кто накатал аппетит в геше что это значит
Кто такой геше?
Степень геше сравнима с западной докторской степенью по религиозной философии, однако требует более десяти лет обучения.
Помимо Юнгдрунг Бон, программы по обучению на степень геше есть в буддийских школах Гелуг и Сакья. Недавно стартовала программа геше для монахинь из Redna Menling — женского бонского монастыря, который находится рядом с монастырем Менри в Индии.
Учеба в школах диалектики — дело нелегкое и требующее напряжения сил. Многие тысячи страниц текста необходимо учить наизусть и затем декламировать вслух перед учителем без единой ошибки. Эти тексты охватывают широкий круг предметов. Такое заучивание требуется не только для создания опоры для знаний учащихся, но оно также необходимо во время дебатов — центрального элемента диалектического образования.
Дебаты монахи практикуют в парах. Один из них (сидящий) становится «защищающимся» — он выдвигает тезис и стремится непротиворечиво защитить его с помощью истинных утверждений. Стоящий второй монах («вопрошатель») ставит под сомнение обоснованность утверждений, выдвинутых защищающимся, и пытается привести его к мыслям, противоречащим его тезису.
После того, как позиция прояснена, «вопрошатель» приступает к попыткам склонить «защищающегося» к принятию истинности утверждений, которые либо приведут к противоречию его тезису, либо установят позицию, выходящую за рамки здравого смысла.
Во время формальных дебатов защищающийся должен отвечать быстро, иначе аудитория присоединится к вопрошателю, чтобы усилить давление на защищающегося, или, что еще хуже, начать открыто насмехаться над ним.
Если защищающийся доходит до того, что прямо противоречит его начальной позиции, то спор заканчивается и спрашивающий побеждает. Однако бывает также, что защищающийся выдвигает достаточно сильный аргумент, который разбивает стратегию вопрошающего и тот не может придумать, что сказать дальше. В этом случае победа за тем, кто защищался.
Дебаты также могут завершаться и без явного победителя.
Внешне дебаты смотрятся как активная физическая деятельность, и неосведомленному наблюдателю они могут даже показаться довольно агрессивными. Формальные дебаты могут длиться несколько часов и продолжаться до глубокой ночи.
После того, как студент сдал выпускные экзамены, выполняется также множество церемоний и ритуалов, которые проходят в течение многих дней.
После окончания учебы многие геше возвращаются в свои родные регионы, чтобы занять должности руководителей и наставников в местных храмах. Другие остаются в монастыре или же отправляются в другие страны Азии или Запада, распространяя учение Юнгдрунг Бон.
1. Тиб. དགེ་བཤེས, dge bshes, сокращенно от dge-ba’i bshes-gnyen.
Геше Джампа Тинлей.
Буддийская логика: Комментарий к трактату Дхармакирти «Праманаварттика»
В новой книге известного тибетского наставника досточтимого Геше Джампа Тинлея дается современный комментарий к основному содержанию логического трактата древнего индийского ученого Дхармакирти «Праманаварттика» (Толкование праманы). Этот классический текст по теории достоверного познания, написанный в качестве комментария к «Праманасамуччая» основоположника буддийской логики Дигнаги, лег в основу классического буддийского философского образования. Досточтимый Геше Тинлей освещает содержание трех из четырех глав «Праманаварттики». Наряду с мастерски простой презентацией основных положений буддийской логики в книге приведены вопросы и ответы, а также логические диспуты, в которых упражнялись слушатели под непосредственным руководством наставника.
Книга предназначается всем, кто стремится к систематическому изучению буддийской философии и практики, но будет также интересна широкому кругу читателей, прежде незнакомых с буддизмом и его научным потенциалом.
Новая книга известного буддийского философа и йогина досточтимого Геше* Джампа Тинлея «Буддийская логика: Комментарий к трактату Дхармакирти «Праманаварттика»» освещает базовые аспекты буддийской теории достоверного познания. Она составлена на основе его лекций, разъясняющих основное содержание классического трактата ‘Прамана—варттикакарика’1 (Толкование праманы), написанного Дхармакирти (600–660 гг). «Праманаварттика» — это комментарий к тексту Дигнаги* ‘Компендиум праманы (‘Праманасамуччая’). Дигнага (480–540 гг.) был основоположником буддийской логики и теории познания. Дхармакирти написал ставший знаменитым комментарий к тексту Дигнаги — трактат «Праманаварттика». Он считается одним из самых выдающихся индийских ученых и причисляется буддийскими историками к «шести украшениям земли». Его называют «царем логики». Труд Дхармакирти является одним из основных первоисточников по логике и гносеологии для всех школ тибетского буддизма. А для школ Гелуг и Ньингма ачарья Дхармакирти — главный авторитет в этой области.
