кто такая монтессори и что за методика
Система Монтессори: как это работает, кому подходит и в чём минусы
Мария Монтессори, итальянский врач и педагог, ещё сто лет назад придумала свою систему обучения детей в начале XX века. Сначала — для детей с особенностями развития, а потом и для всех остальных. Некоторые родители до сих пор мечтают отдать своего ребёнка в Монтессори-сады, а кто-то даже пытается сам учить ребёнка по такой системе. Разбираемся со всеми особенностями системы.
1. Кто такая Монтессори и что это за система?
Мария Монтессори, первая в Италии женщина-врач и педагог, придумала свою систему обучения детей в начале XX века. Суть её метода можно описать в пяти словах: «Помоги мне это сделать самому».
Монтессори считала, что каждый ребёнок от рождения стремится к знаниям. Всё, что нужно сделать родителям и педагогам, — создать развивающую среду, научить детей пользоваться предметами и позволить им самим выбирать, с чем, как и сколько играть.
После института Монтессори работала ассистентом врача психиатрической клиники, где находились умственно отсталые дети — они были одиноки, у них не было игрушек и с ними никто не занимался. Она стала носить им коробки, лоскутки, бусины — и дети ожили.
Затем Мария Монтессори стала директором Ортофренического института, который готовил учителей для работы с больными детьми. На базе этого института была школа, где она занималась с детьми. Эксперимент удался: многие ученики таких школ смогли сдать экзамены уровня общеобразовательных школ.
Через какое-то время Монтессори начала работать с «обычными» детьми. Ей предложили заняться организацией детских садов для детей трёх-семи лет для жильцов некоторых домов. Так появился первый «Дом ребёнка». В нём Монтессори продолжила разрабатывать свои методики развития и открыла сенситивные периоды.
2. Что такое сенситивные периоды? Их много?
Если коротко, сенситивные периоды — это возраст, в котором ребёнок легко, естественно учится тем или иным вещам. Если время ещё не пришло или, наоборот, упущено, ребёнку будет неинтересно и трудно. Среди основных сенситивных периодов Монтессори выделяла шесть:
1. Период восприятия порядка (от 0 до 3 лет). То есть четырёхлетнего малыша сложнее научить убирать за собой, чем двухлетку. Кстати, соблюдение чистоты — один из принципов метода. Детей учат не только класть игрушки на место, но и, например, вытирать за собой пролитую воду, подметать рассыпанную крупу, мыть посуду и участвовать в общей уборке.
2. Период развития движений и действий (от 1 до 4 лет). Время детских площадок, лестниц, горок и качалок. Когда ребёнок должен активно развивать координацию и укреплять разные группы мышц, которые помогут ему в будущем.
3. Период сенсорного развития (от 0 до 5,5 лет). Длительный период, когда ребёнок познаёт мир через звуки, запахи и ощущения. В это время формируются его представления о цвете, форме, размере и так далее.
4. Период восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). Та самая мелкая моторика ребёнка. Монтессори предлагала использовать простейшие материалы: перекладывать бусины, фасоль, горох и другую крупу, нанизывать бусины на шнурки, собирать пазлы.
5. Период речевого развития (от 0 до 6 лет). Если ребёнок не говорит в год — ничего страшного. Детская речь развивается вплоть до шести лет. Помогают в этом плане карточки, наглядные предметы, книжки. И, конечно, присутствие рядом взрослого — родителей или воспитателя.
6. Период развития социальных навыков (от 2,5 до 6 лет). Но при этом насильно заставлять ребёнка здороваться или быть вежливым — нет смысла.
3. Как сделать развивающую среду для ребёнка?
По большому счёту, сделать дом «развивающей средой» может каждый родитель — достаточно разрешить ребёнку полноценно участвовать в жизни семьи: готовить, убирать, ремонтировать, рукодельничать, ухаживать за растениями и животными. Лучше, если предметы, которые он при этом использует, будут не игрушечными, а настоящими, просто удобными для детской руки.
Если говорить о классической игровой комнате, то она разделяется на несколько зон: естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую. Все игрушки и пособия располагаются так, чтобы ребёнок мог сам их взять и убрать на место. Все они в одном экземпляре: во-первых, так дети, если их несколько, учатся договариваться и ждать своей очереди, во-вторых, сохраняется автодидактичность предмета, то есть приспособленность для самостоятельной игры — никто не вмешивается, не подсказывает и не поправляет.
Макаренко, Ньюфелд и ещё 5 людей, которые навсегда изменили наше отношение к детям
Монтессори уделяла много внимания развитию мелкой моторики и осязания. Она считала, что точные, аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание, память и творческие способности. Поэтому в её системе много игр, связанных с сортировкой, нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь по форме и по фактуре. Много манипуляций с природными материалами — камушками, шишками, деревяшками, ракушками. Игрушки должны обладать простыми, понятными свойствами, считала Монтессори. Пестрота и многофункциональность сбивает детей с толку, несёт лишнюю эмоциональную нагрузку.
4. Что такое обучение даёт детям?
Пожалуй, одно из главных преимуществ системы — то, что дети учатся всему легко и с удовольствием, в своём темпе, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками. Поэтому на занятиях им не страшно и не скучно, они любознательны, инициативны. Кроме того, дети, которые обучались по системе Монтессори, всегда могут сами занять себя, неплохо справляются с бытовыми обязанностями, умеют организовывать своё время и уважают потребности других.
В 2006 году в журнале Science опубликовали результаты исследования об эффективности системы Монтессори. В исследовании участвовали 53 ученика Монтессори-школы в штате Висконсин, США — детей разбили на две группы — от 3 до 5 лет и от 6 до 12 лет. Учёные оценивали учеников по нескольким критериям. Оказалось, что по некоторым показателям дети, которые ходили в Монтессори-школу, превзошли тех, кто посещал другие школы. Например, они лучше справлялись с тестами по чтению и математике.
5. Где этому учат?
Методика Монтессори популярна в России, и частные Монтессори-сады есть практически в каждом городе. Кроме того, иногда по инициативе родителей и педагогов Монтессори-группы открываются и в государственных детских садах. Группы всегда разновозрастные: младшие учатся, глядя на старших, а старшие заботятся о малышах.
Сама Монтессори предлагала начинать заниматься с детьми трёх лет, но её последователи опустили планку до двух. Сейчас группы обычно делятся по возрастам 0-3 года и 3-6 лет
Логическим продолжением такого обучения может стать начальная школа, но из-за жёстких стандартов российского образования с этим всё сложно: работают либо экспериментальные площадки на базе обычных школ (но это редкость), либо частные школы, которые занимаются по Монтессори, хотя «на бумаге» являются обычными, либо семейные школы. Обучение по системе Монтессори заканчивается в 10-12 лет.
В системе Монтессори оценка выставляется только качественная: прошёл — не прошёл, освоил — не освоил. То есть как стандартные оценки в Монтессори-школах не ставят. При этом ученики всё равно должны проходить государственные аттестации. Для этого педагоги составляют программу и набор знаний и навыков, которые должны обязательно проработать с детьми.
Для взрослых, которые хотят стать Монтессори-педагогами или профессионально заниматься дома с детьми, есть много курсов. Например, Международная Ассоциация Монтессори (AMI) организует их в Москве и Питере.
6. Зачем вообще нужен педагог, если он не вмешивается в процесс?
Во-первых, наставник показывает, как пользоваться тем или иным материалом. И от его презентации зависит, поймёт ли ребёнок суть упражнения, захочет ли его выполнять.
Во-вторых, он внимательно наблюдает за ребёнком и помогает ему осваивать новые навыки. Например, когда педагог видит, что в ребёнке просыпается интерес к букварю или кубикам с буквами, то он создаёт вокруг ребёнка языковую зону, показывает ему и другие игры — карточки со слогами, подвижный алфавит, рамки для обвода и штриховки, учит всем этим пользоваться.
Монтессори-педагоги общаются с детьми, но не «продавливают» собственное мнение, не подводят детей к желаемым ответам на вопросы
Помогают детям организовать работу, но не выполнять её. И в то же время заботятся о том, чтобы ребёнок заканчивал работать с чувством удовлетворения. В редких случаях педагоги всё-таки вмешиваются, и это отдельное умение — понять, когда это действительно нужно, а когда без этого можно обойтись
7. В чём минусы такой системы?
