кто или что не имеет отношения к корриде
Кто или что не имеет отношения к корриде
Матадор (исп. matador de toros, букв. «тот, кто убивает» ) — в испанском бое быков главный участник, убивающий быка. Матадором называется персонаж пешей корриды, в конной он называется рехонеадором. Матадор, убивающий молодых быков, называется новильеро.
Коррида популярна во многих странах, я недавно узнала, что ее проводят даже во Вьетнаме:
Во Вьетнаме состоялось самое крупное событие года для фермеров местечка До Сон. Это бои быков. Коррида по-вьетнамски — не только красочное, но и хлопотное мероприятие.
(статья в инете за 2007 год)
Бой быков пользуется огромной популярностью на юге Франции. Корриды организуются во многих городах региона, но главные их центры сегодня Арль, где коррида проходит во время Пасхальных праздников, и Ним, собирающий любителей этого зрелища на Троицу.
В «Труде» нашла вопрос, аналогичный вашему, и ответ на него:
В конце представления зрители просят отрезать ухо быка и наградить им тореро в качестве боевого трофея. В некоторых случаях бык настолько великолепен, что зрители просто умоляют оставить ему жизнь.
ещё
Коррида (исп. corrida (de toros)) — наиболее распространённая форма боя быков, традиционное испанское зрелище, практикующееся также и в некоторых других странах и состоящее в выполнении определённой последовательности фигур с быком особой иберийской породы, обычно завершающееся убийством быка.
История корриды, скорее всего, восходит к бронзовому веку, к иберам, населявшим Пиренейский полуостров и почитавших быка священным животным (сохранились наскальные изображения быков, которым несколько тысяч лет). Вероятно, первоначально убийство быка было ритуальным. Подобные церемонии существовали и у других средиземноморских народов Старой Европы, в частности, у древних греков (см. таврокатапсия).
Корридой наслаждались еще древние люди.
Конечно, в доисторическую эпоху это зрелище совсем не было похоже на то, что мы видим сейчас. Бой быков носил чисто ритуальных характер.
На острове Крит археологами были замечены рисунки, на которых изображается один из таких древних боев. Быку противостоят ничем невооруженные акробаты, которые, рискуя собственной жизнью, перескакивают через быка…
Традиция боя быков развивалась в дальнейшем на территории Пиренейского полуострова. Известно, что уже в восьмом веке нашей эры эта «забава» была широко распространена у местного населения.
Новое дыхание и широкое распространение бой быков получил в пятнадцатом веке. Рыцари, участвовавшие в реконкисте, искали новой славы, новых побед. Их взоры обратились на одну из древнейших народных забав – корриду. Именно в бое с быками они могли показать свою отвагу и мужество. В это время коррида становится забавой привилегированного сословия. На бой с быком выходит конный рыцарь – смелый кабальеро.
Через сто лет коррида уже является частью национальной культуры Испании, без боя быков не может пройти ни один грандиозный праздник. Появляется определенная эстетика корриды. Об этом явлении пишут знаменитые писатели, его переносят на свои холсты великие художники. В это же время церковь пытается ввести запрет на это развлечение, однако отмены строгих церковных санкций добивается сам испанский монарх. Для испанского дворянства коррида в то время было явлением, которое лучше всего закаляла характер мужчины.
В семнадцатом веке выделяется каста профессиональных тореро, для которых единственным занятием является бой с быками. Еще через сто лет коррида начинает приобретать тот вид, в котором она дошла до нас. Пеший тореадор, пикадор и бандерильеро. Все – профессионалы, для которых коррида – это образ жизни.
Настоящую славу во всем мире коррида получила в двадцатом веке. Именно тогда по всей планете узнали о ремесле истинных мужчин, каждый день встречающихся лицом к лицу со смертью. Начало и середина двадцатого века стал временем, когда про корриду было написано огромное количество книг, пьес, снято большое количество фильмов. На сегодняшний день ведется много споров по поводу боя быков. Кто-то говорит о чрезмерной жестокости и кровавости данного шоу. Но все же за корридой остается статус ремесла настоящих мужчин.
Кровь пролилась на песок. Кровь быка. Нет, он еще не мертв. То работают пикадоры, то бандерильеро вонзают свои яркие копья. Бык чувствует уколы, он чувствует,как покидает его тело кровь, как вместе с ней уходят силы. Нет, он не отдаст свою жизнь так просто. Этому человеку придется сражаться. Сражаться за право уйти сегодня с арены невредимым…
Бой быков
Какое отношение коррида имеет к коридору? Правда ли, что пикадор – это кетчуп? Чем тореадор отличается от матадора? Могут ли дамы быть кавалерами? Сегодня ликбез даёт уроки испанского.
Вопреки распространённому мнению, «коррида» означает вовсе не бой быков, а просто бег. Испанское слово corrida переводится как «бег, быстрое движение», а выражение corrida de toros – бег быков.
Коридор хотя и пишется не со сдвоенной буквой «р», всё-таки имеет непосредственное отношение к корриде, поскольку они оба происходят от одного глагола correre – бежать, от латинского currere. Ну, а собственно бой быков в Испании называется lidia, и вероятно, что именно созвучие этого слова с нежным женским именем позволило ему уступить своё значение в нашем языке более агрессивно звучащему «коррида».
Люди, участвующие в корриде, называются тореро, или тореадорами (не тореодорами!) – от испанского torear – сражаться с быками, от латинского taurus – бык. Главная персона среди тореадоров – матадор (от испанского matar – убивать), он играет ключевую роль в зрелище и именно он убивает быка. Случается, правда, что всё происходит наоборот. Пикадор (от испанского picar – уколоть, проколоть) – конный всадник, тореро, раздражающий быка уколами пики.
Ну, а кто такие кабальеро? Испанское слово caballero происходит от латинского caballarius – наездник, конюх, в испанском языке у слова «кабальеро» несколько значений – всадник, рыцарь, дворянин. От того же латинского слова произошло более родное нам «кавалер» – мужчина, занимающий, развлекающий даму в обществе. Однако, учитывая то, что исконное значение «кавалера» – всадник, то им запросто может оказаться и любая любительница верховой езды, разве что называть её по правилам грамматики испанского языка следует «кабальера». (И всё же лучше так не делать, потому что caballera по-испански значит «удочка для скумбрии»).
Будет ли запрещена коррида: споры между сторонниками и защитниками разгораются
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Как ни странно, но выбор животного для кровавого развлечения древними иберийцами был сделан не случайно, а из огромного уважения. В эпоху бронзового века на всем Пиренейском полуострове и у средиземноморских народов бык почитался как священное животное. Скорее всего, первые бои носили ритуальный характер. Все действо и жизнь животного были посвящены богам, которым приносилась эта жертва. От таких древних «постановок», связанных с жертвоприношением, которые происходили, конечно, всегда в присутствии зрителей, по мнению историков, берут начало театральные представления.
К концу XV века сложились основные правила конной корриды, это развлечение становится привилегией благородного сословия. Множество кабальеро, недавно бившихся с маврами, хотели показать свою удаль, теперь уже на публике. Без таких боев не обходился ни один праздник, во всех городах строились арены и «кровавый спорт» стал действительно всенародным любимым зрелищем. Пешая коррида появилась, кстати, гораздо позднее, к концу XVIII века, когда к этому действию допустили людей более низких сословий, не имевших коня или не желающих им рисковать. Кстати, кроме Испании бои быков распространены в Португалии, на юге Франции и в Латинской Америке. Самая большая арена в мире, например, находится в Мехико.
До недавнего времени коррида пользовалась у народа огромной популярностью и стала действительно частью национальной испанской культуры. Силуэт быка считают неофициальным символом этой страны. Однако в последние десятилетия был замечен спад интереса к этому искусству и потеря уважения к нему. Опросы среди населения, проведенные еще в начале 2000-х показали, что треть испанцев считают корриду жестоким зрелищем, а подавляющее большинство им не интересуется. Сегодня, по мнению экспертов, большая часть доходов от боев быков получается от постоянного притока туристов, желающих приобщиться к древней испанской традиции или просто пощекотать себе нервы.
Одновременно начались многочисленные акции протеста защитников животных, и сегодня мы можем наблюдать, как эти игрища с тысячелетней историей постепенно теряют свои позиции. В 2004 году Барселона была объявлена «городом, свободным от корриды», в 2007 году Испания отказалась от прямых трансляций боев по телевидению, запрещена коррида в Каталонии и на Канарских островах. Защитники животных часто успешно противодействуют распространению этих игр в те страны, где бои быков не является исторической традицией. Например, в России подобный план провалился еще 2001-2002 годах. Сегодня все чаще жестокие варианты игры, связанные с убийством животных, заменяют на более гуманные, не приводящие к их смерти.
Аргументы противников корриды в принципе понятны – они говорят о жестокости по отношению к животным и о том, что рисковать своей жизнью человек может, не впутывая в это быков. Однако и у сторонников древнего развлечения есть свои доводы, которые они также не устают высказывать. Конечно, главным аргументом являются глубочайшие корни боев с быками в испанской культуре, в данном случае можно говорить даже о национальной идентичности. Кроме того, действия тореадора – это, несомненно, искусство. Именно такое определение дает тавромахии словарь Королевской Академии наук Испании. Ну и еще один достойный и очень логичный довод заключается в том, что огромное количество ни в чем не повинных животных во всем мире ежедневно гибнет на бойнях. Страдают они наверняка не меньше, чем бык на арене, но при этом возможности выжить у них нет абсолютно. Коррида, по сравнению с этим, – благородный бой. Человек в ней тоже рискует, а бык имеет шансы на победу. Кстати, самых достойных животных, показавших особую доблесть в битве, ждет почетная старость в полном довольстве, их конечно же оставляют для племенной работы.
Быки для корриды – это особые животные. Генетически они близки к диким турам, которых человек еще в средние века благополучно уничтожил по всей Европе. Их выращивают на специальных фермах, где бычки пользуются огромной свободой и содержатся в прекрасных условиях. Таким образом, благодаря «кровавому спорту» была сохранена порода животных, вымерших сегодня на земле. Сторонники корриды уверены, что в случае ее полного запрета эту уникальную разновидность ждет уничтожение.
Будет ли запрещена эта традиция, из-за которой постоянно гибнут и животные, и люди, мы узнаем уже достаточно скоро, так как акции противников корриды становятся все более массовыми и зрелищными. Скорее всего, в ближайшие годы убийство быков на аренах будет запрещено, но вот риски людей от этого, скорее всего, только возрастут.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Все по быку: матадор — о том, зачем французам коррида
Когда говорят о корриде, подразумевают или архаичный жестокий обряд, неуместный в европейском обществе, или древнюю красивую традицию, неотделимую от испанской культуры. И то и другое не совсем верно. Корреспондент «Известий» отправился на корриду во Францию и поговорил с будущим тореро о том, зачем нужны бои быков, когда есть мультфильмы «Дисней».
Во-первых, коррида не сугубо испанское развлечение. Более того, с 2012 года она запрещена в Каталонии. Бои быков проводят еще в Венесуэле, Колумбии, Мексике, Перу, Португалии, на юге Франции и в Эквадоре. Если соединить эти страны на карте, получится равнобедренный треугольник со сторонами по 9 тыс. км. Правила от страны к стране немного отличаются. Например, в Португалии быка на ринге не убивают. Но потом всё равно убивают, просто этого не показывают зрителям.
Страны, в которых проводится коррида. Красным цветом (юг Франции, Перу, Эквадор, Венесуэла, Колумбия и др.) обозначены государства, где она признана легальной, зеленым — где запрещена законом
Во-вторых, коррида не такая уж древняя. Да, она наследует боям быков, к которым питали пристрастие римские императоры. А если отправиться еще глубже в прошлое, можно считать, что коррида происходит от празднеств и мистерий с расчленением бога-быка Диониса. «Быком обернись ты, наш Вакх, наш бог», — описывал Еврипид (480 до н. э. — 406 до н. э.) ритуал очищения общины от скверны пороков прошедшего года, от заразы греха и смерти.
В нынешнем виде — с яркими костюмами и пешим тореро — корриде меньше трех веков в Испании. И около столетия — во Франции. До XVIII века бой всадника с быком был развлечением высшего испанского общества. Но из-за неприязни к этому зрелищу короля Филиппа V (1683–1746) коррида была забыта знатью. И стала потехой для бедняков, которые не могли рисковать лошадьми, так что выступали пешими. Так, поднявшись из низов и постепенно видоизменяясь, коррида дошла до наших дней.
Бык может дать матадору всё или всё у него забрать
Рафаэлю Раукулю, или Эль Рафи, как он себя называет на испанский манер, 20 лет. 10 из них он посвятил корриде и в следующем году, скорее всего, станет тореро. Пока он новильеро. Это значит, что уже несколько лет Эль Рафи выступает на арене с двухлетними быками. После «альтернативы», церемонии приема новильеро в разряд тореро, Рафаэль будет сражаться с четырехлетними быками, которые весят по 500–600 кг.
Из 20 лет жизни Рафаэль (Эль Рафи) Раукуль 10 посвятил боям быков
Первое, что Рафаэль говорит во время интервью, — он, как и все тореро, безмерно уважает быков. Уважение это рождается из понимания близости смерти. Бык — сильное животное, которое может «всё забрать», а может подарить славу. В течение всей беседы новильеро несколько раз возвращается к этой мысли.
Эль Рафи родился и вырос в городе Ним на юге Франции и учился в одной из двух местных школы тореро. В каждой из них около 20 учеников разного возраста начиная с 6–7 лет. Существуют школы на деньги клубов любителей корриды и ферм, где выращивают быков. Так фермы инвестируют в индустрию, от которой получают доход, продавая быков на бои.
Из выпуска одного года в лучшем случае один ученик становится тореро. Чаще ни одного. Остальные или никогда не занимаются корридой, или становятся членами куадрильи — команды тореро, которая помогает ему во время боя. Поэтому тореро — довольно редкий карьерный выбор. Но у Эль Рафи другого не было.
Ранчо боевых быков в Португалии
Я занимаюсь этим с 9–10 лет. Я начал в школе корриды в 10 лет, и у меня не было другого выбора, поскольку мой дедушка — торильеро (человек, выпускающий быка на арену. — «Известия») на арене в Ниме. И я наблюдал за быками с рождения, так что я попал туда, когда еще был маленьким.
Когда постоянно живешь среди быков, видишь тореро на арене, людей вокруг, знаешь фольклор про быков. В быке я видел мощное и сильное животное, и это меня восхищало. А также зрители, которые настойчиво зовут тореро, — это то, чем можно гордиться. Хвала тореро привлекла меня, когда я был маленьким.
В обществе человеку сложно почувствовать себя живым
Когда впервые видишь корриду, зрелище не с чем сравнить. По арене под палящим солнцем бегают люди в одежде кричащих цветов, между боями проходят чинные обряды под духовую музыку. Много крови в конце.
Но после десятого боя по одному и тому же сценарию напрашивается аналогия с классической трагедией. Бой делится на три терции — те же три акта. Впечатление усиливается тем, что дело происходит на римской арене с двухтысячелетней историей.
Амфитеатр в Ниме построили 2 тыс. лет назад. Здесь во времена Римской империи боролись гладиаторы. В Средние века, как в крепости, жили люди. Сейчас выступают Элтон Джон и ZZ Top, устраивают балет, фигурное катание и дважды в год — корриду
Как и в трагедии, в корриде есть протагонист (тореро) и антагонист (бык). В первой терции они знакомятся, завязывается конфликт. Тореро вместе с куадрильей изучают повадки быка, разворачивая перед ним желто-фиолетовые плащи — капоте. А пикадоры на конях ранят копьями животное между лопаток, чтобы перебить мышцы, благодаря которым бык поднимает голову вверх.
Во второй терции конфликт накаляется. Члены куадрильи и сам тореро злят быка, втыкая в спину заостренные, украшенные перьями палочки бандерильи.
Третий акт и третья терция — последняя схватка. Конфликт доводится до предела, когда тореро обманывает быка куском красной фланели (мулетой). При этом, как и положено в хорошей трагедии, разрешается не только внешний конфликт между протагонистом и антагонистом (с помощью рапиры), но и внутренний — протагонист должен побороть страх перед зверем. То же испытывает зритель, переживающий в конце катарсис.
Можно сказать, что зрители становятся доверенными лицами для просмотра всего действия, потому что между быком и тореро в этот момент происходит нечто невероятное, оба рискуют жизнью. Люди это смотрят, потому что сегодня в нашем обществе. как же вам объяснить. сегодня в обществе человеку сложно почувствовать себя живым.
Рафаэль «Эль Рафи» Раукуль
На корриде нет никакого возрастного ценза. И на трибунах можно увидеть совсем маленьких, пяти-шестилетних, а иногда грудных детей. Эль Рафи считает, что это хорошо, потому что то, чему учит коррида, стоит понять еще в детстве.
Когда ребенок идет смотреть корриду, он отдает себе отчет в том, чем он питается и кто он сам. Увидеть мертвого быка — это еще раз вспомнить, кто мы такие, что представляет собой человеческое существо и почему мы здесь. Потому что мы господствуем на этой планете. Бой быков еще раз показывает нам превосходство человека над всем животным миром. Когда убивают быка, некоторые люди представляют, что тореро его победил, что он сильнее.
Если бы у меня были дети, я бы им показал, что бык умирает не просто так, без всякого смысла, он родился для корриды. И когда они видят кусок говядины в своей тарелке, они понимают, какой смысл в том, чтобы не есть мясо. Это не просто кусок говядины. В нем был заложен смысл, это животное, которое было убито.
Когда бык выходит на арену, он невинен
Когда-то коррида была абсолютным мейнстримом. И среди ее фанатов, или, как их называют по-испански, aficionado, было много знаменитостей: поэт Федерико Гарсиа Лорка, художник Франсиско Гойя, автор оперы «Кармен» Жорж Бизе, который в угоду рифме вернул в обиход устаревший галлицизм «тореадор». Так их на самом деле никто не называет, только «тореро» или «матадор». Сам себя «афисианадо» называл писатель Эрнест Хемингуэй.
Первая коррида в Ниме прошла в 1870-х годах
Хемингуэй писал, что коррида иногда проходит плохо, потому что бык не хочет «делать свою работу». По словам Эль Рафи, это значит, что животное «не хочет правильно ставить голову». Не хочет бороться, умирать красиво и дарить матадору славу. И задача тореро — научить быка быть быком, вести себя так, как надо «для работы».
Я адаптируюсь к быку. И когда я вижу, что мои действия работают, я раскрываю индивидуальность быка, и я делаю то, что находит в нем отклик. Бык может быть очень грубым или очень резким, но из этого может получиться нечто гармоничное и красивое, похожее на танец, как вы говорите. Я, со своей стороны, нашел технику, мне успешно удается распознавать по характеру быка, какая техника и какие приемы ему подходят. Тогда в итоге получится красиво, однако необходимо это понять за короткий промежуток времени, но если так случается — это магия. Очевидно, что так происходит не всегда.
Я убиваю быка, потому что он может меня убить
Бывает, об этом просит сам тореро. Эль Рафи считает, что это неправильно. Он признается, что во время тренировок сам испытывал такое желание. Но на арене это его работа.
Сравнивать статистику смертей быков и тореро всё равно не имеет смысла. В этом сентябре в Ниме за три дня прошло шесть коррид, в каждой участвовали шесть быков. И только одно из 36 животных, бившееся последним, пощадили.
Тореро перед корридой в Малаге, Испания
Бык «родился для корриды». Таков, как правило, последний аргумент защитников корриды. И с ним не так легко поспорить. Четыре года от рождения и до выхода на арену боевые быки практически не встречаются с человеком. Идея в том, что тореро должен быть первым человеком, которого бык увидит в жизни. Конечно, этого вряд ли можно добиться, но по крайней мере к этому стремятся.
На фермах, которые поставляют быков на корриду, выращивают и обычных, идущих на мясо, животных. И единственный экономический смысл отправлять их пастись на четыре года — продать потом для боя. Так что да, если бы не коррида, они бы столько не жили.
Плюс у боевых быков — по крайней мере, так говорят, — особая порода. В отличие от собратьев они обладают повышенной агрессивностью и способны атаковать не только в целях самозащиты, но и от злости. Боевые быки не уклоняются от схватки и всегда нападают в лоб, не пытаясь хитрить. Сторонники корриды утверждают, что без нее этот вид быков исчезнет.
Можно провести аналогию с гладиаторскими боями, которые когда-то проходили в Ниме на той же арене. Если бы их не было в Римской империи, вполне вероятно, сильные мужчины-рабы не доживали бы до времени, когда проходил их первый бой. Многих из них убивали бы на всякий случай при захвате новых земель. Кого-то наверняка, отправляли бы на рудники, где они жили бы не больше пары недель.
Получается, гладиаторские бои продлевали жизни рабов. И были абсолютно неотъемлемой частью того общества со своей экономикой, которая давала заработок тысячам людей. Такой же неотъемлемой, как недревний ритуал коррида в некоторых сегодняшних обществах. Фермы, работники арен, ковбои-пикадоры, спортсмены-тореро — они и их семьи живут благодаря корриде.
Хотя сам Эль Рафи признает, что вряд ли его все эти аргументы убедили, если бы он не прожил всю жизнь среди быков. А аргументы против корриды он в основном слышит от местных политиков перед выборами. Как и сейчас — в преддверии избирательных кампаний 2020 года.
Я понимаю, что кто-то действительно может быть шокирован боем быков, но есть политики, которые хотели бы запретить молодым людям смотреть корриду. Эти политики не понимают реальных ценностей, которые транслирует коррида.