Система логики, заложенная Дигнагой и Дхармакирти, является базой изучения философии и последующей медитации в тибетском буддизме. Поэтому трудно переоценить значение книги досточтимого Геше Тинлея, в которой он комментирует сложное содержание трактата Дхармакирти в максимально доступной форме, с множеством примеров, предназначенных для тренировки учеников, чтобы знание логики они смогли использовать в процессе изучения буддийской философии и в практике Дхармы.
Как говорит досточтимого Геше Тинлей своим ученикам, буддийская логика и философия — средство, которое они должны использовать для обуздания собственного ума и для того, чтобы раскрыть его благой потенциал. Опора на логику необходима для правильной медитативной практики, и ученики должны овладеть логическим инструментарием, чтобы эффективно заниматься аналитической медитацией в процессе освоения пути просветления. Поэтому комментарий сопровождается многочисленными примерами умозаключений и логических диспутов, посредством которых слушатели уточняют теоретический и практический смысл буддийских основоположений и истин. Как истинный духовный наставник, являющийся проводником Учения Будды, досточтимый Геше Тинлей помогает своим ученикам обрести веру в Три Драгоценности на основе открытого ума и достоверного познания. Вера в Будду и его Учение становится незыблемой, когда она взращена путем логического анализа и философского познания природы всех вещей. Принципиально важно доказать — прежде всего, самому себе — достоверность феномена Будды и состояния просветления. Именно такой подход к освоению учениками своего Учения изложил Будда Шакьямуни в ‘Кала— ма—сутре’. И такой же подход пропагандирует Его Святейшество Далай—лама Х1\/Тензин Гьяцо, воплощающий принципиальную открытость, мировоззренческую широту и универсальную практичность буддизма.
Досточтимый Геше Тинлей, следуя этому же подходу, умело обучает нас, своих российских учеников, основам буддийской философии и, в частности, теории достоверного познания, чтобы с её помощью мы обрели открытый ум и освободились от власти предвзятых мнений, логически неправомерных обобщений и преувеличений. Благодаря наставлениям в логике слушатели обретают точное понимание смысла Учения Будды и выстраивают в своем сознании достоверную основу пути, а также учатся ориентироваться в запутанных ситуациях повседневной жизни и безошибочно следовать Дхарме.
Лекции досточтимого Геше Тинлея становятся для людей, интересующихся философией буддизма, ключом к пониманию сложных философских трактатов и комментариев, написанных мастерами прошлого и настоящего. Тем, кто практикует буддийский духовный путь, они дают в руки инструмент для обнаружения и обезвреживания корней клеш*, омрачающих жизнь и служащих источником всех страданий, помогают углубить аналитические медитации и практику Дхармы. Эти наставления, данные в форме сжатого изложения содержания ‘Праманаварттикакарики’, безусловно, послужат тем, кто воспользуется этими знаниями, мощным фактором оздоровления собственного ума и повышения качества повседневной жизни.
В доступной форме, ясно и четко, показан механизм зависимости наших отрицательных эмоций и создаваемой из—за них негативной кармы от неправильного образа мышления. Теория достоверного познания является важным условием процесса освобождения и достижения высшей цели духовной трансформации — состояния Будды. Логические положения Дигнаги и Дхармакирти, объясненные досточтимым Геше Тинлеем, дают в руки современных людей безупречное доказательство достоверности состояния Будды и безошибочности указанного Буддой пути к освобождению. Они помогают нам понять, что духовная практика в буддизме зиждется на достоверном познании внешнего и внутреннего мира и вовсе не противоречит наиболее развитым формам современного научного мировоззрения, а согласуется с ними.