Ребёнку, который привык заниматься в Монтессори-группе, бывает непросто в обычном классе, где дети сидят за партами и все вместе делают одно и то же. К тому же у него совсем другое отношение к педагогу — не как к авторитету, а как к помощнику. Так что, помимо всего прочего, шансов повстречать своего Учителя у него меньше.
С точки зрения отношений со сверстниками тоже не всё так просто: в классической Монтессори-системе дети не играют в ролевые игры, они только занимаются — причём индивидуально. Поэтому договариваться и помогать они умеют, а вот играть вместе и дружить им только предстоит учиться.
8. Кому это не подходит?
Метод не подходит родителям, которые внутренне не готовы отпустить ребёнка «в свободное плавание». В Монтессори-группе может быть трудно подвижным, активным, неусидчивым детям. И ещё если у ребёнка проблемы с социализацией, то они могут усугубиться, потому что дети мало общаются между собой.
Насчёт развития мелкой моторики с крупой, бусинами и прочим — всё просто. Достаточно первые разы сидеть рядом с ребёнком и объяснять, что в рот тащить нельзя, а играть — можно. Потом ребёнок и сам понимает, что перебирать её интереснее, чем есть. Если всё равно опасаетесь, подождите, пока будете уверены, что ребёнок точно не будет есть лишнее.
9. Где узнать про систему Монтессори больше?
Можно почитать книги самой Монтессори, а можно — её последователей: Эдуарда Стэндинга, Фаусек или современных экспертов Монтессори-движения: Сумнительного, Хилтунен. Коротко и по делу метод Монтессори описывает Рапопорт в «Энциклопедии методов раннего развития». Ещё можно почитать сайт «Монтессори.дети», их же YouTube-канал.
Кроме того, родители с удовольствием сами экспериментируют с материалами и упражнениями и делятся результатами в социальных сетях: прогулки по тэгу Montessori вполне хватит для вдохновения.
Начало двадцатого века буквально разделило историю человечества на до и после, ведь жизнь претерпела невероятные изменения и требовала новых моральных ориентиров, подходов к образованию и воспитанию и организации труда и отдыха. Это был период смелых экспериментов и удивительных открытий. Несмотря на все социальные потрясения люди двадцатого века стали свободнее и прогрессивнее, а значит и воспитание и образование должно было сильно измениться, ведь малышам предстояло расти в совершенно новом мире.
Наблюдения и нововведения итальянского врача Марии Монтессори стали настоящим прорывом в педагогике, так как её подход одновременно имел как хорошую теоретическую основу, так и блестящие результаты на практике. В этой статье мы постараемся осветить все основные особенности Монтессори образования и обсудим для каких детей занятия по методике М. Монтессори подходят лучше всего.
Основные методы Монтессори
Чтобы кратко изложить основные идеи метода Марии Монтессори важно сперва объяснить, на каких убеждениях основывается подход:
1. Ребенок развивается, следуя своим естественным интересам и благодаря опыту, самостоятельно полученному на их основе,
2. Только грамотно организованная среда позволяет малышу полностью раскрыть свой потенциал развития,
3. Взрослый может быть проводником и помощником, но не может стать единственным полноценным источником знаний и навыков для развития ребенка,
Именно эти убеждения и определяют стиль взаимодействия детей и взрослых, выбравших для своих малышей метод М. Монтессори.
Подход отличает специально организованная среда ( дидактический материал, расположенный в свободном доступе ребенка), соответствующая возрасту детей; ведущая позиция ребенка, его самостоятельность и свободный выбор активностей; уважительное и внимательное отношение взрослых к индивидуальным потребностям малыша.
Давайте же кратко сформулируем основные принципы метода Марии Монтессори:
1. Отсутствие классно-урочной системы и свободное перемещение ребенка в пространстве класса,
2. Отсутствие единой программы и обязательного учебного плана для всех воспитанников, индивидуальный подход к каждому ребенку,
3. Занятия по методу М. Монтессори проходят в разновозрастной группе,
4. Любая Монтессори сессия требует подготовленную среду, упорядоченные и разнообразные материалы для обучения,
5. Взрослый следует за интересом ребенка, наблюдает за работой детей и очень ограниченно включается в их самостоятельные занятия.
Теперь же давайте более детально изучим особенности методики Монтессори и начнём с того, какие цели стоят перед Монтессори педагогом в зависимости от возраста воспитанников.
