кто раньше обосновал что происхождения государства имеет закономерный характер
Теория государства и права. Шпаргалка
Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
Теории происхождения государства:
1) теологическая теория — теория Божественного происхождения государства, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право — это Божественная воля. Согласно этой теории церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Представители — Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве;
2) патриархальная теория — теория происхождения государства в результате исторического развития семьи, когда разросшаяся семья становится государством. Согласно данной теории монарх — отец (патриарх) своих подданных, которые должны слушать его неукоснительно и относиться к нему с почтением. В ответ монарх должен был заботиться о своих подданных и управлять ими. Представители — Аристотель, Конфуций, Р. Фил—мер, Н. К. Михайловский;
3) договорная теория, согласно которой государство — продукт человеческого разума, а не проявление Божественной воли. Представители этой теории считали, что государство возникло в результате заключения между людьми общественного договора с целью обеспечения их общей пользы и интересов. В случае нарушения или невыполнения условий общественного договора люди были вправе расторгнуть его, причем даже с помощью революции. Представители — Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев;
4) психологическая теория, сторонники которой связывают возникновение государства с особыми свойствами человеческой психики: потребность во власти одних над другими и стремление одних подчиняться другим. Представители — Л. И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н. М. Коркунов;
5) теория насилия, согласно которой государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами. Представители — Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский;
6) материалистическая теория, согласно которой образование государства является результатом изменения общества вследствие социально—экономических причин. Представители — К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов;
7) патримониальная. Государство произошло от права собственности на землю и связанного с ним права владения теми лицами, кто на этой земле проживает. Представитель — А. Галлер;
8) органическая. Государство возникло и развивалось как биологический организм. Представители — Г. Спенсер, А. Э. Вормс, П. И. Прейс;
9) ирригационная. Государство возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Представитель — К. А. Виттфогель.
История возникновения государства и теории их происхождения
Государства возникали и формировались разными путями. Выделяют восточный путь, начавшийся на на Древнем Востоке и продолжавшийся в Африке, Америке. Особенность этого пути в «азиатском способе производства». Главными факторами являются: земельная община, коллективная собственность, переход родоплеменной знати в чиновничий аппарат управления. Коллективная собственность переходит в государственную. Классовая дифференциация не наблюдается здесь отчетливо. Государство одновременно организовывает производство и эксплуатирует работников – сельских общинников.
По-другому возникали государства в Южной Европе, где ведущую роль играло классовое расслоение, которое произошло в результате интенсивного формирования частной собственности. Сюда относятся возникновение Древней Греции, Рима. В Риме долгое время противоборствовали две группы свободных членов родоплеменного общества: патриции и плебеи. Это тоже оказало существенное влияние на классовое расслоение.
На вопрос возникновения государств в западной и восточной Европе существует несколько точек зрения. Сторонники первой точки зрения говорят о разложении первобытных отношений и зарождении феодальных (Россия, Германия). Вторая точка зрения сводится к тому, что после разложения родового строя наступает период длительный по времени, когда родовая знать определяется в особую группу, обеспечивает себя привилегиями, захватывает большую часть собственности. Крестьяне при этом не теряют своей свободы и имеют в собственности землю. Такой тип государства называется профеодальным.
В России IX-X вв формой государственности были города-государства Новгород, Псков, Суздаль с общинным устройством и общим собранием – вече. Эти города повлияли на формирование государственно-правового управления. Общественные отношения регулировали обычное и договорное право. В 862 г. новгородцами на княжение был приглашен Рюрик. Он не имел права собирать налоги, город просто оплачивал его работу.
Пути возникновения государства различны, существует несколько теорий.
Теологическая теория происхождения государства
К родоначальникам этой теории можно отнести Августина, Фому Аквинского. Древнейшая из теорий отражает теократические черты первых государств: законность культа и его обрядов, роль жрецов, соглашение между религиозной и светской властью.
Согласно данной теории творцом всего является Бог. Поэтому сущность государства, его природу познать невозможно, так как это божье творение. Теория не отрицает существование земного государства и поддержание в нем порядка. Благодаря этой теории престиж государства и государственной власти был высоко поднят. Теория к тому же осуждала преступность, способствовала утверждению порядка в обществе.