Книга «Буддийская логика» демонстрирует русскоязычному читателю, что буддизм не имеет ничего общего ни с верой в Бога—творца, ни с примитивными культами и отжившими суевериями. Буддизм — это остающаяся всегда современной наука о сознании и познании. Вместе с тем подход досточтимого Геше Тинлея к преподаванию буддийской философии далек от односторонне—рационалистической интерпретации. Его ваджрный наставник Геше Нгаванг Даргье говорил, что «вера является сущностью процесса достижения дальнейшего познания и поэтому зовется Матерью Знания» (Геше Нгаванг Даргье 1992, с. 26). Существуют тонкие механизмы взаимосвязи достоверного знания и чистой веры, и это «момент истины», которому досточтимый Геше Тинлей учит своих слушателей: для обретения веры принципиальное значение имеет постижение достоинств и смысла Трех Драгоценностей, и в то же время весь процесс изучения и практики Дхармы есть, в сущности, культивирование и упрочение веры.
В книгу вошли материалы лекций досточтимого Геше Тинлея, прочитанных им с 1999 по 2008 годы в разных городах России. Она содержит комментарий досточтимого Геше Тинлея к трем из четырех глав «Праманаварттикакарики». В сжатом виде приводятся основные категории буддийской теории достоверного познания, их определения и методы. Читатель получит представление об основах буддийской феноменологии, о буддийской классификации видов познания, логике сравнительного анализа феноменов, теории умозаключения и трех условиях достоверных умозаключений (чогчо, джечаб, догчаб), типологии логических признаков, видах косвенного и прямого познания. Все это дает необходимую базу ясного понимания буддийской философии и практического применения буддийских теорий.
Кто накатал аппетит в геше что это значит
”Когда на Западе студенты слышат слово «Геше», они часто путают его с «Ламой». Геше обладает знаниями, «Лама» же имеет опыт духовных Реализаций. Чтобы быть Ламой – не обязательно быть Геше, а чтобы быть Геше – не обязательно быть Ламой.”
Поистине, в весьма странное время мы с вами живем! Интерес к духовности возрастает, но одновременно с этим происходит вырождение ее глубины. Согласно предсказанию, Буддизм продлится 5000 лет, прошло уже две с половиной тысячи…
С тех пор как Дхарма пришла в Страну Снегов, она претерпела различные периоды своего развития и вырождения. Буддизм с его устоявшимися традициями заучивания и устной передачи знания был прекрасно сохранен в Тибете. Доступные сейчас тексты, основы обучения и практики – происходят либо напрямую от Будды Шакьямуни как исторической фигуры, либо от его последующих Проявлений. Случалось, что в ходе истории, нормы Этики и нравственного поведения истолковывались неверно. Это происходило из-за неправильного понимания того, как необходимо себя вести, и что следует избегать в практике Дхармы.
ТИТУЛЫ
Часто на Западе неправильно понимают что же именно скрывается под тем или иным титулом. Случается так, что человек вверяет себя неквалифицированному учителю, принимая его своим Коренным Гуру. Итак, давайте посмотрим, какие есть титулы:
Геше. Школа Гелуг основывается на определенной системе обучения. Монах обычно приходит в монастырь в возрасте 7 – 10 лет. Здесь он будет обучаться примерно 20 лет, проходя 5 основных тем: Парамиты или Совершенства, Мадхьямика или Срединный Путь, Виная или Кодекс Этики, Абхидхарма или Метафизика. Затем он становится Геше (Доктор Буддийской философии). Теперь, в течение года или более, он может пройти обучение в одном из монастырских тантрических учебных заведений, посвятив себя изучению Тантр.
Диплом Геше является лишь “ученой степенью”, т.е. не подразумевает под собой наличия каких-либо духовных реализаций. Здесь мы должны заострить внимание на том, что существует четыре степени Геше. Часто об этом не известно на Западе, что приводит к определенным ошибкам. Первая и вторая степень по сути являются базовым уровнем. Человек с такими степенями – обладает навыками заучивания, но детально и глубоко в понимании или в дебатах не сведущ. По большому счету, все кто достигнет окончания обучения, получат титул Геше.
Лама: (Санскр.: Гуру) Духовный Наставник. Не существует никаких школ «Лам» (кроме, разве что, в Бурятии, где по окончании пятилетнего курса, ученик получает диплом «ламы»). Этот титул присваивается только тем, кто живет, руководствуясь высокой нравственностью и обладает познанием Мудрости. Титул присваивается либо другими Ламами либо большой группой учеников.
