кто такие бухгалтеры и чем они занимаются
Кто такой бухгалтер — возможности, перспективы и подводные камни
Привет друзья! Сегодня в журнале «КтоТакой» поговорим о профессии бухгалтера, рассмотрим возможные направления работы, её плюсы и минусы, а также ступени карьерной лестницы.
Так же узнаем в чём состоят обязанности специалиста, и какими личными качествами он должен обладать, узнаем об обучении и средней заработной плате бухгалтера.
Кто такой бухгалтер?
Бухгалтерами называют специалистов, которые занимаются бухгалтерским учётом на предприятиях по системе учёта, соответствующей действующему законодательству, ведут документооборот, готовят и предоставляют в контролирующие органы бухгалтерскую и налоговую отчётность.
Бухгалтер — анализирует экономическую деятельность предприятия, сдает отчеты для руководства и проверяющих органов
Документом, свидетельствующим о появлении бухгалтерской профессии, является изданный в 15-м веке указ римского императора Максимилиана I, в котором велено называть писца, прилежно ведущего книгу, этим самым словом — бухгалтер.
Бухгалтер нужен на каждом предприятии, чтобы помогать руководителю грамотно вести бизнес, вовремя составлять и сдавать отчёты в госучреждения, анализировать экономическую целесообразность принимаемых решений.
Типы бухгалтеров
Работа разных бухгалтеров на предприятии может отличаться как по своей специфике, так и по занимаемой должности.
По специфике работы
Отличия по специфике работы зависят от того, чем именно занимается специалист.
Финансовый аналитик, экономист
Экономист-аналитик — специалист в финансово-экономической сфере, который собирает и анализирует экономические и статистические данные, используя при этом научно-экономические методы, и на основании такого анализа предоставляет руководству рекомендации по развитию предприятия и оптимизации хозяйственных процессов.
Аудитор
В сферу деятельности аудитора входит проверка финансовой деятельности предприятий. Данный специалист уполномочен производить ревизию документов, связанных с бухгалтерской отчётностью, проверяя, насколько их оформление соответствует законодательству РФ, и давать соответствующие рекомендации руководителям.
Кредитный контролёр
В обязанности кредитного контролёра входит анализ состояния дебиторской задолженности предприятия и принятие мер по предотвращению убытков из-за просрочки выплат.
Кроме того, данный специалист отслеживает движение оборотной тары на предприятии и следит за выполнением кредитных условий при отгрузке товаров.
Консультант
Задачей специалиста является постановка правильного ведения и автоматизации ежедневного бухгалтерского и налогового учёта на предприятии, а также определение стратегии отношений с налоговыми органами.
Важно! С процессе работы консультант опирается на знание учётных механизмов всех известных программ и постоянно изучает новые.
По карьерной лестнице
Объём работы бухгалтера и круг его обязанностей меняются по мере продвижения специалиста по карьерной лестнице.
Помощник
Помощник бухгалтера обладает квалификацией среднего уровня, и в его обязанности входит поддержка деятельности бухгалтера на предприятии. Специалист должен обладать навыками работы с первичными документами и банковскими счетами, участвовать в составлении и предоставлении в банк платёжных поручений.
Младший бухгалтер, экономист
Младший бухгалтер-экономист участвует в ведении управленческого и бухгалтерского учёта на предприятии с применением программных средств, подготовке данных для составления баланса и отчётов о финансовой деятельности предприятия, расчёте себестоимости продукции.
Бухгалтер
В компетенцию бухгалтера входит документальное ведение финансового и хозяйственного учёта на предприятии в соответствии с действующим законодательством, включая основные средства, зарплату, валютные операции, склад и кассу.
На крупных предприятиях трудится целый штат специалистов, каждый из которых занимается одним из направлений и имеет свои должностные обязанности.
Главный бухгалтер
В ведении этого специалиста находится учёт и контроль всей финансово-экономической деятельности предприятия. Главбух определяет формирование учётной политики и отвечает за бухгалтерию в целом, неся материальную и уголовную ответственность за сохранение материальных и денежных средств.
