кто такой антрополог и чем он занимается
Антрополог – плюсы и минусы профессии
Откуда мы произошли? Этот вопрос человечество задает себе уже на протяжении всей истории своего существования. Наверное, еще с тех времен, когда впервые у человека появились зачатки разума и самосознания. Многие философы и великие умы пытались на него ответить.
Предлагалось множество идей и концепций. Люди спорили друг с другом отстаивая свою точку зрения, находили и приводили все новые доказательства и опровержения. Но за тысячи лет так и не смогли добраться к истине. Другой же вопрос, который вытекал из предыдущего и шел с ним на ровне – как человек развивается в социальном окружении? Как социум и культура влияют на его становление и существование? По каким закономерностям человек живет и способен жить в этом мире?
Все озвученные выше вопросы касаются человека и, чтобы ответить на них, необходимо изучать самого себя – человека. Люди изучали себя на протяжении всей истории своего существования, однако наука о человеке (антропология) появилась гораздо позже в XVIII и главным образом XIX столетии. Большой вклад в формировании этой научной дисциплины внесли философы классической и неклассической школы (И. Кант, Л. Файербах), а также представители французской философской мысли. Сама же антропология в наше время делится на несколько направлений. Так как развитием этой науки изначально занимались философы, то первое направление – это философская антропология. Эта философская школа преимущественно занималась вопросом «что есть человек? ». Ее не интересовали вопросы о происхождении человека.
Их главная цель была в познании многогранности человеческого бытия. Другое направление в антропологии, как ни странно, относится к сфере религии. Религиозная антропология пытается познать сущность человека в контексте религиозного учения. Еще одним крупным направлением в антропологии является культурная антропология. Ученые в данном направлении исследуют и сравнивают человеческие общества, культуру, народы, расы и т. д. Любая культура после себя оставляет следы – материальные изделия, которые и служат объектом изучения.
Изучение культур производится не только в горизонтальном направлении (сравнением уже существующих), но и в вертикальном (изучением культуры на всех этапах развития истории). Наконец еще одним крупным направлением является физическая антропология. Важным вопросом в этом направлении является происхождение и эволюция человека. Когда произносят слово «антрополог», то в первую очередь представляют ученого, занимающегося именно вопросом происхождения человека.
Можно заметить, что антропология находится на стыке пересечения различных областей знаний: от гуманитарного до естественнонаучного. Поэтому в настоящее время антропология рассматривает человека как биологическое существо, изменчивое во времени и в то же время проявления его биологической природы опосредованы социальной средой. Поэтому антропологи, проводя свои исследования всегда учитывают влияние среды на формирование тех или иных биологических признаков.
Так кто такой антрополог и как стать антропологом? Антропологи часто прибывают на раскопках. Чтобы понять, как изменялся человек с течением времени необходимо добывать материал для анализа. Антропологи исследуют внешние сходства и различия популяций, народностей, рас. В поле зрения антропологов попадают и конституциональные особенности человека, влияние среды и генов на формирование конституции. Здесь важно отметить еще одну сферу деятельности антрополога.
Так же предлагаем ознакомиться с профессиями агронома, лингвиста и эколога.
Всем известно, что по найденным останкам, черепам ученые проводят реконструкции – воссоздают возможные прижизненные облики найденных существ. Огромный вклад в развитие метода реконструкции внес советский ученый М. Герасимов, чьи приемы и методы используются и по сей день во всем мире. Данный метод стал популярен не только в среде ученых-антропологов, но и в среде криминалистов.
Плюсы работы антрополога:
Первое – это постоянные поездки по местам раскопок. Антропологу не приходится сидеть на месте. Необходимо постоянно отыскивать новые находки, поиски которых могут осуществляться в различных затерянных уголках мира, куда еще не ступала нога человека.
Второе – это бесконечное разнообразие человеческих лиц. Имея непосредственное дело с человеком антропологу постоянно приходится встречать, наблюдать и изучать представителей разных этносов и народов. То разнообразие, которое он встречает в своей работе, поражает воображение заставляя задуматься о том, какие мы все разные и в то же время какие мы все одинаковые.
