кто отважней чем гладиатор
9 фактов о гладиаторах, которых ты мог не знать
1. Гладиаторы не всегда были рабами
Да, именно так. Не все гладиаторы доставлялись на арену в цепях и кандалах. В то время как большинство бойцов были солдатами завоеванных армий, впоследствии превращенными в рабов, или преступниками, которых ждала похожая участь, к 1 веку нашей эры ситуация начала меняться. Вдохновленные криками толпы и жаждущие острых ощущений десятки (а то и сотни) свободных людей добровольно заключали договоры с гладиаторскими школами в надежде получить славу, а заодно и щедрые призовые с этих турниров. Причем этими внештатными гладиаторами были не только отчаянные простолюдины или бывшие солдаты, умевшие сражаться, но иногда и патриции, а порой даже сенаторы.
2. Гладиаторские бои изначально являлись частью похоронных церемоний
Несмотря на то, что многие летописцы древности писали о гладиаторских боях как о культурном насаждении этрусков, большинство современных историков связывают это явление с похоронными традициями. Изначально сражения гладиаторов сопровождали церемонии погребения богатых дворян. Это было своего рода посмертным признанием добродетелей умершего, которые он проявлял при жизни. Согласно древнеримским писателям Тертуллиану и Фесту, римляне считали, что человеческая кровь помогала очистить душу покойного. То есть гладиаторские бои в этом смысле представляли собой нечто вроде человеческих жертвоприношений. Традиция похоронных игр приобрела еще больший масштаб во время правления Юлия Цезаря, который организовал поединки с участием сотен гладиаторов в честь своих умерших отца и дочери.
3. Гладиаторы не всегда сражались до смерти
В кино и сериалах гладиаторские бои часто изображают как бескомпромиссную схватку с реками крови, отрубленными конечностями и горой трупов. Такое, разумеется, тоже было. Но многие бои велись по правилам: соперники подбирались равными по силе, а иногда даже присутствовал судья, который мог прекратить драку, если один из участников был сильно ранен. А порой оба воина и вовсе покидали арену живыми и с честью, если им удавалось показать толпе зрелищный и захватывающий бой.
4. Знаменитый жест «большим пальцем» не означал пощаду
5. Гладиаторы имели свою классификацию
Наиболее популярными являлись гопломахи и мурмиллоны. У первых в вооружении было копье, кинжал и щит, вторые имели гладиус (меч длиной 40–50 см) и большой прямоугольный щит римских легионеров. Были еще эквиты, которые выходили на арену верхом на лошадях, а также эсседарии — воины на колесницах. Димахеры сражались двумя мечами одновременно, держа по одному в каждой руке. Но самым необычным среди популярных видов гладиаторов были ретиарии, которых вооружали только сетью и трезубцем. С одной стороны этот боец мог запутать соперника своей сетью и заколоть его на расстоянии с помощью трезубца, но стоило ему лишиться данного преимущества и оказаться в ближнем бою, ретиарий сталкивался с трудностями.
6. Среди гладиаторов были и женщины
Историки не уверены, когда именно женщина впервые вышла на арену в качестве гладиатора, но к 1 веку н. э. это стало обычным явлением в Риме. Хоть зачастую женщины-воины и не воспринимались всерьёз аудиторией игр, императору Домициану, например, сражения с их участием нравились, и он нередко поощрял бои женщин против карликов. Женщины также участвовали в сражениях против животных, но в целом их появление на арене прекратилось к концу 200 года н. э.
7. У гладиаторов были свои профсоюзы
8. Иногда римские императоры участвовали в гладиаторских боях
Организация гладиаторских игр считалась простым способом для императоров завоевать любовь толпы. Но некоторые шли еще дальше и сами участвовали в сражениях. Некоторые римские правители, включая Калигулу, Тита и Адриана, выступали на арене. Хотя делалось это, конечно же, с обеспечением максимальной безопасности для императора: клинки соперников, например, могли иметь тупые лезвия.
Император Коммод, чтобы утолить жажду крови толпы, убивал копьем медведей или пантер, которых держали на цепи. Он также участвовал в нескольких поединках против гладиаторов. Но, как правило, против него выставляли очень неопытного бойца или слабо вооруженного человека из толпы. Естественно, такие бои он всегда выигрывал, в отличие от финального сражения в известном фильме «Гладиатор», где Коммод погибает от рук Максимуса на арене Колизея. Но этот бой является не более, чем художественной выдумкой, которые часто встречаются в исторических фильмах.
