кто такие кукрыниксы и чем они знамениты
Кукрыниксы
Содержание
Биография коллектива
Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Три художника работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально — над портретами и пейзажами). Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.
Совместное творчество Кукрыниксов началось ещё в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских. В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоём в стенгазете ВХУТЕМАСа как Кукры и Крыкуп.В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. В 1924 году он присоединился к Куприянову и Крылову, и в стенгазете они работали уже втроём как Кукрыниксы [1] )
В группе происходил поиск нового единого стиля использовавшего мастерство каждого из авторов. Первыми под перо карикатуристов попали герои литературных произведений. Позже, когда Кукрыниксы стали постоянными сотрудниками газеты «Правда» и журнала «Крокодил», они занялись политической карикатурой.
Этапными работами для Кукрыниксов были гротескные злободневные карикатуры на темы внутренней и международной жизни (серии «Транспорт», 1933—1934, «Поджигатели войны», 1953—1957), агитационные, в том числе антифашистские, плакаты («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941), иллюстрации к произведениям Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина (1939), А. П. Чехова (1940—1946), М. Горького («Жизнь Клима Самгина», «Фома Гордеев», «Мать», 1933, 1948—1949), И. А. Ильфа и Е. П. Петрова («Золотой Телёнок»), М. Сервантеса («Дон Кихот»).
Значимым моментом в творчестве стал военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Он появился на июньских улицах Москвы одним из первых — сразу же после нападения гитлеровской Германии на СССР. Кукрыниксы прошли всю войну: их листовки сопровождали советских солдат всю военную дорогу до Берлина. Кроме того, был очень популярен цикл плакатов «Окна ТАСС».
Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом, и совершенно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев» [2] ). Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко…», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др.). Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др.). Кукрыниксы известны также и как живописцы и мастера станкового рисунка. Они — авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947—1948), «Старые хозяева» (1936—1937). Ими выполнены рисунки пастелью — «И. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г.», «Чкалов на острове Удд» и др.
Члены коллектива работали также и порознь — в области портрета и пейзажа.
Работы и выставки
Обширная коллекция художественных работ, принадлежащих перу Кукрыниксов, собрана в частной коллекции семьи Мамонтовых. [3]
Музей-заповедник «Царицыно» с 30 апреля 2008 года выставлял посмертную выставку, посвящённую Дню Победы «История глазами Кукрыниксов. 1928—1945. Военный плакат. Карикатура. Живопись. Графика» [3]
Цитаты
Наш коллектив, по правде говоря, состоит из четырёх художников: Куприянова, Крылова, Соколова и Кукрыниксы. К последнему мы все трое относимся с большой бережностью и заботой. То, что создано коллективом, не смог бы осилить любой из нас в отдельности.
… Творческие споры бывают в отдельных случаях, но они не нарушают единодушия в работе. Зато радостно видеть, как обогащается какая-нибудь наша общая работа внесением в неё всего лучшего, что имеет каждый из нас. А вносит каждый, не жалея и не приберегая для себя лично. В такой работе не должно быть болезненного самолюбия, равнодушного отношения.
— Кеменов В. С. Статьи об искусстве. — М., 1965. — С. 104—105.
См. также
Примечания
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Кукрыниксы» в других словарях:
Кукрыниксы — (псевдоним по первым слогам фамилий), творческий коллектив советских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (р. 1903), Крылов Порфирий Никитич (р. 1902), Соколов Николай Александрович (р. 1903). Народные художники СССР (1958) … Художественная энциклопедия
КУКРЫНИКСЫ — (псевдоним по первым слогам фамилий), творческий коллектив российских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (1903 91), Крылов Порфирий Никитич (1902 90), Соколов Николай Александрович (родился в 1903). Злободневные карикатуры на темы … Современная энциклопедия
КУКРЫНИКСЫ — (псевд. по первым слогам фамилий) творческий коллектив графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (1903 91), Крылов Порфирий Никитич (1902 90), Соколов Николай Александрович (р. 1903). Действительные члены АХ СССР (1947), народные… … Большой Энциклопедический словарь
КУКРЫНИКСЫ — (псевдоним по первым слогам фамилий и имени последнего), творческий коллектив графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (1903 91), Крылов Порфирий Никитич (1902 90), Соколов Николай Александрович (род. 1903). Народные художники СССР… … Русская история
Кукрыниксы — Куприянов, Крылов, Николай Соколов псевдоним коллектива советских художников карикатуристов СССР … Словарь сокращений и аббревиатур
Кукрыниксы — (псевдоним по первым слогам фамилий) творческий коллектив советских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич [р. 8(21).10.1903, Тетюши, ныне Татарской АССР], Крылов Порфирий Никитич [р. 9(22).8.1902, деревня Щелкуново, ныне… … Большая советская энциклопедия
КУКРЫНИКСЫ — Творческий коллектив художников, мастеров русской карикатуры XX в. В состав коллектива, названного по первым буквам фамилий его участников (а также имени одного из участников), входили: Михаил Васильевич Куприянов, Порфирий Никитич Крылов,… … Лингвострановедческий словарь
Кукрыниксы — псевдоним трех художников. Куприянов Мих. Вас. (1903 91), Крылов Порф. Никитич (1902 90), Соколов Ник. Ал др. (1903 2000) нар. художники СССР (1958), действит. чл. АХ СССР (1947). Учились во ВХУТЕМАСе ВХУТЕИНе (Москва, 1921 29), начали совм.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Кукрыниксы — КУКРЫНИ́КСЫ, творческий коллектив графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (р. 1903), Крылов Порфирий Никитич (р. 1902), Соколов Николай Александрович (р. 1903). Действит. члены АХ СССР (1947), нар. художники СССР (1958), Герои Соц.… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия
КуКрыНиксы. Война, юмор и личный танк художников-карикатуристов
Вы думаете, что война и юмор вещи не совместимые? Посмотрите, как это делали КуКрыНиксы! Именно сатира и карикатуры давали народу веру в победу. Во время войны КуКрыНикСы работали больше прежнего. Они рисовали листовки, плакаты, карикатуры в журналы. Вот что значит 6 рук! Они успевали всё! Их листовки сопровождали наших солдат всю войну и дошли до самого Берлина. Более того, до Берлина дошли и сами художники. Они видели войну не из окон своей мастерской, а сами ездили по местам, где только что были немцы.
В самые первые дни войны политуправление Красной Армии вызвало к себе Кукрыниксов и предложило работать над антифашистскими листовками, которые должны были забрасываться в тылы противника. КуКрыНикСы были рады помочь своей стране и сразу принялись за работу. Рисовали для газет «Правда», «Окна ТАСС», плакаты, листовки. Работали, как обычно, коллективно и слаженно, без перерывов. Пока один спит, второй дорисовывает, третий готовит обед, и так по кругу. Художники понимали, что нужны народу и Красной армии, и в срок исполняли все поручения. Они были в курсе всех происходящих событий, ходили на заседания ЦК партии, получали письма от солдат с описанием боев.
Первая наша победа произошла под Москвой в декабре 1941 года. В честь этого вышла карикатура «Клещи в клещи», её напечатали во всех газетах, и вышел огромный плакат.
А помните нашу отважную комсомолку Зою Космодемьянскую, которая возглавила отряд партизан? Ей было всего 18 лет, а она боролась как настоящий герой. Когда КуКрыНикСы узнали о ней, они немедленно поехали в деревню Петрищево, где она была повешена немцами. Решили на месте событий сделать эскизы к картине «Таня». Таней себя назвала сама Зоя, это имя она выбрала в память русской революционерки, казнённой во время Гражданской войны, Татьяны Соломахи. Куприянов, Крылов и Соколов прошли по всем кровавым тропам, по которым ходила Зоя, общались с местными жителями, слушали жуткие истории о том, как её пытали, рисовали эскизы к картине. Уже в Москве написали полную картину «Таня».