Третье – это дружественный коллектив. Знаменитый антрополог С. Дробышевский, рассказывая о том почему он выбрал эту профессию, сказал, что кафедра антропологии его заинтересовала очень дружелюбным персоналом. Ведь, как он говорит, невозможно изучать человека и в то же время его не любить.
Четвертое, – как и всякая научная деятельность в этой сфере есть шанс войти в историю науки сделав невероятное открытие.
Минусы работы антрополога:
Первое – низкая зарплата антрополога. Как и всякая научная деятельность работа антрополога малооплачиваемая. Приходится постоянно вести активную научную, преподавательскую и просветительскую деятельность. За написание научных статей и монографий следует прибавка к зарплате. Написание научно-популярных книг тоже могут приносить доход. Отдельную плату можно получать оказывая помощь криминалистам анализируя костные останки с места преступления.
Второе – высокая конкуренция. Как и в любой другой научной области здесь конкуренция проявляется в стремлении сделать открытие. Также приходится находиться под шквалом критики при выдвижении собственных идей или гипотез.
Третье – трудности совмещения научной и семейной сферы. Конечно в работе антрополога совмещать семью и работу гораздо проще, тем не менее постоянные поездки по местам раскопок могут навредить семейным отношениям. Не стоит также забывать и том, что в науке запоминают имя того, кто первый сделал открытие.
Узнать о профессии больше поможет видео:
Профессия антрополог
Профессия антрополога не относится к очень востребованным. Зато она невероятно интересна и имеет огромное значение для современного человека.
Историческая справка
В дословном переводе с греческого антропология – это наука о человеке. Впервые этот термин использовал в своих трудах Аристотель. Он обозначил им область академического знания, занимающуюся преимущественно изучением духовности человека.
Сейчас человек рассматривается учеными как высшее творение природы и обязательно с ней отождествляется. Его биологические особенности представляют для науки ключевой интерес, однако не меньшее внимание уделяется изучению его социальных, культурных, духовных потребностей.
Описание
Профессия антрополога относится к редким. Получить ее можно в нескольких вузах, но работать по специальности после окончания университета идут немногие – большинство уходит в смежные отрасли науки и сферы общественной деятельности. В России всего приблизительно 200 профессионалов, которые могут назвать себя антропологам. Работают они по двум основным направлениям.
Культурная антропология
Эту ветвь антропологии начали выделять как отдельную специализацию в России только в 1990-е годы. Наука занимается изучением общественных систем, этнических особенностей и культур разных народов. У нее есть свои направления: философское, социальное, политическое.
В целом, культурная антропология позволяет ученым понять, почему возникают противоречия и споры между разными народами и социальными слоями, как их можно сгладить и какие последствия конфликтов ожидают социум в будущем.
Физическая антропология
Ее объект – человек как биологический вид. Специалистов этой сферы называют просто антропологами, не применяя приставки социо-, этно- и прочие.
Они занимаются исследованием физических особенностей людей, которые жили на нашей планете века назад и населяют Землю сейчас. По сути, любой человек может стать объектом изучения для антрополога.
Чем занимается антрополог
Устроиться по специальности можно в научно-исследовательских институтах и центрах, лабораториях судебной медицины, учебных заведениях, учреждениях археологического и антропологического профиля.
Профессионалы, которые выбрали культурную антропологию, часто входят в составы комиссий при органах власти, выступают в качестве экспертов и консультантов государственных деятелей при принятии ими политических решений.
Если специалист занимается преподаванием, он обязан разрабатывать учебные планы, корректировать и создавать обучающие материалы. Также антрополог-преподаватель составляет экзаменационные вопросы для проверки знаний студентов.
Требования к специалисту
В зависимости от того, где будет работать антрополог и какую специализацию он выберет, к нему могут предъявляться различные требования. Среди основных можно отметить:
Довольно часто исследования проводятся на стыке нескольких наук, поэтому специалисты должны обладать хорошими навыками в различных смежных сферах.
Личные качества
Профессия антрополога подойдет людям с определенным набором личных качеств. К ним относятся:
Научная деятельность антрополога сопряжена с частыми разъездами. Для изучения среды обитания и проведения исследований придется много времени проводить в командировках. Именно по этой причине в профессии больше мужчин, чем женщин.