Патриархальная теория возникновения государства
Этой теории придерживались в Древней Греции и Риме, она была распространена во времена средневекового абсолютизма и дошла до наших дней. Родоначальником можно считать Аристотеля, который считал, что государство – это естественная форма человеческой жизни. Вне государства человек осуществлять общение, деятельность не может. Человек – это общественное существо, он стремится объединится с себе подобными, образовать патриархальную семью. Когда таких семей создается множество, происходит образование государства. Аристотель приравнивал власть государства к отцовской власти.
Л.Филмер в абсолютистской Англии, ссылаясь на патриархальную теорию, доказывал то, что королевская власть была дана Адаму Богом, поэтому он не только отец человеческого рода, но и властелин.
Патриархальная теория развивалась и в России. М.Н.Покровский считал, что древняя государственная власть развивалась из власти отцовской. У русского народа глубоко заложена вера в «отца народов», хорошего царя, вождя не без влияния патриархальной теории.
Теория договорного появления государства
Теория тоже древняя. Древнегреческие софисты считали, что люди объединились на договорных началах для того, чтобы обеспечить справедливость. Эпикур провозглашал, что государство покоится на взаимном договоре.
Сторонников этой теории было много во всех концах света: Г.Гроций, Б.Спиноза, А.Радищев, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо. Люди изначально находились в определенном естественном состоянии и обладали правами и свободами от рождения. Гоббс считал, что это состояние «войны всех против всех». Затем ради достижения мира люди заключили общественный договор и передали часть своих прав государству, обещая подчиняться ему. Государство должно было сохранить неотчуждаемые права человека: свободу, безопасность, право собственности.
Руссо считал, что договор – основа законной власти. Каждый, кто договаривается, должен подчиняться общей воле (государству), став его участником. Суверенитет принадлежит народу в целом, правитель уполномочен народом, он отчитывается перед ним и сменяется по его воле.
Учение Гегеля и теория завоевания
Г.В.Гегель создал свою теорию происхождения государства. Основой государства он определил «мировой разум» – абсолют духа и разума. Государство, по мысли Гегеля, не может служить отдельным лицам и не может создаваться ими. Государство есть высшая форма реализации нравственности. Оно не может быть представителем чьих-то интересов, оно является абсолютной самоцелью. Государство имеет цель в себе, высшую из всех целей. Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность личности – быть достойным членом государства.
Гегель не признает суверенитет народа как основу государства и идею демократии, вытекающую из него. По утверждению Гегеля народ не знает, чего хочет «разумная воля» и чего он хочет сам, поэтому верховная власть не может выражать интересы народа.
В начале XX века стала распространяться теория насилия (завоевания). Опираясь на исторические факты, основоположники теории считали войны и завоевания основой государства. Л.Гумплович утверждал, что все государства возникли при помощи актов насилия.
Ирригационная, органическая и марксистская теории происхождения государства
Необходимость строительства и эксплуатации огромных ирригационных сооружений в Месопотамии, Египте, Индии, Китае сделало возможным образование государства. Хозяйственные процессы выделили класс чиновников – управленцев, которые стали злоупотреблять своим положением и порабощать общество. Основателем ирригационной теории является К. Виттфогель и его работа «Восточный деспотизм». Он называет этот период гидравлическим или агроменеджериальным.
Органическая теория, сторонниками которой являются Спенсер, Вормс, утверждает, что государство сформировалось при естественном развитии. Государство появилось вместе с людьми и является творением сил природы.
Марксистская теория появления государства хорошо раскрыта в работе Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Для данной теории характерен материалистический подход. Возникновение государства связано с появлением частной собственности, возникновением классового общества и классовым антагонизмом.
Ленин говорил о государстве как об аппарате для применения насилия, поддержания господства одного класса над другим.
«Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий» – в этом суть марксистской теории.
Партия 2017 г. Теории происхождения государства
Партия 2017 г. Теории происхождения государства
Каждый исследователь и писатель имеет свою историю отражения отношений существующего мира, для писателя – это и воображаемая история, которая предстаёт сюжетом и сценарием. И они, иногда, живут дольше представления документальной истории, а соединение исследовательского и писательского формата работы дают и воображаемые представления о будущем мира, о желаемой перспективе.
Получается, что надо вдумываться в реальность, анализировать и воображать – этот продукт обязательно раскроет перспективу для жизни человека и народов. Без такой работы нам не построить новый мир. Если нам нужна новая жизнь, новая её организация, то и пришло время заняться вопросами её представления в нашем воображении. Если будем вместе работать в этом направлении, то обязательно достигнем исполнения мечты человека, своей мечты, как бы это не было сложно, как бы такую деятельность не запрещали, ей не мешали.
