кто и что в русском языке живое и неживое
Д еталь 2 (часть 3). Живое-неживое: одушевлённость имён существительных
Кажется, что с категорией одушевлённости знакомы все и ничего особенного в ней нет: если существительное обозначает нечто живое, то оно одушевлённое, если неживое — неодушевлённое. Но эта система быстро даёт сбой, когда узнаёшь, что слова «покойник» и «кукла» одушевлённые. Разбираемся, в чём фишка, и зачем вообще в этом разбираться.
Чтобы понять, одушевлённое существительное или нет, нужно помнить правило: во множественном числе форма винительного падежа у одушевлённых существительных совпадает с формой родительного. Например, род. падеж множ. числа слова мама — мам, вин. падеж множ. числа — мам. Эти формы совпадают, значит, существительное мама одушевлённое. У неодушевлённых существительных форма вин. падежа множ. числа совпадает с формой им. падежа множ. числа.
С точки зрения лексического значения, одушевлённые существительные действительно обозначают живых существ, а неодушевлённые — неживые объекты. Но это определение не совпадает с естественнонаучным пониманием о живом и неживом. Здесь речь идёт скорее о словах, которые соотносятся с живыми предметами. Например, слово лицо может обозначать часть тела или человека (например, мужчины или женщины). При этом от значения зависит, какой будет форма винительного падежа этого существительного. Сравните:
Мы видим испуганные лица ребят. Таких лиц — буквально застывших, запечатлевших эмоции от увиденного — мне видеть ещё не приходилось.
Действие закона, как нам объяснили, распространяется на физических и юридических лиц. Только у нас в посёлке почти нет юридических лиц. Физических лиц достаточно, а вот юридических…
В первом примере речь идёт о части тела, то есть о неживом предмете. Формы винительного и родительного падежей множественного числа существительного лицо в этом случае не совпадают. Следовательно, оно ведёт себя как неодушевлённое.
Во втором примере другая ситуация. Здесь мы видим словосочетания физическое лицо и юридическое лицо, в которых интересующее нас существительное ведёт себя одинаково — как одушевлённое. При этом обозначает живое существо (человека) оно только в первом из них. Словосочетанием юридическое лицо можно «зашифровать» только организацию, то есть неживой объект.
Бывает и так, что неодушевлённые существительные переходят в разряд одушевлённых. Например, слово болван (обрубок дерева) в прямом значении неодушевлённое. Но когда мы называем болваном человека, оно становится одушевленным. Так что нередко мы сами решаем, каким будет слово: «с душой» или «без души».
Кажется, что с категорией одушевлённости знакомы все и ничего особенного в ней нет: если существительное обозначает нечто живое, то оно одушевлённое, если неживое — неодушевлённое. Но эта система быстро даёт сбой, когда узнаёшь, что слова «покойник» и «кукла» одушевлённые. Разбираемся, в чём фишка, и зачем вообще в этом разбираться.
Чтобы понять, одушевлённое существительное или нет, нужно помнить правило: во множественном числе форма винительного падежа у одушевлённых существительных совпадает с формой родительного. Например, род. падеж множ. числа слова мама — мам, вин. падеж множ. числа — мам. Эти формы совпадают, значит, существительное мама одушевлённое. У неодушевлённых существительных форма вин. падежа множ. числа совпадает с формой им. падежа множ. числа.
С точки зрения лексического значения, одушевлённые существительные действительно обозначают живых существ, а неодушевлённые — неживые объекты. Но это определение не совпадает с естественнонаучным пониманием о живом и неживом. Здесь речь идёт скорее о словах, которые соотносятся с живыми предметами. Например, слово лицо может обозначать часть тела или человека (например, мужчины или женщины). При этом от значения зависит, какой будет форма винительного падежа этого существительного. Сравните:
Мы видим испуганные лица ребят. Таких лиц — буквально застывших, запечатлевших эмоции от увиденного — мне видеть ещё не приходилось.