Где учиться
Чтобы стать профессиональным антропологом, нужно получить высшее образование. Специалистов готовят на биологических, исторических, социологических, гуманитарных факультетах вузов. Получить образование можно, например, в следующих вузах России:
Факультет антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге – единственный узкоспециализированный в российских вузах.
Зарплата
В нашей стране труд антропологов оценивается не очень высоко. А вот за рубежом в месяц специалист может заработать порядка 2 тысяч долларов.
Начинающий специалист, только окончивший вуз, получает порядка 18 тысяч рублей. Профессионалы с опытом работы более 6 лет и научными степенями могут рассчитывать на оклад в 70–72 тысячи рублей. В среднем зарплата составляет 38–40 тысяч рублей в месяц. В регионах платят меньше – до 27 тысяч рублей. Больше всего получают сотрудники РАН – более 100 тысяч рублей в месяц.
Большая часть грантов, предназначенных для научных разработок, распределяется на заработные платы ученых.
Карьерный рост
Развитие специалиста в области антропологии продолжается постоянно. Последипломное обучение позволяет получить научную степень, что сопряжено с повышением оклада. Вершиной карьеры является получение должности научного руководителя или руководителя научно-исследовательского учреждения.
Больше всего перспектив у профессионалов, которые едут работать за границу. Например, в Америке молодой специалист со степенью магистра может получать в год 20–23 тысячи долларов, а в Великобритании – 25–32 тысячи долларов.
В нашей стране эта область науки также развивается. Поэтому есть основания полагать, что совсем скоро антропологи будут получать достойную оплату своей работы.
Перспективы профессии
Антропология представляет собой довольно перспективную и интересную профессию, в которой людям с аналитическим складом ума и глубокими познаниями можно в полной мере реализовать свой потенциал.
Если вы хотите изучать человека в разных аспектах его социальной деятельности и физические особенности рас, выбирайте для себя один из вузов, в которых можно получить профессию антрополога.
Автор: Даша Пащенко
Антрополог
От греч. antropos – человек + logos – учение. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Антрополог – учёный, специализирующийся на изучении человека как биологического вида.
Особенности профессии
Антропологов интересует человек не только в его единстве с природой, но и в контексте его культурной среды. Поэтому к антропологии также относят дисциплины, изучающие человека в социуме.
Термин «антропология» появился в античной философии. Древнегреческий философ Аристотель (384—322 гг. до н. э.) первым употребил его для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы. Условно антропологию можно поделить на культурную и физическую.
В России под антропологией до недавнего времени понимали в основном физическую антропологию, но с 1990-х гг, в российских вузах стали появляться кафедры социальной, политической и философской антропологии. Всё это – направления культурной антропологии, которая изучает культуру, цивилизацию, общественные системы, этнические особенности.
Например, социальная антропология изучает проявления человека в культуре и обществе: в семье, в религии, экономике и пр. Социальные антропологи (социоантропологи) исследуют принципы получения и использования власти в разных обществах, экономическое поведение людей, выявляет факторы, влияющие на экономику, но не учтённые экономической наукой. Культурная антропология даёт возможность понять суть противоречий между разными народами, социальными слоями и пр.
Специалистов в этой области обычно называют антропологами без каких-либо приставок (социо-, этно- и т.п.). Физическую антропологию в первую очередь занимает развитие человека как биологического вида. Она исследует останки древних и тела ныне живущих людей. Результаты таких исследований использует археология, медицина, педагогика, инженерная психология, этнология (от греч. ethnos народ) и т.д.
Изучение древних людей предполагает исследование ископаемых скелетов. Вот несколько важных находок и открытий в этом направлении.
Как-то французский археолог-любитель Жак Буше де Перт (1788 – 1868) обнаружил древние кремниевые орудия в каменоломнях в окрестностях Аббевиля. Он был одним из первых, кто пытался доказать существование «допотопных» людей.
Немецкий школьный учитель Иоганн Фульротт. (1803 – 1877) в 1856 г. собрал и описал кости первобытного человека. Это было первое научное описание неандертальца.
