кто такие салафиты и что они проповедуют
[ Кто такие салафиты? ]
Мусульманам и их активности в Дагестане посвящаются статьи и аналитика журналистов, высказывания и комментарии политиков, передачи на телевидении. Большинство этих деятелей интересуются лишь новостями и событиями и не пытаются вникнуть в ислам и его доктрину, в шариат и его терминологию. Поэтому многие исламские термины часто используются не к месту и звучат довольно нелепо, а порой – очень курьёзно.
«Ахлю-с-Сунна», «салафиты» – эти слова сегодня можно часто видеть в газетах и слышать из уст чиновников. Некоторые понимают под ними общность мусульман, отличных от так называемых традиционалистов, другие – мусульман, имеющих какое-то особенное отношение к вооружённому джихаду, третьи – боевиков и их пособников, четвёртые – обладателей длинных бород и коротких штанов, пятые… шестые…
Что же, на самом деле, такое Ахлю-с-Сунна? Является ли Ахлю-с-Сунна сектой или какой-то обособленной группой мусульман? Кто такие салафиты, и что значит это слово?
При жизни Пророка (мир ему и благословение Аллаха) заблудших исламских течений и сект не было. Была община мусульман. Потом от неё стали откалываться различные группы. Центральная община называлась Ахлю-с-Сунна валь-Джамаа – «люди Сунны и общины», то есть те, кто следуют Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и не откалываются от общины мусульман.
Сегодня, когда течений стало очень много, и большинство из них причисляют себя к Ахлю-с-Сунна, в некоторых исламских регионах Ахлю-с-Сунна стали называться салафитами. То есть название «салафиты» появилось как синоним Ахлю-с-Сунна – люди сунны и общины, которые ни от кого не откалывались – напротив, все другие течения откололись от них, как от центральной общины.
Однако в некоторых других регионах, как, например, на постсоветском пространстве, те, кто сильнее всех бил себя в грудь, крича о том, что именно они и есть салафиты, несколько дискредитировали это понятие. По этой причине многие предпочитают ими не называться, ограничиваясь названием Ахлю-с-Сунна.
В любом случае салафиты – это не несуфии. Салафизм не определяется отношением к джихаду. Салафия (в основе как термин) – это центральная группа мусульман, которая полностью следует за источниками шариата в понимании праведных предшественников, основываясь на текстах Корана и Сунны, которые к этому призывают.
Салафиты и их особенности
Салафизм (от слова «саляф» – предшественники) представляет собой одно из направлений в исламе, представители которого заявляют о своём идейном и интеллектуальном наследовании первых поколений мусульман (сахабов, табиинов и таби ут-табиинов) и призывают других мусульман «вернуться» к временам ранней исламской общины.
Примечательно, что сам термин «салафизм» является самоназванием придерживающихся этого течения мусульман. Представители других течений внутри ислама называют салафитов часто ваххабитами – в честь одного из создателей течения Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба.
Происхождение
Корни учения салафизма уходят в XIII-XIV века (по Милади) – в период жизни богослова Ибн Теймии. Этот богослов и правовед многое сделал для оформления мировоззренческих рамок салафизма, который начал крепнуть и стремительно распространяться спустя пять веков благодаря союзу Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими с представителями династии Саудов на территории Аравийского полуострова. Появление в XX веке государства Саудовская Аравия стало одним из важнейших этапов распространения салафитской идеологии.
Суть учения
Ключевое понятие, вокруг которого строится всё учение салафизма, – единобожие. Салафиты различают несколько его видов – от трёх до четырёх. Первый, таухид уль-улюхийа, представляет собой поклонение Всевышнему. Второй, таухид ур-рубубийа, обозначает то, что Аллах является Творцом всего и вся. Третий вид, таухид уль-асма уас-сыйфат, подразумевает наличие у Всевышнего Творца атрибутов и имён. Четвёртый вид, таухид уль-хакимийа, означает принадлежность всей власти Создателю.
Представители других течений внутри ислама критикуют салафитов за указанное разделение, отмечая, что оно, с одной стороны, излишне, а с другой – может выступать в качестве политического инструмента. В первом случае речь идёт о бессмысленности разделения таухид уль-улюхийа и таухид ур-рубубийа. Критики отмечают, что вера в единство Творца и поклонение Ему невозможно без признания Его господства, а потому салафитское разделение неадекватно реальности. Более того, оппоненты салафитов отмечают, что предложенная Ибн Таймией и далее дополненная Саидом Кутбом типология является ничем иным как необоснованным нововведением (бид’а). Примечательно, что сами салафиты провозглашают борьбу с нововведениями в религии одной из своих главных задач.
Многие сегодняшние проблемы радикализма исследователи и богословы склонны выводить из выделения египетским публицистом Кутбом таухида аль-хакимийа, суть которого сводится к тому, что не следующий шариатским наставлениям правитель признаётся неверным, равно как и подвластные ему люди. В отношении них Саид Кутб признавал допустимость ведения боевых действий.
Другой отличительной чертой учения салафитов является придание Всевышнему антропологических черт – наличие лица, глаз, рук и ног, приписывание Ему места. Салафиты оговариваются, что не знают, как именно выглядят конечности и где именно находится Всевышний, однако сути в их антропоморфизме это не меняет. Суннитские учёные придерживаются иной позиции, рассматривая аяты Священного Корана, в которых говорится о руке, лице Бога и так далее, сквозь призму аллегорий. Мусульмане, не придерживающиеся салафитской акыды, отмечают, что Создателю миров не присуще нахождение где-либо и ограничение Себя какими-то физическими, пространственными границами. Постановка вопроса об этом и об органах тела в рамках традиционных мусульманских воззрений, в принципе, невозможна.
Салафизм и джихад
При толковании священных текстов салафиты предпочитают делать акцент на самом тексте, а не на его смысловых составляющих, трактуемых сквозь призму разума. Кроме того, они отрицают необходимость следовать иджме (общему мнению авторитетных мусульманских учёных) и использования кыяса (суждений по аналогии).
Салафиты часто подвергаются критике со стороны других мусульман из-за распространения конфликтов в разных уголках земного шара.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
саляфы это первое поколение мусульман,во главе с пророком Мухаммедом,Салалаху алейхи ва салям,если не они на сунне то кто тогда на сунне
«Суннитские учёные придерживаются иной позиции» как будто Саляфиты шииты написали, незнаю какого течения Я нету таких больших знаний но вот: 56:13 Многие из них – из первых поколений, 56:14 и немногие – из последних А так да много всяких течений есть даже в мечетях танцуют в транс входят не знаю сердце подсказывает это не правильно.
Короче слышал такую историю. Типа салафитское лобби в разных регионах России и Казахстана подкупает своих адептов. Типа их отправляют на обучение куда-то, человек там повышает свои связи и авторитет. Ему покупают машину, дают денег. Делают ему имидж успешного мелкого предпринимателя. Тот в итоге начинает вовлекать в салафизм других. И так далее.
«Кто такие салафиты?»
В трудах исламских теоретиков-салафитов упоминается, что доктрина Божественного единства состоит из трех основоположений:
1. Божественное господство над всем мирозданием.
2. Исключительное право Бога в качестве единственного объекта для служения.
3. Единство Бога в обладании прекрасными именами и категориями, которое подразумевает наличие у Бога различных атрибутивных качеств.
Сущность Бога и Его атрибуты салафиты принимают, но только те, которые описываются в Откровении и, при этом, салафиты отвергают аллегоризацию. Исходя из этого, Ибн Теймия и его последователи признали все описанные в Коране и Сунне такие качества Аллаха, как способность гневаться, говорить, вознестись (истива) на трон (арш). Также салафиты утверждают, что у Аллаха имеются руки и лик, как об этом говорится в Коране, и не допускают иносказательности в отношении понимания этих моментов. За это салафитов часто обвиняют в буквальном понимании Корана.
Проблему предопределения и свободы воли салафиты решают через признание всемогущества абсолютным, ничего не может произойти в мироздании вне воли Бога. В этом он приближался к доктрине джабритов. Но, в то же время, считают человека наделенным Богом свободой воли и ответственным за свои поступки. Однако, салафиты полагают, что Бог одобряет совершение человеком разрешенных и добрых поступков и не облегчает, не одобряет совершение им запретных и злых поступков. Бог в его мировоззрении создает причинно-следственные положения, при которых человек делает выбор в соответствии с предоставленной ему Богом свободой выбора. Причем, Бог дает человеку силу для совершения тех или иных поступков. Также, в отличие от мутазилитов, Ибн Теймия считал, что Божья воля может и не совпадать с Его повелениями. Однако предпочтения и пожелания Бога совпадают с Его приказами и запретами.
Салафиты уверены, что Ислам нуждается в очистке. Говоря об «очистке» имеется ввиду освобождение от новшеств, добавленных в последующем в религию и освобождение от различных толкований. На этом основании салафиты непримиримы в отношении каждого религиозного положения, несоответствующего их позиции. В силу данного положения, у них сформировалось нетерпимость к отличающимся взглядам. Именно по этому, из повышенной экзальтированности поведение салафитов стало более радикальным. Они распространяют идеи «чистого Ислама» путем радикального отрицания иных позиций, считая лживой любую мысль, кроме принятых ими. В результате, в последнее время все чаще высказываются мнения о том, что салафизм может стать опасным идеологическим инструментом. Если изначально салафиты отказывались от участия в политике, то сейчас они направляют свою деятельность в различных странах мира на эти цели. Например, Саудовская Аравия тратит громадные деньги на распространение по всему миру салафзима как политико-идеологического фактора. Многие критики современной формы салафизма приводят главный аргумент против их агрессивной деятельности: в Коране говорится неоднократно о том, что если бы Всевышний хотел, чтоб все были мусульманами, то все были бы мусульманами. Если есть другие люди, значит, так было угодно Аллаху. «Вы — дети Адама, а Адам был создан из праха. Пусть люди прекратят похваляться своими предками» (Абу-Дауд). «Ваш род не является поводом для оскорбления кого-либо. Все вы дети Адама. Никто не имеет превосходства над другим, кроме как в вере и благочестии» (Ахмад).
В салафизме есть радикальные течения, которые готовы к вооруженному свержению законной власти только за то, что она не соответствует их «идеологии». И есть те, которые говорят, что «не нужно прибегать к насилию, достаточно широко распространять свои взгляды среди населения и выжидать удобного момента». С точки зрения безопасности и сохранения спокойствия в обществе – обе группы опасны. «Умеренные» безопасны только сегодня. Но в любой момент они могут перерасти в радикальных. Не бывает умеренного или неумеренного салафизма, так как по сути это одна идеология, не приемлющая национальных ценностей и традиций, приверженности мазхабам или другой акиде.
Ученый-теолог, руководитель аппарата Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК)
Кайрат Жолдыбай «Дiн мен дiл» («Религия и национальное сознание»)
Сегодня 1,5 миллиарда мусульман составляют 22% населения мира и это число резко увеличивается. По подсчетам к 2025 г. мусульмане составят 30% мирового населения.
Кто такие саляфиты (салафиты) — коротко и ясно
БисмиЛлах, альхамдулиЛлах. Наилучшие приветствия и благословения последнему из череды пророков Аллаха Мухаммаду.
Давайте разберем, с соизволения Аллаха, НЕ на основании эмоций и слов СМИ и приверженцев страстей, а на основании ДОВОДОВ кто такие салафиты (саляфиты). И тогда, ин ша Аллах, сможем отличить «пчелу» от «осы».
Одна из основных причин написания этой статьи — разъяснить непросвещенным мусульманам и тем, кто интересуется Исламом без предвзятости о том, что, как и во всех религиях, по Мудрости Аллаха, появились течения, которые в большей или меньшей степени отклонились от Прямого Пути, впав в заблуждения и ересь, проявляя халатность или излишествуя. Чтобы не путали заблудших, сеющих нечестие/террор на земле хариджитов (сторонников аль-Каэды, ИГИШ (ИГИЛ) и им подобных), которые себя приписывают к саляфии (называют себя салафитами) с теми, кто исповедует Ислам в том виде, в каком он был ниспослан Господом Миров Своему Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и да приветствует, по мере своих сил по Милости Аллаха, являясь саляфитами не на словах, а на делах!
А также хочу донести в целом важность следования Исламу в изначальном виде без примесей (нововведений, ереси), которые появились после того, как Аллах сообщил: «Сегодня Я завершил для вас вашу религию и довел до конца Мою милость к вам, и одобрил для вас Ислам в качестве религии» (аль-Маида 5: 3).
Шариатское определение слова «саляф»
Имам ас-Саффарини говорил: “Под мазхабом саляфов (предшественников) подразумевается то, на чем были благородные сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) и их последователи (таби’ун), известные своим благочестием, а также имамы нашей религии, о которых засвидетельствовали, что они действительно являлись великими имамами уммы”. См. “Ляуамир аль-ануар аль-бахия” 1/20.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), его сподвижники и их благочестивые последователи (таби’ун), да будет доволен ими Аллах, являются праведными предками (ас-саляфу-ссалих) нашей общины (да будет доволен ими Аллах). И каждый, кто призывает к тому, к чему призывал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), его сподвижники и их благочестивые последователи, находится на манхадже саляфов.
Имам ас-Сам’ани сказал: “Слово «саляфит» означает причисление себя к саляфам и следование их мазхабу (учению), о котором тебе стало известно”. См. “аль-Ансаб” 3/274.
Хафиз аз-Захаби писал: “Саляфит (саляфий) – это тот, кто следует по мазхабу саляфов”. См. “ас-Сияр” 6/21.
Также этот термин употребляли и его сподвижники в отношении их самих. Маймун рассказывал, что Ибн ‘Аббас, да будет Аллах доволен ими обоими) сказал: “О Маймун, не ругай саляфов (сподвижников), и тогда ты войдешь в Рай с миром!” Ибн Абу Хатим 2/356.
Кто такие саляфиты?
Почему некоторые мусульмане называют себя саляфитами?
Во времена жизни Посланника Аллаха Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, не было течений и сект. Ислам представлял собой единую общину, строго следующую пути, примеру, т.е. Сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который лучше других понимал Книгу Аллаха и обучил своих сподвижников нормам шариата. Это была единая община, аль-Джамаа.
После смерти Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, по воле Аллаха, начали появляться различные течения, первыми из которых можно назвать хариджитов (или хавариджей), которые сегодня усердно пытаются причислить себя к саляфитам, и шииты, которые стали превозносить Али, да будет доволен им Аллах, пока не заявили, что он бог на земле (да убережет нас Аллах от их убеждений) и Али их казнил.
От Абу Хурайры, Му’авии, ‘Ауфа ибн Малика и ‘Абдуллаха ибн ‘Амра сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Иудеи разделятся на семьдесят одно течение, а христиане – на семьдесят два. И разделится моя община на 73 течения, и все они в Огне, кроме одной!» Его спросили: “Кто же это?” Он ответил: «Это аль-джама’а». Объяснение этому слову в другой версии хадиса, дал сам пророк (мир ему и благословение Аллаха), сказав: «Это те, кто следует тому, на чем я и мои сподвижники!»Ахмад 4/102, Абу Дауд 2/503, ат-Тирмизи 3/367, Ибн Маджа 2/479, ад-Дарими 2/241, аль-Хаким 1/128, Ибн Абу ‘Асым 63. Достоверность этих хадисов подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам Ибн Хиббан, аль-Хаким, аз-Захаби, хафиз Ибн Хаджар, имам аль-Багъави, хафиз Ибн Касир, аль-Джузджани, шейхуль-Ислам Ибн Таймия, аш-Шатыби, хафиз аль-‘Иракъи, аль-Бусайри, хафиз ас-Суюты, Ахмад Шакир, шейх аль-Альбани и Мукъбиль.
Таким образом, становится ясно, что саляфиты — это те, кто отрекается от нововведений в религии, которые появились после смерти Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и строго последовали тому, с чем пришёл последний из пророков в вероубеждении, в поклонении, одним словом — в исповедании Ислама.
Термин «саляф» использовался, как мы видим, ещё со времен Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
В разделе «Пример использования терминов «саляфия» и «саляфит» великими имамами нашей общины» можете убедиться, что этот термин широко использовался за много сотен лет до нас. Не копирую сюда, чтобы не растягивать статью.
Поэтому, когда появилось множество течений, сект, тарикатов, порой недостаточно сказать, что мусульманин относится к ахль-Сунне уаль-Джамаа (или короче говоря, суннит). Теперь и суфии, ашариты, радикальные группировки (террористы и такфиристы) из числа хариджитов, и многие другие — также называют себя суннитами. Однако каждые из этих течений, в большей или меньшей степени, отклонились от понимания Книги Аллаха и Сунны Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует в понимании первых и лучших поколений из числа сподвижников, да будет доволен ими Аллах и кто строго последовал за ними.
Поэтому позиционировать себя непричастным к различным отклонившимся течениям и обозначить, что в исповедании религии Аллаха ты опираешься на Коран, Сунну и понимания этих двух основ сподвижниками, о довольстве которых сообщил Аллах в Своей Книге многократно, можно более кратко — называя, себя саляфитом или причисляя себя к пути праведных предшественников.
Короткие вопросы и ответы по теме для лучшего понимания, ин ша Аллах.
1. Те, кто совершают подрывы, терракты — они из числа саляфитов?
Нет. Более того, салафиты, согласно вероубеждению, против террора. Рекомендуем ознакомиться: Самоподрывы — истина или ложь?
2. Ваххабиты и саляфиты — это одно и то же?
Нет. Во-первых, термин ваххабит сам по себе ошибочный и грех применять его, особенно в контексте оскорбления и неприязни, как это объясняется к конце этой статьи. Во-вторых, если вы подразумеваете взрывы, терракты, обвинение мусульман в неверии, если они не согласны с ними, то это хариджиты (хавариджи). Большие учёные постоянно советуют мусульманам остерегаться этой группы/секты.
3. Но ведь эти радикалы и салафиты выглядят внешне одинаково (т.е. отпускают бороду, укорачивают брюки).
Отпускание бороды — это приказ Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Например, в сборниках достоверных хадисов у аль-Бухари и Муслима приводится хадис от ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, да будет доволен ими Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: « Отличайтесь от многобожников – отпускайте бороды и подстригайте усы » (аль-Бухари 5892, Муслим 259) (подробнее о бороде)
Ношение верхней одежды не ниже щиколоток — От Ибн ‘Аббаса сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах не посмотрит на того, кто опускал края своей одежды ниже щиколотки!» Ахмад 2958, ан-Насаи 6/207. Хадис достоверный. См. “аль-Джами’ ас-сахих” 4/251. (об одежде ниже щиколоток)
И если мусульманин подчинился Аллаху в этом важном вопросе, и тоже самое сделал другой мусульманин, но грешник и ослушник, то праведному надо оставить приказ Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует? То, что радикально настроенные группы часто также подчиняются в этом вопросе шариату, то это не повод их смешивать. Даже больше. Стыдно, что большинство мусульман-мужчин оставили этот приказ и теперь пытаются оскорблять всех направо-налево без разбора. Да убережет нас Аллах от этого.
4. А кто такие салафиты-джихадисты и салафиты-такфиристы, про которых пишут и говорят в новостях?
Во-первых, нет таких групп. Под ними скрываются, хариджиты и им подобные группы, не имеющие отношения в саляфии и саляфитам. По сути, они (т.е. эти радикалы, хариджиты) ненавидят настоящих саляфитов, потому что саляфиты постоянно, с соизволения Аллаха, изобличают их заблуждение.
Во-вторых, посмотрите кто это пишет и говорит. Или кафир, или мусульманин: заблудший или невежда. Цель же у них почти общая — оклеветать тех, кто призывает к истиному Исламу, т.е. без примесей нововедений в религии, смешав их с теми, зло которых явно (т.е. с террористами).
В конце копирую сюда слова большого учёного прошлого столетия шейха аль-Альбани, да смилуется над ним Аллах:
«Салафиты» ли четыре имама мазхаба?
Использование определения «салафизм» в качестве названия мазхаба – бида (нововведение)
Мы заявляем: главные признаки исламской общины, которая по милости и щедрости Аллаха спасётся в День Предстояния, а именно то, что эта община состоит из сторонников Сунны и согласия и описывается как «подавляющее большинство» (ассавадуль-азам) мирового сообщества мусульман, их сект и группировок, – взяты из пророческой Сунны, а также обосновываются присвоенными ей характеристиками, выраженными единодушным согласием имамов мусульман и лучшей частью праведных предков.
Поэтому, если мусульманин, представляя себя людям, скажет, что он является «одним из сторонников Сунны и согласия», он не придумает себе необоснованного Писанием и Сунной религиозного описания. Напротив, он соотнесёт себя именно с тем сообществом, быть в рядах которого Посланник Аллаха (мир ему и благословение) приказал мусульманам после его ухода из этого мира.
Объединяющей осью для данного сообщества служит Писание Аллаха и последовательное соблюдение спасительного руководства Посланника Аллаха (мир ему и благословение). А примером для подражания является «то, на чём был Посланник Аллаха (мир ему и благословение), его сподвижники и его последователи после него».
Но если мусульманин, представляя себя обществу, скажет, что он является «сторонником мазхаба, который сегодня стал величаться салафитским», то, несомненно, этот мусульманин – один из новаторов. Ведь даже если допустить, что значение прилагательного «салафитский» идентично названию «сторонники Сунны и согласия», то всё равно он как бы присовокупил к названию сообщества мусульман произвольное имя, отличное от закреплённого за ним устами родоначальников. Это новоизмышлённое название ужасно и преступно уже тем, что оно способствует нагнетанию напряжённости и расколу в рядах мусульман. Поэтому во внедрении нового понятия «салафитский мазхаб» в сознание мусульман нет ни малейшей нужды, а вред этого – очевиден.
Если окажется, что слово «салафизм» не соответствует названию «сторонники Сунны и согласия» – а оно, действительно, резко и очевидно отличается от него, – это будет означать, что за внедрением незаконного названия скрывается факт перекройки религии Аллаха. В свою очередь, это означает, что общее значение данного названия – ложь, поднимаемая сегодня как знамя и подменяющая истину, в декларации которой были единодушны родоначальники, избрав для этого название «сторонники Сунны и согласия».
Тем самым доказано соответствие слова «салафитский» придуманному человеком модификаторскому термину, который используется для идентификации новой исламской группы, вырезавшей для себя из плоти мирового исламского сообщества замкнутый ареал.
Салафитом сегодня является всякий, кто придерживается списка определённых богословских взглядов и защищает их, одновременно понося всех несогласных с ним и причисляя их к «исказителям религии». В этот список в равной степени входят как вероубежденческие постулаты, так и предписания правового и практического характера.
Мы часто и подробно говорили об этих взглядах, а также со всей окончательной ясностью изложили суждение о том, как религия Ислама смотрит на мусульманина, не придерживающегося упомянутых взглядов, но принимающего сторону других толковательных позиций при условии, если все они опираются на согласованную методологию в толковании Священных текстов. Если уж сама методология способна вместить в себя более чем одно мнение, следовательно, каждый будет награждён и отблагодарён Всевышним, а существующие расхождения по второстепенным вопросам не могут никого вывести из круга единого исламского собрания.
Итак, всякий, кто претендует на абсолютную непогрешимость собственного мнения и причисляет лиц, имеющих другое мнение, к числу «исказителей веры» или «уклонившихся с прямого пути» – вопреки тому, что, как уже было сказано ранее, оба мнения произрастают на поле согласованной методологии, – такой человек поистине сам является модификатором религии, раскалывающим единое сообщество мусульман, нагнетающим в среде исламских обществ напряжённость и взаимную ненависть, не имея тому ни малейшего резона и оправдания! Именно он – тот, кто откололся от мирового сообщества мусульман, потому что горделиво отверг исходящую от прочих сторонников Сунны и согласия правящую стезю, в соответствии с которой они формируют свои идеи и которая служит им практическим ориентиром при ведении иджтихада. Данная методология объединила две группы лучших представителей праведных родоначальников после кратковременного расхождения их на две дороги, одна из которых называлась «люди мнения», а другая – «люди хадиса».
Да был ли среди праведных предков хоть один, кто позволил бы себе столь шокирующее поведение и расколол бы единство мусульман, обесчестив их взгляды, будучи движим столь ярым фанатизмом?!
Сколько же раз в наш адрес и в адрес других мусульман, сторонников Сунны и согласия, бросались обвинения в новшествах и отступлении – только потому, что мы вслед за предками считаем, что нет ничего предосудительного и греховного в том, чтобы человек специально посетил могилу и мечеть Пророка (мир ему и благословение)! Вывод о правомерности такого посещения вслед за ханбалитами поддержало большинство имамов. Однако некоторые классифицируют это действие как батыль (беззаконие), которого необходимо избегать. Но почему?! Да просто потому, что мнение салафитского сообщества против этого! Им нет никакого дела до того, что против такой оценки высказывается всё мировое сообщество мусульман. Как и до того, что фундаментом для соответствующей фетвы Ибн Таймии послужила слабая (даыф) и, более того, бессильная (вахи) с позиции языка и Закона аргументация. Несмотря на все кричащие против салафизма доводы, их мнение остаётся «истинным», а все противостоящие ему – «ложными», просто потому, что салафизм уже вынес по данному вопросу окончательное решение, пересмотру не подлежащее. По их мнению, умышленное, выделенное намерением посещение могилы Посланника Аллаха (мир ему и благословение) – это бида.
Вот так разногласие и по данному вопросу, как кинжал, распороло единство исламских рядов, выделив из них салафитов, кроме которых никто якобы не познал истину и не следует ей, и модификаторов, якобы отвергших истину и скитающихся во тьме заблуждений. Всматриваешься в эпоху родоначальников и недоумеваешь – но ведь никто из них не прибегал к такому оружию, чтобы расколоть духовное и братское единство мусульман!
«Салафиты» ли четыре имама мазхаба?
Мы знаем, что люди Сунны и согласия, как и имамы – основатели мазхабов, единодушны в том, что речь Превозвышенного Аллаха не сотворена и не акцидентальна. Единственной причиной мук имама Ахмада была его совесть, не позволившая ему разбить каноническую фразу, толкуя её части по отдельности: он опасался, что если придать постулату о несотворённости Корана какие-либо оговорки, то это может привести к возникновению неверного представления и заблуждения, за которое именно ему придётся нести наказание в День Предстояния. Даже сподвижники Посланника Аллаха e, не говоря уже о последователях и всех остальных поколениях мусульман, различались между собой по степени набожности и предосторожности. Нельзя допустить, чтобы эта их «разноуровневость» послужила критерием для разделения на партии, сообщества и течения.
Итак, со всей очевидностью Вам, уважаемый читатель, было показано, что «салафия» – это новый мазхаб, изобретённый и привнесённый в религию Аллаха. Его отличия созданы из набора авторских суждений и иджтихадов в доктринальных и практических вопросах, которые были отобраны из всей совокупности различных мнений и иджтихадов, некогда разработанных многими учёными из числа предшественников и лучшими представителями сторонников Сунны и согласия. Однако данный мазхаб был сконструирован отдельными людьми под влиянием их личных склонностей и предубеждённости во взглядах, после чего они заявили, что здание, воздвигнутое ими из кирпичиков, избранных ими по собственным склонностям взглядов, является единственным зданием, вбирающим под свою крышу спасшееся исламское общество, двигающееся под наставничеством Писания и Сунны. И если некто склонится в пользу других вердиктов по спорным вопросам, то этого человека необходимо причислить к пропащим новаторам религии.
Да что же это такое, если не самый откровенный произвол, которому нет обоснования ни в Писании, ни в Сунне, прецедента которого не случалось ни в одном из веков салафа и халафа! Позорнейшее явление перекраивания исконного вероустава Аллаха! Боже, если всё это не является искажением, привнесённым в религию, – тогда что же считать бида? В чём же ещё, как не в этом, проявляется самое прямое незаконное нововведение в вероустав Аллаха?!
Мы ещё не приняли во внимание пагубные последствия, вызванные этим бида в организме мирового исламского сообщества.