Несмотря на то, что некоторые древние историки описывали гладиаторов как грубых и неотесанных рабов, многие из них пользовались огромной известностью среди низших классов. Их портретами украшали стены многих общественных мест; дети играли в военные игры, представляя себя гладиаторами; а самые успешные бойцы имели славу сродни популярности современных спортсменов.
Мельница мифов: гладиаторы не были рабами
Пожалуй, ни об одних бойцах не создавалось столько мифов, как о гладиаторах. И появились эти мифы уже в настоящее время, когда из-за произведений художественной литературы и фильмов, посвященных гладиаторским боям, отважные бойцы римских амфитеатров стали вновь популярны. В этой статье мы рассмотрим самые распространенные заблуждения о гладиаторах.
Следует заметить, что обилие мифов о гладиаторах породило банальное отсутствие достоверной информации об этих отважных бойцах Древнего Рима. Дело в том, что долгое время гладиаторские игры и все, что было с ними связано, не было предметом отдельного изучения историков. Вооружение, жизнь и быт этих бойцов рассматривали лишь как довесок к другим исследованиям — например, отечественные историки занимались гладиаторами только в контексте восстаний римских рабов, в частности, восстания Спартака. Или же им уделялось немного внимания как общему элементу древнеримской культуры массовых зрелищ.
Миф первый: традицию состязаний гладиаторов римляне переняли от этрусков
Следует заметить, что подобное заблуждение часто встречается не только в научно-популярных статьях, но и в научных работах. Причем, как это не странно, оно вообще ни на чем не основано — нет никаких свидетельств того, что этруски устраивали что-то подобное. Не сохранилось ни барельефов, ни мозаик, ни письменных свидетельств того, что на территории, контролируемой этрусками, проходили гладиаторские бои. Есть, правда, фреска из этрусской «гробницы Авгуров», изображающая бой человека с собакой, однако это скорее не гладиаторский бой («мунус», как называли его римляне), а звериная травля («венацио»).
Корни же венацио и мунеры (множественное число от «мунус») весьма различны — первые берут свое начало от подготовки и тренировок охотников. А вот мунера происходит от ритуала погребения — первые гладиаторские игры всегда устраивались над могилой усопшего. Таким образом, они являлись чем-то вроде жертвоприношения духу умершего римлянина (а кроме того, считалось, что погибшие гладиаторы будут его телохранителями на том свете). Таким образом логично предположить, что если римляне что-то и заимствовали от этрусков, так это венацио — бои людей и животных (или животных друг с другом), но никак не гладиаторские игры.
Что касается места возникновения мунеры, то, по мнению многих ученых, эти игры, скорее всего, появились в Кампании. Там найдены самые древние памятники, указывающие на бои гладиаторов, относящиеся к IV веку до нашей эры — в самом Риме первые бои гладиаторов были устроены на сотню лет позже. Кроме того, именно в области проживания кампанцев были найдены самые древние гладиаторские школы. Так что, судя по всему, мунера появилась именно в этой местности.
Миф второй: в основном гладиаторы были рабами
Скорее всего, подобное заблуждение базируется на том, что именно гладиатор Спартак был предводителем крупнейшего в Древнем Риме восстания рабов. При этом упускается из вида тот факт, что сам Спартак не был рабом до того, как попал в гладиаторы. Его определили сражаться на арену после того, как этот отважный фракиец дезертировал из римской армии (а туда он попал как военнопленный — римляне во время Республики часто пополняли войска захваченными в плен воинами противника). То есть Спартака приговорили к боям на арене за преступление.
Вообще, гладиаторов можно было разделить на четыре категории, и в первую войдут военнопленные. Это, без сомнения, самый древний тип гладиаторов, который существовал и во времена Республики, и в эпоху Империи. Во вторую категорию войдут приговоренные к битвам на арене преступники — эта традиция началась в эпоху поздней Республики и продолжалась во время Империи. Третья категория — это рабы, которых тоже стали отдавать в гладиаторы со времен конца Республики. Однако во время Империи таковых в рядах бойцов на арене значительно сократилось — публике не нравилось, что гладиаторы-рабы часто дрались вяло и без энтузиазма.