Голландский антрополог Эжен Дюбуа (по образованию – военный врач, 1858 – 1940) первым обнаружил череп питекантропа.
Раймонд Артур Дарт (южноафриканский врач, 1893 – 1988) открыл для науки австралопитеков.
Немецкий антрополог Франц Вейденрейх (1873 – 1948) разработал концепцию полицентризма (несколькх центров) формирования современных рас. (По его мнению этих центров было четыре.) Он же – автор концепции ортогенеза – внутреннего стремления организмов к развитию.
Немецкий антрополог Ганс Вайнерт (1887 – 1967) исследовал питекантропов и неандертальцев. Автор теории, согласно которой современный человек возник под давлением суровых условий ледникового периода.
Американский антрополог Алеш Хрдличка (1869 – 1943) в 1927 г. выдвинул концепцию неандертальской фазы в эволюции человека.
Австралийский приматолог Колин Петер Гроувс (1942–…) систематизировал приматов, объединив в одно семейство Hominidae (гоминиды) горилл, шимпанзе и человека.
Американский антрополог Клод Оуэн Лавджой – специалист по австралопитекам, автор концепции возникновения прямохождения. Он предположил (в 1980-х гг ), что прямохождению способствовали не столько природные факторы (климат и т.п.), сколько половое поведение, семейные отношения и социальная организация.
Это лишь небольшая часть учёных, сформировавших современную теорию развития человека как вида. Но точка в исследовании истории человека разумного (т.е. нас) ещё не поставлена.
Изучение современного человека имеет практическое значение для разных областей жизни. Например, измерения физических данных (антропометрия) интересны изготовителям одежды, мебели, строителям жилья и пр.
Рабочее место
Антропологи работают в научно-исследовательских институтах и центрах, преподают в профессиональных учебных заведениях. Специалисты по физической антропологии работают в учреждениях антропологического и археологического профиля, в области судебной медицины, генетики человека.
Специалист по культурной антропологии может входить в состав комиссий и выступать как эксперт, консультируя государственных деятелей, принимающих политические решения.
Кто такой антрополог и чем он занимается
Учёных, занимающихся антропологическим исследованием общества и закономерностей его развития, этносов и их культуры, во всей стране всего несколько сот человек. Научную работу давно не назовёшь престижной и тем более прибыльной, зато сам процесс увлекателен и разнообразен. Социокультурный антрополог и сотрудник Международного общества исследований цыганской культуры Марианна Сеславинская рассказала Rjob, как стать антропологом и с чем предстоит столкнуться в работе.
Как вы выбрали эту профессию?
В годы учёбы на филфаке МГУ я дружила со студентами исторического факультета, обучавшимися по специальности «этнология», и именно тогда поняла, что неправильно выбрала факультет. Стала посещать лекции на истфаке, читать специальную литературу. До университета я занималась хореографией, в период учёбы углубилась в этнохореографию, а с 3-4 курса начала концертную деятельность. В 1990-е годы поступила в аспирантуру по специальности «культуролог», которая тогда начала выделяться как научная специальность из философских дисциплин и во многом пересекается с культурной и социальной антропологией. Но вообще в эти специальности люди приходят разными путями: кто-то оканчивает исторический факультет по специальности «этнология», кто-то поступает в аспирантуру, имея другую гуманитарную специальность.
Правда ли, что часть социальных антропологов – представители различных народностей, потому изучают они собственную культуру и социальное развитие?
Да, это действительно так. Если вы придёте на конгресс этнологов и антропологов, то увидите там специалистов различных национальностей, и многие из них изучают свою национальную или этническую культуру.
Какие вузы готовят антропологов? Какие профильные предметы предстоит изучить?