В данном материале мне придётся кратко отразить представления о природе государства, какое содержание и существо рассматривалось в основе государства. Далеко за информацией ходить не приходится, в источниках сориентироваться сложно и не времени, поэтому в практику входит обращение к Википедии, информация в которой структурирована и большинстве случаев имеет удовлетворительный характер, но в данном случае перед материалом была оговорка о предполагаемом копировании с другого источника, но когда их сравнил, то выбрал как оснвову для изучения вопроса материал из Википедии. Собственно, лишь для того, чтобы посмотреть на них и сформировать своё. Нет оно не будет выходить из этого состава видов на образование государства, но должно учесть их существование, по существу. Но, чтоб процесс был объективным и историческим, эти определения необходимо привести.
Теории происхождения государства — объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства. Входят в предмет исследования теории государства и прав.
Существующий мир является и производной всего процесса образования, и трансформации государств, и заложником его функционирования. Отсюда, не только организация власти внутри страны в форме государства, но и распределение территории планеты не среди народов, людей, живущих на планете, а между государствами, большая часть из которых имеет короткую историю своего существования, тогда как в объяснение своих территориальных претензий каждое государство обращается к воображаемой связи своего происхождения с историей народа. Это воображение и искусственность наделения его историческими свойствами часто и выдается за право, за обоснование возможности властвования в среде народов. В этом процессе сформировался институт демократии современный способ организации органов власти в государстве. Не в обществе, а в государстве.
Здесь социальное управление изначально было подменено властным управлением, а это разные цели и направления деятельности. Народы в этом процессе потеряли свою самобытность и правовую определённость, при том как сами они, не смотря ни на что, как-то сохраняются. Определяющую роль в этом процессе представляет прежде всего язык, культура и закреплённость проживания на территориях планеты. Можно предположить, что мир ждут значительные изменения данного порядка, т.е. возвращения значения народов. Такое изменение предполагает формирование права как определяющего установления в жизни, в организации народов.
Мифологические и религиозные концепции происхождения государства
«В основе данных концепций лежат представления о божественном (сверхъестественном) происхождении государства, общей системы власти, правил общественного поведения.
Основной характеристикой является отсутствие разделения между обществом и государством. Подобные представления появились во время формирования первобытных человеческих сообществ и просуществовали до периода средневековья».
Увы, эти представления возникли при формировании самих религий, которые являются плодом человеческого воображения и необходимости упорядочивания внутреннего мира человека. Эта потребность была трёхсторонняя организатора конфессии, властной организации, которой стало выступать государство, и самого человека.
Древнеиндийская теория
«Ведические «Вседержители» Индра и Варуна установили общекосмический и земной порядок, его закон и обычай, традиции (риту). Индре принадлежит роль защитника государства от внешнего врага, тогда как Варуна представляет отношения между человеком и Богом. Имя Варуны во многих случаях встречается вместе с Митрой, который, по мнению Дюмезиля, представляет правовую сторону власти или союз между людьми.»
Такой же пример конструктивного воображения, введения божественных вымыслов в практику реальной жизни. И она работала.
Древнекитайская теория
«Волей божественного неба в Поднебесной появился порядок, организация власти, правила поведения и т. д. Император (носитель власти) при этом — сын неба.»
Здесь происходит наделение качеством прямой связи с Богом, от которого и возникает право высшей воли.
Теологическая теория
Основная статья: Теологическая теория происхождения государства
«Сформулирована Августином Блаженным, была развита Фомой Аквинским в XIII веке. Согласно данной теории, по своей сущности государство является результатом проявления как божественной воли, так и воли человеческой. Государственная власть по способу же приобретения и использования может быть богопротивной и тиранической в этом случае она допускается Богом. Плюсы данной теории заключаются в том, что она объясняет идеал государственной власти, которая сверяет свои решения с высшими религиозными принципами, что налагает на неё особую ответственность и поднимает её авторитет в глазах общества, способствует утверждению общественного порядка, духовности. Теологическая теория носит универсальный характер, поскольку содержит не только антропологическое, но и метафизическое измерение в объяснении происхождения государства.»
Надо отметить, что сами принципы уже были сформированы как божественные, что указывает на существование религии, но сформированы они были уже при существовании государства.