Действие закона, как нам объяснили, распространяется на физических и юридических лиц. Только у нас в посёлке почти нет юридических лиц. Физических лиц достаточно, а вот юридических…
В первом примере речь идёт о части тела, то есть о неживом предмете. Формы винительного и родительного падежей множественного числа существительного лицо в этом случае не совпадают. Следовательно, оно ведёт себя как неодушевлённое.
Во втором примере другая ситуация. Здесь мы видим словосочетания физическое лицо и юридическое лицо, в которых интересующее нас существительное ведёт себя одинаково — как одушевлённое. При этом обозначает живое существо (человека) оно только в первом из них. Словосочетанием юридическое лицо можно «зашифровать» только организацию, то есть неживой объект.
Бывает и так, что неодушевлённые существительные переходят в разряд одушевлённых. Например, слово болван (обрубок дерева) в прямом значении неодушевлённое. Но когда мы называем болваном человека, оно становится одушевленным. Так что нередко мы сами решаем, каким будет слово: «с душой» или «без души».
Занятие «Скоро в школу». Слово – предмет. «Живое – неживое».
Тема: «Скоро в школу». Слово – предмет. «Живое – неживое».
Цель: Закрепление знаний о слове, как единице речи.
1. Закреплять словарь по л/теме «Школа».
2. Развивать фонематический слух (выбери картинку на заданный звук), закреплять умение делить слова на слоги.
3. Уточнить понятие – «слово», «слово – предмет», «живой/неживой предмет».
4. Дифференцировать понятия «живые и неживые» предметы (Упр. «Кто или что?»)
5. Развивать связную речь (Упр. «Загадай предмет» (описательный рассказ)
6. Развивать память, зрительное и слуховое восприятие, мелкую и общую моторику.
Оборудование: учебные предметы, предметные картинки, пособие «Что лишнее?».
«Доброе утро». Николай Красильников.
Придумано кем-то просто и мудро
— Доброго утра! Солнцу и птицам
Доброго утра! Улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
— А теперь поиграем в игру «Да-нет»
Пока в садик не ходили, всё, что знали, позабыли? (нет)
Вы сегодня наряжались? (да) Быстро в садик собирались? (да)
Много собралось детей? Вместе будет веселей?
Все красивы и бодры? Много сил у детворы?
В садик будем мы ходить, чтоб воспитанными быть?
Тот, кто садик посещает, тот быстрее вырастает?
На занятия лениться будем, а не учиться?
Закреплять словарь по л/теме «Школа» при отгадывании загадок.
Развивать фонематический слух (выбери картинку на заданный звук). Игра «Подбери предмет».
— Какие еще предметы вам будут нужны в школе? Поможем Незнайке собрать портфель. Ему нужны разные предметы. Он не успел запомнить, знает только первые звуки в названии предметов. Поможем?
— Незнайке нужен предмет на звук Ль, Ть, А, Р и т.д. (дети выбирают из предложенных предметов)
Уточнить понятие – «слово», «слово – предмет», «живой/неживой предмет».
— Назовите еще раз все предметы. Сколько их, посчитайте. А сколько слов вы назвали?
Сколько предметов, столько и слов. Предмет один и слово одно.
Игра «Живое – неживое»
— Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте. (Показываем предметы и спрашиваем – кто или что?) А теперь найдите разницу, когда я спрашивала КТО? а когда ЧТО?
Понятие живое – всё, что ест, пьёт, движется, растёт и размножается.
Далее детям предлагаем назвать слова, относящимся к живому или неживому (соревнование между рядами)
Собака, стол, петух, рыба сок, муха, машина, пирог
лапа, окно, рак, стол игрушки, овощи, животные, посуда
деревья, птицы, вода, солнце
Физкультминутка (аудиозапись «Если нравится тебе, то делай так»)
Развивать связную речь. Игра – соревнование «Загадай предмет» (описательный рассказ)
Ребенок выбирает предмет и описывает его, так, чтобы дети догадались, о чем он говорит.