В России профессия социокультурного антрополога не выделена как отдельная научная специальность. Сейчас она составляет часть подготовки преимущественно этнологов, культурологов и социологов, но озвучена в рамках этнологической специализации под номером 07.00.07: «Этнография, этнология и антропология». Методы антропологических исследований социумов и их культуры у нас и во многих странах Восточной Европы из бывшего социалистического лагеря составляют сейчас часть подготовки этнографов, и социокультурную антропологию преподают на исторических факультетах, в последние годы – также студентам, изучающим культурологию, в то время как в странах Запада эта специальность рассматривается как часть социологической науки. Существуют такие направления, как политическая, философская, лингвистическая антропология, и другие. Исследователи разных специальностей получают образование на различных факультетах высшей школы: историческом, социологическом, философском, филологическом.
Где может работать антрополог?
Для человека, желающего посвятить себя социокультурной антропологии, есть две основных возможности: работа в вузе или в научном учреждении. Но в вузах (учитывая рост нагрузки на преподавателей в последние годы) мало возможностей для исследовательской работы. Из научных учреждений для академических исследований наиболее благополучны институты Российской академии наук. Но из-за непрерывного реформирования и сокращения финансирования науки трудно сказать, на что сейчас может рассчитывать молодой человек.
С другой стороны, социальный (культурный) антрополог – современная специальность, востребованная и в академической, и в прикладных областях. Она связана с исследованиями человеческого капитала, который в постиндустриальных обществах представляет собой один из важнейших факторов развития. Уже не одно десятилетие в США и Западной Европе курс социальной (культурной) антропологии составляет часть подготовки специалистов разных профилей, от академического учёного до управленца и социального работника. Подобная тенденция в России начала проявляться в 2000-х годах. Например, в Департаменте межнациональных отношений Министерства регионального развития РФ состав сотрудников обновлялся за счёт специалистов-этнографов. Сейчас этого министерства не существует, а отдел перекочевал в Министерство культуры, где его функции сужены до регулирования национальных отношений в сфере культурной политики. В органах исполнительной власти различных уровней есть должности, связанные с межнациональными отношениями, но нет условия, чтобы их занимали специалисты-антропологи. В этом смысле России есть куда развиваться.
На что живёт антрополог?
Зарплаты преподавателей зависят от нагрузки, и могут достигать 40 тысяч рублей, но это в Москве. В учреждениях федерального уровня и в регионах зарплаты гораздо ниже – это 15-20 тысяч рублей для преподавателя с научной степенью. В последние 4 года сильно сокращено совместительство, которое широко практиковалось преподавателями и исследователями. В системе РАН зарплаты доходят до 30-40 тысяч рублей у кандидатов и докторов наук, но в последние годы ставки научных сотрудников, прежде всего, более высоких должностей, сокращают, что ставит под вопрос возможности карьерного роста для учёного. Оклады в 90-100 тысяч рублей связаны с административной работой (заместитель директора или другие высокие посты), и у основной массы научных сотрудников таких зарплат нет.
При этом можно получать гранты…
Да, часть заработка может складываться из грантов. В России два крупных фонда, предоставляющих гранты в социогуманитарной сфере: РГНФ и РФФИ. Их бюджеты сокращаются, при этом приоритет в финансировании отдаётся крупным научным коллективам, а не одиночным исследователям. Есть зарубежные фонды, часть которых допущена для работы с российскими гражданами. Финансирование исследований этнической проблематики и публикаций внутри страны нередко проще получить через общественные организации, с которыми работает часть исследователей.
Как обычно проходит рабочий день?
Рабочий день специалиста по этнической культуре зависит от того, где и над каким проектом он в данный момент работает. Если по научным проектам вне рамок учреждения – он абсолютно свободен. В академическом институте всегда было 1-2 присутственных дня, остальное время – так называемые «библиотечные дни», когда человек работает в библиотеке или дома или встречается с нужными людьми.
Исследования складываются из нескольких этапов. Сначала накапливается эмпирический материал: это полевые исследования или, если речь идет об исторических данных, работа в библиотеках и архивах. Активная направленная работа «в поле» может занимать несколько месяцев – это поездки или встречи. Если объект исследования находится в том же городе, то общение может быть регулярным. В период обработки и систематизации данных учёный начинает составлять текст и обычно работает дома, в библиотеке, посещает институт для контактов с коллегами, обсуждения проектов. Это «чисто» антропологические методы исследования, связанные с синхронностью наблюдения. Но восточноевропейский подход исследования этнических культур, развивавшийся в рамках историко-этнографического направления, предполагает и исторический, ретроспективный взгляд, что требует работы с историческими источниками: публикациями, документами. Благодаря оцифровке архивов в последние годы всё больше документов становятся доступны через интернет, что в сотни раз ускоряет научную работу. То же самое с поиском научной литературы – уже невозможно представить, чтобы мы работали так, как 10 лет назад.