Следует заметить, что ни для кого из бойцов вышеупомянутых трех категорий теоретически гладиаторство не было пожизненным занятием. Так, каждый боец — и раб, и преступник, и военнопленный получал за выступление деньги (если оставался жив), причем немалые. Гонорар такого бойца равнялся пятой части его рыночной стоимости. То есть через пять удачных боев раб и военнопленный вполне могли выкупиться на волю. А что касается осужденных преступников, то их срок выступления на арене обычно ограничивался пятью годами, после чего такой боец мог спокойно покинуть гладиаторскую казарму.
Тем не менее этим шансом пользовались далеко не все — имеется немало свидетельств период Империи, когда рудиарии вновь возвращались на арену. Скорее всего, их толкала на это жажда легкого и очень большого заработка — ведь рудиарий получал за каждый бой не менее 12 тысяч сестерциев (для сравнения — на прокорм семьи в течении года у римского крестьянина или ремесленника уходило где-то 500 сестерциев). Но иногда рудиарии вновь оказывались на арене за новые преступления — таков был сирийский гладиатор Фламма, который получал рудис целых четыре раза — и дожил при этом до 30 лет, после чего устроился тренером (римляне называли их «докторами») в гладиаторскую школу.
Но кроме трех вышеперечисленных категорий существовала еще и четвертая — свободные люди, добровольно ушедшие в гладиаторы (ауктораты). Такие появились еще при Республике, однако во времена Империи их количество резко возросло. На некоторых мунера количество аукторатов превосходило число гладиаторов рабов — так, надпись в одном из малоазиатских городов свидетельствует, что на устроенных там в конце I века нашей эры играх на 3-х гладиаторов-рабов приходилось 5 аукторатов.
Интересно, что согласно свидетельствам римских историков, во время Империи в гладиаторы шли не только бедняки, но и дети сенаторов, всадников и богатых торговцев. Бывали случаи, что на арене выступали и императоры, как например, хорошо известный всем Коммод. Кстати, этот император получал за каждое выступление миллион сестерциев — согласитесь, неплохой способ пополнять вечно пустующую римскую казну. Однако в гладиаторы «золотая молодежь» шла не только ради денег — многие делали это для того, чтобы пользоваться успехом у прекрасных дам (гладиаторы всегда нравились женщинам, были даже случаи, когда жены сенаторов и всадников сбегали от своих мужей вместе с этими бойцами) или же из-за нехватки острых ощущений в повседневной жизни (так и напрашивается аналогия с современным увлечением богатых молодых людей экстремальными видами спорта).
Миф третий: гладиаторов на арене заставляли сражаться
Действительно, известны свидетельства современников, говорящие о том, что бойцов на арене принуждали к битве при помощи кнутов и раскаленных железных прутьев. Однако такое применяли только лишь к гладиаторам-преступникам (ноксиям). Профессиональные гладиаторы в понукании не нуждались — они сами с удовольствием вступали в бой, суливший им деньги и славу. Более того, известно, что часто профессионалы жаловались на то, что им приходится редко выступать — дело в том, что гонорар и стоимость профессионала дорого обходились эдиторам, и поэтому они охотнее арендовали у ланист (поставщики бойцов) для представлений новичков.
Кстати, тут следует развенчать еще один миф — крюками с арены тела погибших гладиаторов утаскивали только в тех случаях, когда те были ноксиями, не пережившими своего первого боя. Всех остальных увозили на специальных тележках и после отдавали товарищам по школе, которые хоронили их с честью. В настоящее время известно немало кладбищ гладиаторов при школах, и вид надгробий свидетельствует о том, что эти похороны были, что называется, по первому разряду.
Миф четвертый: жизнь гладиатора была не долгой
На самом деле анализ надгробных надписей свидетельствует о том, что были гладиаторы, которые за свою жизнь провели более сотни боев (рекорд — 158 схваток, и при этом после последней гладиатор остался жив, но вскоре умер от ран). Анализ же известных скелетов гладиаторов показывает, что средняя продолжительность жизни бойца арены равнялась 25-30 годам. Это совпадает со средней продолжительностью жизни всех обитателей Империи того времени — увы, в Риме вообще редко кто доживал до 50-ти лет.
Интересно, что во времена Республики и в начальный период Империи достаточно часто сохраняли жизнь побежденному гладиатору. В среднем из 10 случаев в восьми проигравшему даровали «миссио» (то есть пощаду). Но вот начиная с середины II века до нашей эры уже каждый второй случай проигрыша заканчивался смертью гладиатора по желанию толпы и властей. Однако уже во время правления Диоклетиана (конец III — начало IV века нашей эры) и до самого последнего мунера (404 год нашей эры) смертные приговоры проигравшим вновь выносились достаточно редко — в трех случаях из десяти.