(любые предметы – «живые и неживые»)
Развивать зрительное и слуховое восприятие, мелкую моторику.
Упражнение в тетради «Раздели слово на слоги».
Итог. Рефлексия. «Человечки настроений».
Детям раздаются по 3 карточки человечков: улыбающегося, спокойного, грустного.
В конце занятия проводится повторная рефлексия: покажите ту карточку, которая соответствует вашему настроению сейчас.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: «Скоро в школу». Слово – предмет. «Живое – неживое».
Цель: Закрепление знаний о слове, как единице речи.
Задачи:
1. Закреплять словарь по л/теме «Школа».
3. Уточнить понятие – «слово», «слово – предмет», «живой/неживой предмет».
4. Дифференцировать понятия «живые и неживые» предметы (Упр. «Кто или что?»)
5. Развивать связную речь (Упр. «Загадай предмет» (описательный рассказ)
6. Развивать память, зрительное и слуховое восприятие, мелкую и общую моторику.
Оборудование: учебные предметы, предметные картинки, пособие «Что лишнее?».
Номер материала: ДБ-208788
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
В Якутии проведут первую в РФ федеральную олимпиаду по родным языкам
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние утренники в школах и детсадах пройдут без родителей
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Трехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 году
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Неживая природа: определение, признаки и классификация
Отличать неживую и живую природу детей учат в начальной школе, но наиболее подробно эту тему рассматривают именно в 3-м классе. Зная главные нюансы, дети научатся правильно воспринимать окружающую среду и бережно относиться к объектам планеты.
Чтобы дети научились легко относить любые предметы к нужной сфере, следует объяснить им различия между разными предметами. Чаще всего проблема в определении сущности возникает при рассмотрении неживых объектов, которые часто путают с искусственными предметами, созданными человеком.
Понятия живой и неживой природы
Под природой понимается окружающая человека среда, которая зародилась и развивается без участия людей. В ней происходит взаимное сосуществование живых и неживых объектов. Живые создания способны дышать, расти, питаться и размножаться, тогда как неживые предметы не обладают такими признаками и практически не меняются.
Природные компоненты — это предметы, которые создаются природой, а не человеком. К живой природе относятся люди, звери, птицы, насекомые, растения, микробы и все, что растет, двигается, питается, развивается, дышит и живет. А к неживой природе относят все остальное.
Если уехать за город и оказаться там, где нет строений и изобретений человека, каждый может заметить, что его окружает множество объектов неживой природы. В стороне можно увидеть струящийся ручей, а вдали — вершины высоких гор. Взглянув вверх, можно лицезреть плывущие по небу облака и ласково пригревающее солнышко.
Эта природа выступает первичной, поскольку именно в ней произошло зарождение жизни на Земле. Все живое использует дары неживой среды и существует за ее счет, а после смерти становится ее частью. Срубленные стволы деревьев, опавшая листва, умершее животное — все это объекты неживой природы.
В рассмотрении темы часто возникают вопросы, к чему относятся такие предметы, как, например, кирпичи, стекло, автомобили, телефоны, дома. Все, что создано, руками человека, является искусственными объектами.
Признаки и особенности объектов
При сравнении неживых организмов с живыми можно сразу сказать, что они не способны дышать, питаться, расти, размножаться и умирать. Например, появившиеся однажды горы всегда будут устремлены своими вершинами в небо. Или планеты со звездами, возникшие миллиарды лет назад и выстроившиеся в определенные системы, так и существуют по сей день.
Объекты этой сферы можно распознать по следующим отличительным признакам:
Классификация
Во всем мире существует большое число предметов неживой природы. Огромное разнообразие объектов изучается специалистами химии, физики, геологии, гидрографии, астрологии и других наук.
Основная классификация объектов включает в себя три основные группы:
У объектов всех трех групп отсутствует потребность в дыхании, питании и размножении, однако многие из них являются жизненно необходимыми для людей, животных и растений.
Взаимосвязь с живыми организмами
Большая часть неживых объектов играет важную роль в жизнедеятельности живых организмов. Живая природа не может существовать без неживой, так как они полностью взаимосвязаны. Самыми важными предметами неживой среды являются:
Объекты неживой и живой природы имеют тесную связь между собой. Люди, животные и растения нуждаются в воздухе, воде и солнце. Растения могут жить только с почвой, водой, солнечным теплом и светом. А наличие в воде живых объектов — рыб, животных и микроорганизмов — способствует поддержанию ее химического состава. Узнав все эти нюансы, дети поймут, что необходимо беречь и защищать окружающую их среду, чтобы жить в гармонии с миром.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр «Луч»
пер. Тимирязевский, 9. Тел. 8-415-31-65-3-65
Елизовского муницыпального района
по разделу программы «Волшебное слово»:
«Расширение словарного запаса»
занятие на тему: «Понятия – «живое неживое»
I года обучения для обучающихся 4 лет.
Составила: Ушакова Екатерина Расимовна
Педагог дополнительного образования
г. Елизово, Камчатский край
Форма обучения: занятие
Тип занятия: обучающее
Вид занятия: тематическое, продолжительность 1 учебный час
Методы обучения: беседа, игра.
Тема занятия: «Понятия – «живое не живое»
Цель: дать понятие о словах, называющих предметы.
уточнить представление об одушевленных и неодушевленных предметах;
учить ставить к словам вопросы кто? что?;
развивать зрительное восприятие, мелкую и общую моторику; силу голоса, воздушную струю;
воспитывать умение самостоятельно выполнять задания и доводить их до конца;
воспитывать навыки сотрудничества.
1. Организационный момент.
Игра с мягким кубиком.
2. Артикуляционная гимнастика.
Педагог: Сегодня к нам на занятие пришёл кот из мультика «Попугай Кеша» Вот он. Давайте покажеи ему как мы здорово делаем зарядку для язычка.зарядку. (Пока педагог читает стихотворение дети выполняют артикуляционные упражнения)
— Пока я читаю стихотворение, вы выполняете упражнение.
Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
А потом закроем рот:
Отдыхает бегемот. (О. Перова)
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму. (О. Перова)
«Вкусное варенье» (Слайд 3)
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать. (М. Синицына)
Тёмная, как шоколадка.
Язычком пощёлкай громко –
Стук копыт услышишь звонкий. (М. Синицына)
2. Знакомство с новой темой.
а) Выполните, пожалуйста, мою просьбу.
Педагог: Куда бы, мы не пошли, чтобы мы не делали, нас окружают предметы. Сколько предметов, столько же слов. Каждый предмет называют словом.
б) Дифференциация «Живое – неживое»
Педагог: предметы бывают живые и неживые. Как вы думаете, какие предметы называют живыми?
Дети: кот, собака и т.д.
Педагог: правильно. А неживые?
Дети: стол, стул и т.д.
Педагог: Что бы хорошо запомнить и никогда не путать где живой предмет, а где неживой запомните, что у живых предметов есть сердце, а у неживых его нет. (Слайд 5) К живым предметам относятся рыбы, животные, люди, птицы, насекомые. У них у всех есть сердце.
в) Мультик «Толик и Болик»
Педагог: Скажите, ребята, живые предметы можно обижать?
Дети: Им больно, обидно и т.д.
Педагог: Еще ребята мы должны с вами запомнить, что живые предметы отвечают на вопрос Кто?, а неживые отвечают на вопрос Что?.
Это глазки. Вот. Вот. Показывают сначала левый глаз, потом – правый.
Это ушки. Вот. Вот. Берутся сначала за левое ухо, потом – за правое.
Это нос. Это рот. Одной рукой показывают рот, другой – нос.
Там спинка. Там живот. Одну ладошку кладут на спину, другую на живот.
Это ручка. Хлоп, хлоп. Протягивают обе руки, два раза хлопают.
Это ножки. Топ, топ. Кладут ладони на бедра, два раза топают.
е) «Волшебный мешочек»
Педагог: Кот принёс с собой «Волшебный мешочек». В этот мешочек он положил свои игрушки, которые собирается взять в Париж. Услышав тему нашего занятия, он придумал игру. Сейчас вы по одному будете доставать игрушки из мешочка, и говорить может ли предмет быть живым или нет.
ж) «Четвёртый лишний»
Педагог: Посмотрите на экран. Вы видите четыре предмета. Такие же картинки перед вами на карточках. Какой-то предмет здесь лишний. Найдите зачеркните или обведите его и объясните, почему он лишний.
Стол, диван, кровать, кот (Слайд 6)
Яблоко, собака, груша, апельсин (Слайд 7)
Собака, белка, дерево, заяц (Слайд 8)
Сапоги, кроссовки, гусеница, туфли (Слайд 9)
Полотенце, птица, фартук, салфетки (Слайд 10)
Жук, кружка, чайник, тарелка (Слайд 11)
Педагог: Котику очень нравится наш урок. И он опять задумал с нами поиграть. Сейчас я вам буду по очереди кидать мячик и называть предмет живой или неживой, а вы должны поймать и сказать какой вопрос мы задаем к этому предмету Кто? или Что?.
Наш кот, как любой кот очень любит рыбку ловить. Посмотрите, вот у нас озеро в нём плавают рыбы. Давайте наловим коту рыбки на обед, но рыбки не простые у них на чешуе нарисованы картинки с предметами «Живыми и неживыми». Нам с вами нужно поймав рыбу положить её в правильное ведро. В зеленое ведро мы положи рыбок с живыми предметами, а красное с неживыми предметами.
Педагог: Саша, скажи, пожалуйста, что сегодня на занятии тебе понравилось больше всего?
Катя, что тебе не понравилось на занятии?
Вова, что нового ты сегодня узнал?
Вера, чему ты сегодня научилась?
Педагог: Подойдите к доске и выберите картинку, которая соответствует вашему настроению на сегодняшнем занятии. Кот выбрал солнышко, потому что у него хорошее настроение было на сегодняшнем занятии.
Дети: (берут картинки)
Педагог: На следующем занятии мы продолжим изучать живые и неживые предметы.
Конспект логопедического занятия для детей старшей группы «Живое-неживое»
Оксана Любавина
Конспект логопедического занятия для детей старшей группы «Живое-неживое»
Тема НОД «Живое – неживое».
Дата проведения: 21.10.2021
Участники: дети старшей логопедической группы, 6 человек (две подгруппы)
1) Познакомить детей с признаками живой природы, учить детей отличать по этим признакам живое и неживое;
2) Тренировать умение детей работать с загадками; продолжать развивать навыки словообразования и словоизменения;
3) Развивать речь с движением, мелкую и артикуляционную моторику, логическое мышление, элементы связной речи, внимание и память.
4) Воспитывать познавательную активность и интерес в процессе работы.
Материалы и оборудование: Су-джок мячики, предметные картинки – отгадки к загадкам (стул, лиса, солнце, гриб, шорты, береза, игрушки, бабочка, план – схема «Признаки живой природы», резиновый мяч.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Просыпается все ото сна.
Ярче светит солнце
К нам оно в оконце.
-Сделаем самомассаж «Солнышко».
Солнце с неба посылает лучик, лучик, лучик (поглаживание по лбу)
И им смело разгоняет тучи, тучи, тучи (интенсивные зигзагообразные движения по лбу)
Лучик нежно согревает щечки, щечки, щечки (поглаживание щек)
Солнышко на носик ставит точки, точки, точки (легкие постукивания пальцами по носу)
Золотят веснушки деток, очень нравится им это (легкие постукивания пальцами по всему лицу)
-Посмотрите вокруг себя. Нас окружает множество предметов. Назовите мне по очереди предметы, которые вы видите.