Но прямой контакт с изучаемыми этносами всегда необходим?
Одна из основных методик работы в поле – прямое включённое наблюдение, то есть участие в событиях. Например, исследователя приглашают на праздник, на свадьбу, в гости, где он просто наблюдает за событиями или участвует в них. Другой важный метод – интервью на обговорённую с информантом тему. При этом можно строго придерживаться каких-то вопросов, а можно задать общее направление разговора и дать информанту свободно высказываться, так как разговор может выйти на другую интересную тему.
Накопление материала идёт всю жизнь, потому что антрополог (этнолог, культуролог) получает данные не только во время специальных экспедиций. Врастая в изучаемую среду, он часто поддерживает отношения с информантами, некоторые могут стать его приятелями или друзьями. А если он ещё и носитель культуры, тогда он постоянно находится в изучаемой среде. В последние годы с развитием интернета возможность контактов с удалёнными информантами становится неограниченной.
Международное общество исследований цыганской культуры занимается ещё и сохранением культуры (мастер-классы по фольклорному танцу и т.п.), образованием на родном языке. Как участвует в этом антрополог?
Выбор сферы деятельности определяется интересом самого человека, ведь свобода научных исследований – основной принцип науки, её дух. К примеру, этнохореография – такая же область научного знания, как и любая другая. Есть этнологи, которые профессионально занимаются этнической хореографией, она составляет часть их научных интересов, и они совмещают это с научной карьерой. Например, С.В. Рыжова – сотрудник института Этнологии и антропологии РАН, доктор исторических наук, много лет профессионально исполняет и преподаёт несколько традиционных танцевальных стилей Индии.
Я много лет работала исполнителем этнических танцев и этнохореографом. В последние два года являюсь экспертом Всероссийской танцевальной организации.
Что касается образования – мы с Георгием Николаевичем Цветковым семь лет проработали в Федеральном институте развития образования в отделе, который занимался проблемами образования национальных и этнических групп в России, и почти все публикации на эту тему мы сделали в рамках разработки программ для носителей цыганского языка. Поэтому мы можем давать практикум по цыганскому языку.
Какие навыки, черты характера необходимы будущему антропологу, а какие противопоказаны?
Среди общих качеств учёного: самостоятельность мышления, умение отстаивать свою точку зрения, умение анализировать, сопоставлять, систематизировать. Для антрополога важно умение общаться с любыми людьми, находить с ними контакт, располагать к себе. Считается, что необходимы и актёрские данные. Нужно уметь поставить себя на место и в обстоятельства жизни членов исследуемого общества. Нужно терпение, так как далеко не все информанты легко пойдут на контакт.
Неприемлема нетерпимость – религиозная, этническая. Важнейший этический кодекс – не навредить информанту и общине. Если люди не хотят, чтобы их записывали – значит, нельзя записывать. Если не хотят, чтобы на них ссылались – не надо упоминать их данные. Если просят не публиковать какую-то информацию – значит, она много лет останется в записях. Это бывает, когда речь идёт о «закрытой» социальной информации, которой нельзя делиться с «чужими», или о личной информации человека, публикация которой нанесёт ему или общине вред. В некоторых случаях вообще лучше не упоминать даже этническую группу информантов или же очень аккуратно затрагивать в публичном пространстве некоторые темы. Последнее связано с агрессией, этнической нетерпимостью, дискриминацией, спекулятивным использованием этнической информации в СМИ.
Как происходит профессиональное развитие?
Направленное повышение квалификации – это обучение в аспирантуре и написание докторской диссертации. Самообразование происходит постоянно, особенно это заметно при исследовании междисциплинарных тем, когда приходится углубляться в смежные специальности. Например, недавно я писала статью о законодательстве Российской империи в отношении цыган и обращалась к исследованиям по истории права в России и к работам по общей теории права.
Наряду с профессиональным становлением необходимо человеческое развитие, умение понимать людей. Возможность смотреть на мир глазами других подразумевает не только профессиональный, но и жизненный опыт.
Важно научное общение, обсуждение своих и чужих публикаций, материалов, обмен опытом. Личные встречи с коллегами, конференции, симпозиумы, научные форумы – основные формы научного общения. Сейчас есть возможность удалённого участия в конференциях и общения с коллегами через скайп.
Кто для вас является профессиональным ориентиром?
Личность идеального учёного – это скорее собирательный образ. Среди классиков антропологии привлекают работы разных авторов, но особенно Фредерика Барта, Рут Бенедикт, Мэри Дуглас. Направления их исследований находятся в сфере моих научных интересов. Сейчас я пишу ряд статей о цыганах в Российской империи, и для меня пример качества работы с историческими источниками представляют тексты историков предреволюционного периода, например, известного историка Украины Дмитрия Ивановича Багалея. Примером служат и работы некоторых современников и коллег. Один из образцов историко-этнографического исследования – монография 1998 года «Цыгане в румынской истории» Виорела Акима. Образец современного социально-антропологического исследования – труд Елены Николаевны Успенской 2010 года «Антропология индийской касты». Пример коллективного научного проекта – выходившая последние 15 лет известная научная серия «Алгебра родства» под руководством Владимира Александровича Попова. Конечно, много и других интересных работ.
Международное общество исследований цыганской культуры приглашает к сотрудничеству исследователей-профессионалов и любителей. Кто откликается на это приглашение?
Это очень разные люди. Иногда учёные. Например, так мы познакомились с профессиональным историком В. Н. Шкуновым, который в своём исследовании о торговле цыган обнаружил ряд интереснейших неизвестных ранее исторических источников. Обращаются разные люди с просьбой прислать литературу. Несколько раз писали учителя, преподающие цыганским детям, цыганская интеллигенция из разных регионов России и бывших республик СССР, из общественных организаций.
Как к вашей необычной специальности относятся окружающие?
Смотря какие окружающие. Российское общество ведь крайне неоднородно. Есть агрессивно настроенные в этническом отношении люди. Среди молодых людей, получающих высшее образование, в последние 10-15 лет бытует мнение, что в науку идут неудачники, которые не смогли реализовать себя в других областях, что связано с ухудшением положения ученых в последние 25 лет и деградацией сферы науки и образования в России. Причём это касается даже детей весьма успешных знакомых: они считают, что заниматься наукой в российских условиях – бред. Но своих родных они почему-то к неудачникам не относят (улыбается).
С точки зрения исследований многим эта профессия представляется интересной, ведь она позволяет объективно увидеть общество, да и сам процесс научного поиска – необычайно творческое занятие. Нашей интернет-библиотекой пользуются люди разных возрастов и профессиональных интересов: не только учёные или общественные деятели, но и представители этнической диаспоры, особенно молодёжь.
Каковы главные проблемы современной российской науки и антропологии в частности?
Проблема переходных обществ, к которым принадлежит Россия и страны бывшего соцлагеря, в резком понижении уровня жизни учёных в постсоветский период, в несоответствии их настоящего положения той роли, которую играет наука в обществе, в недофинансировании научных исследований, малокомфортных условиях работы. Самое плохое – это то, что в последние годы под видом реформ в стране происходит попытка ликвидации самостоятельности науки как общественной отрасли, бюрократизация научного процесса, попытка внедрения идеологического контроля в социогуманитарном знании (прежде всего в исторической науке), подмены научного творчества начетничеством, с внедрением соответствующих социальных инструментов. То есть происходит попытка ликвидации того, что делает науку наукой – уникальной саморазвивающейся областью. Как результат – падение престижа науки в России. Активные исследователи, и прежде всего молодёжь, стараются уехать в развитые страны, где условия работы на порядок выше. Речь не обязательно идёт об эмиграции, многие работают по грантам или по контракту. Поскольку сфера науки интернациональна, этот процесс вполне естествен.