Как видите, в реальности жизнь гладиаторов была совсем не такой, как это представляют себе неспециалисты, прочитавшие роман Р. Джованиоли «Спартак» или посмотревшие фильм Р. Скотта «Гладиатор». Кстати, и в романе, и в фильме имеется множество откровенных ляпов, посвященных гладиаторам — так, доспехов, защищающих торс гладиаторов, которые красочно показаны в фильме Скотта, никогда не существовало. В реальности грудь и живот секуторов, к которым принадлежали герои Р. Кроу и Х. Феникса были почти всегда обнажены — вообще, только у гладиаторов типа провокатор имелась небольшая нагрудная пластина (до солнечного сплетения), а редкие типы гладиаторов арбелас и димахер, сражавшиеся без щитов, одевались в кольчужный доспех, но их-то в фильме как раз и не показали.
А что касается произведения Джованиоли, то стоит только вспомнить одну из начальных глав романа, в который во время диктатуры Суллы (I век до нашей эры) на арене мирмилон дерется с ретиарием, то сразу становиться ясно, что автор «Спартака» имел о гладиаторах самые смутные представления. Дело в том, что такой тип гладиатора, как ретиарий (вооруженный трезубцем, сетью и кинжалом) появился только в начале I века нашей эры, то есть через тридцать лет после того, как восстание Спартака было подавлено. Да и сражались ретиарии в основном не с мирмилонами, а с секуторами, упоминание о которых тоже имеется в первых главах романа, хотя и этот тип гладиаторов появился в то же время, что и ретиарий…
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Гладиаторы Древнего Рима: безвольные рабы или отважные авантюристы
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Точная дата появления гладиаторских игр, как способа развлечения в Древнем Риме, не известна. При этом в римских хрониках точно указана дата становления гладиаторских игр как публичного мероприятия. Произошло это в 106 году до н.э. Известно об этом также и из юридических документов. Так, во многих постановления римского сената говорилось о том, что с этого момента, все города, имеющие арены, должны были заботиться об их благоустройстве и содержании. Также приблизительно с 106 года до н.э. появляются свидетельства о том, что государство брало на себя все расходы в отношении гладиаторских боев. Из этого следует, что обычай гладиаторских игр существовал задолго до этого.
Существовало множество видов гладиаторов. Как правило, они дифференцировались по принципу вооружения и амуниции, а также типу противника, с которым должны сражаться. Более того, римские письменные источники повествуют, что в одном лишь Колизее устраивались постановки легендарных битв и сражений, в которых участвовали десятки, а иногда и сотни гладиаторов. В Колизее даже проводились морские сражения, для этого на арене размещалось несколько декоративных судов, а сама арена заливалась водой. Все это показывает, что гладиаторские игры с 106 года до н.э. отличались не только колоссальными капиталовложениями, но и хорошей организацией. Очевидно, что гладиаторы должны были быть не просто кучкой забитых рабов.
Стоит понимать, что при сравнении боя вооруженных рабов на арене, загнанных туда с какой-нибудь каменоломни, и боя профессиональных гладиаторов, можно найти столько же отличий, как между дракой пьяниц у местного гастронома и боем профессиональных боксеров на ринге. Значит, гладиаторы должны были быть не просто рабами, и об этом свидетельствуют письменные источники.
Из всего вышесказанного можно прийти к выводу, что гладиаторы были скорее профессиональными спортсменами своего времени, нежели просто безвольно загнанной на убой толпой людей. К гладиаторам римляне относились с обожанием. Их знали в простом народе. В те мрачные времена они по своей популярности были сопоставимы с современными поп-звездами. В связи с этим, гладиаторы нередко становились политическим инструментом, целью которого было завоевание любви народа по отношению к будущему императору, ведь Римом всегда правил тот, кого любила толпа. Запрещены были гладиаторские игры лишь в 404 году н.э., в связи с распространением в империи христианства. Сегодня времена гладиаторов стали весьма популярной темой для кинофильмов, а энтузиасты изготавливают копии Колизея из винных пробок и лего.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Как фильм, обреченный на провал, получил 5 Оскаров и мировую популярность: «Гладиатор» Ридли Скотта
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Когда американский кинорежиссер Ридли Скотт задумал снять киноленту с многомиллионным бюджетом о Римской империи, многие в Голливуде предположили, что эта затея изначально обречена на провал. Ведь жанр исторического кино, казалось, уже несколько десятилетий как изживший себя канул в небытие. Со всех сторон режиссеру говорили, что история об античности Древнего Рима, вряд ли сможет кого увлечь, когда даже в западноевропейских школах дети почти не изучают ее.