Финансовый директор
Специалист этого уровня отвечает за планирование и составление бюджета предприятия, контроль расходов и прибылей, распределение финансирования между филиалами и отделами, составление договоров, аналитику и кредитование.
Внимание! Как правило, финансовый директор является членом совета директоров и оказывает влияние на выбор направлений развития предприятия и принятие определяющих решений.
Обязанности бухгалтера
Специалист обязан заниматься ведением:
В обязанности бухгалтера входит составление баланса и расчёт:
Личные качества хорошего бухгалтера
Для успешного специалиста в сфере бухгалтерии характерен ряд определённых личных качеств, таких как:
Плюсы и минусы работы бухгалтером
Чтобы составить более полное представление о бухгалтерской работе, стоит проанализировать её преимущества и недостатки.
Плюсы
К преимуществам работы бухгалтером относятся:
Смотрите так же на «КтоТакой» — Кто такой фрилансер — работа мечты или каторга для специалиста
Минусы
Минусы бухгалтерской работы:
Обучение на бухгалтера
Работать бухгалтером может человек, имеющий высшее образование.
Важно! Подготовка специалистов в высших учебных заведениях проходит в течение 5 лет.
Вот несколько наиболее престижных ВУЗов, в которых можно пройти обучение:
Внимание! Для того, чтобы вести бухгалтерский учёт на малом предприятии, можно закончить 2-3-месячные курсы бухгалтеров на базе уже имеющегося высшего образования по другой специальности.
Чтобы работать помощником бухгалтера, достаточно полученного в колледже среднего специального образования по данной специальности.
Зарплата бухгалтера
Уровень заработной платы специалиста может варьироваться не только в зависимости от региона, но также от:
Справка. Средняя зарплата бухгалтера в России составляет от 20000 до 65000 руб. В Москве специалисты зарабатывают от 50000 до 110000 руб.
Профессия бухгалтер
Бухгалтера часто называют вторым человеком в компании. Он ведет учет хозяйственных операций, рассчитывает зарплату и налоги, сдает отчетность и выполняет множество других функций, без которых невозможно вести бизнес. Это очень ответственная работа для аккуратных, усидчивых людей, которые имеют хорошие математические способности.
Кто такой бухгалтер и чем он занимается?
Бухгалтер – один из самых важных сотрудников фирмы. Его основные обязанности: ведение бухгалтерского и налогового учета, расчет зарплаты и отпускных, составление и сдача отчетов в государственные органы, расчет прибыли и составление баланса предприятия. Работа бухгалтером предполагает наличие знаний в сфере финансов, экономики, управления, статистики и ряда других.
На большом предприятии могут работать несколько бухгалтеров, каждый из которых отвечает только за определенную работу (например: бухгалтер по заработной плате, бухгалтер по хозяйственной части, бухгалтер по финансам и т.д.), а во главе стоит главный бухгалтер, который координирует работу всей бухгалтерии и составляет отчеты. На небольшом предприятии всю бухгалтерию ведет один специалист.
Плюсы и минусы профессии бухгалтера
Что должен знать бухгалтер и чем владеть?
Сколько зарабатывает бухгалтер?
Зарплата бухгалтера зависит от масштаба компании, в которой работает специалист, опыта, квалификации, сложности поставленных задач. Средняя зарплата бухгалтера в компаниях – от 20 до 60 тыс. руб. Главный бухгалтер на предприятии может получать на порядок больше.
Некоторые бухгалтеры работают как фрилансеры. Они ведут частную практику и ведут несколько фирм. Соответственно, каждая компания платит бухгалтеру определенные деньги за ведение бухучета и сдачу отчетности.
Как стать бухгалтером?
Чтобы освоить профессию бухгалтера, необходимо получить высшее образование по специальности бухучет или аудит. Можно закончить колледж по данной специальности и получить среднее специальное образование, но в данном случае Вы сможете работать только помощником бухгалтера.