Патриархальные и патерналистские концепции происхождения государства.
«В основе данных концепций лежат представления о возникновении государства из семьи, а общественной и государственной власти — из власти отца семейства.
В последующем, развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей приводят к образованию государства.
Отношения отца с членами семейства в соответствии с патриархальной теорией происхождения государства уподобляются отношениям монарха с подданными. Монарх должен, подобно отцу семейства, заботиться о своих подданных, а те, в свою очередь, должны беспрекословно подчиняться и уважать его».
Что сказать, с семьёй – вымысел, но вымысел абсурда, о чём и говорят последние авторы определения.
«Вместе с тем, представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути дела, экстраполируют понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляют соответственно с категориями «государь», «подданные».
—
Патерналистская теория
«От слова патер — отец. В данной теории имеет место прямое соотношение государства с семьей. Так, например, Конфуций, трактуя императора как «сына Неба» и исполнителя воли Неба, вместе с тем уподоблял власть императора власти главы семейства, а государство — большой семьей. Управление государством, по его мнению, должно строиться как управление семьей — на основе норм добродетелей, заботы старших о младших, сыновней преданности и почтительности младших по отношению к старшим. Также патерналистские воззрения нашли своё отражение в русской политической истории, традиционным компонентом которой стала вера широких слоёв населения в «царя-батюшку» и во всякое начальство как в «отца родного». Плюсы данной теории заключаются в формировании уважения к государственной власти. Минусы данного понимания государства в укоренении пассивной гражданской позиции, на почве возложения гражданами ответственности за все происходящее на государство».
Значение данного повторения определений, только в том, что оно существовало.
—
Органические концепции происхождения государства
«В основе данных концепций лежат представления о государстве как о живом организме, продукте социальной эволюции (по аналогии с эволюцией биологической), в котором более важному органу соответствует более высокий статус и более значительная власть в органической системе общества и государства.
В таких социальных организмах в процессе борьбы и войн (естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления, при этом данный социальный организм поглощает своих членов».
Конечно же, никакого «органического», ни организма здесь не присутствует, а есть лишь битва претендентов между собой за власть на территории и в социальной среде.
—
Теория О. Конта
Согласно Огюсту Конту — общество (а следовательно, и государство) — органическое целое, строением, функционированием и эволюцией которого занимается социология ]. Социология при этом опирается на законы биологии, действие которых в обществе претерпевает определённое видоизменение в силу своеобразия взаимодействия индивидов и воздействия предшествующих поколений на последующие. Основная задача социологии как позитивной науки, пришедшей на смену предшествующим теологическим и метафизическим воззрениям, состоит в обосновании путей и средств гармонизации общества, утверждения органической связи «порядка» и «прогресса».
Общество не тождественно государству, более того, государство подавило возникновение института общества. Социология лишь участвует в определении методов управления социумом, формированием способов подчинения социума власти, её основному институту – государству, однако государство социология не формирует.
Теория Г. Гроция
«Гуго Гроций трактует государство как явление воле-установленное, возникающее в результате договора людей (их волеизъявления»).
Да, волей власти установленное, а договор – организационная проформа.
—
Теория Т. Гоббса
Договорная теория
«Трактует возникновение государства как соглашение, заключённое для попытки преодоления социального неравенства, с целью создания государственной власти и законов, которым будут подчиняться все. Однако неравенство частной собственности, дополненное политическим неравенством, привело, в конечном счёте к абсолютному неравенству при деспотизме, когда по отношению к деспоту все равны в своем рабстве и бесправии. Руссо выдвигает свой проект общественно-договорного «исправления» истории —происхождение Политического организма (общины) как подлинного договора между народами и правителями. Цель этого подлинного общественного договора Руссо видит в создании «такой формы ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остаётся столь же свободным, как и прежде». Общественный договор даёт политическому организму (государству) неограниченную власть над всеми его членами (участниками соглашения); эта власть, направляемая общей волей, и есть единый, неделимый и неотчуждаемый суверенитет народа. При этом Руссо отвергает принцип разделения властей и иные гарантии соблюдения прав и свобод человека в государственном состоянии».