Цели занятий по методу Монтессори по возрастам
Подход обеспечивает обучение детей от рождения до средней школы, при этом фокус внимания, а значит и приёмы, используемые в Монтессори среде, зависят от возраста ребенка. Ниже мы предлагаем таблицу, в которой сформулированы основные цели Монтессори обучения детей на разных возрастных этапах.
Возраст ребенка
Цели Монтессори обучения
Основные приемы и форматы
От рождения до трёх лет
Укрепление доверия к миру и базовой уверенности в себе,
развитие координации и мелкой моторики,
достижение независимости за счёт освоения простых бытовых действий
Освоение бытовых навыков (поддержание чистоты, уход за собой и своей одеждой и т.д.)
Развитие крупной моторики (гимнастика, ходьба и бег, преодоление препятствий),
Развитие мелкой моторики (хватание предметов, перенос вещей, использование простых инструментов и столовых приборов),
Развитие памяти, внимания и мышление на основе опыта взаимодействия с окружающей средой,
Развитие речи (освоение отдельных звуков, называние предметов, использование различных частей речи)
От трёх до шести лет
Развитие самостоятельности и различных форм саморегуляции,
социальное развитие через общение со сверстниками и старшими,
совершенствование сенсорного восприятие,
заложение принципов научного мышления,
знакомство со счетом и освоение грамоты,
творческое развитие и самовыражение
Продолжение развития бытовых навыков (сервировка стола, одевание, уборка, освоение правил этикета),
Активное сенсорное развитие (освоение предметов с разными текстурами, цветами, формами, запахами и т.д., их сравнение и классификация),
Развитие грамотной речи, освоение письма и чтения с помощью специальных дидактических материалов по методу Монтессори,
Знакомство с миром цифр, освоение счёта и практическое изучение понятия числа
От шести до двенадцати лет
Интеллектуальное развитие и приобретение углубленных знаний о мире,
Развитие уверенности в себе, независимости и воображения,
Изучение социального устройства мира, понимание роли личности в сообществе
Комплексное изучение опыта, накопленного человечеством и более специализированные занятия, посвященные изучению вселенной, живой природы, человечества, языка и мира точных наук
От двенадцати до пятнадцати лет
Изучение экономических взаимосвязей на практике,
Осознание своей роли в различных группах и сообществах,
Практическое применение научных знаний,
Развитие способности к самовыражению
К сожалению, методика не была разработана самой Марией Монтессори, однако, последователи подхода активно используют групповую работу, научные дискуссии, индивидуальные образовательные планы и практическую работу для личностного и профессионального становления подростков
Даже из данной таблицы видно, что развитие гармоничной личности непременно должно начинаться в самом раннем возрасте, именно поэтому методики обучения Монтессори применяются в первую очередь в дошкольных учреждениях, ведь в дальнейшем Монтессори выпускники гораздо более адаптивны и достигают лучших результатов в школах самых разных подходов.
Удивительно, но мы зачастую встречаемся с родителями, которые убеждены, что методики обучения Монтессори подходят только одарённым и «от природы» мотивированным детям. Родителям кажется, что если их сына или дочку не заставлять заниматься, они просто целыми днями будут лежать на диване.
Несмотря на то, что все приемы Монтессори сопряжены со свободным выбором ребенка и его практически неограниченным передвижением по классу, даже самые «неуправляемые» и «сложные» дети в конце концов успешно вливаются в процесс.
Тем не менее, если вам кажется, что малышу сперва будет сложно на групповых занятиях по методике Монтессори или вы переживаете из-за каких-то особенностей здоровья ребенка, все филиалы нашего клуба предлагают индивидуальные занятия, чтобы у малыша было дополнительное внимание взрослого для более легкой адаптации в новой обстановке.
Метод Монтессори востребован как в школе, так и в дошкольных учреждениях. Однако, в Москве чаще всего занятия по методике Марии Монтессори рассчитаны на детей до 6-7 лет, после которых они успешно переходят как в специализированные Монтессори школы, так и общеобразовательные заведения. Учитывая такую особенность московского образования, мы разработали как программу исключительно по методике Монтессори, так и группы, где методы обучения Монтессори и её базовые принципы органично сочетаются и с более традиционными форматами занятий для малышей, а также посещением логопеда и других специалистов.
Окружающая обстановка детских садов по Монтессори стимулирует познавательную активность детей. Все Монтессори-классы разделены на зоны: практическая жизнь, сенсорика, язык, математика, космос (окружающий мир), творчество. Каждая зона наполнена множеством развивающих предметов и дидактических игр, взаимодействуя с которыми, ребенок самостоятельно изучает свойства и функции вещей и узнаёт новое.
В детском саду по системе Монтессори всегда много пространства и развивающих материалов, у детей всегда есть возможность выбирать занятие себе по душе, а воспитатели сада, прошедшие специальное обучение по методике Монтессори, лишь помогают детям совершать самостоятельные открытия.
Приятным бонусом для родителей, которые сделали выбор в пользу детского сада, использующего Монтессори методику, будет также и наличие регулярных консультаций для родителей, на которых педагоги и детские психологи подробно раскрывают задачи метода, делятся успехами воспитанников, а также дают рекомендации по воспитанию по методу Монтессори дома.
Выводы
Воспитание по методу Марии Монтессори качественно отличается от традиционных подходов: взрослый не проводит уроки и не требует положить руки на парту и внимательно слушать, у детей есть возможность и время познавать то, что им интересно, а специально организованная среда заботится о том, чтобы «интересно» было всегда и «полезно». Благодаря этим условиям метод получил международное признание, выпускники Монтессори садов стабильно демонстрируют интерес к учёбе, развитые навыки самоконтроля и успешно осваивают школьную программу, а родители гордятся своими талантливыми, самостоятельными и по-настоящему счастливыми детьми.
Заключение
Сеть детских Монтессори клубов «Созвездие» является одним из лидеров дошкольного образования по методике Монтессори в Москве. Все наши специалисты имеют базовое и дополнительное образование в сфере детской психологии и организации обучения дошкольников, регулярно проходят повышение квалификации, участвуют в научных дискуссиях и исследованиях, обмениваются опытом с иностранными коллегами, а, главное, любят детей, имеют большой опыт работы с ними и умеют становиться настоящими друзьями для малышей.
Мы всегда открыты новым знакомствам и рады показать жизнь нашего клуба изнутри. Для знакомства с нами достаточно записаться на бесплатное пробное занятие через форму на сайте или позвонив нам по телефону +7 (499) 686-10-35.
До встречи в наших детских Монтессори клубах «Созвездие»!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана
Мария Монтессори и её метод сквозь года
Сложно переоценить вклад Марии Монтессори в развитие мировой педагогики. Она навсегда изменила отношение взрослых и детей, поменяла отношение к образованию и создала сильное сообщество единомышленников. Сегодня мы кратко расскажем, как была создана знаменитая итальянская методика, разберем основные постулаты школы М. Монтессори и обсудим современных авторов книг о подходе.
Деятельность и профессиональное развитие Марии Монтессори
С самой юности выборы Марии бросали вызов обществу и порядкам того времени. В конце 19 века потолком женского развития считалось педагогическое образование и успешное замужество, а о самостоятельности женщин никто и подумать не мог, но Марии удалось пошатнуть устои и проделать нелегкий путь к профессиональному успеху.
Становление личности и образование
в 1890 году Мария Монтессори принимает решение заниматься наукой и поступить на медицинский факультет Римского Университета.
Безусловно, такой путь не был встречен одобрительно ни семьёй, ни однокурсниками, ни преподавателями. В течение всей учебы она сталкивается с враждебностью коллег-мужчин, ей запрещают посещать анатомический зал, а зачастую и открыто оскорбляют женщину. Несложно догадаться, что мысль о том, чтобы бросить учебу посещает Марию не один раз, но, тем не менее, она перебарывает себя и становится первой в Италии женщиной-врачом.
Личный опыт притеснений делает Марию активным борцом за свободу и права женщин, она выступает на конгрессах по правам женщин в Германии и Великобритании. Эта деятельность окончательно формулирует ценности Марии Монтессори: равноправие, свобода, развитие.
В 1900 году Мария поступает на работу в клинику для детей с отставанием в развитии. Именно это место даёт начало методике Марии Монтессори. Она осознает, что в клинике нет даже базовых игрушек и материалов для развития детей, на которых все просто махнули рукой. Она создает первые Монтессори материалы и приступает к планированию занятий. В скором будущем многие из учеников её экспериментальной программы сдадут экзамены лучше, чем обычные здоровые дети.
Осознав свой интерес и способности в области педагогики, в 1901 году Мария поступает на обучение антропологии и психологии и уже спустя 3 года становится востребованным лектором по направлению. В 1910 году выходит её первая книга «Педагогическая антропология».
В 1907году Мария открывает собственный садик «Дом Ребенка», который вполне можно назвать первым Монтессори центром в мире.
Больше чем учитель
В 1910 году Мария начинает формировать сообщество и обучает Монтессори методике педагогов. Уже в 1911 году Мария оставляет медицинскую практику и работу преподавателем в университете, чтобы посвятить всё своё время работе с детьми и обучению педагогов. Начинается создаваться международное сообщество: школы по методике Монтессори появляются в Великобритании, Швейцарии и других странах. Мария начинает проводить обучение для педагогов по всему миру, наносит визиты в Великобританию, США, Нидерланды, переезжает в Барселону и основывает там садик, школу и центр обучения педагогов.
Бурное развитие и установление связей с педагогами со всего мира продолжается вплоть до 1932 года. В этот год идеи Марии Монтессори окончательно расходятся с идеологией фашизма, и все школы и сады в Германии и Италии закрываются буквально в одночасье.
Цепь приглашений и знакомств приводит Марию в 1939 году в Индию, где они с сыном Марио участвуют во множестве образовательных программ для детей.
В течение трёх лет подряд Мария Монтессори была номинирована на Нобелевскую премию мира, и была одним из самых востребованных лекторов педагогических конгрессов и конференций. До самого последнего года своей жизни она находила в себе силы на популяризацию Монтессори принципов и преподавание для педагогов.
Теория Марии Монтессори
Среди ключевых идей подхода можно выделить пять основных постулатов:
В своих работах Мария Монтессори всегда подчеркивала, что маленькие дети учатся через впитывание буквально всей информации, с которой они сталкиваются: устройство материалов, явления природы, речь взрослых и других детей. Чем более насыщенный и разнообразный будет у малыша опыт, тем более разнообразные связи образуются в его мозге, что, в свою очередь, сделает ребенка адаптивнее, смелее и сообразительнее.
Теория сенситивных периодов
Наблюдения за детьми быстро дают понимание, что в разном возрасте малыши имеют разные естественные стремления. Именно вокруг этих стремлений и строится методика работы Монтессори.
Так, уже с рождения малыши чувствительны к сенсорным стимулам, речи и порядку, который сперва представляется в форме режима дня, после года малыш начинает активно исследовать пространство и манипулировать с предметами, чуть позже появляется интерес к мелким предметам и только в 2,5 года появляется фокусировка на расширении социальных контактов.
Обычно красивые деревянные наборы – это первое, что приходит на ум, если вас спросят про Монтессори. На самом деле разнообразие гораздо больше: это самодельные подборки, специальные материалы, мебель по росту малыша, продуманные зоны для различных занятий, внимание к дизайну и эстетике пространства для детей. Ребенок меньше и слабее взрослых, поэтому ему неудобно в среде, созданной для взрослых, и это тормозит его развитие. Наша задача исправить это и предложить малышу пространство, соответствующее его потребностям в каждый момент развития.
Малыши учатся на собственном опыте и понятной обратной связи. Именно поэтому развивающие материалы должны быть разработаны таким образом, чтобы дети могли заметить свою ошибку и исправить её самостоятельно.
Развитие бытовой самостоятельности
В методике Марии Монтессори много времени уделяется обучению ребенка различным бытовым навыкам от чистки зубов до приготовления пищи. Педагоги школы считают, что эти действия не только дают ребенку больше свободы и независимости, но и прекрасно влияют на все сферы развития ребенка. Чистка зубов даёт возможность отработать координацию рук; застёжки и шнуровки развивают мелкую моторику; крупная моторика развивается при уборке и переноске вещей; навыки сортировки, развитие крупной и мелкой моторики, разнообразный сенсорный опыт ребенок получает на кухне.