Существуют курсы бухгалтеров. Они дают базовую подготовку, которой хватит для ведения бухучета в небольшой фирме. Такие курсы можно закончить, если у Вас уже имеется высшее образование в другой области.
Где искать работу бухгалтером?
Множество вакансий для бухгалтеров можно найти на сайтах по трудоустройству. Также в Интернете есть биржи для фрилансеров, где можно найти клиентов частнопрактикующим специалистам.
Ряд специалистов создают собственные сайты и сервисы, где клиенты могут получить консультации бухгалтера или юриста за определенную плату. Вы также можете создать собственный сайт, на котором рекламировать услуги и оказывать консультации за определенную плату.
Профессия: бухгалтер
Чем занимается бухгалтер, в каких сферах он нужен, и будет ли профессия востребована в цифровом будущем
Как стать бухгалтером
Есть три способа выучиться на бухгалтера.
Первый. Поступить после 11 класса на экономический факультет вуза или в экономический вуз. В Москве, например, есть экономический факультет МГУ, Высшая школа экономики, Финансовый университет при Правительстве РФ, экономические факультеты РУДН, МГИМО, Национального исследовательского технологического университета (МИСиС), Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Российского государственного социального университета (РГСУ). Список можно продолжать ещё долго, выбор вузов с экономическими факультетами очень большой.
Что даёт этот способ:
Второй. Поступить после 9 класса в техникум или колледж на экономическую специальность.
Что это даёт этот способ:
Третий. Поступить на курсы профессиональной переподготовки, где готовят бухгалтеров.
Что это даёт этот способ:
Мой путь в бухгалтерию
Я стала бухгалтером случайно. В Архангельске я окончила колледж по специальности «менеджер гостиничного сервиса», потом поступила в Московский государственный институт индустрии туризма на экономический факультет и начала работать менеджером по продажам, но быстро поняла, что это не моё. Позже я стала менеджером в рекламной фирме, затем секретарём в крупной компании. Однажды я простудилась и потеряла голос, а секретарю без голоса остаётся только сидеть и улыбаться клиентам. Чтобы мне было чем заняться, меня направили в бухгалтерию, где были нужны помощники.
Я проработала неделю и поняла, что быть бухгалтером мне нравится гораздо больше, чем секретарём или менеджером, и что я хочу заниматься именно этим.
Так я сменила специальность и работаю в бухгалтерии уже седьмой год: сначала в строительной фирме, потом перешла в компанию «Нетология», которая специализируется на онлайн-образовании детей и взрослых. Чтобы восполнить недостаток знаний, я окончила курсы переподготовки.
В «Нетологии» я отвечаю за конкретный участок — работаю с поставщиками наших услуг. Сначала это были только преподаватели, а сейчас я занимаюсь поставщиками всего, что нужно компании для работы: продуктов, канцелярии, рекламы. В мои обязанности входит ввод документов по этим платежам в программу 1С, сверка документов, связь с контрагентами по вопросам оплаты.
Чем занимается бухгалтер
Обязанности. Бухгалтер знает всё о деньгах компании. Он контролирует все движения средств: откуда поступили деньги, на каком основании, куда они были отправлены. Он отчитывается перед государством налогами, перед сотрудниками — зарплатой, взаимодействует с покупателями и поставщиками услуг. Он может в любой момент найти информацию, куда ушла каждая копейка, и предоставить подтверждающий документ.
💸 С сотрудниками: расчёт зарплаты, выплата отпускных, больничных, командировочных, перечисления в пенсионный фонд, сдача отчётности по этим платежам, выдача справок сотрудникам о зарплате, например, для получения въездных виз в другие страны.
💸 С поставщиками услуг: проведение платежей, приём документов от поставщиков, ввод данных в 1С, сверка взаиморасчётов с поставщиками.
💸 С клиентами: проведение платежей, оформление и выдача документов.
💸 С основными средствами: закупка средств производства — компьютеров, канцелярских товаров, автомобилей, станков; их учёт, инвентаризация, проверка наличия и состояния, списание основных средств в случае поломки или замены на новое оборудование.
Начинающий бухгалтер может специализироваться в одном из этих направлений или попробовать по очереди все. Чем больше направлений — тем больше опыта.
Обычно работу начинают с должности помощника бухгалтера или младшего бухгалтера, чтобы в будущем дорасти до ведущего специалиста, начальника отдела или главного бухгалтера. Главный бухгалтер отвечает за работу всех направлений и контролирует все финансовые дела компании.
Варианты карьерного роста
👉 Финансовый аналитик — оценивает деятельность компании и даёт рекомендации, как больше зарабатывать и оптимизировать расходы.
👉 Финансовый директор — руководит аналитиками и планирует денежную политику компании.
👉 Аудитор — бухгалтер, который проверяет работу других бухгалтеров. Аудитора приглашают для проверки финансовой деятельности фирмы и выявления ошибок, поиска «исчезнувших» денег, если такое случается.
Где и зачем нужен бухгалтер
Профессия существует уже несколько тысячелетий. Как только люди начали зарабатывать деньги, понадобились специалисты по учёту и контролю денежных средств.
С тех пор мало что изменилось: бухгалтер остаётся одной из самых востребованных профессий. Бухгалтер нужен всем, кто занимается коммерческой деятельностью: от крупных предприятий до мелких фирм и индивидуальных предпринимателей (ИП).
Бухгалтеры требуются в разных сферах. Например, сейчас я работаю в сфере образования, до этого — в строительстве. Бухгалтеры также нужны в торговле и на производстве. В каждой сфере есть свои нюансы и особенности работы, а иногда и знания, как функционирует предприятие или организация, что она производит, какие услуги предоставляет. Это расширяет кругозор и позволяет не зацикливаться на цифрах.
Работа бухгалтера заключается не только в том, чтобы сидеть за компьютером, оформлять счета и проводить платежи. Бухгалтер отвечает за использованные средства, и порой ему приходится лично проверять, куда они потрачены. Строительная фирма, в которой я работала, была одним из подрядчиков во время строительства стадиона «Динамо» в Москве. Мне приходилось приезжать на стадион, надевать каску, ходить по стройплощадке и лично считать, сколько видеокамер установлено и совпадает ли их количество с тем, что мы оплатили.
График работы и зарплата
Бухгалтер — одна из тех профессий, которая позволяет пробовать разные варианты занятости: и полный рабочий день в офисе, и совместительство, и удалённую работу. С помощью специальных программ и интернета бухгалтер может следить за деньгами компании, проводить платежи и оформлять отчётность из любой точки мира.
Зарплата бухгалтера зависит от места работы, должности, формы занятости и опыта. Чем больше знаний и опыта, тем выше должность и больше зарплата. Средняя зарплата бухгалтера в Москве — 40–50 тысяч рублей. Начинающий бухгалтер получает от 20 тысяч. Главный бухгалтер в крупной компании может получать 80–100 тысяч рублей и выше. Если бухгалтер сотрудничает с маленькими фирмами или ИП, его зарплата будет зависеть от объёма работы и договорённостей с работодателями.
Какие качества нужны бухгалтеру
Ответственность. Главный бухгалтер наравне с генеральным директором несёт материальную, административную и уголовную ответственность в случае неуплаты налогов, штрафов, невыплаты заработной платы, банкротства организации. К этой ответственности нужно быть готовым.
Внимательность и аккуратность. Необходимо точно и аккуратно вводить данные в программу, правильно оформлять документы, замечать даже самые мелкие ошибки и вовремя исправлять их, чтобы не возникло лишних расходов и проблем при оформлении отчётности.
Пунктуальность. Бухгалтер обязан следить не только за суммами, но и за сроками. Существуют строгие временные рамки выплаты налогов, аренды, зарплаты, оформления отчётности, и если бухгалтер пропускает этот срок, компания может понести убытки.