Первое, договора нет, ибо нет такого договора который формирует одной стороне неограниченную власть над другой, которая как будто такое своё порабощение добровольно принимает. Частная собственность преимущественно возникает из властного положения, которое предопределяет условия и возможности присвоения для власти, откуда и возникает основное накопление, тогда как назначение социальной среды формировать условия для создания соответствующего продукта. Неограниченная власть обществом не даётся, она всегда берётся в борьбе за возможность властвования. Кроме того, на линии любого развития государства, которое по факту выступает как институт власти, в этом процессе нет никакого права, по существу. Его подменяют властные установления в виде законов.
—
Насильственные концепции происхождения государства
В основе данных концепций лежат представления о возникновении государства, как результата насилия (внутреннего или внешнего), например, путём завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными, то есть государство является не итогом внутреннего развития, а навязанной извне силой, аппаратом принуждения. Плюсы данных концепций заключаются в том, что элементы насилия действительно были присущи процессу возникновения некоторых государств. Минусы в том, что кроме военно-политических факторов в регионе присутствуют также и социально-экономические, и религиозные.
Теория Е. Дюринга
«Насилие (внутреннее насилие) одной части первобытного общества над другой, по Евгению Дюрингу, — это тот первичный фактор, который порождает политический строй (государство). В результате такого насильственного порабощения одних другими возникают также собственность и классы».
Государство- институт постоянного перерождения, на месте одного постоянно возникает другое, что сопровождается процессом деления населения, территорий, сменой самой власти, изменения её институтов: политических партий, самого устройства государства. Если посмотреть на перспективу, то можно предположить, что существующий приемник при столь удручающих параметрах жизни народа навряд ли просуществует больше половины срока жизни предыдущего государства. И гадать не приходится, у страны осталась одна перспектива существования – цивилизационная революция и переход в правовое уложение. Нет, можно по-прежнему фантазировать, но уже в рамках нового уложения.
Собственность в рамках правового уложения получает другой формат, содержание и значение, а классы, как порождение властного уложения, в правовом уложении потеряют природу своего возникновения и сохранения.
Теория Л. Гумпловича
«Людвиг Гумплович считал, что государство возникает вследствие стремления людей (стада, сообщества) к расширению своего влияния и могущества, к увеличению своего благополучия, это ведёт к войнам, и как следствие к появлению государственного устройства, а также к появлению имущественного и социального расслоения населения. Также Гумплович утверждал, что государства всегда основывались меньшинством прошлых завоевателей, то есть более сильной расой, расой победителей».
Подойдет для характеристики государства расизма.
Теория Ф. Оппенгеймера
Государство представляет собой социальный институт, основанный на завоевании и подчинении, в результате использования насильственных и принудительных «политических методов» изъятия благ против миролюбивых и добровольных «экономических методов» обмена благ:
‘»Государство, полностью по своему происхождению, значительно и почти полностью на начальных этапах своего существования, является социальным институтом, насильно навязанным победившей группой людей над побежденной группой с единственной целью — для утверждения Господства победившей группы над побежденными, и для защиты от восстаний изнутри и нападений извне. Телеологически — такое Господство не имеет никакой иной цели, кроме как экономической эксплуатации побежденных победителями.»
Теория М.Олсона
Психологические концепции происхождения государства
«В основе данных концепций лежат представления о возникновении государства в связи со свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. Государство согласно данным концепциям — это продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения. Плюсы данной концепции заключаются в том, что психологические закономерности — важный фактор, безусловно оказывающий влияние на социальные институты. Минусы в том, что психологические свойства личности не могут являться единственными причинами образования государства, так как психика человека формируется также под влиянием внешних (социально-экономических) факторов и т. д.».
Нет никакого смысла отрицать психологические факторы: есть социум, есть люди, есть и психологические факторы.
Теория Т. Д. Баштима
«Вся история человечества, включая переход от первобытного состояния к государственному и дальнейшее развитие социальных и политико-правовых институтов, определяется такими первичными факторами, как открытие (изобретение) и подражание. При этом сущностью всякого открытия и изобретения в общественной, политической и правовой жизни людей является приспособление как способ разрешения социальных противоречий. Первоначальные отдельные открытия в условиях первобытного общества, носили бессвязный характер, затем они постепенно систематизируются и гармонизируются».
Нет отрицания процесса эволюции: и социума, и государства, но есть удивление факта остановки эволюции в развитии института общества.