Девиз Монтессори педагогики – «Помоги мне сделать это самому!». Действительно основной целью Монтессори становится создание среды, в который ребенок может сам находить интересующие его задачи и самостоятельно обращаться к взрослым за помощью, а не пассивно следовать указаниям старших.
Методисты, последователи Марии Монтессори
Ещё при жизни Марии Монтессори у подхода появилось много сторонников и последователей, а школы открывались по всему миру. Противились им только тоталитарные режимы, именно поэтому в советские времена педагогика Монтессори на территории СССР не развивалась.
Международные и региональные организации Монтессори
Сама Мария и её сын Марио основали международную Монтессори ассоциацию, в которой ведется научная работа, обучение педагогов и разработка уроков и материалов. Ассоциация существует и по сей день, а получение сертификации с помощью её авторизированных партнёров в среде педагогов считается очень престижным.
Помимо Международной Ассоциации Монтессори, существуют также и локальные объединения внутри стран и регионов. В России это Ассоциация Монтессори педагогов России, Межрегиональная Монтессори ассоциация, Международный институт Монтессори-педагогики и более маленькие структуры. Представители всех организаций ведут тесное сотрудничество и регулярно обмениваются опытом на конференциях и совместном обучении.
Выдающиеся современные Монтессори педагоги. Кого почитать?
Российским родителям Монтессори педагогику в 1990-х годах открыла Елена Хилтунен. Именно она организовала первые Монтессори семинары, а также создала несколько выдающихся работ по методике работы Монтессори.
Марина Сорокова начинала свой путь на мехмате МГУ, но позже перешла в педагогику и на данный момент преподаёт математику и методику дошкольного образования в Московском Государственном Психолого-Педагогическом Университете. Её книги отличаются систематичным подходом и структурированностью материала.
Среди зарубежных специалистов можно выделить Полу Порк Лиллард, которая вместе с дочерью Линн являются действующими Монтессори педагогами и пишут книги о воспитании детей в духе Монтессори. Некоторые их работы переведены на русский язык, другие можно достать на английском языке на Амазоне.
Интересные работы на русском языке можно найти под авторством Кьяры Пиродди, будучи настоящим учёным, она создаёт интересные книги о нашей планете и её обитателях в духе Монтессори подхода.
Симона Дэвис известна благодаря своей книге Монтессори для малышей, а также популярным инстаграм каналом на английском языке. Она освещает как вопросы родительства и философии Монтессори педагогики, так и варианты активностей для малышей разного возраста.
Вывод
Мария Монтессори отдала всю свою жизнь на реформу образования во всём мире. Многие постулаты педагогики, кажущиеся сегодня очевидными, появились только благодаря этой смелой и эрудированной женщине.
Ребенку нужна развивающая среда, малыши учатся через свой чувственный опыт, дети могут обучаться свободными – без всех этих открытий современная педагогика была бы совсем другой. Мария Монтессори смогла обогнать время, открыть возможность совсем другого отношения к ребенку, как к личности, существу уже имеющему чувство собственного достоинства, свои интересы, желания и стремления. Всем этим открытиям Мария Монтессори смогла найти применение в своей авторской школе.
Результаты воспитанников Марии так впечатлили современников, что развитие авторского метода в целое педагогическое направление стало вопросом времени. К счастью, основательница и её сын застали это превращение, они сами смогли организовать международную ассоциацию, разработать стандарты для Монтессори материалов, обучения педагогов и ведения научной деятельности.
На сегодняшний день Монтессори подход зарекомендовал себя как один из самых действенных и гуманных методов воспитания, а школы, садики и детские центры открыты буквально во всех странах мира.
Заключение
Детский центр «Созвездие» был создан под впечатлением от успехов Монтессори педагогов и поразительной самостоятельности Монтессори деток. Наша миссия – предоставить всем желающим дошкольное образование по всем стандартам метода, и дать малышам максимально качественную среду для развития.
В нашей сети клубов развито родительское и педагогическое сообщество, регулярно проводятся мероприятия для родителей и педагогов. Мы делаем всё, чтобы профессионализм наших сотрудников постоянно повышался, а дети всегда возвращались домой с улыбкой.
Для знакомства с нами можно записаться на бесплатное пробное занятие в любом центре «Созвездие». Объединим наши усилия для счастливого будущего наших детей!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана