кто такие юннаты и что они делают
Птичники, насекомники, водолюбы. Как в Москве появились юннаты
В СССР тысячи детей и подростков в возрасте от пяти до 15 лет называли себя юннатами — юными натуралистами. Биологические станции и кружки, на базе которых воспитывались будущие биологи, действовали по всей стране. Москва была на передовой — первыми работу с подрастающим поколением начали сотрудники биологической станции в парке «Сокольники».
О том, с чего началось юннатское движение в России, кто стоял у его истоков и при чем здесь Николай Дроздов, — в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур».
Первые шаги
15 июня 1918 года в северной части парка «Сокольники», на границе с Лосиным островом, открылась первая в стране Станция юных любителей природы (сейчас — Федеральный детский эколого-биологический центр). Инициаторами открытия стали педиатр, председатель совета рабочих депутатов Сокольнического района, революционер Иван Русаков и учитель-биолог Борис Всесвятский, на много лет возглавивший биостанцию.
Юннатское движение создавалось в трудное для формирующейся Страны Советов время: Гражданская война, голод, рост количества беспризорников. В дореволюционной России не было организаций или учреждений, которые могли бы прививать детям и подросткам интерес и любовь к природе. Первым таким местом стала Станция юных любителей природы в Сокольниках. Вот какой афишей станция объявила набор практикантов:
«Дети рабочих — школьники, подростки и рабочая молодежь, любящие природу и желающие ее изучать, приглашаются записываться практикантами на Станцию юных любителей природы. На Станции будут производиться наблюдения над жизнью и развитием птиц, рыб, насекомых (в частности, пчел) и других животных; опыты над различными растениями, составление коллекций и т. д. Прием бесплатный, число мест ограниченно».
По задумке основателей биостанции, юные практиканты должны были пройти путь от созерцания природы до любви к уходу за растениями и животными. Они ставили простейшие эксперименты под руководством наставников, занимались физическим трудом, изучали научную литературу, выполняли общественно полезную работу, а также вели пропаганду знаний среди школьников.
Руководители первой биостанции юных натуралистов среди прочего видели своей целью подготовку кадров для сельскохозяйственных, биологических и педагогических вузов. Однако предполагалось, что полученные знания будут полезными в жизни каждого юнната вне зависимости от того, какую профессию он выберет.
В первое время биологическая станция привлекала внимание экскурсиями для детей, рабочей молодежи, учителей и воспитателей детских домов. Ученые-энтузиасты знакомили всех желающих с миром природы в лесном питомнике и на водоемах. Основными темами экскурсий были «Жизнь птиц», «Цветение растений», «Жизнь общественных насекомых (пчел, муравьев)». Собранных во время экскурсий насекомых, а также растения дети забирали с собой, чтобы создавать в школах и детских домах уголки живой природы.
Постепенно на биостанции сформировалась группа практикантов из детей и подростков, которые проводили ежедневные наблюдения и ухаживали за птицами, насекомыми, обитателями аквариумов и растениями.
Восемь заповедей юнната
Состав практикантов постоянно менялся, поэтому выстроить четкую системную работу не получалось. Так родилась идея создать летнюю колонию для юных любителей природы. Инициативу поддержал совет рабочих депутатов Сокольнического района, и уже зимой 1919 года из работавших на станции детей летом выбрали первых натуралистов в возрасте 10–15 лет, наиболее интересовавшихся природой. Долгожданное открытие состоялось 7 апреля 1919 года.
Среди первых юннатов было много сирот и детей, чьи родители не могли их содержать. Биостанция стала для них домом и многим дала путевку в жизнь. По воспоминаниям первых натуралистов, условия не сильно отличались от детдомовских, но зато дети были вовлечены в научную деятельность.
Ребята делали обходы окрестностей, наблюдали за жизнью растений и животных, а полученные данные записывали в специальный дневник. Вот так выглядели наблюдения:
«Всю ночь на участке Биостанции пела болотная камышовка. В 1 час. 30 мин. послышалась первая песня самой ранней певицы — горихвостки. В 1 час. 47 мин. запели зарянки и певчие дрозды. В 2 час. закуковала кукушка. В 2 ч. 04 мин. послышались призывные звуки синицы-гаички. В 2 ч. 11 мин. пробудились пеночка-пересмешник, садовая славка, славка-мельничек. Послышались крики ворон. В 2 ч. 30 мин. слетел со своего гнезда сокол-сапсан, издав резкий крик: “кьяк, кьяк, кьяк”».
Со временем юннаты разделились по интересам, поэтому возникло четыре кружка: ботаников, которых называли огородниками, орнитологов (птичников), энтомологов (насекомников) и гидробиологов (водолюбов).
Дети обустраивали живые уголки и полностью брали на себя уход за флорой и фауной. С первого дня существования колонии они активно занимались сельскохозяйственными работами — сажали овощи, цветы и деревья, набивали парники навозом, работали на огородах и в садах биостанции.
А еще они много думали о том, каким должен быть юный натуралист и какие перед ним должны стоять задачи. Результатом размышлений стали заповеди юного натуралиста, которые дети записали сами. Заповеди гласили:
Примечание: не исполняющий этих заповедей-правил не может считать себя натуралистом.
Биошкола и юннаты-комсомольцы
Осенью того же года было решено открыть круглогодичную школу-колонию, которая официально заработала уже в октябре. Детей поделили на старшую и младшую группы — в зависимости от уровня знаний. Занятия проводили научные сотрудники, которые работали на биостанции. Кроме естественно-научных предметов дети изучали математику, родной язык, литературное чтение, гигиену и другое.
Принимали в школу-колонию с испытательным сроком, за время которого дети имели возможность ознакомиться со всеми сторонами жизни учреждения. Главным условием приема был интерес к природе. Все бюновцы — так воспитанники биостанции, юные натуралисты, называли сами себя — были равны. Ни у кого из них не было личных вещей — все было общее, за исключением белья.
В 1923 году основали комсомольскую ячейку, и юннаты стали активно участвовать в жизни не только родного города, но и страны. Бюновцы устраивали городские праздники, организовывали работу на школьных приусадебных участках, ездили в экспедиции по всем регионам Советского Союза.
О деятельности и достижениях бюновцев писали газеты «Московский комсомолец», «Пионерская правда» и «Молодой ленинец». Дети со всей страны присылали на станцию письма, в которых делились своими успехами и наблюдениями за живой природой, описаниями живых уголков в своих школах и детских домах. Корреспонденции приходило так много, что у директора биостанции Бориса Всесвятского появилась идея создания собственного издания — так в июле 1928 года вышел первый номер всем известного журнала «Юный натуралист», который выпускается и сегодня.
КЮБЗ
Идею создания секций для юных любителей природы постепенно подхватывали другие ученые. В 1923 году выдающийся натуралист, орнитолог и педагог Петр Смолин открыл свой первый кружок юных натуралистов в Московском зоологическом саду. В то время директором зоопарка был основатель Дарвиновского музея Александр Федорович Котс.
В 1924-м в зоопарке сменилось руководство, и Петр Петрович вынужден был уволиться. В том же году на базе его кружка был организован КЮБЗ — кружок юных биологов зоопарка, который существует до сих пор.
Смолин же перебрался на биостанцию в «Сокольниках», а с ним — и большая часть его учеников. Методика его работы во многом была схожа с принципами бюновцев. Петр Петрович говорил о своей тактике преподавания следующее: «Книжных знаний поменьше, природы побольше, не забывая о связи с современностью. Мы не знаем, какие знания пригодятся в жизни, поэтому я предпочитал не накапливать знания, а совершенствовать способы получения знаний. И природа дает в этом отношении ряд удачных примеров».
Под его руководством на биостанции были придуманы общегородские праздники День птиц и День леса. Ученый способствовал популяризации кольцевания птиц, а также всестороннему изучению в области орнитологии.
Юннаты в Дарвиновском музее
После биостанции в «Сокольниках» Смолин работал еще на нескольких станциях в разных уголках Советского Союза, пока в 1939 году Александр Котс не пригласил натуралиста в Дарвиновский музей на должность экскурсовода. Параллельно с работой в музее Смолин проводил занятия с детьми в разных московских биологических кружках.
В конце 1949 — начале 1950 года Петр Петрович создал юношескую секцию при Всероссийском обществе охраны природы. Вскоре она была преобразована в биологический кружок при Дарвиновском музее, но кружок сохранил самоназвание ВООП. Вооповцы занимались самостоятельной работой в заповедниках и экспедициях, готовились к Всесоюзным биологическим олимпиадам школьников. Показателем успешных результатов занятий в кружке считалось в том числе поступление юнната в высшее учебное заведение, особенно на биологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова.
Петра Смолина не стало в 1975 году. Многие из его учеников связали жизнь с наукой — несколько десятков человек получили степень доктора наук, более сотни человек стали кандидатами наук, доцентами. Одним из учеников Петра Петровича был известный ученый-зоолог, телеведущий и популяризатор науки Николай Дроздов.
Созданный Смолиным кружок ВООП при Дарвиновском музее и сегодня продолжает принимать детей и подростков в свои ряды. В наши дни в ВООП занимаются ребята, которые любят природу, начиная с пятого класса средней школы. Занятия стартуют в сентябре — на первой встрече все рассказывают о своих летних поездках, связанных с полевыми исследованиями. Весь сентябрь новички считаются гостями. Войти в ряды вооповцев они могут после собеседования, на котором нужно доказать, что месяц, проведенный в компании юннатов и руководителей, прошел для них с пользой.
Поведение песчанок и шелковая сеть эмбий. Чем занимаются юные натуралисты
О защите природы теперь думают не только активисты и крупные корпорации, но и школьники. Ребята только узнают, что такое «углеродный след», и тут же хотят его уменьшить, они задумываются о чистоте рек и озер, высаживают деревья.
Таких детей легко найти в Москве: например, они посещают станцию юных натуралистов в Савеловском районе, которая входит в состав Московского детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма. Здесь ребята в возрасте от восьми лет знакомятся с природой. В распоряжении учеников оранжерея с тропическими растениями, живой уголок и экзотариум, а также сама территория станции, где можно выращивать и исследовать сельскохозяйственные растения.
Как проходят учебные будни юных натуралистов, какими проектами увлечены дети и почему так популярна экология — разбирался mos.ru.
Испытание для песчанок
На входе в здание станции сразу открывается вид на учебные кабинеты. В самом большом помещении дети около восьми лет сидят друг напротив друга и увлеченно размешивают вещество в пробирках. Жидкость становится розовой, а дети — восторженными. Это занятие кружка «Суперхимия», где изучают химические элементы.
«Ребята получают гидроксид кальция из негашеной извести. Добавляют индикатор — фенолфталеин, который окрашивает раствор в малиновый цвет, показывая его щелочность. Затем мы пропускаем через раствор углекислый газ и получаем карбонат кальция. По сути, это мел, которым мы пишем на доске», — уточняет педагог дополнительного образования Екатерина Суркова.
Сложные названия и химические реакции совсем не пугают учеников. По словам педагога, многие ребята сначала приходят на занятия из-за красочных и ярких опытов, которые когда-то увидели. Уже в дальнейшем они понимают, что химия — это серьезная наука.
«Интерес к химии просыпается очень рано. В нашем кружке “Суперхимия” мы изучаем основы химии, а не сложные химические закономерности. Для этого открыт углубленный кружок “Менделеев”, где ребята знакомятся с химическими процессами. Многие дети, пройдя курс “Суперхимии”, повзрослев, переходят в кружок “Менделеев”, но это необязательно. В кружок могут записаться все желающие», — говорит Екатерина Суркова.
В соседнем кабинете занимаются ученики курса «Авифауна». Здесь изучают птиц, стараются охватить более 10 тысяч видов. Уже пройдены группы, включающие птиц-мышей, трогонов, фламинго, казуаров, нанду и кукушек.
«Мы привыкли, что все кукушки подкидывают яйца. На самом деле это не так. Из 141 вида кукушек так делают далеко не все и даже не половина. Также не все кукушата выкидывают яйца других птиц из гнезда, иногда они сами терпят неудачу. На самом деле очень разнообразная группа», — рассказывает руководитель направления Евгения Грязнова.
Общую биологию и психологию животных изучают на кружке «Зоопсихология». Причем не только в теории. Дети могут разработать проект и на практике изучить поведение животных. Так, ученица школы № 1583 Надежда Лапицкая создала для грызунов вертикальный лабиринт с препятствиями. Часть проходов проваливается под весом животного. Таким образом юный биолог пытается выяснить, какой памятью обладают ее подопытные.
«Их стимулом стало не упасть в следующий раз и пройти обратно в клетку. Мы проверяем, как животные запоминают. Мы ставим их в так называемый психологический тупик, из которого они не могут выбраться, пока не запомнят этот проход. Пока мы провели опыты над монгольскими песчанками и пушистохвостыми песчанками. Они постепенно научились проходить участок с падающими платформами. С каждой мышью проводили 10 опытов, это занимает где-то две недели», — говорит Надежда Лапицкая.
По словам педагога Алексея Фомина, который ведет занятия по зоопсихологии, животные по-разному преодолевают препятствие. Запомнив участок, один вид ускоряется перед ним, другой, наоборот, ступает медленнее.
Сам лабиринт выполнен из дерева. Только на его строительство ушло три дня. По словам Надежды Лапицкой, эксперимент не вредит животным. Они падают с небольшой высоты, и для песчанок это привычные условия обитания в природе.
Мох против бактерий
В целом на станции обучают по 31 программе. Среди масштабных проектов, в которые вовлечены практически все учащиеся, — высадка саженцев. Ребята следят, как растут дубы, липы, вязы, ясени и сосны, а затем высаживают подросшие деревья в столичных лесах и парках.
В парках ученики обследуют деревья: изучают видовой состав древесно-кустарниковой растительности, проводят оценку состояния древостоя на наличие стволовых и механических повреждений, а также проводят таксационные измерения — определяют высоту, диаметр и возраст деревьев.
«Мы уже выезжали в Тимирязевский, Измайловский парки, “Покровское-Стрешнево”. По нашей оценке, в этих парках преобладает здоровый древостой», — говорит ученик девятого класса школы № 152 Артур Редкин.
Юные натуралисты регулярно выступают на тематических форумах и конференциях со своими проектами. Так, Елизавета Васкевич, которая третий год посещает занятия команды юных натуралистов «Гамма», представляла работы, посвященные пиявкам, а также изучению бактерицидных свойств сфагновых мхов. А проект, связанный с разработкой нового метода мониторинга чистоты водоемов, позволил ей стать лауреатом экологического форума учащихся.
В Московском экологическом форуме учащихся и конференции в Тимирязевской академии участвовал Егор Сафронов, ученик 10-го класса школы № 192, который посещает станцию юннатов уже семь лет. Сначала, еще во втором классе, он пошел на ботанику, потом занимался зоологией, химией и экологией.
«Мне в целом с детства были интересны животные и растения. А первым словом, которое я сказал, было “крокодил”, мне кажется, это что-то значит, — смеется Егор. — Сейчас я занимаюсь изучением свойств шелковой сети эмбий, это отряд насекомых, представители которого умеют плести паутину своими передними лапками».
Этим проектом подросток увлекся после того, как получил в подарок колонию эмбий. До этого изучал рост сосен на болотах, рацион тараканов и их пищевые предпочтения (выяснилось, что они любят хлеб). Также делал работу, в рамках которой построил генератор углекислого газа, чтобы водоросли в аквариуме лучше росли.
Шестиклассница Екатерина Ганкина (школа № 1384) тоже выступала на Московском экологическом форуме учащихся. Она проверила, сколько нитратов содержат овощи из магазинов и те, которые выращены в городской среде — на территории станции. Результат — купленный картофель по содержанию нитратов практически не отличался от выращенного. При этом морковь и свекла со своей грядки оказались полезнее.
«Измеряем с помощью нитрат-тестера. Берем овощ, втыкаем в него иглу прибора. Тестер показывает содержание нитратов и их предельно допустимую концентрацию. Очень большое количество нитратов вредно для здоровья. При этом есть допустимое количество нитратов, которое может в день обработать наш организм», — говорит Екатерина Ганкина.
Мир как учебник
Пожалуй, самым интересным местом на станции, помимо живого уголка, можно назвать оранжерею. Под прозрачной крышей в окружении светодиодных ламп можно увидеть около 200 видов и сортов растений из тропических и субтропических регионов. Это пальмы, кактусы и даже кофейное дерево. Здесь работают системы ручного и капельного полива, очистки воды и автоматическая система распыления. В оранжерее занимаются выведением новых гибридов, ставят эксперименты по физиологии растений и биотехнологии.
На станции юннатов регулярно проводят праздники, акции, открытые занятия и мастер-классы для детей и взрослых, «Экосубботы» в рамках «Суббот московского школьника» и занятия для участников проекта «Московское долголетие».
«Мировая тенденция — приходящее осознание ответственности за будущее планеты. Особенно это видно у подрастающего поколения, у которого многому стоит поучиться взрослым. Экологические проекты, которые создают дети на станции, имеют конкретный позитивный эффект в деле охраны окружающей среды и в снижении углеродного следа. Биология и экология — это то, что нас окружает везде, это как открытый учебник, по которому ребята шагают. Интересно познать себя и мир. Если бы я был ребенком, я, конечно, пошел бы сюда и рад, что сотни ребят сделали такой выбор сегодня», — говорит администратор станции юннатов Данила Сорокин.
Современное экологическое образование невозможно представить без традиций юннатского движения.
«Именно ценности, заложенные на станциях юннатов по всей стране, формируют такие необходимые для нового поколения школьников качества, как бережное отношение к живому миру, навыки рационального использования ресурсов, исследовательский интерес к окружающей среде»», — говорит директор Московского детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма Дмитрий Моргун.
Движению юных натуралистов в Москве уже больше 100 лет. Тем не менее на станции делают все, чтобы подпитывать интерес современных детей к изучению окружающего мира.