Педантичность. Настоящий бухгалтер в состоянии найти копейку в миллионных расчётах и в любой момент отчитаться о любом движении денежных средств на счёте компании.
Любовь к цифрам. Необязательно иметь способности к математике, с работой бухгалтера вполне справится и гуманитарий. Очень желательно, однако, любить цифры и получать удовольствие от процесса и точного результата расчётов.
Желание учиться. В бухгалтерии часто происходят изменения: принимаются новые законы, вводятся новые правила, меняется программное обеспечение. Бухгалтер должен постоянно следить за новостями и получать новые знания и навыки.
Умение находить общий язык с людьми. Бухгалтеру важно уметь вести переговоры, понимать и учитывать интересы сотрудников, поставщиков, клиентов. Если фирма работает на международном рынке, приходится вникать в особенности менталитета заграничных партнёров и клиентов.
Востребованность профессии в цифровом будущем
В ближайшие десятилетия профессия «бухгалтер» вряд ли исчезнет. Несмотря на то что многие операции в бухгалтерии автоматизируются, человек всё же необходим, чтобы учитывать все нюансы, выполнять проверки, выбирать оптимальные способы учёта и движения денег. Полностью заменить бухгалтеров искусственным интеллектом удастся ещё не скоро.
Однако профессия наверняка изменится. Уже сейчас уходит в прошлое представление о бухгалтерии как о бумажной работе. Постепенно все документы и операции переходят в электронный вид. Данные вводятся в специальную бухгалтерскую программу, например, 1С. В Москве активно внедряется электронный документооборот. Вполне возможно, что через 5–10 лет бухгалтерия окончательно перейдёт в цифровой вид.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
«Мне нравится искать ошибки»: сколько зарабатывает старший бухгалтер
В Кирове
Героиня этого выпуска с детства мечтала работать с цифрами и документами, выучилась на бухгалтера, но поначалу денег на самостоятельную жизнь вдали от родного дома мучительно не хватало. Она рассказала, как ей удалось переехать в город покрупнее и как пришлось самой осваивать новую программу для бухучета, а потом обучать других.
Это история читателя из Сообщества Т—Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Выбор профессии
Еще в школе мне нравилось считать и работать с бумагами: заполнять разные бланки, анкеты. В детстве я не пропускала ни одну форму в газете, которую можно было заполнить. Школьные тесты по профориентации тоже показали, что мне лучше работать одной, что-то считать.
Еще я не хотела, чтобы в роду у кого-то была такая же профессия: все мои родственники работают в разных областях. Поэтому после школы я поступила в университет на специальность «бухгалтерский учет, анализ и аудит».
В Кирове меня ждала приятная новость. Так совпало, что две мои подруги поступили на эту же специальность в этот же вуз. Поселили нас тоже вместе, поэтому адаптация проходила легко. По дому не скучала, приезжала в гости к родителям на выходные.
В комнате нас проживало четыре человека. Душ и кухня были строго по расписанию. Часто воды не было в принципе никакой. Если хотелось сходить в клуб, то не спать надо было до утра, потому что двери общежития открывали в 05:00. Но несмотря ни на какие трудности, это было самое счастливое время. В институте у меня появилось много новых друзей, а о том периоде осталась куча приятных воспоминаний. Общага меня научила большему, чем вуз.
На последних курсах я начала подрабатывать. Раздавала листовки, платили 500 Р за смену. Потом работала в частной фирме менеджером по спецодежде, получала 2000 Р в месяц. Еще в банке предлагала и помогала посетителям оплатить услуги через терминал, а не через кассу, зарплата была 10 000 Р в месяц. На заработанные деньги я могла купить себе одежду, которая мне нравилась, а не только устраивала по цене, сходить в кафе.
После получения диплома пришлось вернуться домой к родителям. Не осталась в Кирове сразу, потому что не нашла человека, с которым на двоих можно было бы снимать жилье. Аренда квартиры стоила 7000 Р в месяц, таких денег у меня не было.
Суть профессии
Я готовила документы по нулевой ставке НДС для налоговой, отслеживала движение средств на расчетных счетах, проверяла наличие необходимых документов по переводам. Занималась авансовыми отчетами: выдавала расходный кассовый ордер, с которым сотрудник шел в кассу получить деньги. И потом он мне отчитывался, на что эти деньги потратил: на командировку, учебу, праздник, материалы для производства, медосмотр, проезд в общественном транспорте. С проездом работники любили хитрить. В качестве оправдательных документов они прикладывали билеты, в которых номера шли подряд, — как будто они по этим билетам ездили в разные дни, а на самом деле брали их у соседей по автобусу. Мне надо было найти такие билеты и убрать лишние.
Еще я проверяла документы по кассе. Занималась сверкой взаиморасчетов с поставщиками. Отвечала за проверку входящих счетов-фактур. От того, правильно ли они оформлены, зависело возмещение НДС. Если каких-то документов не хватало, не было оригиналов или в них содержались ошибки, я связывалась с отделом снабжения и с поставщиками, просила прислать нужные бумаги или что-то исправить.
Когда я звонила, то от страха сначала даже заикалась.
Обычно отдел снабжения не любил выполнять такие задачи: «Вам надо — сами и разбирайтесь». Приходилось доканывать их каждый день или звонить самой поставщику, но тогда это расценивалось мной как поражение: не смогла воздействовать на других сотрудников, чтобы они выполнили свою работу качественно. А так как в первое время я плохо ориентировалась и не была уверена, что правда на моей стороне, приходилось постоянно спрашивать совета старших коллег. В целом они терпимо и понимающе относились к моим вопросам, но за спиной, скорее всего, обсуждали меня всячески.
Начинать работать бухгалтером мне было очень тяжело. Все, что мы изучали во время учебы, по большому счету не пригодилось. В вузе мы решали задачи, писали проводки, заполняли бланки на бумаге. В реальной работе это все оказалось не нужно. Проводки делает программа, а от меня требуется знать нужную операцию и правильно заполнить поля. С этим у меня были проблемы.
Практические занятия проводились не в той программе, в которой в итоге пришлось работать. На своей первой работе я задавала много глупых вопросов: спрашивала банальные вещи, постоянно уточняла какие-то мелочи. Мне было неловко и казалось, что я это и так должна знать. Но сейчас, когда я сама обучила уже двух людей, понимаю, что мои вопросы были адекватными: лучше переспросить, чем сделать ошибку, которую придется потом исправлять. И сама всегда с радостью помогаю и делюсь информацией.
Через год мне добавили функциональность кассира и накинули 5000 Р к зарплате. Я была счастлива. В кассе я работала два часа вечером. Принимала деньги от людей за мелкие услуги, которые оказывал завод, выдавала зарплату. Работать надо было именно с кассовым аппаратом.
Еще в течение дня я выдавала деньги сотрудникам под отчет. Деньги были у меня в сейфе на моем рабочем месте, а касса находилась фактически за пределами предприятия. И иногда приходилось бегать с одного рабочего места на другое, если была острая необходимость.
Кассу освоила быстро, так как до этого проверяла связанные с кассой документы, а когда кассир был в отпуске, замещала ее. Мне нравилось работать кассиром, но я все время помнила, что на мне полная материальная ответственность за все деньги. Эта мысль держала в тонусе. И всегда надо было следить, что есть мелочь для кассы. Мелочь из моего кошелька и кошельков моих родителей переходила в кассу, а нам взамен шли купюры.
Но мое счастье продлилось недолго. Через несколько месяцев после того, как мне добавили обязанности кассира, мы стали часто работать четыре дня в неделю и доход снова упал.
Хотя на работу ходили и в пятницу, но уже «за идею».
На работе не было никакого роста, новых задач не появлялось, плюс удручала принудительная четырехдневка. Через некоторое время я переехала в Киров, где тоже устроилась бухгалтером.
Все четыре с половиной года после вуза я страстно желала уехать из родного города. Когда удалось накопить денег, а жить там стало совсем тошно, я уволилась. Еще у меня был парень в Кирове, поэтому я рвалась туда.
Искала работу полгода, активно — три последних месяца на «Хедхантере». Сложность была в том, что я не хотела, чтобы на старом месте работы узнали о моем поиске, поэтому на вакансии откликалась только я, в открытом доступе работодатели мое резюме не видели. Ради каждого собеседования надо было ехать в Киров — два с половиной часа в один конец. На дорогу уходило очень много времени. Сначала долго не могла найти место, которое меня бы устраивало, а в конце поиска была уже нарасхват, несколько приличных компаний готовы были меня взять.
Место работы
Последние два с половиной года я работаю в крупной аутсорсинговой компании. В отличие от предыдущего места работы здесь полностью электронный документооборот, общение тоже происходит в основном по электронной почте и в рабочем мессенджере.
Коллектив молодой, коллеги моего возраста — это классно, разговоров о грядках минимум. Современный офис, опенспейс. На рабочем месте у меня стол с двумя мониторами и небольшая тумбочка для личных вещей.
Утром я хожу на работу пешком, дорога занимает 50 минут. Обратно, если не лето, 30 минут еду на автобусе. Добираться удобно.
Но к сотрудникам отношение потребительское. Главное — результат. Могут позвонить в любое время — в выходной или поздно вечером, — потому что нужно срочно что-то сделать. На высокие руководящие должности местным не пробиться, каким бы замечательным сотрудником ни был, все топ-менеджеры — из Москвы.
Всего в нашей компании работает примерно 300 человек. Это бухгалтеры, казначейство, экономисты, снабжение, программисты. Конкретно на моем участке 20—25 сотрудников.
С февраля 2021 года я работаю в должности старшего бухгалтера. Но до этого уже полгода фактически выполняла эти обязанности, потому что уволились два человека, которые находились на этом участке давно. Они ушли, поскольку не захотели работать в новой программе: в прошлом году из 1С мы перешли в САП. Вместо них наняли новичков без опыта, и нам с ними пришлось осваивать программу вместе.
Привыкнуть было нелегко, все названия операций и процессов в САПе другие. Мы прошли обучение, но от него не было никакого толка. Консультанты, к которым мы обращались за помощью, сами учились на нас. В итоге мне пришлось разбираться самой и обучать других.
Программу мы не освоили до сих пор. Каждую неделю что-то для себя открываем.
У меня сейчас один человек в подчинении. Было двое, но второй уволился.
Поскольку сейчас у всех каша в голове и учет в новой программе только настраивается, то, если мы что-то сделали неправильно, нас не сильно ругают. И проверять нас некому, другие понимают еще меньше нас. А когда работали в старой программе, с нами не церемонились. Если допустил серьезную ошибку, депремировали.
Самое трудное — это закрытие месяца, когда за несколько дней нужно сделать огромный объем работы. Возможно, так происходит, потому что ответственные сотрудники непосредственно в компаниях не стремятся выполнять свою работу равномерно. Поступающие к нам задачи мы обрабатываем самое долгое три дня, но в конце каждого месяца стабильно начинаются адские переработки. Закрытие длится с 30-го или 31-го по 3-е число. В закрытие мы работаем по 14 часов в день, из которых пять — переработка. Переработки не оплачиваются, и в эти дни очень сложно взять отгул.
Из этого вытекает и другой недостаток — текучка кадров. Многие увольняются, не проработав и года. Думаю, что в основном это именно из-за переработок, а не потому, что работа им надоела.
Я не считаю мою работу монотонной. Мне нравится узнавать, как в программе правильно провести какую-то операцию. Каждый день происходит что-то интересное, возникают новые задачи, которые надо оперативно решить. Я привыкла к цифрам, они не утомляют меня. Чтобы лишний раз не напрягать глаза, максимально использую возможности «Экселя»: выгружаю в него данные из бухгалтерской программы, применяю различные комбинации клавиш — и он считает вместо меня.