Также титул присваивается всем реинкарнациям Лам. Стоит отметить тот факт, что в Традиции Кагью Ламой может стать тот, кто провел определенное количество лет в ретрите (от 3х до 6ти). Аналогично тому, как обучение не приносит Реализаций автоматически, так и ретрит их не гарантирует. Здесь титул «Лама» не всегда является гарантией Реализаций.
Ринпоче: «Драгоценнейший». Титул дается в основном перерожденцам Лам, но также, как почетный титул – настоятелям больших монастырей (Кхенпо Ринпоче), который остается у них и после оставления этой должности (Кхенсур Ринпоче).
Тулку: «Тело Эманации». Первоначально это относилось к высоко реализованным существам – Буддам и Бодхисаттвам – родившимся из сострадания ко всем чувствующим существам. Но, в наши дни всех перерожденных Лам называют «Тулку», на основании того, что в прошлой жизни они были выдающимися практиками.
Каждый изучающий Дхарму должен проверять и перепроверять качества учителя перед тем, как принимать его за надежного Духовного Наставника! Чтобы вести ученика по этапам пути трех типов практикующих, духовный учитель Махаяны должен обладать 10-ю качествами. Итак, вот качества Учителя:
— Строго придерживается Этики.
— Успокоенный ум практикой медитативного погружения.
— Умиротворен практикой Мудрости.
— В своих достоинствах превосходит учеников.
— Полон энергии и энтузиазма для помощи другим.
— Сведущ в священных текстах.
— Обладает реализацией (опытной или концептуальной) Пустоты.
— Способен обучать, обладая искусными средствами.
— Излагает Доктрину с Состраданием.
— Неутомим в проповедях Дхармы
КОДЕКС ЭТИКИ
Все советы данные Буддой Шакьямуни касательно Этики собраны в Тексте «Виная» (Санскр.) или Dul.Wa (Тиб.). Существует различные уровни обязательств в практике, различная глубина на Пути отречения и посвящения:
Гьенин. Это мирянин, принявший 5 обетов, таких как: не убивать, не лгать, не красть, не совершать неправильного сексуального поведения, не употреблять алкоголь (и любые другие одурманивающие средства).
Рабджунг и Рабджунг-ма. Это первый и очень важный шаг к посвящению себя религиозной жизни монаха/монахини. Здесь всего 8 обетов: не убивать, не лгать, не красть, соблюдать целомудрие, не употреблять алкоголь (и любые другие одурманивающие средства), сменить одежду (на монашеские одеяния), сменить имя (получить новое), изменить ум (отказаться от обывательских забот и стремлений).
Гецул и Гецул-ма. Формально Гецула называют «новичок». Хотя послушничество как таковое уже начинается с Рабджунга. Насчитывается около 36 обетов, которые можно принимать в возрасте 13 – 14 лет. Эти дополнительные обеты призванные охранять «основные обеты», в точности так, как укрепленные стены воздвигаются вокруг замка для его обороны. Сам же замок – основные обеты, называют коренными обетами (т.е. не убивать, не лгать, не красть, целомудрие).
Гелонг и Гелонг-ма: (Бхикшу и Бхикшуни – Санскр.). Полностью посвещенный монах принимает 253 обета, а полностью посвященная монахиня – 364 обета. Эти обеты не могут быть приняты людьми (в возрасте) моложе 21 года. (линия посвящения Гелонг-мы была утеряна монахинями в Тибете. В наши дни, женщине, желающей принять полное посвящения Гелонг.-ы нужно брать обеты в других Буддийских традициях.)
Если будут нарушены четыре основных коренных обета (общих для Рабджунгов, Гецулов и Гелонгов), то монашеское посвящение будет полностью уничтожено (другие обеты могут быть очищены при помощи специальной церемонии «Соджонг», проводимой каждые 14 дней в монастыре):
— Не убивать: этот обет нарушается при убийстве человеческого существа, но второстепенный обет включает также и других чувствующих существ.
— Не лгать: полное падение осуществляется в результате ложного утверждения о якобы достигнутых духовных Реализациях. Второстепенный обет включает в себя клевету, т.е. попросту – говорить неправду.
— Не красть: нарушением обета является присвоение без разрешения чужого ценного объекта.
— Целомудрие: запрещается проникать в любые из «трех дверей» (т.е. влагалище, рот, анус) какого-либо из существ.
Мы добавляем еще обет не употребления алкоголя и других одурманивающих средств, т.к. под их влиянием мы можем нарушить один или сразу же все четыре Коренных обета!
Также можем отметить, что во вторичных обетах (которые не уничтожают посвящение):
— Гецулы не должны петь, танцевать, слушать музыку, использовать духи или туалетную воду, сидеть на высоких стульях и кроватях, обладать золотом и драгоценностями, есть после обеда.
— Гелонги не должны допускать семяизвержения (происходящего любым путем), дотрагиваться до женщин с вожделением, находиться в закрытой комнате наедине с женщиной и т.д…
Всем практикующим полезно знать о данных обетах – и если учитель(монах, Геше…), вдруг обращается со своим учеником, противореча при этом монашеским обязательствам, ученик имеет право отказать ему в категоричной форме, отбросив всякое неудобство и/или стыд! Настоящий стыд и позор тому, кто злоупотребляет статусом учителя ради своего собственного удовлетворения, используя при этом людей воспринимающих его как Гуру.
Обеты Бодхисаттвы
В то время как монашеские обеты являются общими для последователей Тхеравады и Махаяны, Обеты Бодхисаттвы относятся только к практикующим Путь Махаяны. Он содержит 18 коренных и 36 вторичных обетов. Вот некоторые коренные обеты, запрещающие практикующему:
— Не прощать, особенно если кто-либо просит у него прощения,
— Гордиться собой и принижать других,
— Учить о Пустоте тех, кто к этому не готов,
— Заявлять, что обрел духовные Реализации, которыми в действительности не обладает (особенно о Пустоте)
— Присваивать себе что-либо, являющееся подношением Трем Драгоценностям,
— Принижать тех, кто следует Путем Малой Колесницы,
— Отрекаться от Бодхичитты.
Обеты Ваджраяны
ТАНТРА / ВАДЖРАЯНА
Нам бы в голову никогда не пришла мысль взбираться на высокую отвесную гору без сопровождения опытного проводника – подобным же образом не стоит и думать вступать на Путь Тантры без высоко квалифицированного Духовного Учителя!
В основе Тантры лежит метод выполнения детальных визуализаций; практикующий должен уметь сконцентрировать свой ум, сделать визуализацию как можно более четкой, правильно идентифицировать себя. Эти техники требуют мастерства Шине, Тихого Ума, и должны базироваться на мотивации Бодхичитты – Абсолютного Сострадания. Также необходимо правильное и устойчивое понимание Пустоты. Итак, мы можем видеть, что не все практикующие Тантру – настоящие Йогины!
Имеется множество слухов (в основном на Западе) о сексуальных практиках, имеющих место в Ваджраяне. Но Тантраяна – это не сексуальная практика! Это союз Метода и Мудрости, символизируемый мужским и женским божествами, слившимися воедино. Было бы большой ошибкой считать, что суть практики Тантры – занятия сексом! На самом деле, существуют некоторые техники, включающие и физический аспект практикующего, но это практики очень высокого уровня и занимаются ими Йогины или Йогини, реализовавшие Пустоту и Бодхичитту с супругой/супругом, обладающих реализациями такого же уровня.
Продолжая тему Этики, надо сказать, что если бы так называемый практик Дхармы, являющийся монахом, вошел в сексуальный контакт с кем-то, то это было бы очень серьезным злодеянием! Великие Учителя контролируют свой ум, который всегда находится в особом уравновешенном состоянии и не нуждается в каком-либо чувственном удовольствии. Ни один Геше, Лама, Тулку, Ринпоче или кто угодно не может использовать свой титул или должность, чтобы принуждать или вводить в заблуждение, вовлекая кого-либо в сексуальные отношения, основываясь на так называемой Тантре. Если это произошло – то у вас есть полное право открыто рассказать об этом, а также сообщить о таком поведении в высшие Буддийские инстанции, или даже в Министерство Религиозных Дел Тибетского Правительства.
В заключении мы можем сказать еще раз, что Этика – это основа для накопления всех заслуг. И любому, кто хочет продвигаться по Духовном Пути не удастся каким-либо образом обойти накопление заслуг, потому что два «столпа», на которых держится чей-либо Путь, это:
1) накопление Заслуг
2) накопление Мудрости.
Этика – это всего лишь одно из шести Совершенств. Остались еще пять, которые надо изучать и практиковать!