Теория Н. М. Коркунова
«Основой всего права по мнению Н. М. Коркунова является индивидуальное сознание, следовательно право как разграничение интересов и общественный порядок выражает не объективно данное подчинение личности обществу, а субъективное представление самой личности о должном порядке общественных отношений. Также и государственная власть — это не чья-либо воля, а сила, вытекающая из психических представлений граждан об их зависимости от государства. То есть власть есть сила, обусловленная не волею властвующего, а сознанием зависимости подвластного».
Безосновательный вымысел автора.
Теория Л. И. Петражицкого
«Право сводится Л. И. Петражицким к правовым эмоциям императивно-атрибутивного характера. Императивность правовых эмоций раскрывается при этом как состояние связанности воли индивида, переживаемое в виде авторитетного понукания и давления в сторону определённого поведения. Атрибутивность же правовых эмоций состоит в том, что подобное (обязанное) поведение одного лица причитается другому лицу. Государство и официальное законодательство рассматриваются при этом как «проекции» правовых переживаний, как «фантазмы» психики».
Такой же вымысел как и предыдущий.
—
Марксистская концепция происхождения государства
«Государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако, с уничтожением классов отмирает и государство».
«Плюсы данной концепции заключаются в том, что она основывается на социально-экономическом факторе общества, минусы в недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических, и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности».
Может, государство возникает как институт и политический режим регулирования социальных отношений в части природопользования, производства и реализации продукции, сохранения накоплений и регистрации собственности, использования власти в обеспечение общественного порядка посредством силовых органов, а также защиты от внешнего посягательства.
«Государство, согласно марксизму, возникает в результате естественно-исторического процесса развития первобытнообщинного строя (постепенное развитие производительных сил, разделение труда, появление частной собственности, имущественная и социальная дифференциация общества, его раскол на эксплуататоров и эксплуатируемых и т. д.) как аппарат принудительной власти экономически господствующего, эксплуататорского класса над неимущим, эксплуатируемым классом. Исторически государство возникает как рабовладельческое государство, на смену которому — в результате общественного развития — идёт феодальное, а затем буржуазное государство. Уничтожение путём пролетарской революции частной собственности как основы классов, государства и права откроет путь к бесклассовому, безгосударственному и неправовому коммунистическому обществу. Коммунистическое общество и общественное самоуправление (без государства и права) — это, согласно марксистским представлениям, определённое повторение первобытного коммунизма и догосударственного общественного самоуправления первобытного строя».
Надо обратить внимание на принудительный характер уничтожения частной собственности, но как только такое подавление заканчивается, все ранее накопленной социальное богатство, немедленно присваивается сформировавшейся властью. Непосредственное уничтожение частной собственности путём властного принуждения оказывается невозможным. Более того, всё властное уложение опирается на собственность, индивидуальную, частную или государственную, а само государство служит активным институтом её перераспределения и присвоения.
—
Государство по Ф. Энгельсу
«Государство по характеристике Фридриха Энгельса возникло из потребности держать в узде противоположность классов, и оно за редким исключением (периоды равновесия сил противоположных классов, когда государство получает относительную самостоятельность) является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает новые средства для подавления и эксплуатации угнетённого класса.
Государство по Энгельсу является связующей силой цивилизованного общества: во все типичные периоды оно является государством исключительно господствующего класса и во всех случаях остаётся по существу машиной для подавления угнетённого, эксплуатируемого класса.
Основными признакам
и государства, отличающими его от родовой организации, по Энгельсу являются:
1) разделение подданных государства по территориальным делениям и
2) учреждение публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением, организующим само себя как вооружённые силы».
Похоже, что нет смысла рассматривать определения Энгельса, нет потребности, определение фрагментарное.
—
Государство по В. И. Ленину
«В подходе В. И. Ленина к государству акцент делается на антагонизме классов и на классовой природе государства: «Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены. И наоборот: существование государства доказывает, что классовые противоречия непримиримы».
Ангажированная позиция.
_
Иные концепции происхождения государства
Либертарно-юридическая теория
«Развитие либертарно-юридической теории связано с именем В. С. Нерсесянца. Согласно данной теории, право и государство возникают, функционируют, развиваются и действуют, как две взаимосвязанные составные части единого целого их социальной жизни. Исторически свобода проявляется как раз в процессе разложения и представляет собой всеобщую и необходимую форму нормативного и институционального признания, выражения и защиты этой свободы в виде правосудия индивидов в частных и публичных делах и отношениях. Последующий всемирно-исторический прогресс свободы — это одновременно и прогресс соответствующих правовых и государственных форм бытия, закрепления и осуществления этой свободы».
Увы, всеобъемлющий институт права при превалировании государства над социумом, при современном государстве не возникает, право при нём подменяет система властных установлений. При этом можно говорить о взаимосвязи закона и государства, тогда как право как институт возникает только при инситиуционализации социума как общества и подчинения ему института государства, как совокупности силовых органов. Свобода человека выступает как условия и возможность для реализации активности человека в социальном взаимодействии, что возникает только при формировании структурированного самодеятельного общества в организации политики, экономики, социологии и права.
«Основоположником патримональной теории является Карл Людвиг Галлер. Согласно данной теории государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землёй власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный сюзеренитет».
Власть прежде всего действует в двух основных сферах: на территории и в среде населения, а далее в сферах их деятельности и жизненных занятий.
«Наиболее широко распространённая из современных волюнтаристских теорий — это «автоматическая теория». Согласно этой теории, изобретение земледелия автоматически приводит к появлению прибавочного продукта, что позволяет некоторым индивидам отделиться от производства питания и стать гончарами, ткачами, плотниками, каменотесами и т. д., таким образом, создавая дальнейшее разделение труда. Из этой профессиональной специализации развивалась политическая интеграция, которая объединила некоторое число до этого независимых общин в государство. Этот аргумент чаще всего приводился британским археологом В. Г. Чайлдом».
Есть такой фактор, не более того.
Теория абсолютного духа
«По теории абсолютного духа, которую выдвигал философ Георг Гегель, есть некий субъективный дух, который находится в каждом из людей и который со временем процветания образуется в объективный дух, который, в свою очередь, создаст абсолютный дух, дух, который будет знаменовать государство, при этом со временем он опять разломится на субъективный».
Дух – форма частного и ли социального сознания, моджно сказать соединение знания, веры, воли, мышления и активности. Можно сказать, что дух может быть движущей силой человека, но не является основой создания государства.
—
Ирригационная теория
«Ирригационную теорию связывают с именем немецкого учёного-марксиста К. Виттфогеля. В своей работе «Восточный деспотизм» он объясняет возникновение государства необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных районах. И действительно, в первых городах-государствах — Месопотамии, Египта, Индии, Китая происходили процессы создания мощных ирригационных систем. В связи с этим сформировался слой управленцев, которые знали: как поддерживать работу этих сооружений, обеспечивать судоходство, распределять воду, производить ремонт сооружений и др. Эти работы, по мнению Виттфогеля, требовали жёсткого централизованного управления, распределения, учёта и др. Данная теория отражала некоторые реальные процессы, происходившие в восточных регионах, но в действительности процессы образования государства и ведения ирригационных работ шли параллельно, хотя образование государства было первичным, поскольку именно государство было в состоянии вести такие трудоемкие и гигантские работы, как строительство оросительных систем».
Это снова фактор экономического развития, не более того.
—
Расовая теория
«Появилась в эпоху рабовладения в целях оправдания существующего строя и его основы — деления населения в силу прирождённых качеств на две породы людей — рабовладельцев и рабов. Расовая теория исходит из тезиса о делении людей на высшую и низшую расы. Первые призваны господствовать в обществе и государстве, вторые — слепо повиноваться первым. Основоположник расовой теории француз Ж. Гобино (1816—1882) объявлял арийцев высшей расой, призванной господствовать над низшими, к которым относились евреи и др. В нацистской Германии на основе расовой идеологии создавалась особая система ценностей в виде «вождя нации», «чистоты крови», история представлялась как история борьбы высшей арийской расы с другими низшими расами. Гитлер использовал расовую теорию для обоснования законного права высшей арийской расы уничтожать целые народы и национальные меньшинства».
Расовая теория может быть видом колониальной теорииЮ, если продолжать рассматривать по-существу
Демографическая теория
«Сущность данной теории состоит в том, что практически все общественные процессы, в том числе и образование государства, всегда обусловлено ростом населения, проживающего на определённой территории, которым нужно управлять».
Не только нужно управлять, а желательно властвовать. Понятно, что у власти и института –государства – есть большой состав причин создания.
«В этой концепции используются новые знания, основной упор делается на организационные функции первичных городов-государств, на взаимосвязь происхождения государства и становления производящей экономики. При этом особое значение придаётся крупному, экологическому кризису на рубеже неолитической революции, переходу на этом этапе к производящей экономике и, прежде всего, селекционной деятельности. Теория учитывает как крупные, общезначимые кризисы, так и кризисы локальные, например те, которые лежат в основе революций (французской, октябрьской и др.)».
Всё наоборот, само государство и стало причиной кризисов.
—
Теория «инцеста»
«Клод Леви-Стросс разработал и обосновал идею, согласно которой особенности производства человека (воспроизводство рода), а именно запрет инцеста (кровосмешения), явились исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, структуризации общества и возникновении государства. Суть теории состоит в том, что для обеспечения реализации запрета инцеста необходимо было применить весьма суровые, жестокие меры пресечения. Для этого понадобилось создание внутри родовой общины специальных органов, которые как посредством насильственного пресечения кровосмешения внутри рода, так и путём развития связей с иноплеменниками в целях взаимообмена женщинами явились прообразом будущей государственной структуры. Несмотря на внешнюю простоту и привлекательность данной теории, вряд ли возможно в качестве первопричины образования государства рассматривать установление запрета инцеста и создание внутри родового общества структур, обеспечивающих его реализацию. Исторически данный запрет возник задолго до возникновения первых государств, а, следовательно, их появление связано не только с действием названной причины, но и иных фактов».
Для кучи все идёт, всё имеет место, сам запрет нельзя отрицать, но рассматривать его как основание для образования государства не приходится. К нормам социального общежития такие ограничения вплоне походят в институт морали и нравственности, семейных отношений.
—
Спортивная школа права
«Основоположник теории Хосе Ортега-и-Гассет связывал возникновение государства с появлением игр, физических упражнений, а также спорта в целом. Согласно этой концепции, поскольку физическое воспитание в первобытном обществе выполняло функции подготовки к трудовой деятельности, военному делу, решения противоречий между племенами, то со временем, в связи с необходимостью определять победителей в состязаниях, появляется родовая аристократия, которая постепенно дистанцируется от рядовых членов племени, начиная выполнять функции, схожие с государственными».
Это гостевой обустроенный дом. Началось с отторжения у меня части земельного участка – также полностью противозаконного деяния, стал сопротивляться, привлекли природоохранного прокурора, а вместе с ним против меня выступил большой ряд частных лиц и государственных организаций. Бизнес двадцать лет назад «отжимал» экс-губернатор, моей землей и домом занимался уже бывший зам-губернатора. Они же в лицо говорят, тоже самое и говорят: да, отжали у тебя землю, а сейчас попробуй верни. И как её вернешь, если против тебя сформировался целый клан регулирования на месте подобных отношений.
Из таки хсоставов весь существующий режим и сформирован – это и есть реальная власть. Простите, но это Калининград – центр Европы, это территория, полученная по результатам войны, по результатам победы совсем другого государства, которое существующее и уничтожило.
А с такой практикой сноса домов людей и дикого правового беспредела данная территория получает качество антиправового анклава. И кому он в таком качестве нужен – антиправовой кланово-развратный анклав. С одной стороны, присутствует попытка развить анклав, но какой в том смысл, если одновременно идёт полное разложение в нем даже намека на какое-либо право.
При таких процессах, при таком лице Калининграда, можно получить лишь ускорение пересмотра права на обладание регионом. Не забываем, что Европа начала менять своё отношение ко Второй Мировой войне, что происходит в рамках международного права. Государство перестаёт существовать как субъект международного права – нет его представительства на международных соревнованиях, участники соревнований есть, а флага и гимна нет.
Областной центр и область носят имя одиозного человека, имевшего отношение к расправам над людьми в тридцатых годах прошлого века. И это утверждение самой российской власти. Мировой истории такая память не нужна, отсюда и вопрос по аналогии, а не окажется ли название областного центра вычеркнуто с мировых карт.
Государство отобрало дом у философа, несколько ранее – у седьмой части цыган области – это полное попрание даже существующей Конституции, не говоря уже правах человека, обеспечиваемых всеми институтами международного права. И все в угоду частно-властной клановой системе, которую осталось только узаконить формально. Дошли или довели область до такого состояния. И это не несчастного философа заслуга. У сформировавшегося клана есть своя логика, которая положение будет только усугублять.
У государства, похоже нет понимания Калининградской ситуации, при том что процесс уже пошёл в разнос. Отбираете дом у одного философа и ставите под угрозу жизни всё население региона. Политическая безалаберность, вот и вся политика.