-Как много предметов вы назвали. Молодцы! А скажите мне, пожалуйста, есть ли среди этих предметов живые предметы?
-Вот сегодня на занятии мы выясним, какие предметы называют живыми, а какие – неживыми, и каковы основные признаки живого.
-Подготовим наш ротик и язычок к работе. Сделаем несколько упражнений с использованием картинок – подсказок. Я показываю вам картинку, вы выполняете упражнение.
Игра с Су-джок мячиками.
-А теперь нужно разогреть наши ладошки и пальчики, ведь мы знаем, что именно там находятся волшебные точки, которые отвечают за наш мозг и правильную речь. Игра «Ежик».
Ежик, ежик, хитрый еж на клубочек ты похож (катают мяч между ладошками)
На спине иголки (разминание большого пальца) очень – очень колки (разминание указательного пальца)
Хоть и ростом ежик мал (разминание среднего пальца) Нам колючки показал (разминание безымянного пальца)
А колючки тоже (разминание мизинца) На ежа похожи (прощупывание мяча пальцами).
Работа с загадками.
1) У него 4 ножки, любят спать на нем все кошки.
Если кто-то хочет есть, на него придется сесть (стул)
2) Лесная рыжая плутовка, известна всем ее сноровка
С ней аккуратней, не зевай, а дверь в курятник запирай (лиса)
3) Бродит одиноко огненное око.
Всюду, где бывает взглядом согревает (солнце)
4) Весь Антошка – шляпка да ножка,
Дождь пойдет, он подрастет (гриб)
Динамическая пауза «Делаем зарядку» (под музыку)
-Продолжаем отгадывать загадки.
5) Носят девчонки, носят мальчишки
В жаркое время штаны – коротышки (шорты)
6) Белоствольные красавицы дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются, а на веточках сережки (березы)
7) Это детская площадка. Мячик здесь, ведро, лопатка.
И мальчишки, и девчушки принесли с собой… (игрушки)
8) Разноцветный лоскуток сел на маленький цветок,
Аромат его вдохнул и, довольный, упорхнул (бабочка)
-Теперь посмотрите на все эти картинки. Давайте их распределим в две группы. Первая группа будет называться «Живое», а вторая – «Неживое».
(На доске картинки-подсказки «Живое» и «Неживое»).
-Итак,сделаем выводы: предметы, которые питаются, умеют дышать, расти и двигаться относятся к живой природе, а предметы, которые не растут и не дышат, не могут или могут двигаться относятся к неживой природе.
(На доске план-схема живой и неживой природы).
-Чтоб закрепить только что полученные знания и немного отдохнуть, поиграем с мячом.
1. «Живое-неживое». Бросаю мяч и называю слово, а вы мне в ответ, живой это предмет или неживой.
2. «Один – много». Бросаю мяч, называю, когда предмет один, а вы мне – когда этих предметов много.
3. «Назови ласково». Бросаю мяч, называю слово, а вы мне – называете его ласково.
3. Итог занятия.
-В домашних тетрадях нарисуете мне один предмет из живой природы и один предмет из неживой природы. А чтобы сделать это правильно повторим, какие предметы называются живыми? (растут, питаются, дышат, двигаются) Назовите мне живые предметы. Теперь назовите предметы, которые относятся к неживой природе. Молодцы!
(Оценивание работы детей с комментариями, награждение наклейками).
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Юные модельеры» Цели: Образовательные: закрепить знания о предметах одежды и обуви; уточнить и расширить знания о материалах,.
Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [Э]» в старшей группе с использованием компьютерных технологий Цели занятия: 1. Добиваться четкой артикуляции изучаемого звука. 2. Учить выделению ударного и безударного гласного звука в начале и середине.
Конспект логопедического группового занятия «Беседа по картине «Зимние забавы» для детей старшей группы с ТНР ОВЗ Конспект логопедического группового занятия для детей старшей группы с ТНР ОВЗ Тема: Беседа по картине «Зимние забавы» Цель: Учить составлять.