8 способов снизить аппетит
В детстве бабушки хвалят внуков за повышенный аппетит, считают его признаком здоровья. Он может увеличиваться на фоне чувства голода как естественная реакция организма: пища – это одна из базовых потребностей. Но для взрослого человека постоянное желание есть оборачивается избыточным весом, проблемами с пищеварением или другими заболеваниями, от которых тяжело избавиться.
Способ №1: Снижение аппетита и похудение
У повышенного аппетита есть особенность, человек охотнее съедает жирную и калорийную пищу, отдает предпочтение сладкому или мучному. Только в последнюю очередь в тарелку попадают овощи или фрукты. Такой перекос в рационе ведет к избыточному поступлению калорий, которые откладываются виде жира. После периода активного потребления или развития ожирения возникает желание похудеть. Но сбросить лишний вес невозможно без уменьшения размера и калорийности порции. Поэтому приходится искать эффективные способы подавить желание есть.
Существуют различные методики снижения потребления пищи, но можно выделить основные 8 способов, которые можно применять как по отдельности, так и комплексно:
Способ №2: Витамины для снижения аппетита
Склонность к перееданию может появляться при дефиците некоторых витаминов и минеральных веществ. Это связано с тем, что эти вещества выполняют функцию катализаторов биохимических реакций в организме, они помогают перевариваться пище, влияют на метаболизм. А женщинам, которые хотят похудеть, необходимы дополнительные дозы витаминов.
Повышение массы тела иногда связано с витамином В1, или тиамином. Он принимает активное участие в метаболизме углеводов. Небольшое количество его синтезируется в кишечнике, остальной поступает с пищей. Для организма вреден дефицит витамина, который приводит к резкому снижению аппетита, развитию запоров. Избыток тиамина ускоряет перистальтику кишечника, нарушает всасывание питательных веществ. Поэтому одновременно он повышает голод и приводит к истощению. Но чтобы получат оптимальную дозу витамина В1 в сутки, можно принимать витаминный комплекс.
Похудеть помогают и другие витамины и микроэлементы. Они нормализуют клеточный метаболизм, защищают мембраны от окисления свободными радикалами кислорода. Поэтому чтобы похудеть и не потерять здоровье, необходимо восполнять баланс витаминов при помощи комплексов Унитекс или Витрум Плюс.
Способ №3: Продукты, снижающие аппетит
Правильное питание тоже помогает бороться с перееданием. Есть продукты, которые стимулируют аппетит, увеличивают секрецию пищеварительных соков. К ним относятся:
Сладости, алкоголь быстро повышают концентрацию глюкозы в крови, но затем так же быстро происходит ее снижение. Мозг получает сигнал о нехватке глюкозы и стимулирует чувство голода. Но повлиять на этот процесс можно, если поменять пищевые привычки. Для этого необходимо чаще включать в меню авокадо, жирные сорта рыбы, овсяную кашу и шпинат. Снижает аппетит натуральный черный кофе, но без сахара или других добавок.
Угнетают чувство голода и препятствуют перееданию продукты, богатые клетчаткой. Чтобы не хотеть есть в течение дня, необходимо делать перекусы с яблоками, огурцами, ананасами и цитрусовыми. Клетчатку можно включать в рацион, используя препарат Псиллиум. Таблетки запивают водой, после чего они увеличиваются в размерах и дают чувство сытости. Это помогает быстро худеть в домашних условиях и не вредит организму.
Способ №4: Таблетки для снижения аппетита
В качестве вспомогательного средства можно принимать специальные таблетки для похудения и снижения желания есть. Но их должен назначать врач, чтобы предвидеть риски или возможные побочные эффекты.
К разрешенным лекарствам для подавления аппетита относятся капсулы Редуксин. Суть влияния на головной мозг в том, что активный компонент препарата блокирует обратный захват серотонина и норадреналина нервными клетками. Эти нейромедиаторы сохраняют свое влияние на рецепторы нейронов и поддерживают чувство насыщения, аппетит не появляется. Одновременно лекарство воздействует на бурую жировую ткань и стимулирует снижение массы тела.
Чтобы ощущение голода не беспокоило как можно дольше, в составе препарата есть целлюлоза. Она впитывает воду, увеличивается в размерах и дополнительно обеспечивает чувство насыщения.
Безопасно уменьшают аппетит таблетки Анкир Б. В их составе только микрокристаллическая целлюлоза. Они позволяют снизить желание есть, перейти на маленькую порцию пищи. Их можно принимать как курсом в течение 1 месяца, так и в постоянном режиме, но с перерывами каждых 10 дней.
Более сложный состав у таблеток Гарциния Форте. В них включена не только целлюлоза, но и растительный экстракт гарцинии, аскорбиновая кислота, пиридоксин. Таблетки снижают голод и ускоряют сжигание жира.
Способ №5: Снижение аппетита народными средствами
В домашних условиях можно применять методы народной медицины, которые эффективно снижают аппетит. К ним относятся не только лекарственные растения, но и некоторые подручные средства.
Сделать голод менее выраженным помогают палочки корицы или эфирные масла. Несколько капель мяты, ванили или грейпфрута в вечернее время помогут подавить желание что-нибудь съесть перед сном. А небольшую палочку корицы можно всегда носить с собой, чтобы вдыхать аромат для подавления голода.
Народными средствами можно снижать аппетит, если использовать их регулярно. С этим помогают справится отвары фенхеля, трава укропа, мята, крушина. Часто женщины дополняют их эффект сенной, которая ускоряет перистальтику и сбрасывает вес. Но в домашних условиях ее нужно использовать с осторожностью, растение обладает токсичностью.
Способ №6: Борьба с психологическими причинами повышенного аппетита
Иногда проблема, как понизить аппетит, возникает у человека, подвергающегося хроническому стрессу. Причем в рационе присутствует большое количество продуктов, которые способны повышать уровень эндорфинов – гормонов счастья и удовлетворения. Обычно это калорийная, сладкая или жирная пища.
Психологическая зависимость от еды формируется годами, чаще всего закладывается в юном возрасте. При любом чувстве дискомфорта, психической напряженности ребенку предлагают съесть что-то сладкое. Со временем эта манера заедать стресс переходит во взрослую жизнь. Любой стресс заканчивается поеданием калорийной и вредной пищи, что постепенно приводит к увеличению массы тела.
При психологической зависимости от еды попытки сбросить лишний вес приводят к еще большему стрессу и поглощению большого объема пищи. Поэтому в этой ситуации просто уменьшить аппетит не получится, необходима помощь психолога или психотерапевта.
Способ №7: Как сон снижает аппетит
Без нормальной продолжительности сна невозможно добиться уменьшения потребления пищи. Во сне вырабатывается гормон мелатонин, регулирующий циркадные ритмы и работу эндокринной системы. Также от продолжительности сна зависит синтез двух других гормонов:
Повлиять на синтез этих веществ можно, если нормализовать сон. Для этого часто применяют препарат Мелаксен, который является адаптогеном, а по структуре – биологическим аналогом собственного мелатонина. Он продается без рецепта и безопасен для использования дома.
Способ №8: Связь аппетита с режимом питания
Сама культура питания влияет на повышение аппетита. Чтобы его снизить, необходимо принимать пищу обдуманно, отказаться от перекуса во время просмотра телевизора, чтения или работы за компьютером. В это время человек перестает контролировать объем съеденного и переедает. Вредят перекусы быстрой едой. Поэтому культура фаст-фуда часто сочетается с избыточной массой тела или перееданием.
Исследователи предлагают использовать в интерьере кухни определенные цвета, которые успокаивают нервную систему. К ним относятся голубой, синий и зеленый. А вот посуда яркого красного, оранжевого цвета наоборот усиливает желание есть. Таких же тонов необходимо придерживаться и в окружающей обстановке.
Когда нужна помощь врача
Но здоровый образ жизни не всегда позволяет добиться хороших результатов. В некоторых случаях повышенное потребление пищи – признак различных заболеваний. К ним относится нервная булимия, когда человек съедает большое количество еды, но позже старается от нее избавиться путем искусственного вызывания рвоты. Это состояние переходит в другую крайность, пониженный аппетит приводит к развитию анорексии. Справиться с болезнью без помощи врача уже невозможно.
Будик Александр Михайлович, невролог, КМН, главный врач медицинских кабинетов 36,6
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ, ПЕРЕД ПРИМЕНЕНИЕМ НЕОБХОДИМО ПРОКОНСУЛЬТИРОВАТЬСЯ СО СПЕЦИАЛИСТОМ