расследования этого летного происшествия создана комиссия. Члены комиссии в ближайшее время начнут свою работу. В Концерне «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Госкорпорации Ростех в декабре 2014 года состоялось расширенное заседание по вопросам обеспечения эксплуатационной надежности и летной годности современного учебно-боевого самолета ЯК-130. В рамках мероприятия принято решение о дальнейшей работе КРЭТ по модернизации высокоинтеллектуальной авионики для «умного» самолета, на котором будут проходить обучение летчики будущего. В заседании приняли участие представители Минобороны России и Корпорации «Иркут», руководители КРЭТ и ряда его предприятий, поставляющих уникальное оборудование для ЯК-130. Открыл заседание заместитель Министра промышленности и торговли РФ Юрий Слюсарь. К апрелю 2015 года Научно-производственный центр газотурбостроения «Салют» освоил полный цикл производства и начал поставки авиастроителям авиадвигателей АИ-222-25 для учебно-боевых самолетов Як-130. Ранее авиадвигатель производился в кооперации с украинскими предприятиями «Мотор Сич» и «Ивченко Прогресс» в соотношении 50:50. Самым сложным для «Салюта» было освоение производства «горячей» части двигателя (газогенератора), которая поставлялась из Запорожья (Украина). Сейчас «Салют» полностью освоил производство «горячей» части двигателя АИ-222-25. 7 и 9 мая в рамках празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне самолеты Су-30СМ и Як-130 производства ОАО «Корпорация «Иркут» впервые приняли участие в четырех воздушных парадах. 7 октября 2015 года начался перегон из Иркутска в состав 200-й учебной авиационной базы недавно восстановленного Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков (КВВАУЛ) имени А. К. Серова в Армавире (Краснодарский край) первых четырех учебно-боевых самолетов Як-130, построенных Иркутским авиационным заводом (ИАЗ) ОАО «Корпорация «Иркут» по программе 2015 года и принятых ВКС России накануне. Это первые самолеты Як-130, построенные ИАЗ для ВКС России по программе 2015 года, и, предположительно, первые построенные по дополнительному контракту Министерства обороны России с Корпорацией «Иркут» на постройку для ВВС (ВКС) десяти самолетов Як-130, переведенных из опциона к контракту 2011 года на 55 машин, завершенному «Иркутом» в конце 2014 года. Согласно проекту годового отчета ПАО «Научно-производственная корпорация «Иркут» за 2015 год, в 2015 году Корпорация «Иркут» завершила производство и поставку учебно-боевых самолётов Як-130 по действующим контрактам для Министерства обороны Российской Федерации. Воздушно-космические силы (ВКС) России по состоянию на начало 2016 года получили уже более 60 учебно-боевых самолетов Як-130, сообщил официальный представитель корпорации «Иркут» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию) на ависалоне Singapore Airshow 2016. Объединенная двигателестроительная корпорация (входит в «Ростех») полностью заменила украинские комплектующие для двигателя учебно-боевого самолета Як-130 отечественными, об этом сообщил заместитель гендиректора ОДК Виталий Клочков в августе 2016 года. «Теперь этот двигатель (АИ-222-25) полностью изготавливается НПЦ газотурбостроения «Салют» из российских комплектующих, производимых головным предприятием [в Москве] и омским филиалом», — сказал менеджер. Опытный образец перспективного двигателя СМ-100 для легких учебных и боевых самолетов будет изготовлен в 2018 году, сообщил в августе 2016 года технический директор НПЦ газотурбостроения «Салют» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию, ОДК) Сергей Ляшенко. Уфимское научно-производственное предприятие «Молния», входящее в состав холдинга «Технодинамика» Госкорпорации Ростех в январе-сентябре 2016 года изготовило более 600 изделий для современного учебно-боевого самолета Як-130. А всего за 9 месяцев 2016 года предприятие произвело не менее трёх с половиной тысяч изделий для различных ВС. Звено новых учебно-боевых самолетов Як-130 в октябре 2016 года поступило в Армавирскую учебную авиационную базу. 22 октября 2016 года ВКС России получили первые четыре самолета Як-130, изготовленные по контракту от апреля 2016 года — самолеты с красными бортовыми номерами «40» (серийный номер 1308), «41» (серийный номер 1309), «42» (серийный номер 1310) и «43» (серийный номер 1311). Во время перелета с завода-изготовителя на аэродром постоянного базирования экипажи преодолели более 6 тыс. км, выполнив несколько промежуточных посадок для дозаправки топливом. 20 декабря 2016 года из Иркутска в Армавир вылетели еще три учебно-боевых самолета Як-130, построенных Иркутским авиационным заводом (ИАЗ) ПАО «Корпорация «Иркут» и переданных ВКС России — самолеты с красными бортовыми номерами «47» (серийный номер 1315), «48» (серийный номер 1316) и «49» (серийный номер 1317). Самолеты совершают перелет с промежуточными посадками в Новосибирске (Толмачево), Челябинске (Шагол) и Борисоглебске, и должны поступить в состав 200-й учебной авиационной базы в Армавире (Краснодарский край), обеспечивающей подготовку восстановленного Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков (КВВАУЛ) имени А. К. Серова. В мае 2017 года на АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» проведен научно-технический совет (НТС) по обсуждению результатов разработки технического проекта двигателя для учебно-боевого самолета Як-130. В заседании НТС приняли участие специалисты ведущих научных организаций промышленности и Минобороны России в области двигателестроения: ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова», АО «ОКБ им. А.С. Яковлева», ФГУБ «ЦНИИ ВВС» МО РФ, 929 ГЛИЦ МО РФ и предприятия- соисполнители проекта — АО «УНПП «Молния», АО «ОМКБ», АО «ЭПО «Сигнал». 18 мая 2017 года из Иркутска в европейскую часть России вылетели три новых учебно-боевых самолета Як-130 постройки Иркутского авиационного завода (ИАЗ) ПАО «Корпорация «Иркут». Машины имеют достаточно необычную нумерацию — красные бортовые номера «01», «50» и «100» (предположительные серийные номера 1318, 1319 и 1320). Это первые серийные Як-130, построенные ИАЗ для ВКС России по программе 2017 года. Один из курсантов во время тренировочного полёта на учебной авиационной базе ВВС Минобороны в Борисоглебске аварийно посадил самолёт, сообщили 21 июня 2017 г. Перед посадкой на Як-130 не вышла передняя стойка шасси. Курсант вместе с инструктором попытались совершить ряд манёвров, которые могли бы помочь выпустить стойку. Специалисты Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова в начале октября 2017 года приступили к приему новой партии учебно-боевых самолетов Як-130 на заводе-изготовителе. Международная авиационная федерация (Fédération Aéronautique Internationale, FAI) зарегистрировала рекорды, установленные летчиками-испытателями ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева» (в составе ПАО «Корпорация «Иркут») на учебно-боевом самолете Як-130. НОВЫЕ МИРОВЫЕ РЕКОРДЫ, УСТАНОВЛЕННЫЕ
|