А весной 1942 года коллективу присудили гос. премию за достижения в области искусства за 1941 год. Объяснившись с писателями Самуилом Маршаком и Сергеем Михалковым, которые тоже получили премии, они отдали всю премию на постройку непобедимого танка «Беспощадный». А на башне танка нарисовали карикатуру, Михалков написал на танке стих. В течение всей войны этот танк был их общим ребёнком, о которым они заботились, ремонтировали за свой счёт!
Художники КуКрыНиксы и С. Маршак на фоне своего танка.
Экипаж танка «Беспощадный»
Художники ездили в Киев, Новгород, Сталинград. По дороге заезжали в разгромленные города, села. Несколько раз попадали под обстрелы немцев. Встречались и рисовали наших героев, делали наброски и во всех городах встречали свои листовки и плакаты.
Как только прорвали кольцо блокадного Ленинграда, КуКрыНикСы сразу же направились туда. Ленинград было не узнать.
В январе 1945 года в Финляндию была направлена делегация деятелей Советской культуры, КуКрыНикСы были среди них. Они должны были ознакомить Финляндию с достижениями СССР в разных областях. КуКрыНикСы организовали выставку, где представили свои карикатуры и плакаты.
А уже в мае 1945 года КуКрыНикСы летят в Берлин за материалами для картины о капитуляции фашистской Германии. Они побывали в Рейхстаге, в канцелярии Гитлера. Позже вышла знаменитая картина «Конец» о последнем дне Гитлера и его свиты.
В Берлине они встретились с Маршалом Советского Союза Г. К. Жуковым, который находился в Германии при подписании Акта о безоговорочной капитуляции Германии. Они его не просто увидели на одной из конференций, а подошли и познакомились, попросили его позировать для них. Жуков назначил встречу. КуКрыНикСы пришли к нему в назначенное время со своими папками и сделали наброски. Через год сам Жуков приехал к ним в мастерскую, посмотреть что получилось. Он был в восторге!
Кукрыниксы – художники Победы
Приближается очередная годовщина победы советского народа в Великой Отечественной войне. И мы должны ещё бережнее сохранять память о минувшей войне и передавать её будущим поколениям, чтобы не допустить попыток переписать историю, не дать измазать чёрной краской подвиг советских солдат и офицеров, героев подпольщиков и тружеников тыла. Сегодня мы остановимся на творчестве группы советских художников-карикатуристов, которые весь свой талант отдали нашей Победе.
Неразлучная троица
«Кукрыниксы» – эту сложную аббревиатуру создали друзья-художники, слово сложено из первых слогов фамилий Куприянов и Крылов и трёх первых букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Началось их совместное творчество ещё в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас). Сначала они обозначались как Кукры или Крыкуп, а когда к ним присоединился Соколов в 1924 году, они работали уже втроём как Кукрыниксы. Миллионы читателей с тех пор особо и не задумывались, что рисовали эти карикатуры вполне конкретные и заслуженные люди – Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903 – 1991), Порфирий Крылов (1902 – 1990) и Николай Соколов (1903 – 2000).
Первая коллективная карикатура была создана ими в 1924 году в студенческой газете Вхутемаса, а в 1926 году их рисунки стали появляться в журнале «Комсомолия». Сначала это были карикатуры в основном на литературные темы. Безграничные возможности их таланта по достоинству оценил Максим Горький, который посоветовал им не ограничиваться литературой, а шире показывать жизнь как внутри страны, так и за её пределами. В 1933 году они начинают сотрудничать с газетой «Правда», в которой публикуют карикатуры на международные и внутренние темы. В 1935 году они создают для «Истории гражданской войны» карикатуры на контрреволюционеров, интервентов, предателей. В 1937-м на остриё их пера попадают испанские фашисты и их покровители.
«Вставай страна огромная…»
Но особое место, глубокий размах и силу мы видим в творчестве Кукрыниксов в годы Великой Отечественной войны. 22 июня 1941 года они вступили в бой с фашистами вместе с миллионами советских людей. Как только репродукторы объявили о начале войны, вся троица поехала в редакцию газеты «Правда». Их встретили словами: «Вот вам троим, будет теперь работы!». Они сразу приступили к работе, и уже через несколько часов в редакции было два эскиза. Теперь их знают все. На одном рисунке красноармеец прокалывает штыком Гитлера, порвавшего договор о ненападении, а на другом – Гитлера ждёт судьба Наполеона.
«Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», первый военный плакат Кукрыниксов, 1941
Пиковое положение
Каждый день – в бой
Всю войну художники провели по сути на передовой. Они часто бывали в действующих частях, напрямую сталкивались с ужасами войны…
Кукрыниксы стали инициаторами создания «Окон ТАСС». Плакаты снабжались стихами и текстами. Все известные художники и карикатуристы объединили свои усилия в «Окнах», выступили единым фронтом против фашизма. Плакаты были очень популярны, не оставляли зрителей равнодушными. Простой народ с нетерпением ждал выхода очередных сатирических плакатов. Смех давал людям силы для дальнейшей борьбы.
Кукрыниксы. Три года войны. Окно ТАСС № 993
В 1942 году художники были удостоены высшей награды – Сталинской премии, потом их будет ещё четыре, а также Ленинская и Государственная премии.
Кукрыниксы были не только карикатуристами, но и замечательными художниками. Никого не оставил равнодушным подвиг Зои Космодемьянской, и они пишут картину «Таня», вызывавшую слёзы у зрителей. После появилась картина «Бегство фашистов из Новгорода». Художники в 1944 году приехали в Великий Новгород и застали разбитый памятник «Тысячелетие России», полуразрушенный Софийский собор. Все свои переживания они изобразили на этой картине. Но, наверное, венцом их творчества в годы Великой Отечественной войны стали картины «Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии», написанной в 1946 году, и «Конец. Последние часы в ставке Гитлера». Бесславное окончание войны в Берлине и ужас фюрера перед советскими войсками – не об этом ли мечтали художники в трагические месяцы 1941 года?
Курыниксы. Бегство фашистов из Новгорода
Война завершилась, и в нашей общей Победе есть заслуга и Кукрыниксов…
После Победы
В мирные послевоенные годы у художников работы не стало меньше. Они так же чутко реагировали на все события внутренней и внешней жизни. Доставалось от них мировому империализму, колониальной политике Соединённых Штатов, войне во Вьетнаме, Корее…
Кукрыниксы постоянно работали в журнале «Крокодил». Редко какой номер выходил без их очередной острой карикатуры. А уж все их работы ещё долго обсуждались на работе и дома. Как и прежде, Кукрыниксы не только смеялись. Они очень серьёзно относились к иллюстрированию книжек. До настоящего времени их иллюстрации к чеховской «Даме с собачкой» считаются лучшими. Как говорили современники, их иллюстрации к книге «Золотой телёнок» Ильфа и Петрова сделали её в два раза смешнее.
Иллюстрация Кукрыниксов к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой»
В списке их работ иллюстрации к таким книгам, как «Фома Гордеев» и «Мать» Горького, «Портрет» Гоголя, «Дон-Кихот» Сервантеса, «Хождение по мукам» Алексея Толстого.
Кукрыниксы получили все мыслимые и немыслимые премии. Их имена не забыты до сих пор. Постоянно устраиваются их выставки, а плакаты, созданные ими, обязательно присутствуют на всех выставках, посвящённых Великой Отечественной войне.
КУКРЫНИКСЫ
Полезное
Смотреть что такое «КУКРЫНИКСЫ» в других словарях:
Кукрыниксы — (псевдоним по первым слогам фамилий), творческий коллектив советских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (р. 1903), Крылов Порфирий Никитич (р. 1902), Соколов Николай Александрович (р. 1903). Народные художники СССР (1958) … Художественная энциклопедия
КУКРЫНИКСЫ — (псевдоним по первым слогам фамилий), творческий коллектив российских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (1903 91), Крылов Порфирий Никитич (1902 90), Соколов Николай Александрович (родился в 1903). Злободневные карикатуры на темы … Современная энциклопедия
КУКРЫНИКСЫ — (псевд. по первым слогам фамилий) творческий коллектив графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (1903 91), Крылов Порфирий Никитич (1902 90), Соколов Николай Александрович (р. 1903). Действительные члены АХ СССР (1947), народные… … Большой Энциклопедический словарь
КУКРЫНИКСЫ — (псевдоним по первым слогам фамилий и имени последнего), творческий коллектив графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (1903 91), Крылов Порфирий Никитич (1902 90), Соколов Николай Александрович (род. 1903). Народные художники СССР… … Русская история
Кукрыниксы — Куприянов, Крылов, Николай Соколов псевдоним коллектива советских художников карикатуристов СССР … Словарь сокращений и аббревиатур
Кукрыниксы — У этого термина существуют и другие значения, см. Кукрыниксы (значения). «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», первый военный плакат Кукрыниксов, 1941 (Гитлер разорвал Договор о ненападении между Германией … Википедия
Кукрыниксы — (псевдоним по первым слогам фамилий) творческий коллектив советских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич [р. 8(21).10.1903, Тетюши, ныне Татарской АССР], Крылов Порфирий Никитич [р. 9(22).8.1902, деревня Щелкуново, ныне… … Большая советская энциклопедия
Кукрыниксы — псевдоним трех художников. Куприянов Мих. Вас. (1903 91), Крылов Порф. Никитич (1902 90), Соколов Ник. Ал др. (1903 2000) нар. художники СССР (1958), действит. чл. АХ СССР (1947). Учились во ВХУТЕМАСе ВХУТЕИНе (Москва, 1921 29), начали совм.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Кукрыниксы — КУКРЫНИ́КСЫ, творческий коллектив графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (р. 1903), Крылов Порфирий Никитич (р. 1902), Соколов Николай Александрович (р. 1903). Действит. члены АХ СССР (1947), нар. художники СССР (1958), Герои Соц.… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия
«Без Кукрыниксов советское искусство просто немыслимо»
Кукрыниксы — коллективный псевдоним, под которым творила команда художников Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова. Некоторые из их карикатур военного времени опубликованы в альбоме «Победа в рисунках», который к юбилею Победы выложен в свободный доступ в Национальной электронной библиотеке.
Обложки журналов «Крокодил» с рисунками Кукрыниксов
«Крыкуп»
В предисловии к вышедшей в 1930 году книге литературных пародий Александра Архангельского, к которой Кукрыниксы нарисовали шаржи на поэтов и писателей, критик Леопольд Авербух писал:
Этот коллектив, состоящий из трёх молодых художников, также широко известен — к сожалению, пока только преимущественно в литературных кругах. Но Кукрыниксы явно имеют право на большее внимание — многие отнюдь не легкомысленные люди начинают смотреть журнал «На литературном посту» с карикатур Кукрыниксов. Думается, что Кукрыниксы много могут сделать и в театре: у них не только много художественного чутья, но уже и много уменья и верная установка.
В 1931 году Кукрыниксы познакомились с Максимом Горьким. В статье к каталогу их первой персональной выставки, состоявшейся в 1932 году, писатель назвал художников «единосущной и нераздельной троицей».
Как работали эти три художника: как выбирали тему для рисунков, делали эскизы, обсуждали стиль и акценты? Описание творческого процесса Кукрыниксов, который сложился уже в годы, можно найти в книге «Плакат и художественная репродукция»:
Первым делом рождается образ, «формула» рисунка — в результате наблюдения за окружающей жизнью, событиями и длительных совместных обсуждений темы.
Обсудив тему, каждый художник уже отдельно работает над эскизом. Из них берётся тот, который, по общему мнению, признан лучшим. Он дополняется, корректируется затем в отдельных его деталях. Таким образом создаётся окончательная редакция эскиза, по которому уже выполняется само произведение.
Если рисунок небольшой, его делает из трёх художников. Другие вносят детали, штрихи, увеличивающие выразительность. Если задуман большой рисунок, его делают все вместе. Но дело, конечно, не в этой технике работы, а в том, чтобы, найдя «формулу» — образ, придать ему наиболее реалистический характер, достичь предельной выразительности.
В книге «Плакат и художественная репродукция» назван художник, которого Кукрыниксы считали своим учителем — это французский график и живописец Оноре Домье.
«Маршкукрыниксы»
Во время Великой Отечественной войны в сотрудничестве с другими художниками и литераторами Кукрыниксы участвовали в создании плакатов «Окна ТАСС». Уже на третий день войны на улицах городов появился первый военный плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Николай Соколов вспоминал об этих днях в книге воспоминаний «Наброски по памяти»:
«Шёл третий день войны с фашистской Германией. На улицах Москвы только что расклеен наш первый плакат „Беспощадно разгромим и уничтожим врага!“. На плакате изображено, как красноармеец протыкает штыком голову Гитлера, протягивающего когтистую лапу.
Ежедневно мы, Кукрыниксы, собираемся втроём в общей квартире моей и Крылова, чтобы работать над карикатурами и плакатами. В один из таких дней к нам приходит взволнованный Самуил Яковлевич Маршак.
— Что если нам попробовать работать совместно? Карикатуры и плакаты — ваши, а стихи к ним — мои? — тяжело дыша, предлагает Маршак.
Мы тут же соглашаемся, считая это очень удачным. И начиная со следующего дня мы собираемся за нашим рабочим столом уже вместе с Маршаком. Забывая об усталости, работаем часто бессонными ночами. Делать лучше, быстрее, больше — вот что было единственным стремлением нашего содружества, которое мы в шутку называли „Маршкукрыниксы“.
Работа шла, как правило, за одним столом. Рисовались карикатуры и плакаты, и тут же писались к ним стихи. Стол был завален бумагой, красками. Здесь же были разложены фотографии фашистских главарей и их жертв. Эти материалы нужны были нам как документальные свидетельства, усиливавшие злость нашей сатиры».
Писатель Борис Полевой в книге «Силуэты» рассказывает, как в войну Кукрыниксы, сложив свои сбережения, купили коллективно танк Т-34, изобразили на его борту славянской вязью название «Беспощадный», нарисовали карикатурного Гитлера, удирающего от этого танка, и подарили машину Красной Армии. С экипажем «Беспощадного» Кукрыниксы всю войну поддерживали дружбу. Когда танк в бою был подбит, они оплатили ремонт. «Беспощадный» дошёл почти до Берлина и был подожжён уже в одном из последних сражений войны.
Карикатура в журнале «Крокодил» № 1 за 1942 год
После войны
Когда Великая Отечественная война закончилась, Кукрыниксы вернулись к политической карикатуре и работе над иллюстрированием книг. Они иллюстрировали романы Максима Горького, Ильи Ильфа и Евгения Петрова, Мигеля де Сервантеса. Искусствовед Галина Леонтьевна Демосфенова описывала творческий процесс художников в работе «Как иллюстрируется книга»:
К серии иллюстраций романа М. Горького «Мать» [Кукрыниксы] сделали в общей сложности около 900 эскизов, этюдов и набросков. Из этого числа только на долю портрета Ниловны приходится 90.
Галина Демосфенова цитирует рассказ самих Кукрыниксов о рождении книжной иллюстрации:
«Засели за работу. Рылись во всевозможных материалах, изучали типы, костюмы, причёски, бытовую обстановку. Трудились очень много, работу проделали колоссальную, отнеслись к ней со всей душой. Ведь в «Климе Самгине» более тысячи страниц, а описание того или другого персонажа разбросано порой по всем трём томам. Характеры также развиваются на протяжении всей эпопеи. Нужно было до всего этого докапываться, собирать описания по кусочкам, делать сводки. К тому же вообще в начале работы приходится мучиться, чтобы найти стиль и общее композиционное решение иллюстраций. Это трудно, и находишь это не сразу».
У Кукрыниксов регулярно проходили выставки, издавались альбомы репродукций, о них выходили статьи в газетах. «В тесном содружестве, в упорной, но всегда вдохновенной работе, в дружеских спорах и было создано и создаётся всё кукрыниксовское, без чего наше советское искусство теперь уже просто немыслимо», — написал в 1974 году Борис Полевой в газете «Советская культура».