Критики тогда выделили три важных фактора такой грандиозной удачи. Прежде всего, многими была отмечена потрясающая игра Рассела Кроу, называя актера буквально суперменом из Колизея. Говорилось также, что фильм стал достойным опытом возрождения жанра пеплума (исторический жанр), который был популярен в 1950—1960-х и напрочь забыт в течение сорока лет. Многие также утверждали, что «Гладиатор» во многом задал высокие стандарты качества съёмок и постановки в целом в кинематографе.
После непредсказуемого успеха фильма Ридли Скотта в последующие годы на широкие экраны вышли «Троя» с Брэдом Питтом, «Александр» с Колином Фарреллом, «Орёл девятого легиона», «Бен-Гур» и многие другие ленты, но они так и остались в тени «Гладиатора», который был первым подобным проектом после многолетнего перерыва.
Кратко о сюжете
Блокбастер переносит зрителя в Древний Рим времён императора Марка Аврелия и рассказывает историю о доблестном генерале Максимусе, который потерял все, но, став гладиатором, отомстил и за гибель своей семьи, и за свое доброе имя.
Все действие картины буквально разворачивается вокруг Максимуса, военачальника великой Римской империи, который возглавлял ее легионы, годами воюя с противниками. Непобедимые воины, которыми командовал этот отважный герой, боготворили его и могли последовать за ним даже в ад.
Но случилось так, что отважный воин, оказался бессилен против придворных интриг: в результате вероломного заговора была убита его жена и сын, а он сам приговорен к смертной казни. Чудом, избежав гибели, Максимус попадает в рабство и становится гладиатором. Готовясь отомстить своему главному врагу, он снискал себе славу непобедимого в кровавых поединках. И вот однажды наш герой оказывается в знаменитом римском Колизее. Именно здесь, на его арене, в одном из кровавых боев ему предстоит отомстить заклятому врагу, правда, ценой своей жизни.
Фильм-импровизация: как Ридли Скотт снимал свой блокбастер
Ридли Скотт в 1999-м, вдохновившись романом Дэниела Пратта Мэнникса «Путь гладиатора», буквально окунулся в историю античности и набросал собственный сюжет, в центре которого был римский атлет Нарцисс, убивший императора Коммода. Невзирая на неутешительные прогнозы, началась подготовка к экранизации. Однако первая версия сценария, написанная Дэвидом Францони, не удовлетворила режиссера так как, по его мнению, была слишком поверхностной. Для его переработки Ридли нанял Джона Логана, известного по фильму «Авиатор», потом к нему присоединился Уильям Николсон («Страна теней»).
Сценаристы изменили и персонажей, и сюжет предстоящей картины, добавив при этом больше эмоциональных сцен. И теперь главным персонажем стал генерал Максимус, по одной из версий названный в честь римского государственного деятеля и полководца Секста Квинтилия Максима. А в основу сценария также заложили его личную трагическую историю о предательстве, потери родных и о его мести.
Однако и после фундаментальной переработки фильм снимался практически без сценария: режиссёра не устроила целиком и новая версия. В итоге Скотт сократил текст до 21 страницы и приступил к съёмкам, оставив простор для импровизации, и уже додумывал вместе с главным героем картины Расселом Кроу эту историю по ходу съёмок.
К слову сказать, правки в сюжет Скоттом вносились практически до конца съёмочного процесса. Кардинально он изменил и несколько ключевых моментов. Так, к примеру, в оригинальном сценарии Максимус оставался в живых, но режиссер пришел к выводу, что главному герою, отомстившему за погибшую семью, больше нечего делать в этом мире.
«Помню, Ридли подошёл ко мне на площадке и сказал: Смотри, судя по тому, к чему всё идет, я не вижу причин, почему ты должен выжить. Суть этого персонажа — в этом чистом акте мести за свою жену и ребёнка. И как только он отомстит, что он будет делать? У него есть одна единственная цель — встретиться с женой в загробном мире и извиниться, что его не было рядом. Вот и всё», — рассказывал после съемок актер Рассел Кроу, исполнивший роль главного героя фильма.
Где и как снимали фильм
Съёмочный процесс проходил с января по май 1999 года. Стартовой точкой была Германия. Затем было получено разрешение на съёмки на лесном участке под Голуэем в Ирландии. Лес был отдан буквально на сожжение кинематографистам. Сцены, связанные с пустыней, были отсняты в марокканском городе Уарзазат, где построили арену на 30 тысяч мест, именно там Максимус проводил свои первые бои.
Над сценами Древнего Рима работали на Мальте, в форте Рикасоли, где из гипса и фанеры была построена копия части римского Колизея высотой порядка 16 м. Возведение монументальной конструкции заняло несколько месяцев и обошлось примерно в 1 миллион долларов.
Режиссер всеми средствами и способами добивался максимальной натуралистичности, и это касалось буквально всего съёмочного процесса. Одна из впечатляющих сцен «Гладиатора», где на арене Колизея появляются живые тигры, была снята с участием настоящих животных. Они находились всего в пяти метрах от Рассела Кроу. Правда, за тиграми постоянно присматривал ветеринар с дротиками-транквилизаторами, готовый усыпить зверей, в случае опасности.
Отступление от исторических фактов
Увы, в погоне за зрелищностью создатели пренебрегли историческими фактами. Так, при правлении Марка Аврелия на самом деле никакого полководца Максимуса не существовало, а звание «генерал» и вовсе появилось лишь в 16 веке во Франции. Впрочем, и не мудрено. Ведь фильм по задумке режиссера, должен был ярко и правдоподобно отразить лишь дух того времени.
О чем будет продолжение блокбастера
И вот совсем недавно, в канун 20-летия выхода в свет популярного блокбастера, Ридли Скотт объявил о запуске в производство продолжения «Гладиатора». В заявлении было сказано, что сценарист Питер Крэйг, известный по работам «Город воров», «Голодные игры: Сойка-пересмешница», уже приступил к написанию сценария. Подробности сюжета пока не разглашаются, однако абсолютно точно известно, что режиссер не намерен воскрешать погибшего героя Рассела Кроу. В центре новой истории окажется сын Максимуса и племянник императора Коммода – Люций. Думается, эта кинолента будет достойным продолжением знаменитой киноленты, покорившей сердца миллионов.
Как отметил в одном из интервью Рассел Кроу, которому доводилось неоднократно сотрудничать с режиссёром, для Ридли Скотта это нормальная практика. «Мы никогда не снимаем фильм, который был бы полностью готов к съёмке. Но у Ридли есть прогресс: «Гладиатора» мы начали снимать, когда была готова 21 страница, «Хороший год» — когда было 48 страниц, а «Гангстер» — 64 или 65 страниц».
Актерский состав киноленты 20 лет тому назад и сегодня
Хоакин Феникс в роли Коммода
Джимон Хонсу играет в фильме Джубу, помощника Максимуса. Начав свою карьеру в Голливуде в 90-тые, Хонсу подошел к роли в «Гладиаторе» достаточно известным актером второго плана. По мнению критиков с ролью он справился превосходно, чем упрочил свои позиции. По сей день Джимон играет в голливудских блокбастерах, правда, как и прежде на второстепенных ролях.
Оливер Рид (1938 – 1999)
Оливер Рид и в реальной жизни был, что называется, настоящим мачо, поэтому в фильмах играл только мужественных и бесстрашных героев. «Дьяволы», «Отверженный», «Влюблённые женщины», «Три мушкетера» – далеко не полный перечень его ролей.
Погубила актёра страсть к алкоголю. Пьянство Рида порождало множество конфликтов не только в быту, но и на съемочной площадке, некоторые из которых доходили до драк. Сам актёр открыто заявлял, что расстанется с бутылкой только после смерти. Во время съемок «Гладиатора» в мае 1999 года никто даже предположить не мог, что всё это в итоге обернётся трагедией. Как-то после съемочного дня Оливер зашел в бар и принял участие в игре «Перепей меня» с пятью молодыми матросами. После нескольких литров пива, бессчетного множества виски и трёх бутылок ямайского рома, сердечный приступ поставил крест на его карьере и жизни. В знак памяти бар переименовали в «Ollie`s Last Pub» («Последний паб Оливера»).
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: